Условием необходимым для становления правового государства является революционное движение

Обновлено: 28.03.2024

Идея формирования правового государства существовала в России и до, и после октября 1917 г. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Назовем пять из них:

право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности;

правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;

гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.;

стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;

протяженность границ, пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам влй-ствования.

После октября 1917 г. к перечисленным причинам добавились иные. Это, в частности:

некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие преемственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности;

"обесценение права и закона в ходе революции и гражданской войны;

отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс;

возвышение исполнительных органов над законодательными;

возвеличивание карательных учреждений;

Ортодоксальная позиция расценивала учение Маркса как теорию "политической целесообразности". Считалось "смехотворным" превращать эту теорию в "этическую". Н.И. Бухарин, например, еще в 1924 г. говорил о своей преданности "не категорическому императиву Канта и не заповеди христианской морали, а "революционной целесообразности". Некоторые люди, считал он, "очень часто подменяют трезвые рассуждения моральными, которые ничего общего с политикой не имеют" 1 . И в революционное, и в послереволюционное время такой подход оправдывал любые средства во имя высокой цели.

Но было бы неверно трактовать марксистскую теорию права как антипод концепции правового государства. "Для нас. – писал Ф. Энгельс, – незыблемо, что отношения между правящими и управляемыми должны быть установлены на почве права. " . Точно так же было бы искажением исторической правды говорить, будто бы советское государство ничего не имело общего с правовым государством. Правовые его устои начали формироваться в начале 20-х годов, а после XX съезда партии развитие правовой основы в стране получило новый импульс.

Даже зарубежные критики не могли не заметить некоторых изменений в советской действительности. Несколько лет назад в статье под названием "Долгий путь России к господству права" известный немецкий советолог Клаус Вестей, оценивая конституционное развитие СССР, писал: "Достигнутое сегодня состояние правового развития в Советском Союзе есть только первый

Бухарин Н.И.Атака // Сборник теоретических статей. М., 1924. С. 215. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т. 41. С. 125.

маленький шаг в теоретическом признании господства права" 1 . Как в дальнейшем пойдет правовое развитие, автор не брался предугадать.

Действительность не раз ломала различные прогнозы. Идея правового государства вначале лишь декларировалась. Затем она стала избирательной программой народных депутатов, нашла законодательное воплощение. Но, увы, была не раз сокрушена реальной жизнью.

С тем чтобы избежать ошибок и отступлений от доктрины, попробуем разобраться, что есть у нас от правового государства, чего никогда не было и чего не доставало, а также что необходимо предпринять для его формирования.

провозглашение принципа "все во имя человека, все для блага человека". Не доставало проведения этого принципа в жизнь, но само закрепление его является своего рода реальным достижением;

провозглашение государства общенародным. Конечно, в действительности оно так и не сложилось. Однако такое провозглашение создавало правовые предпосылки для борьбы за установление государства народа и для народа;

особую совокупность аксиом, норм и принципов, которые составляли основу как правотворческой, так и правоприменитель-ной деятельности государства. Это своего рода естественное право. К сожалению, последнее монопольно формировалось одной партией, что приводило к узурпации прав общества в целом. Сегодня критически переосмысливается "социалистическое естественное право";

законы и другие нормативные акты, составляющие правовую основу государственной и общественной жизни; провозглашение весьма широкого круга прав и свобод граждан;

провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан.

Вместе с тем нам не хватало подлинной законности в реальных отношениях и, более того, чувства законности как в рядовой массе, так и в среде правящих. Ряд гарантий прав и свобод или отсутствовал, или нуждался- в серьезном усилении. Недоставало не только компетентности многим руководящим работникам и

1 Ostereuropa – Recht. 1984. Н. 2. S. 94.

должностным лицам, но и независимости ряда органов в исполнении ими государственных функций.

Чего мы не имели никогда?

До перестройки официально не признавался примат прав и интересов личности перед интересами общества и государства, не существовало официально признаваемых общечеловеческих норм, которые бы опоередовали действие всех других правил и принципов. Не было признания официальными кругами и восприятия в массовом сознании того обстоятельства, что государство не может чего-то сделать ни при каких условиях (признание пределов государственной деятельности), не признавалась теория разделения властей, теория сдержек и противовесов в механизме государства; не работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдум).

Фактом отсутствия каких-либо институтов и неразвитости соответствующих процессов обусловлена потребность в определенных политических шагах и государственно-правовых преобразованиях, в том числе и создания необходимых предпосылок формирования правового государства. Так, обеспечение сколько-нибудь удовлетворительного материального положения граждан является одной из предпосылок достижения итогового политического результата. Можно быть нищим, но свободным какое-то время, однако чего стоят закон и государство вместе взятые, если не растет материальное благосостояние граждан? Без материальной основы, без достаточно высокого уровня общей, политической и правовой культуры, без активизации всех форм народного волеизъявления трудно представить себе правовое государство.

В условиях ориентации на свободный рынок естественны де-этатизация (разгосударствление) социальной жизни, свертывание командно-нажимных методов руководства и управления. В связи с созданием института президентской власти необходимы повышение авторитета и роли представительных органов, совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь.

В решении последней задачи особую миссию выполняет реформированная судебная система. Правовому государству органично свойствен контроль за соответствием нормативных актов закону (конституции), и в качестве высшей контрольной инстанции нет эффективнее института, чем деполитизированный Конституционный суд.

Если всерьез принимать теорию разделения властей, то, с одной стороны, ни один правотворческий орган не может осуществлять конституционный контроль, а с другой – орган конституционного контроля не может участвовать в законодательной деятельности, консультировать законопроекты, дабы не связывать себя в последующих выводах. Никто не вправе выступать судьей в собственном деле.

Интересы демократии диктуют необходимость плюрализации общественных сил (партий, движений, объединений и формирований граждан) в процессе выработки норм естественного права и в ходе взаимного их влияния на государство. Каждая из властей в государстве может служить противовесом другой, если такого 'рода сдержки предусмотреть при законодательном закреплении компетенции соответствующих органов. В таком аспекте представляется возможным говорить о разных ветвях власти: власть общественного мнения – референдумы и представительные органы, действующие временно или эпизодически; постоянная законодательная власть, представляемая парламентом; исполнительная власть, которую осуществляют президент и правительство; судебная власть; материализованная власть, воплощенная в так называемых материальных придатках государства (армия, милиция, тюрьма); власть федерации в целом, представляемая высшими органами; власть субъектов федерации, которую осуществляют их высшие органы власти и управления.

Каждая из указанных ветвей власти признает верховенство закона среди других нормативных актов во всех сферах общественной жизни. Это элементарное требование режима законности. Поэтому правовое государство иногда отождествляют с государством строгой законности. Этого делать не следует. О законности могут проявлять заботу в любом, даже не в правовом государстве. Понятие "государство законности" ориентирует на сферу правоприменения, область реализации права. Категория "правовое государство" призвана отразить в первую очередь процессы законодательной деятельности, правотворчества в целом.

В поиске того, что есть "право", участвуют не только законодательные органы. Этот демократический процесс предполагает широкое участие всех интеллектуальных сил общества: научных учреждений, общественно-политических движений и партий, центральных и местных государственных органов, отдельных граждан. Он включает в себя постановку вопроса, его обсуждение,

выявление общего консенсуального мнения как по существу проблемы, так и относительно ее решения.

Нахождение понятия права выходит за рамки формально-юридических установлений законодательного процесса. Если в последнем имеет значение, кто формально обладает правом законодательной инициативы, кто и в каком порядке составляет законопроект, кем и куда он направляется, как обсуждается, голосуется, публикуется и т.д., то формирование правовых постулатов требует обращения в первую очередь к содержательно-сущност-ному анализу объективной действительности. Именно в этом плане приходится обращаться к таким вопросам, как характерные черты той или другой страны, проживающего в ней населения и, наконец, власти, утвердившейся в ходе исторического развития.

Многие мыслители замечали зависимость политического строя от природно-климатических условий. Монтескье в своем труде "О духе законов" показал влияние на законы и форму правления государства климата и состояния возделываемых земледельцами почв . Государство должно учитывать естественные условия страны, протяженность ее границ, выход к морям и океанам, отгороженность горными массивами и др.

Для формирования правового государства имеет едва ли не определяющее значение этнический фактор. При всей общности человеческих проблем, при одинаковости вытекающих из них норм просматриваются и особенные проблемы, свойственные населению конкретной страны в данных исторических условиях, Государство, если оно стремится быть правовым, не может игнорировать состав и характер населяющих страну народов.

Общеизвестно, что марксисты пропагандировали вывод об обусловленности законов особенностями социально-экономического развития: право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества. Но было бы неточно связывать авторство данной идеи с марксизмом. Монтескье задолго до Маркса выводил право из природы вещей, и это можно интерпретировать в материалистическом контексте. Во всяком случае, он вполне определенно ставил законы в зависимость от общего духа, нравов и обычаев народов. Подобно тому как чистый воздух бывает иногда вреден для обитателей болотис-

1 См.: Монтескье Ш.О духе законов. СПб., 1900. С. 225-297.

тых стран, говорил он, так и свобода оказывается несносной народам, которые не привыкли пользоваться ею'.

Правовое государство не может безнаказанно порывать с существующей властью, которая пользуется у населения авторитетом. Речь идет не об отдельных служителях власти, а об органах как таковых.

Разгон Учредительного собрания не повысил авторитет большевиков, укрепил диктаторский режим и еще больше отдалил Россию от правового государства. Учреждение поста Президента СССР, а затем и республиканских президентов, как представляется, повлекло за собой скорее негативные последствия. Во всяком случае, праву в этом аспекте больше бы соответствовали законы, укрепляющие традиционно сложившуюся исполнительную власть, а правовому государству в большей степени отвечало бы полновластие в сфере законодательной деятельности высшего представительного органа, работающего на профессиональной основе.

Очевидно, пройдут десятилетия, пока идея правового государства воплотится в действительность. Пока же его формирование протекает скачкообразно, по формуле "шаг вперед – два шага назад". Позитивный результат зависит от того, насколько успешно будут преодолеваться обстоятельства, препятствующие созданию правового государства. Закрепление в ст. 1 Конституции России принципа правового государства следует трактовать не как достигнутое завоевание, а в качествехцели, которая должна определять организацию и функционирование всей государственной системы.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны.

2. Сфера общественной жизни, связанная с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти, называется

1. социальной 2. Политической 3. Экономической 4. Духовной.

3. Какой из приведенных ниже примеров не является иллюстрацией властных отношений?

1) учитель вызвал в школу родителей ученика 2) директор объявил выговор сотруднику

3) Иван забрал пенал у одноклассника 4) сотрудник ГИБДД попросил предъявить документы.

4. Правительство РФ, разрабатывая прогнозы социально – экономического развития РФ, выполняет функцию политической власти:

1) выражение властно значимых интересов общества 2) политическую социализацию личности

3) определение целей, задач, путей развития общества 4) контроль за выполнением норм.

5. Разделение властей в РФ характеризует:

1) разделение властных полномочий правительства и президента

2) наличие верхней и нижней палат в Парламенте

3) наличие исполнительной, законодательной и судебной власти 4) наличие поста Премьер – министра.

6. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство – основная политическая организация общества.

Б. Зарождение государства стало возможным только с появлением демократии.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны.

7. К основным признакам государства относится:

1) государственный суверенитет 2) разделение властей

3) выборность главы государства 4) политический плюрализм.

8. В госуд – ве Т. Верховная власть передается по наследству, глава гос-ва обладает неограниченной властью. Какая форма правления в государстве?

1) парламентская республика 2) демократия

3) монархия 4) тоталитаризм.

9. Признаком унитарного гос-ва является:

1) двойное гражданство 2) двухуровневая система налогов

3) единый гос. аппарат, распространяющий свою власть на всю территорию гос – ва

4) полная самостоятельность субъектов.

10. Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) однопартийная система 2) альтернативные выборы

3) права и свободы человека 4) свобода слова.

11. Проведение регулярных конкурентных выборов – это черта

1) абсолютной монархии 2) тоталитарного режима

3) демократического общества 34) военного режима.

12. Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество предполагает высокий уровень правовой культуры граждан.

Б. Гражданское общество защищает граждан от незаконного вмешательства государства в их частную жизнь.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны.

13. Необходимое условие становления правового государства является:

1) революционное движение 2) соблюдение законов и неотвратимость ответственности

3) появление верховной власти 4) наличие официальной идеологии.

14. Принятие Городской Думой бюджета города иллюстрирует деятельность

1) правительства 2) Федерального собрания

3) федеральных органов власти 4) органов местного самоуправления.

15. Форма участия граждан в формировании высших органов власти – это

1) выборы 2) референдум 3) гражданская инициатива 4) мораторий.

16. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А, Референдум – это форма политического участия, при которой любой гражданин может выразить свою волю.

Б, На референдум можно вынести любой социально значимый вопрос.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны.

17. Какая из ситуаций не характеризует процедуру выборов в РФ?

1) на избирательных участках в период проведения выборов находятся общественные наблюдатели

2) граждане, пришедшие выразить свою волю на избирательный участок, обязаны проинформировать о своем выборе общественных наблюдателей

3) голоса граждан разного социального положения равны между собой

4) в голосовании могут принимать участие только граждане, достигшие 18 лет.

18. Политологи выделяют правящие и оппозиционные политические партии исходя из:

1) методов борьбы за власть 2) партийной идеологии

3) организационной структуры партии 4) отношения к государственной власти.

1. В государстве Н. сложилась кризисная ситуация. Рост преступности заставляет власти предпринимать практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку к ее отражению. Сравните внешние и внутренние функции гос-ва. Выберите и запишите в первую колонку номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

1) осуществляется властными органами власти 2) способствуют решению внутренних задач 3) способствуют решению межгосударственных вопросов. 4) способствуют стабильности и порядку.

2. Установите соответствие между типами политического режима и их признаками ;

ПРИЗНАКИ ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

А) свобода слова 1) демократия

Б) государственная идеология 2) тоталитаризм.

Г) отсутствие оппозиции

Д) выборность органов власти

Е) защита прав и свобод человека.

3. Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В настоящее время в России появилось много различных политических партий. (Б) Они постоянно развиваются, ведет между собой политическую борьбу. (В) однако, российские партии еще очень слабы и не способны выполнять функции посредника во взаимоотношениях граждан и государства.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты 2) выражают мнение.

4. Проведен опрос и задан вопрос: «С каким из следующих мнений по поводу отношений с государством Вы бы скорее согласились?». Результаты представлены в таблице:

% от числа опрошенных

1989, декабрь

Гос-во нам дает так мало, что мы ему ничем не обязаны

Мы должны заставить гос-во служить нашим интересам

Гос-во нам дает немало, но можно требовать и большего

Наше гос-во сейчас в таком положении, что мы должны ему помочь, даже идя на какие-то жертвы

Наше гос-во дало нам все, никто не вправе требовать от него еще чего-то

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 1989 году 37% населения были готовы идти на определенные жертвы ради гос-ва.

2) Наибольшее число опрошенных в оба периода считают, что гос-ву они ничем не обязаны.

3) Примерно четверть опрошенных считает, что нужно заставить гос-во служить своим интересам.

4) Почти треть опрошенных в 2010 году считает, что гос-во им ничем не обязано.

5) Наименьшее число опрощенных считает, что гос-во их полностью обеспечило.

5. Какие из приведенных ниже выводов следуют из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2010 г. В обществе стали более сильны потребительские взгляды граждан на государство, нежели в 1989 г.

2) В 2010 г по сравнению с 1989 г. Усилилось влияние международных организаций.

3) Положение страны в 2010 г более стабильно, чем в 1989 г.

4) В последнее время повысился уровень благосостояния граждан.

5) В 2010 г по сравнению с 1989 г снизился уровень патриотических настроений в обществе.

Итоговая работа по теме «Политика» вариант 2.

1. Верны ли суждения о власти?

А. Властные отношения могут существовать как на госуд., так ин а бытовом уровне.

Б. Политическая власть может существовать в рамках одной семьи.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны.

2. Сфера управления обществом называется

1) социальной 2) политической 3) экономической 4) духовной.

3. Какой из приведенных ниже примеров иллюстрирует политическую власть?

1) реформа правоохранительных органов 2) объявление выговора директором работнику

3) собрание Совета директоров АО 4) просьба сотрудника ГИБДД предъявить документы.

4. К функциям демократии относится:

1) силовое подавление оппозиции 2) тотальный контроль за всеми сферами жизни

3) разработка госуд идеологии 4) выражении властно значимых интересов общества.

5. Разделение властей обусловлено

1) необходимостью ограничения власти и контроля за ее реализацией

2) насильственным свержением монархии

3) наличием исполнительной, законодательной и судебной власти 4) появлением федеративных государств.

6. Верны ли суждения о формах государства?

А. Демократия и тоталитаризм являются формами государственного устройства.

Б, Федерация и конфедерация являются формами правления.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны.

7. К основным признакам гос-ва относится

1) многопартийность 2) светский характер власти

3) население 4) политический плюрализм.

8. В гос-ва Т. Верховная власть передается по наследству, власть главы гос-ва ограничена законом. Какая форма правления?

1_ парламентская республика 2) конституционная монархия

3) абсолютная монархия 4) тоталитарная форма правления.

9. Союз суверенных гос-в - это

1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное гос-во 4) республика.

10. Какой признак отличает демократический политический режим?

1) однопартийность 2) государственная идеология

3) регулярные альтернативные выборы 4) отсутствие оппозиции.

11. Контроль гос-ва над частной жизнью граждан – это черта

1) абсолютной монархии 2) тоталитарного режима

3) демократического общества 4) правового гос-ва.

12. Верны ли суждения о правовом гос-ве?

А. Для правового гос-ва характерны взаимная ответственность гражданина и гос-ва.

Б. Признаком правового гос-ва является наличие гражданского общества.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны.

13. Условием, необходимым для становления гражданского общества, является:

1) революционное движение 2) высокий образовательный уровень населения

3) наличие государственной собственности 4) наличие официальной идеологии.

14. Деятельность органов местного самоуправления иллюстрирует

1) разработка федерального бюджета 2) выборы мэра города

3) выборы депутатов Государственной думы 4) объявление амнистии.

15. Форма непосредственного участия граждан в решении общезначимых госуд вопросов – это

1) выборы 2) референдум 3) гражданская инициатива 4) мораторий.

16. Верны ли суждения л выборах?

А. Выборы – форма политического участия, при которой любой гражданин может выразить свою волю.

Б, На выборах депутатов Государственной Думы могут голосовать и граждане иностранных государств.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны.

17. На основании чего политологи выделяют коммунистические, либеральные, консервативные партии?

1) методов борьбы за власть 2) партийной идеологии

3) организационной структуры партии 4) отношения к госуд власти.

18. Какая из ситуаций не характеризует процедуру выборов в РФ?

1) на избирательных участках в период проведения выборов находятся общественные наблюдатели

2) граждане, пришедшие выразить свою волю на избирательный участок, обязаны проинформировать о своем выборе общественных наблюдателей

3) голоса граждан разного социального положения равны между собой

4) в голосовании могут принимать участие только граждане, достигшие 18 лет.

1. В СССР на первом план е было подавление гражданских прав, отсутствие общественных институтов, защищающих человека от государственного произвола, монополия правящей партии на политическую власть. Падение тоталитарного коммунистического режима в СССР во второй половине 80 –х гг дало толчок зарождению демократии. Сравните тоталитарный и демократический политические режимы. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

1) разработка и принятие законов 2) насаждение официальной идеологии

3) наличие сил государственного принуждения 4) защита прав и свобод граждан.

2. Установите соответствие между типами территориально – государственного устройства и их признаками.

ПРИЗНАКИ ТИП ГОСУД УСТРОЙСТВА

А) суверенность участников 1) унитарное государство

Б) единая конституция 2) федерация

В) единая судебная система 3) конфедерация

Г) двойное гражданство

Д) двухуровневая налоговая система

Е) отсутствие гражданства.

3. Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.

А. К демократии стремятся люди разных стран. (Б) Это хорошее стремление, но ввести демократию декретом или законом нельзя, так как страна должна достичь определенных высот в экономике, в социальной сфере, в освоении гражданами нравственных норм жизни. (В) Следует признать, что развитая демократия – это режим будущего.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения.

4. Проведен опрос и задан вопрос: «С каким из следующих мнений по поводу отношений с государством Вы бы скорее согласились?». Результаты представлены в таблице:

% от числа опрошенных

1989, декабрь

Гос-во нам дает так мало, что мы ему ничем не обязаны

Мы должны заставить гос-во служить нашим интересам

Гос-во нам дает немало, но можно требовать и большего

Наше гос-во сейчас в таком положении, что мы должны ему помочь, даже идя на какие-то жертвы

Наше гос-во дало нам все, никто не вправе требовать от него еще чего-то

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 1989 году 37% населения были готовы идти на определенные жертвы ради гос-ва.

2) Наибольшее число опрошенных в оба периода считают, что гос-ву они ничем не обязаны.

3) Примерно четверть опрошенных считает, что нужно заставить гос-во служить своим интересам.

4) Почти треть опрошенных в 2010 году считает, что гос-во им ничем не обязано.

5) Наименьшее число опрощенных считает, что гос-во их полностью обеспечило.

5. Какие из приведенных ниже выводов следуют из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2010 г. В обществе стали более сильны потребительские взгляды граждан на государство, нежели в 1989 г.

2) В 2010 г по сравнению с 1989 г. Усилилось влияние международных организаций.

3) Положение страны в 2010 г более стабильно, чем в 1989 г.

4) В последнее время повысился уровень благосостояния граждан.

5) В 2010 г по сравнению с 1989 г снизился уровень патриотических настроений в обществе.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите верное утверждение. Политический режим — это

А) Способы и средства, с помощью которого государство воздействует на общество;

Б) Участие народа в управлении государством.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны
Вопрос 2

Выберите из предложенного списка государство, в котором НЕ было тоталитарного режима

Вопрос 3

Укажите отличие тоталитарного режима от авторитарного

  • Монополия на власть одной группы (партии)
  • Роль парламента крайне незначительна или он отсутствует
  • Большое влияние вооружённых сил
  • Наличие единственной обязательной идеологии.
Вопрос 4

Установите соответствие между типами политического режима и их признаками: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствую позицию из второго.

  • Свобода слова
  • Государственная идеология
  • Высока роль главы государства
  • Правящая партия сливается с аппаратом управления
  • Защита прав и свобод граждан
  • Оппозиция есть, но она не представляет угрозы государству
Вопрос 5

Принцип разделения властей, согласно общепринятой классификации,делит государственную власть на

  • Законодательную, учредительную, судебную
  • Исполнительную, контрольную, законодательную
  • Законодательную, исполнительную, судебную, президентскую
  • Законодательную, исполнительную, судебную
Вопрос 6

Парламент в России называется

  • Федеральным собранием
  • Государственным советом
  • Советом Федерации
  • Государственной Думой
Вопрос 7

Высшим органом исполнительной власти в России является

  • Президент РФ
  • Федеральное собрание РФ
  • Правительство РФ
  • Государственный совет
Вопрос 8

Условием, необходимым для становления правового государства, является

  • Революционное движение
  • Соблюдение законов и неотвратимость ответственности
  • Появление верховной власти
  • Наличие официальной идеологии
Вопрос 9

Принятие Советом депутатов бюджета города иллюстрирует деятельность

  • Правительства
  • Федеральных органов власти
  • Федерального собрания
  • Органов местного самоуправления
Вопрос 10

Верны ли следующие суждения о референдуме?

А) Референдум-такая форма политического участия, при которой любой гражданин может выразить свою волю.

Б) На референдум можно вынести любой социальной значимый вопрос.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны
Вопрос 11

Форма участия граждан в формировании высших органов государственной власти-это

  • Выборы
  • Референдум
  • Гражданская инициатива
  • Мораторий
Вопрос 12

Какая из приведённых ниже ситуаций НЕ характеризует процедуру проведения выборов в РФ


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

  • авторитарного режима
  • гражданского общества
  • местного самоуправления
  • политической системы
Вопрос 2

Активисты мо­ло­деж­но­го дви­же­ния про­ве­ли бла­го­тво­ри­тель­ную акцию, на­прав­лен­ную на сбор средств для под­держ­ки детей, остав­ших­ся без по­пе­че­ния родителей. В дан­ном при­ме­ре от­ра­зи­лось функционирование

  • местного самоуправления
  • государственной власти
  • гражданского общества
  • политической партии
Вопрос 3

Что из перечисленного характеризует демократический режим?

  • верховенство исполнительной власти
  • командно-административные методы управления
  • господство одной общеобязательной идеологии
  • защита прав и свобод граждан
Вопрос 4

Что является признаком любого государства?

  • верховенство права
  • выборность высших органов власти
  • суверенитет
  • многопартийность
Вопрос 5

Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

  • гражданским обществом
  • многопартийностью
  • федерацией
  • правовым государством
Вопрос 6

Отличительным признаком правового государства является

  • республиканская форма правления
  • наличие конституции
  • развитая система социального обеспечения
  • принцип разделения властей
Вопрос 7

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.

Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 8

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 9

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 10

Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления?

А. В структуру органов местного самоуправления входят представительные органы.

Б. Органы местного самоуправления подчиняются по всем вопросам органам государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 11

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Одним из примеров развития гражданского общества является усиление контроля центральных органов власти над местными.

Б. К институтам гражданского общества относятся общественные объединения, некоммерческие неправительственные организации.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 12

Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Условием формирования гражданского общества является правовое государство.

Б. В гражданском обществе публичная власть на местах осуществляется через органы самоуправления.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 13

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 14

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество объединяет многочисленные негосударственные организации граждан.

Б. Развитое гражданское общество является условием существования и развития демократии.

Автор перечисляет условия, которые необходимы для существова-
ния правового государства. Назовите три условия.

С появлением в теории правового государства принципа неотъем-
лемых естественных прав человека она обретает свое основное ценност-
ное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого
принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновеши-
вать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает
с него ответственности за надлежащее использование своих прав и сво-
бод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав
на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответствен-
ность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполне-
ния своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граж-
дан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институ-
тов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение
имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое
государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными
противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права.
Правовое государство может существовать и успешно развиваться в об-
ществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройст-
ва, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с ува-
жением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к
другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг обще-
признанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоцени-
мое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как
бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы
не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия,
нравственной деградации общества. Цель правового государства — за-
щищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъем-
лемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, наси-
лия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль
принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при кото-
ром человек выступает не как объект команд, а как равноправный парт-
нер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных
структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
Е.В. Лукашева

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: