Союз адвокатов что это

Обновлено: 03.05.2024

29 июня отмечает юбилей первая общероссийская организация адвокатов – Федеральный союз адвокатов России (ФСАР). «АГ» посвятила этому событию специальный выпуск (приложение к текущему номеру), который включает описание основных этапов из истории ФСАР и интервью с его президентом – Алексеем Галогановым. Президент ФСАР, президент АП Московской области, вице-президент ФПА РФ Алексей Галоганов рассказал «АГ» о прошлом и настоящем возглавляемого им общественного объединения адвокатов.

– Федеральный союз адвокатов России (ФСАР) создан 12 сентября 1994 г. Почему же 29 июня отмечается 30-летие Союза?

– В июне 1990 г. был Создан Союз адвокатов России, который 4 года спустя был преобразован в Федеральный союз. Поэтому точкой отсчета мы считаем создание САР, преемником которого является ФСАР.

– С какой целью было создано общественное объединение российских адвокатов?

– Хотел бы напомнить, что еще в 1988 г. было создано первое общественное объединение адвокатов – Союз адвокатов СССР. Мы тогда очень гордились этим. И хотя этот Союз просуществовал недолго, но успел сделать немало для адвокатуры всех союзных республик, которые были в нем представлены. Мы проводили научно-практические конференции, в том числе международные. У Союза даже был свой печатный орган. Когда распался Советский Союз, естественно, возник вопрос об объединении на российском уровне. Вначале на базе Союза адвокатов СССР был создан Международный Союз (Содружество) адвокатов, а уже затем появилась наша организация – САР.

Что касается задач Союза, то в первую очередь мы хотели объединить усилия адвокатов России для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям, защиты их прав и свобод, повышения правовой культуры, для повышения квалификации адвокатов и их правовой защиты. Но главной задачей, конечно, стало объединение адвокатов в единую профессиональную организацию.

– Каковы были первые значимые действия Союза?

– Для повышения квалификации адвокатов мы начали проводить обучающие мероприятия, отражающие новые экономические условия в стране. Переквалификация адвокатов была очень важна, так как появились дела, связанные с предпринимательской, банковской деятельностью, банкротством, – все это для адвокатов было в новинку. Под непосредственным руководством ФСАР мы проводили семинары в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других регионах.

Очень значимым было постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов. Это постановление было инициировано сопредседателем САР Виктором Веремчуком, который был избран депутатом Верховного Совета России. Оно снизило страховые взносы адвокатов до 5 процентов от размера вознаграждения. В то весьма тяжелое время такое послабление стало для всех адвокатов России настоящей финансовой отдушиной.

Мы активно участвовали в разработке Концепции судебной реформы, сотрудничая с народными депутатами РСФСР, среди которых были Михаил Митюков и известный адвокат Борис Золотухин. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить Бориса Андреевича, замечательного человека, с 90-летним юбилеем.

На мероприятиях ФСАР всегда присутствовали если не министры юстиции, то их заместители, представители законодательной власти.

Многие уже подзабыли, что в 1994 г. в Киеве был подписан договор о сотрудничестве между четырьмя адвокатскими объединениями бывших союзных республик СССР: России, Украины, Молдовы и Белоруссии. От России договор подписал я, от Молдовы – представитель Коллегии адвокатов Михаил Годырка, от Белоруссии – Наталья Андрейчик, а от Украины – президент Союза адвокатов этой страны, известный сегодня политик Виктор Медведчук. Договор позволял адвокатам участвовать в судопроизводстве во всех этих республиках.

– Что изменилось в работе ФСАР после принятия Закона об адвокатуре и создания Федеральной палаты адвокатов?

– Изменилось очень многое, так как появился специальный орган, который в то время в шутку называли «министерством адвокатуры». Он взял на себя ряд основных функций Федерального союза, в первую очередь – функцию объединения всех адвокатов страны. ФСАР стал играть несколько меньшую роль, но продолжал существовать как общественное объединение, в которое входили традиционные коллегии адвокатов. А параллельно существовала Гильдия российских адвокатов, объединившая так называемые параллельные коллегии[1].

ФПА РФ заняла свою нишу, что-то осталось в нашей компетенции. Есть моменты, где мы пересекаемся. Это, например, вопросы защиты прав адвокатов. Такой защиты много не бывает, тут для всех найдется работа. Обучение – мы продолжаем проводить семинары, зарубежные связи – у ФСАР уже открыто несколько филиалов за рубежом (в том числе в Греции, Германии, Чехии), мы проводим международные конференции.

Очень важно, что в Уставе ФСАР содержится пункт о возможности выдвижения кандидатов в депутаты. И у нас есть «свои» представители в органах представительной власти на местном уровне.

– Изначально Союз объединил 66 коллегий адвокатов. Сколько адвокатов в них входили и сколько адвокатов сейчас являются членами ФСАР, сколько регионов они представляют?

– В самого начала в работе Союза принимали активное участие представители традиционных коллегий не только этих 66 регионов[2]. К нам присоединились и депутаты из коллегий, которые не вошли в Союз. На сегодняшний день в России создано 65 отделений ФСАР, а также около 1000 адвокатов являются индивидуальными членами Союза. Всего у нас около 20 тысяч членов.

– В 1994 г. вы были избраны президентом Федерального Союза адвокатов России и уже 26 лет остаетесь на этом посту. Чем объясняется такая стабильность?

– На первом съезде в 1990 г. у нас было несколько сопредседателей[3]. Потом, действительно, меня избрали президентом ФСАР, но должен напомнить, что с 1995 по 2000 г. Союз возглавлял ныне покойный Александр Клигман. Изначально Союз формировался вокруг Московской областной коллегии адвокатов, очень сильной и авторитетной. И мне как руководителю этой коллегии доверили честь возглавить ФСАР. Поэтому вся моя жизнь фактически связана с Союзом. Мы были молоды, энергичны, полны сил. Когда было нужно, мы даже создали забастовочный комитет, чтобы не допустить принятие министерского проекта закона об адвокатуре[4]. Этот проект предполагал непосредственное руководство адвокатурой со стороны государственного ведомства, а также создание государственной «муниципальной адвокатуры». Мы спорили не только с Минюстом, но и с другими структурами, отстаивая позиции адвокатуры.

– Активность ФСАР в разные периоды была различной. Например, в последнее время Союз заметно расширил свою деятельность. С чем это связано? Какие направления работы сейчас являются приоритетными?

– Очень благодарен нашей молодежи, которая сейчас активно включилась в работу ФСАР. Нам помогает Союз молодых адвокатов России, которые уже занимают ряд постов в руководстве ФСАР. Вице-президентами Союза стали Михаил Толчеев, Александра Цветкова, Антон Лукин и другие. Рад, что благодаря этим прекрасным людям и мы стали выглядеть свежее. Благодаря им мы стали активнее налаживать международные связи, развивать региональные отделения, некоторые из них и без того очень сильные, проводить свои конференции, участвовать в жизни своих регионов на благо адвокатуры. Мы активно взаимодействуем с ФПА РФ, а также считаем своей задачей объединение адвокатов.

– Последние изменения в Устав ФСАР были внесены 12 лет назад. С чем связана необходимость новых изменений уставных документов Союза?

– Жизнь продолжается. Некоторые положения мы хотим поменять, другие – уточнить. Я не сказал бы, что это будут существенные изменения, так что мы намерены продолжать работу, зная, что Союз был, есть и будет.

– Когда состоится юбилейный съезд ФСАР и какие главные вопросы на него выносятся?

– Мы планировали провести съезд в июле, но пандемия несколько изменила наши намерения. На Президиуме ФСАР этот вопрос будет решен, и думаю, что мы договоримся провести наш съезд осенью. Обсудим нашу работу, вспомним хороших людей, поощрим отличившихся. ФСАР – это позитивная организация, такой она и останется.

Беседовал Константин Катанян,
обозреватель «АГ»

[2] Традиционные коллегии были созданы по территориальному принципу: в каждом регионе существовала одна коллегия, объединявшая всех адвокатов данного региона.

[3] Сопредседателями САР были избраны: Ю.В. Введенский (Ленинградская городская коллегия адвокатов), B.P. Веремчук (Приморская областная коллегия адвокатов), А.П. Галоганов (Московская областная коллегия адвокатов), В.В. Калитвин (Воронежская областная коллегия адвокатов) и В.Н. Смирнов (Свердловская областная коллегия адвокатов).


В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные названным Федеральным законом функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

В современной России существуют четыре наиболее крупных общественный объединений адвокатов.

Крупные общественные адвокатские объединения
Ассоциация юристов России (АЮР)

Общероссийская общественная организация Ассоциации юристов России была создана 22 декабря 2005 года в результате объединения Российского союза юристов и Союза юристов России. Членами АЮР могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие высшее юридическое образование, а также общественные объединения юристов – юридические лица, которые принимают непосредственное участие в работе Организации, разделяют цели и задачи и выполняют требования Устава АЮР.

Цели Ассоциации юристов России:

  • содействие формированию правового государства в Российской Федерации;
  • повышение престижа юридических профессий, воспитание юристов в духе неукоснительного соблюдения положений закона, норм профессиональной этики;
  • содействие созданию условий для активной профессиональной и общественной деятельности своих членов;
  • укрепление правовой основы деятельности юристов, их социально-правовой защищенности;
  • развитие всестороннего сотрудничества между юристами, содействие укреплению связей между юридической наукой, образованием и практикой.

Контакты Ассоциации юристов России

Адрес: 117216, город Москва, ОПС № 216, а/я №41

Телефон: 8 (495) 210-65-68

Федеральный Союз Адвокатов России (ФСАР)

Федеральный Союз Адвокатов России является общероссийской добровольной общественной организацией с индивидуальным и коллективным членством. Федеральный Союз Адвокатов России (ФСАР) Федеральный Союз Адвокатов России (ФСАР) создан 12 сентября 1994 года в г. Москве на базе ранее действовавшей добровольной общественной организации – Союза адвокатов России, учрежденной в 1990 г. в Свердловске.

Цели Союза Адвокатов России:

  • объединение усилий адвокатов для содействия дальнейшему укреплению и развитию независимой, сильной, авторитетной адвокатуры;
  • повышение профессионального мастерства и обеспечение правовой защищенности адвокатов;
  • дальнейшее развитие института адвокатуры.

Контакты Федерального союза адвокатов

Адрес ФСАР: 105037, г. Москва, Измайловский проспект, 49

Телефон: 8 (495) 367 83-81.

Международный Союз (Содружество) адвокатов (МС(С)А)

В 1989 году в Москве Учредительный съезд советских адвокатов, провозгласил создание Союза адвокатов СССР как общественной, добровольной, самоуправляющейся организации адвокатов, основанной на индивидуальном членстве.

В мае 1992 г. в связи с распадом Советского Союза IV съезд Союза адвокатов СССР, в работе которого кроме российских адвокатов участвовали делегации из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана, преобразовал Союз адвокатов СССР в международное общественное объединение Международный Союз (Содружество) адвокатов с индивидуальным и коллективным членством.

Цели Международного Союза (Содружества) адвокатов:

  • содействие обеспечению высоких стандартов мастерства, профессиональной этики, единства и сотрудничества адвокатов;
  • защита прав и свобод, чести и достоинства членов организации;
  • пропаганда принципов и гарантий независимости адвокатуры;
  • содействие развитию юридической науки, повышению правовой культуры населения;
  • расширение и укрепление международных профессиональных и культурных связей адвокатов разных стран и регионов.

МС(С)А объединяет адвокатов стран СНГ (Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Грузии, Украины, Узбекистана, Республики Молдовы), а также субъектов Российской Федерации.

Контакты Международного Союза (Содружества) адвокатов

Адрес МС(С)А: 101000, г. Москва, ул. Покровка, 1/13/6, стр.2

Гильдия российских адвокатов (ГРА)

24 сентября 1994 г по инициативе руководителей 43 коллегий адвокатов было образовано первое в России независимое профессиональное сообщество коллегий адвокатов и адвокатов – Гильдия российских адвокатов. Со дня создания ГРА в ее структуре функционируют Комиссия по защите прав адвокатов-членов адвокатских образований ГРА, а также Научно-консультативный и Экспертный советы. Гильдия объединяет 175 адвокатских образований более чем в 60 субъектах РФ.

Главные задачи Гильдии российских адвокатов:

  • представительство и защита интересов членов адвокатских образований ГРА в отношениях с органами государственной власти, общественными объединениями и организациями;
  • содействие развитию российской адвокатуры как института гражданского общества;
  • укрепление единства российской адвокатуры, координация усилий членов ГРА в решении задач повышения престижа адвокатской деятельности и профессионального мастерства адвокатов.

Контакты Гильдии российских адвокатов

Адрес ГРА: 105120, г. Москва, Малый Полуярославский переулок, 3/5

Телефон: 8 (495) 916-12-48, 917-82-48;

Международные организации адвокатов

В Российской Федерации действуют иностранные общественные организации и объединения адвокатов. Основные иностранные международные организации адвокатов:


29 июня отмечает юбилей первая общероссийская организация адвокатов – Федеральный союз адвокатов России (ФСАР). «АГ» посвятила этому событию специальный выпуск (приложение к текущему номеру), который включает описание основных этапов из истории ФСАР и интервью с его президентом – Алексеем Галогановым. Президент ФСАР, президент АП Московской области, вице-президент ФПА РФ Алексей Галоганов рассказал «АГ» о прошлом и настоящем возглавляемого им общественного объединения адвокатов.

– Федеральный союз адвокатов России (ФСАР) создан 12 сентября 1994 г. Почему же 29 июня отмечается 30-летие Союза?

– В июне 1990 г. был Создан Союз адвокатов России, который 4 года спустя был преобразован в Федеральный союз. Поэтому точкой отсчета мы считаем создание САР, преемником которого является ФСАР.

– С какой целью было создано общественное объединение российских адвокатов?

– Хотел бы напомнить, что еще в 1988 г. было создано первое общественное объединение адвокатов – Союз адвокатов СССР. Мы тогда очень гордились этим. И хотя этот Союз просуществовал недолго, но успел сделать немало для адвокатуры всех союзных республик, которые были в нем представлены. Мы проводили научно-практические конференции, в том числе международные. У Союза даже был свой печатный орган. Когда распался Советский Союз, естественно, возник вопрос об объединении на российском уровне. Вначале на базе Союза адвокатов СССР был создан Международный Союз (Содружество) адвокатов, а уже затем появилась наша организация – САР.

Что касается задач Союза, то в первую очередь мы хотели объединить усилия адвокатов России для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям, защиты их прав и свобод, повышения правовой культуры, для повышения квалификации адвокатов и их правовой защиты. Но главной задачей, конечно, стало объединение адвокатов в единую профессиональную организацию.

– Каковы были первые значимые действия Союза?

– Для повышения квалификации адвокатов мы начали проводить обучающие мероприятия, отражающие новые экономические условия в стране. Переквалификация адвокатов была очень важна, так как появились дела, связанные с предпринимательской, банковской деятельностью, банкротством, – все это для адвокатов было в новинку. Под непосредственным руководством ФСАР мы проводили семинары в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других регионах.

Очень значимым было постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов. Это постановление было инициировано сопредседателем САР Виктором Веремчуком, который был избран депутатом Верховного Совета России. Оно снизило страховые взносы адвокатов до 5 процентов от размера вознаграждения. В то весьма тяжелое время такое послабление стало для всех адвокатов России настоящей финансовой отдушиной.

Мы активно участвовали в разработке Концепции судебной реформы, сотрудничая с народными депутатами РСФСР, среди которых были Михаил Митюков и известный адвокат Борис Золотухин. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить Бориса Андреевича, замечательного человека, с 90-летним юбилеем.

На мероприятиях ФСАР всегда присутствовали если не министры юстиции, то их заместители, представители законодательной власти.

Многие уже подзабыли, что в 1994 г. в Киеве был подписан договор о сотрудничестве между четырьмя адвокатскими объединениями бывших союзных республик СССР: России, Украины, Молдовы и Белоруссии. От России договор подписал я, от Молдовы – представитель Коллегии адвокатов Михаил Годырка, от Белоруссии – Наталья Андрейчик, а от Украины – президент Союза адвокатов этой страны, известный сегодня политик Виктор Медведчук. Договор позволял адвокатам участвовать в судопроизводстве во всех этих республиках.

– Что изменилось в работе ФСАР после принятия Закона об адвокатуре и создания Федеральной палаты адвокатов?

– Изменилось очень многое, так как появился специальный орган, который в то время в шутку называли «министерством адвокатуры». Он взял на себя ряд основных функций Федерального союза, в первую очередь – функцию объединения всех адвокатов страны. ФСАР стал играть несколько меньшую роль, но продолжал существовать как общественное объединение, в которое входили традиционные коллегии адвокатов. А параллельно существовала Гильдия российских адвокатов, объединившая так называемые параллельные коллегии 1 .

ФПА РФ заняла свою нишу, что-то осталось в нашей компетенции. Есть моменты, где мы пересекаемся. Это, например, вопросы защиты прав адвокатов. Такой защиты много не бывает, тут для всех найдется работа. Обучение – мы продолжаем проводить семинары, зарубежные связи – у ФСАР уже открыто несколько филиалов за рубежом (в том числе в Греции, Германии, Чехии), мы проводим международные конференции.

Очень важно, что в Уставе ФСАР содержится пункт о возможности выдвижения кандидатов в депутаты. И у нас есть «свои» представители в органах представительной власти на местном уровне.

– Изначально Союз объединил 66 коллегий адвокатов. Сколько адвокатов в них входили и сколько адвокатов сейчас являются членами ФСАР, сколько регионов они представляют?

– В самого начала в работе Союза принимали активное участие представители традиционных коллегий не только этих 66 регионов 2 . К нам присоединились и депутаты из коллегий, которые не вошли в Союз. На сегодняшний день в России создано 65 отделений ФСАР, а также около 1000 адвокатов являются индивидуальными членами Союза. Всего у нас около 20 тысяч членов.

– В 1994 г. вы были избраны президентом Федерального Союза адвокатов России и уже 26 лет остаетесь на этом посту. Чем объясняется такая стабильность?

– На первом съезде в 1990 г. у нас было несколько сопредседателей 3 . Потом, действительно, меня избрали президентом ФСАР, но должен напомнить, что с 1995 по 2000 г. Союз возглавлял ныне покойный Александр Клигман. Изначально Союз формировался вокруг Московской областной коллегии адвокатов, очень сильной и авторитетной. И мне как руководителю этой коллегии доверили честь возглавить ФСАР. Поэтому вся моя жизнь фактически связана с Союзом. Мы были молоды, энергичны, полны сил. Когда было нужно, мы даже создали забастовочный комитет, чтобы не допустить принятие министерского проекта закона об адвокатуре 4 . Этот проект предполагал непосредственное руководство адвокатурой со стороны государственного ведомства, а также создание государственной «муниципальной адвокатуры». Мы спорили не только с Минюстом, но и с другими структурами, отстаивая позиции адвокатуры.

– Активность ФСАР в разные периоды была различной. Например, в последнее время Союз заметно расширил свою деятельность. С чем это связано? Какие направления работы сейчас являются приоритетными?

– Очень благодарен нашей молодежи, которая сейчас активно включилась в работу ФСАР. Нам помогает Союз молодых адвокатов России, которые уже занимают ряд постов в руководстве ФСАР. Вице-президентами Союза стали Михаил Толчеев, Александра Цветкова, Антон Лукин и другие. Рад, что благодаря этим прекрасным людям и мы стали выглядеть свежее. Благодаря им мы стали активнее налаживать международные связи, развивать региональные отделения, некоторые из них и без того очень сильные, проводить свои конференции, участвовать в жизни своих регионов на благо адвокатуры. Мы активно взаимодействуем с ФПА РФ, а также считаем своей задачей объединение адвокатов.

– Последние изменения в Устав ФСАР были внесены 12 лет назад. С чем связана необходимость новых изменений уставных документов Союза?

– Жизнь продолжается. Некоторые положения мы хотим поменять, другие – уточнить. Я не сказал бы, что это будут существенные изменения, так что мы намерены продолжать работу, зная, что Союз был, есть и будет.

– Когда состоится юбилейный съезд ФСАР и какие главные вопросы на него выносятся?

– Мы планировали провести съезд в июле, но пандемия несколько изменила наши намерения. На Президиуме ФСАР этот вопрос будет решен, и думаю, что мы договоримся провести наш съезд осенью. Обсудим нашу работу, вспомним хороших людей, поощрим отличившихся. ФСАР – это позитивная организация, такой она и останется.

2 Традиционные коллегии были созданы по территориальному принципу: в каждом регионе существовала одна коллегия, объединявшая всех адвокатов данного региона.

3 Сопредседателями САР были избраны: Ю.В. Введенский (Ленинградская городская коллегия адвокатов), B.P. Веремчук (Приморская областная коллегия адвокатов), А.П. Галоганов (Московская областная коллегия адвокатов), В.В. Калитвин (Воронежская областная коллегия адвокатов) и В.Н. Смирнов (Свердловская областная коллегия адвокатов).

Барановский Алексей

Историю появления и становления российской дореволюционной адвокатуры можно проследить по следующим ключевым хронологическим отметкам.

1864 г. – принятие Судебных уставов, создававших институт присяжных поверенных в России и суды присяжных.

1866 г. – непосредственный запуск новой судебной системы и начало работы присяжных поверенных. С этого момента началось создание Советов присяжных поверенных как органов самоуправления адвокатского сословия. Однако за последующие 40 лет было создано лишь три таких Совета: в Москве, Санкт-Петербурге и Харькове.

Образование адвокатских Советов в иных губерниях искусственно тормозилось и блокировалось государством административными методами (сенатский запрет 1874 г.), так как адвокаты были слишком неподконтрольными и зачастую оппозиционно настроенными по отношению к самодержавному режиму. Кроме того, регулярно предпринимались различные попытки реформирования института защитников, предполагавшие в основном ограничение их прав (см. инфографику из газеты «Вести Советов присяжных поверенных» № 8, стр. 2). Такую государственную политику можно назвать если не попытками полного уничтожения российской адвокатуры, то, по крайней мере, совершенно точно ограничениями ее независимого развития.

Также в 1874 г. появился институт частных поверенных, требования к которым (цензы, прежде всего, образовательный) были значительно ниже, чем к присяжным поверенным. Первоначально предполагалось, что частные поверенные будут работать только по гражданским делам и в мировых судах, но фактически (в связи с нехваткой присяжных поверенных) они работали на всех позициях, в том числе и по уголовным разбирательствам.

Следующие рубежные годы – 1904–1906. После издания в 1905 г. Октябрьского Манифеста Николая II об изменении государственного устройства, даровавшего подданным некоторые гражданские права и свободы, началась общая либерализация режима, выразившаяся в том числе в снятии административных препонов к созданию новых Советов присяжных поверенных (хотя новые Советы по высочайшему разрешению начали организовываться даже немного раньше – с 1904 г.). В общем в период Революции 1905 г. и накануне нее Советы присяжных поверенных (помимо ранее созданных в Петербурге, Москве и Харькове) появились еще и в Новочеркасском, Одесском, Казанском, Иркутском, Омском и Саратовском округах судебных палат. В 1916 г. к ним добавились Советы присяжных поверенных в Киеве и Ташкенте.

Наконец, фактически последней хронологической отметкой в истории русской присяжной адвокатуры является 1917 г., когда после Октябрьской революции большевики одним махом отменили как старую судебную систему в целом, так и вместе с ней присяжную адвокатуру. Впрочем, в том или ином виде старые судебные институты и присяжная адвокатура просуществовали на обломках Российской империи примерно до конца 1919 г. (в частности, в Новочеркасске и Киеве, а также в неподконтрольных некоторое время большевикам сибирских регионах).

Возвращаясь же к вопросу о царских контрреформах, нужно заметить, что как таковых радикальных контрреформ адвокатуры не проводилось (за исключением временного запрета создавать новые Советы присяжных поверенных), но были заметные контрреформы суда.

Уже в 1872 г., после оправдания 42 из 78 подсудимых судом сословных представителей Петербургской судебной палаты по «Нечаевскому делу» (первый гласный политический процесс в России), государь-император распорядился срочно представить ему соображения, какие меры следует принять для «предупреждения подобных неудовлетворительных приговоров» в дальнейшем. Министр юстиции граф Константин Пален тут же внес предложение в Государственный совет об изменении некоторых статей Судебных уставов и создании нового органа – Особого присутствия Правительствующего сената для рассмотрения политических дел антигосударственной направленности, которое было принято и утверждено императором 7 июня 1872 г. Таким образом, контрреформирование судебной системы началось уже через шесть лет после ее запуска, после первого же крупного политического процесса. Попытки ужесточения судебных практик и проведение контрреформ с разной степенью успешности предпринимались и дальше.

В 1874 г., как уже указывалось, был наложен мораторий на создание новых Советов присяжных поверенных, кроме трех уже имевшихся, а в 1876-м министр юстиции граф Пален хотел затруднить условия для поступления в присяжную адвокатуру, учредить при судах наблюдательные (за поверенными) комитеты, установить лимиты числа присяжных поверенных и т.д. Этот проект Минюста, однако, был отложен царем «до особого распоряжения».

Тем не менее, к 1878 г. законодательно закрепилась неподсудность суду присяжных вообще всех политических дел, в том числе дел о печати, о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных против должностных лиц (Закон от 9 мая 1878 г. «О подсудности и порядке производства дел о государственных преступлениях»). В соответствии с указанным актом все дела, имевшие политический характер, изымались из ведения суда присяжных на уровне окружных судов и передавались в Судебные палаты, где рассматривались с участием сословных представителей, что было весьма серьезным искажением изначального смысла Судебных уставов.

Далее можно указать и на другие контрреформы судебной системы, которые проводил уже император Александр III, воцарившийся после убийства своего отца Александра II в 1881 г. Так, сильнейший удар по Судебной реформе был нанесен отменой мировых судов везде, кроме Москвы и Петербурга, в 1889 г. с передачей судебной власти по данной категории дел в городах – городским судьям, а в сельской местности (для крестьян) – земским начальникам. Восстановлен институт мировых судей был лишь в 1912 г.. Кстати говоря, до земских начальников для крестьян существовали сословные суды – волостные, которые действовали наравне с мировыми, но пользовались у крестьян большей популярностью, поскольку действовали больше на основании правового обычая, чем формального закона.

В 1885 г. обер-прокурор Константин Победоносцев, считающийся главным архитектором контрреформ Александра III, предлагал царю вернуть судебную систему в зависимость от административного аппарата, отменить несменяемость судей, пресечь публичность всех судебных заседаний, «принять меры к обузданию и ограничению деятельности присяжных поверенных», ликвидировать суд присяжных. Однако этим идеям не дали ход, в том числе благодаря блокированию контрреформ на уровне Сената обер-прокурором Анатолием Кони.

Тем не менее, в 1887 г. было провозглашено право суда рассматривать уголовные дела при закрытых дверях, а позже сузилась гласность и гражданского судопроизводства. Предпринимались попытки запрета публикации отчетов о политических процессах в прессе. Появились и другие инициативы по ограничению прав присяжных поверенных и контрреформированию суда (см. К.П. Краковский «Судебная контрреформа второй половины XIX в.: историография и историко-правовые проблемы»), однако многие из них (в основном касающиеся присяжных поверенных) по тем или иным причинам потонули в бюрократической волоките на уровне Государственного совета.

Одновременно в судебной практике сформировался так называемый обвинительный уклон, в первую очередь, в деятельности судебных следователей, о чем прямо говорил в своих воспоминаниях Анатолий Кони: «Со времени оставления мною совместной службы со следователями в Петербурге прошло почти тридцать лет. Многое в судебной практике с тех пор изменилось и едва ли к лучшему. По делам, проходившим через мои руки по должности обер-прокурора уголовного кассационного департамента, я видел, как постепенно и нередко при явном влиянии и внушении, идущем с иерархических высот, вторгалось в следственную практику одностороннее обвинительное творчество. Оно проявлялось в расширении исследования далеко за пределы состава и свойства преступления и движущих к нему побуждений, в производстве ненужных и напрасных экспертиз по вопросам, из которых фантазия играла гораздо большую роль, чем разумная потребность, в приемах, облегчающих обвинителю на суде обход прямых запрещений закона…» (А.Ф. Кони: Собрание сочинений в 8 томах. Том 1 «Из записок судебного деятеля», глава «Судебные следователи»).

Также необходимо заметить, что в 1890 г. фактически был введен запрет на адвокатскую профессию для лиц не православного вероисповедания (для представителей иных конфессий была оставлена возможность допуска по специальному разрешению Министерства юстиции), а в 1909 г. вышли предписания Сената, фактически не допускавшие в состав присяжных поверенных женщин, по формальному основанию, дескать в Судебных уставах указано, что «присяжный поверенный носит фрак».

Всероссийский союз адвокатов ставил перед собой очень амбициозные задачи в области профессиональной деятельности – разработки и совершенствования правил адвокатской этики, внутренней организации сословия присяжных поверенных, содействия подъему нравственного уровня, ограждения членов сословия от произвола. Также Союз адвокатов намеревался оказывать содействие правовой науке и судебной практике, объединяя и обрабатывая богатый материал, черпаемый адвокатами из их профессиональной деятельности. И, наконец, Союз адвокатов предполагал содействовать улучшению материального обеспечения членов сословия, их семейств на случай смерти, болезни или неспособности к труду, созданию пенсионной кассы и иных видов взаимопомощи (здесь и далее – цитирую по книге Гессена И.В. «История русской адвокатуры», 1914 г., Том 1).

А уже 5-6 октября 1905 г. в Москве состоялся II Всероссийский съезд адвокатов, проведению которого также препятствовала полиция. На съезде было решено принять активное участие в выборах в первую Государственную Думу, поддержать всеобщую политическую забастовку и оказать ей содействие как юридической помощью, так и всеми доступными средствами, в том числе и материальными.

В дальнейшем, однако, как отмечает Гессен, Союз адвокатов «не сделал решительно ни одного шага для осуществления намеченных профессиональных целей. Союз весьма настойчиво сопротивлялся всяким внешним давлениям и обнаруживал тем больше жизнеспособности, чем давление было сильнее. Но он не смог выдержать внутренних трений, даже не трений, а просто уменьшения интереса к союзу. События развивались тогда быстро и бурно, значительная (пролетарски настроенная) часть адвокатуры стала презрительно трактовать союз как “буржуазную организацию”, и он быстро умер».

Таким образом, всероссийские съезды адвокатов 1905 г. и порожденный ими Всероссийский союз адвокатов сыграли некоторую политическую роль в истории страны, однако оставили лишь слабый след в профессиональной жизни отечественной адвокатуры. Но именно в этот момент отношения между государственной властью и адвокатурой окончательно испортились. Вновь созданный Союз адвокатов со стороны органов государственной власти не просто не был признан, а вскоре после петербургского съезда адвокатов некоторые его делегаты за участие в Союзе даже были привлечены к жандармскому дознанию по ст. 126 Уголовного уложения (об участии в сообществе, заведомо поставившем целью своей деятельности ниспровержение существующего в государстве общественного строя), поскольку одной из задач учрежденного Всероссийского союза адвокатов, как и было указано ранее, являлось изменение политического режима в России. К чести всех адвокатов – членов Союза они заступились за своих коллег путем подачи заявления в жандармские управления о своей принадлежности к Союзу. В результате такого массового демарша и страха излишней общественной огласки и скандала привлечение к уголовной ответственности за членство в Союзе адвокатов летом того же 1905 г. было прекращено.

Вместе с тем русское общество высоко оценило политическую активность адвокатуры. В учрежденной вскоре Государственной Думе ее представители сыграли весьма заметную роль: председателем Госдумы первого созыва был избран присяжный поверенный Сергей Муромцев, а в целом среди депутатов всех четырех созывов дореволюционного парламента было стабильно по два-три десятка представителей сословия присяжных поверенных.

После роспуска первой Госдумы Николаем II вместе с другими депутатами-кадетами Сергей Муромцев подписал так называемое «Выборгское воззвание» с призывом оказывать пассивное сопротивление власти – не платить налогов, не идти на военную службу и т.д., за что был приговорен к трем месяцам лишения свободы и находился в Московской губернской тюрьме (знаменитой «Таганке», где «все ночи полные огня») летом 1908 г. Кроме того, Муромцев был исключен из дворянского сословия, что лишило его права быть и присяжным поверенным.

В такой острой внутриполитической обстановке вполне логично, что Февральская революция 1917 г. сгруппировала адвокатов вокруг Временного правительства. Адвокатское сословие, инкорпорированное в его состав, официально признало существенное искажение имперскими властями первоначального смысла Судебной реформы Александра II. Так, постановлением Временного правительства при Министерстве юстиции была образована Комиссия по восстановлению основных положений Судебных уставов 1864 г., искаженных всевозможными изменениями и дополнениями. В Комиссию вошли 60 человек (все – известные юристы, присяжные поверенные и общественные деятели). Возглавил эту комиссию министр юстиции, бывший присяжный поверенный Александр Керенский, а его заместителем стал сын одного из авторов Судебной реформы – Александр Зарудный, также присяжный поверенный, который фактически и нес всю основную нагрузку работы в данной структуре (Звягинцев А.Г. «Три века российской прокуратуры»).

В этой комиссии существовала и специальная адвокатская подкомиссия, возглавляемая присяжными поверенными Николаем Муравьёвым и Николаем Карабчевским, которая занималась пересмотром «накопившихся за 1870–1900-е гг. ограничений адвокатуры» (Троицкий Н.А. «Корифеи российской адвокатуры», глава книги «Н.К. Муравьёв»). Кстати говоря, показательно, что, став министром юстиции Временного правительства, Александр Керенский первым делом приехал на встречу с Петроградским советом присяжных поверенных и выразил надежду на поддержку адвокатами нового правительства и активное участие в его деятельности. На что петербургские защитники высказали своему коллеге-поверенному «полное согласие». Первыми шагами «февральской власти» в области адвокатуры стали снятие национальных, религиозных и гендерных ограничений на вступление в корпорацию присяжных поверенных, а также отмена запрета на участие защитников в специализированных военных судах (Скрипилёв Е.А. «Российская присяжная адвокатура после Февральской буржуазно-демократической революции»). Вскоре, однако, власть в стране переменилась…

Резюмируя все изложенное, нельзя сделать вывод, что имперскими властями проводился жесткий курс на полное уничтожение независимости адвокатуры, однако принимались, несомненно, меры по искусственному созданию условий для ограничения ее развития, а также проводились существенные контрреформы в отношении судебной системы в целом.

Коллегия Адвокатов Волгоградской Области

Волгоград, ул. Циолковского, 33

КАК СОЗДАВАЛСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОЮЗ АДВОКАТОВ РОССИИ?

fsar

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации. К слову, общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные названным Федеральным законом функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

В настоящее время в России существуют несколько крупных общественных объединений адвокатов, наиболее влиятельным из которых является Федеральный союз адвокатов России (ФСАР).

Федеральный Союз Адвокатов России (ФСАР) был создан 12 сентября 1994 года в г. Москве на базе ранее действовавшей добровольной общественной организации – Союза адвокатов России, учрежденной в 1990 г. в Свердловске.

В работе Учредительного Съезда приняли участие 149 делегатов, представляющих 93 коллегии адвокатов Российской Федерации. Съезд принял Устав Союза, в котором указано, что ФСАР является общероссийской добровольной общественной организацией с индивидуальным и коллективным членством. Руководящими органами Союза являются: Всероссийский Съезд, Совет, Исполком и Президент. Президентом ФСАР был избран А.П. Галоганов, который до настоящего времени является бессменным руководителем ФСАР.

Целью Союза является объединение усилий адвокатов для содействия дальнейшему укреплению и развитию независимой, сильной, авторитетной адвокатуры, как важного условия формирования правового государства, повышению профессионального мастерства и обеспечению правовой защищенности адвокатов, дальнейшему развитию института адвокатуры.

Каковы основные положения Устава ФСАР?

– Устав ФСАР представляет собой детально разработанный норма­тивный документ, включающий разделы: общие положения, цели и задачи Союза, деятельность Союза, условия вступления в Союз, пра­ва и обязанности его членов, структура Союза, порядок образования и компетенция органов Союза и др.

Статья 6 устава содержит перечень задач Союза, в числе главных названо «содействие дальнейшему укреплению и развитию независи­мой, сильной, авторитетной адвокатуры как важного условия форми­рования правового государства».

В последующем при Союзе был создан научно-методический центр (НМЦ), призванный содействовать реализации задач Союза, требую­щих научного обеспечения. Задачи и методы деятельности НМЦ опре­делены положением о нем, проект которого был вынесен на обсужде­ние адвокатской общественности.

В сентябре 2000 г. на совместном заседании Исполкома Гильдии российских адвокатов, Президиума Федерального союза адвокатов России, с участием представителей Международного союза (содру­жества) адвокатов и ряда коллегий адвокатов субъектов Российс­кой Федерации, в целях принятия мер по дальнейшему реальному сплочению всех адвокатов России в единое сообщество подписан Меморандум о создании единого федерального координирующего органа самоуправления адвокатуры — Федерального Совета адвока­туры Российской Федерации.

Но все это происходило до принятия Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Какие задачи ставят перед собой члены ФСАР на нынешнем этапе?

– Действительно, в 2012 году истекает десятилетний срок действия нового закона об адвокатуре. Практика его применения, по мнению руководящих органов ФСАР, выявила значительные недостатки, которые не позволили пока решить главные проблемы укрепления единства адвокатуры на основе демократических принципов самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов. Остались нерешенными также проблемы защищенности адвоката правового, организационного и материального порядка, в том числе продекларированные в законе об адвокатуре.

Нельзя игнорировать участившиеся попытки отдельных групп адвокатов, успешно работающих в крупном бизнесе, демонтировать традиционную российскую адвокатуру, а адвокатскую деятельность превратить в предпринимательскую.

Учитывая эти обстоятельства, ФСАР считает, что назрело время на основе анализа проблем адвокатуры сформулировать позиции о направлении и путях дальнейшего развития российской адвокатуры на широком представительном форуме российских адвокатов.

Попытка провести такое мероприятие была предпринята в августе 2011 года. Как известно, идея проведения Всероссийского конгресса адвокатов принадлежит президенту Гильдии российских адвокатов Гасану Мирзоеву, который давно настаивает на необходимости коллективного обсуждения злободневных проблем адвокатского сообщества. Но, разные мнения по поводу необходимости созыва конгресса и его повестки, высказанные и руководители крупнейших адвокатских объединений, и общественных организаций, пока «отложили» это мероприятие на неопределенный срок.

Главное здесь – не желание расколоть адвокатуру, взять инициативу в свои руки, убедить коллег в неэффективности нынешних принципов организации управления адвокатским сообществом. Это, на мой взгляд, желание побыстрее пройти этап реформирования адвокатуры, преодоления дуализма при оказании юридической помощи с максимальной выгодой для действующих адвокатов.

В марте 2012 года на базе Коллегии адвокатов Волгоградской области «ЛЕГИОН» образовано Волгоградское региональное отделение Федерального Союза Адвокатов России, председателем которого назначен адвокат Ваграм Рафикович Давтян.

В октябре 2012 года Ваграм Рафикович Давтян был избран одним из Вице-президентов Федерального Союза Адвокатов России.

Уже двадцать лет прошло с момента образования Федерального Союза Адвокатов России.

За это время сделано многое. Сменились несколько эпох в развитии российской адвокатуры. Прекращали свое действие устаревшие нормы законодательства, вступали в силу новые законы. Развивалась и укреплялась практика взаимодействия участников Союза между собой. Практически с нуля создавались региональные отделения, увеличивалось число членов Союза.

На протяжении всей истории своего развития и становления Федеральный Союз Адвокатов России содействовал укреплению и развитию независимой и сильной адвокатуры, как важнейшего института гражданского общества, определяющего условия для формирования правового государства.

В настоящее время главной задачей Федерального Союза Адвокатов является укрепление позиций адвокатуры и повышение ее роли в правовой системе современной России, защита профессиональных и социальных прав адвокатов, их чести и достоинства, равно как и обеспечение наиболее полной и качественной юридической помощи доверителям.

Кроме этого, мы должны и дальше развивать систему взаимодействия различных адвокатских образований России, способствовать укреплению адвокатского сообщества, активно участвовать в общественной жизни страны.

Надеемся, что в будущем Волгоградское отделение, как и Союз в целом, будет неуклонно развиваться и укреплять свои позиции с целью создания в России правового и социального государства.

Председатель Волгоградского регионального отделения Федерального Союза Адвокатов России,

Вице-президент Федерального Союза Адвокатов России

Ваграм Рафикович Давтян

Для вступления в члены Федерального Союза Адвокатов России просим обращаться к секретарю Волгоградского регионального отделения по телефонам:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: