Гендерные проблемы россии как социального государства конституционно правовое исследование
Обновлено: 17.04.2024
Купить
Реферат по теме Гендерные проблемы России как социального государства : (конституционно-правовое исследование)
Курсовая по теме Гендерные проблемы России как социального государства : (конституционно-правовое исследование)
ВКР/Диплом по теме Гендерные проблемы России как социального государства : (конституционно-правовое исследование)
Диссертация по теме Гендерные проблемы России как социального государства : (конституционно-правовое исследование)
Заработать на знаниях по теме Гендерные проблемы России как социального государства : (конституционно-правовое исследование)
Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Гендерные проблемы России как социального государства : (конституционно-правовое исследование)
- Объявление о покупке
- Книги этих же авторов
- Наличие в библиотеках
- Рецензии и отзывы
- Похожие книги
- Наличие в магазинах
- Информация от пользователей
- Книга находится в категориях
--> --> Киев город со специальным статусом, Київ, Голосіївський район
Антоновича, 180
Расположение на карте
санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Пт: 09:00-19:00
Сб: 10:00-18:00
санитарный день: последний рабочий день месяца
Пн: 09:00-12:00 13:00-17:00
Вт: 09:00-12:00 13:00-17:00
Ср: 09:00-12:00 13:00-17:00
Чт: 09:00-12:00 13:00-17:00
Пт: 09:00-12:00 13:00-17:00
санитарный день: последний вт месяца
Вт: 12:00-22:00
Ср: 12:00-22:00
Чт: 12:00-22:00
Пт: 12:00-22:00
Сб: 12:00-22:00
Вс: 12:00-20:00
--> --> Московская область, Долгопрудный городской округ, Долгопрудный
Дирижабельная, 17
Расположение на карте
санитарный день: четвертая пт месяца
Пн: 12:00-20:00
Вт: 12:00-20:00
Ср: 12:00-20:00
Чт: 12:00-20:00
Пт: 12:00-20:00
Сб: 11:00-18:00
Вт: 11:00-14:30 15:30-19:00
Ср: 11:00-14:30 15:30-19:00
Чт: 11:00-14:30 15:30-19:00
Пт: 11:00-14:30 15:30-19:00
Сб: 11:00-14:30 15:30-19:00
--> --> Чувашская Республика, Чебоксары городской округ, Чебоксары, Ленинский район
Ленина проспект, 15
Расположение на карте
санитарный день: последняя ср месяца
Пн: 09:00-20:00
Вт: 09:00-20:00
Ср: 09:00-20:00
Чт: 09:00-20:00
Пт: 09:00-20:00
Сб: 10:00-19:00
--> --> Самарская область, Самара городской округ, Самара, Железнодорожный район
Красноармейская, 135
Расположение на карте
санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 09:00-17:00
Вт: 09:00-17:00
Ср: 09:00-17:00
Чт: 09:00-17:00
Пт: 09:00-17:00
Сб: 09:00-17:00
Пн: 10:00-13:00 14:00-17:00
Вт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Ср: 10:00-13:00 14:00-17:00
Чт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Пт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Сб: 10:00-13:00 14:00-17:00
--> --> Ставропольский край, Георгиевский городской округ, ст-ца Незлобная
Ленина, 84
Расположение на карте
--> --> Киев город со специальным статусом, Київ, Голосіївський район
Антоновича, 180
Расположение на карте
санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Пт: 09:00-19:00
Сб: 10:00-18:00
санитарный день: последний рабочий день месяца
Пн: 09:00-12:00 13:00-17:00
Вт: 09:00-12:00 13:00-17:00
Ср: 09:00-12:00 13:00-17:00
Чт: 09:00-12:00 13:00-17:00
Пт: 09:00-12:00 13:00-17:00
санитарный день: последний вт месяца
Вт: 12:00-22:00
Ср: 12:00-22:00
Чт: 12:00-22:00
Пт: 12:00-22:00
Сб: 12:00-22:00
Вс: 12:00-20:00
--> --> Московская область, Долгопрудный городской округ, Долгопрудный
Дирижабельная, 17
Расположение на карте
санитарный день: четвертая пт месяца
Пн: 12:00-20:00
Вт: 12:00-20:00
Ср: 12:00-20:00
Чт: 12:00-20:00
Пт: 12:00-20:00
Сб: 11:00-18:00
Вт: 11:00-14:30 15:30-19:00
Ср: 11:00-14:30 15:30-19:00
Чт: 11:00-14:30 15:30-19:00
Пт: 11:00-14:30 15:30-19:00
Сб: 11:00-14:30 15:30-19:00
--> --> Чувашская Республика, Чебоксары городской округ, Чебоксары, Ленинский район
Ленина проспект, 15
Расположение на карте
санитарный день: последняя ср месяца
Пн: 09:00-20:00
Вт: 09:00-20:00
Ср: 09:00-20:00
Чт: 09:00-20:00
Пт: 09:00-20:00
Сб: 10:00-19:00
--> --> Самарская область, Самара городской округ, Самара, Железнодорожный район
Красноармейская, 135
Расположение на карте
санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 09:00-17:00
Вт: 09:00-17:00
Ср: 09:00-17:00
Чт: 09:00-17:00
Пт: 09:00-17:00
Сб: 09:00-17:00
Пн: 10:00-13:00 14:00-17:00
Вт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Ср: 10:00-13:00 14:00-17:00
Чт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Пт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Сб: 10:00-13:00 14:00-17:00
--> --> Ставропольский край, Георгиевский городской округ, ст-ца Незлобная
Ленина, 84
Расположение на карте
Глава I. Содержание принципа равноправия мужчин и женщин в социальном государстве
1.1. Социальное государство и его роль в решении гендерных проблем
1.2. Равноправие мужчин и женщин в концепции прав человека и международно-правовых актах
1.3. Содержание принципа равноправия мужчин и женщин
Глава 2. Развитие принципа равноправия полов в конституционном и текущем законодательстве СССР и Российской Федерации
2.1. Развитие конституционного принципа равноправия полов в конституционном законодательстве СССР
2.2. Конституция Российской Федерации 1993 года и проблемы гендерного равенства
2.3. Современное законодательство Росам о гендерных проблемах
Глава 3. Практика реализации в Российской Федерации конституционного
принципа социального государства в сфере гендерных отношений
3.1. Проблемы представительства женщин во властных структурах Российской Федерации
3.2. Реализация прав мужчин и женирлн в экономической и социальной сферах
3.3. Контрольные механизмы защиты прав мужнин и .женщин в России
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы диссертационного исследования. Проблемы гендерного равенства и его правового обеспечения сегодня оказываются среди наиболее актуальных направлений исследования общественных наук, а также в центре проблем развития социально-правовой практики Российской Федерации. Этому имеется целый ряд причин и оснований. Действительно, европейская философская традиция уже с конца XVIII - начала XIX вв. признала проблему гендерного равенства и, вместе с тем, существенно обогатилась работами исследователей по этому направлению. С начала XX века общественное признание ценности идей гендерного равенства создает основы для развития правового регулирования и закрепления равенства прав мужчин и женщин на уровне конституции в отдельных европейских странах. Советская Россия, а затем и СССР традиционно находились на лидирующих позициях и по многим направлениям являлись ориентиром в плане решения социально-правовых проблем, связанных с обеспечением гендерного равенства. Однако для российских женщин и мужчин все резко изменилось с началом реформ и переходом к рыночным отношениям: уход государства из экономики, его неготовность выполнять свои социальные функции нарушили традиционный уклад жизни граждан и особенно негативное влияние оказали на положение женщин.
Коренные реформы законодательства и основ общественных отношений, имевшие место в 90-х гг. XX в, в России, современное неудовлетворительное состояние в сфере гендерного равенства заставляют российских ученых переосмыслить и переоценить сущность проблемы гендерного равенства, требуют выработать новые актуальные подходы к её решению и развитию правового регулирования в этой сфере.
Актуальность вопроса обусловлена существенным значением общего принципа равенства и принципа равноправия мужчины и женщины в правовом социальном государстве. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 7) Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта конституционная норма в целом характеризует назначение и сущность социального государства
В современном мире наблюдается все усиливающаяся тенденция к «социализации» экономики, политики, идеологии, права. Проблемы «социального развития», «социальной политики», «социальных прав», «социального государства», «социальной справедливости» стати объектом большого общественного внимания. Это обстоятельство предопределило обращение в данном диссертационном исследовании к вопросу о социальном государстве и его роли в решении гендерных проблем.
Однако принцип социальности государства подменяется в работе наших законодательных и исполнительных органов принципом субсидиарности, а социальная защита уступает место системе социальной поддержки, что далеко не одно и то же, особенно для беднейших слоев населения, к которым относится значительная часть женщин и детей. Причем формы нарушения равных прав по гендерном>' признаку весьма разнообразны: от прямого их нарушения, например при приеме на работу и увольнении, до неспособности женщин пользоваться признанными за ними правами, поскольку политика и практика, а также существующие в обществе стереотипы мешают им делать это. Повсеместная правовая некомпетентность не только ограничивает возможности социальной защиты людей на обыденном уровне, но также является серьезным препятствием на пути построения правового гражданского общества в нашей стране1.
Такие вопросы, как роль семьи в социальном обеспечении, социальные потребности домохозяйств, положение женщин на рынке труда как правило, упоминаются вскользь и не включаются в качестве основных факторов в теоретические модели. Несомненно, такой подход находится в существенном противоречии с теорией и практикой государства всеобщего благоденствия (социального государства), сложившейся в первую очередь на Севере Европы - в Скан1 Хоткнна 3. А. Приобретения и потери последнего десятилетия XX века: права женщин в российском контексте прав человека. Сборник статей «Женщина. Гендер. Культура». - М.: МЦГИ, РЛШГИ, 1999. - С. 221-235.
К числу особых проблем современности, имеющих непосредственное отношение к положению женщин, была отнесена проблема глобализации. Была высказана точка зрения, что глобализация может оказать на положение женщин негативное воздействие: она может лишить их прав человека, включая право на развитие.
Важно то, что в итоговых документах сессии указано требование особого внимания и действия со стороны международного сообщества к ликвидации экономического неравенства между мужчинами и женщинами, а также к расширению возможностей женщин оказывать влияние и принимать решения в области экономики в качестве оплачиваемых работников, избранных чиновников, руководителей хозяйств и потребителей и др.
Правительствам стран - членов ООН было предложено рассматривать свои национальные программы по улучшению положения женщин в комплексном взаимодействии со всеми социальными программами. Проблемы труда и быта женщин должны входить в каждую программу социального развития.
В целом к положительным явлениям XX столетия можно отнести повышение уровня информированности по широкому кругу гендерных аспектов национальной политики в решении социальных и экономических вопросов.
В этой связи большой интерес представляет социогендерная политика скандинавских стран.
Следует отметить, что важное место среди международных документов, касающихся прав женщин, занимают конвенции и рекомендации специализированного международного органа — Международной организации труда (МОТ). Природа конвенций и рекомендаций МОТ иная, чем у конвенций и деклараций ООН. Различия состоят в следующем. Во-первых, предмет конвенций и рекомендаций МОТ ограничен рамками компетенции данной организации — вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства - участники конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление меж-
Феоктистов Александр Владимирович. Сущность Российской Федерации как социального государства: конституционно-правовой анализ : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.02 / Феоктистов Александр Владимирович; [Место защиты: Акад. упр. МВД РФ].- Москва, 2008.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/127
Введение к работе
В начале 90-х годов в Российской Федерации произошли значительные перемены во всех сферах общественной жизни, которые повлекли за собой изменение сущности самого государства. После принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации, закрепившей наше государство в качестве социального, изменился и подход к социальной деятельности государства. Общественные блага, объекты социальной сферы в СССР формально провозглашались общенародными, однако именно государство выполняло все функции по их производству и перераспределению, определяло посредством планирования развитие экономики и социальной сферы. В конституционных нормах СССР закреплялась главенствующая роль государства в предоставлении социально-экономических благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Однако в этот период обсуждение социальных вопросов в научной литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства.
Актуальность исследования обусловлена проходящей в Российской Федерации правовой реформой, предусматривающей, с одной стороны, демократизацию и развитие системы защиты прав человека, а с другой стороны – создание нормативно-правовой базы для эффективного развития и функционирования рыночной экономики. В этом аспекте важно выяснить истоки, место и роль социально-экономических прав в системе прав человека, а также определить степень участия государства при осуществлении социальной деятельности.
Социальная сущность присуща большинству демократических стран, тем более что с развитием рыночных механизмов у государства появляются большие возможности для обеспечения своим гражданам достойного уровня жизни. Если социальная политика советского государства сводилась к социальной защите, то в настоящее время система взглядов на социальную деятельность значительно изменилась. Теперь государство выступает в качестве важного, но не единственного субъекта социальной деятельности. Немаловажную роль играют профессиональные союзы, социально-ответственный бизнес, отношения которых с государством строятся не на принципе подчинения, а на принципе партнёрства. Идея социального государства закреплена в Российской Федерации на конституционном уровне, что должно способствовать развитию отраслевого законодательства в этой сфере. Важнейшей особенностью является противоречие между сформировавшимися представлениями людей о высокой социальной защищенности, достигнутой в советское время, и ограниченными возможностями выполнения социальной функции государством в настоящее время.
Обращение к научному анализу проблем социального государства объясняется необходимостью осмысления феномена социального государства, условий, предпосылок, проблем его появления. Социальное государство характеризуется социально ориентированной экономикой, правом, которые обеспечивают достаточный уровень социальной поддержки, помощи и защиты человека. Кроме этого, основные социальные права и свободы человека надёжно защищены, существуют меры для недопущения резкого социального неравенства и специальные меры поддержки социально уязвимых слоев общества. Выделяют несколько моделей реализации концепции социального государства в зависимости от роли и степени участия государственного аппарата в перераспределении социальных благ. Необходимо определить, какую модель социального государства нужно реализовывать в России с учётом экономических, правовых, культурных особенностей нашего государства.
Развитие моделей социального государства в зарубежных государствах в последние годы представляет большой интерес для России, поскольку позволяет определить стандарты и направления развития социального государства. Тем более, что в 90-х годах в зарубежной науке получила развитие концепция «государства поддержки труда» (workfare state), а в настоящее время появилась и третья тенденция в развитии государства – государство, которое, рискуя, использует новые данные науки и техники, даже до конца не изученные, борется с монополиями, объединяется с гражданским обществом, повышает благосостояние граждан с помощью экономических и неэкономических методов. Из этого вытекает теоретическая и практическая значимость рассмотрения конституционно-правовых основ социального государства в Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы исследования. Особенностью исследования сущности социального государства в науке является то, что, как правило, этот вопрос рассматривается в контексте изучения функций государства, прав и свобод человека, и взаимодействия между государством и человеком. В связи с этим проблема социального государства изучается различными науками – теорией государства и права, конституционным правом Российской Федерации, философией, политологией, социологией, экономикой.
Работы исследователей, которые проявили интерес к осуществлению социальной деятельности государством можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся работы по вопросам современного состояния и развития государства (М.В. Баглай, А.А. Безуглов, И.А. Ильин, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Л.С. Мамут, С.А. Солдатов, В.Е Чиркин и другие).
Вторая группа работ посвящена изучению феномена социального государства, его эволюции, классификации и роли во взаимоотношениях между человеком и государством (А.А. Галкин, С.В. Калашников, С.Е. Коробов, В.П. Милецкий, Н.А. Чекунов, Ф.И. Шамхалов). Малочисленными являются труды, посвященные конституционно-правовым основам социального государства в России (В.Г. Вешняков, Ж.Х. Македонская, А.В Сигаев, В.А. Торлопов). Практически отсутствуют работы, специально посвященные изучению реализации концепции социального государства на уровне субъектов Российской Федерации. Здесь можно выделить только исследования В.В. Гошуляка в рамках рассмотрения конституционного и уставного законодательства субъектов РФ.
Третья группа работ посвящена анализу социальной политики государства (Е.В. Буслов, В.А. Грачев, И.А. Григорьева, И.П. Макарьева, С.Н. Смирнов, А.И. Стребков, В.В. Сударенков, Е.И. Холостова, А.Ф. Храмцов, В.Н. Ярская). В ряде работ рассматривается проведение социальной политики в зарубежных государствах (М.Б. Ильичёва, Л.Ф. Лебедева, Л.В. Церкасевич).
Четвёртая группа работ представлена исследованиями, посвященными правам и свободам человека и гражданина, юридическому статусу личности в России (А.В.Гурлев, Г.В. Игнатенко, Ю. Лейбо, Е.А. Лукашева). Особый интерес в данной группе представляет работа Иваненко В.А., Иваненко В.С. «Социальные права и социальные обязанности государства».
Отдельную группу работ составляют труды иностранных исследователей по проблемам реализации концепции социального государства (С. Кюнле, Акио Морита, Т. Парсонс, Дж. Стиглиц, М. Тэннер, Л. фон Штайн и другие).
Кроме этого, в исследовании использованы труды С.А. Котляревского, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, Вольтера, Т. Гоббса, Л. Дюги, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.
Таким образом, обзор научной литературы показывает, что исследование социального государства проводится в рамках различных теоретических дисциплин: политологии, социологии, истории, права. Однако проблема конституционно-правового развития социального государства, определения роли конституционного права, конституционно-правового законодательства в реализации Россией своей сущности как социального государства нуждается в дальнейшей разработке.
Большое значение по данной теме имеют исследования проблем социального государства, проводимые Академией труда и социальных отношений и Независимым институтом социальной политики.
Основными источниками права, привлекавшимися для исследования, стали Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты России, законодательство субъектов Российской Федерации, постановления Конституционного Суда РФ, судебная практика, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
В соответствии с поставленной целью определён объект исследования – сущность социального государства – одна из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации.
Предметом исследования стал правовой механизм реализации концепции социального государства, различные подходы его современного становления и развития, закрепление социальной сущности государства в Конституции Российской Федерации, правовой статус личности в социальном государстве. Перечисленные проблемы рассматриваются через конституционное законодательство Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования состоит в целостном и обобщающем изучении конституционно-правовых основ социального государства в России, проблем его становления и развития, обосновании практических рекомендаций, которые позволили бы повысить эффективность взаимодействия человека и государства в новых социально-экономических отношениях.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить подходы к анализу социальной деятельности государства в отечественной и зарубежной науке.
Раскрыть сущность конституционно-правовых основ социального государства, выявить его правовые начала и отличия от государства патерналистского типа.
Проанализировать механизм соотношения социальных прав человека и социальных обязанностей государства, выявить место социально-экономических прав в правовом статусе личности.
Определить роль государства при формировании социальной политики для обеспечения необходимых социально-экономических условий для жизни человека, а также для снижения социальной напряженности и стабилизации обстановки в обществе.
Выявить какое место социальное государство занимает в системе основ конституционного строя Российской Федерации, их взаимосвязь с конституционными положениями о демократическом, правовом государстве.
Рассмотреть условия для реализации социальных и экономических прав и свобод, особенности социальной и экономической политики социального государства.
Определить экономический базис социального государства и перспективы становления и развития социального государства в Российской Федерации.
Методологической основой исследования стали современные научные и признанные концепции социального государства, демократические принципы взаимоотношений между государством и человеком, обеспечение прав и свобод человека, основные правовые доктрины теории государства и права. Анализ некоторых вопросов в работе носит социальный и политико-правовой характер. В качестве методов использовались общенаучные и частно-научные методы исследования: системный подход, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, а также диалектико-материалистический подход к анализу соотношения общего, особенного и отдельного, и другие методы.
Научная новизна исследования заключается в развитии научных знаний о правовой природе и сущность социального государства, конституционном регулировании и правовых механизмах реализации социальной политики в условиях рынка, специфики их применения как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Работа носит обобщающий характер, в ней комплексно освещаются проблемы становления и развития социального государства в России. В диссертационном исследовании автором:
- впервые проведен анализ конституционного законодательства субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции РФ в части, касающейся закрепления социально-экономических прав;
- проанализированы различные аспекты социальной деятельности государства как явления правовой действительности и как одного из важных элементов конституционного права;
- дан сравнительный анализ состояния российского законодательства в сопоставлении с международно-правовыми актами и международными стандартами прав человека, а также степени правового оформления законодательством Российской Федерации отдельных социально-экономических прав;
- выявлены особенности конституционного обоснования и регулирования становления и развития Российской Федерации как социального государства;
- показано, что социальная политика социального правового государства представляет собой целостную систему направлений, принципов, форм и методов деятельности всех ветвей власти по управлению социальной сферой общества в условиях реформ;
- сформулированы предложения по совершенствованию положений Конституции РФ и конституционного законодательства Российской Федерации при реализации концепции социального государства.
Положения, выносимые на защиту.
Закрепление положения о социальном государстве в Конституции РФ 1993 года является закономерным этапом развития российского конституционализма. Становление социального государства – это результат эволюции демократической правовой государственности. Цели социального государства (достойная жизнь и свободное развитие человека) носят не идеологический, а объективно обусловленный характер, основанный на международном опыте реализации идеи социального государства.
Сущность социального государства состоит в принадлежности власти народу, в выражении государственной властью интересов общества в целом. Социальное государство строится на демократических и правовых началах и поэтому имеет принципиальные отличия от государства патерналистского типа.
Содержание деятельности социального государства заключается в развитии «человеческого потенциала» нации, создании условий для полноценного развития и раскрытия способностей личности. Юридической формой такой политики являются экономические и социальные права человека.
Социальное государство, социальные и экономические права, социальная и экономическая политика государства, социальное рыночное хозяйство являются логически взаимосвязанными конституционно-правовыми категориями. Действующая Конституция РФ недостаточно четко отражает системный характер социального государства.
Социальное государство является логически необходимым элементом системы основ конституционного строя Российской Федерации и занимает особое место в этой системе, определяя содержательную сторону деятельности государства. Наиболее тесная взаимосвязь социального государства прослеживается с конституционными положениями о демократическом, правовом государстве, человеке как высшей ценности.
Специфику правового статуса личности в социальном государстве определяют социальные и экономические права и свободы человека. Перечень этих прав и свобод в Конституции РФ в целом соответствует мировым стандартам, но важной проблемой является сохранение единства и непротиворечивости всей системы конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Условия для реализации названных выше прав и свобод созданы через социальную и экономическую политику государства. Для социального государства характерна особая модель социальной и экономической политики. В нормах федерального законодательства содержание экономической и социальной политики урегулировано слабо, этот пробел частично восполняется в конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации.
Экономическим базисом социального государства является социальное рыночное хозяйство. Отличительной чертой этой экономической модели является учет публично-правовых аспектов частной хозяйственной деятельности. В Конституции РФ не нашли отражения основные элементы социального рыночного хозяйства.
С точки зрения конституционного права перспективы становления и развития социального государства в России связаны с обеспечением действенности и эффективности демократических институтов, позволяющих в полной мере отражать интересы и потребности разных слоев общества в государственно-властной деятельности; законодательным закреплением основных составляющих социального рыночного хозяйства как экономического базиса социального государства; законодательным закреплением основных направлений социальной политики и созданием единого массива социального законодательства; созданием системы эффективных гарантий экономических и социальных прав.
Теоретическая и практическая значимость работы обосновывается необходимостью анализа и обобщения зарубежных и отечественных исследований в сфере социальной деятельности государства, определение особенностей различных социальных разновидностей государств, выявлении тенденций и закономерностей развития социальной деятельности российского государства в рамках конституционного законодательства. Теоретические положения и выводы будут способствовать накоплению теоретических знаний о социально-экономических отношениях между человеком и государством, защите социальных прав и свобод человека и гражданина, осуществлении социальной функции государством.
Практическая значимость работы заключается в обосновании рекомендаций, выдвинутых по проблемам реализации концепции социального государства в России, осуществления социальной политики, обобщении законодательной практики, в том числе на уровне субъектов.
Диссертация состоит из введения, в котором обосновывается значение темы, состояние её разработки, основные направления исследования, и двух глав, подразделяющихся на шесть параграфов.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения, результаты и выводы проведённого исследования используются при чтении лекций (темы: «Конституционное развитие России», «Основы конституционного строя России») и проведении семинарских занятий (темы: «Конституция Российской Федерации 1993 г.», «Основы конституционного строя России», «Конституционный статус личности в Российской Федерации») по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации» со студентами и слушателями Пензенского филиала заочного обучения Саратовского юридического института МВД России (ПФ ЗО СЮИ МВД России).
Основные положения диссертационного исследования были изложены автором:
- в ходе выступлений на Международных научно-практических конференциях («Вопросы теории и практики российской правовой науки», «Экологические проблемы современности») и на Всероссийских научно-практических конференциях («Проблемы и перспективы современного социального партнёрства в России», «Проблемы социальной защиты населения»);
- на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ ЗО СЮИ МВД России при рассмотрении вопросов определения содержания преподавания и создания учебно-методического комплекса по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации».
Положения и выводы диссертационного исследования, касающиеся проблем и перспектив развития социального государства в России на современном этапе, использовались для подготовки рабочей программы учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» (рассмотрена и утверждена на заседании кафедры. Протокол № 04 «11» мая 2007 г.).
По материалам проведенного исследования опубликовано 11 научных статей общим объёмом 2,8 п.л.
Гендерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование) / Нечаева О.В. - Ульяновск: Тухтаров В.Н., 2007. - 208 c.
Тип : Издание
Автор : Нечаева О.В.
Издательство : Тухтаров В.Н.
Место издания : Ульяновск
Количество страниц : 208
Год издания : 2007 г.
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 1. Содержание принципа равноправия мужчин и женщин в социальном
государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Социальное государство и его роль в решении гендерных проблем . . . . . . 6
1.2. Равноправие мужчин и женщин в концепции прав человека и международно-
правовых актах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
1.3. Содержание принципа равноправия мужчин и женщин . . . . . . . . . . . . .42
Глава 2. Развитие принципа равноправия полов в конституционном и текущем
законодательстве СССР и Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . .58
2.1. Развитие конституционной идеи равенства полов в конституционном
законодательстве СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2. Конституция Российской Федерации 1993 года и проблемы гендерного
равенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.3. Современное законодательство России о гендерных проблемах . . . . . . . .85
Глава 3. Практика реализации в Российской Федерации конституционного принципа
социального государства в сфере гендерных отношений . . . . . . . . . . . . .100
3.1. Проблемы представительства женщин во властных структурах Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
3.2. Реализация прав мужчин и женщин в экономической и социальной сфере . . .130
3.3. Контрольные механизмы защиты прав мужчин и женщин в России . . . . . . .158
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Гендерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование). Автореф. дис. . канд. юрид. наук →
Соотношение понятий: социальное государство, социальная защита, социальные риски, социальное обеспечение →
Социальное государство: исследование на основе единства экономической и правовой теорий. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. - М.: Экономика, 2006. - 362 с. →
Французская революция конца XVIII в. и правовая политика германских государств: к проблеме воспитания конституционно-правовых идей Французской революции германскими государствами →
Гендерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование) / Нечаева О.В. - Ульяновск: Тухтаров В.Н., 2007. - 208 c.
Тип : Издание
Автор : Нечаева О.В.
Издательство : Тухтаров В.Н.
Место издания : Ульяновск
Количество страниц : 208
Год издания : 2007 г.
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 1. Содержание принципа равноправия мужчин и женщин в социальном
государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Социальное государство и его роль в решении гендерных проблем . . . . . . 6
1.2. Равноправие мужчин и женщин в концепции прав человека и международно-
правовых актах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
1.3. Содержание принципа равноправия мужчин и женщин . . . . . . . . . . . . .42
Глава 2. Развитие принципа равноправия полов в конституционном и текущем
законодательстве СССР и Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . .58
2.1. Развитие конституционной идеи равенства полов в конституционном
законодательстве СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2. Конституция Российской Федерации 1993 года и проблемы гендерного
равенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.3. Современное законодательство России о гендерных проблемах . . . . . . . .85
Глава 3. Практика реализации в Российской Федерации конституционного принципа
социального государства в сфере гендерных отношений . . . . . . . . . . . . .100
3.1. Проблемы представительства женщин во властных структурах Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
3.2. Реализация прав мужчин и женщин в экономической и социальной сфере . . .130
3.3. Контрольные механизмы защиты прав мужчин и женщин в России . . . . . . .158
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Гендерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование). Автореф. дис. . канд. юрид. наук →
Соотношение понятий: социальное государство, социальная защита, социальные риски, социальное обеспечение →
Социальное государство: исследование на основе единства экономической и правовой теорий. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. - М.: Экономика, 2006. - 362 с. →
Французская революция конца XVIII в. и правовая политика германских государств: к проблеме воспитания конституционно-правовых идей Французской революции германскими государствами →
Автор статьи
Читайте также: