Договор между церковью и государством

Обновлено: 27.04.2024

вообще название договора, соглашения или сделки; в узком смысле — соглашения между папой и светскими правительствами. По строгому римскому словоупотреблению, папа заключал К. лишь с католическими главами государств, договоры же с некатолическими правительствами называются конвенциями. Такие соглашения стали заключаться лишь с того времени, как римская курия сознала невозможность собственными силами упорядочивать все дела церкви. Первоначально, таким образом, К. представляли собой вынужденные ограничения римских притязаний, между тем как в настоящее время папский престол посредством их старается вновь отвоевать часть своих прежних прав.

Из средневековых К. наиболее знаменит вормский или каликстинский, заключенный 23 сентября 1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для улаживания спора об инвеституре (см.) и с тех пор считавшийся основным законом германского церковно-государственного права (см. Генрих V). Самый термин К. встречается, однако, лишь со времени констанцского собора. Этот собор принудил избранного, по смещении трех пап-соперников, папу Мартина V, 2 мая 1418 г., заключить с немецкой и французской, а 12 июля 1418 г. — и с английской нациями К. В XIV и XV вв. папам удалось в политической борьбе с Германией выговорить себе значительные выгоды. Когда папа Иоанн XXII наложил интердикт на Германию, отлучил Людовика баварского от церкви и объявил, что курфюрстские выборы требуют папского утверждения, на съезде курфюрстов (Kurverien) в Рензе (близ Кобленца), в 1338 г., было постановлено, что немецкий король получает свои права исключительно в силу своего избрания курфюрстами. Интересы пап и императоров, ввиду этого, сблизились, и при Фридрихе III заключается с папой Евгением IV ашаффенбургский или венский К. (1449), посредством которого папа de jure делался почти распорядителем судеб Германии и отменяются уступки, сделанные 5-ю буллами Евгения IV в 1447 г. (так называемые княжеские К.). За папой было признано право собирать подати, требовать присылки к нему известных сумм, назначать духовных лиц и т. п. Наиболее содействовал заключению этого К. известный Эней-Сильвий Пикколомини (позже папа Пий II). Выгоды папе доставило и соглашение с Францией. Здесь, при Карле VII, издана в Бурже прагматическая санкция (1438 г.), по которой, между прочим, у пап отнималось присвоенное ими в Авиньоне право распоряжаться лично всеми епархиями церкви и разные установленные поборы с искателей церковных мест. Но так как этот акт восстановлял правильное каноническое избрание епископов и аббатов, а королевская власть стремилась захватить в собственные руки назначение на высшие церковные должности, то в 1463 г. Людовик XI отменил санкцию, а в 1470 г. заключил с папой К., которым папа обязывался назначать на эти места лишь французов и притом сообразуясь с королевской рекомендацией. В 1516 г. (18 августа) Франциск I и Лев Х заключили между собой болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов (так называемый аннат), отмененных в 1438 г., уступал королю право назначать на все высшие церковные должности во Франции.

В течение XIX в. все К. носят характер реставрации. Бонапарт, будучи первым консулом, заключил 15-го июля 1801 г. с Пием VII знаменитый К. для Франции, который, вступив в силу в апреле 1802 г., закончил период революционного гонения на религию и до сих пор лежит в основе церковной организации французского государства. Духовные лица должны были получать от правительства приличное содержание. Церкви возвращались епископам, за исключением уже отчужденных. Первому консулу К. предоставлял назначать архиепископов и епископов, после чего папа должен был давать им каноническое утверждение, а епископы получали право назначать священников, которым затем, однако, предстояло еще быть признанными со стороны правительства. Все духовные лица обязывались перед вступлением в должность приносить присягу и молиться в церквах за республику и консулов. Одновременно с К. Бонапарт обнародовал 8 апреля 1802 г. "органические статьи", которые, однако, устраняя многие из важнейших постановлений К., никогда не получали утверждения папы. Важнейшие из них: без разрешения правительства во Франции не могут иметь силы папские распоряжения и постановления иностранных синодов и даже соборов, равно как не могут во Франции действовать представители папы (нунции, легаты и т. п.) или собираться местные соборы без такого же разрешения; церковному браку обязательно должен предшествовать брак гражданский, введенный во Франции революцией. План нового К., относительно которого Наполеон в Фонтенбло 25 января 1813 г. вступил в соглашение с папой, был последним взят обратно, как вынужденный. В 1819 г. между французским правительством и папой состоялось новое соглашение, менее ограничительное, в силу которого, несмотря на противоречие палаты, во Франции было учреждено 19 новых епископий. Тем не менее, К. 1801 г., наряду с органическими статьями, по-прежнему остается в силе во Франции и Эльзас-Лотарингии. Весьма благоприятен для папского престола был К., заключенный 16 февраля 1818 с Неаполем. К. с Баварией 5 июня 1817 г. был также чрезвычайно выгоден для курии, однако, подобно французскому, он был применен к делу лишь со значительными урезками так называемого религиозного эдикта (1818 г.). Не К. в настоящем смысле слова были так называемые циркумскрипционные буллы, которые издавались папой на основании предварительного соглашения с каким-либо правительством. Таковы были булла для Пруссии от 16 июля 1821 г. (булла "De salute animarum"), для Ганновера 1824 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и для государств так называемой верхнерейнской церковной провинции: Вюртемберга, Бадена, Гессен-Касселя и Гессен-Дармштадта, Нассау и Франкфурта, 1 апреля 1827 г. (булла "Ad dominici gregis custodiam"). Они устанавливают не отношения церкви к государству, но определяют новые границы (циркумскрипцию), равно как и финансовое положение епископий. Между Нидерландами и римской курией была заключена конвенция 23 марта 1827 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и опубликована 18 июня 1827 г. Церковное положение Испании было установлено К. от 16 марта 1851 г. К. с Россией — см. Конкордат 22-го июля (3 августа) 1847 г. Ряд очень выгодных К. курия в 50-х и 60-х годах заключила с большинством южно— и среднеамериканских государств. Политическая и церковная реакция 50-х годов была эпохой новых К. Сначала Тоскана, К. 19-го июня 1851 г., затем и Австрия, К. 19 августа 1855 г., покончили с традициями политики Иосифа II и предоставили курии и епископам права и льготы, нанесшие сильный ущерб правам государства, особенно по народному образованию, вопросу о браке и взаимному отношению вероисповеданий. Из государств верхнерейнской церковной провинции Вюртемберг (1857 г.) и Баден (28 июня 1859 г.) последовали этому примеру. Гессен-Дармштадт, после продолжительных переговоров, удовлетворил притязания римской церкви заключением конвенции с епископом майнцским. Отвергнутый второй палатой, К. в Баварии не вошел в силу, и отношение церкви к государству было урегулировано на основании общего законодательства. То же самое случилось с К. в 1861 г. в Вюртемберге. В Пруссии с начала "культурной борьбы" (Kulturkampf, 1872) отношение католической церкви к государству регулировалось исключительно правительственными мерами; тому же примеру, после падения министерства Дальвигка, последовало и великогерцогское гессенское правительство. Правительство нового королевства Италии с самого начала стало придерживаться принципа регулирования отношений между церковью и государством путем законодательным. Австрийское правительство с 1861 г. тщетно ведет переговоры с Римом относительно пересмотра К. После провозглашения папской непогрешимости, в 1870 г., оно объявило К., отмененным; главнейшие пункты церковно-государственного права были отчасти раньше (1867, 1868), отчасти позже (1874) урегулированы особыми законоположениями. В Испании К., вследствие сентябрьской революции 1868 г., упразднен; по восстановлении королевской власти (1875 г.) снова начались переговоры с курией. Правовая сторона К. представляется недостаточно выясненной. Сторонники курии называют его особым индультом или привилегией папы; господствующее мнение считает возможным юридически понимать К. как государственные договора; новейший взгляд (Сарвей, Гиншиус, Цорн) представляет К. исключительно государственным законом.

Ср. статьи Sarwey и Hubler'a в Dove's "Zeitschrift für Kirchenrecht" (II, III, IV); Balve, "Das Konkordat nach den Grundsätzen des Kirchenrechts, Staatsrechts u. Völkerrechts" (Мюнхен, 1863); Bornagius, "Ueber die rechtliche Natur der Konkordate" (Лейпциг, 1870); Mejěr, "Zur Geschichte der römisch-deutschen Frage" (Росток, 1871-74); Jacobsohn, "Ueber das österreichische Konkordat" (Лейпциг, 1856); Laspeyres, "Geschichte und Verfassung der Katholischen Kirche Preussens" (Галле, 1840); Sicherer, "Staat u. Kirche in Bayern" (Мюнхен, 1874); Mejěr, "Die Konkordatsverhandlungen Wurtembergs" (Штутгарт, 1859); Hinschius в "Handbuch des öffentlichen Rechts" Маркварта (т. I; тут же и полная литература), общие сведения см. в учебниках и руководствах церковного права.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Сегодня часто говорят о том, что Церковь вмешивается в дела государства, что Церковь и государство срослись. Так ли это на самом деле? Какое правовое наполнение имеет положение об отделении Церкви от государства? Нарушает ли принцип светскости сотрудничество государства и Церкви в определенных областях? Каков опыт иных стран в выстраивании отношений между церквями и государством? Об этом рассуждает профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов.


Порознь, но в соработничестве

С точки зрения права, утверждение о том, что сегодня мы наблюдаем сращивание Церкви и государства, абсолютно неверно. Русскую Православную Церковь нельзя считать государственной. В тех странах, где Церковь государственная, правовые отношения между этими двумя институциями иные, чем те, которые установились в Российской Федерации сегодня. Примером того, что такое государственная Церковь, отчасти может служить Синодальный период в истории Русской Церкви (1700–1917), когда структура, управляющая Церковью – Святейший Правительствующий Синод, – была частью государственного бюрократического аппарата («ведомством православного исповедания»), а во главе Церкви стоял государственный чиновник – обер-прокурор.

Нетрудно заметить, что сегодня церковно-государственные отношения совершенно иные. Они определяются Конституцией РФ и действующим законом о свободе совести.

Статья 14 Конституции РФ декларирует отделение религиозных объединений от государства. Это значит, что вопросы вероучения, богослужения, внутреннего управления в Церкви, в частности рукоположения священников и архиереев, перемещение с прихода на приход, с кафедры на кафедру, лежат вне компетенции государства. Государство их регулированием не занимается, в дела Церкви не вмешивается – и не имеет права вмешиваться.

Очень важный момент: в Российской Федерации нет обязательного религиозного воспитания в системе государственного образования. При этом напомню, что школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», на который в полемическом запале иногда указывают, – это курс, включающий шесть модулей, из которых, во-первых, только четыре дают сведения о конкретной религии, а во-вторых, за родителями закреплено право выбрать для преподавания своим детям один из модулей, в том числе и модуль «Основы светской этики». Учитывая такой формат этого школьного предмета, очень большой натяжкой видится толкование его как формы обязательного государственного религиозного воспитания. Такового в нашей стране нет.

Как нет и других составляющих системы государственной церковности:

– государственного бюджетного финансирования деятельности Церкви, в том числе выплаты заработной платы священнослужителям из бюджетных средств;

– прямого представительства Церкви в Федеральном Собрании. В странах, где произошло или сохраняется сращивание государства и Церкви, в той или иной форме есть прямое, закрепленное, как правило, законом, право Церкви делегировать своих представителей в законодательные органы власти, в иные государственные органы власти и управления.

Церковь в России не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями

Да, при обсуждении каких-либо законодательных инноваций, при принятии важных решений государственные органы прислушиваются к мнению Церкви, учитывают его; на стадии обсуждения какого-либо закона к Церкви могут обратиться за консультациями. Но Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-то властными функциями.

Те, кто говорит о нарушении принципа отделения Церкви от государства, о сращивании Церкви и государства, указывают на определенные явления, которые, тем не менее, лежат в конституционных рамках и не противоречат принципу независимого существования Церкви и государства. Есть государственная материальная поддержка Церкви в сфере сохранения культурного наследия (реставрация храмов и монастырей, которые признаны объектами культурного наследия). Есть государственная поддержка социально значимой деятельности Церкви в области образования, просветительства, социального служения. Но эта форма сотрудничества и соработничества государства с Церковью признана во всем мире, в том числе и в тех странах, в которых, как и в нашем государстве, осуществлен принцип отделения Церкви от государства, разграничения их властных полномочий и сферы компетенции.

Патриарх Кирилл освящает надвратную икону на Спасской башне Московского Кремля 28 августа 2010 г.

Патриарх Кирилл освящает надвратную икону на Спасской башне Московского Кремля 28 августа 2010 г.

В вероисповедной политике нашего государства есть определенные приоритеты: учитывается, что роль Православия в истории нашей страны, в развитии ее культуры огромна, она несоизмерима с той ролью, которую играли иные вероисповедания; что православных среди населения нашей страны большинство. И конечно, формат диалога государства с Православной Церковью не может быть абсолютно таким же, как формат диалога между государством и какими-то религиозными новообразованиями, имеющими законное право на существование – но вовсе не на такое приоритетное внимание и заботу государства, как те религии, которые составляют основную часть исторического и культурного наследия народов нашей страны.

В Европе только два государства в Конституции определяют себя как светские: Франция и Турция

Хотелось бы несколько слов сказать по поводу термина «светское государство», используемого в статье 14 Конституции РФ. Этим термином любят манипулировать те, кто недружественно относится к соработничеству Церкви и государства, упирая на то, что вышеупомянутая статья гласит: «Российская Федерация – светское государство». Термин этот, кстати, в нашей Конституции 1993 года появился впервые в истории России. Никогда раньше, даже при советской власти, не декларировалось, что у нас светское государство. Более того, в Европе еще только два государства в Конституции определяют себя как светские: Турция и Франция.

Размытость понятия “светское государство” приводит к манипулированию им

Проблема в том, что светский характер государства конституционно закреплен, но не разъяснен. Что и позволяет представителям антиклерикальных кругов тут и там усматривать нарушения принципа светскости государства, потому что очень легко обвинять в нарушении того, что не имеет конкретных границ.

Я вообще сомневаюсь в абсолютной необходимости декларировать конституционно принцип светскости. Мною была опубликована статья, где я предлагал поразмыслить об этом.

Напротив, принцип отделения Церкви от государства, по моему мнению, должен быть сохранен в российской Конституции. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, Церковь должна оставаться внутренне свободной. И в этом смысле принцип отделения – это скорее благо, чем зло для Церкви. Хотя в России принцип отделения неизбежно вызывает ассоциации с Лениным, с его декретом об отделении Церкви от государства и с последующим антирелигиозным погромом. Но в современных условиях этот принцип имеет совершенно иное содержание, он соблюдается, и нет оснований говорить о его нарушении, о каком-то антиконституционном сращивании Церкви и государства.

А как в других странах?

Сравнение – лучший способ понимания каких-либо дефиниций. И потому, чтобы разобраться, что же такое государственная Церковь и что такое светское государство, обратимся к примеру других стран.

Выше я упомянул, что во Франции, как и в России, конституционно закреплен светский характер государства. При этом сегодня во Франции всё больше говорят о светскости «понимающей» или «дружественной» по отношению к религиям, а не о светскости антиклерикальной.

 Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери), южный фасад

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери), южный фасад

Замечу, что Франция – страна с очень противоречивым наследием в области государственно-конфессиональных отношений. С одной стороны, на протяжении многих веков эта страна традиционно католическая. Во времена средневековья она даже именовалась старшей дочерью Католической церкви, будучи одним из оплотов католицизма. Но с другой стороны, Франция – это свободомыслие, Просвещение, масонство, антиклерикализм, революция с ее антикатолическим погромом, атеизм и т.д.

Во Франции католические соборы, храмы, часовни – собственность местных властей (коммун) или государства

Положение о светском характере Французской республики в конституцию этой страны было внесено после Второй мировой войны. Но ранее, в 1905 году, был принят закон об отделении церквей от государства (кстати, он послужил примером нашим большевикам 13 лет спустя; правда, антиклерикальные идеи этого французского закона они углубили и развили). Закон 1905 года привел к конфликту с Католической церковью. В результате его последующего урегулирования получилось так, что примерно 40 тысяч католических соборов, храмов, часовен, построенных до 1905 года, оказались в собственности местных властей (коммун) или государства. При этом нельзя считать, как полагают некоторые, что эти храмы были национализированы. Национализация свершилась еще во время революции. Но до отделения католические приходы и епархии были на положении государственных религиозных организаций (с учетом условий заключенного Наполеоном I Конкордата с Папой), а после принятия Закона 1905 года Католическая церковь отказалась создать негосударственные религиозные объединения и принять в их собственность церковные здания. Они оказались на попечении государства, но юридический статус их иной, чем тот, какой возникает при национализации. Местные власти несут на себе бремя расходов по охране, ремонту, реставрации, содержанию этих 40 тысяч объектов, начиная от Нотр-Дам-де-Пари и кончая какими-нибудь небольшими часовнями в провинции. Католическая церковь, кстати, этой ситуацией весьма удовлетворена и отнюдь не горит желанием изменить положение.

Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии

Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии, обеспечивая тем самым свободу вероисповедания для военнослужащих. В государственных школах не преподают Закон Божий, но там есть курс основ знаний о религии. При этом не надо забывать, что во Франции существует очень мощная система негосударственных католических школ. Они дают образование очень высокого уровня и потому весьма популярны. Так что далеко не все французские дети получают светское религиозно нейтральное воспитание.

Совершенно другая система в Великобритании, где есть государственная церковь. Но особенность Великобритании в том, что это страна, состоящая из нескольких частей: собственно Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, и Англиканская церковь – государственная в этой стране только в Англии в узком смысле слова. Она имеет государственный статус, англиканские епископы занимают по должности места в Палате лордов. У Англиканской церкви есть право регистрации браков, которая имеет юридическую силу. Церковное право церкви Англии входит в государственную правовую систему. Но в то же время мало кто знает, что государственная церковь Англии не является бюджетно финансируемой, то есть, несмотря на свой государственный статус, она содержится в основном на пожертвования своих прихожан, своих верующих, а не на средства бюджета.

Лорды-епископы в палате лордов

Лорды-епископы в палате лордов

В других частях Соединенного Королевства Англиканская церковь не является государственной. В Шотландии формальный статус государственной имеет Пресвитерианская церковь, но фактически она обладает большой автономией и мало зависима от государства.

Что касается образования, то для Великобритании характерна сильная доля негосударственного образования, в том числе религиозных школ, по преимуществу англиканских, хотя и католических немало. Так что в этой стране значительная часть детей получает образование и воспитание именно в негосударственном секторе, сопряженное с добровольным религиозным образованием.

Несколько слов о Федеративной Республике Германии. В соответствии с конституционными положениями этой страны, здесь нет государственной церкви. Наиболее крупными являются две «Большие церкви» – Евангелическо-лютеранская и Римско-католическая. Германская система отличается тем, что церкви, которые «по своему устройству и числу членов дают гарантию длительного существования», могут претендовать на получение статуса так называемых публично-правовых корпораций. Этот статус не имеет прямого аналога в российском законодательстве. Чтобы понять, что это такое, поясню на следующем примере: публично-правовой корпорацией является Коллегия адвокатов, она дает разрешения заниматься адвокатской практикой тем, кто является ее членом, и, соответственно, лишает этого права тех, кого исключает из своих рядов; при этом решения Коллегии имеют юридическое значение не только для ее участников, но и принимаются во внимание органами государственной власти. Для церквей в Германии статус публично-правовой корпорации означает возможность собирать церковный налог. В Германии граждане, которые являются членами церквей, имеющих статус публично-правовой корпорации, помимо подоходного налога, через государственную систему уплачивают церковный налог. Правда, в связи с этим уже многие годы имеется следующая устойчивая тенденция: немцы, не желающие платить церковный налог, подают заявление о выходе из Лютеранской или Католической церкви.

В Германии сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях

Германскую систему иногда называют кооперационной, так как сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях. Церкви, имеющие статус публично-правовых корпораций, активно занимаются социальным служением. Тут и церковные больницы, медицина, работа с престарелыми, бездомными, сиротами и так далее. И в значительной мере эта социальная деятельность церквей получает сильную государственную поддержку и финансирование.

Статусом публично-правовых корпораций в разных землях Германии обладают более 100 различных конфессий и религиозных организаций

Добавлю еще одну важную подробность. Авторы различных проектов по введению в России статуса традиционных религий или привилегированного положения наиболее укорененных религий часто ссылаются, например, на Германию, говоря, что в этой стране статус публично-правовых корпораций дан только традиционным для населения страны Лютеранской и Католической церквям. Но на самом деле в Германии статусом публично-правовых корпораций в разных землях обладают более 100 различных религиозных организаций самых разных конфессий, включая те, которые у нас были бы названы нетрадиционными. Германский опыт не столь однозначен, чтобы быть скопированным и перенесенным на российскую почву. Такие религиозные объединения, как мормоны или «Свидетели Иеговы», иногда небезуспешно добиваются в отдельных землях ФРГ получения статуса публично-правовых корпораций. Повторюсь еще раз: свыше 100 различных религиозных организаций разных конфессий имеют такой статус.

Что касается образования, то школа в Германии в основном государственная, и там преподается изучение религии без какого-либо конфессионального воспитания.

В Италии имеет место определенная иерархия в правовом положении церквей

Можно ли учесть этот опыт нам? Давайте посмотрим, к чему такая система привела. В группу 11 конфессий, заключивших договор с итальянским государством и стоящих по правовому положению близко к положению Католической церкви, входят вальденсы, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, иудеи, баптисты, лютеране, далее следует Итальянская митрополия Константинопольского Патриархата, мормоны, Новоапостольская церковь, буддисты и индуисты. Как видим, в статус привилегированных в Италии попадают и те, кого мы обычно именуем «новыми религиозными движениями».

Сходную картину можно наблюдать и в Испании, где тоже есть иерархия конфессий. На первом месте стоит Католическая церковь, которая, однако, не является государственной. Ее статус определен условиями Конкордата. Далее следуют три конфессии, признанные укорененными в Испании и заключившие договоры с государством о своем правовом положении: Федерация евангелических общин, Федерация иудейских общин и Исламская комиссия. Кроме трех конфессий, уже заключивших договоры с государством, получившими «явное укоренение» признаны: мормоны (2003), «Свидетели Иеговы» (2006), буддисты (2007), православные (2010).

Флаги Элладской Православной Церкви и Греции

Флаги Элладской Православной Церкви и Греции

Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше

Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше. Такими пока остаются Дания, Греция, в Конституции которой сказано, что господствующей религией в этой стране является Восточно-Православная Церковь Христова. Близкий к государственному статус имеют Лютеранская церковь и Православная Церковь в Финляндии.

Можно ли усмотреть какую-либо тенденцию в том, как в европейских странах сегодня изменяются отношения между церквями и государством? Да, прослеживается определенная линия. В тех странах, где ранее существовало привилегированное положение либо Римско-католической церкви, либо одной из протестантских церквей, происходит постепенный отказ от статуса государственной церкви и всё больше и больше нивелируются права доминирующей церкви – церкви большинства населения – и церквей религиозных меньшинств. Характерный пример – Швеция, где Церковь Швеции в 2000 году была лишена статуса государственной. Те государственные функции, которые ранее на нее возлагались, в том числе в части ведения регистрации актов гражданского состояния и соответствующих архивов, были переадресованы государству.

Эту тенденцию можно увидеть и в том, как изменялись в XX веке церковно-государственные отношения в Италии, современную систему которой я характеризовал выше. По конкордату 1929 года католицизм признавался единственной религией итальянского государства. В новом конкордате 1984 года от этого положения отказались, равно как и в таких католических странах, как Испания и Португалия, где предшествующие конкордаты закрепляли уникальное, особое положение Католической церкви.

Так что общая тенденция такова: отказ от особого статуса государственной церкви и от наделения ее какими-то особыми полномочиями, которые существенно отличали бы ее положение от положения других конфессий, религиозных меньшинств.

Римским вопросом (Quaestio Romana) называют политические разногласия между Святым Престолом и итальянским правительством, существовавшие с 1861 по 1929 гг. Римский вопрос возник, когда Рим был провозглашен столицей Италии 27 марта 1861 года; разрешен он был посредством подписания Латеранских соглашений между Италией и Святым Престолом.

18 февраля 1861 года депутаты первого итальянского парламента собрались в Турине. 17 марта 1861 года парламент провозгласил Виктора Эммануила II королем Италии, а 27 марта 1861 года Рим был провозглашен столицей Королевства Италия. Тем не менее, итальянское правительство не могло быть размещено в Риме, поскольку там находился французский гарнизон, направленный императором Наполеоном III для защиты Папы Пия IX. В соответствии с Сентябрьской конвенцией, подписанной с Наполеоном III в 1864, правительство было перемещено из Турина во Флоренцию в 1865 году, а Наполеон обещал вывести свои войска из Рима в течение двух лет. Итальянское правительство обязывалось не нападать на территорию Папы, но защищать ее от вооруженных вторжений.

Однако в 1867 году авантюрист Джузеппе Гарибальди, сбежав из под ареста итальянского правительства, со своими волонтерами напал на папские войска при Монтеротондо и одержал победу, но вслед за тем в Церковное Государство явились две французские бригады под начальством генерала Фальи, который 3 ноября разбил Гарибальди при Ментане.

В июле 1870 года началась франко-прусская война; и в начале августа Наполеон III отозвал свой гарнизон из Рима, оставив без защиты то, что осталось от Церковного Государства. Повсеместные народные выступления требовали от итальянского правительства занять Рим, однако правительство не предпринимало прямых действий вплоть до поражения Наполеона в Седанской битве. Король Виктор Эммануил II послал графа Понца ди Сан Мартино с личным письмом для Пия IX, в котором он предлагал Папе вариант развития событий, позволявший сохранить престиж папства посредством мирного вступления итальянской армии в Рим под предлогом защиты Папы. Однако граф Сан Мартино был крайне недружелюбно встречен Папой и вынужден был на следующий же день покинуть Рим.

Итальянская армия под командованием генерала Рафаэля Кадорны пересекла границу 11 сентября 1870 года и медленно двинулась по направлению к Риму, надеясь, что удастся договориться о беспрепятственном входе в город. Армия достигла Аврелианских стен 19 сентября и осадила Рим. Пий IX решил, что сдать город возможно лишь после символического сопротивления, достаточного, чтобы нельзя было говорить о добровольной капитуляции. 20 сентября, после трехчасовой канонады, Аврелианские стены были пробиты у ворот Порта Пиа, и итальянские солдаты вступили в Рим через образовавшуюся брешь. Итальянское правительство намеревалось оставить Папе часть Рима, называемую Civitas Leoniana, включая Ватикан, как остатки Церковного Государства, но Пий IX не принял этого предложения, провозгласив себя «узником Ватикана». Это название применялось и к последующим Папам, вплоть до Пия XI, которые в течение 59 лет не покидали территории Ватикана.

13 мая 1871 года, по прошествии восьми месяцев со взятия Рима, был принят итальянский «Закон о гарантиях», ставший попыткой решить проблему, рассматривая Папу как субъект права Королевства Италии, а не как независимого суверена, хотя и гарантируя ему определенные почести и привилегии, аналогичные предоставляемым королю, а также право посылать и принимать послов. Папе также были выделены денежные субсидии в размере 3 225 000 лир на личные нужды и содержание двора и Римской курии.

Однако Пий IX, а также последующие Папы не признали этого одностороннего закона и никогда не воспользовались предусмотренными им выплатами, предпочитая обходиться пожертвованиями, поступающими от католиков со всего мира. Пий IX настаивал на том, что Святой Престол должен сохранять ясно выраженную независимость от любой политической власти в осуществлении своей духовной юрисдикции, а Папа не должен выглядеть исключительно как «капеллан итальянского короля». По этой причине, даже после издания «Закона о гарантиях», Пий IX и его преемники, включая Пия XI, приняли решение не покидать Ватиканский дворец, чтобы таким образом не выразить имплицитного признания власти итальянского государства над Римом и окружающей его территорией и не оказываться под покровительством итальянских должностных лиц. В результате возникшего кризиса Папа Пий IX отлучил от Церкви короля Италии. Католикам было запрещено принимать участие в политической жизни Итальянского государства, включая участие в выборах.

После падения Рима большинство стран продолжали аккредитовывать дипломатических представителей при Святом Престоле, рассматривая его как субъект публичного международного права, с которым они желали поддерживать дипломатические отношения; в то же время, были отозваны консулы, чья работа была связана со светской властью Пап, более не существовавшей. Однако никакие дипломатические отношения между Святым Престолом и Итальянским государством не поддерживались.

Подписание Латеранских соглашений

Переговоры об урегулировании Римского вопроса между Святым Престолом и правительством Италии начались в 1926 году и завершились заключением Латеранских соглашений 11 февраля 1929 года, в день памяти явлений Пресвятой Девы Марии в Лурде. От имени Папы Пия XI их подписал Государственный секретарь Кардинал Пьетро Гаспарри, а от имени короля Италии Виктора Эммануила III – премьер-министр Бенито Муссолини. Соглашения были подписаны в Латеранском дворце, от которого они и получили свое наименование.

Соглашения состояли из трех частей и включали Договор (Трактат), финансовую конвенцию и конкордат. (1) В соответствии с Договором, создавалось Государство Град Ватикан и гарантировалась полная независимость и суверенитет Святого Престола. Папа обязывался соблюдать постоянный нейтралитет в международных отношениях и воздерживаться от посредничества в конфликтах, за исключением особо оговоренных всеми сторонами случаев. (2) Конкордат определял права и привилегии Католической Церкви в Италии, государство объявляло нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязывались присягать на верность Королю Италии, как главе государства (ст. 20). Другие статьи предусматривали широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии, признают организацию «Католическое действие» и т. д. Финансовая конвенция предусматривала выплату Италией Святому Престолу 750 млн. лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1); взамен Святой Престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2).

Участники подписания Латеранских соглашений. В центре - Кардинал Гаспарри и премьер-министр Муссолини.

Участники подписания Латеранских соглашений. В центре — Кардинал Гаспарри и премьер-министр Муссолини.

В 1948 году Латеранские соглашения были конституционно оформлены Итальянским государством (в ст. 7 Конституции), вследствие чего государство не может в одностороннем порядке денонсировать соглашения (как это возможно с другими международными договорами), не внеся прежде изменений в Конституцию страны. Любое изменение Соглашений должно предваряться обоюдным согласием Италии и Святого Престола.

В 1984 году был пересмотрен конкордат (но не Договор); в него были внесены некоторые изменения, с учетом изменившихся реалий общественной и политической жизни. Одним из главных изменений стало устранение положения об исключительном государственном статусе католической религии.

Латера́нские соглаше́ния — система договоров между итальянским государством и Святым Престолом. Привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым Престолом, к разрешению «Римского вопроса», существовавшего с 1870 года; определили права и привилегии Католической церкви, её положение в Итальянском королевстве.



Подписаны 11 февраля 1929 года в Латеранском Апостольском Дворце (Palazzo Laterano) кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Б. Муссолини, действовавшим от имени короля Виктора Эммануила III. Ратифицированы в мае того же года нижней палатой итальянского парламента, полностью состоявшей из членов фашистской партии [1] .

Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола, включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории, управляемой Святым Престолом, формально именуя Ватикан — Городом Ватикан (Citta del Vaticano), границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3).

Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о специальном гражданстве для подданных Святого Престола, дипломатическом корпусе при Святом Престоле и т. д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией Святому Престолу 750 млн лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1) [2] ; взамен Святой Престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2; имелся в виду вооружённый захват территории Папского государства войсками Короля Сардинского Виктора Эммануила Савойского в 1870 году, и провозглашения Королевства Италия в 1871 году).

Конкордат определяет права и привилегии католической церкви в Италии, государство объявляет нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязываются присягать на верность Королю Италии, как главе государства (ст. 20). Другие статьи предусматривают широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии, признают организацию «Католическое действие» и т. д. .

В 1969 году палата депутатов приняла закон, разрешавший развод; этот закон фактически отменял ст. 34 конкордата.

Соглашения были пересмотрены в 1984 году, например, положение Католической церкви было изменено с поддерживаемой государством путём финансовой помощи религии на одного из получателей специального налога, называемого итал. otto per mille — «восемь тысячных».

[лат. Pacta Lateranensia; итал. Patti Lateranensi], общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI гос. секретарем Папского престола кард. Пьетро Гаспарри и от имени кор. Виктора Эммануила III председателем Совета министров Итальянского королевства Бенито Муссолини. Л. с. урегулировали «римский вопрос», т. е. претензии Папского престола к Итальянскому гос-ву, связанные с захватом итальянскими войсками в 1870 г. Рима и упразднением Папского гос-ва; было создано суверенное гос-во-город Ватикан, определено правовое положение католич. Церкви в Италии. В состав Л. с. вошли трактат с 4 приложениями (план территории Ватикана, планы зданий с правом экстерриториальности, планы зданий с гарантией неприкосновенности, финансовая конвенция) и конкордат между Папским престолом и Итальянским королевством. Вступили в силу после ратификации итал. парламентом (27 мая 1929) и обмена ратификационными грамотами в Апостольском дворце в Ватикане 7 июня 1929 г.

Участники церемонии подписания Латеранских соглашений. Фотография. 12 февр. 1929 г.

Приход к власти в 1922 г. Муссолини и установление в Италии фашистского режима способствовали изменению в сфере государственно-церковных отношений. С целью укрепить международные позиции нового режима, а также добиться поддержки итальянцев Муссолини выдвинул неск. предложений по решению «римского вопроса». По его поручению в 1925 г. министр юстиции А. Рокко возглавил специальную комиссию по реформе итал. религ. законодательства, а с 1926 г. начались тайные предварительные переговоры с Папским престолом о возможном урегулировании «римского вопроса». 6 авг. 1926 г. состоялась 1-я встреча между представителем итал. правительства Д. Бароне и сотрудником гос. секретариата Папского престола адвокатом Ф. Пачелли (старший брат буд. папы Римского Пия XII). В качестве условий для решения «римского вопроса» Пачелли обозначил восстановление под суверенитетом Римского папы Папского государства независимо от размеров его территории, а также одновременное заключение конкордата между Папским престолом и Италией. В ходе последующих встреч между Бароне и Пачелли (авг.-сент. 1926) были оговорены отдельные детали реализации этих условий, однако встречи не имели статуса переговоров. Лишь 4 окт. Бароне получил от итал. правительства офиц. разрешение на проведение предварительных переговоров по «римскому вопросу», а 6 окт. аналогичное разрешение от Папского престола получил Пачелли. 24 окт. кард. П. Гаспарри направил Пачелли письмо, содержавшее перечень минимальных требований к буд. соглашению, в т. ч. обеспечение неприкосновенности и абсолютной собственности на территорию, находившуюся под реальной властью Папского престола, признание положений договора др. гос-вами, имевшими дипломатические отношения с Папским престолом и Италией, а также заключение соглашения, к-рое должно было стать основой для итал. законодательства о религии. В этом же письме кард. П. Гаспарри ответил Бароне на присланную записку, где предлагались 2 варианта решения «римского вопроса»: предоставление территориального суверенитета Папскому престолу или предоставление личного суверенитета папе Римскому с указанием на предпочтительность 1-го варианта «как более ясного и поэтому отвечающего цели» ( Martini. 1963. P. 95).

К кон. нояб. 1926 г. был выработан 1-й вариант текста трактата, содержавшего 16 статей. Ст. 1 подтверждала ст. 1 т. н. Альбертинского статута от 4 марта 1848 г. (Конституция Сардинского королевства, с 1861 распространенная на все Итальянское королевство), по к-рой католицизм провозглашался единственной гос. религией в Италии. Для свободы и независимости папы Римского при осуществлении им духовной власти признавался территориальный суверенитет Папского гос-ва, границы которого обозначались Ватиканом, Латеранским дворцом и виллой Дория-Памфили близ Ватиканского холма. «Римский вопрос» считался решенным и иностранные державы приглашались принять участие в подписании соглашения. В 1-м варианте не содержалось положения о признании Итальянского королевства со стороны Папского престола, а предоставление территориального суверенитета Папскому гос-ву объявлялось «уступкой» Папскому престолу со стороны Италии, что вызвало неприятие у папы Римского Пия XI.

Б. Муссолини, Ф. Пачелли, кард. П. Гаспарини, монсеньор Ф. Б. Дука. Фотография. 7 июня 1929 г.

В ходе переговоров остро встал вопрос о молодежных католич. организациях, входивших в состав «Католического действия», т. к. в условиях усиления фашистской диктатуры деятельность любых образовательных и спортивных орг-ций, не связанных с Национальной фашистской партией, была сильно ограничена. Еще 3 дек. 1926 г. Бароне предупредил Муссолини, что ход переговоров может оказаться под угрозой, если не будут учтены требования папы Пия XI, касавшиеся свободы деятельности молодежных католич. орг-ций. Однако 9 апр. 1928 г. был издан королевский декрет, запрещавший все молодежные орг-ции, кроме юношеских фашистских движений «Балилла» и «Авангардисты». 17 апр. папа Пий XI направил Пачелли письмо, в к-ром поручил подготовить заявление о прекращении переговоров по «римскому вопросу». Угроза прекращения переговоров заставила Муссолини издать 14 мая 1928 г. циркуляр префектам королевства, где разъяснялось, что нормы декрета относились только к тем молодежным орг-циям полувоенного характера, к-рые противостояли «Балилле».

Новый проект текста конкордата был выработан к кон. марта 1928 г., в него удалось включить неск. новых положений, благоприятных для Папского престола, таких как отказ гос-ва от права требовать отставки епископов по политическим причинам и не вошедшая в окончательный текст конкордата статья об удалении из епископской присяги политических обязательств. Летом 1928 г. в новые варианты трактата и конкордата вносили исправления и изменения. Наибольшие трудности по-прежнему вызывали вопросы о границах территории Папского гос-ва и о религ. образовании в школах. 1 июня 1928 г. папа Пий XI в письме к Пачелли указал на необходимость религ. воспитания не только в начальной, но и в средней школе, однако в представленном 20 авг. проекте конкордата пункт об этом вновь отсутствовал, и 1 сент. кард. П. Гаспарри сообщил Пачелли о недовольстве папы, поскольку «его требования (столь разумные и скромные) в отношении. религиозного обучения в средней школе не были приняты во внимание» ( Scoppola. 1971. P. 137). В авг. 1928 г. папа Римский Пий XI выразил согласие на высказанное Муссолини еще в янв. того же года предложение об ограничении суверенитета Папского гос-ва территорией Ватикана, в то время как вилла Дория-Памфили стала бы территорией, зависимой от Ватикана, но без суверенитета. 7 сент. 1928 г. кард. П. Гаспарри в письме к папе Пию XI выразил надежду, что данная уступка поможет добиться от итал. правительства принятия др. требований Папского престола ( Martini. 1963. P. 99). Однако сохранявшаяся в тексте трактата формула «Италия уступает. » вызывала большое недовольство папы. 7 сент. Бароне сообщил Муссолини о том, что папа принял все предложения итал. правительства, кроме пунктов о церковном браке и религ. обучении.

22 нояб. кор. Виктор Эммануил III письменно уполномочил Муссолини начать офиц. переговоры между Итальянским гос-вом и Папским престолом, а 25 нояб. офиц. полномочия были выданы папой Пием XI кард. П. Гаспарри. После смерти Бароне (4 янв. 1929) Муссолини лично проводил переговоры с Пачелли, и до 9 февр. они разработали 7 редакций трактата и конкордата. Хотя в сер. янв. в текст конкордата был внесен пункт о введении религ. обучения в начальных, средних и высших учебных заведениях, 31 янв. Муссолини добился ограничения религ. обучения в начальной и средней школах, согласившись в то же время с требованиями папы о признании за церковным браком той же юридической силы, что и за гражданским. Относительно территориального вопроса был достигнут компромисс: суверенитетом наделялась только территория Ватиканского холма, а остальные 12 зданий в Риме и папская летняя резиденция в Кастель-Гандольфо получали статус экстерриториальности; упоминание о вилле Дория-Памфили в итоговых проектах было удалено. Также формула «Италия уступает. » была заменена формулой «Италия признает. ». 7 февр. 1929 г. кард. П. Гаспарри официально объявил аккредитованным при Папском престоле дипломатам, что переговоры по «римскому вопросу» ведутся и близки к завершению. 11 февр. в Латеранском дворце итоговые тексты Л. с. были подписаны кард. П. Гаспарри и Муссолини; на церемонии присутствовали секретарь Конгрегации по чрезвычайным церковным делам пресв. Ф. Боргоньини Дука, его заместитель пресв. Дж. Пиццардо, Пачелли, министр юстиции Рокко и секретарь Министерства иностранных дел Д. Гранди.

Большая часть положений трактата касалась территориальных вопросов. Территория нового гос-ва составляла 44 га, и папа Пий XI объяснял это желанием показать, что «наместником Иисуса Христа движет не земная жадность, а только сознание того, меньше чего невозможно требовать; ибо некоторый территориальный суверенитет есть условие, всеми признаваемое, необходимое для всякого настоящего суверенитета с юридической точки зрения, а следовательно, нужен некоторый минимум территории, достаточной для опоры этого суверенитета» ( Montesquiou-Fezensac. 1936. P. 14). Помимо этого, приложениями 2 и 3 определялся статус 20 комплексов зданий за пределами Ватикана (папские базилики Рима и примыкающие к ним строения, дворцы (палаццо) ряда конгрегаций Римской курии, здания папских ун-тов, папская резиденция в Кастель-Гандольфо и др.), среди к-рых 12 комплексов получали право экстерриториальности, не могли быть изъяты и освобождались от налогов, а остальные 8 освобождались от возможности изъятия и налогообложения без права экстерриториальности. К трактату также прилагались: чертеж, определяющий границы гос-ва-города Ватикан; чертежи зданий, получающих право экстерриториальности; чертежи зданий, освобожденных от налогообложения; финансовая конвенция. Согласно финансовой конвенции, Италия обязывалась выплатить Папскому престолу 750 млн итал. лир и выдать 5% облигаций на сумму в 1 млрд лир (итоговая сумма тех средств, к-рые должны были выплачиваться ежегодно по Закону о гарантиях, но не принимались Папским престолом).

Ст. 11 объявляла выходными днями воскресенья и великие церковные праздники (первый день года, Богоявление, поминовение св. Иосифа Обручника, Вознесение, праздник Тела Господня, поминовение св. апостолов Петра и Павла, Успение Пресв. Девы Марии, праздники Всех святых, Непорочного зачатия, Рождество). В эти дни за праздничной мессой предписывалось возносить молитвы о короле Италии и благоденствии Итальянского государства (ст. 12). Статьи 13-15 определяли порядок назначения священников в вооруженные силы Итальянского гос-ва. Группа статей (16-18) предусматривала изменение границ диоцезов в соответствии с гос. границами Италии и границами областей. Никакая часть территории, находящейся под властью короля Италии, не должна быть подчинена епископам другого гос-ва, и ни один диоцез Итальянского королевства не может включать территории, к-рые бы принадлежали др. гос-ву.

Значительная группа статей (статьи 19-26, 29-33) затрагивала вопросы реорганизации церковного законодательства. Ст. 24 отменяла права «exequatur» (т. е. контроль гос-ва над управлением церковным имуществом и замещением церковных должностей) и «placetum regium», сохранявшиеся за гос-вом по Закону о гарантиях, однако Папский престол должен был согласовывать избранные кандидатуры с итал. правительством. Епископы должны были приносить присягу на верность итал. правительству по формуле: «Перед лицом Бога и Святым Евангелием я клянусь и обещаю быть верным Итальянскому государству и уважать (а также заставить мою паству уважать) короля и правительство, созданное согласно конституционным законам государства. Я клянусь и обещаю также не участвовать ни в каких союзах, могущих нанести вред Итальянскому государству и общественному порядку, а также не позволю принять в них участие своему клиру. Заботясь о благе и интересах государства, я приложу все усилия, чтобы избежать любых действий, способных повредить указанным интересам» (ст. 20). Разрешением противоречий между церковной и светской властями по кандидатурам на замещение низших бенефициев должны были заниматься комиссии, составленные из 2 представителей гос-ва и 2 представителей Папского престола. Церковные должности не могли занимать лица, не имеющие итал. подданства. Итал. правительство обязывалось также пересмотреть законодательство в тех пунктах, где оно касалось религ. вопросов, приведя его в соответствие с положениями, включенными в Л. с. Приходы и монашеские конгрегации получали статус юридических лиц, при этом здания, находящиеся во владении монашеских конгрегаций, освобождались от налогов.

В вопросе о церковном браке Папский престол добился признания его правового статуса, равного гражданскому браку. Согласно ст. 34, после совершения церемонии бракосочетания священник должен был зачитать молодоженам положения итал. законодательства о браке, разъяснив им юридические последствия бракосочетания, и в течение 5 дней сообщить о состоявшемся бракосочетании гражданским властям. Вопрос об аннулировании брака должен был рассматриваться церковными властями, что крайне затрудняло процедуру развода.

Проблемам религ. образования посвящены статьи 35-40. Преподавание христ. вероучения объявлялось «основой и увенчанием народного образования». Предполагалось, что Папским престолом и Итальянским гос-вом совместно будут выработаны программы начального и среднего религ. образования. В церковных школах устанавливался обязательный гос. экзамен, и выпускники этих школ уравнивались в правах с выпускниками гос. школ (ст. 35). Руководители гос. (фашистских) молодежных орг-ций («Балилла» и «Авангардисты») должны были составлять свое расписание так, чтобы не препятствовать молодым людям по воскресным и праздничным дням «исполнять их религиозный долг» (ст. 37). Католич. учебные заведения зависели только от Папского престола (ст. 39), их дипломы признавались Итальянским гос-вом (ст. 40). Ст. 43 конкордата признавала орг-ции «Католического действия» и разрешала их деятельность при условии, что она не будет иметь политический характер.

Избранный 20 апр. 1929 г. новый парламент, фактически состоявший только из членов Национальной фашистской партии, 10 мая приступил к обсуждению Л. с., а также законопроектов о применении норм конкордата, относящихся к браку, о церковных орг-циях и гражданском управлении наследством, предназначенным для культовых целей, и о «дозволенных культах» (culti ammessi), т. е. деятельности некатолич. религ. общин. 14 мая Л. с. были ратифицированы палатой депутатов, а 27 мая - сенатом. В память о заключении Л. с. по распоряжению Муссолини от площади св. Петра была проложена Виа-делла-Кончилиационе.

После падения фашистского режима Муссолини и упразднения монархии была принята Конституция Итальянской Республики (22 дек. 1947), в к-рой провозглашались равноправие граждан без различия религ. убеждений и свобода деятельности всех религ. конфессий, но в то же время оговаривалось сохранение юридической силы за Л. с. (часть 2 ст. 7). Принятый в дек. 1970 г. Закон о разводе (т. н. Закон Фортуна-Базлини) вызвал протест Папского престола, указавшего на его противоречие со ст. 34 конкордата, однако проведенный 12 мая 1974 г. референдум сохранил данный закон в силе. 18 февр. 1984 г. председатель Совета министров Италии Б. Кракси и гос. секретарь Папского престола кард. Агостино Казароли подписали Соглашение об изменении Л. с., согласно к-рому Римско-католическая Церковь в Италии отказывалась от статуса католицизма как единственной гос. религии, что было связано с принципом религ. свободы, утвержденным декларацией «Dignitatis humanae» Ватиканского II Собора. Была подтверждена независимость Римско-католической Церкви от гос-ва, Папскому престолу было предоставлено право назначать епископов (ординариев) на кафедры и др. церковные должности в Италии без к.-л. уведомлений итал. правительства о кандидатурах; была отменена присяга, установленная ст. 20 конкордата. Доходы Римско-католической Церкви, не связанные с религ. служением, лишались налогового иммунитета, отменялось ее гос. финансирование. Ст. 8 Соглашения вносила изменения в положения о браке: гос-во гарантировало юридическое признание брака, заключенного в католич. Церкви, при условии, что он был заключен в соответствии с действующим гражданским законодательством; требование церковного аннулирования брака для развода было удалено. Уроки католич. катехизиса в гос. школах более не являлись обязательными, но сохранялись как факультативные занятия по выбору учащихся и их родителей. 20 мая 1985 г. был принят закон, вносивший изменения в Л. с. в том, что касалось взимания религ. налога: было установлено взимание с граждан 0,8% подоходного налога, к-рые по желанию налогоплательщика могли быть перечислены католич. Церкви, др. религ. общинам или направлены в благотворительные фонды. 3 июня 1985 г., после ратификации итал. парламентом и обмена ратификационными грамотами между Папским престолом и итал. правительством, поправки в Л. с. вступили в силу.

Лит.: Martire E. La conciliazione. R., 19292; Devoghel E. La question romaine sous Pie XI et Mussolini. P., 1930; Di Lauro P. La conciliazione italo-vaticana giudicata all'estero. R., 1933; Montesquiou-Fezensac P., de. Rapports de la paputé avec royaume d'Italie depuis 1870: Le traité de Lateran. P., 1936; Binchy D. A. Church and State in Fascist Italy. Oxf., 1941; Biggini C. A. Storia inedita della Conciliazione. [Mil.], 1942; Del Giudice V. La Questione romana e i rapporti tra Stato e Chiesa fino alla Conciliazione. R., 1947; Salvatorelli L., Mira G. Storia del fascismo: l'Italia dal 1919 al 1945. R., 1952; Pacelli F. Diario della Conciliazione. Vat., 1959; Tripodi N. I Patti Lateranensi e il Fascismo. Bologna, 1959; Marchesi F. M. Il Concordato italiano dell' 11 febbr. 1929. Naples, 1960; Martini A. Studi sulla questione romana e la conciliazione. R., 1963; Scoppola P. La chiesa e il fascismo: Documenti e interpretazioni. Bari, 1971; Dalla Torre G. La riforma della legislazione ecclesiastica: Testi e documenti. Bologna, 1985; Токарева Е. С. Фашизм, Церковь и католич. движение в Италии. М., 1999.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: