Основные положения классической теории правового государства сформулированы кем

Обновлено: 18.04.2024

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. Сам термин – «правовое государство» – ввел в научный оборот немецкий юрист Роберт фон Моль (1799-1875), который определял правовое государство как конституционное государство, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Учение о правовом государстве разрабатывалось многими учеными и основывается на опыте прошлого, идеях и институтах Древней Греции и Рима. С древности шли поиски форм и принципов для установления взаимосвязи между правом и властью. Постепенно сформировалась идея о разумности и справедливости такой общественной жизни людей, при которой право оправдывало, ограничивало и организовывало бы государственную власть. Ученые постепенно пришли к выводу, что наиболее разумна и справедлива та политическая форма организации жизни людей, при которой закон общеобязателен для граждан и для самого государства.

В развитии учения о правовом государстве можно выделить несколько этапов начиная от идей античности до закрепления идей правовой государственности в ныне существующих конституциях государств. Идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании – Платона, Аристотеля, Цицерона, Полибия – явились основой для дальнейшей разработки учения о правовом государстве представителями естественно-правовой теории. Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др. сформулировали теорию естественного права, включающую идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, идеальное представление о праве – независимом от государства, вытекающем из разума и природы человека, принципы разделения государственных властей. Идеи естественного права нашли свое отражение в Конституции США 1787 г. и французской Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

С философским обоснованием теории правового государства выступил Иммануил Кант (1724-1804). Не употребляя самого термина, он определял государство как соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь названо верховенство закона. При этом Кант подчеркивал, что рассматривает государство, существующее не в реальной действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права». Правовую организацию государственных органов он связывал с принципом разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он различал две формы правления: республику и деспотию.

В настоящее время идеи правовой государственности нашли свое выражение и закрепление в конституциях ряда стран. Например, в Конституции Испании 1978 г. (п. 1 ст. 1) говорится, что Испания – это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм».

В Конституции ФРГ 1949 г. (ст. 20, 28) предусмотрено, что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства». В Конституции РФ 1993 г. (ст. 1, 7, 14) говорится, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношения с гражданами как с субъектами права.

Среди основных признаков правового государства обычно выделяют:

  • верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни;
  • связанность государства и его органов законом;
  • взаимную ответственность государства и гражданина;
  • признание и гарантия прав человека;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • надзор и контроль за осуществлением законов;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Господство права предполагает правовую организацию системы государственных властей, верховенство правового закона. Господство права может быть осуществлено лишь государственной властью, которая сама организована на правовых началах.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Правовое государство по самой своей сути требует наличия конституции, – акта, обязывающего государственную власть действовать на основе установленного ею порядка.

Государственной властью в правовом государстве могут и должны обладать лишь государственные органы (разные ветви государственной власти), а общеобязательные акты (Конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми по содержанию, по порядку и процедуре своего принятия и действия. Правовое государство предполагает одновременно верховенство государственных властей и господство права.

Главное в идее правового государства – это связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Правовое государство характеризуется тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.

Правовое равенство государства и гражданина состоит в правовой организации государственных властей и государственным признанием и защитой прав и свобод гражданина. При этом официально признанными правами и свободами человека являются как установленные внутригосударственным законодательством, так и предусмотренные международно-правовыми документами, которые признаны государством. Правовое государство обеспечивает приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Устанавливая в законодательной форме права и свободы, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Государство и его органы должны признавать приоритет права, подчиняться праву, не могут обходить его предписания и несут ответственность за их нарушение.

В организационно-структурном плане правовое государство предполагает разделение властей, т.е. распределение функций и компетенции между различными государственными органами. Законодательная власть должна выступать как выразительница народного суверенитета, как представительное учреждение и законодательный орган.

Исполнительная власть должна формироваться представительной властью, быть подконтрольной ей. Исполнительная и распорядительная деятельность этой власти, всех ее органов и должностных лиц должна осуществляться на основе и во исполнение уже имеющихся законов. Судебная власть должна осуществляться независимо от всех других властей.

Суд – это орган защиты права и охраны права от всяких нарушений независимо от того, кто нарушил право (граждане, должностные лица, общественные организации или учреждения законодательной, исполнительной, судебной властей). В своей правоохранительной деятельности суд связан лишь правом и не должен зависеть от должностных лиц и органов законодательной и исполнительной властей.

Теория правового государства имеет значительное положение в гуманитарной мысли, ведь она подразумевает наличие подобного государственного союза, в котором кооперация личности и государства базируется только на праве. Правовому государству свойственно принятие, выполнение и уважение прав и свобод человека и гражданина, безучастность государства в реализации свободы человека до поры, пока он не преступает границы свобод других людей.

Идеи правового государства во все времена базировались на поиске связи государства и права, понятии о праве в плоскости высшей ценности. Концепции проистекают из античности и ассоциируются с Платоном, Аристотелем, Полибием и другими. Огромный вклад в эволюцию концепции правового государства внес Цицерон, который доказал, что право есть неотъемлемый признак государства. В данном понимании государство – это «союз огромного количества людей, которые связаны между собой единым мнением в вопросах права и общими интересами».

Позже приверженцы школы натурального права, а также Дж. Локк и позже Ш. Л. Монтескье, которые основали невозможность деления властей в государстве, поняли, что конкретно децентрализация ответвлений власти значится неотделимым нюансом защиты натуральных и положительных прав и свобод людей и граждан.

И. Кант и Г. Гегель в XIX в. определили единую теорию правового государства, придали ей законченную форму. Начиная со второй половины XX в., после Второй мировой войны, концепции правового государства закрепились в конституциях государств.

В наиболее обобщенном понятии правовым является государство, в котором функционирование государственных органов выполняется только на базе и в рамках закона, принимаются, выполняются и охраняются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства

В течении формирования и эволюции концепций правового государства были определены аргументированы признаки, при наличии которых государство признают правовым.

  • В правовом государстве личность, ее права и свободы являются основополагающей ценностью. Протагор создал формулировку очень важной концепции, которая находит свое отражение и сейчас: «Человек – мера всех вещей». На сегодняшний день государства, которые признают себя правовыми, укрепляют это положение в конституционной плоскости, а также права и свободы личности, что совершено и в Конституции РФ.
  • Реальное гарантия прав и свобод людей. Не хватит только прописать и укрепить в законе права и свободы людей. Обязательным и крайне важным является формирование среды, структур для их действительной реализации. Это подразумевает, шанс свободной эволюции личности, результативную общественную и экономическую политику государства, сформированное гражданское общество, и к тому же правовую безопасность личности, жизни и здоровья, в том числе от государства и его уполномоченных органов, что достигается посредством формирования структуры юридических гарантов прав человека.
  • Главенство закона как акта, наличие результативных юридических структур, которые устраняют разногласия среди подзаконных нормативных правовых актов и законов в пользу последних. Данная концепция подразумевает главенство Конституции ко всем иным законам. С иной стороны, эта концепция должна осознаваться обширнее – как повиновение закону всех нормативных актов, каждого из актов реализации права и всех других объектов. Исключительно в данной ситуации концепция главенства закона становиться универсальным. Эта концепция подразумевает также создание всех государственных органов исключительно методами, которые предусмотрены законом, выполнение ими деятельности, которая установлена законом в порядке, подразумевающимся законом и т.д.
  • Согласованность закона и права. Закон – одна из моделей выражения права. В правовом государстве работают исключительно правовые законы, иначе говоря законы, которые базируются на праве, его концепциях. Если учитывать, что права и свободы человека значатся основополагающей направленностью государства и права, законотворец при создании закона, не имеет возможности узаконить его, если она противоречит праву. Взаимозависимость государства и права ограждает граждан от самоуправства государства.
  • Обоюдная ответственность личности и государства. При более близком изучении этой концепции, стоит отметить, что юридическое ответственность человека перед государством имеет место вне зависимости от того, признается оно правовым либо нет.

Для правового государства свойственна концепция юридической ответственность государства перед человеком, которая предполагает, что в ситуации использования неправомерных шагов органами государственной власти или их уполномоченных лиц урона гражданину, в законе обязаны быть укреплены юридические структуры рекреации нарушенных прав, свобод либо легитимных интересов и шанс привлечения к ответу на юридическом поприще виновных уполномоченных лиц либо государственных органов в целом. Конкретно по этой причине для государств, которые провозгласили себя правовыми, свойственно присутствие государственных и не только правозащитных органов, которые создаются для предоставления помощи гражданам в рекреации нарушенных прав.

  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и присутствие структуры затрат и противовесов – весомейшая концепция правового государства.Каждое из ответвлений власти в государстве имеет личные полномочия и не имеет права препятствовать деятельности других. Данная структура сдерживаний и надзора ответвлений власти преследует цель сдержать стремление какого-то из ответвлений власти нарушить границы своей компетенции, попасть в область полномочий любой другой ветви, иначе говоря, узурпировать власть, превознося ее выше власти социума.

Деление власти обязательно для предоставления главенства закона и гарантии прав и свобод личности.В федеративном государстве вместе с «горизонтальным» делением власти проводят концепцию «вертикального» деления: между федерацией и ее субъектами, что идет вразрез с порядком унитарного государства.

  • Порядок жесткой законности, предполагающий неизменного выполнения, следования нормам права участниками социальных отношений, и твердого устойчивого правопорядка, т.е. положения урегулированности социальных отношений, базирующегося на праве и легитимности.

Правопорядок, как неотъемлемая часть государственности

Следуя вышеизложенному, правопорядок – окончательная точка реализации правовых условий, итог законности. Собственно ради гарантии правопорядка создаются законы и иные нормативные акты, принимаются решения по упрочнению правопорядка. Следовательно нельзя достичь правопорядка не обеспечивая законность, а упрочнение законности постоянно приводит к упрочнению правопорядка.

К иным чертам правового государства относят политический и идеологический плюрализм, публичность, искренность в деятельности государства, независимость СМИ, отсутствие цензурирования, увеличение значения суда как средства гарантии правовой государственности, правовое структурирование системы власти и др. Еще один важный признак правового государства – присутствие сформированного социума.

Из этого следует, что на базе упомянутых признаков, есть возможность предоставить определенную формулировку правового государства: «Правовое государство – это демократическое государство, обеспечивающее права и свободы личности, верховенство закона, превосходство права и где государственная власть базируется на концепции деления власти на законодательную, исполнительную, судебную и есть структура удержаний и противовесов в работе государственной власти».

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Теория о правовом государстве зародилась много веков тому назад в Древней Греции. Именно античные мыслители Сократ, Платон, Демокрит и другие впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями.

Таким образом, государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних философов, считается справедливой государственностью.

Принцип разделения властей на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, получил сое развитие в работах Ш.Монтескье.

Большой вклад в обоснование теории правового государства внес И.Кант. Он рассматривал государство как объединение множества людей, подчиняющихся правовым законам. Им же был сформулирован очередной принцип правового государства – источником власти в государстве является народ, без реальной демократии не может быть правового государства.

Признаки правового государства:

- Единственным источником государственной власти является народ, его суверенная воля.

- Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства народа с учетом интересов меньшинства.

- Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

- Закрепление и обеспечение неотъемлимых прав и свобод личности.

- Взаимная ответственность государства и личности.

- Подчинение государства, всех его органов праву.

- Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора за осуществлением законов.

Таким образом, правовое государство можно определить как государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев общества, и самоподчиняющееся праву.

Учение о правовом государстве в политико-правовой мысли.

Идея право­вого государства восходит к античности и сформировалась на основе естественно-правовых воззрений. Античные мысли­тели - Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и др. определили важнейший принцип правового государства — принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителя­ми.

В период буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

Французский философ XVIII в. Ж.Ж. Руссо разра­ботал теорию общественного договора, согласно которой государ­ство и гражданин строят свои отношения на основании неписаного договора: государство обязуется обеспечить гражданину свободу и ува­жение его личности, а гражданин обязуется уважать и защищать государство. Здесь сформулирован второй другой принцип правового государ­ства, суть которого состоит в свободе личности.

В тот период был сформулирован принцип разделения государственной власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская сосредоточения всей полноты власти в одних руках.

Идеи о справедливом государстве и праве занимали значи­тельное место в трудах белорусских гуманистов Ф. Скорины, С. Будного, А. Волана и др.

В послеоктябрьский период идеи правового государства были исключены из правовой науки и практики, по­скольку противоречили принципам деятельности государства диктатуры пролетариата.

В настоящее время концепция правового государства получила значительное развитие в трудах европейских и отечественных юристов (В.Г.Тихини, Г.А.Василевича, А.Ф.Вишневского и др.).

В числе основных признаков правового государства. называют:

1) верховенство права;

2) принцип разделения властей;

3) признание общепризнанных прав и свобод граждан;

4) политический (идеологический) плюрализм;

5) демократизм законотворческого процесса;

6)взаимная ответственность государства и личности;

7)наличие эффективных средств защиты прав и свобод граждан.

Социально-экономической основой правового государства является гражданское общество как общество свободных и активных граждан, которые принимают широкое участие в управлении государственными и общественными делами.

Теория о правовом государстве зародилась много веков тому назад в Древней Греции. Именно античные мыслители Сократ, Платон, Демокрит и другие впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями.

Таким образом, государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних философов, считается справедливой государственностью.

Принцип разделения властей на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, получил сое развитие в работах Ш.Монтескье.

Большой вклад в обоснование теории правового государства внес И.Кант. Он рассматривал государство как объединение множества людей, подчиняющихся правовым законам. Им же был сформулирован очередной принцип правового государства – источником власти в государстве является народ, без реальной демократии не может быть правового государства.

Признаки правового государства:

- Единственным источником государственной власти является народ, его суверенная воля.

- Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства народа с учетом интересов меньшинства.

- Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

- Закрепление и обеспечение неотъемлимых прав и свобод личности.

- Взаимная ответственность государства и личности.

- Подчинение государства, всех его органов праву.

- Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора за осуществлением законов.

Таким образом, правовое государство можно определить как государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев общества, и самоподчиняющееся праву.

69№ 69. Учение о правовом государстве в политико-правовой мысли.

Теория о правовом государстве зародилась много веков тому назад в Древней Греции. Именно античные мыслители Сократ, Платон, Демокрит и другие впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями.

Таким образом, государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних философов, считается справедливой государственностью.

Принцип разделения властей на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, получил сое развитие в работах Ш.Монтескье.

Большой вклад в обоснование теории правового государства внес И.Кант. Он рассматривал государство как объединение множества людей, подчиняющихся правовым законам. Им же был сформулирован очередной принцип правового государства – источником власти в государстве является народ, без реальной демократии не может быть правового государства.

Признаки правового государства:

- Единственным источником государственной власти является народ, его суверенная воля.

- Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства народа с учетом интересов меньшинства.

- Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

- Закрепление и обеспечение неотъемлемых прав и свобод личности.

- Взаимная ответственность государства и личности.

- Подчинение государства, всех его органов праву.

- Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора за осуществлением законов.

Таким образом, правовое государство можно определить как государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев общества, и самоподчиняющееся праву.

70№ 70. Формирование правового государства в Республике Беларусь.

Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для лицемерия, формализма, приспособленчесва, коррупции, что дискредитирует саму идею законности. Господство закона в Республике Беларусь должно стать реальным снизу доверху. Все правовые институты необходимо повернуть в сторону обеспечения прав человека.

Разработчики конституции 1994 года опирались именно на международные правовые стандарты в области прав человека.

По Конституции РБ существует распределение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Высший законодательный и представительный орган – Национальное собрание. Срок его полномочий – 4 года. Состоит из Палаты Представителей и Совета Республики.

Президент может издавать декреты, имеющие силу закона. Исполнительную власть в РБ осуществляет Совет Министров – центральный орган государственного управления. Правительство осуществляет управление системой органов государственного управления и других органов государственной власти.

Конституция так же закрепляет основы судебно-правовой реформы (полномочия и положение Конституционного суда РБ).

Создание Следственного комитета при МВД РБ. Принятие нового законодательства.

Реформирование гражданского общества, основой которого является частная собственность. Осуществление приватизации. Свобода митингов, собраний, уличных шествий. Либерализация экономики и политики.

Нет сомнения, что пройдет достаточно много времени, прежде чем идея создания правового государства в РБ воплотится в действительность. Все вышесказанное – лишь некоторые шаги по направлению к созданию правового государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: