Категория населения страны обязанная платить налоги государству

Обновлено: 24.04.2024

Таким вопросом в последнее время задается немалая часть жителей нашего края. Для того чтобы дать ответ необходимо разобраться в том, что же такое налоги и куда они направляются.

На страницах налогового вестника мы ответим на этот крамольный вопрос и попутно рассмотрим основные вопросы налогообложения и налогового администрирования в Агинском Бурятском округе.

Налоги – это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Каждый из нас полагается на государство, которое может обеспечивать национальную безопасность, сохранение окружающей среды, защиту от внешней экспансии, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг. Для выполнения своих функций государству нужны средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений. Понятна важность и значимость труда налогового инспектора, от результатов которого зависит экономическое развитие страны и благополучие ее граждан.

– Наш бюджет

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Платежи за пользование природными ресурсами

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налоги на совокупный доход

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

520 млн. руб

230 млн. руб

139 млн. руб

1 388 млн. руб

328 млн. руб

2 212 млн. руб

Общий объем поступлений налогов и сборов от налогоплательщиков, состоящих на налоговом администрировании в Инспекции, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году (включая страховые взносы на обязательное страхование) составил 5 млрд. руб.

Поступления в консолидированный бюджет Забайкальского края составили 2 млрд. 848 млн. руб., что составляет 35.9% от общих поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Поступления в бюджеты муниципальных образований составили 1 млрд. 162 млн. руб., что составляет 15.3% от общего числа поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края. В целом, объем налоговых поступлений по имущественным налогам за 2018 составил 75 млн. 518 тыс. руб.

Что происходит с долгами по налогам?

Они растут, и с каждым днем долговое бремя неплательщика будет уверенно расти за счет обрастания пенями, штрафами и судебными издержками. Немаловажно и то, что должник понесет репутационные издержки, так как налоговая задолженность не является налоговой тайной и информация о ней общедоступна на сайте ФССП где каждый может узнать о наличии либо отсутствии задолженности .

Несмотря на то, что сегодня основной принцип работы налоговой службы с должниками в добровольном и досудебном урегулировании задолженности з а 4 месяца 2019 года сумма поступлений по имущественным налогам составила 8 млн. 849 тыс. руб.

Сегодня налоговая служба совместно с судебными приставами, органами прокуратуры и местного самоуправления применяет комплекс мер по принудительному взысканию задолженности. В декабре 2018 года губернатором Забайкальского края Александром Осиповым и Руководителем Управления ФНС России по Забайкальскому краю Ириной Войлошниковой был подписан план совместной работы направленный на пополнение краевого и местных бюджетов. Важно отметить что, местные налоги играют значимую роль в стабильности и финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований. Поэтому рост поступлений налоговых доходов является одним из приоритетных направлений совместной деятельности налоговых органов и местных органов власти.

Совсем скоро, с 1 июля, начнется рассылка новых налоговых уведомлений и их рассылаются сотни тысяч. Что делать честному налогоплательщику, если он сомневается в данных содержащихся в уведомлении?

Для налогового органа первостепенное значение имеет качество оказания государственных услуг. В большинстве своем подобные ситуации возникают из-за ошибок при регистрационных действиях налогооблагаемого имущества и будет преждевременно винить только инспекцию, так как при формировании налоговых уведомлений мы опираемся на данные из соответствующих регистрирующих органов. Для нас важно разобраться в корне каждой проблемы, и мы стараемся точечно разобраться в сути обращения каждого отдельно взятого налогоплательщика.

В соответствии с налоговым кодексом такие регистрирующие органы как ГИБДД, органы, осуществляющие кадастровый учет и госрегистрацию права на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения в налоговый орган в течение 10 дней со дня регистрации. Кроме того ежегодно регистрирующие органы обязаны представлять информацию перед началом формирования налоговых уведомлений. (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)

Если же кто-то из читателей столкнется с такой ситуацией, то мы рекомендуем обратиться к сервису «Жизненные ситуации» в личном кабинете налогоплательщика или же обратиться в налоговый орган, изложив суть проблемы.

Есть проблема!

Практика работы налоговой службы показывает, что основная масса вопросов возникает при исчислении транспортного налога

Самая распространенная проблема это начисление налога на уже проданный автомобиль. Важно отметить, что при продаже по доверенности, налог обязан уплачивать не фактический владелец, а юридический собственник. Неважно владеете вы или нет автомобилем фактически, где он находится и в каком состоянии пребывает, если существует действующая регистрация, то налоги, и не только они, будут приходить на имя и по адресу собственника, на которого эта регистрация оформлена.

Из практики можно обратиться к случаю с налогоплательщиком, которому в течение нескольких лет начислялись налоги на большегруз после его продажи. В данном конкретном случае нами был проведен ряд мероприятий, в том числе неоднократные запросы в органы ГИБДД. Отметим, что, в конце концов, был произведен перерасчет на сумму более чем 13 тысяч рублей.

Качество ведения базы данных регистрирующих органов напрямую влияет на корректное начисление имущественных налогов (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)

Почему мы должны платить налоги?

Потому что поступления от местных налогов расходуются на решение вопросов местного значения. Подавляющую долю занимают расходы, связанные с нашим жизнеобеспечением.

Более половины всех расходов местного бюджета идет на социально-культурные мероприятия: образование, здравоохранение, ЖКХ и многие другие вопросы. Обеспечение малоимущих нуждающихся в улучшении жилищных условий, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, и других вопросов.

Более того мы все хотим, что бы в наших домах было светло и тепло, чтобы наши дети получили достойное образование от яслей до высшего, а в экстренной ситуации к нам моментально приехала скорая помощь, служба спасения. Все это, как и содержание дорог, функционирование общественного транспорта и многое другое финансируется из наших с вами налогов.

Другой вопрос: «куда направляются уплаченные мной налоги?» не дает покоя практически каждому налогоплательщику в момент расставания с денежными средствами. Этот вопрос честный налогоплательщик может задать уже органам местной власти.

Постскриптум

Налоговая служба это, прежде всего фискальный орган власти, обладающий широким спектром действенных мер по взысканию задолженности. Но, как упоминалось выше, для администраторов налогообложения самое главное это своевременная и осознанная уплата налогов.

Сегодня важно, что бы наши жители относились к налогообложению как к заключению общественного договора, по которому граждане создают государство как аппарат по производству общественных благ и договариваются об объеме и финансировании этого производства, о распределении благ и т. д. Существенный элемент договора — его цена. А это, по сути, и есть налоги.

Полное или частичное отсутствие налогов, означало бы полное или частичное отсутствие производства общественных благ: социальной поддержки, оборонной мощи и многих других вещей без которых государство не сможет вести нормальную внутреннюю и внешнюю политику.

Земельный налог - что изменилось в 2019 году?

По земельному налогу физических лиц вступил в силу целый ряд изменений, которые в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации направлены на социальную поддержку некоторых слоев населения и смягчение налоговой нагрузки. Данные изменения введены в действие Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее - Закон)

1) Начиная с налогового периода 2018 года, в качестве дополнительных мер социальной поддержки для многодетных к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв.м в отношении одного земельного участка, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее – многодетные) (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ в редакции Закона ).

2) Начиная с налогового периода 2018 года, в п. 10 ст. 396 НК РФ включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган: в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 – 4, 7 – 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.

Такой порядок представления льгот носит название – «проактивный» порядок. Укажем, что практика показывает, что пока что все же быстрее и надежнее всего представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу лучше всего представить вместе с заявлением в налоговый орган самому заявителю.

3) Начиная с налогового периода 2018 года, ст. 396 НК РФ дополнена п. 17:

"В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка (без учета положений п. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном исчисленной сумме налоге (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога."

Говоря проще, если сумма земельного налога за земельный участок, по каким-то причинам повысилась, то это повышение не может быть больше 10% по сравнению с предыдущим годом.

Коэффициент 10-ти процентного ограничения роста налога не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых за соответствующий налоговый период для расчета налога применены коэффициенты 2 или 4.

4) Со дня официального опубликования Закона переносится с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, предельный срок для возможности подачи налогоплательщиком-физическим лицом в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого будет применяться налоговый вычет (п. 61 ст. 391 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении земельного участка, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.

5) С налогового периода 2020 года абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции Закона), устанавливающий предельное значение налоговой ставки в размере, не превышающей 0,3 %, излагается в новой редакции в отношении земельных участков: «не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 2019 года гражданам не надо платить транспортный налог за угнанные машины

Сведения о возврате транспортного средства, находящегося в розыске, представляются в налоговые органы в виде документа от уполномоченных правоохранительных органов, ведущих или инициировавших розыск, либо в рамках информационного обмена, предусмотренного ст. 85 Кодекса.

Налог на имущество физических лиц - какие важные изменения вступили в силу в 2019 году?

По налогу на имущество физических лиц вступил в силу целый ряд изменений, которые в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации направлены на социальную поддержку некоторых слоев населения и смягчение налоговой нагрузки. Данные изменения введены в действие Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее - Закон)

1) Во исполнение Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, в ст. 403 НК РФ внесены изменения, увеличивающие размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных семей, то есть имеющих 3 и более детей.

В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных семей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв.м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Указанный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пп. 6, 7 ст. 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или уведомления о выбранном объекте.

2) Начиная с налогового периода 2018 года «проактивный» порядок предоставления налоговых льгот (то есть порядок при котором налоговые льготы представляются физическим лицам без заявлений в налоговый орган) вводится Законом для расчета налога с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о «льготниках», относящихся к пенсионерам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста и владельцам хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ.

3) Аналогично поправкам, касающимся земельного налога, Законом изменен срок для возможного представления уведомления о выбранном объекте недвижимости в отношении которого применяется налоговый вычет: с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом (поправка в п. 7 ст. 407 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении объекта, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.

4) Со дня официального опубликования Закона урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование в т.ч. в результате сноса или уничтожения (п. 2.1 ст. 408 НК РФ в редакции Закона ). В таких случаях исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.

С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта. В случае, если такие документы в налоговом органе отсутствуют, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта, у лиц, у которых имеются эти сведения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения утверждается ФНС России (до утверждения указанной формы может применяться рекомендуемая, направленная письмом ФНС России от 14.11.2018 № БС-4-21/22148 ).

Тяглые люди- часть населения Русского государства, обязанная выполнять натуральные повинности в пользу государства и платить ему налоги. К тягловым людям относились крестьяне и посадские люди. Частновладельческие крестьяне также несли тягло в пользу государства под контролем владельца.

Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью.

Такая система управления в тот исторический период способствовала развитию России, так как обеспечивала гарантированное поступление налогов в казну. Ведь и в городе, посаде, и в крестьянской общине была коллективная ответственность за выплату налогов, и сильная община - сильное государство.

Тяглые люди -- в Русском государстве в 15 - 18 вв. торгово-промышл. городское население, т. н. посадские люди (в 1775г. разделены на купечество и мещан). Несли государственное тягло, т. е. платили налоги, торговые пошлины, несли денежные и натуральные гос. повинности и пр.
Денежные и натуральные государственные повинности (тягло) в 15-18вв. несли также и т. н. тяглые крестьяне -- частновладельческие и "черносошные" крестьяне (категория лично свободного сельского населения). С 1724г. с введением подушной подати тяглых крестьян стали называть податным населением.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи) . Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые, врачи, художники, которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники.

Полузависимые (полусвободные) люди. Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерд (мн. смерды) — категория населения, находящийся вне общинной организации, зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп) , а со временем всех невольных людей.
Холопы, категория феодально-зависимых людей в России 10 - начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «Холопы» впервые встречается в летописи под 986. В 11-12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр. Он также нёс ответственность за действия Холопов: оскорбление свободных, кражу и т. д. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи) . Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну —бояртво. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое.
Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городовюридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически онизависели от феодальной верхушки.
Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населенияКиевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинностьс личным оружием и лошадьми.
Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существоваладовольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называлисмердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственнуюсамостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести
ее снова.
Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим терминомназывали лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп) , а со временем всех невольных людей.
К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли изтой социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи) . Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые, врачи, художники, которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники.

Полузависимые (полусвободные) люди. Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерд (мн. смерды) — категория населения, находящийся вне общинной организации, зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп) , а со временем всех невольных людей.
Холопы, категория феодально-зависимых людей в России 10 - начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «Холопы» впервые встречается в летописи под 986. В 11-12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр. Он также нёс ответственность за действия Холопов: оскорбление свободных, кражу и т. д. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.
Источник: [ссылка появится после проверки модератором]

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие. Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может

Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть. Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «"Гугл" – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого "на мои налоги", источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному». Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: