Судебная автороведческая экспертиза виды

Обновлено: 04.05.2024

АВТОРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Судебная автороведческая экспертиза (САЭ) – исследование текста (чаще всего печатного) с целью установления авторства (атрибуция произведения) или получения каких-либо сведений об авторе и условиях создания текстового документа.

Предметом САЭ являются фактические данные об авторе текста (его речевые навыки, пол, примерный возраст, профессия и пр.), условиях выполнения текста, устанавливаемые на основе специальных познаний в области фундаментальной (лексикология, морфология, синтаксис, стилистика) и прикладной (текстология, статистическая обработка текста и т.д.) лингвистики.

Объектом САЭ является письменная речь автора (составителя) текста. В более широком смысле объектом признаются тексты документов. В качестве текста могут выступать, по отдельности либо в совокупности, различные записи (например, дневниковые), письма, официальные документы, литературные произведения, тексты публичных выступлений и так далее. В отличие от почерковедческой (графической) экспертизы, где исследуется графическое исполнение текста, в данном случае анализируются его лингвистические особенности.

К услугам экспертов-автороведов прибегают в случаях, когда требуется установить автора анонимного письма, содержащего угрозы в адрес конкретного человека, или установить факт написания текста одним или разными авторами, определить условия выполнения текста. Данный вид экспертизы проводится в рамках расследования уголовных дел о клевете, нарушении авторства (плагиата), при рассмотрении гражданских исков по возмещению причиненного морального и материального ущерба в результате плагиата и пр., а также в процессе решения иных задач: установление принадлежности литературных произведений конкретным авторам, установление принадлежности переписки конкретным историческим личностям и пр.

Задачи САЭ традиционно подразделяются на:

Диагностические ( установление фактических данных об авторе текста):

- определение личностных характеристик автора, таких как:

родной язык, знание иностранных языков,

происхождение, место постоянного проживания,

область деятельности, профессия, хобби,

пол, возраст, социальное положение, национальность и прочие социальные характеристики,

наличие навыков определённого стиля письменной речи;

- определение факта сознательного искажения письменной речи.

Идентификационные (установление или проверка авторства):

- п одтверждение авторства определённого лица;

- исключение авторства определённого лица;

- проверка того, что автором всего текста был один и тот же человек;

- проверка того, что написавший текст является при этом его настоящим автором.

Идентификационные задачи автороведческой экспертизы решаются в тех случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть авторство определённого лица (лиц) по отношению к тому или иному тексту, причём предполагаемый автор текста известен и непосредственно доступен. Наиболее очевидные примеры - доказательство или опровержение факта литературного плагиата и доказательство авторства в делах, связанных с правами на литературные произведения. В таких случаях экспертиза заключается в сопоставлении проверяемого текста с текстами, бесспорным автором которых является проверяемое лицо.

Диагностические задачи САЭ решает в тех случаях, когда необходимо установить личность автора какого-либо текста, например, определить автора анонимного письма или подложного документа. В этих случаях сопоставить исследуемый текст с другими текстами автора, как правило, невозможно, и экспертиза заключается в определении (на основании анализа текста) личностных характеристик автора, знание которых позволит выявить ограниченный круг лиц, подлежащих проверке уже другими методами. После установления личности подозреваемого в написании данного текста возможно решение уже идентификационной задачи – подтверждение или опровержение его авторства.


Решаются и более специфические задачи, в частности, определение психического состояния автора в момент создания текста, выявление факта написания текста в необычных условиях, поиск текстов, написанных под диктовку другого человека.

В процессе проведения САЭ решаются следующие группы вопросов:

1. Каков пол автора текста?

2. Каков примерный возраст автора текста?

3. Каков уровень образования автора текста?

4. Какова профессия автора текста?

5. В каких условиях составлен текст?

1. Является ли автором текста N ?

2. Является ли автором текста нескольких документов одно и то же лицо?

3. Являются ли авторами фрагментов одного текста разные лица?

В целом САЭ базируется на представлении, что для каждого человека характерен уникальный комплекс особенностей речевого поведения, который может быть использован для идентификации и диагностики. Вся совокупность методов экспертизы направлена на выделение этих особенностей, их описание и сравнение.

Методы автороведческой экспертизы позволяют исследовать текст на пяти уровнях: пунктуационном, орфографическом, синтаксическом, лексико-фразеологическом, стилистическом.

Пунктуационный - особенности употребления автором знаков препинания, характерные ошибки.

Орфографический - характерные ошибки в написании слов.

Синтаксический - особенности построения предложений, предпочтение тех или иных языковых конструкций, употребление времён, активного или пассивного залога, порядок слов, характерные синтаксические ошибки.

Лексико-фразеологический – словарный запас автора, особенности использования слов и выражений, склонность к употреблению редких и иностранных слов, диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов, арготизмов и так далее. Сюда же относятся навыки употребления фразеологизмов, пословиц, поговорок, «крылатых выражений».

Стилистический – жанр, общая структура текста, для литературных произведений – сюжет, характерные изобразительные средства (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), стилистические фигуры (градация, антитеза, риторический вопрос и так далее), другие характерные речевые приёмы.


Исследования текста на пунктуационном и орфографическом уровне может характеризовать общий уровень грамотности автора, в некоторых случаях – определить, что текст написан автором на неродном языке (когда ошибки орфографии и пунктуации однозначно указывают на смешение языка текста с другим определённым языком). Однако так могут исследоваться лишь тексты, которые не подвергались профессиональной редакторской правке и были исполнены непосредственно автором. Это лично автором написанные письма, записки, документы. Остальные тексты (отредактированные статьи и другие литературные произведения, деловые письма, которые печатались машинисткой под диктовку автора) своими пунктуационными и орфографическими особенностями характеризуют уже не автора, а исполнителя или редактора.

Синтаксический, лексико-фразеологический и стилистический уровень, напротив, не искажаются при мелкой редактуре. Они образуют в совокупности то, что обычно и называется «стилем автора». Именно их анализ представляет наибольший интерес и наибольшую сложность. Существует достаточно много методов анализа стиля. В целом можно разделить их на две большие группы – экспертные и формальные.

Экспертные методы предполагают исследование текста профессиональным лингвистом-экспертом, который выделит характерные особенности проверяемого текста и текстов, написанных предполагаемым автором (если они доступны), и на основании их изучения вынесет свое заключение.

Формальные методы основаны на сравнении вычислимых характеристик текстов. В общем случае текст отображается в вектор вычисленных для него параметров, каждый из которых объективно характеризует некоторый набор особенностей текста. Таким образом, текст графически отображается в некоторую точку n-мерного пространства. При такой формализации автор также может быть представлен в виде аналогичного вектора параметров этим вектором будет вектор текстов, написанных данным автором.

Необходимо иметь ввиду, что решение вопроса об авторстве текста возможно, если исследуемый текст содержит не менее 500 слов!

Судебно-автороведческая экспертиза (САЭ) относится к разряду традиционных криминалистических экспертиз. Данный род экспертизы связан с исследованием письменной речи с целью установления авторства текстов документов, имеющих доказательственное значение по конкретному делу.

Объект судебной автороведческой экспертизы – речепорождение, выраженное в письменной форме и зафиксированное на материальном носителе, т.е. достаточно широкий круг документов: анонимные письма, признательные показания, тексты написанные по словам составителя, под диктовку, предсмертные записки и др. Исследуемые документы должны содержать не менее 200-500 слов.

Судебная автороведческая экспертиза решает 3 вида задач: идентификационные, диагностические, классификационные.

Идентификационные задачи – установление подлинного или исключение предполагаемого автора; констатация факта создания документов одним или разными авторами; выяснение того факта, что автор или исполнитель не одно и то же лицо.

Диагностическая задача включает установление принадлежности текста к определенному функциональному стилю речи; факта намеренного искажения письменной речи, а также иных фактов, относящихся к условиям создания текста документа.

Классификационная задача – установление социально-биографических характеристик автора документа: пол, относительный возраст, уровень развития культуры речи, проф. принадлежность и др.

Ниже приведены типовые вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертов автороведов:

  1. Является ли автором текста лицо, образцы письменной речи которого представлены для сравнения?
  2. Является ли автором текстов одно и то же лицо?
  3. Каковы социально-биографические характеристики автора текста?
  4. Составлен ли текст при участии (действенной помощи) другого лица?
  5. Составлен ли текст с намеренным искажением письменной речи?
  6. Не составлен ли текст заявления от имени ФИО в каком-то необычном состоянии или необычных условиях, в том числе под диктовку или при участии другого лица?

Объектами судебной автороведческой экспертизы не являются: тексты курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, литературных произведений.

Возможности автороведческой экспертизы

В судебной практике часто приходится сталкиваться с анонимными письмами, или просто с письмами и записками, не имеющих подписи. И для того, чтобы узнать его автора, проводится специальная криминалистическая экспертиза по установлению авторства. Такой вид экспертизы называется криминалистическая.

Специалисты используют все имеющиеся возможности автороведческой экспертизы для того, чтобы решить две основные задачи:

  • Идентифицировать автора одного или нескольких исследуемых документов;
  • Определить социальный статус, принадлежность к какой-либо группе лиц, образовательный уровень, профессиональную направленность лица, которое является автором исследуемого документа.

Автороведческая экспертиза изучает характерные речевые обороты, которые были применены в письменной речи, устойчивые, часто используемые сочетания слов и различные их вариации. Особенность письменной речи определяется путем изучения орфографических, пунктуационных, семантических, лексических и других, характерных для автора изучаемого документа, особенностей и ошибок.

Если навыки пунктуации и орфографии являются результатом знания общепринятых правил, то использование лексических единиц, фразеологических оборотов, характерных сравнительных высказываний могут быть индивидуальными или определяющими принадлежность автора письма к тому или иному социальному кругу, профессиональной направленности. Такие особенности речи могут позволить определить пол и возраст человека, написавшего письмо, его литературные пристрастия, особенности его мыслительной деятельности, а также его психологического и психического состояния.

Стилистические и мыслительные языковые навыки по большей части определяются общепринятыми правилами, которые пользуются все представители общества, в котором пользуются данным языком. Но специалисты отмечают, что даже на использование устойчивых оборотов оказывают огромное влияние психологическое состояние человека, который писал письмо, а так же особенности диалекта той местности, где он вырос, работал, долгое время жил. Даже переезжая с места на место, после проведенного некоторого количества времени в данной среде, на речевую деятельность человека начинают оказывать влияние особенности речи в конкретной местности. И это не может не отражаться в письменной речи.

Особенности языковых навыков автора письма определяются по критериям низший или высший уровень правильности использования языковых навыков. А если речь идет о знании и владении культурой литературной речи, то данные критерии оцениваются по принципу хуже или лучше от общепринятых стандартов речи.

Как эксперты оценивают письменную речь

Грамматические, лексические, стилистические и фразеологические навыки человека оцениваются как:

Орфографические и пунктуационные навыки оценивают как:

На какие частные признаки обращают внимание эксперты, которые занимаются автороведческой экспертизой:

  • Характерные нарушения общепринятых правил речи;
  • Использование особых, характерных для писавшего человека, слов, словоформ, речевых оборотов;
  • Регулярное повторение характерных нестандартных оборотов в письме.
    Текст, составленный неопределенным лицом, является объектом автороведческой экспертизы. В ходе исследования изучаются все характерные особенности употребляемых языковых навыков.

Что необходимо для проведения автороведческой экспертизы:
В первую очередь в распоряжении эксперта должен быть документ, в котором будет содержаться не менее пятисот слов. Сначала этот документ изучается на предмет наличия в нем следующей информации, которая не дает ответа на все вопросы, но может помочь составить первоначальный схематический портрет автора:

  • Сведения о лице, писавшем документ;
  • Сведения о лицах, которые известны автору;
  • Описание явлений или предметов, о которых известно только автору;
  • Письменные речевые образцы лиц, среди которых может быть искомый автор.Требования к свободным образцам речи.

К текстам, которые составлены лицами, с чьими образцами сравнивается исследуемый документ, предъявляются следующие требования:

  • Они должны быть написаны на том же языке, что и изучаемый документ, поскольку речевые обороты и особенности общения в разных языках имеют существенную разницу;
  • Должны быть написаны в тоже время, что и изучаемое письмо. Это объясняется тем, что с течением времени и под воздействием различных факторов (учеба, приобретение профессиональных навыков, перемена круга общения) меняется и стилистика изложения своих мыслей в письменной форме.

Стиль изложения должен быть таким же. Он может быть

  • деловым,
  • бытовым,
  • научным,
  • публицистическим.

Психологическое состояние писавшего человека в момент написания образца, должно быть таким же, как и у автора исследуемого документа.

Деловой стиль обычно используется в служебных записях, заявлениях, протоколах и так далее.

Бытовой стиль изучается по частной переписке и личным запискам.

Научный стиль исследуется по текстам научных работ и докладов, а публицистический по статьям, предназначенных для издания или изданных, в различных средствах печати.

Такой тщательный подпор материала для сравнительного анализа необходим потому, что в разных ситуациях человек по-разному выражает свои мысли по одному и тому же поводу. Например, описывая какое-то событие другу в личной переписке, автор будет использовать совершенно не такую стилистику и лексику изложения, как при описании тех же событий в заявлении в полицию.

Психологическое состояние человека тоже имеет большое влияние на стилистику написания документа.

Например, в то время, когда составлялся документ, человек мог находиться в состоянии глубокой депрессии, в состоянии тяжелой травмы или болезни.

Какие вопросы ставятся при автороведческой экспертизе

Нужно идентифицировать личность автора анонимки? А может быть, хотите определить автора неприличного письма? Или возникли споры об авторских правах на текст? Успех запланированного мероприятия зависит от правильно заданной цели, а найти преступника помогут правильно сформулированные вопросы при проведении экспертизы текста.

Какие конкретно ставятся вопросы при автороведческой экспертизе, для решения выше представленных задач? Для решения данного вопроса срочно призовите на помощь экспертов, мастеров по проведению речевого анализа письменного и печатного текста, устной речи, способных оказать помощь в суде при установлении ключевых важнейших фактов в разбирательстве.

Цель автороведческой экспертизы

По делам, ни в какой степени не связанных с уголовными преступлениями, анализ письменного или печатного текста проводят с целью — защитить достоинство, репутацию и честь гражданина или юрлица, либо — защитить права на интеллектуальный продукт.

Если же судебное разбирательство основано на уголовном преступлении, то при анализе устанавливается степень достоверности информации, содержащейся в устной – речевой, или письменной, печатной форме. Автороведческая экспертиза производиться при обнаружении недостоверных сведений экстремистской направленности, при отказе от уже данных показаний и в тому подобных криминальных ситуациях.

Высококвалифицированные специалисты Центра криминалистических экспертиз – “Криминал Эксперт” проводят научные исследования различной документации с целью выдачи заключения с обоснованными выводами. Вывод — это ответ на четко сформулированный вопрос. От того, насколько конкретно и логично будет задан вопрос, соответственно, и будет зависеть ответ, то есть вывод.

Эксперты «Криминал Эксперт» привыкли формировать вопросы грамотно и точно знают, какие вопросы ставятся при автороведческой экспертизе. Специалисты Центра формулируют вопросы в прямой зависимости от поставленных перед ними аналитических задач.

Какие вопросы ставятся перед экспертом?

При постановке задачи идентифицировать личность, эксперты отвечают на вопросы:

  • действительно ли автором текста, речи является определенный человек?
  • действительно ли автором текстов, речей является этот человек?

При постановке задачи диагностировать особенности характера автора, специалисты отвечают на вопросы:

  • в каком возрасте автор текста?
  • какого пола автор?
  • каков уровень образования и речевых навыков у автора?

Если поставлена задача определить внутренние и внешние условия, сопутствующие написанию текста, записи речи, то анализируются следующие теории:

  • находился ли автор в состоянии стресса?
  • находился ли автор в состоянии измененного сознания под воздействием химических веществ, алкоголя и др.?
  • здоров ли автор умственно и физически?
  • мог ли автор писать текст под диктовку?
  • мог ли автор имитировать чужой стиль письма?
  • какие еще необычные условия могли сопутствовать написанию текста, записи речи?

При постановке задачи о разрешении споров, связанных с авторством текста специалисты – эксперты отвечают на вопросы:

  • есть ли совпадения в текстах авторов и в каком количестве?
  • оригинален ли текст, или это всего лишь реферативная переработка разных источников?
  • не являются ли отдельные части текста, а иногда заголовок, не индивидуально созданными автором, а повсеместно употребляемыми обществом?

Для наиболее корректной и продуманной формулировки вопросов, нужно не менее подробно соответствовать объектам экспертизы.

Возможные объекты экспертизы:

  • судебные документы, акты процесса;
  • произведения художественной литературы;
  • научные интеллектуальные труды;
  • рекламные тексты;
  • тексты из интернет пространства.

Часто при детальном изучении документов, ставиться вопрос о фактическом несанкционированном воздействии сторон на судейское решение, путем эмоционального влияния одной из сторон на суд.

Произведения научного и литературного труда зачастую проверяются на предмет наличия плагиата в тексте.

В рекламных текстах нередко встречается отсутствие творческого начала среди отдельных авторов, что так же способствует переработке чужого текста.

Чтобы с достаточной степенью вероятности говорить об успешности проведенной экспертизы нужно с достаточной ответственностью относиться к формированию вопросной базы, которая находиться на рассмотрении в ходе языкового и речевого анализа; знать конкретно, какие вопросы необходимо ставить при автороведческой экспертизе, опираясь в первую очередь на логически выстроенные задачи, основанные на характеристиках объектов исследования.

Автороведческая экспертиза

Лингвистическая автороведческая экспертиза и основные задачи

Проводится данное исследование часто и имеет несколько целей:

  1. Определение вероятного автора материалов.
  2. Выявление их содержания.
  3. Оценка основной информации в тексте и посылов.

Автороведческие исследования необходимы в следующих случаях:

  • если авторство предположительного автора вызывает сомнение и требует доказательств (подозрение в плагиате; анонимное и псевдонимное авторство; стилизация, подражание, цитирование);
  • если автор текста неизвестен, и необходимо выяснить, содержит ли текст информацию, которая позволяет судить об обстоятельствах его создания и об авторе (диагностические, классификационные задачи);
  • если необходимо оценить психологические особенности и психическое состояние автора, степень его тревожности, пребывание его в аффективном или нормальном состоянии в момент порождения речи.

Определить автора сложно, приходится учесть все возможные нюансы, которые могут сказаться на последующем решении. Поэтому так важен опыт и профессионализм экспертов по тексту.


Исследованию может подвергаться множество материалов:

  1. рукописный текст;
  2. печатный текст;
  3. различные письма, дневники;
  4. книги, отдельные главы и разделы книг;
  5. журналы и отдельные статьи в журналах;
  6. научные работы;
  7. учебные материалы;
  8. публикации иного рода.

Стоимость автороведческой экспертизы

Независимая автороведческая экспертиза

Судебная автороведческая экспертиза

Для заказа экспертизы позвоните нам или напишите:

Во время определения авторства текста удается выявить ряд нюансов:

  1. Уровень образованности автора.
  2. Является ли данный язык родным, знает ли автор иностранные языки.
  3. Пол, примерный возраст, происхождение.
  4. Возможный регион проживания.
  5. Вероятная профессия.

Все эти факторы можно определить во время тщательного анализа текста. Можно получить массу полезной информации, которая будет использоваться в дальнейшем. По собранным данным удается выявить вероятного автора текста.

Как проводится криминалистическая автороведческая экспертиза

Данная процедура может выполняться как во время судебного процесса, так и вне его. Отличия в заказчике исследования и в некоторых нюансах. Основные же этапы исследования авторства не меняются, сотрудники всегда придерживаются принципа независимости при работе.

Как проходит стандартное исследование на авторство текста?

  1. Если осуществляется судебная автороведческая экспертиза, то инстанция готовит постановление. Для проведения внесудебного исследования в компанию обращается частное или юридическое лицо.
  2. Заключается соглашение.
  3. Ставятся основные задачи и формируется перечень вопросов.
  4. Сотрудникам передаются материалы, которые нуждаются в изучении.
  5. Они внимательно анализируют текст, чтобы получить больше информации о человеке, который написал его.
  6. Удается определить авторство конкретного лица, если нужно выполнить сравнение.
  7. В заключении сотрудники предоставляют всю собранную информацию и отвечают на вопросы.
  8. Документы передаются непосредственно заказчику.

Весь процесс занимает не так много времени, как может показаться изначально, благодаря многолетнему опыту специалистов. За счет слаженной работы специалистов и отработанной процедуры, удается существенно ускорить весь процесс в определении авторства. Заключение по поставленным вопросам о тексте Вы сможете получить в самые короткие сроки.

Кто занимается выполнением автороведческой экспертизы в Москве?

Экспертиза авторства текста – одно из главных направлений деятельности нашей компании в Москве. Фирма имеет богатый опыт проведения автороведческих экспертиз. Просто свяжитесь с сотрудниками, наши специалисты по авторству текста ответят на все ваши вопросы.

Мы давно занимаемся выполнением автороведческой экспертизы. Специалисты смогут собрать максимум информации об авторе и провести сравнение текста.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: