Суда с динамическим принципом поддержания

Обновлено: 25.04.2024

Корабль на воздушной подушке — корабль (судно) с динамическим принципом поддержания его над водой за счёт избыточного давления воздуха, создаваемого воздуходувным агрегатом под корпусом специальной формы. В результате корабль частично или полиостью приподнимается иад водой,… … Словарь военных терминов

Корабль на подводных крыльях — корабль (судно) с динамическим принципом поддержания его над водой за счёт эффекта подводного крыла. При движении на крыльях, размещённых под корпусом, возникает сила, поднимающая корабль иад поверхностью воды, что снижает сопротивление движению… … Словарь военных терминов

КДПП — корабль с динамическим принципом поддержания … Словарь сокращений русского языка

КДПП — корабль с динамическим принципом поддержания морск. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

Водоизмещающее судно — Схема сил тяжести и сил поддержания, действующих на частично погруженное тело (судно) Водоизмещающее с … Википедия

Глиссер — Теплоход «Заря» движется в режиме глиссирования. Хорошо видно, что корпус судна находится на гребне волны и практически не имеет дифферента. Это означает, что волновой кризис преодолён … Википедия

Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия

Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия

Крыло (лодка) — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия

Подводное крыло — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия

Подводные крылья — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия

Классификация судов с динамическими принципами поддержа­ния. Установившаяся классификация судов с динамическими принципами поддержания и общепринятая терминология в этой области судостроения пока отсутствуют. Общей характерной особенностью таких судов и аппаратов является то, что они, в отличие от обычных водоизмещающих судов, при своем движе­нии на основном расчетном режиме используют не гидростати­ческие, а гидро — и аэродинамические силы поддержания.

С целью более системного изложения последующего мате­риала целесообразно подразделить все суда, использующие ди­намические принципы поддержания, на несколько групп (илн классов). В основу классификации могут быть положены, напри­мер, гидроаэродииамические особенности самого расчетного режима и рабочих (несущих) поверхностей.

Исходя из этого различают следующие основные группы судов с динамическими принципами поддержания: глиссирующие; суда на подводных крыльях;

_суда на подводных крыльях с воздушным крылом (с воздуш­ной разгрузкой);

суда с «воздушной смазкой» («морские сани»);

суда с искусственной каверной;

суда на воздушной подушке со скегами;

суда иа воздушной подушке с полным отрывом от воды, амфибийного типа;

Не останавливаясь подробно иа характеристике судов всех указанных групп, отметим, что эта классификация достаточно условная и практически довольно трудно четко разграничить суда некоторых соседних групп. В качестве примера приведем «морские сани» и скеговые суда на воздушной подушке.

Кроме того, суда некоторых групп настолько существенно различаются, что в свою очередь могут быть подразделены на несколько подгрупп (СВП с сопловой и камерной схемами обра­зования воздушной подушки).

Но вернемся к экранопланам. Под экранопланами в дальней­шем понимаются снабженные двигателем (двигателями) аппа­раты, которые тяжелее воздуха и предназначены для полета вблизи поверхности воды или ровных участков суши (на высоте 0,1—0,2 хорды крыла). На расчетном режиме полета эти аппа­раты, как и самолеты, поддерживаются в воздухе за счет аэро­динамической подъемной силы, образующейся на несущем крыле в результате скоростного напора набегающего воздуха.

Основной особенностью экраноплана, отличающей его от самолета, является то, что его аэродинамическая^ конструктив­ная компоновки обеспечивают возможность полета аппарата на небольшой высоте от экрана, чем достигается существенное по­вышение аэродинамического качества. Для этих компоновок характерны: весьма малое удлинение крыла, редко превосходя­щее значения A.= l,5-f-2, концевые шайбы крыльев, специальные стартовые устройства, обеспечивающие взлет аппарата, и др.

Еще более значительно отличается экраноплан от СВП. По­следние для поддержания над опорной поверхностью (вода, грунт и т. д.) оборудуются специальными вентиляторами, нагне­тающими воздух под днище аппарата.

Из приведенного видно, что экранопланы могут быть названы судами лишь условно и, по-видимому, они ближе к самолетам. Поэтому далее мы будем часто пользоваться более широким термином — аппарат, тем более что некоторые из построенных экранопланов вообще не приспособлены для плавания по воде.

Экранопланы могут быть подразделены на подгруппы в за­висимости от:

особенностей аэрогидродинамической компоновки;

особенностей стартового устройства.

В зависимости от принципов аэрогидродинамической компо­новки экранопланы выполняют по схемам «летающее крыло» и самолетной. В схеме «летающее крыло» корпус аппарата обычно

1 Экранопланы, способные летать за пределами влияния земли, в печати иногда называют экранолетами.

представляет собой крыло малого удлинения, по бортам кото­рого установлены концевые шайбы — поплавки (рис. 2). Корпус и весь планер, включая хвостовое оперение экраноплана, выпол­ненного по самолетной схеме, как правило, напоминает собой

обычный одно — или двухкорпусный гидросамолет (летающую лодку — рис. 3).

По типу примененного движителя различают экранопланы с воздушным и водяным винтом, а также с воздушно-реактив­ным движителем, в котором для полета используется тяга струи воздуха, отбрасываемого вентилятором; имеются про­екты с турбореактивными двигателями. Тип движителя обычно определяет и такое весьма важное качество эк­раноплана, как амфибий — ность, т. е. способность пе­редвигаться помимо воды по грунту, льду и т. д. Оче­видно, при гребном винте это свойство аппарата ут­рачивается.

Весьма важное, зача­стую определяющее значе­ние для общей КОМПОНОВКИ экраноплана, имеют особен­ности его стартового ус­тройства, т. е. технических средств, обеспечивающих выход ап­парата на расчетный режим околоэкранного полета. В зависи­мости от принципа действия и конструктивного выполнения этого устройства экранопланы можно подразделить на следую­щие подгруппы:

аппараты без специальных стартовых устройств;

аппараты с поворотными крыльями н заслонками, направ­ляющими воздушную струю воздушного винта под несущее крыло;

аппараты со специальной системой поддува в виде поддув — ных двигателей, нагнетающих воздух под корпус или несущее крыло;

аппараты с водяными лыжамн.

Некоторые из этих подгрупп в свою очередь можно было бы подразделить в зависимости от особенностей конструктивных решений стартового устройства, напрнмер системы поддува. Предложены также аппараты, на которых для облегчения вы­хода на расчетный режим применено сразу несколько устройств, напрнмер система поддува и гидролыжн.

Экранопланы, как и другие транспортные средства (суда, самолеты), могут иметь гражданское и военное назначение.

Место экранопланов среди судов с динамическими принци­пами поддержания. В настоящее время многие конструкторы в разных странах работают над решением проблемы увеличения скорости транспортных средств — радикального пути повышения эффективности, важнейшего показателя их технического совер­шенства.

Известно, что водный транспорт является одним из самых тихоходных. За последние 20—25 лет скорость транспортной авнацни увеличилась в 3—4 раза, железнодорожного транспорта в 1,5—2 раза, а водного транспорта всего на 20—25%. Поэтому водный транспорт заметно потерял свое значение как средство пассажирских перевозок. Так, на долю отечественной граждан­ской авиации в 1974 г. приходилось 20% всех пассажирских перевозок, а 25 лет назад — примерно 1,2%. В то же время уча­стке в этих перевозках водного транспорта снизилось за послед­ние 25 лет более чем в 5 раз н составляет всего около 0,8%.

Почему же водный транспорт отстает в скорости движения? Основная причина заключается в том, что у обычных (водоизме — щающих) судов мощность, потребная для достижения заданной скорости, быстро возрастает по мере увеличения скорости (мощ­ность может оказаться пропорциональной скорости в 3, 4-й и даже большей степени). В этом отношении наземные виды транспорта и самолеты находятся в более благоприятном поло­жении.

Каковы же пути повышения скорости судов?

Наиболее радикален подъем корпуса судна из воды в воз­дух— в среду почти в 800 раз менее плотную, чем вода, а следо­вательно, и более податливую. Этот путь, как уже показано выше, был подмечен и обоснован давно. Известен ряд способов

подушкз И ^ЦЛ^СГЧ U,1IIJU>.I“ — ipunu.

image5

Степень аэрогндродинамнческого совершенства судов с раз­личными принципами поддержания достаточно определенно мо­жет характеризовать гидроаэродннамнческое качество несущих поверхностей, при этом под ним понимается отношение полной подъемной силы несущих элементов Y к их суммарному сопро­тивлению X, т. с. К — — .

Рассмотрим, как изменяется эта характеристика в зависи­мости от изменения относительной скорости движения судов и чем вызван переход от водонзмещающих судов к судам с дина­мическими принципами поддержания. Обычно под относитель­ной скоростью понимают число Фруда по водоизмещению, т. е.

щие К= І2-І-І4.

Важным преимущест­вом СПК по сравнению с глиссерами является их лучшая мореходность, ко­торая достигается за счет снижения перегрузок на волнении.

При достаточно боль­шой скорости движения, когда аэродинамические силы начинают играть заметную роль, в ряде случаев целесообразна передача части нагрузки с подводных крыльев на воздушные. Это может в определенных условиях обеспечить получение бо­лее высоких значений аэрогидродинамического качества подобных судов. Как отме­чают зарубежные авторы проектов СПК с воздушной разгруз­кой, важным их достоинством по сравнению с экранопланами являются также простота решения проблемы устойчивости и более высокое аэрогидродинамическое качество на «горбе» кри-

пенно превышающим К = 8+9. Вот какой дорогой ценой поку­пается амфибнйность — принципиально повое качество СВП, от — личаюшее их от всех типов ранее рассмотренных судов,

С увеличением относительной скорости СПК и СВП все боль­шее влияние на них оказывают аэродинамические силы, разви — ‘ Вающиеся на корпусе и несущих поверхностях, обтекаемых по­током воздуха. При достаточно больших скоростях движения ; эти силы соизмеримы с гидродинамическими, но могут и пре — 1 взойти их; становится целесообразной передача всей весовой на — I грузки судна на воздушное крыло.

Рис 5. Возможные режимы движения судна в зависимости от отно­сительной скорости.

Выполненные за рубежом исследования позволили устано­вить, что минимальные скорости движения, при которых оправ­дано применение воздушного крыла, т. е. околоэкранный полет, составляют Frv= 10-^12. Использование благоприятного влия­ния экрана на заметное увеличение подъемной силы крыла и еще более резкое снижение его аэродинамического сопротивле­ния обеспечивает существенное повышение аэродинамического качества аппарата на расчетном режиме полета. Результаты на­турных испытаний зарубежных экранопланов (А. Липпиша и Др.) показали, что это качество может достигать К = 20-4-25 и более, т. е. быть значительно выше, чем у всех известных ви­дов транспортных средств с близкими скоростями движения.

этой связи напомним, что у современных самолетов оно редко превышает 16—17.

На рис, 5 приведена ориентировочная схема возможных ре — нмов движения в зависимости от относительной скорости. Гра- 1Q

ницы использования различных режимов движения так же условны, как и само применение критерия относительной ско­рости движения Frtt к экранопланам (по существу, к само­летам).

"СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.1998 N 16) (вместе с "Санитарными нормами шума на судах внутреннего и смешанного плавания", "Санитарными нормами вибрации на судах внутреннего и смешанного плавания", "Методикой измерения и определения средних значений параметров микроклимата в судовых помещениях")

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Судно с динамическим принципом поддержания" в других словарях:

Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия

Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия

Водоизмещающее судно — Схема сил тяжести и сил поддержания, действующих на частично погруженное тело (судно) Водоизмещающее с … Википедия

Корабль на воздушной подушке — корабль (судно) с динамическим принципом поддержания его над водой за счёт избыточного давления воздуха, создаваемого воздуходувным агрегатом под корпусом специальной формы. В результате корабль частично или полиостью приподнимается иад водой,… … Словарь военных терминов

Корабль на подводных крыльях — корабль (судно) с динамическим принципом поддержания его над водой за счёт эффекта подводного крыла. При движении на крыльях, размещённых под корпусом, возникает сила, поднимающая корабль иад поверхностью воды, что снижает сопротивление движению… … Словарь военных терминов

СДПП — Аббревиатура СДПП может означать: СДПП Социал демократическая партия Приднестровья СДПП Социал демократическая партия (Португалия) СДПП судно с динамическим принципом поддержания СДПП серводвигатель переключателя положений … Википедия

СДПП — судно с динамическим принципом поддержания морск. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СДПП сверхдолгосрочный прогноз погоды более чем на 3 месяца СДПП Социал демократическая партия … Словарь сокращений и аббревиатур

Крыло (лодка) — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия

Подводное крыло — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия

Подводные крылья — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК) тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании … Википедия


Водоизмещающее судно — термин теории корабля, обозначающий судно (корабль), для которого все, или бо́льшая часть сил поддержания создаётся за счёт выталкивания воды (так называемых Архимедовых сил).

Введён в противоположность неводоизмещающему судну, или судну с динамическим принципом поддержания, для которого большая часть сил поддержания — это динамические силы, возникающие на ходу.

Строго говоря, только неподвижное судно плавает полностью за счёт Архимедовых сил. Любое судно при движении создаёт динамические силы поддержания. Но у водоизмещающих судов их доля мала, а часто пренебрежимо мала. Число Фруда для них всегда меньше 1, в типичном случае 0,2÷0,3.

Большинство судов в мире водоизмещающие, так как они во много раз экономичнее. Примеры судов с динамическим принципом поддержания: глиссеры, суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, экранопланы.

См. также

  • Морской транспорт
  • Судостроение
  • Теория корабля
  • Гидравлика
  • Гидродинамика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Водоизмещающее судно" в других словарях:

Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия

Судно скоростное водоизмещающее — 1.2.14. Скоростное водоизмещающее судно судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более. Источник: СанПиН 2.5.2 703 98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река море) плавания. Санитарные правила и нормы (утв.… … Официальная терминология

Судно на подводных крыльях — судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погруженными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в 1891, однако применяться эти суда стали со 2 й половины 20 в.… … Большая советская энциклопедия

Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия

Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия

Парусное судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Парусник. Индийский барк «Tarangini» … Википедия

Грузовое судно — Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским. Практика применения Конвенции СОЛАС показывает, что требования этого документа не применяют к рыболовным судам только в… … Википедия

Рыболовное судно — Небольшие рыбацкие суда в порту Эймюден, Нидерланды Рыболовное судно (промысловое судно) согласно определению Конвенции СОЛАС (п.i Правила 2 Главы I), означает … Википедия

Коноводное судно — (коноводная машина, коноводка) использовавшийся в России исторический тип грузового речного судна, приводимого в движение лошадьми, которые подтягивали судно к якорю (см. принцип действия ниже). Коноводные суда использовались в основном на… … Википедия

Гребное судно — Солнечная лодка Хеопса (ок. 2500 г. до н. э.). Гребное судно судно, оснащённое вёслами и … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: