Суд осириса рисунок кто изображен

Обновлено: 07.05.2024

Хорошим человеком в Египте считали того человека, который не делал зла другим людям, не убивал, не крал, не поднимал руку на слабого, не завидовал, не сквернословил, не говорил плохого о царе, не пренебрегал богами.
В этом и клялся умерший.

На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи:

Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.

В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды» . Она интересна тем, что в ней покойный говорит:

…нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…

Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно»

Египтяне верили, что душа человека после смерти попадает в "царство мёртвых". Распоряжается там бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. Взяв умершего за руку, он вел его на суд Осириса, который восседал на троне. Умерший, стоя в белых одеждах, клялся: "Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богам. Я чист, я чист, я чист, я чист! " Показания умершего записывал Бог Тот. Правдивость клятвы проверяли: сердце человека клали на одну чашу весов, а на другую - фигурку богини правды Маат. Равновесие означало, что умерший не солгал, значит он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опиралось на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово было проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. А праведника пропускали на чудесные поля мёртвых.

История 5 класс Описание древнеегипетский рисунок на папирусе "Суд Осириса-где найти?

Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе «Суд Осириса» (см. с. 55) по плану — слева направо; 1) бог-шакал и умерший;

2) запись показаний умершего и взвешивание сердца;

3) бог Гор с оправданным на суде;

4) облик Осириса — владыки «страны мёртвых».

После смерти человек попадает в "страну мертвых" и именно там распоряжается и повелевает Анубис, он показан держащим за руку умершего человека и по рисунку понятно, что бог ведет его на суд бога Осириса.


Следующее изображение: это сам суд, есть две чаши на одну опускают сердце, а в противовес на другие весы опустят перо богини Маат.

Если человек не совершал страшного, то весы будут пребывать в равновесии , если же нет, то человека накажет зверь с крокодильей головой, он находится под весами.


На заключительной части картины , можно снова увидеть мертвого человека в белом одеянии, его к Осирису сидящему на троне провожает уже бог Гор, он изображен с телом человека и головой сокола.

Если говорить о внешности бога Осириса , то он имеет зеленый цвет кожи, это произошло из-за того, что он воскрес после того как его убил брат Сет.



5 класс Описание древнеегипетского рисунка на папирусе Суд Осириса

Бог с головой шакала, который на рисунке стоит взяв за руку умершего, имеет имя Анубис, он ведёт умершего в зал правосудия, где умершего ожидает взвешивание его сердца на весах.

Весы имеют две чаши и в одну кладётся сердце умершего, а в другую перо богини Маат. Перо должно уравновесить сердце и тогда умерший после своих показаний, признаётся не виновным и успешно проходит это испытание. Показания умершего записывает бог под именем Тот - он стоит справа от весов и голова у него птичья. А под весами сидит так называемый страшный зверь, у которого голова крокодила - он нужен для того, чтобы наказать умершего в случае его лжи. На третьем этапе картинки мы видим, как другой бог Гор с соколиной головой подводит умершего к Осирису, который как мы видим, имеет зелёный цвет кожи, что свидетельствует о том, что Осирис воскрес из мёртвых после того, как его убили, а его убийцей был никто иной, как брат Осириса Сет.

Ещё вы можете посмотреть описание папируса вот по этой ссылке.

Рисунок на папирусе "Суд Осириса" изображает суд над умершим человеком. Рисунок дает представление о системе верований, которая существовала в древнем Египте. Люди придавали большое значение не только той жизни, которой они жили на земле, они считали, что более значимая жизнь их ждет в загробном мире. Их верования нашли отражение в искусстве того времени.


Слева на рисунке можно увидеть бога Анубиса. Он имеет человеческое тело и голову шакала. Он держит за руку умершего человека, одетого в белые одежды, и ведет его в зал суда.

Далее мы можем увидеть большие весы. На этих весах будет взвешено сердце человека. На одну чашу весов будет положено сердце, на другую перо богини Маат. Перед взвешиванием человек должен поклясться, что он не совершал непростительных грехов. Если весы не перевешивают и остаются в равновесии, человек признается праведным и честным. Если же чаша весов перевешивает, значит, человек грешен и при жизни совершил непростительные поступки. В таком случае его участь предопределена - его душа достается пожирательнице душ Амат. За взвешиванием наблюдает бог Тот - бог мудрости и знаний. На рисунке его несложно узнать, он имеет голову ибиса.

Далее бог Гор (бог с головой сокола) ведет оправданного человека, чья душа признана чистой, к богу Осирису. Осирис величественно восседает на троне.


Осирис является богом возрождения и царем загробного мира. Его кожа изображалась окрашенной в зеленый цвет, его белые одеяния напоминали те, в которые заворачивали умерших. За Осирисом две богини - Исида и Нефтида. Описание рисунка можно найти в этом вопросе.


1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых - бог с головой шакала - Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.

2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.

В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.

Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.

3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.

4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним - четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.

Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.

Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе - высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.


Описание древнеегипетского рисунка "Суд Осириса" по плану:

Папирус, на котором изображен посмертный суд Осириса над умершим создан по древнеегипетской Книге Мертвых.

  1. На изображении бог Анубис с головой черного шакала и телом человека ведет за руку умершего в белых одеждах. Он провожает его на суд бога Осириса, царя и судьи загробного мира.
  2. В центре зала стоят весы, с помощью которых определяется праведность усопшего. Умерший клянется, что не делал зла: не убивал и не воровал, не совершал других плохих деяний. Анубис кладет сердце человека на одну чашу весов, а на другую перышко богини Маат, а показания записывает бог Тот. Если весы остались в равновесии, то умерший считался оправданным перед богами, наблюдающими за судом. Если сердце перевешивало, то умершего съедала Амат с телом льва и головой крокодила.
  3. Бог Гор с головой сокола встречает оправданного умершего и провожает его дальше к богу Осирису.
  4. Осирис, владыка загробного мира восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Позади него стоят две богини. Лицо Осириса зеленого цвета, этот цвет символизирует возражение. После встречи с Осирисом, оправданный мог отправятся в страну мертвых.



Подробное описание древнеегипетского рисунка суд Осириса

На рисунке изображен посмертный суд Осириса над усопшим.

Усопшего за руку ведет бог Анубис.

Бог с головой шакала или Анубис:


Перед судом усопший должен был произнести клятву отрицания, т.е перечислить все грехи и заверить богов, что ни в одном из них не виновен. Далее усопшего ждет взвешивание на весах Маат. На одну чашу весов кладут сердце усопшего, на другую страусовое перо, символ богини Маат.

Богиня Маат:


Вот интересная цитата по поводу этого взвешивания:



Если сердце перевесит, то душа усопшего достанется пожирательнице душ Амт. На рисунке она изображена с головой крокодила.

Пожирательница душ Амат:


В взвешивании также принимает участие и Анубис. Рядом с весами стоит бог Тот с головой птицы, он следит за взвешиванием.

Бог Тот:


Если усопший был оправдан, то он вступал в Великий Чертог, где восседал владыка мертвых Осирис. На рисунке Бог Гор как раз ведет к Осирису усопшего, которого оправдали.

Бог Гор:


Осирис нарисован в окружении богинь Исиды и Нефтиды и сыновей Хора.

Бог Осирис и описание его облика:



Краткое описание суда Осириса


Древние египтяне были очень набожными людьми, они верили в загробную жизнь и готовились к ней. У них была так называемая "Книга мертвых", это сборник текстов, который помогал умершему в царстве мертвых, ведь там его ждало много испытаний.

Одно из самых сложных испытаний и был суд Осириса, бога возрождения. На рисунке из этой книги изображен как раз этот суд. Три фрагмента слева направо:

  • Бог с головой шакала Анубис приводит умершего на суд,
  • Анубис взвешивает сердце умершего,
  • Бог Гор подводит умершего к Осирису.

Опишем рисунок по плану.

  1. Бог с головой шакала - Анубис. Это покровитель умерших, бог бальзамирования. Религия Древнего Египта развивалась, поэтому сначала этого бога изображали в виде шакала, позже это был человек с головой шакала. Роль Анубиса на суде Осириса такова, что он следит за взвешиванием сердца умершего и он же приводит умершего на этот суд. Анубис бальзамирует тело, такие эпизоды можно видеть на других папирусах или росписях.
  2. На суде Осириса взвешивали сердце умершего - на одну чашу клали сердце, на другую перышко богини Маат. Самый лучший исход, когда их вес был одинаков. В этом случае умерший попадал в царство мертвых. При плохом исходе, когда сердце перевешивало, то душу умершего сжирала Амат и теперь уже действительно наступала смерть. На рисунке мы видим, что бог Тот с головой Ибиса записывает показания взвешивания на дощечке. Умерший говорит, что не совершал плохих поступков, перечисляет каких именно, их около 40, обращается к каждому из 42 богов, которых мы видим наверху рисунка.
  3. На нашем рисунке сердце умершего не перевесило перышко Маат и бог Гор с головой сокола ведет умершего к Осирису. Гор сообщает Осирису о том, что умерший вел праведную жизнь.
  4. Бог Осирис восседает на троне, на нем белые одежды, а кожа зеленого цвета. Осирис - бог возрождения, царь загробного мира. Его изображали в виде мумии. Корона у Оириса из стеблей папируса. Осирис возродился из мертвых, но остался богом для в загробном мире. Исида и Нефтида стоят за Осирисом. Перед Осирисом мы видим цветок лотоса, на котором изображены сыновья Гора.

Этот папирус создан по древнеегипетской Книге Мёртвых, на нём изображён посмертный суд Осириса над умершим.

Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно боги номов). В центре зала стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде статуэтки богини Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и статуэтка весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище — лев с головой крокодила.

1) Осирис (зеленый) - это умерший и воскресший ИИСУС ХРИСТОС
Позади него:
2) Исида - это его мать МАРИЯ-БОГОРОДИЦА (имя "Иси-да" образуется от слова "Иса" - Иисус, а "да" - окончание как в именах "Валентин" (муж.) и "Валентида" (жен.). Т. е. "Иси-да" значит "Иисусова")
3) Нефтида - это его спутница МАРИЯ МАГДАЛИНА
4) Четыре фигуры перед Осирисом-Иисусом - это ЧЕТЫРЕ ЕВАНГЕЛИСТА (Матфей, Марк, Лука, Иоанн)
5) Птица вверху с глазом Гора - это символ СВЯТОГО ДУХА
6) Перо в руках птицы (перо Маат) - это (возможно) символ Священного писания - Библии (т. е. символ божественного закона)

Для полноты картины:
7) Птах с тростью (зеленый) - это казненный Иоанн Креститель с тростью
8) Амон Ра (его символы - баран и гусь) – это второе имя Иисуса - «Еммануил» (Мф 1:23), а символы обозначают: баран - Агнец божий (Сын Христос) и гусь - Святой Дух.
9) Сет - это Сатана
10) Хнум - это Бог-Саваоф (Бог-Отец), создавший человека из глины
11) Хапи - это христианский праздник "воздвижения креста Господня"
12) Анх - это христианский крест
13) Око Гора ("Уаджет") - это выколотый при распятии глаз Иисуса Христа (см. Туринскую плащиницу). Также Иисусу отрубили правую руку. Эти два предмета - рука и глаз - стали священными и превратились в "Око Гора" и "Руку Фатимы", где на отрубленной руке Иисуса лежит его глаз. (Ислам - это "Ис-алем", т. е. "Страна Исы")

Египетство не возникало якобы за 2500 лет до Христа - оно и есть одна из законных и древних форм учения Христа. Ошибочно не египетство, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, искусственно отодвинувшая «на бумаге» эту ветвь христианства в «далекое прошлое» и объявившая его «язычеством».
Точно также "язычеством" , отправленным в "далекое прошлое", были объявлены две другие древние формы христианства - зороастризм и индуизм.


Финальная сцена из папируса Ани Древнеегипетский иллюстрированный свиток Книги мёртвых (Папирус Ан)и (78 метров длиной) около 1250 года до н. э. (XIX династия) экспозиция Британского музея


Папирус Ани, взвешивание сердца усопшего. XIX династия, XII‐XIII век до н. э. Глава 125. Одна из ключевых глав всего папируса, то, ради чего он создавался - суд Осириса, где взвешивают сердце умершего, которое должно быть "пусто от зла всякого". После этого умерший становится "правогласным" и способным "выходить в день", т.е. жить такой же жизнью, как и на земле, но "вечно и бесконечно".

Ипостасью солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол, сын Осириса.
Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства. Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор, вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царем мертвых. Наследником его на земле, царем живых, стал Гор.


Гор Бог неба, царственности и солнца, покровитель фараонов

История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. (Из этого зерна вырос потом целый сонм умирающих и воскресающих богов в разных религиях.) А Гор, возвращающий Осириса к жизни, — это животворный солнечный свет.


Осирис Бог загробного мира


Сет (Сутех) Брат Осириса

нтересно, как фабула старого мифа была переосмыслена в рабовладельческой монархии Египта и как соединилась с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения.


Исида, жена Осириса

Это было нечто вроде христианской пасхальной службы. В Древнем царстве осирисские ритуалы относились только к особе фараона; впоследствии они распространились более широко и стали частью погребальной церемонии всякого знатного и богатого человека.

Только "низших" — рядовых общинников и рабов — хоронили без всяких церемоний: их просто зарывали в песок. Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука-скарабея.


Изображение Скарабея на стене гробницы в Долине царей

На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться.


Фрагмент главы 17. Ани молится солнечной ладье, "плывущей" на знаке неба. В ней сидит Хепри - утреннее солнце (фигура со скарабеем вместо головы).

Там, в подземном царстве, его встречал шакал - Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают тексты египетской "Книги мертвых" на длинных свитках папируса.

После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. И вот здесь и заключается самое главное в системе египетских культов. Чтобы покойник мог счастливо жить за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем — вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и знаменитый обычай бальзамирования.

Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому кроме самой мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик?

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

Суд Осириса в царстве мёртвых.


Папирус Ани, взвешивание сердца усопшего. XIX династия, XII‐XIII век до н. э.

С одной стороны от весов стоит на коленях бог Анубис с головой шакала, поддерживающий правой рукой их стрелку. За ним стоит Тот, писец богов с головой ибиса, держащий в руках тростник, чтобы записать результаты взвешивания. Возле него сидит трехликое чудище Аммит, «Пожиратель мертвых», ожидая момента, когда оно сможет съесть сердце умершего, если его сочтут недостойным. Боги, сидящие наверху, являются членами суда.

Сам умерший и его жена стоят по другую сторону весов с почтительно склоненными головами. Они изображены в человеческом облике, на них белые одежды и украшения, подобные тем, что они носили на земле. Душа умершего, в виде сокола с человеческой головой, стоит на постаменте. Рядом помещено изображение также покоящегося на постаменте прямоугольника с головой человека, который, вероятно, представляет умершего в эмбриональном состоянии. Анубис смотрит на стрелку весов, а павиан показывает Тоту, что перекладина находится точно в равновесии и, следовательно, сердце уравновешивает перо, символизирующее Маат – справедливость, истину, закон. Это говорит о безгреховности и праведности земной жизни умершего.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: