Правовая связь личности с государством понятие ее виды

Обновлено: 19.04.2024

Правовой статус – это определенное, юридически закрепленное положение гражданина в обществе, выражающееся в системе гарантируемых и признанных государством прав и обязанностей данного субъекта.

Правовой статус закрепляет социальный статус лица, это совокупность прав и обязанностей гражданина, признанная законодательством и Конституцией. Ядро правового статуса составляют права и обязанности гражданина. Правовой статус отражает всю совокупность связей человека с государством, обществом и окружающими людьми.

Основу правового статуса личности представляют ее свободы, права, интересы, обязанности в единстве. Правом личности является ее свобода. Правовой статус базируется на международных правовых документах, устанавливающих правовые стандарты прав и свобод, определяющих уровень, ниже которого государство просто не имеет права опуститься.

Правовой статус личности отображает достигнутые данные общество и юридически закрепленные объемы свободы личности. В основе правового статуса лежат идеи о том, что: человек является свободным от рождения, никто не имеет права отчуждать его естественные права, а охрана и обеспечение этих прав должны быть гарантированы государством; свобода личности заключается в праве делать все, что не несет вреда другому человеку; границы свободы определяются законом, соответствующем праву, при этом право выступает мерой свободы; права могут быть ограничены исключительно с целью содействия для достижения в демократическом обществе общего благосостояния.

Принципы правового статуса:

  • неотчуждаемость прав и свобод;
  • равноправие;
  • действие и гарантированность прав и свобод;
  • запрет на ограничение прав и свобод, предусмотренных Конституцией;
  • запрет на злоупотребление правами и обязанностями;
  • признание международных норм и принципов международных договоров и международного права.

Структура правового статуса личности

Готовые работы на аналогичную тему

Структура правового статуса включает следующие элементы:

  • правовые нормы, или права и обязанности – субъективное право представляет собой меру и вид юридически возможного поведения, призванного удовлетворять интересы субъекта, юридическая обязанность – мера и вид юридически обусловленного поведения, которое призвано удовлетворять интересы контрагента, управомоченной стороны;
  • законные интересы граждан - юридическое дозволение, вытекающее из общего смысла объективного права, отраженное в нем, в некоторой степени гарантированное государством обеспечение субъекта возможностью пользоваться социальными благами, обращаться к компетентным органам за защитой для удовлетворения не противоречащих общественным потребностям;
  • правосубъектность - способность выступать субъектом права, то есть осуществлять прямо или через представителя права и обязанности, это праводееспособность, определенный синтез право- и дееспособности;
  • гражданство - устойчивая правовая связь с государством, которая выражается в комплексе взаимных прав, ответственности, обязанностей и основана на уважении и признании достоинства человека, его прав и свобод; государство гарантирует своим гражданам обеспечение прав и законных интересов, оно защищает и покровительствует ему (в том числе в других странах), а в обязанности гражданина входит соблюдение законодательства государства, выполнение установленных обязанностей;
  • юридическая ответственность;
  • правоотношения;
  • правовые принципы и т.д.

На социальное значение и содержание правового статуса личности значительное влияние оказывают гарантии реализации прав и обязанностей. Однако без создания государством конкретных условий для реализации данных прав, свобод и обязанностей все это остается «заявлением о намерениях». Факторами реализации правового статуса личности (но не элементами структуры системы) являются общесоциальные (политические, экономические, идеологические и т.д.) и специально-социальные, или юридические, гарантии.

Виды правового статуса

Набор правовых статусов достаточно большой. Разные виды правового статуса отображают соотношения таких философских понятий, как «общее», «отдельное» и «особенное».

Выделяют следующие основные виды правового статуса:

  1. Общий (конституционный) правовой статус. Это статус члена общества, гражданина государства, который закреплен в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее . Данный статус является для всех граждан Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее одинаковым и единым, он не зависит от разного рода текущих обстоятельств, характеризуется относительной обобщенностью и стабильностью. Содержание общего правового статуса составляют права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее и гарантированные всем гражданам страны.
  2. Индивидуальный правовой статус. Индивидуальный статус отображает особенности положения отдельного конкретного лица (возраст, пол, семейное положение, стаж работы, должность и т. д.), он представляет комплекс персонифицированных прав и обязанностей индивида. Данный правовой статус динамичен, подвижен, изменяется одновременно с происходящими переменами в жизни.
  3. Специальный (родовой) правовой статус. Закрепляет особенности положения отдельных категорий граждан (участников боевых действий, пенсионеров, студентов, инвалидов, адвокатов, бизнесменов и т. д.), гарантирует обеспечение выполнения специальных функций. Статус данных социальных групп и слоев может обладать собственными особенностями (дополнительные свободы, права, льготы и обязанности, прописанные в законодательстве).

В Конституции РФ закреплена совокупность прав гражданина и человека, которая общепризнана мировым сообществом и отражена в нормах международного права, а также минимум социальных свобод и благ, необходимых для достойной жизни любого человека, проживающего на территории Российской Федерации.

Перечисленные правовые статусы соотносятся, как общее, единичное и особенное. Все они неразделимы, тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Каждое лицо может одновременно быть гражданином, принадлежать к определенному социальному слою или группе, представлять собой отдельную неповторимую личность.

Также предусмотрена классификация правового статуса личности, согласно которому выделяют:

Понятие личности.Прежде чем говорить о связи личности с государством, необходимо выяснить, что же понимается под личностью и какой смысл принято вкладывать в это понятие. В справочной литературе слову «личность» обычно придаются следующие значения: это человек, выступающий носителем каких-нибудь свойств[35], человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной созидательной деятельности[36]. Аналогичные трактовки личности даются философскими словарями. Так, в одном из них личность определяется как человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми[37].

Из приведенных положений видно, что личность – это, прежде всего, человек. Поэтому, когда речь идет о личности, о ее связи с государством, под ней всегда подразумевается человек. Вместе с тем личность и человек – это не совсем одно и то же. В научной литературе данные понятия принято различать. И дело здесь не в том, что личностями надо признавать людей, обладающих какими-то особыми качествами, исключительными способностями, яркой индивидуальностью, как полагают отдельные исследователи, а в том, что понятия «человек» и «личность» несут различную смысловую нагрузку. Человек – это биосоциальное, природно-общественное существо, в котором тесно переплелись природные и социальные качества. Он – представитель, прежде всего, природного, естественного мира со всеми присущими ему биологическими, физическими, физиологическими, психическими и прочими свойствами. Но одновременно он – представитель и социального мира, обладающий определенными социальными качествами (мышлением, речью, способностью создавать орудия труда и т. д.). При этом решающая роль принадлежит именно социальным качествам, которые выделяют человека из мира природы и включают его в систему общественных отношений. Последние как раз и определяют социальную сущность человека. Как отмечал К. Маркс, сущность человека «в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений»[38]. Совокупность социальных свойств, качеств человека охватывается понятием «личность». Поэтому личность – это не просто человек, а человек, обладающий определенными социальными качествами и включенный в систему общественных отношений. Опять же по выражению К. Маркса, «сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество»[39].

Связь личности с государством. Личность как человек, обладающий определенными социальными качествами и включенный в систему общественных отношений, в государственно-организованном обществе не может не быть связана с государством. В таком обществе государство, как известно, является официальным представителем и выразителем публичной власти – власти всего общества. Эта власть распространяется на всех без исключения членов общества, и ее веления носят общеобязательный характер, т. е. распространяются опять же на всех членов общества. Более того, эта власть распространяется и на других лиц, которые оказываются на территории соответствующего государства, например, иностранцев. Поэтому любая личность, проживающая или временно находящаяся на территории государства, всегда в той или иной мере связана с государством.

Связь личности с государством носит самый разнообразный характер, поскольку зависит от различных обстоятельств: конкретных исторических условий, политического режима, социального положения личности, ее возраста, пола, наличия у нее определенной профессии, занимаемой должности и т. д. Но, прежде всего, связь личности с государством зависит от принадлежности личности к конкретному государству, от того, в каком правовом качестве выступает личность по отношению к этому государству: гражданина, иностранца или лица без гражданства.

Гражданин – это лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству. Правда, гражданами обычно называют лиц, территориально и юридически принадлежащих к государствам с республиканской формой правления, а в государствах с монархической формой правления таких лиц чаще всего именуют подданными(подданные Его или Ее Величества). Вместе с тем в современных развитых странах эти понятия употребляются как равнозначные, поскольку правовое положение личности в республиках и монархиях почти ничем не отличается. Лишь в некоторых странах (например, в странах Арабского Востока, Африки) различие между гражданами и подданными еще сохраняет свое значение, так как население в монархических государствах этих стран воспитывается в традициях личной преданности монарху.




Связь личности с государством, когда личность выступает в качестве гражданина или подданного, является наиболее тесной. Личность, будучи гражданином (подданным) государства, пользуется всеми юридическими правами, установленными данным государством, а также несет перед государством все юридические обязанности. Государство же в свою очередь гарантирует личности ее права, защищает ее, покровительствует ей за границей.

Иностранец – это гражданин (подданный) другого государства. Связь личности с государством, когда она выступает в качестве иностранца, является не такой тесной, как у граждан. Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должности (например, должности, связанные с государственными или военными секретами, работать на радио, телевидении, быть судьями, прокурорами, нотариусами и т. д.), не несут некоторых обязанностей (например, не обязаны служить в армии страны пребывания). В то же время иностранцы пользуются многими правами, что и граждане государства, а также обязаны исполнять законы и другие нормативные акты страны пребывания. В случае совершения преступления или иного правонарушения они несут ответственность по законодательству этой страны.

Лицо без гражданства (апатрид) – это лицо, не являющееся гражданином какого-либо государства. Его связь с государством во многом аналогична связи с государством иностранца (Конвенция о статусе апатридов 1954 г. требует предоставления апатридам статуса, которым пользуются иностранцы). Лица без гражданства, как и иностранцы, тоже не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должности, не несут некоторых обязанностей. Вместе с тем в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства.

Кроме названных личность по отношению к государству может выступать и в некоторых других качествах. Она может быть лицом с двойным (и более) гражданством, беженцем, вынужденным переселенцем и т. д. Однако в этих случаях она все равно выступает в качестве либо гражданина, либо иностранца, либо лица без гражданства. Так, например, беженцы – это граждане иностранных государств, а вынужденные переселенцы – граждане данного государства.

Таким образом, связь личности с государством зависит в первую очередь от ее гражданства. Если личность по отношению к конкретному государству выступает как гражданин или подданный, ее связь с данным государством будет наиболее тесной. Если же она не является гражданином или подданным данного государства, а выступает по отношению к нему как иностранный гражданин или лицо без гражданства, то связь этой личности с государством будет менее тесной.

Связь личности с государством имеет еще один аспект. Независимо от гражданства она, находясь на территории государства, выступает как субъект права, т. е. лицо, способное иметь и самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности. Это обусловлено тем, что практически любое современное государство признает за любой личностью, находящейся на территории государства, способность (возможность) иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществлять. Такая способность именуется правосубъектностью. Как говорится в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства, обладая в целом правосубъектностью, в отличие от граждан (подданных) не могут, тем не менее, иметь некоторые юридические права, а также нести отдельные юридические обязанности.

Прежде чем рассматривать взаимоотношения государства и личности, необходимо остановиться на таких понятиях, как человек, личность и гражданин. Наиболее широким по содержанию из них является понятие "человек". Человек
- это живое существо, представитель человеческого рода, индивид, рассматриваемый вне социальных связей, Понятие "человек" выражает биологическую сущность человеческого родг Личность - это устойчивая система социально значимых свойств челов? i, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность - продукт общества. Гражданин
- это человек, индивид, который рассматривается в свете его отношений с государством, личность, обладающая определенным правовым статусом, продукт государства на известной ступени его развития.
Понятия человек, личность, гражданин взаимосвязаны. Биологическая сущность выступает основой личности, социальное преобразуется в правовой статус. Между биологическим, социальным и правовым началами существует прямая и обратная связь. С одной стороны, биологическое в человеке предопределяет возможности личности, ее правовой статус. Например, младенец, психически ненормальный человек не могут являться полноценными личностями. Право закрепляет личностные особенности в категориях дееспособности, вменяемости и невменяемости. С другой стороны, права и свободы граждан определяют степень свободы личности, возможность самореализации и тем самым обеспечивают человеку определенный жизненный стандарт.
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Фактическое положение личности, масштаб ее свободы выражается, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов отличаются основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и на свободу в современной Европе принципиально отличаются от тех же прав в России в эпоху диктатуры пролетариата.
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит важнейшая роль. Значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно располагает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят государственно-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.
Вместе с тем необходимо отметить, что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к разрушению государства.
По своей сущности права человека различны. Одни являются врожденными: право на жизнь, свободу, безопасность. Другие зависят от усмотрения государства.
Крайних взглядов на права человека придерживаются представители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Первые считают, что права личности полностью зависят от государства. Вторые, напротив, считают, что врожденные права не зависят от усмотрения государства. Разумный компромисс между этими двумя крайними точками зрения достигается благодаря делению всеобщих прав на права человека и права гражданина. Государства, признающие такое деление, исходят из того, что врожденные и неотъемлемые права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность должны быть обязательно признаны и закреплены в законодательном порядке. Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств. Права гражданина охватывают сферу отношений личности и государства (свобода слова, объединений, право на труд, на образование и т.д.). Эти права, установленные государством, нуждаются в создании гарантий их реализации.
Деление индивида на человека и гражданина отразили законодательные акты многих демократических государств, например, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и др.
Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отношения между отдельной личностью И государством, Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества.




Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранного гражданина; 3) правовой статус лица без гражданства; 4) правовой статус беженца; 5) правовой статус вынужденного переселенца.

Также в данной категории находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе многообразных общественных отношений.

Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).

Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом.

Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

Правовой статус закрепляет реальное положение человека в обществе, а также социальный (фактический) статус лица.

Правовой статус – это признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий должностных лиц и государственных органов, при помощи которых они выполняют свои социальные роли. Ядром правового статуса являются права и обязанности.

К элементам правового статуса личности относятся:

  • права и обязанности;
  • ответственность;
  • законные интересы;
  • гражданство;
  • правосубъектность;
  • правовые принципы.

Правовой статус делится на: общий, специальный и индивидуальный. Данные виды отображают соотношение таких философских категорий, как: «общий», «особенный», «отдельный».

Общий – статус лица как гражданина государства, который закреплен в Конституции.

Специальный статус закрепляет особенности положения определенных категорий субъектов (военных, адвокатов, государственных служащих, студентов, бизнесменов) и обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус – это отражает конкретику и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей отдельного лица (возраст, пол, семейное положение, трудовой стаж, должность).

Во-первых, понятие «правовой статус», имеет собирательный характер, так как собирает в себе правовые статусы всех граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, вынужденных переселенцев и беженцев.

Во-вторых, отражает реальное положение и индивидуальные особенности личности в системе различных общественных отношений.

В-третьих, позволяет рассмотреть права и обязанности личности в взаимообеспечиваемом и системном виде, в определенной целостности.

В-четвертых, открывает пути дальнейшего совершенствования статусов и дает возможность проводить их сравнение.

Правовой статус – это комплексная категория, которая отражает взаимоотношения общества и личности, государства и гражданина, коллектива и индивида и другие социальные связи. Поэтому очень важно, чтобы человек правильно представлял свои обязанности и права, свое положение, место в той или иной структуре.

В современной России, правовой статус личности весьма противоречив. С одной стороны, он имеет достаточно прогрессивную базу, которая в целом соответствует всем международно-правовым стандартам, а также в своей основе он ориентирован на человека (хотя большей степени декларативно).

С другой стороны, правовой статус личности в условиях кризиса в политической и экономической системах не является обеспеченным и стабильным. На его характер и природу влияют негативные процессы, которые отрицательно сказываются на нашей действительности, а именно: чиновничий произвол и бюррократия, безработица и рост преступности, невыплата заработной платы, проблема вынужденных переселенцев и беженцев.

Основные права личности

Права человека и гражданина – это довольно многообразное и сложно явление. Все права можно классифицировать на несколько критерий.

  1. Учитывая этапы провозглашения основных прав и свобод - на три поколения.
  • Первое поколение содержит в себе провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) политические и гражданские права, получив при этом название, как «негативные», которые выражают независимость человека в некоторых действиях от власти государства. Также они обозначают пределы невмешательства в такие области, как самовыражение и свобода индивида (к примеру, право на безопасность личности, свободу, жизнь, неприкосновенность жилища, право избирать и быть избранным, право на равенство перед законом, право на свободу мысли и совести, свободу печати и слова);
  • Второе поколение неразрывно связано с экономическими, культурными и социальными правами, которые были утверждены лишь к середине XX века. Это происходило под влиянием борьбы народов за повышение своего культурного статуса, за улучшение социально-экономического положения и под воздействием социалистических идей. Иногда такие права также называют «позитивными», так как в отличие от реализации прав первого поколения, их реализация требует известных целенаправленных действий со стороны государства, то есть «позитивного вмешательства» в их осуществление. Государство принимает обеспечивающие меры (к примеру, право на свободный выбор работы и труд, на досуг и отдых, на защиту детства и материнства, на здравоохранение, на образование, на участие в культурной жизни общества и на социальное обеспечение);
  • Третье поколение составляют солидарные и коллективные права, которые порождены глобальными проблемами человечества и принадлежат не только целым нациям, но и народам (например, права на благоприятную окружающую среду, мир, информацию, самоопределение, экономическое и социальное развитие). После Второй мировой войны, в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, и стали возникать подобные права. Усугубления гуманитарных и экологических проблем и находятся во многом еще на стадии развития в качестве юридически обязательных норм.
  1. По содержанию:
  • личные или гражданские (право на жизнь, на тайну переписки, на охрану достоинства, на свободное передвижение, на тайну телефонных переговоров);
  • политические (право избирать и быть избранным, на мирные собрания, демонстрации, митинги, на объединение, право на равный доступ к государственным должностям);
  • социальные (право на материнства и детства, на охрану здоровья, семьи, на благоприятную окружающую среду, на социальное обеспечение);
  • экономические (на предпринимательскую деятельность, право на частную собственность, на отдых и труд);
  • культурные (право на участие в культурной жизни, на образование, на пользование результатами культурного и научного прогресса, на свободу литературного, научного, художественного, технического и других видов творчества).
  1. По соподчиненности выделяют:
  • основные (право участвовать в управлении государства и общества);
  • дополнительные (право избирать и быть избранным).
  1. Принадлежность лица к определенному государству:
  • права российских граждан;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством;
  • иностранных граждан.
  1. По степени распространенности:
  • общие (присущи всем гражданам);
  • специальные (зависят от служебного, социального положения, возраста, пола, а также иных факторов: к примеру, права несовершеннолетних, военнослужащих, ветеранов, пенсионеров, потребителей, права беженцев).
  1. По характеру субъектов:
  • индивидуальные (право на труд, жизнь, жилище);
  • коллективные (право на шествия, митинги, забастовку).
  1. По роли государства в осуществлении этих прав:
  • позитивные (государство предоставляет лицу определенные блага, содействует гражданам в реализации ими своих прав);
  • негативные (государство обязано воздерживаться от некоторых действий по отношению к индивиду).
  1. В зависимости от особенностей личности, которые проявляются в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:
  • на право в сфере частной жизни и личной безопасности;
  • на право на права в области общественно-политической и государственной жизни;
  • на право в области социальной, культурной и экономической деятельности.

Юридические обязанности личности

К основным юридическим обязанностям гражданина РФ и человека относятся обязанности по:

Взаимоотношения человека и государства юридически оформляются как гражданство.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод личности.

Гражданство можно рассматривать как особого рода правоотношения, субъектами которых выступают гражданин и государство.

Личность, имеющая гражданство, вправе требовать от других граждан, органов государства, лиц, находящихся на государственных должностях, соблюдения своих прав и свобод, их охраны и защиты.

Главным документом государства является Конституция РФ, которая определяет основные принципы гражданства Российской Федерации:

  • единство;
  • равенство;
  • обладание всеми правами, свободами и обязанностями на территории РФ;
  • невозможность лишения или изменения гражданства;
  • защита граждан России за рубежом;
  • невозможность высылки или выдачи другому государству.

Конституция дает право иметь гражданство другого государства, данная возможность реализуется гражданином на основании ФЗ и международного договора РФ.

В Конституции закреплен еще один важный принцип, в соответствии с которым граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, пользуются правами и несут обязанности, как и граждане, кроме случаев, учтенных в законодательстве и международном договоре.

Понятие «каждый» в Конституции трактуется как обобщение, указывающее на то, что права и обязанности имеются как у граждан, так и неграждан РФ. В соответствии с основным документом, например, каждый имеет право требовать неприкосновенности личности и частной жизни.

Большинство прав принадлежит гражданам РФ. Статья 33 Конституции гласит о том, что граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в гос. органы и органы местного самоуправления.

Если совершено правонарушение или преступление гражданин несет ответственность по законам своего государства. Для иностранных граждан существуют другие правила.

Человек и государство признаются равноправными субъектами, которые имеют взаимную ответственность.

Термины «права» и «свободы» очень близки по значению. Это возможность человека совершать определенные действия, не противоречащие законам государства. Например, право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательства, а право на достойные условия труда в виде свободы общественных объединений. Если говорить о различиях между этими понятиями, то свобода – это отсутствие ограничений, а право – это наличие механизма реализации. Свобода дает автономию личности, например, свобода выбора религии.

Права человека и гражданина

Права человека – правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют стержень статуса личности с точки зрения права.

Это права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он является человеком, членом сообщества людей. Права человека возникли с появлением необходимости обеспечения общих условий существования людей. Они являются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности человека и общества в целом. Данные права принадлежат каждому независимо от гражданства, они естественны и имеют неотчуждаемый характер.

Если права человека осуществляются свободно, гражданское общество имеет высокое развитие.

Права человека официально закреплены во внегосударственных документах: декларациях, международных пактах. Основные права и свободы находятся за пределами внутренней компетенции государств. Человек может использовать национальные механизмы, защищая свои права, направлять обращения в международные органы, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри государства.

В России существует институт права, который контролирует соблюдение прав и свобод – Уполномоченный по правам человека. Все правовые нормы этого института определены ФЗ.

Уполномоченный по правам человека – правовой институт, учрежденный в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами на местах и должностными лицами.

Изменения в обществе по-новому наполняют понятие свободы личности, влияют на ценностные ориентиры человека. В 1991 году была принята Декларация, которая стала базовым документом для всего законодательства, касающегося личности, и органичной частью Конституции РФ.

Права и свободы являются высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются государством в соответствии с принципами, которые признаны во всем мире, международными нормами и Конституцией РФ. Все основные права и свободы принадлежат человеку от рождения.

Понятия «человек» и «гражданин», которые используются в основном документе страны, различаются по содержанию.

На территории государства находятся не только его граждане, но и иностранцы, лица, не имеющие гражданства. В отношении них употребляется термин «человек», и речь идет об основных правах и свободах. Правовое положение иностранцев определяется национальными законами государства местонахождения и международными договорами.

У «гражданина» гораздо больший объем прав, политическими правами обладает только гражданин государства. Сюда же относится обязанность нести военную службу, защищать отечество.

В Конституции перечисляются права и обязанности граждан России, а также формы и средства их защиты. Все другие права основаны на конституционных правах и свободах. Права условно разделены на три основных группы.

Следует отметить, что все классификации прав носят условный характер, так как одно и то же право может быть отнесено к разным группам, например, личное право может быть еще и политическим, и относится к свободе художественного творчества.

Личные права

Права и свободы личного характера не привязаны к гражданству. Они являются фундаментом свободы, защищают личное пространство человека от вмешательства извне. Статьи 20-29 Конституции определяют их. К личным правам относятся:

Все личные права тесно связаны с естественным правом человека и выражают гуманистические основы жизни общества.

Особенностью личных прав является то, что они являются общими для всех людей независимо от государственной принадлежности, они не отчуждаются и принадлежат человеку от рождения, обеспечивают жизнедеятельность человека, его свободу и достоинство.

Статьи Конституции, касающиеся личных прав, отличаются декларативностью, носят общезакрепительный, программный характер, а механизм реализации этих прав обеспечивают федеральные законы.

Политические права

Данные права напрямую связаны с гражданством государства. Это зафиксировано в Конституции. Личные права касаются каждого человека, а политические адресованы гражданам государства. При помощи политических прав личность включается в государственную жизнь, в управление делами страны. Политические права призваны укрепить связь человека с государством, способствовать тому, чтобы человек был активен в политической сфере. В статьях 31-33 Конституции определены политические права и свободы. К ним относятся:

  • свобода слова, право на объединение в общественных организациях, право на митинги, демонстрации, шествия;
  • право право избирать и быть избранным;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право на участие в отправлении правосудия;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Участвовать в управлении государственными делами человек может в различных формах, лично или через представителей. Граждане могут участвовать в референдумах, всенародных голосованиях, в выборах и пр.

Особенностью политических прав является, то, что они могут быть реализованы как коллективно, так и индивидуально и признаются государством наравне с личными правами.

Экономические, социальные и культурные права

Реализация данных прав позволяет обеспечивать человеку достойный уровень жизни, защищаться от экономического произвола, овладевать культурными ценностями общества. Сюда относятся:

  • право на предпринимательскую деятельность;
  • право частной собственности;
  • право распоряжаться своими способностями к труду;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на жилище;
  • право на охрану здоровья и мед. помощь;
  • право на образование;
  • право на свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания;
  • право на благоприятную окружающую среду.

Другим видом классификации прав является деление прав на абсолютные и относительные.

Абсолютные права – личные права человека, ограничение или приостановление которых приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности и не допускается в государствах с демократическим строем.

Относительные права – права, которые могут быть ограничены или приостановлены в случае ЧП или военного положения.

Государство предъявляет требования к личности, эти требования выражаются в форме юридических обязанностей. К таким обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и законов страны;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • забота о детях и престарелых родителях;
  • забота об исторических и культурных памятниках;
  • охрана окружающей среды;
  • получение основного образования.

Взаимная ответственность государства и личности

Между государством и личностью существуют правоотношения. Государство в лице его органов является гарантом осуществления прав, свобод и интересов граждан. Государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями органов гос. власти или должностных лиц в результате издания правового акта, не соответствующего законодательству, в результате незаконного осуждения или наложения административного взыскания. Такой вред возмещается из казны РФ или из казны субъекта РФ, МО в полном объеме.

Если гражданин совершил противоправное деяние, к нему применяются меры уголовной или административной ответственности.

Гражданин и государство являются носителями взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, на этой основе строится юридическая ответственность сторон.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: