Суда с динамическим принципом поддержания
Обновлено: 25.04.2024
Корабль на воздушной подушке — корабль (судно) с динамическим принципом поддержания его над водой за счёт избыточного давления воздуха, создаваемого воздуходувным агрегатом под корпусом специальной формы. В результате корабль частично или полиостью приподнимается иад водой,… … Словарь военных терминов
Корабль на подводных крыльях — корабль (судно) с динамическим принципом поддержания его над водой за счёт эффекта подводного крыла. При движении на крыльях, размещённых под корпусом, возникает сила, поднимающая корабль иад поверхностью воды, что снижает сопротивление движению… … Словарь военных терминов
КДПП — корабль с динамическим принципом поддержания … Словарь сокращений русского языка
КДПП — корабль с динамическим принципом поддержания морск. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
Водоизмещающее судно — Схема сил тяжести и сил поддержания, действующих на частично погруженное тело (судно) Водоизмещающее с … Википедия
Глиссер — Теплоход «Заря» движется в режиме глиссирования. Хорошо видно, что корпус судна находится на гребне волны и практически не имеет дифферента. Это означает, что волновой кризис преодолён … Википедия
Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия
Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия
Крыло (лодка) — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия
Подводное крыло — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия
Подводные крылья — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия
Классификация судов с динамическими принципами поддержания. Установившаяся классификация судов с динамическими принципами поддержания и общепринятая терминология в этой области судостроения пока отсутствуют. Общей характерной особенностью таких судов и аппаратов является то, что они, в отличие от обычных водоизмещающих судов, при своем движении на основном расчетном режиме используют не гидростатические, а гидро — и аэродинамические силы поддержания.
С целью более системного изложения последующего материала целесообразно подразделить все суда, использующие динамические принципы поддержания, на несколько групп (илн классов). В основу классификации могут быть положены, например, гидроаэродииамические особенности самого расчетного режима и рабочих (несущих) поверхностей.
Исходя из этого различают следующие основные группы судов с динамическими принципами поддержания: глиссирующие; суда на подводных крыльях;
_суда на подводных крыльях с воздушным крылом (с воздушной разгрузкой);
суда с «воздушной смазкой» («морские сани»);
суда с искусственной каверной;
суда на воздушной подушке со скегами;
суда иа воздушной подушке с полным отрывом от воды, амфибийного типа;
Не останавливаясь подробно иа характеристике судов всех указанных групп, отметим, что эта классификация достаточно условная и практически довольно трудно четко разграничить суда некоторых соседних групп. В качестве примера приведем «морские сани» и скеговые суда на воздушной подушке.
Кроме того, суда некоторых групп настолько существенно различаются, что в свою очередь могут быть подразделены на несколько подгрупп (СВП с сопловой и камерной схемами образования воздушной подушки).
Но вернемся к экранопланам. Под экранопланами в дальнейшем понимаются снабженные двигателем (двигателями) аппараты, которые тяжелее воздуха и предназначены для полета вблизи поверхности воды или ровных участков суши (на высоте 0,1—0,2 хорды крыла). На расчетном режиме полета эти аппараты, как и самолеты, поддерживаются в воздухе за счет аэродинамической подъемной силы, образующейся на несущем крыле в результате скоростного напора набегающего воздуха.
Основной особенностью экраноплана, отличающей его от самолета, является то, что его аэродинамическая^ конструктивная компоновки обеспечивают возможность полета аппарата на небольшой высоте от экрана, чем достигается существенное повышение аэродинамического качества. Для этих компоновок характерны: весьма малое удлинение крыла, редко превосходящее значения A.= l,5-f-2, концевые шайбы крыльев, специальные стартовые устройства, обеспечивающие взлет аппарата, и др.
Еще более значительно отличается экраноплан от СВП. Последние для поддержания над опорной поверхностью (вода, грунт и т. д.) оборудуются специальными вентиляторами, нагнетающими воздух под днище аппарата.
Из приведенного видно, что экранопланы могут быть названы судами лишь условно и, по-видимому, они ближе к самолетам. Поэтому далее мы будем часто пользоваться более широким термином — аппарат, тем более что некоторые из построенных экранопланов вообще не приспособлены для плавания по воде.
Экранопланы могут быть подразделены на подгруппы в зависимости от:
особенностей аэрогидродинамической компоновки;
особенностей стартового устройства.
В зависимости от принципов аэрогидродинамической компоновки экранопланы выполняют по схемам «летающее крыло» и самолетной. В схеме «летающее крыло» корпус аппарата обычно
1 Экранопланы, способные летать за пределами влияния земли, в печати иногда называют экранолетами.
представляет собой крыло малого удлинения, по бортам которого установлены концевые шайбы — поплавки (рис. 2). Корпус и весь планер, включая хвостовое оперение экраноплана, выполненного по самолетной схеме, как правило, напоминает собой
обычный одно — или двухкорпусный гидросамолет (летающую лодку — рис. 3).
По типу примененного движителя различают экранопланы с воздушным и водяным винтом, а также с воздушно-реактивным движителем, в котором для полета используется тяга струи воздуха, отбрасываемого вентилятором; имеются проекты с турбореактивными двигателями. Тип движителя обычно определяет и такое весьма важное качество экраноплана, как амфибий — ность, т. е. способность передвигаться помимо воды по грунту, льду и т. д. Очевидно, при гребном винте это свойство аппарата утрачивается.
Весьма важное, зачастую определяющее значение для общей КОМПОНОВКИ экраноплана, имеют особенности его стартового устройства, т. е. технических средств, обеспечивающих выход аппарата на расчетный режим околоэкранного полета. В зависимости от принципа действия и конструктивного выполнения этого устройства экранопланы можно подразделить на следующие подгруппы:
аппараты без специальных стартовых устройств;
аппараты с поворотными крыльями н заслонками, направляющими воздушную струю воздушного винта под несущее крыло;
аппараты со специальной системой поддува в виде поддув — ных двигателей, нагнетающих воздух под корпус или несущее крыло;
аппараты с водяными лыжамн.
Некоторые из этих подгрупп в свою очередь можно было бы подразделить в зависимости от особенностей конструктивных решений стартового устройства, напрнмер системы поддува. Предложены также аппараты, на которых для облегчения выхода на расчетный режим применено сразу несколько устройств, напрнмер система поддува и гидролыжн.
Экранопланы, как и другие транспортные средства (суда, самолеты), могут иметь гражданское и военное назначение.
Место экранопланов среди судов с динамическими принципами поддержания. В настоящее время многие конструкторы в разных странах работают над решением проблемы увеличения скорости транспортных средств — радикального пути повышения эффективности, важнейшего показателя их технического совершенства.
Известно, что водный транспорт является одним из самых тихоходных. За последние 20—25 лет скорость транспортной авнацни увеличилась в 3—4 раза, железнодорожного транспорта в 1,5—2 раза, а водного транспорта всего на 20—25%. Поэтому водный транспорт заметно потерял свое значение как средство пассажирских перевозок. Так, на долю отечественной гражданской авиации в 1974 г. приходилось 20% всех пассажирских перевозок, а 25 лет назад — примерно 1,2%. В то же время участке в этих перевозках водного транспорта снизилось за последние 25 лет более чем в 5 раз н составляет всего около 0,8%.
Почему же водный транспорт отстает в скорости движения? Основная причина заключается в том, что у обычных (водоизме — щающих) судов мощность, потребная для достижения заданной скорости, быстро возрастает по мере увеличения скорости (мощность может оказаться пропорциональной скорости в 3, 4-й и даже большей степени). В этом отношении наземные виды транспорта и самолеты находятся в более благоприятном положении.
Каковы же пути повышения скорости судов?
Наиболее радикален подъем корпуса судна из воды в воздух— в среду почти в 800 раз менее плотную, чем вода, а следовательно, и более податливую. Этот путь, как уже показано выше, был подмечен и обоснован давно. Известен ряд способов
подушкз И ^ЦЛ^СГЧ U,1IIJU>.I“ — ipunu.
Степень аэрогндродинамнческого совершенства судов с различными принципами поддержания достаточно определенно может характеризовать гидроаэродннамнческое качество несущих поверхностей, при этом под ним понимается отношение полной подъемной силы несущих элементов Y к их суммарному сопротивлению X, т. с. К — — .
Рассмотрим, как изменяется эта характеристика в зависимости от изменения относительной скорости движения судов и чем вызван переход от водонзмещающих судов к судам с динамическими принципами поддержания. Обычно под относительной скоростью понимают число Фруда по водоизмещению, т. е.
щие К= І2-І-І4.
Важным преимуществом СПК по сравнению с глиссерами является их лучшая мореходность, которая достигается за счет снижения перегрузок на волнении.
При достаточно большой скорости движения, когда аэродинамические силы начинают играть заметную роль, в ряде случаев целесообразна передача части нагрузки с подводных крыльев на воздушные. Это может в определенных условиях обеспечить получение более высоких значений аэрогидродинамического качества подобных судов. Как отмечают зарубежные авторы проектов СПК с воздушной разгрузкой, важным их достоинством по сравнению с экранопланами являются также простота решения проблемы устойчивости и более высокое аэрогидродинамическое качество на «горбе» кри-
пенно превышающим К = 8+9. Вот какой дорогой ценой покупается амфибнйность — принципиально повое качество СВП, от — личаюшее их от всех типов ранее рассмотренных судов,
С увеличением относительной скорости СПК и СВП все большее влияние на них оказывают аэродинамические силы, разви — ‘ Вающиеся на корпусе и несущих поверхностях, обтекаемых потоком воздуха. При достаточно больших скоростях движения ; эти силы соизмеримы с гидродинамическими, но могут и пре — 1 взойти их; становится целесообразной передача всей весовой на — I грузки судна на воздушное крыло.
Рис 5. Возможные режимы движения судна в зависимости от относительной скорости.
Выполненные за рубежом исследования позволили установить, что минимальные скорости движения, при которых оправдано применение воздушного крыла, т. е. околоэкранный полет, составляют Frv= 10-^12. Использование благоприятного влияния экрана на заметное увеличение подъемной силы крыла и еще более резкое снижение его аэродинамического сопротивления обеспечивает существенное повышение аэродинамического качества аппарата на расчетном режиме полета. Результаты натурных испытаний зарубежных экранопланов (А. Липпиша и Др.) показали, что это качество может достигать К = 20-4-25 и более, т. е. быть значительно выше, чем у всех известных видов транспортных средств с близкими скоростями движения.
этой связи напомним, что у современных самолетов оно редко превышает 16—17.
На рис, 5 приведена ориентировочная схема возможных ре — нмов движения в зависимости от относительной скорости. Гра- 1Q
ницы использования различных режимов движения так же условны, как и само применение критерия относительной скорости движения Frtt к экранопланам (по существу, к самолетам).
"СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.1998 N 16) (вместе с "Санитарными нормами шума на судах внутреннего и смешанного плавания", "Санитарными нормами вибрации на судах внутреннего и смешанного плавания", "Методикой измерения и определения средних значений параметров микроклимата в судовых помещениях")
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое "Судно с динамическим принципом поддержания" в других словарях:
Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия
Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия
Водоизмещающее судно — Схема сил тяжести и сил поддержания, действующих на частично погруженное тело (судно) Водоизмещающее с … Википедия
Корабль на воздушной подушке — корабль (судно) с динамическим принципом поддержания его над водой за счёт избыточного давления воздуха, создаваемого воздуходувным агрегатом под корпусом специальной формы. В результате корабль частично или полиостью приподнимается иад водой,… … Словарь военных терминов
Корабль на подводных крыльях — корабль (судно) с динамическим принципом поддержания его над водой за счёт эффекта подводного крыла. При движении на крыльях, размещённых под корпусом, возникает сила, поднимающая корабль иад поверхностью воды, что снижает сопротивление движению… … Словарь военных терминов
СДПП — Аббревиатура СДПП может означать: СДПП Социал демократическая партия Приднестровья СДПП Социал демократическая партия (Португалия) СДПП судно с динамическим принципом поддержания СДПП серводвигатель переключателя положений … Википедия
СДПП — судно с динамическим принципом поддержания морск. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СДПП сверхдолгосрочный прогноз погоды более чем на 3 месяца СДПП Социал демократическая партия … Словарь сокращений и аббревиатур
Крыло (лодка) — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия
Подводное крыло — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия
Подводные крылья — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия
Водоизмещающее судно — термин теории корабля, обозначающий судно (корабль), для которого все, или бо́льшая часть сил поддержания создаётся за счёт выталкивания воды (так называемых Архимедовых сил).
Введён в противоположность неводоизмещающему судну, или судну с динамическим принципом поддержания, для которого большая часть сил поддержания — это динамические силы, возникающие на ходу.
Строго говоря, только неподвижное судно плавает полностью за счёт Архимедовых сил. Любое судно при движении создаёт динамические силы поддержания. Но у водоизмещающих судов их доля мала, а часто пренебрежимо мала. Число Фруда для них всегда меньше 1, в типичном случае 0,2÷0,3.
Большинство судов в мире водоизмещающие, так как они во много раз экономичнее. Примеры судов с динамическим принципом поддержания: глиссеры, суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, экранопланы.
См. также
- Морской транспорт
- Судостроение
- Теория корабля
- Гидравлика
- Гидродинамика
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Водоизмещающее судно" в других словарях:
Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия
Судно скоростное водоизмещающее — 1.2.14. Скоростное водоизмещающее судно судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более. Источник: СанПиН 2.5.2 703 98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река море) плавания. Санитарные правила и нормы (утв.… … Официальная терминология
Судно на подводных крыльях — судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погруженными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в 1891, однако применяться эти суда стали со 2 й половины 20 в.… … Большая советская энциклопедия
Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия
Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия
Парусное судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Парусник. Индийский барк «Tarangini» … Википедия
Грузовое судно — Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским. Практика применения Конвенции СОЛАС показывает, что требования этого документа не применяют к рыболовным судам только в… … Википедия
Рыболовное судно — Небольшие рыбацкие суда в порту Эймюден, Нидерланды Рыболовное судно (промысловое судно) согласно определению Конвенции СОЛАС (п.i Правила 2 Главы I), означает … Википедия
Коноводное судно — (коноводная машина, коноводка) использовавшийся в России исторический тип грузового речного судна, приводимого в движение лошадьми, которые подтягивали судно к якорю (см. принцип действия ниже). Коноводные суда использовались в основном на… … Википедия
Гребное судно — Солнечная лодка Хеопса (ок. 2500 г. до н. э.). Гребное судно судно, оснащённое вёслами и … Википедия
Автор статьи
Читайте также:
- Когда начался первый этап приватизации государственной собственности в россии
- Почему адвокаты берут деньги за суд
- В судах воровство в армии одна палка мучат народ просвещение губят обязанность всех честных
- Ходатайство об отводе судьи
- Условием необходимым для становления правового государства является революционное движение