Судебная власть это словарь

Обновлено: 27.04.2024

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права(напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах), контрольных полномочий (напр., проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.), а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. В демократических государствах основные,полномочия осуществляют суды различных категорий (см. Суд), а иногда и квазисудебные органы. В РФ "основные полномочия С.в. осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями).

Смотреть что такое СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ в других словарях:

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

в буржуазном государственном и конституционном праве — система органов, на которые законом возлагается осуществление правосудия. Буржуазная нау. смотреть

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. смотреть

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Понятие *С.в.* впервые употреблено в действующей российской Конституции. Глава IX Конституции РСФСР 1978 года *Правосудие и прокурорский надзор* с учетом внесенных в нее в 1989-1993 гг. изменений закрепляла основы С.в., уже отпочковавшейся от иных ветвей власти. Конституция РФ использует другое понятие *правосудие*, которое настолько близко, что в ряде случаев Конституция РФ употребляет их как равнозначные. Однако же термин *С.в.* является более универсальным и более точно отображает природу данной ветви власти, в отличие от более узкого термина *правосудие*. Понятием *С.в.* охватываются и органы, осуществляющие С.в., и осуществляемая ими деятельность правосудие. Как важнейший государственно-правовой институт С.в. призвана удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. В то же время природа С.в. не исчерпывается осуществлением правосудия. Органы, олицетворяющие С.в., осуществляют правотворческую деятельность, создавая прецедентное право; в сферу судебной деятельности входит и осуществление судебного надзора важного инструмента обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц. Конституция РФ устанавливает, что С.в. в РФ осуществляется только судом. Присвоение властных полномочий наказывается в соответствии с уголовным законом. В демократическом правовом государстве суды: а) разрешают конфликты, споры на основе закона; б) осуществляют конституционный контроль проверку на соответствие законов, иных нормативных актов, а также действий и решений государственных органов нормам Конституции; в) защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан; г) применяют меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния. Совокупность действующих в РФ судов образует ее судебную систему. С.в. самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды реализуют С.в. самостоятельно и независимо, подчиняясь только закону. В РФ не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, а равно в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. С.в. характеризует непререкаемость и обязательность решений и действий судебных органов. Вступившие в законную силу судебные акты, иные законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат беспрекословному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения, иное проявление неуважения к суду влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. Высокий статус С.в. обеспечивается гарантированным финансовым обеспечением. В соответствии с Федеральным законом от 22 января 1999 г. *О финансировании судов Российской Федерации* в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и всей системы судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов. Предусматривается, что финансирование судов РФ в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Законом установлено, что суды РФ самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности. (В.Ч.). смотреть

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

суд) — третья ветвь государственной власти в соответствии с концепцией разделения властей. Осуществляется независимыми судами в соответствии с законом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В отличие от законодательной С в . не создает общих правил поведения (некоторым исключением является судебный прецедент), не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью (администрированием). Государственная власть суда имеет конкретный характер: суд рассматривает и разрешает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные, трудовые споры, административные споры (жалобы граждан на действия чиновников) и др.). Эти дела и споры рассматриваются в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется и дело направляется на новое рассмотрение. С в . принадлежит не судебному учреждению, какой бы высокий ранг оно ни занимало, а судебной коллегии (по незначительным делам — единоличному судье), рассматривающей дело. Поэтому, когда говорится о суде, имеется в виду именно такая коллегия; она может состоять из профессиональных судей (например 3—5 судей при рассмотрении гражданского иска), одного судьи и нескольких присяжных или народных заседателей, нескольких судей и нескольких заседателей. Судебная коллегия рассматривает и разрешает дела в соответствии с законом и правосознанием ее членов. Реализация закона и правосознания судей в виде судебного решения — это акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах. Деятельность суда призвана обеспечить господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Суд осуществляет не регулятивную, а охранительную функцию. Он обязан обеспечивать законность и правопорядок, охрану от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической системы, прав и законных интересов граждан, государственных органов, общественных объединений. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет законодательная и исполнительная власть. Принимая решение, судебная коллегия может лишить человека свободы и самой жизни за совершение тяжкого преступления, конфисковать имущество, заставить государственный орган отменить свое решение, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д. Положение суда достаточно противоречиво: с одной стороны, это сильная власть, с другой — это сравнительно слабая власть, т.к. она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как законодательная, и не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Ее сила коренится в неуклонном исполнении закона, уважении к праву, высокой политической и правовой культуре общества и его граждан. В отличие от законодательной власти, которая тесно связана с политикой (главную роль в парламенте играют партийные фракции), в отличие от исполнительной власти, которая тоже поддается политическому давлению, при осуществлении С в . политическое давление и всякое давление вообще должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими мотивами при вынесении решений. В условиях тоталитарных режимов деятельность суда обычно является продолжением партийной политики, лидеров военных советов. Особенности С в . , ее независимость предполагают необходимость судейского самоуправления — создание высших советов магистратуры, общегосударственных советов судей, высших квалификационных судейских коллегий и других органов — только они могут решать вопросы о дисциплинарных взысканиях судьям, отстранении их от работы, повышения и понижения в должности и т.д. В.Е. Чиркин . смотреть

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

в соответ-ствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями). смотреть

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права(напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах), контрольных полномочий (напр., проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.), а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. В демократических государствах основные,полномочия осуществляют суды различных категорий (см. Суд), а иногда и квазисудебные органы. В РФ "основные полномочия С.в. осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями).

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ" в других словарях:

Судебная власть — (judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. Обычно для власти закона существенно, чтобы судей не могли сменять по минутной прихоти исполнительной либо… … Политология. Словарь.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей система судебных органов государства, осуществляющих правосудие на основе независимости от законодательной и исполнительной власти … Современная энциклопедия

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие … Большой Энциклопедический словарь

Судебная власть — (англ. judicial power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех основополагающих и самостоятельных функций гос ной власти. В соответствии с Конституцией РФ* (ст. 118) Св. осуществляется посредством конституционного, гражданского,… … Энциклопедия права

Судебная власть — СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей система судебных органов государства, осуществляющих правосудие на основе независимости от законодательной и исполнительной власти. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой: а) совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по… … Юридическая энциклопедия

Судебная власть — В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Содержание 1 Общие характеристики 2 Судебная власть в России … Википедия

Судебная власть в РФ — 1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе… … Официальная терминология

судебная власть — независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие. * * * СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей независимая система судебных органов государства наряду с законодательной и… … Энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — (judicial power/authority) в государстве, придерживающемся принципа разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется слежение за строгим соблюдением конституции и других законов самой законодательной и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

в соответ-ствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями). Представляет собой: а) совокупность полномочий по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских. арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий (создание прецедентов судебных), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация юридических лиц в ряде зарубежных стран и т.п.); б) систему государственных органов, осуществляющих перечисленные полномочия.

В РФ С.в. лишена нормотворческих полномочий. С.в. осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Соответственно выделяются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, ВАС с системой арбитражных судов. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по отправлению правосудия и вспомогательные. Основные полномочия могут осуществляться (в соответствии с Конституцией РФ) только судом. В осуществлении С.в. кроме судей участвуют

привлекаемые в установленном законом порядке присяжные, арбитражные и народные заседатели. С.в. действует независимо от законодательной и исполнительной властей (ФКЗ РФ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Основная функция С.в. - правоохранительная: важнейший способ ее реализации - правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решение органов судебной власти общеобязательны, имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Помимо отправления правосудия С.в. может участвовать в выработке правовой политики государства, политики борьбы с преступностью. Возможно создание единого органа С.в., объединяющего и возглавляющего суды трех судебных систем (конституционные и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Одна из важнейших задач С.в. - обеспечение прав человека, интересов гражданского общества и государства путем отправления правосудия и конституционного контроля.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ" в других словарях:

Судебная власть — (judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. Обычно для власти закона существенно, чтобы судей не могли сменять по минутной прихоти исполнительной либо… … Политология. Словарь.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению… … Юридический словарь

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей система судебных органов государства, осуществляющих правосудие на основе независимости от законодательной и исполнительной власти … Современная энциклопедия

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие … Большой Энциклопедический словарь

Судебная власть — (англ. judicial power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех основополагающих и самостоятельных функций гос ной власти. В соответствии с Конституцией РФ* (ст. 118) Св. осуществляется посредством конституционного, гражданского,… … Энциклопедия права

Судебная власть — СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей система судебных органов государства, осуществляющих правосудие на основе независимости от законодательной и исполнительной власти. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой: а) совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по… … Юридическая энциклопедия

Судебная власть — В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Содержание 1 Общие характеристики 2 Судебная власть в России … Википедия

Судебная власть в РФ — 1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе… … Официальная терминология

судебная власть — независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие. * * * СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей независимая система судебных органов государства наряду с законодательной и… … Энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — (judicial power/authority) в государстве, придерживающемся принципа разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется слежение за строгим соблюдением конституции и других законов самой законодательной и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

(judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. Обычно для власти закона существенно, чтобы судей не могли сменять по минутной прихоти исполнительной либо законодательной власти. Как правило, это гарантировано в Конституции. К примеру, в ст. III Конституции США говорится, что "судьи судов как высшей, так и низшей инстанции исполняют свои обязанности при хорошем поведении и в установленное время получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено в течение всего времени их пребывания в должности". Сходный порядок определен и в Великобритании, где жалованье судьям выплачивается из фонда, неподконтрольного парламенту. Политики имеют право в значительной степени контролировать судей. Известны попытки американских президентов назначить членами Верховного суда тех, кто, по их мнению, будет поддерживать их политику: в равной степени известно и то, как часто их ожидало разочарование. Президент Эйзенхауэр, говорят, назвал назначение Эрла Уоррена Верховным судьей "самой идиотской из всех мною сделанных ошибок". См. также: гражданские права, судебный активизм. 2. Судебный надзор за законодательством. Писаные конституции дают право определять конституционность законов обычным судам, особым Конституционным судам или (во Франции) Конституционному Совету (Conseil Constitutionnel). По контрасту, английский принцип парламентского суверенитета (parliamentary sovereignity) не дает судьям права надзирать за конституционностью законов, а позволяет им всего лишь провозглашать, чтó законы в действительности означают. В некоторых случаях, как в постановлении Арбитражного суда о правах и обязанностях Пограничной комиссии (Boundary Commission) 1983 г., это может привести к тому, что законам будет придаваться смысл, отличный от того, какой стремился придать им парламент. 3. Судебный надзор за действиями исполнительной власти. Конституция США наделила Конгресс правом "регулировать торговлю с зарубежными странами, между несколькими штатами и с индейскими племенами", вследствие этого суды были вовлечены в регулирование актов исполнительной власти и деятельности ведомств, занятых торговлей между штатами. Большинство судебных систем (в данном случае включая и британскую) наделены сходным правом. (См. также: административное право (administrative law)). В настоящее время в Великобритании пострадавшая сторона, как правило, требует судебного надзора за действиями исполнительных властей. Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights) тоже может вынести решение против действий исполнительных властей в Соединенном Королевстве. 4. Ее социальные истоки. Доводы против предоставления большей независимости судебной власти – особенно в Великобритании – обосновываются тем, что судьями становятся представители определенного социального слоя, от которого трудно ожидать справедливого рассмотрения дел в отношении бедных и этнических меньшинств и (или) симпатии которого лежат на стороне индивидуализма в ущерб коллективизму. То, что судьи составляют узкий социальный слой, отрицать невозможно, особенно в Великобритании, где они отбираются только из рядов барристеров (адвокатов) и где комплектование барристеров дело весьма своеобразное, даже по британским меркам. Однако до сих пор не удавалось достаточно убедительно доказать, что судебная власть систематически оказывается предубежденной в этом отношении.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, которые от имени государства вершат правосудие, и в этом состоит их особая юридическая и политико-социальная роль и значимость. Поэтому в политологии судебная власть рассматривается как ветвь государственной власти, точнее ее орган, а не правоохранительная и правоприменительная системы. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, а не политической целесообразности, политическим нормам и взглядам. Программам политических институтов. Судьи несменяемы, неприкосновенны. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Верховенство закона абсолютно на всей территории Российской Федерации.

Чтобы обеспечить самостоятельность и независимость судов, Конституция устанавливает также, что финансирование производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого существования правосудия в соответствии с федеральным законом.

Судебная власть состоит из трех частей: Конституционные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционные суды занимаются проверкой на конституционность актов органов публичной власти; разрешают споры о компетентности между федеральными органами государственной власти, между ними и субъектами федерации, а также между субъектами федерации; даю толкование Конституции РФ и др. Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Именно с ними может иметь «дело» любой гражданин, поскольку им подсудны (особенно районные (городские) суды) практически все дела. Арбитражные суды рассматривают споры в сфере экономики, управлении, о банкротстве и т.п., при которых одной стороной выступает юридическое лицо или гражданин-предприниматель.

Начавшаяся в России правовая реформа призвана закрепить и развить верховенство закона для всех граждан, социальных общностей людей, политических институтов, чтобы обеспечить движение общества и государства к правовому государству и гражданскому обществу.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Суде́бная власть - независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - СУДЕ́БНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей независимая система судебных органов государства наряду с законодательной и исполнительной властями. Судебная власть располагает полномочиями по осуществлению правосудия (см. ПРАВОСУДИЕ), рассматривает и разрешает уголовные, гражданские, административные, конституционные дела и споры в порядке, установленном процессуальным законом. В компетенцию судебной власти также могут входить полномочия по толкованию норм права (Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд США), нормотворчества (создание судебных прецедентов судами в англо-саксонских странах), контрольные полномочия (проверка законности ареста или задержания).

Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) по осуществлению правосудия и вспомогательные. В демократических государствах основные полномочия осуществляют суды различных категорий, иногда квазисудебные органы. В Российской Федерации основные полномочия судебной власти осуществляются только судами.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей система судебных органов государства, осуществляющих правосудие на основе независимости от законодательной и исполнительной власти.

(judiciary), совокупность полномочий по осуществлению правосудия, составляющих третью ветвь гос. власти наряду с законодательной и исполнительной. Независимая С.в. - оплот конституционного правления и необходимое условие правопорядка, однако взаимоотношения между полит, системой и С.в. являются сложными. Назначение судей часто определяется полит, устр-вом. Напр., в США президент предлагает, а Сенат утверждает назначения на федер: судебные должности. Часто говорят, что независимость судей - фикция: С.в. не защищена от классовой лояльности, идеолог, пристрастий или проф. эгоизма. Но, несмотря на влияние этих факторов, судьи действуют в рамках ведомственных принципов, установленных законом и проф. практикой. Особое значение С.в. имеет при толковании норм конституции. Это в первую очередь относится к тем странам, где существует судебный надзор, напр., к США, где законодат. акты и решения исполнит, власти могут потерять юрид. силу, если С.в. сочтет их не соответствующими Конституции. Необходимость рассмотрения споров между разл. уровнями гос. власти означает, что судебное толкование имеет более важное значение в федер. гос-вах, чем в унитарных. В Великобритании судебный надзор традиционно ограничен доктриной парлам. суверенитета и отсутствием офиц. конституции, однако адм. решения сейчас все больше ограничиваются правовыми нормами. Это чаще происходит на наднац. уровне и регламентируется Европейским и Международным судом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: