Суда для перевозки сыпучих грузов это

Обновлено: 23.04.2024

Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским.

Практика применения Конвенции СОЛАС показывает, что требования этого документа не применяют к рыболовным судам только в случае, если они ничем иным, кроме добычи морских биоресурсов заниматься не могут. Если такое судно оборудовано, например, рефрижераторными трюмами, то есть в состоянии перевозить, скажем, мороженных цыплят, оно будет рассматриваться как грузовое.

Содержание

Сухогрузы

Сухогруз — общее название судов предназначенных для перевозки твёрдых, навалочных, и тарно-штучных грузов, в том числе контейнеров и жидких грузов в таре. Включает в себя универсальные суда для генеральных грузов, оборудованные погрузочно-разгрузочными средствами, суда для перевозки массовых грузов, балкеры дедвейтом менее 12 тыс. тонн, некоторые другие суда, к примеру, агломератовозы.

Балкеры

Балкер (также навалочник [1] ) — судно для перевозки сыпучих грузов навалом в трюме (то есть без тары). Балкеры используются для перевозки руды, угля, цемента и т. п. Помимо универсальных балкеров существуют специализированные, оборудованные для перевозки определённых видов грузов, например рудовозы, цементовозы и т. д. Существуют суда, способные одновременно перевозить и насыпные, и наливные грузы (то есть являющиеся одновременно и балкером, и танкером), например нефтерудовозы.

Контейнеровозы

Контейнеровоз — судно для перевозки грузов в стандартизированных контейнерах.

Ролкеры



Ролкер (также: судно типа ро-ро) — судно с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Ролкеры чаще всего используются для перевозки (грузовых) автомобилей и другой колёсной техники. Основное преимущество ролкера — быстрота разгрузки и погрузки судна. Для этих операций не нужны подъёмные краны: грузовые автомобили с грузом просто заезжают/выезжают на грузовые палубы судна по аппарели.

Лихтеровозы

Лихтеровоз — судно, перевозящее специальные баржи — лихтеры. Лихтеровозы часто используют там, где большие суда не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины или по другой причине. Лихтеры загружают у причала, транспортируют буксиром к лихтеровозу и поднимают на борт лихтеровоза. Разгрузка производится в обратном порядке. В России существует единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть» обслуживающий посёлки Северного Ледовитого океана. Этот лихтеровоз входит в состав ФУГП Атомфлот Госкорпорации Росатом.

Танкеры

Танкер — судно для перевозки наливных грузов.

Рефрижераторное судно

Рефрижераторное судно — судно, трюмы которого оборудованы охлаждающими установками. Рефрижераторные суда используются для перевозки скоропортящихся продуктов питания. Из-за этого среди моряков они получили прозвище «банановозы».

Классификация по размерам

Существует мировая классификация грузовых судов по размерам. Она опирается на возможности портов и терминалов по приёму судов разного размера и на пропускных способностях наиболее важных каналов (Суэцкого и Панамского). Существует несколько трактовок этих классов: шкала Ллойда [2] , шкала AFRA [3] , шкала гибкого рынка [3] .

Одним из наиболее популярных способов доставки грузов по миру являются морские перевозки. Давайте сразу определимся: для перевозки грузов по морю не плавают, а ходят, и не корабли (они бывают только военные), а суда. Вообще судно – это плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Нас же интересуют гражданские транспортные (грузовые) суда.

Грузовым судном, если сильно обобщить, является любое непассажирское судно, но, с учетом всех оговорок и сферы действия Конвенции ООН по морскому праву, – это самоходное, имеющее валовую вместимость более 500 регистровых тонн, которое не является военным кораблем или военным транспортом, не является исключительно рыболовным, не является прогулочной яхтой и не занимается коммерческой деятельностью.

Грузовые суда разделяются на две большие группы: сухогрузы и танкеры.

К сухогрузам относятся контейнеровозы, лихтеровозы, балкеры, ролкеры (в т.ч. автомобилевозы), рефрижераторные, а также специализированные суда (лесовозы, цементовозы и т.д.).

Среди танкеров тоже есть специализированные – газовозы, виновозы и др., но их всех объединяет перевозка груза в цистернах (танках). Существуют суда смешанного типа или универсальные – такие могут одновременно или попеременно перевозить как наливные, так и насыпные или штучные сухие грузы.

Рассмотрим наиболее популярные типы судов.

Сухогруз (другое название – «балкер» от англ. bulk – «сыпучий»)

Служат для перевозки сыпучих грузов, например, зерна, удобрений, угля и др.

bulker_1000px.jpg

Балкеры делятся на семь «подгрупп»:

  • Мини-балкера – суда с дедвейтом (от англ. deadweight) – суммой масс всего полезного перевозимого груза – до 10 тысяч тонн, которые в основном предназначены для каботажного (морского прибрежного) плавания и по внутренним водным путям;
  • Handysize – такие суда считаются наиболее распространенными, так как позволяют входить в небольшие порты, кроме того, в зачастую они оснащены кранами, которые позволяют производить погрузку и разгрузку грузов в портах самостоятельно;
  • Handymax – это максимально увеличенные в размере Handysize;
  • Suezmax – максимально возможный размер для прохождения Суэцкого канала;
  • Panamax – максимально возможный размер для прохождения Панамского канала;
  • Post-Panamax – в 2017 году открылась новая группа шлюзов Панамского канала, вследствие чего такие размеры судов стали максимально возможными для прохождения через данные шлюзы;
  • Capesize – большие грузовые суда, которые не в состоянии пройти через Суэцкий и Панамский каналы. Суда такого типа должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африканского континента или мыса Горн, которая является самой южной точкой материка Южная Америка.

Вышеописанная классификация учитывает особенности района хождения, а именно глубину в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Именно навигационная обстановка на океанских и морских путях – причина четких требований по размерам судов.

Танкер (от англ. tank – бак, цистерна)

Используются для перевозки наливных грузов. Чаще всего таким видом судов транспортируют нефть и нефтепродукты, но также перевозят воду, продуктовые масла и прочие жидкие грузы. Упрощая вышесказанное: все что возможно налить – перевозится танкером.

Screenshot_14.jpg

Различное множество танкеров различается по размеру (аналогично балкерам) и по роду перевозимого груза.

Классификация размеров танкеров идентична классификации балкеров, хотя существуют исключения:

VLCC (Very Large Crude Carrier) – имеют дедвейт 60 000 – 320 000 тонн. Такие суда используются для перевозки нефти с Ближнего Востока до Мексиканского залива.

ULCC (Ultra Large Crude Carrier) – имеют дедвейт более 320 000 тонн, однако такие исполины не так часто используются ввиду узкой направленности.

Газовозы (Gas carriers)

По своей сути это тоже танкеры, но, что понятно из названия, ввиду особенностей груза имеющие особую специфику и выделяющиеся в отдельный класс судов, который, в свою очередь, подразделяется на разные типы.

Screenshot_13.jpg

Напорные – когда газы перевозятся при атмосферной температуре, в связи с чем отсутствует необходимость в системе охлаждения груза и теплоизоляции самих танков. Грузовые танки представляют собой цилиндрические или сферические баллоны, которые рассчитаны, как правило, на давление 18,5 бар (что соответствует давлению насыщенных паров пропана при температуре +55°С).

Полурефрижераторные – конструктивные особенности грузовых танков и системы охлаждения таких газовозов позволяет перевозить сжиженные газы при давлении от 4 до 8 бар и температуре груза от 0°С до - 89°С ( -104°С для этиленовозов).

Рефрижераторные – предназначены для перевозки полностью охлажденных сжиженных газов при низкой температуре и давлении выше атмосферного максимум на 0,3 бара. Газовозы данного типа хорошо подходят для перевозки больших объемов грузов, например, сжиженного природного газа, аммиака или хлористого винила на значительные расстояния. Такой груз перевозится в изолированных танках с жесткой тепловой пеноизоляцией. Важно отметить, что международные правила требуют установку на рефрижераторных газовозах вторичного барьера для снижения риска утечек груза в случае аварии.

Контейнеровозы

Именно их мы представляем, когда речь заходит о морских грузоперевозках. Из названия очевидно, что данный тип судов предназначен для перевозки контейнеров. Существует отдельная классификация контейнеров, соответствующая строгим международным правилам, которая соотносится с типом перевозимого груза.

evergiven_1000px.jpg

Грузовместимость контейнеровозов обозначается в TEU – максимальном количестве перевозимых стандартных 20-футовых контейнеров. Контейнеровозы также классифицируются по размеру, как и балкеры, но у них особые размеры:

Explorer Class, который перевозит от 16600 до 18200 TEU.

Triple E-Class ("Economy of scale, Energy efficient and Environmentally improved" Экономический масштаб, энергоэффективность, улучшенная экологичность), который перевозит от 18200 до 21000 TEU.

Контейнеровозы в основном работают по принципу, схожему с пассажирскими судами, – на так называемых «линиях». То есть на маршруте следования находятся определенные порты и судно точно по расписанию курсирует по назначенному порядку среди этих портов.

По морям и океанам мира ежегодно курсируют тысячи грузовых перевозчиков, обрабатывая основную часть международной торговли. Компания «Новелко» также среди таких перевозчиков, но есть важная особенность: с нами ваш груз будет доставлен в нужный срок по любому самому сложному маршруту!


Ба́лкер (англ. bulker) или «нава́лочник» — специализированное сухогрузное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда, цемент и т.д.

Навалочные грузы (англ. bulk cargo) могут иметь разные характеристики сыпучести [1] , а также могут быть коррозийными или абразивными. Это может привести к проблемам при транспортировке, таким как смещение груза из-за качки, или самовозгорание. Особенности груза вызывают необходимость в дополнительных мерах обеспечения безопасности. Балкеры часто оснащаются двойным днищем и бортами.

Содержание

Классификация







По размеру

Развитие мировой торговли и стремление повысить экономическую эффективность морских перевозок вызывают значительные структурные изменения в торговом флоте в сторону увеличения количества судов, большой грузоподъёмности и большого размера. В начале XXI века было осуществлено несколько проектов по улучшению навигации основных магистральных направлений морских перевозок, такие как реконструкция Суэцкого и Панамского каналов.

Целью реконструкции Суэцкого канала является обеспечение двустороннего движения судов. В дальнейшем планируется, что с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг — по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания судна во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, и в то же время пропускная способность канала увеличится с 49 до 97 судов в день.

В результате реконструкции Панамского канала через него смогли проходить суда водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возросла до 18,8 тыс. судов в год.

В связи с подобными изменениями классификация балкеров в соответствии с их размерами периодическим подвергается корректировке.



  • очень большие балкеры (англ. Very Large Crude Carriers или VLCC); [4]
  • ультра большие балкеры (англ. Ultra Large Crude Carriers или ULCC). [5]

По району плавания



«Сивеймакс» балкер Niagara имеет максимально возможные габариты для прохода через шлюзы канала Святого Лаврентия.



В региональном торговом судоходстве необходимо учитывать глубины проливов, каналов, прибрежных зон и внутренних морей, габариты шлюзов и размеры причалов. В классификации по району плавания в обозначение балкера входит полное или частичное название канала, города, порта, моря, пролива.

Классификация по району плавания
Название Описание
«Камсврмакс» (англ. Kamsarmax) Балкеры, способные заходить в порт Камсар в республике Гвинея. По размерам эти суда немного крупнее балкеров категории «Панамакс». Их длина равна 229 метрам, что соответствует длине рудонавалочных и нефтеналивных терминалов этого порта Камсар.
«Ньюкаслмакс» (англ. Newcastlemax) Размеры балкеров, относящихся к этой категории, подходят для того, чтобы судно могло войти в порт Ньюкасл (Австралия). Обычно эти суда имеют грузоподъемность около 185 тысяч дедвейт тонн, максимальную ширину 50 метров, длину 300 метров.
«Сетачмакс» (англ. Setouchmax) Балкеры этой категории имеют размеры, которые позволяют им входить во Внутреннее Японское море (море Setouch).
«Сивеймакс» (англ. Seawaymax) Балкеры, размеры которых позволяют проходить водным путём Св. Лаврентия [6] из Атлантического океана в Великие озера в Северной Америке. Максимальные размеры судов должны быть, соответственно, меньше чем: длина — 225,6 м, ширина — 23,8 м, осадка — 7,9 м. Кроме ограничений на шлюзах, имеются отдельные участки на каналах, ограничивающие осадку судов до 12,5 м, 10,7 м, 11,3 м и 8,2 м.
«Малаккамакс» (англ. Malaccamax) Балкеры, размеры которых позволяют проходить через Малаккский пролив [7] глубиной 25 метров. В соответствии с текущими допустимыми пределами «Малаккамакс» может иметь максимальную длину в 400 м, ширину – 59 м и осадку – 14.5 м.
«Дюнкеркмакс» (англ. Dunkirkmax) Порт Дюнкерк во Франции может принимать балкеры такого размера. Суда этой категории имеют грузоподъемность около 175 тысяч дедвейт тонн и длину 289 метров.
«Чайнамакс» (англ. Chinamax) Категория объединяет балкеры, чьи размеры позволяют им использовать китайские гавани при полной загрузке. Максимальный размер такого судна составляет осадку 24 м, ширину 65 м и общую длину 360 м. Примером судов такого размера являются балкеры «Валемакс».

По виду перевозимых грузов





Углевоз Walter J. McCarthy Jr.. Судно используется почти исключительно для перевозки угля с терминала Супериор Мидвест (англ. Superior Midwest) в штате Висконсин, на электростанцию в Детройте, штат Мичиган, США.

Существует много видов навалочных грузов, большинство из этих грузов перевозят универсальные балкеры. Но есть отдельные грузы, которые выгоднее перевозить узкоспециализированными судами.

Классификация по виду перевозимых грузов
Наименование по виду груза Описание
Универсальные балкеры (англ. Multipurpose bulk carriers) Способны перевозить любой навалочный груз. Эти балкеры составляют более 80 % балкерного флота.
Балктанкер, или нефтерудовоз (англ. Ore-bulk-oil carriers или ОВО) Морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки как наливных, так и насыпных грузов. Использование таких балкеров по сравнению с танкерами может снизить холостой пробег судов, так как нефтерудовоз может перевозить нефтепродукты в одном направлении и руду в обратном. В 70-е годы XX века имели большую популярность, благодаря сокращению издержек за счет отсутствия балластных переходов. Однако уже в 80-е годы бум на строительство этих судов прошел.
Рудовозы (англ. Ore carriers) По конструктивным особенностям ничем не отличаются от обычных балкеров, но обычно имеют большие размеры. Большинство судов типа VLBC, VLOC, ULBC, ULOC, а также все Very Large Ore Carriers являются рудовозами.
Цементовозы (англ. Cement carriers) Предназначены специально для перевозки цемента (в основном портланд-цемента). Эти суда отличаются особенностями конструкции, большинство имеют систему самовыгрузки (пневматической, механической или комбинированной).
Зерновозы (англ. Grain carrier) Часто также выделяют в отдельную группу, так как некоторые судовладельцы используют определённые суда только под транспортировку зерна. Причин этому много: повышенная стоимость фрахта при перевозке зерна, исключение иных грузов, позволяющее избегать частой замывки трюмов, особенности перевозки зерновых и др.
Углевозы или угольщики (англ. Colliers) Однопалубные сухогрузы с минимальным надводным бортом, предназначенные для перевозки каменного угля, появились в середине XIX века для обеспечения массового на тот момент спроса на угль в энергетике, промышленности и транспортной сфере. Грузоподъемность варьируется от 2 до 20 тысяч дедвейт тонн. На саморазгружающихся углевозах под трюмами установлены продольные ленточные транспортеры, с помощью которых груз подается на палубу и затем на берег.

По конструктивным особенностям





Сухогруз комбинированного типа (OBO, Ore/Bulk/Oil) Maya в порту Бреста, Франция. Центральный трюм занят грузом сои, боковые цистерны загружены балластом.



Балкер типа BIBO (англ. Bulk In, Bags Out) CHL Innovator покидает Гданьск, Польша. За один час это судно может упаковать в 50-килограммовые мешки и выгрузить 300 тонн насыпного сахара.

Балкеры различаются не только по размерам, но и по конструктивным решениям, на которые влияют способ выгрузки/погрузки, виды перевозимых грузов, район плавания и др.

Классификация по конструктивным особенностям
Особенности конструкции Описание
Балкеры, оборудованные грузовыми устройствами (англ. Geared bulk carrier) Обычно находятся в диапазоне размеров от «Хендисайз» до «Хендимакс», хотя существует небольшое количество судов «Панамакс», также оснащенных погрузочно-разгрузочным оборудованием. Как и все сухогрузы, они имеют ряд трюмов, покрытых выступающими крышками люков. Оснащены стрелами, кранами или конвейерными лентами, с помощью которых осуществляется погрузка и разгрузка без использования береговых устройств. В качестве операторов оборудования могут выступать как члены экипажа, так и персонал порта.
Балкеры, не оборудованные грузовыми устройствами (англ. Gearless bulk carrier) Полностью зависимы от береговых погрузочно-разгрузочных механизмов, чаще всего стоят на обслуживании конкретной компании с закрепленными портами погрузки и выгрузки. За счет отсутствия специализированного грузового оборудования происходит значительное снижение их стоимости при строительстве и обслуживании.
Саморазгружающиеся балкеры (англ. Self-discharger bulker) Оснащены транспортной конвейерной лентой со стрелой, по которой груз выгружается на берег, или пневматическим оборудованием (пневматический способ разгрузки всасывающими-нагнетающими погрузчиками, пневмотранспортерами). При всех экономических преимуществах и удобстве данной системы разгрузки, существует целый ряд недостатков, основным из которых является частота поломок лент и стоимость их ремонта.
«Лэйкеры» или «озёрники» (англ. Lakers, Lake freighters) Эксплуатируются на Великих Озёрах (Северная Америка). Часто надстройка у таких судов перемещена в нос для более удобного прохождения шлюзов и речных путей. Размеры «лэйкеров» различны, но большинство из них относится к категории «Сивеймакс». Благодаря условиям эксплуатации в пресной воде срок службы «лэйкеров» намного больше морских судов
Балкеры БИБО (англ. BIBO, сокращение от англ. Bulk In, Bags Out — навал внутрь, мешки наружу) Балкеры, оборудованные установками для упаковки навалочного груза в специальную тару при выгрузке.

История

До появления балкеров грузоотправители имели два способа транспортировки сыпучих грузов. При первом способе грузчики засыпали груз в мешки, затем укладывали мешки на поддоны, и опускали поддоны в трюм при помощи крана. Второй способ требовал, чтобы грузоотправитель зафрахтовал целое судно, и потратил время и деньги на строительство бункеров в трюмах. Затем приходилось монтировать специальные направляющие, чтобы переместить груз через небольшие люки. Эти методы требовали времени и были трудоемкими.



Балкер Locust (предыдущее название Universe Aztec), построенный в 1969 году, грузоподъемностью 160 245 дедвейт тонн.

Специализированные сухогрузы для перевозки навалочных грузов начали появляться по мере того, как суда, использующие паровые машины, становились все более популярными. Первым пароходом-сухогрузом, был британский угольщик John Bowes, построенный в 1852 году. Первым саморазгружающимся балкером был «лэйкер» Hennepin, построенный в 1902 году. Время разгрузки значительно сократилось за счет использования конвейерной ленты при погрузочно-разгрузочных работах.



Один из самых крупных балкеров MV Vale Rio de Janeiro на пути в Европорт (англ. Europoort) Роттердама, Нидерланды.



До Второй мировой войны спрос на международные перевозки навалочных грузов был низким, и большая часть этой торговли была прибрежной. Однако на Великих озерах балкеры перевозили огромные объемы руды из северных шахт на сталелитейные заводы. В 1929 году по озерам было перевезено 73 миллиона тонн железной руды, а также было перемещено почти такое же количество угля, известняка и других грузов. Уже появились две определяющие характеристики сухогрузов: двойное дно, которое было принято в 1890 году, а также конструкция балластных цистерн, которая была введена в 1905 году.

После Второй мировой войны балкерный флот вышел на новый уровень развития. Существенно возросшие в 1960-х годах потребности индустриальных стран в сырье побудили судовладельцев интенсивно наращивать свой балкерный флот и увеличивать размеры судов. Стремление к большим размерам привело к появлению в 1969 году 160 245-тонного балкера Universe Aztec (ныне Locust), предназначенного для перевозки промышленных солей из Мексики в Японию. В 1973 году был построен нефтерудовоз Svealand (затем однотипные ему World Gala и Neckar Ore) грузоподъемностью 282 462 дедвейт тонн.

Морские перевозки навалочных грузов имеют тенденцию устойчивого роста. С 1965 по 1980 год ежегодный прирост перевозок этих грузов составлял в среднем 9,5 %. Темпы роста за период с 1980 по 1990 год составляли 2,6 % ежегодно. С 1990 по 2000 год — 2,3 % в год.

В настоящее время состояние перевозки навалочных грузов (руды, угля и др.) определяется в основном ростом экономики Китая. Если в 2000 году Китай ввез 150 млн тонн навалочных грузов, то в 2009 году этот показатель составил уже 900 млн тонн — 40 % от совокупного объёма импорта сухих грузов в глобальном масштабе. Для сравнения, доля Японии в те же годы составляла около 18 %, Евросоюза — 16,5 %, США — 2,5 %.

Самые крупные балкеры

С 2011 года самыми большими и по длине и по вместимости балкерами являются суда размерной категории «Валемакс». На сегодняшний день их уже 36, и еще три десятка строятся или заказаны. Называются они так, потому что были построены для перевозки железной руды, добытой бразильской компанией Vale S. A., в Европу и Азию, главным образом в Китай. Эти суда имеют предельный размер, который возможен для того чтобы войти в китайские порты: длина 360–362 метра, ширина 65 метров, грузоподъемность — 380–400 тысяч дедвейт тонн.

Балкер MV Vale Rio de Janeiro является одним из крупнейших в мире судов. Разработанный для перевозки железной руды из Бразилии в Китай, по маршруту через Кейп вокруг Южной Африки, он является вторым из семи 400 000 тонных рудовозов, заказанных Vale S. A. у компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering в Южной Корее. MV Vale Rio de Janeiro также является вторым по величине судном, находящимся в настоящее время в эксплуатации, уступая только супертанкерам класса TI, которые имеют грузоподъемность более 440 000 дедвейт тонн.


Содержание

Определение



Термин балкер появился лишь в 1955 году. Большинство классификационных обществ классифицируют балкер как судно, перевозящее сухой неупакованный груз. Но это понятие не исключает такие суда, как многоцелевые, которые могут перевозить как груз насыпью, так и упакованный или негабаритный груз. Существует множество сокращений, используемых для различных типов балкеров. «OBO» (сокращение от англ. ore — руда, англ. bulk — насыпать и англ. oil — нефть) обозначает суда, способные перевозить как насыпной груз, так и наливной, иногда используют аббревиатуру O/O (ore, oil). По аналогии с супертанкерами используют аббревиатуры «VLOC», «VLBC», «ULOC», «ULBC» (сокращения от англ. very large — очень большой, англ. ultra large — ультра большой, англ. ore carrier — рудовоз, англ. bulk carrier — балкер) [2]

Развитие балкерного флота



История балкерного флота началась в 1852 году, когда британский пароход SS John Bowes сделал свой первый рейс, перевозя уголь. [3] Благодаря стальному корпусу, паровому двигателю и совершенно новой балластной системе (до этого суда использовали в качестве балласта мешки с песком) первый балкер успешно конкурировал на британском рынке перевозки угля. Первый самовыгружающийся балкер Hennepin был построен в 1902 году и стал первым так называемым лэйкером (англ. lake — озеро). А первый дизельный балкер спустили на воду в 1911 году. До Второй мировой войны балкеры перевозили небольшое количество груза — в среднем 25 млн тонн в год, причем большая часть этих грузов была рудой и в основном суда эксплуатировались в прибрежном плавании.

После Второй мировой войны балкерный флот вышел на новый уровень развития. Существенно возросшие в 60-х годах потребности индустриальных стран в сырье побудили судовладельцев интенсивно наращивать свой балкерный флот и увеличивать размеры судов. Стремление к возможно большим размерам уже в 1969 г. привело к появлению 160 000-тонного судна-навалочника «Юниверс Ацтек», предназначенного для перевозки промышленных солей из Мексики в Японию. В 1973 г. был построен нефтерудовоз «Свеаланд» дедвейтом 282450т. [4]

А в 1986 году на верфях Hyundai Heavy Industries был построен самый большой по сей день балкер-рудовоз — Berge Stahl дедвейтом 364767 тонн, длиной 343 метра, шириной 65 метров, осадкой 23 метра. Дизель Hyundai B&W 7L90MCE развивает мощность 27610 л.с., работая на один винт диаметром 9 метров. Гигантское судно может обрабатываться, в полном грузу, всего лишь в двух портах в мире, на терминале Понта да Мадейра (Terminal Marítimo de Ponta da Madeira) в Бразилии, и в Европорту вблизи Роттердама, Голландия. Да и в эти порты его заводят или выводят, когда он в грузу, с наступлением прилива. Berge Stahl ходит между этими портами, совершая 10 рейсов в год, с грузом железной руды. Круговой рейс занимает порядка 5 недель. [5]

Перевозки морем больших объёмов навалочных грузов имеют тенденцию устойчивого роста за последние 40 лет. С 1965 по 1980 г. ежегодный прирост морских перевозок этих грузов составлял в среднем 9,5 %. Темпы роста за период с 1980 по 1990 г. были более умеренными и составляли 2,6 % ежегодно. С 1990 по 2000 г. — 2,3 % в год. [6] Одним из крупнейших по объёму транспортировки видов грузов является железная руда. Добыча железной руды тесно связана с производством стали. Мировое производство стали, резко возросшее в конце 80-х годов, вызвало рекордное увеличение объёмов морских перевозок железной руды, достигших в 1989 г. 362 млн т. В начале 90-х годов последовало некоторое снижение перевозок руды, а затем дальнейший рост. [6]

Морские перевозки второго из крупнейших по объёму навалочных грузов — угля — значительно увеличились со времени нефтяного кризиса 70-х годов. Более всего это касается энергетического угля, который является более дешевым источником энергии по сравнению с другими энергоносителями, например нефтью. [6]

Современное состояние балкерного рынка

Сегодня загрузка балкерного флота составляет примерно 92-94 %. Состояние балкерного рынка определяется во многом ростом экономики Китая. Доля Китая в общем объёме импорта сухих грузов за последние 10 лет существенно выросла. Если в 2000 г. страна ввезла 150 млн т. грузов, то в 2009 г. этот показатель составил уже 900 млн т. — 40 % от совокупного объёма импорта сухих грузов в глобальном масштабе. Для сравнения, доля Японии составляет около 18 %, Евросоюза — 16,5 %, США — всего 2,5 %.

Существенно на динамику строительства новых балкеров повлиял кризис 2008—2010 гг. В 2009 г. балкерный флот пополнился новостроями суммарным дедвейтом 42 млн т. Это соответствует всего 62 % объявленных и запланированных к сдаче в 2008 году заказов.

Парадоксальным образом, положительно на балкерном рынке сказываются заторы в крупных портах: таким образом повышается загрузка флота. С заторами сталкиваются порядка 5 % балкерного флота. В первую очередь это актуально для судов Capesize.

В целом прогнозируется, что спрос на балкерные перевозки будет увеличиваться, что не в последнюю очередь связано с ростом импорта железной руды и угля в Китай, угля в Индию, а также улучшение экономической ситуации в мире в целом. [7]

По оценке брокеров, по состоянию на конец декабря 2009 г. пятилетний Panamax стоил порядка $34 млн, Capesize такого же возраста — порядка $55 млн.

В соответствии с размерами



Мировое распределение балкерного флота в 2005 году по тоннажу. 1 — Handymax — 37 %; 2 — Handysize — 34 %; 3 — Capesize — 10 %; 4 — Panamax — 19 %

При классификации судов учитываются особенности района плавания: глубины в проливах, каналах и в прибрежных зонах, габариты шлюзов и их пропускную способность, условия навигации на внутренних водных путях. Навигационная обстановка на морских магистралях является основным фактором, из-за которого на габариты судов налагаются строгие ограничения. В последние годы под влиянием развития мировой торговли и в связи со стремлениями повышать экономическую эффективность морских перевозок, происходят структурные изменения в составе мирового флота в сторону увеличения количества судов большей грузоподъемности и большего размера. В связи с чем, для улучшения навигационной обстановки и для сокращения путей транспортирования на основных магистральных направлениях морских перевозок осуществляется реконструкция. Таким образом, параметры судов в группах с названиями «max» и «size» периодически меняются, то есть по времени эти группы не являются постоянными. [8]

Балкеры делятся на 6 больших групп:

  • мини-балкеры;
  • seawaymax;
  • handysize;
  • handymax; ;
  • capesize.

Другие категории встречаются в региональной торговле. Например, как Kamsarmax, с максимальной длиной 229 метров, при которой судно может обрабатываться в порту Kamsar в Гвинейской Республике.

Другие обозначения определенных размеров, такие как Setouchmax, Dunkirkmax и Newcastlemax также проявляются в региональной торговле.

По виду перевозимых грузов



Навалочных грузов существует богатое множество, большинство из этих грузов перевозят универсальные балкеры. Но есть отдельные грузы, которые выгоднее перевозить узкоспециализированными судами. По виду перевозимых грузов навалочники делятся на:

  • универсальные — способны перевозить любой навалочный груз, эти балкеры составляют более 80 % балкерного флота;
  • нефтерудовозы или ОВО — морские или речные грузовые суда, предназначенные для перевозки как наливных, так и насыпных грузов. Большую популярность этот тип судов имел в 70-е гг XX столетия. Основная идея создания таких судов — сокращение издержек за счет избежания балластных переходов. Однако уже в 80-х годах бум строительства таких судов пошёл на спад. Суда этого класса были очень востребованы в СССР, сейчас большая их часть эксплуатируется компанией «Волготанкер»;



  • рудовозы по конструктивным особенностям ничем не отличаются от обычных балкеров, но их отличают размеры, большинство судов типа VLBC, VLOC, ULBC и ULOC являются рудовозами;
  • цементовозы предназначены специально для перевозки цемента (в основном портланд-цемента), эти суда отличаются особенностями конструкции, большинство имеют систему самовыгрузки (пневматической, механической или комбинированной);
  • зерновозы часто также выделяют в отдельную группу, так как некоторые судовладельцы используют определенные суда только под транспортировку зерна. Причин этому много: повышенная стоимость фрахта при перевозки зерна, отсутствие иного груза позволяет избежать частой замывки трюмов, особенности перевозки зерновых и др.

По конструктивным особенностям

Балкеры различны не только в размерах, но и по конструктивным решениям, на которые влияют способ выгрузки/погрузки, виды перевозимых грузов, район плавания и др.

грузовое судно для перевозки различных сухих грузов — штучных (кипы, ящики, контейнеры и др.), насыпных (зерно, цемент и др.), навалочных (руда, уголь и др.), а также автомобилей, тракторов и ж.-д. вагонов, жидких грузов в таре или в Диптанках. Специализированные С. с. перевозят однородный груз и обычно называются по виду этого груза (Контейнерное судно, Лесовоз, Рудовоз, банановоз и др.). Комбинированные С. с. рассчитаны на 2—3 различных груза, которые могут попеременно размещаться в грузовых помещениях (лесовоз-навалочник, навалочник-контейнеровоз и др.). На универсальных С. с. можно перевозить одновременно грузы нескольких видов.

На С. с. грузы помещаются в Трюмах, Твиндеках и диптанках, а также на верхней палубе (штучные грузы). Универсальные С. с. — многопалубные, специализированные бывают и однопалубными. Погрузка-выгрузка С. с. производится вертикальным способом через грузовые люки верхней палубы или горизонтальным способом — через бортовые, носовые и кормовые отверстия (порты), расположенные выше главной палубы (См. Палуба) (палубы переборок). Для погрузки-выгрузки большинство С. с. оборудуется судовыми грузовыми механизмами — стационарными или передвижными кранами, стрелами, транспортёрами и другими устройствами. При горизонтальном способе погрузки-выгрузки груз перемещается с причала на судно по рампе своим ходом либо с помощью автопогрузчиков и тягачей; передача груза с палубы на палубу осуществляется лифтами, подъёмниками и т. д. Грузоподъёмность морских С. с. до 200 тысяч т, скорость до 33 уз (около 60 км/ч); особенность конструкции морских С. с. — двойное дно. Грузоподъёмность речных С. с. 5—8 тысяч т, скорость 15—20 км/ч.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Сухогрузное судно" в других словарях:

Сухогрузное судно — См. Сухогруз EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

СУХОГРУЗНОЕ СУДНО — грузовое судно для перевозки сухих грузов и жидких грузов в таре. С. с. приспосабливают для перевозки грузов (и их перегрузки) в отд. единицах кипах, пачках, тюках, бочках, ящиках (суда для штучных грузов), навалом или насыпью (навалочники). С. с … Большой энциклопедический политехнический словарь

УНИВЕРСАЛЬНОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО — грузовое судно для перевозки генеральных грузов в упаковке (ящиках, кипах и т. п.) или отдельными местами (например, металлические конструкции, различное оборудование), а также контейнеров, некоторых навалочных грузов и колесной техники. Наиболее … Морской энциклопедический справочник

Судно — корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые,… … Большая советская энциклопедия

Судно сухогрузное — ш) сухогрузное судно судно, предназначенное для перевозки различных грузов, кроме жидких грузов наливом;. Источник: Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 (ред. от 04.09.2012) Об утверждении технического регламента о безопасности… … Официальная терминология

Судно наплавное — Наплавное судно сухогрузное судно, приспособленное для производства погрузочно разгрузочных работ с использованием принципа докования в портах и защищенных акваториях. Источник: ФСТ РФ от 11.03.2008 N ЕВ 1192/10 О терминах,… … Официальная терминология

Трейлерное судно — Сухогрузное судно для перевозки грузов в Трейлерах. Погрузка (выгрузка) трейлеров производится, как правило, с кормы при помощи тягачей; перемещение трейлеров с главной палубы в трюм осуществляется вертикальными подъёмниками, а также по… … Большая советская энциклопедия

ТРЕЙЛЕРНОЕ СУДНО — сухогрузное судно с горизонтальной грузообработкой для перевозки грузов в автомоб. прицепах (трейлерах). Нагружают и разгружают Т. с. тягачами через ворота в корме или в носу, иногда через герметически закрывающиеся вырезы в бортах (грузовые… … Большой энциклопедический политехнический словарь

РЕФРИЖЕРАТОРНОЕ СУДНО — сухогрузное судно для перевозки скоропортящихся грузов. В зависимости от температурных режимов груз, помещений различают Р. с. низкотемпературные, перевозящие заморож. груз; высокотемпературные используемые для перевозки охлаждаемого груза;… … Морской энциклопедический справочник

Грузовое судно — Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским. Практика применения Конвенции СОЛАС показывает, что требования этого документа не применяют к рыболовным судам только в… … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: