На какой срок принимаются государственные программы подготовки проектов нормативных правовых актов

Обновлено: 01.05.2024

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851
"О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения"

С изменениями и дополнениями от:

17, 18 декабря 2012 г., 30 июля 2014 г., 30 января, 25 июля 2015 г., 29 февраля, 1 апреля, 15 октября 2016 г., 16 января, 10 июля 2017 г., 25 января, 31 октября 2018 г., 7 мая 2020 г., 18 марта, 20 июля 2021 г., 17 мая 2022 г.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и в целях совершенствования системы раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

2. Установить, что:

разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство экономического развития Российской Федерации;

информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения указанной информации (далее соответственно - сеть "Интернет", официальный сайт);

выбор форм общественного обсуждения, включая принятие решения об использовании ведомственных ресурсов и специализированных ресурсов в сети "Интернет", осуществляется федеральным органом исполнительной власти с учетом правил, устанавливающих минимальные требования к организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов;

федеральные органы исполнительной власти размещают информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения до 15 апреля 2013 г. на официальных сайтах указанных федеральных органов исполнительной власти в сети "Интернет", с 15 апреля 2013 г. - на официальном сайте;

абзац утратил силу с 22 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 813

Информация об изменениях:

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

представить в Правительство Российской Федерации в 3-месячный срок предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием настоящего постановления;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 18 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 17 мая 2022 г. N 894

4. Установить, что Министерство экономического развития Российской Федерации является оператором официального сайта.

Официальный сайт размещается на технических средствах центров обработки данных, обеспечивающих функционирование и входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет функции по технологическому обеспечению функционирования официального сайта посредством предоставления в объеме, согласованном с Министерством экономического развития Российской Федерации, технических средств центров обработки данных, обеспечивающих его функционирование и входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851)

С изменениями и дополнениями от:

17, 18 декабря 2012 г., 30 июля 2014 г., 30 января, 25 июля 2015 г., 29 февраля, 1 апреля, 15 октября 2016 г., 16 января, 10 июля 2017 г., 25 января, 31 октября 2018 г., 7 мая 2020 г., 18 марта, 20 июля 2021 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 729 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Настоящие Правила не применяются в отношении:

а) проектов федеральных законов по вопросам:

федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов и их исполнения, а также подлежащих внесению одновременно с указанными проектами федеральных законов;

правового режима государственной границы Российской Федерации;

изменения числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 1 декабря 2021 г. - Постановление Правительства России от 20 июля 2021 г. N 1228

б) следующих проектов нормативных правовых актов:

проекты нормативных правовых актов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера, а также проекты нормативных правовых актов (за исключением проектов федеральных законов), регулирующие отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;

проекты нормативных правовых актов, указанные в пункте 60.1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", а также в пункте 3.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";

проекты нормативных правовых актов, предусматривающие предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, а также проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в области обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внутреннего государственного финансового контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

проекты нормативных правовых актов по вопросам заключения, прекращения, приостановления действия, ратификации, денонсации международных договоров Российской Федерации и выражения намерения Российской Федерации не становиться участником международных договоров;

проекты нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

проекты нормативных правовых актов, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

проекты нормативных правовых актов, регламентирующие вопросы организации, обеспечения деятельности и взаимодействия органов государственной власти при реализации ими мероприятий по борьбе с терроризмом, в том числе с финансированием терроризма (за исключением проектов федеральных законов и проектов нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей);

проекты нормативных правовых актов, подготавливаемые в рамках реализации федеральных проектов;

проекты технических регламентов;

абзац утратил силу с 30 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 января 2018 г. N 62

Информация об изменениях:

проекты федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета;

проекты административных регламентов предоставления государственных услуг.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или федеральный орган исполнительной власти, которому поручена подготовка проекта нормативного правового акта (далее - разработчик), осуществляет размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (далее - официальный сайт):

а) уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта (далее - уведомление);

б) проекта нормативного правового акта;

в) информации о сроках общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;

г) информации о результатах общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;

д) информации о результатах рассмотрения проекта нормативного правового акта.

4. Информация, относящаяся к разработке проекта нормативного правового акта, указывается в паспорте этого проекта, который ведется разработчиком на официальном сайте.

Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 31 марта 2021 г. - Постановление Правительства России от 18 марта 2021 г. N 412

4 1 . Проекты актов, содержащих положения, которыми устанавливаются, изменяются, признаются утратившими силу или отменяются обязательные требования, подлежат обязательной идентификации разработчиком с использованием программных средств официального сайта.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 8 мая 2020 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2020 г. N 640

5. Срок общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уведомления или проекта нормативного правового акта, за исключением проекта федерального закона, срок общественного обсуждения которого составляет 15 календарных дней.

Необходимость проведения общественного обсуждения уведомления при разработке проекта нормативного правового акта, не указанного в пункте 8 настоящих Правил, определяется руководителем (заместителем руководителя) разработчика. В случае если принято решение об отказе от проведения общественного обсуждения уведомления, уведомление на официальном сайте не размещается.

Абзац утратил силу с 8 мая 2020 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2020 г. N 640

Информация об изменениях:

6. Утратил силу с 30 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 января 2018 г. N 62

Информация об изменениях:

7. Утратил силу с 30 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 января 2018 г. N 62

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 30 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 января 2018 г. N 62

8. Общественный совет при разработчике вправе определить перечень проектов нормативных правовых актов разработчика, общий срок общественного обсуждения уведомления и проекта нормативного правового акта по которым не может составлять менее 60 календарных дней.

9. Утратил силу с 30 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 января 2018 г. N 62

Информация об изменениях:

10. Утратил силу с 30 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 января 2018 г. N 62

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 729 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1109) в пункт 11 внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2015 г.

11. В случае если решением Правительства Российской Федерации (Президиума Правительства Российской Федерации) или поручением Председателя Правительства, в том числе принятым во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, установлен срок разработки проекта нормативного правового акта, не превышающий 20 календарных дней, общественное обсуждение такого проекта нормативного правового акта не проводится.

Руководителем (заместителем руководителя) разработчика может быть принято решение об отказе от проведения общественного обсуждения в отношении:

а) проектов нормативных правовых актов о признании утратившими силу нормативных правовых актов, разработанных на основании или во исполнение признанных утратившими силу нормативных правовых актов более высокой юридической силы;

б) проектов нормативных правовых актов, подготовленных в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

в) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти об установлении цен (тарифов);

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 153 в подпункт "г" внесены изменения

г) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти о введении в действие (прекращении действия) международных стандартов финансовой отчетности, международных стандартов аудита;

д) проектов федеральных стандартов деятельности членов саморегулируемых организаций, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в случае, если ранее были размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с установленными правилами разработки таких стандартов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 января 2017 г. N 11 пункт 11 дополнен подпунктом "е"

е) проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации, предусматривающих дополнение государственных программ Российской Федерации приложением, содержащим правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, или внесение изменений в указанное приложение.

Решение об отказе от проведения общественного обсуждения при разработке проектов нормативных правовых актов, определенных настоящим пунктом, размещается в паспорте проекта нормативного правового акта на официальном сайте одновременно с проектом нормативного правового акта до направления (при необходимости) проекта нормативного правового акта разработчиком в установленном порядке на согласование.

В этом случае пункты 13 - 21 настоящих Правил на указанные проекты нормативных правовых актов не распространяются.

от 13 августа 1997 года N 1009

(с изменениями на 2 июня 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 890 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 38, 17.09.2012, ст.5102) (изменения вступили в силу с 1 марта 2013 года);

В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Правительство Российской Федерации

Установить, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.

2. Федеральным органам исполнительной власти:

обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

в 10-дневный срок направлять в Министерство юстиции Российской Федерации запрашиваемые в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления нормативные правовые акты (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 года N 154);

исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке;

осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эффективности их деятельности;

привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за несоблюдение требований настоящего постановления.

3. Министерству юстиции Российской Федерации:

обобщать практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2006 года N 418 - см. предыдущую редакцию);

представить в 2-месячный срок предложения по правилам кодификации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

4. Министерство юстиции Российской Федерации вправе:

осуществлять в федеральных органах исполнительной власти проверку работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;

запрашивать акты федеральных органов исполнительной власти в целях проведения правовой экспертизы на предмет необходимости их государственной регистрации;

осуществлять проведение правовой экспертизы актов федеральных органов исполнительной власти, размещенных в общедоступных источниках информации, в случае непредставления указанных актов в Министерство юстиции Российской Федерации;

передавать сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных Верховным Судом Российской Федерации не соответствующими законодательству, в средства массовой информации;

привлекать в случае необходимости высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов для подготовки заключений по нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, представленным на государственную регистрацию, или для проведения правовой экспертизы на предмет необходимости государственной регистрации указанных актов.

Оплата труда внештатных экспертов производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Министерству юстиции Российской Федерации.

4_1. Представление об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти и исполняется федеральным органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.

В случае неисполнения представления Министерство юстиции Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием, отражающим позиции Министерства юстиции Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего акта Правительства Российской Федерации.

4_4. При подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти во исполнение решений Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, решений подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, а также решений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (далее - решения), а также Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции не применяются положения пунктов 3-3_3, 4_1 и 8 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных настоящим постановлением, за исключением случаев, указанных в решениях.

Государственная регистрация нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение решений или Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации в течение 5 рабочих дней, если иное не установлено решением.

5. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 1997 года N 1009

ПРАВИЛА
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации

(с изменениями на 2 июня 2022 года)

I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти планами на очередной календарный год.

В планы подлежат включению нормативные правовые акты, разработка которых относится к компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти, но прямо не предусмотрена актами законодательства Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.

Внесение изменений в указанные планы осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Указанные планы, а также информация о внесении в них изменений подлежат размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 дней со дня внесения изменений.

Установление требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в нормативных правовых актах осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт создаются на бумажном носителе или в форме электронных документов (за исключением случаев, когда проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт содержат сведения, составляющие государственную тайну).

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Согласование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, по решению проектного комитета по национальному проекту или федеральному проекту, утверждаемому президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".

Проект нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, которым регулируются отношения в области страхового дела, подлежит согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 546).

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

1. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

2. Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

граждане Российской Федерации;

органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты - на определенную категорию лиц.

Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

I. Подготовка проектов нормативных правовых актов

1. Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется на основании решения Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, первого заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или распорядительного документа Министерства, которым предусмотрена подготовка такого акта.

В случае, когда проект нормативного правового акта поручается подготовить нескольким структурным подразделениям центрального аппарата МЧС России, работу по его подготовке организует то структурное подразделение, которое в решении указано первым (ответственный исполнитель).

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

2. Для подготовки проекта нормативного правового акта, издаваемого МЧС России совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться совместные рабочие группы.

3. Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) федеральных органов исполнительной власти, участвующих в подготовке проекта нормативного правового акта.

4. Если в проекте нормативного правового акта содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, проект подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Виза включает в себя наименование должности руководителя либо заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта. В случае, когда правила, инструкции, положения утверждаются приказом, виза проставляется на оборотной стороне последнего листа подлинника приказа.

5. Для качественной и всесторонней проработки вопросов, регулируемых разрабатываемым проектом нормативного правового акта, обеспечения соответствия его Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, ранее принятым нормативным правовым актам МЧС России может создаваться рабочая группа, в которую включаются специалисты заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата, организаций МЧС России.

6. В решении, утверждаемом соответствующим распорядительным документом Министерства, о создании рабочей группы отражаются:

цель создания рабочей группы;

вид разрабатываемого проекта нормативного правового акта;

наименование проекта нормативного правового акта;

руководитель рабочей группы и его заместитель (заместители);

состав рабочей группы с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, воинского (специального) звания;

сроки подготовки проекта нормативного правового акта.

7. Участие специалистов Департамента правового обеспечения в составе рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта не освобождает структурное подразделение центрального аппарата или организацию МЧС России, являющимися его головным разработчиком, от представления проекта в Департамент правового обеспечения для его рассмотрения и согласования.

8. При разработке проекта нормативного правового акта определяются:

предмет и цели нормативного правового акта;

обоснование его основных положений;

предполагаемые результаты его применения;

финансово-экономические последствия применения нормативного правового акта, а также источники финансирования соответствующих расходов;

оценка возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования;

наличие в документе сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера;

выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового нормативного правового акта.

9. Структура проекта нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

При большом объеме текста в проекте нормативного правового акта излагаются лишь главные вопросы, а остальные вопросы излагаются в приложениях к проекту нормативного правового акта.

При необходимости обоснования предмета и целей принятия нормативного правового акта в проекте дается вступительная (констатирующая) часть. Положения нормативного характера во вступительную часть не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

10. Проект нормативного правового акта, предусматривающего расходы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных источников финансирования, либо предполагающий возникновение дополнительных обязанностей по финансированию расходов в результате его применения, подлежит согласованию с Департаментом финансово-экономической деятельности и Управлением экономического анализа и прогнозирования.

11. Не допускается издание нормативных правовых актов МЧС России для объявления законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации прямого действия.

12. При необходимости в нормативном правовом акте могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования. В случае ссылки на акты законодательства и иные нормативные правовые акты Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник их опубликования также является необходимым.

13. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте МЧС России, подлежащего государственной регистрации, отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и регистрационный номер Минюста России.

14. Ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не допускается.

15. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается, каким документом оно утверждено. При наличии нескольких приложений они нумеруются последовательно, по мере ссылки на них в тексте. Листы каждого приложения нумеруются самостоятельно, начиная со второго листа.

16. На этапе подготовки проекта нормативного правового акта структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта, устанавливается отношение предмета его правового регулирования к компетенции МЧС России.

17. В случае необходимости подготавливается распорядительный документ МЧС России, предусматривающий меры по реализации содержащихся в законодательных или иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предписаний, касающихся компетенции МЧС России.

В данном случае к разрабатываемому нормативному правовому акту могут прилагаться копии законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в приложении.

18. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены необходимые предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей, которые включаются в текст нормативного правового акта (с указанием изменяемых, дополняемых, отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как отдельные приложения к акту.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу (не действующими в системе МЧС России) также по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

19. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

1. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона "О парламентском контроле".

Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

3. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

4. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: