Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека

Обновлено: 23.04.2024

Люди отличаются от всего остального, что было создано на планете Земля, важнейшим свойством - самосознанием. Наличие самосознания является необходимым условием для образованной личности. К. Маркс справедливо заметил, что животное абсолютно идентично своей жизнедеятельности, оно просто ничем не отличается от своей жизнедеятельности, оно образует с ней неразрывное целое. Животное на самом деле является этой жизнедеятельностью, оно живет «вместе с жизнью», не замечая этого: оно спит, ест, убегает от опасности. Нет восприятия времени, возраста, чувства удовлетворения. Все это обусловлено только инстинктом выживания в окружающей среде.

Человек подчиняет свою жизнедеятельность собственной воле и сознанию. Он сам отличается от окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, своих действий и поведения. Он субъективно переживает фактор времени, своего прошлого и настоящего, может представлять свое будущее.

В процессе развития психика достигает такого уровня, когда внешнее управление человеком, осуществляемое его окружением, дол-лает "делить« большую часть его функций с управлением »изнутри" самого человека. Другими словами, «бразды правления" сами собой переходят к самоуправлению. Но любое управление не может быть осуществлено без знания управляемого объекта. Вы не можете контролировать то, чего не знаете. Вот самоуправление и требует знания о себе, т. Самосознание (вопреки устоявшемуся термину "самосознание", в этом аспекте личности было бы более точным использовать термин "самосознание"). Концепция самосознания имеет свою структуру, функцию и генезис.

Существует взгляд на развитие самосознания как на многоступенчатый процесс. Итак, иногда есть четыре уровня (по Л. Столяренко):

- непосредственно-чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающий самовосприятие процессов в организме, психических состояний);

- личный (уровень переживаний о себе как о человеке, которому присущи сильные и слабые стороны);

- интеллектуально-аналитический (уровень осознания содержания собственных мыслительных процессов посредством самонаблюдения и самоанализа);

- целенаправленно-активный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение чг рез самооценка, самоконтроль, самокритика, самовыражение).

В. Мерлин считает, что формирование самосознания осуществляется в четыре этапа:

- осознание человеком того, что он отличается от остального мира;

- осознание "я" как активного начала субъекта деятельности;

- осознание своих умственных качеств;

- социально-нравственная самооценка, самоуважение.

При всей разнице взглядов в динамике самосознания видится и общее - усиление роли социальной составляющей.

Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивое отношение человека к себе, оно включает в себя три взаимосвязанных компонента:

- когнитивный, отражающий самопознание индивида;

- эмоциональный, в его eamotioshienie (самооценка) выражает;

- поведение, отражающее саморегуляцию личности.

Основные функции самосознания включают в себя:

- формирование себя как уникальной личности (приобретение собственного образа "я").

- Самооборона своего образа "Я" как фактора устойчивости личности во всех жизненных условиях.

Самосознание динамично, находится в стадии развития. На это обратил внимание А. Леонтьев, подчеркивая необходимость различать "знание о себе и самосознание": "Знание о себе накапливается еще в раннем детстве; в бессознательных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело - самосознание, осознание своего "я". Это результат, продукт становления человека как личности. " Что касается взглядов на механизмы возникновения самосознания, то здесь есть расхождения. Вот некоторые из них:

- Самосознание первично для человека и в значительной степени генетически обусловлено. Ребенок постепенно познает себя, окружающий мир, замечает свои отличия от других, приобретает способность самостоятельно сохранять стабильность своих личностных качеств, то есть формирует сознание;

- Самосознание - это не самостоятельный процесс. Сознание и самосознание формируются одновременно, и их автономное существование невозможно. Осознание внешнего мира и себя - это единый процесс, возникающий в результате синтеза самовосприятий и ощущения элементов объективного мира. В развитии самосознания наблюдаются те же периоды, что и в развитии человеческих знаний об объективном мире: элементарные самовосприятия - самовосприятие - самовыражение - мнения и понятия о себе. Далее этот процесс переходит на более высокий, рефлексивный путь развития самосознания, при котором ощущения занимают процессы самосознания в концептуальной форме. Формирование самосознания обеспечивается социокультурным фактором, взаимодействием человека с другими людьми в сфере деловых и межличностных отношений.

Какова самооценка и уровень притязаний личности?

Как и многие другие психологические термины, термин "самооценка« прочно утвердился в повседневной жизни, и мы постоянно слышим такие выражения, как »у него явно завышенная самооценка«, »все его трудности из-за слишком низкой самооценки«, »это нанесло серьезный удар по моей самооценке" и так далее, и так далее.

Так что же это такое - самооценка? Действительно ли это так сильно влияет на жизнь человека, и если да, то почему и каким образом?

Я должен сказать, что мы очень часто используем термин «самооценка» по разным причинам, это не совсем правильно. Чаще всего мы ставим знак равенства между самооценкой и уверенностью в себе.

А между тем это разные вещи, которые часто не всегда связаны друг с другом. Точно так же, вопреки распространенному мнению, человек с низкой самооценкой не всегда обязательно является неудачником: напротив, парадоксально, что часто низкая самооценка подталкивает человека «к поступкам", и он может добиться значительных карьерных успехов; часто низкая самооценка идет рука об руку с перфекционизмом — желанием делать все и всегда идеально.

Но тогда что плохого в низкой самооценке? Если это не мешает (и, возможно, даже помогает) людям добиваться успеха, то, возможно, необходимость его увеличения, усиления - это просто выдумка психологов, которые хотят привлечь больше клиентов?

Как видите, вопросов много, и в этой статье мы постараемся их тщательно разобраться, а заодно выяснить, каков уровень претензий и как это связано с самооценкой.

Что такое самооценка и зачем она нужна?

Основой, на которой строится самооценка, является оценка внешних влияний, условий, обстоятельств и отношений. Умение оценивать не только объективные факторы, но и собственные силы, способности, качества - один из важнейших признаков различия между человеком и животным: животные не занимаются самооценкой.

Для чего необходима оценка окружающей действительности, ясно: только так живое существо, постоянно оценивающее внешние условия, может выжить. Но для чего нам еще и самооценка нужна? Ведь животные, в том числе и высокоразвитые, обходятся без них, и вполне успешно. Кроме того, так много говорится о негативных последствиях низкой (или, наоборот, завышенной) самооценки, что иногда возникают сомнения: не было бы лучше без них?

Сколько времени и душевных сил сэкономили бы люди, если бы не были погружены в переживания о собственных плюсах и минусах, не сравнивали себя с другими, а, как и братья меньшие, ориентировались только на однозначные сигналы из окружающей среды!

Дело в том, что поведение животного определяется инстинктами — унаследованными, генетически заложенными программами поведения. Все, что нужно животному для выживания и размножения, "известно" с самого рождения: инстинкты диктуют, как и на кого охотиться, какая трава съедобна и какая ядовита, как вести себя при встрече с опасностью, как и за кем ухаживать, как ухаживать за потомством. Оценка сигналов из внешней среды служит своего рода триггером для той или иной, подходящей для случая поведенческой программы.

У человека есть врожденные инстинкты - один или два, и он погиб. С самого рождения мы почти ничего не можем сделать; любой форме поведения, от очень простой до самой сложной, мы должны учиться, приобретая жизненный опыт. И в каждый из этих моментов, когда животное, оценивая ситуацию, начинает вести себя в соответствии с врожденной программой, мы сталкиваемся с необходимостью принимать решения, более или менее осознанно решать, какое поведение в той или иной ситуации будет наиболее успешным.

И мы можем принимать решения и принимать решения только потому, что оцениваем себя — свои способности, способности, сильные и слабые стороны. Итак, наличие самооценки, в целом, позволяет человеку действовать наиболее эффективно в окружающем мире. Не завидуйте животным только потому, что они избавлены от мучений выбора и поиска правильных решений из-за наличия врожденных поведенческих программ.

Какими бы сложными ни были инстинкты и насколько хорошо животное приспосабливается к внешним условиям, тем не менее количество унаследованных поведений очень ограничено. Инстинкты хорошо работают в более или менее постоянных условиях, но не слишком помогают пережить внезапные изменения: любые обстоятельства, не предусмотренные программой, могут оказаться непреодолимым препятствием.

У человека есть несравненно более гибкие возможности: он не только постоянно учится действовать в разных ситуациях, но и еще способен измерять свои ресурсы с требованиями окружающей среды и выбирать способ поведения, который наилучшим образом будет соответствовать этим ресурсам. Если самооценка не является адекватной: нетрудно заметить, что неправильная оценка себя может привести к неэффективному поведению.

Мы подчеркиваем один очень важный момент: адекватная самооценка - это знание ваших ресурсов. В данном случае речь идет не о хорошем или плохом отношении к себе!

Самооценка - это оценка личности себя, ее потенциала, качеств и места в обществе. Что касается сути личности, то самооценка является важным регулятором ее поведения.

Давайте проясним это. Предположим, вы оцениваете свои коммуникативные навыки как не слишком высокие. Проще говоря, им довольно сложно сходиться с новыми людьми, они чувствуют себя неуютно, в центре внимания, не обладают ораторскими способностями и вообще не слишком интересны для общения ни с кем, кроме двух-трех человек поблизости.

Можно ли считать эти интровертные черты личности недостатком? Вам нужно плохо относиться к себе, считать себя »неполноценным", потому что вы знаете о таких качествах?

Конечно, нет. Эти знания только позволяют вам сделать точный прогноз того, как вы будете себя чувствовать в той или иной ситуации, в каких условиях вы сможете действовать более эффективно, а в каких - менее.

Итак, что мы можем сказать о людях, у которых адекватная самооценка?

Человек с адекватной самооценкой формирует поведенческие стратегии, соответствующие целям его деятельности. Успех является для него стимулом к дальнейшим успехам. Неудача не вызывает бурных негативных эмоций - наоборот, она также становится стимулом, побуждающим мужчину выявлять причины неудачи и затем, получив необходимые знания, проявлять большую настойчивость в достижении цели. Такой человек обладает вполне обоснованной уверенностью в себе.

В результате человек с адекватной самооценкой реализует возможности, которые у него есть.

Адекватная самооценка - это способность принимать себя таким, какой она есть. Низкая самооценка подразумевает, что вы предпочли бы быть кем-то другим.

Хотя мы уже говорили выше, что самооценка - это знание ваших ресурсов, этим дело не ограничивается. Ведь отношения человека с другими людьми, его критичность, его требовательность к себе, его взгляд на успехи и неудачи зависят от самооценки. Человек не компьютер, и на самом деле он не только дает некоторые непредвзятые суждения о себе: оценка в большинстве случаев также подразумевает отношение и, следовательно, эмоции, переживания.

В частности, опираясь на адекватную оценку своих коммуникативных способностей, вы можете прийти к выводу, что работа, требующая постоянного общения и изощренного общения — не только потому, что вы с ней не справляетесь, но и потому, что вам это просто не нравится. Гораздо большего успеха вы добьетесь в деятельности, не связанной с межличностным общением— - и вот перед вами открываются широкие возможности, среди которых, исходя из оценки ваших качеств, вы в конечном итоге выберете наиболее подходящую для вас.

Подробнее читайте в статье "Человеческие способности и выбор правильной« профессии».

И здесь мы вступаем в область, знакомую нам по повседневным разговорам: горе от низкой самооценки, разнообразные трудности в общении и деятельности, связанные с самооценкой завышенного. короче говоря, как только самооценка отклоняется от адекватной, она создает некоторые проблемы — и тогда она попадает в поле зрения и начинает требовать тщательного анализа и корректировки.

Чтобы понять, как самооценка может потерять свою адекватность и оказаться заниженной или преувеличенной, нам нужно ознакомиться с еще одной важной психологической концепцией — уровнем притязаний.

Претензии и самооценка

Самооценка тесно связана со степенью притязаний человека, то есть степенью сложности целей, которые он ставит перед собой. Чем сложнее цель, которую вы ставите перед собой, тем выше ваши требования.

Уровень притязаний, свойственных человеку, и его самооценка влияют друг на друга. С одной стороны, мы делаем выбор более или менее сложной цели, основываясь на самооценке наших ресурсов. С другой стороны, успех и неудача в достижении цели (выбранной в соответствии с уровнем требований) оказывают влияние на самооценку.

Каждый из нас ставит перед собой множество целей разных размеров: найти лекарство от рака, полететь на Луну, стать лучшим студентом на курсе, не опаздывать на работу завтра, зарабатывать деньги на летние каникулы, преодолеть страх высоты, бросить курить и т. Д.

Соответственно, разнообразие целей и уровень притязаний человека можно рассматривать в нескольких планах.

1. Трудность, которая должна быть достигнута в будущем путем целого ряда последовательных действий, является идеальной целью (например, великое открытие в науке и Нобелевская премия).

2. Уровень сложности следующего действия; выбор таких непосредственных целей мы делаем на основе опыта успеха или неудачи наших действий в прошлом. Это уровень претензий на данный момент (например, быть достаточно пунктуальным, чтобы прийти на работу вовремя сегодня).

3. Желаемый уровень самооценки человека - это уровень "я".

Давайте представим, что мы находимся в ситуации выбора следующей цели, в данный момент у нас нет обязательств перед другими, на нас ничто и никто не оказывает давления, и мы свободны совершенно свободно ставить себе «планку» — выбирайте действие на любом уровне сложности.

В принципе, в каждом человеке живет желание повысить свою самооценку, и это желание в ситуации выбора порождает внутренний конфликт (который, впрочем, может быть как для самого человека, так и почти невидимым, неосознанным и мало интенсивным).

Этот конфликт заключается в следующем: с одной стороны, мы хотим максимально полно насладиться чувством успеха, максимально добиться этого успеха, и это порождает тенденцию повышать уровень претензий, поднимать планку выше. (Вспомните »механизм" возникновения радости: этот опыт возникает, когда цель достигнута, и чем сложнее был путь к успеху, тем сильнее эмоция радости.)

Но, с другой стороны, очень хочется избежать провала, а это, как вы понимаете, подталкивает нас к тому, чтобы снизить планку, то есть снизить уровень претензий.

Конечно, в реальной жизни наша свобода выбора определенной цели может быть довольно сильно ограничена внешними условиями. Однако уровень претензий определяется не только объективной ситуацией, но и более или менее постоянной склонностью человека к постановке реалистичных целей, либо чрезмерно высоких, либо, наоборот, заниженных (с точки зрения собственных возможностей).

Люди с реалистичным уровнем претензий способны критически оценивать свои достижения, трезво оценивать свои успехи и неудачи, делать выводы о своих сильных и слабых сторонах. Как правило, чувство успеха, вызванное достижением цели, приводит к увеличению требований. Напротив, опыт неудачи, когда желаемая цель не может быть достигнута, приводит к тому, что уровень претензий несколько снижается.

Но люди с недостаточной самооценкой и нереалистичными претензиями поступают иначе: уменьшают сложность новой цели после успешного достижения предыдущей (недооцененная самооценка) или увеличивают сложность, вопреки тому факту, что потерпели фиаско в достижении более простой цели (переоцененная самооценка).

Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Под самооценкой подразумевают оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровень (высокая, средняя, низкая);

2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.). Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания.

Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.

Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач.

Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её. Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению БороздинойЛ.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности.


Самооценка представляет оценку человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [ 4 ] . От нее зависит как мы воспринимаем себя, свои успехи и неудачи, как выстраиваем взаимодействуем с другими людьми, а также какие цели себе ставим. Она оказывает влияние на эффективность любой деятельности человека.

Английский психолог Р. Бернс, внесший значительный вклад в изучение самооценки, считает что она представляет личностные суждения человека о собственной ценности и проявляется в установках о себе. По нему самооценка это эмоциональное отношение человека к самому себе. Онаимеет различную интенсивность в зависимости от эмоций принятия или осуждения [1]. Важно понимать, что качества которые человек приписывает себе, далеко не всегда объективны, и вероятно с ними не всегда согласны другие. Самооценка как оценивание себя и своих характеристик связана с различными эмоциональными переживаниями. И даже на первый взгляд такие объективные характеристики как возраст, пол, рост, национальность, профессия и некоторые другие могут для разных людей иметь разное значение и вызывать у них разные эмоции. Например, рост 160 см для одних женщин является оптимальным, другие оценивают его как приемлемый, а третьи - недостаточный.

Согласно Р. Бэрнсу существует три важных для понимании формирования самооценки фактора. Первый фактор это сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. «Я» идеальное выполняет мотивирующую функцию и помогает человеку стремиться к каким-то целям. Чем меньше разрыв между реальным представлением о себе и идеальном, тем выше самооценка личности. Степень совпадения реального я с идеальным является важным показателем психического здоровья. Как правило люди стремятся сократить разрыв между ними. Но бывает, что человек предъявляет к себе завышенные требования, которые не соответствуют его возможностям, потребностям в текущий момент, что может приводить к неврозу.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с восприятием человеком того, как его оценивают другие.Например, если родитель постоянно говорит ребенку, что он глупый, то последний постепенно станет считать себя таковым. Также самооценка ребенка формируется путем моделирования, то есть он будет относиться к себе также как относятся к нему родители. И последнее люди оценивают реакцию других людей на себя. И если окружающие как-то не так реагируют на человека, то и его самооценка будет меняться.

И наконец, последний третий фактор, заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий. На самооценку личности влияет уровень ее достижений. Чем значимее достижения личности в той или иной сфере, тем выше ее самооценка. Данный фактор формирования самооценки тесно связан с уровнем притязаний, который представляет собой уровень сложности и достижимости цели, на которую претендует человек. Разрыв между реальными возможностями человека и его притязаниями, приводящий к невозможности их реализации, приводит к тому, что он начинает неадекватно оценивать себя, что в последствии находит отражение и в его поведении: повышается уровень агрессии, тревожности, могут случаться эмоциональные срывы и др. Те же, кто ставит перед собой реалистичные цели, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в их достижении, большей продуктивностью [4].

Известный американский исследователь мотивации Дж. Аткинсон разделяет людей по уровню притязаний на два типа. Ученый считает, что одни стремятся избегать неудачи, поэтому выбирают максимально легкие задачи, другие же стремятся к успеху, поэтому вбирают более сложные задачи. Переживание успеха или неуспеха, вследствие достижения или не достижения уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных или более легких задач. Также достижения того или иного уровня притязаний влияют на формирование самооценки личности [3].

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Где уровень притязаний это цели, к которым индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние), а успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий. При этом необходимо заметить, что в лияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её [ 5 ].

Стоит отметить, что в ситуациях, когда ч еловек выдвигает нереалистические притязания, он часто терпит неудачи и испытывает фрустрацию, представляющую сильное эмоциональное состояние в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (агрессивная фрустрация) или самого себя (регрессивная фрустрация) . Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить у одних агрессивность, завистливость, озлобленность, а у других - вялость, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность. Длительное течение фрустрации может приводить к неврозу [ 2 ].

Самооценка

Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей, она является ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию, она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам. Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

в зависимости от уровня (или величины) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;

по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;

в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);

что касается временнОго отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;

в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Бывает два типа низкой самооценки:

низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);

низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Наши похвала и восторг могут быть направлены на самого ребенка, на его личность, а могут – только на его поведение и поступки. В первом случае мы формируем ядро его идеального «Я», во втором – уровень внешних притязаний ребенка – того, что он может делать, «что такое хорошо, что такое плохо». Соотношение наказаний и поощрений и разная их направленность как раз и создают условия для будущих биографий наших детей.

Самооценка и уровень притязаний

Высокая самооценка – высокий уровень притязаний фиксируются в формуле «Ты самый лучший на свете, и ты сможешь сделать все, что захочешь!» Образ неограниченных внутренних ресурсов и бесконечных внешних возможностей выглядит позитивно и кажется очень привлекательным, если у ребенка действительно хорошие способности, а окружение готово поддерживать амбиции растущего организма.

Высокая самооценка, но низкий уровень притязаний означают: ребенок настолько хорош, что нечего больше и желать. Ну, прелесть что за девочка, чудо что за мальчик! Такой обаятельный бездельник, впрочем, очень безобидный, вот кого мы растим, не покладая рук, умиляясь своими детьми без всякого на то повода. Но результатом сильного расхождения между самооценкой и уровнем притязания может стать глубокое чувство неудовлетворенности жизнью. Человек догадывается, что в предлагаемых обстоятельствах достоин лучшего. И здесь очень важно научить ребенка отказываться от «плохих предложений», уметь «торговаться», то есть отстаивать свое право на лучший приз.

Низкая самооценка и низкий уровень притязаний означают, что ребенок никого не интересует, возможно, даже мешает, и никто его не учит жить, ухаживать за собой, играть, общаться… Хуже не придумаешь. Ему говорят примерно следующее: «Ты у нас какой‑то невезучий, будь осторожен, в мире столько опасностей!», «Как же ты будешь жить? Тебя же нельзя оставить ни на минутку. Обязательно что‑то случится!» Это не сочувствие, это приговор.

Ну и, наконец, низкая самооценка и высокий уровень притязаний – классический невротик, который не уверен в себе, не знает, что он реально может, но с детства запрограммирован мечтать стать знаменитым пианистом или космонавтом. Хоть кем‑нибудь. Его мало хвалят, но часто напоминают, что семья на него рассчитывает и что стоит жить только затем, чтобы поразить мир невероятными успехами. «Наверное, в будущем тебе повезет, и ты станешь успешным, но с такими данными рассчитывать можно только на чудо!», «Конечно, всякий может стать космонавтом, но в нашей семье никогда не было космонавтов!».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: