Судебная практика как источник земельного права

Обновлено: 26.04.2024

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты. Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм: 1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст.ст. 9, 36 Конституции РФ); 2) иные статьи Конституции РФ опосредовано регулируют земельные отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).

Источники земельного права - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные общественные отношения. Нормативные правовые акты по своей форме и содержанию не однообразны. Они могут выступать в форме законов, указов Президента РФ, постановлений, положений, правил, инструкций, решений, приказов, уставов, договоров (соглашений) и т.д.

По своей юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы, в свою очередь, подразделяются на:

Федеральные конституционные законы, обладающие высшей юридической силой и принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации в особом порядке (соответственно две трети голосов депутатов Государственной Думы и три четверти голосов членов Совета Федерации). Федеральные конституционные законы не следует ограничивать рамками только Конституции РФ или конституций республик, входящих в состав Российской Федерации. К их числу следует, например, отнести Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации";

Федеральные законы. Примером может служить Закон РСФСР "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "об особо охраняемых природных территориях" 1995г., Закон РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 2002г. Наиболее распространенными формами подзаконных актов являются постановления Правительства РФ и утверждаемые ими положения или правила.

По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяются на:

1) общие источники (например, Конституция РФ, Закон РФ "О местном самоуправлении" 1991г., ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" 1995г., Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" 1999г.). Данными законами определяются принципы охраны и рационального использования земель и организации управления земельными ресурсами;

2) специальные источники земельного права. Они предназначены в первую очередь для регулирования общественных отношений по поводу земли. К их числу относятся, в частности, Земельный кодекс РФ 2001г., Закон РФ "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "О мелиорации земель" 1996г., ФЗ "О государственном земельном кадастре" 2000г., ФЗ "О землеустройстве" 2001г. и многие другие.

Нормативные акты по земельному праву подразделяются на федеральные, субъектов федерации, акты местных органов самоуправления.

Большую роль в регулировании земельных отношений имеют межотраслевые источники земельного права: ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" 2002 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Трудовой кодекс РФ 2002 г.

Систему источников земельного права образуют:

международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

законы (конституционные и федеральные);

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

нормативные правовые акты министерств и ведомств;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

корпоративные (локальные) нормативные правовые акты;

ФЗ (ЗК, ВК, ЛК), также КоАП, УК.

Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.

24 июля 2002 г. принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения. Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Подзаконные акты (Указы Президента, Акты Правительства).

Не должны противоречить ЗК и ФЗ. «Об утверждении перечня приграничных территорий». Если нормы, сод-ся будут нарушать права граждан, то они могут быть оспорены в КС РФ.

– НПА в сфере налогообложения.

- в сфере долевого строительства многоквартирных домов и объектов недвижимости.

Правительство регулирует земельные отношения в пределах компетенции, установленной ЗК, ФЗ и указами Президента. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценке земель». Оспорить можно также в КС, ВС, ВАС.

Акты иных органов ИВ.

- в сфере кадастровой стоимости земельных участков

- ставки арендной платы за земельные участки

НПА органов гос.власти субъектов

- в области исп-я и охраны земель

«Об обеспечении плодородия земель селькох.назначения»

- законы, связанные с правами граждан на земельные участки

- регулирование в сфере гос.управления.

НПА ИВ субъектов

В случаях, установленных актами высшей юр.силы. Постановление Прав-ва г.Москвы «..о градостроительных планах..»

-правила землепользования и застройки

- установление земельного налога

- установление публичных сервитутов.

Локальные акты. В организациях, учреждениях и предприятиях.

Общие принципы, договора и правовые обычаи.

Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное к конкретному гражданину либо организации). Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.

  1. Конституционные основы земельного законодательства.

Конституция РФ является основным и важнейшим источником всех отраслей российского права. Будучи законодательным обобщением достигнутого, Конституция вместе с тем выступает нормативной программой совершенствования общественного и земельного строя.

Статья 9 Конституции РФ требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой же статье определены возможные формы собственности на землю. Она может находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст.36 собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам.

Поскольку вопрос владения, пользования и распоряжения землей, как предусмотрено ст.72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствии с федеральным законом.

К этим вопросам ст.72 Конституции относит также: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе земельной.

Решение остальных вопросов в области рационального использования и охраны земель Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации.

Поэтому в ст.73 Конституции РФ записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ст.ст.130, 131, 132).

Важным источником земельного права являются конституции республик в составе РФ, которые принимаются на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить. В конституциях республик учитываются национальные и местные особенности народного хозяйства и культуры каждой республики, а вместе с тем и задачи земельного законодательства в области рационального распределения, использования и охраны земельных богатств.

1) Земли используются и охраняются как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2) К предмету совместного ведения РФ и субъектов отнесены вопросы ведения, пользования и распоряжения землями, а также земельное законодательство.

3) Формы собственности на землю (государственная, муниципальная, частная и иные виды собственности)

Иных пока нет, а если будут, то установлены в ГК.

4) Права граждан на землю

- иметь в частной собственности землю

- собственником ведение осуществляется свободно, если не нарушает и не причиняет вред окружающей среде.

Относительно значения судебных решений в регулировании правоотношений, в том числе и земельных, в литературе встречаются различные точки зрения.

Несомненно, что деятельность судов, а также административных органов способствует совершенствованию практики применения земельного законодательства. Огромное значение имеют, в частности, руководящие постановления (разъяснения) Пленума ВС РФ и ВАС РФ:

· ПП ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе»;

· ПП ВС РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»;

· ПП ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»;

· ИП Президиума ВАС РФ «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» и ряд других

В то же время, решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по конкретному юридическому делу нельзя признать источниками земельного права, поскольку они являются актами ненормативного характера и имеют персонифицированный характер.

Особо необходимо отметить решения КС РФ, к компетенции которого отнесено разрешение дел о соответствии федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативных актов палат и иных НПА Конституции РФ. Решения КС РФ обладают силой закона, они окончательны и подлежат исполнению. В силу этого его решения могут считаться источниками земельного права. Например, постановлением КС РФ «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации был признан соответствующим Конституции РФ (как по порядку принятия, так и его положения, касающиеся лесного фонда РФ). В своем постановлении «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» Конституционный Суд РФ признал конституционность некоторых оспариваемых областными депутатами положений Земельного кодекса РФ, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Было также признано, что Земельный кодекс РФ не противоречит Конституции РФ и по порядку его принятия Государственной Думой.

Понятие источника права возникло более двух тысяч лет назад. Термин «источник права» употребляется в качестве формы выражения права. В различных случаях праву известны следующие источники: правовой обычай, судебный прецедент, религиозный памятник, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, юридическая доктрина и др. Исходя из общепринятых представлений источниками земельного права является нормативно-правовой договор, в том числе международный договор и нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовые акты различают:

· по территории действия – на территории РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

· по времени действия: нормы земельного права не имеют обратной силы.

· по кругу лиц: общие нормативно-правовые акты (например, граждане РФ имеют право на получение земельного участка) и специальные (например, в зависимости от наличия дополнительных прав, наличия каких-либо льгот, профессиональных знаний (занятие крестьянско-фермерским хозяйством).

Таким образом, источник земельного правадокумент, установленный в форме, изданной уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, в определенное время и среди определенного круга лиц, а также являющийся элементом системы земельного законодательства.

Система источников представляет собой иерархию составляющих ее элементов, расположенных в определенной соподчиненности. В связи с этим выделяют следующие уровни:

1. Международно-правовые договоры, которые регулируют различные сферы земельно-правовых отношений. К ним относятся соглашение РФ и КНР «О российско-китайской границе в ее западной части» 1994 г, 1996 – соглашение РФ и Китая «О природном заповеднике озера Ханка, которое создается в приграничных районах России и Китая». Одна часть заповедника находится в Приморском крае. Конвенция «О водно-болотных угодьях», имеющих важное международное значение 1971 г.

2. Конституция РФ. Многие из содержащихся в Конституции общих норм имеют земельно-правовую направленность. Ст. 9, 35 (право собственности охраняется законом), ст. 72 Конституции РФ о разграничении предметов ведения, ст. 42 о получении достоверной информации, в том числе о составе земель, ст. 58 – бережное отношение к природе, обязанность по сохранению и рациональному использованию природных богатств.

3. Федеральные конституционные законы

ФКЗ 2001 г. «О порядке принятия в состав РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»

ФКЗ «О Конституционном суде РФ»

ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»

4. Федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ иерархия актов внутри одного вида не допускается. Таким образом, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

ЗК РФ был принят 25 октября 2001 г. ЗК по своей структуре включает 108 статей и 18 глав. Среди источников ЗК занимает центральное место. ЗК закрепил систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю в условиях развития рыночных отношений в России. Он также разграничил собственность на федеральную собственность, субъектов РФ, муниципальных образований.

Статьи ЗК предусматривают всесторонний анализ реализации прав частных собственников, закреплены и гарантии, и механизм защиты, усилен механизм судебной защиты собственников земельных участков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, введена статья о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конкретизированы и развиты нормы о праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, сервитут, аренда земельного участка. Впервые закреплены условия установления публичных сервитутов, впервые введено территориальное зонирование территории.

ЗК РТ принят 10 июля 1998 г. №1736, содержит 8 глав, 48 статей.

ФЗ №221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

ФЗ №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».

ФЗ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на движимое и недвижимое имущество»

ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» № 125-ФЗ от 28 июля 1998 г.

ФЗ «О границах прав малочисленных народов»

НК, ГК, ФЗ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Градостроительный кодекс, ФЗ №74-ФЗ «О крестьянско-фермерском хозяйстве».

5. Указы Президента РФ

- от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ

Постановление от 6 апреля 2004 г. №160 «О структуре природных ресурсов»

7. Акты министерств и ведомств

Акты Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития РФ.

8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (правила землепользования и застройки г. Казани)

9. Руководящие Постановления Пленума ВС и решения ВАС

- постановление Пленума ВС 1999г. №6

- от 27 февраля 2001 г. №61 Информационное письмо Президиума ВАС

- Постановление Пленума ВАС от 24 марта 2005 г. №11

10. Вспомогательные нормативно-правовые акты

К ним относятся ГОСТы, СНиПы, стандарты. В последнее время к источникам земельного права стали относить общие принципы права, нормативные договоры, соглашения, некоторые обладающие юридической силой обычаи. Договоры как источники об установлении сервитутов. К обычаям относят подп. 7 п. 3 ст. 33 ЗК, ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». ФЗ «О землеустройстве» (о возведении заборов по периметру участков). От 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав малочисленных народов России». Ст. 35 ЗК «О разделении земельных участков».

Алексеев Антон

В настоящем обзоре приведены наиболее значимые позиции Верховного Суда РФ по земельным спорам за II квартал 2022 г. В прошедшем квартале Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ уделила внимание вопросам, касающимся права на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, использования земельного участка по целевому назначению, права арендатора на эксплуатацию участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования; исключения из ЕГРН сведений о земельном участке при наличии на части данного земельного участка самовольно возведенного здания и др.

Право на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. по делу № 301-ЭС21-27876, А79-8550/2020

Общество обратилось к Администрации с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения, арендаторами которых оно являлось. Общество руководствовалось п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 апреля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Купив номер, вы получаете доступ к полной версии как этой статьи, так и всех материалов этого выпуска на сайте. Кроме того, вы получите возможность просмотреть его PDF-версию в вашем личном кабинете.

Устюжанина Ольга

Брославский Лазарь

Ершов Игорь

Луцкий Никита

В какой форме должно быть дано согласие на использование цифровой подписи?

Земля, недвижимость – и тяжбы

Необдуманные действия ведут к фатальным последствиям

Информация или реклама?

Формируется единообразный подход

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
© 2017—2022 «Адвокатская газета»

Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.

Редакция «Адвокатской газеты» не предоставляет юридические консультации, контакты адвокатов и материалы дел.

Метка * означает упоминание лиц, внесенных в реестр иностранных агентов.
Метка ** означает упоминание организации, запрещенной в РФ.

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Ершов Игорь

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 26 мая 2022 г. № 305-ЭС21-22289 по делу № А40-199994/2020, в котором разъяснил, влияет ли на исчисление срока исковой давности условие о сохранении действия договора до полного исполнения обязательств.

Суд заметил, что условие о сохранении действия договора до полного исполнения обязательств не влияет на исчисление срока исковой давности и не продлевает его течение, а лишь устанавливает период применимости к отношениям сторон условий договора

Рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам жалобы заемщика по спору о расторжении договора займа при условии пропуска срока исковой давности и принятый, как предполагается, итоговый судебный акт – образец качественной и надлежащей судебной работы. Замечу, что заимодавец уже обратился в ВС с надзорной жалобой. Однако, учитывая обстоятельства дела и статистику по количеству экономических споров, рассмотренных Президиумом ВС с 2014 г., определение с высокой степенью вероятности по данному спору является окончательным.

Как показывает практика последних лет, Верховный Суд с методичной настойчивостью исправляет фундаментальные ошибки нижестоящих судов – в этот раз они касались неправильного применения норм материального права об исковой давности. Остается загадкой, почему суды неправильно применяют или не применяют нормы материального и процессуального права, а исправлять ошибки должен ВС, – в частности, в лице Судебной коллегии по экономическим спорам?

Вкратце напомню фабулу дела: заемщик не вернул денежные средства в установленный срок, заимодавец желает расторгнуть действующий договор, хотя ранее ему уже отказали во взыскании суммы займа в связи с пропуском срока исковой давности. Судам предстояло ответить на вопрос: подлежит ли защите в таком случае интерес заимодавца по расторжению договора займа?

Основная ошибка нижестоящих судов заключалась в том, что они забыли о необходимости при исчислении срока исковой давности исходить не из срока действия договора, а из факта и момента нарушения права, дата которого – начало исчисления срока исковой давности. Еще одна ошибка – при вынесении решений суды не заметили, что заимодавец уже обращался с иском о защите его прав, выбрав иск о взыскании денежных средств, в удовлетворении которого было отказано в связи с пропуском срока исковой давности, а требование о расторжении договора – это попытка уйти от пропуска данного срока.

На примере данного спора усматривается попытка истца найти и использовать «умозрительный» шанс защитить его якобы законный интерес, предъявив последовательно несколько различных, но направленных на один результат требований – о получении денежных средств. Считая свои права нарушенными невозвращением заемщиком предоставленной ему суммы, заимодавец тем не менее не обратился в суд за их защитой.

Возникает вопрос: какие требования может предъявить заимодавец к заемщику, если тот не возвращает долг? С учетом позиции ВС представляются возможными следующие варианты действий:

  • требование о расторжении договора аренды с одновременным взысканием суммы долга;
  • требование о расторжении договора аренды с последующим взысканием суммы долга;
  • взыскание суммы долга без предъявления требования о расторжении договора.

Важна также мотивация заимодавца при выражении воли на расторжение договора – следует установить, чем вызвано такое требование. В рассматриваемой ситуации, как следует из обстоятельств дела, была допущена просрочка исполнения обязательства заемщиком.

Была ли иная причина расторгнуть договор займа, нежели невозвращение заемщиком долга? Думаю, нет. Если это действительно так, то, учитывая нормы ст. 196 и 200 ГК РФ, срок исковой давности по требованию заимодавца составляет три года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из фактических обстоятельств дела следует, что заимодавец знал о нарушении своего права еще в момент неисполнения заемщиком обязательства по возвращению долга. Следовательно, далее могло последовать обращение за судебной защитой. Известно, что получение судебной защиты возможно всегда, но если ответчик заявил о пропуске исковой давности, то в случае подтверждения обстоятельств пропуска судебная защита не состоится.

Как правильно заметила Судебная коллегия по экономическим спорам, при применении срока исковой давности важно определить момент нарушения права, являющегося основанием обращения в суд. Определив факт и момент нарушения права, можно сделать вывод о нарушении истцом срока исковой давности (при заявлении процессуального оппонента об этом).

Не следует подменять, «прикрывать» момент нарушения права общим понятием о действии договора во времени. Действительно, договор может действовать, но это не означает отсутствия потенциальной возможности нарушить его (причем неоднократно), что в итоге может привести к нарушению сторонами прав друг друга. Не исключено, что в течение срока действия договора периодически будут возникать различные основания, позволяющие расторгнуть его (в одностороннем порядке, по соглашению сторон или в судебном порядке). Каждое возникшее основание для расторжения – отдельная, самостоятельная потенциальная возможность подать иск в суд.

Допущенное ранее нарушение права противоположной стороны при продолжающемся действии договора не позволяет этой стороне защищать свое право до тех пор, пока действует договор. Иное означало бы отсутствие в определенных случаях исковой давности, что, на мой взгляд, недопустимо и противоречило бы нормам гражданского законодательства, позволяя лицу, чье право нарушено, защищать его, по сути, бесконечно долго. Замечу, что согласно ст. 196 ГК общий срок исковой давности составляет три года, но не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого он установлен. Этих параметров и следует придерживаться субъектам гражданско-правовых отношений при защите их прав в суде.

Еще один важный вопрос – действует ли в данном случае договор займа? Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК договор, в котором отсутствует условие, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств. При этом согласно п. 1 ст. 810 Кодекса по общему правилу заемщик обязан вернуть заимодавцу сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором. В рассматриваемом случае договор займа содержал условие о сроке возврата суммы займа. Вероятнее всего, договор в данном случае прекратил действие, причем момент прекращения – это момент окончания исполнения заемщиком обязательства по возврату суммы займа (обязательств у заимодавца, окончания исполнения которых следовало бы ожидать, нет).

Полагаю, Судебной коллегии по экономическим спорам ВС следовало бы обратить внимание на момент со сроком действия договора займа с целью придания еще большей силы принятой правовой позиции. В любом случае использованные Верховным Судом доводы исчерпывающим образом опровергают позицию заимодавца в рассматриваемом споре.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: