Если глава государства заявил что основной целью внутренней политики государства является

Обновлено: 28.03.2024

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно - содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики. Эта политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

достоинство личности охраняется государством; граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

Внутренняя политика государства достигает успеха тогда, когда ее цели, способы и достижения понятны, ясны и одобрены большинством населения. Как показало время, российская внутренняя политика, особенно на начальной стадии реформирования, была непонятна массам, в результате чего она не только не достигла планируемых результатов, но в сознании людей укрепилась мысль о вредности демократических преобразований, их античеловеческой направленности.

Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только в их единстве - ключ к ее эффективности.

Президент страны - основа внутренней политики.

Конституцией Российской Федерации определено: "Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства…"

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

При этом по Конституции Президент определяет основные направления внутренней политики. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления "вето" Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики - путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются в средствах массовой информации, а также на официальном интернет-представительстве главы государства.

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь её основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделён полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят своё выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон ещё раз, но квалифицированным большинством.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность — путём издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ — Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует своё видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты — важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьёзное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет – постоянно действующий консультативный орган.

Любое государство ведёт политику по двум направлениям. Внутренняя и внешняя политика страны — это поддержание связей и стабильности внутри страны и за её пределами. Значимость обоих аспектов государственной деятельности невозможно переоценить. Внутренняя политика обеспечивает поддержку правительственного курса, способствует миру и согласию, формирует целостность державы.

внутренняя политика

Суть понятия

Любое государство стремится к самосохранению, развитию и стабильности. Поэтому у политики, направленной на поддержание порядка в стране и объединение народов в мире, долгая история. Внутренняя политика как одна из важнейших функций государства возникает вместе с этим социальным институтом. В глобальном смысле это понятие обозначает деятельность государства по установлению, поддержанию или реформированию общественно-политического строя через решение проблем социального, экономического, культурного порядка. Внутренняя политика призвана выполнять следующие функции: организовывать хозяйственно-экономическую составляющую, поддерживать в стране в состоянии стабильности, устанавливать социальную справедливость при распределении благ и рациональное, безопасное использование ресурсов страны, поддерживать законопорядок и сохранять единство государства.

внутренняя и внешняя политика

Значимость внутренней политики государства

Любое государство опирается на свой народ при проведении реформ, направленных на развитие страны, обеспечение своей целостности. Внутренняя политика в этом случае является условием удовлетворённости населения своим правительством. Только люди, которые чувствуют заботу государства о себе, готовы работать на его благо, связывать с ним своё будущее. Человеческий капитал — это главное богатство страны, а люди требуют заботы.

В этом и заключается высочайшая значимость внутренней политики. Удовлетворённое население поможет державе достичь высоких результатов во внешней политике и в реализации самых амбициозных планов. Внутренняя и внешняя политика, таким образом, тесно взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и их результаты сказываются во всех областях жизни населения и государства. Для населения страны внутренняя политика должна быть понятной и близкой, только тогда её ждут успех и поддержка. Поэтому государство должно устанавливать особые коммуникационные отношения с населением, чтобы рассказывать о целях и планах.

внутренняя политика россии

Принципы внутренней политики

Государство в проведении своего курса опирается на главный закон — Конституцию. Кроме того, внутренняя политика основывается на нескольких принципах:

  • государство всегда и во всём охраняет достоинство личности;
  • реализация прав и свобод одного человека не должна нарушить конституционных гарантий других людей;
  • граждане страны имеют право участвовать в управлении страной как самостоятельно, так и через своих представителей во власти;
  • все люди равны перед законом и судом;
  • государство всегда гарантирует равенство граждан независимо от любых обстоятельств, например, места жительства, расы, пола, дохода и т. п.

Внутренняя политика государства строится на фундаменте нравственности, справедливости и гуманизма. Власть поверх всего ставит интересы своего народа и стремится создавать ему максимально комфортные условия для проживания.

история внутренняя политика

Структура внутренней политики

Многочисленные задачи, стоящие перед внутренней политикой, приводят к сложности её структуры. В целом она делится на две сферы: деятельность на общегосударственном уровне и действия на региональном. Эти сферы имеют разные ресурсы: в первую очередь финансовые, а также свои зоны ответственности.

Кроме того, традиционно выделяют такие направления внутренней политики, как экономическая, социальная, национальная, демографическая и сфера укрепления государственности. Существуют попытки выделения и более мелких сфер, но в целом эта типология хорошо отражает главные цели и зоны влияния государства внутри страны. Все направления даже закреплены документально и видны в структуре органов управления страной и региональных областей. Также могут выделять и другие сферы, например, охраны окружающей среды, военную, аграрную, культурную и правоохранительную политику.

направления внутренней политики

Укрепление государственности как база внутренней политики

Сохранение целостности и единства государства — одна из важнейших задач, которую решает внутренняя политика. Это особенно важно в больших, многонациональных странах, как Россия, например. Предотвращение национальной розни и сепаратистских попыток выделения отдельных регионов в самостоятельные субъекты политики, очень важно, особенно сегодня, во времена роста национального самосознания у малых народов. Удержание в составе страны региона, как, например, Каталонии в Испании, требует сложных действий на самых разных уровнях. Также к этой сфере относится пропаганда общегосударственных ценностей, символики и истории. Эту функцию государство реализует совместно со СМИ и разными социальными институтами.

внутренняя политика государства

Экономическая политика

Важнейшей является экономическая внутренняя политика, которая гарантирует стабильности страны. Обеспечение свободной конкуренции, неукоснительное исполнение антимонопольного законодательства — один из аспектов экономической политики. Важной частью является и поддержание стабильности финансовой системы, к этому аспекту относится формирование бюджета и контроль его исполнения, а также помощь национальной валюте, содействие развитию бизнеса в стране. Главными показателями для экономической политики является размер ВВП внешнего долга государства. Также политика стимулирует обновление и модернизацию производственных мощностей страны, создаёт благоприятную почву для привлечения инвестиций, регулирует налоговое законодательство. Страна должна создавать условия для предпринимателей, желающих открыть своё дело, а также способствовать удержанию молодых специалистов и высококвалифицированных кадров.

департамент внутренней политики

Социальная политика

Департамент внутренней политики чаще всего ассоциируют с социальной политикой. Она, действительно, является одной из важнейших, так как непосредственно касается каждого человека в державе и ощущается жителями страны ежедневно. Государство должно обеспечить населению приемлемый уровень жизни, делая акцент на защите социально неблагополучных групп: сирот, инвалидов, одиноких родителей, пенсионеров, безработных. Важная часть социальной политики — это охрана здоровья граждан, которая включает организацию квалифицированной медицинской помощи, обеспечение нуждающихся лекарствами, организацию санаторного лечения, контроль за качеством питания и за чистотой окружающей среды. В социальную политику также входит регуляция диспропорции в доходах населения, смягчение последствий социального неравенства. Кроме того, она включает регулирование сферы образования, создание системы дошкольного и школьного образования, контроль их качества. Нередко к социальной сфере относят работу государства в области культуры и экологии.

Демографическая политика

Количество населения, его естественный прирост и убыль — предмет заботы государства. Оно контролирует демографию в стране, стремится к достижению оптимального соотношения между разновозрастными группами, количеством рождающихся и умирающих граждан. Например, для России важно увеличить рождаемость, так как наблюдается уменьшение трудоспособного населения, а в Китае, напротив, ее необходимо уменьшать из-за слишком быстрого роста населения. Решение демографических проблем невозможно только путём изменения законодательства. Здесь необходимо вести пропагандистскую работу, задействовать материальные механизмы воздействия.

Национальная политика

Внутренняя политика государства большое внимание уделяет проблемам отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда межнациональные конфликты становятся всё острее. Значимость государственной деятельности в этой сфере только возрастает. Внутренняя политика России направлена в первую очередь на восстановление дружеских отношений между людьми разных этносов и культур. Также для правительства очень важно регулировать миграционные процессы, которые могут провоцировать конфликты. Поэтому вовремя их предвидеть и предупредить — цель национальной политики. Задача государства — создать благоприятные условия для жизни всех граждан вне зависимости от их национальности, пресечь возможную дискриминацию по расовому признаку и содействовать развитию культур и языков народностей, проживающих на территории страны.

Наш народ удивительный. Будто бы при царе-батюшке живёт. Когда внутри страны происходит что-то плохое кого винят? Правильно. Президента РФ В.В. Путина. Не будем перечислять причины, по которым люди ругают первое лицо государства, ибо таковых превеликое множество.

Давайте кратко разберемся в полномочиях и функциях Президента РФ во внутренней политике.

..по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь её основные направления . Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти .

Как видим, во внутренней политике у Президента не так уж и много полномочий. Он может определять основные направления внутренней политики, в том числе через Указы, Распоряжения и Послание Федеральному Собранию, однако активную роль в определении основных направлений внутренней политики играют Правительство и Парламент. Именно Парламент принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации.

Внутренней политикой непосредственно и плотно занимаются Правительство и Парламент, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Функции и полномочия Правительства РФ определены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», гл. III. Общими полномочиями Правительства РФ являются:

- организация реализации внутренней и внешней политики РФ; - осуществление регулирования в социально-экономической сфере; - обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельность ее органов; - формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации; - реализация права законодательной инициативы.

Полномочия Правительства урегулированы подробнейшим образом в следующих сферах: экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной, науки, образования и культуры, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечения обороны и государственной безопасности, внешней политики и международных отношений.

Федеральное собрание Российской Федерации выполняет функцию представительства все­го народа. Оно же выполняет законодательную функцию . Только оно принимает федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, законы о ратификации международных договоров. ( источник ).

Из всего этого краткого обзора функций и полномочий законодательной и исполнительной власти Российской Федерации мы видим, кто более всего ответственен в том, куда зашла и во что вляпалась внутренняя политика России вместе с народом. Есть еще один нюанс. Его мы рассматривали здесь .

Теперь вернемся к Президенту и достижениях российских достижениях. Конечно, не всё гладко, а идеально не бывает ни у кого. Однако, достижения есть и они весьма и весьма позитивные, благоприятные для страны и суверенитета.

По итогам 2018 года Россия заняла 24-е место в рейтинге лучших стран мира, поднявшись на 2 позиции, согласно версии журнала US News & World Report . ( При составлении данного рейтинга принимались во внимание 9 разных критериев, таких, как темпы роста экономики и общий уровень жизни, развитие туризма, социальной сферы и культуры (по версии американского журнала US News & World Report ).

По критериям влияния в мире и силе Россия занимает 2 строчку, уступив лишь США, а Китай на 3-м.

За 2017-2018 годы Россия стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы и сделала более устойчивыми свои позиции по другим секторам сельского хозяйства.

В настоящее время Россия сохраняет первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых атомных электростанций за рубежом. Внутри страны также ведутся стройки, в сооружаются реакторы на быстрых нейтронах и ведётся отработка замкнутого топливного цикла, резко увеличивающего ресурсную базу атомной энергетики страны.

Это не всё. Кое-что о том, что в стране "всё так плохо", если не читали, ещё, есть здесь.

В плане глобальных внутренних, да и внешнеполитических задач тоже, Россия не стоит на месте. Направления развития, определенные Президентом России, не стоят на месте. Страна не быстро, но уверенно развивается, улучшаются условия жизни людей, где-то эффективней, где-то не так, как этого хотелось бы. Но на месте ничто не стоит. Движение вперед есть, и в рейтинге стран мы не скатываемся на нижние строчки, а наоборот отвоевываем всё более и более высокие позиции.

Есть факторы, которые негативно влияют на настроения людей в целом. Никто не отменял информационную войну и не забываем про санкции.

Нынешняя "холодная вражда" и русофобские настроения либералов и оппозиции нацелены против возрождения России и возвращение её на передовые позиции стран-лидеров. Однако мы уже можем наблюдать, что мир больше не является однополярным.

Процесс восстановления труден и долог, а сразу не бывает ничего. Не давайте себя деморализовать. Не нойте, работайте над собой и в сфере своей деятельности. Воспитывайте в детях патриотизм и любовь к Родине, к своей земле, к памяти предков. Препятствуйте всевозможным попыткам вырастить из них быдло из общества потребления.

Государство является центральным элементом всей политической системы, поэтому крайне важно разобраться с тем, что такое "государство", как оно функционирует и какова его роль в жизни общества в целом.

Существует множество определений понятия "государство". На мой взгляд, самые простые и вместе с тем ёмкие определения следующие.

Государство (в широком смысле) – политическая организация общества, которая действует на определенной территории и выражает интересы всех слоев общества.

Говоря о понятии государства, важно понимать, в чём разница между страной и государством , и не путать государство и правительство .

Если поискать определения понятия "страна" в интернете, то, к сожалению, во многих случаях мы увидим, что "страна - это то же, что и государство", или иные схожие по смыслу формулировки. Давайте всё-таки разведём понятие "страны и "государства". Страна - это понятие культурно-географическое, это определённая территория с соответствующими особенностями климата, рельефа, соответствующим населением разных национальностей и вероисповеданий. Государство - это политическая организация общества, действующая в пределах той или иной страны, это форма правления, политический режим, а не климат или рельеф. И наконец, ошибочно сводить государство только к органам власти и их представителям, хотя в большинстве случаев на бытовом уровне, когда мы говорим о том, что "государство заботится или не заботится о своих гражданах", мы говорим о действиях чиновников и аппарата управления. Правительство - это только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, а не всё государство в целом. Со сменой состава правительства политическая организация общества не исчезает, государство продолжает существовать.

Теории происхождения государства

Признаки государства

1. Единство территории. Государство действует в пределах территории конкретной страны. Оно распространяет свою власть на всех граждан и на тех лиц, кто находится на территории данной страны.

2. Публичная власть. Публичная власть - это власть, выделенная из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами. Публичная власть как признак государства означает, что государство располагает соответствующими органами управления, с одной стороны, а с другой, публичная власть - это власть обезличенная, т.е. государство распространяет свою власть на каждого, кто находится на территории страны, независимо от того, кем является этот человек, каковы его взгляды, особенности личности и т.д. Есть ещё одно толкование публичной власти как признака государства. считается, что публичная власть - это власть, которая адресована всему народу и служит его интересам, поэтому основная задача любого государства - защита публичных интересов, т.е. интересов всего общества в целом.

3. Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии). Внешний суверенитет означает независимость государства от других государств, недопустимость вмешательства во внутренние дела данного государства.

4. Наличие монопольных прав: право законодательной деятельности (только государство принимает законы), право взимать налоги, право эмиссии (выпуска) денег, право на легитимное насилие (органы правопорядка могут применять насилие, в случае, если это необходимо для защиты граждан, поддержание общественного порядка, задержания преступников).

5. Наличие аппарата управления и аппарат принуждения (органы государственной власти, правоохранительные органы, армия)

5. Наличие символики (герб, гимн, флаг) .

Функции государства

Функции государства - это главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его целями и задачами. Функции государства обычно подразделяют на две большие группы - внутренние и внешние.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: