Судебная власть индии 1950 г особенности

Обновлено: 27.04.2024

Индия (Республика Индия) освободилась от 6piпанской колони­альной зависимости в 1947 г. Она занимает второе место в мире (после Китая) по численности населения (около 1 млрд человек), седьмое — по размерам территории (Индия почти втрое меньше Китая), пятое место — по объему ВВП, но приблизительно 100-е место — по доле ВВП на душу населения.

По форме государственно-территориального устройства Индия федерация, субъектами которой являются 25 штатов. Последние представляют собой крупные государственно-территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Помимо штатов в состав Индии входят 7 союзных территорий - сравнительно небольших по размеру и численности населения административных единиц центрального подчинения. В союзные территории были выделены преимущественно бывшие неанглийские колонии (португальские и французские), которые из-за небольшой по площади территории и малочисленности населения не могли получить статуса штата. В настоящее время с правовой точки зрения союзные территории не отличаются от штатов.

Действующая Конституция Индии принята Учредительным собранием в 1950 г. Являясь самым большим по объему Основным законом в мире, она представляет соединение конституционно-правовых традиций Великобритании с отдельными положениями конституций США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской республики в Германии, Японии и некоторых других стран. С момента принятия в нее внесены многочисленные изменения и дополнения (около 500). Наряду с Конституцией источниками государственного права Индии являются решения Верховного суда в порядке конституционного контроля, законы, имеющие конституционное значение, обычаи, акты делегированного законодательства и т.д.

По форме правления Индия является республикой, использующей многие традиции английского парламентаризма. Политический режим развивающаяся демократия.

Правовая система Индии обладает исключительным своеобразием, представляя смесь и сосуществование различных правовых культур, что отражает постоянную смену властителей на протяжении многовековой истории страны и многоконфессиональный характер современного индийского общества.

Единой индийской правовой культуры и правовой системы не существует, индийское право полисистемно. Большинство его отраслей сложилось под воздействием английского права в период британского владычества, эти отрасли образуют в совокупности общенациональное право индийского государства. В связи с этим можно утверждать, что Индия входит в семью общего права (англо-американскую правовую семью). Наряду с национальным правом территориального характера, которое применяется ко всем лицам вне зависимости от расы и вероисповедания, в Индии продолжают действовать лично-религиозные системы индусского и мусульманского права.

Конституция Индии 1950г: общая характеристика

Конститу́ция И́ндии — верховный закон Индии.

Представляет собой основу, на которой построены фундаментальные политические принципы, установлена структура, процедуры, полномочия и обязанности правительства и отражены основные права и обязанности граждан.

Конституция Индии была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 года, через два года после обретения Индией независимости, вступила в силу в 26 января 1950 года и продолжает действовать в настоящее время. В ней Индия объявляется суверенной, демократической республикой, гарантирующей своим гражданам правосудие, равноправие, и свободу; слова «социалистическая» и «светская» были добавлены к определению Индии в 1976 году в результате конституционной поправки. День принятия конституции является официальным праздником в Индии и отмечается ежегодно 26 января как День Республики.

Конституция Индии является самой большой по объёму конституцией в мире, включает 395 статей, 12 крупных приложений и 83 поправки, и состоит из 117 369 слов в версии на английском языке, помимо которой существует также официальный перевод на хинди. Каждый принимаемый правительством закон должен находиться в согласии с конституцией, так как она является верховным законом государства.

Основное содержание индийской конституции относится к наиболее важным сторонам общественного и государственного строя, а также правового статуса личности. Авторы Конституция Индии стремились объединить в ней все лучшие конституционные достижения других государств. В частности, индийская конституция заимствовала ряд положений конституционных актов Конституции Великобритании, а также конституций СССР, США, Канады, Японии и Австралии.

Индийская конституция предусматривает крайне простой порядок внесения поправок, в результате чего за время своего существования сотни её различных положений подверглись изменениям, делая её более приспособленной к существующей ситуации. К конституции было добавлено около 80 новых статей и исключено около 20. Всего было произведено более 500-т изменений текста. Поправки либо непосредственно вносятся в текст Конституции, изменяя его, либо прилагаются к ней. Некоторые поправки по объёму близки к Конституции США.

Можно выделить такие наиболее важные характерные черты индийской конституции, как:

- юридическое закрепление суверенитета Индии,

- негативное отношение к социальному неравенству,

- провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан (части 3, 4, 4-А) с учётом таких специфических чёрт индийского общества,

- закрепление принципа смешанной экономики с большой ролью государственного сектора,

- сочетание традиционных индийских институтов с институтами, появившимися в результате глобального развития конституционного права,

- политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности с первостепенной ролью индийских интересов.

Одним из факторов, обеспечивающих стабильность индийской федеративной демократии, является судебный контроль и истолкование законов судами (англ. judicial review): в этом отношении Индия изначально последовала за опытом США.

Во главе судебной иерархии — Верховный суд, который имеет право интерпретировать конституцию, консультировать президента и решать любые судебные вопросы, в том числе разрешать противоречия между правительством Индийского союза и правительствами штатов и союзных территорий. Главу Верховного суда назначает президент, остальных судей Верховного суда — президент по согласованию с главой Верховного суда и другими судьями верховного суда и/или высших судов штатов. Отстранить судей можно только по решению парламентского большинства.

Высшие суды функционируют на уровне штатов. Конституция позволяет иметь один суд для нескольких штатов (всего их 18). Далее следуют суды более низкого уровня, вплоть до народного суда в деревнях (хинди lok adalats).

Соперничество между принципами парламентского суверенитета (только парламент может законодательствовать и менять законы, включая конституцию) и судебного контроля (суды могут отменять законы и интерпретировать конституцию) идёт с 1951 года. После отмены Верховным судом существенных законов в начале 1970-х годов в 1976 году была принята 42-я поправка к конституции страны, которая передавала полномочия в области судебного контроля и истолкования законов судами федеральному парламенту (характерно для британской парламентской системы). В последующие годы приняты поправки, восстанавливающие некоторые полномочия Верховного суда.

В целом, Верховный суд и высшие суды в составных частях Союза играют важную роль в защите прав и свобод граждан и до сих пор рассматриваются как обладающие большой легитимностью, несмотря на значительную политизацию судебной системы начиная с 1970-х годов.

К востоку от Берингова пролива
Известный полярный исследователь, побывавший на Аляске рассказывает о её суровой .

Морская карта рассказывает
Краткий справочник по отечественной морской топо­нимии. В нем приводится более .

Ботанико-географический очерк Европейской части СССР и Кавказа
Приводятся сведения о растительности Европейской части СССР и Кавказа (в том .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в 1949 г. и полностью вступила в силу в 1950 г. (до этого в Индии существовали колониальные конституции, дарованные метрополией).

Конституция Индии – самая объемная конституция в мире. С учетом последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст Конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней.

Индийский национальный конгресс добился закрепления в Конституции тех целей, которые он выдвигал: свободы от колониализма, равных прав, политической и экономической справедливости, содействия миру между народами и др.

К основным чертам содержания Конституции могут быть отнесены:

1) закрепление народного и государственного суверенитета, завоеванного в результате антиколониального движения. Основная доля политической власти в Индии принадлежит национальной буржуазии;

2) отрицательное отношение к социальному неравенству. Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предотвращении концентрации богатств и средств производства;

3) провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп;

4) закрепление принципа смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль;

5) сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права;

6) политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы.

Конституция предусматривает комбинированную систему принятия поправок. Проект поправки может быть внесен любым членом Парламента в любую из двух палат (на деле поправки предлагаются правительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается Президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона: простым большинством присутствующих в каждой палате. Если поправка невелика, она включается в текст Конституции как дополнение или замена соответствующей статьи.

Пространные поправки (некоторые из них насчитывают множество страниц) прилагаются к тексту Конституции, хотя и не всегда публикуются как приложение к ней.

Хотя в штатах Индии (за исключением одного штата – Джамму и Кашмир) нет своих конституций, конституционный контроль осуществляет не только Верховный суд Индии, но и высокие (верховные, высшие) суды штатов (местные суды решений о неконституционности не принимают). Окончательное решение остается за Верховным судом Индии.

Верховный суд имеет право толковать Конституцию (ст. 132).

Осуществляя конституционный контроль, он может признать федеральные законы, законы штатов, иные правовые акты неконституционными, т. е. фактически аннулировать их действие.

Конституционное развитие Индии является ярким примером борьбы этой страны за национальную независимость. После долгих веков английского колониального господства в 1946 г. Индия была объявлена доминионом и разделена на два государства – собственно Индию и Пакистан. На основе Акта о независимости Индии от 18 июля 1947 г. были образованы уже два доминиона, которым было предоставлена возможность формирования собственных учредительных собраний, которые могли выработать собственную конституцию

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949 г., через 2 года после достижения Индией независимости (1947 г.), вступила в силу в 1950 г. и действует поныне. Действующая конституция чаще всего именуется Конституцией Индии 1950 г. Составители проекта Конституции успешно рецепировали и приспособили к индийской специфике положения многих конституций других стран, поэтому в ней можно выделить статьи, сходные с положениями конституции Великобритании, США, Канады, Австралии, Японии, СССР и др.

Конституция Индии 1950 г. – уникальный в мировой практике конституционный документ, поскольку она является большой по объему – включает около 400 статей; очень подробна и детальна; эклектична: авторы конституции стремились «научиться всему» у всего мира, сосредоточить в своей конституции все лучшие конституционные достижения других государств; является очень гибкой (предусматривает простой порядок внесения поправок), в результате чего за 60 лет были изменены сотни ее различных положений, то есть конституция Индии постоянно «приспосабливается» к существующей ситуации, становится более «индийской».

Несмотря на объемность и структурную сложность индийской конституции, можно выделить наиболее важные ее положения. Так, Конституция Индии 1950 г. юридически закрепляет статус Индии как независимого государства; закрепляет федеративную форму государственного устройства; устанавливает принципы построения федерации (главный из которых – языковый); утверждает республиканскую форму правления в виде парламентарной республики; провозглашает основополагающие права и свободы человека с учетом индийской специфики; ограничивает права находящихся в Индии граждан «враждебных государств» (упрощает порядок ареста, слежки и т. д.), а также граждан Индии, добровольно проживающих в этих государствах и поддерживающих с ними деловые связи («враждебным государством», например, является Пакистан); гарантирует права национальных меньшинств; запрещает эксплуатацию, угнетение, «неприкасаемость» и иные виды дискриминации по мотивам религии, расы, места рождения, касты, а также дискриминацию согласно пережиткам прошлого; закрепляет светский характер государства; гарантирует льготы и дополнительную защиту представителям отсталых групп населения; провозглашает ряд конституционных принципов-целей: поднять уровень жизни населения, провести экономическую реформу, в том числе аграрную, преодолеть пережитки прошлого, демократически решить национальный вопрос, повысить уровень грамотности, бороться за мир во всем мире.

Конституционные основы общественного строя Индии (конституционное регулирование экономических, социальных, культурных, политических отношений. Конституционная формула индийского государства, особенности партийной системы Индии, сущность индийского федерализма).

Конституционно-правовой статус человека и гражданина (содержание конституционных прав, свобод и обязанностей, концепция не защищаемых в судебном порядке руководящих принципов, установленных Конституцией, особенности регулирования вопросов гражданства и режима иностранцев).

Конституция Индии 1949 года, общая характеристика, порядок принятия, изменения, эволюция, конституционный контроль.

Основы конституционного права Индии

18 июля 1947 года Парламент Великобритании принял Закон о независимости Индии. Данный Закон предусмотрел создание с 15 августа 1947 года на территории полуострова Индостан, находившегося под властью британской Короны, двух независимых государств Индии и Пакистана.

До принятия указанного Закона в 1946 г. в Индии было избрано Учредительное собрание, которое около 3-х лет разрабатывало проект Конституции. 26 ноября 1949 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Индии, вступившую в силу 26.01.1950 г. Учредительное собрание за 3 года разработало самую большую по объему Конституцию в мире. В настоящее время она насчитывает около 500 статей, объединенных в 25 частей. Составными частями ее являются Преамбула и 13 приложений.

Одна из основных целей принятия Конституции 1949 года заключалась в правовом оформлении существования Индии как суверенного государства. Индия своей Конституцией создала прецедент: отказалась от статуса доминиона (установленного для Индии британским парламентом 18.07.1947г.), провозгласив парламентскую республику.

К наиболее важным характерным чертам Конституции Индии следует отнести:

·закрепление принципа народного суверенитета;

·в результате принятия в 1976 году 42-й поправки к Конституции в ее Преамбулу было включено определение Индии как «суверенной, социалистической, светской и демократической республики». Идеологи «индийского социализма» понимают его как некий «третий путь развития» отличный от капитализма и тоталитарного социализма;

·провозглашение достаточно широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан и фактическое сохранение кастовой системы и большого разрыва в уровне развития различных этнических групп страны;

·установление федеративной формы государственно-территориального устройства с высокой степенью централизации власти у федерального центра;

·закрепление принципа смешанной экономики с важной ролью государственного сектора;

·отрицательное отношение к социальному неравенству: Конституция устанавливает право каждого на достаточные средства к существованию, а также право на защиту от экономической эксплуатации и право на прожиточный минимум;

·в результате стремления авторов Конституции объять возможно большее число сфер общественных отношений, в нее оказались включены элементы гражданского, административного, финансового, трудового и др. отраслей права, которые должны содержаться в текущих законах. Поэтому Основной закон Индии очень задетализирован и сложен по структуре;

·Конституция Индии устанавливает цели этого государства на международной арене: содействие международному миру, справедливости и безопасности.

За пять с половиной десятилетий в Конституцию Индии внесено более 500 различных изменений. Принятая уже в 1951 году 1 поправка ввела ограничения частной собственности, что позволило провести реформы в экономической области, в частности аграрную, устранившую феодальное землевладение. Целый ряд поправок (7, 14, 42-44) посвящен радикальной реформе федеративного устройства, а также роли политических партий в политической системе страны.

Порядок изменения Конституции Индии комбинированный. Согласно ст.368 Конституции проект конституционной поправки вносится парламентарием в свою палату и проходит обычную законодательную процедуру. Получив одобрение в палатах парламента большинством общего числа членов, но не менее 2/3 присутствующих и голосующих (воздержавшиеся не учитываются) законопроект о поправке поступает к Президенту, который обязан его подписать.

Ряд наиболее важных положений Конституции изменяется в усложненном порядке. К ним относятся: ст.54 и 55 о выборах Президента; ст.73 и 162 о пределах исполнительной власти Союза и штата; ч.V главы IV о судебной системе Союза; ч. XI главы I о законодательных отношениях между Союзом и штатами, ст. 368 – регулирующая порядок изменения Конституции и ряд других положений Конституции. Для внесения поправок в эти положения необходимо, чтобы их после принятия союзным парламентом ратифицировали не менее ½ парламентов штатов.

Конституция может быть фактически изменена Парламентом в порядке обычного законодательства. Это возможно при образовании новых субъектов федерации, изменении их границ, названий, упразднении или создании верхних палат в парламентах штатов. Хотя такие законы изменяют текст Конституции и затрагивают вопросы федеративного устройства страны, они не рассматриваются как поправки, предусмотренные ст.368 Конституции.

Таким образом, в эволюции Конституции Индии наблюдается комплексное использование жесткого и гибкого способа изменения ее различных по важности положений. Это обеспечивает сочетание изменчивости и относительной стабильности Конституции, что способствует поддержанию динамизма и высокого престижа Основного закона среди граждан Индии.

В то же время эволюция Конституции демонстрирует определенное несоответствие формы отдельных ее положений, таких как провозглашение Индии социалистической республикой, признание приоритета «Руководящих принципов государственной политики над Основными правами» их фактическому осуществлению. Это позволяет говорить о фиктивности некоторых положений Конституции Индии.

Конституционный контроль в Индии осуществляют Верховный суд Индии и высшие суды штатов – последние только по вопросам о правах личности. Окончательное решение остается за Верховным судом, который состоит из главного судьи и 17 судей назначаемых президентом. Верховный суд имеет право толковать Конституцию, признавать федеральные законы штатов, а также иные правовые акты не конституционными. Согласно ст.141 Конституции «Право, сформулированное Верховным судом, является обязательным для всех судов на территории Индии». В Индии применяется последующий конституционный контроль в связи с конкретным делом. При нарушении конкретных прав можно обращаться в Верховный суд непосредственно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: