Субсидии на выполнение государственного задания облагаются налогом на прибыль

Обновлено: 26.04.2024

Для утверждения единого порядка отражения операций по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Минфин разработал единые правила, закрепленные в Письме от 04.02.2020 № 02-06-07/6939.

Рассмотрим порядок учета полученной учреждением субсидии на выполнение государственного задания, а также целевой субсидии в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.

Порядок учета субсидии на выполнение государственного задания

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предусмотрено выделение субсидии из бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 субсидии на выполнение государственного задания определяется на основании расчета нормативных затрат на содержание имущества, а также расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных услуг) физическим и (или) юридическим лицам.

Законодательство предусматривает заключение соглашения между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением, на основании которого в течение финансового года будет предоставляться субсидия в определенном объеме и с определенной периодичностью.

В соответствии с п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н), доходы учреждения в виде субсидии на выполнение государственного задания отражаются по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов, подстатье 131 КОСГУ.

Операции по учету субсидии на выполнение государственного задания отражаются по коду финансового обеспечения 4:

  • в бюджетных учреждениях согласно Приказу Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкции № 174н);
  • в автономных учреждениях — согласно Приказу Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкции № 183н).

Ввиду действующего федерального стандарта «Доходы», утвержденного приказом Минфина РФ от 27.02.2018 № 32 (далее — СГС «Доходы»), субсидии на выполнение государственного задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение.

Заключение соглашения о предоставлении субсидии

1. Бюджетные и автономные учреждения формируют План финансового-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД), где принимают к учету показатели плана в части доходов от получения субсидии на государственное задание. Для отражения утвержденных плановых назначений в БГУ 2.0 в меню «Планирование и санкционирование» — «Плановые показатели деятельности» предусмотрен документ «Плановые назначения».

Обратите внимание, при создании статьи плана «Раздел и подраздел» — установить в зависимости от классификации расходов учреждения, код аналитической группы — «130», код КОСГУ (КЭК) — «131».

На основании проведенного документа формируются следующие бухгалтерские записи:

ДТ 4.507.10.131 — КТ 4. 504.11.131.

2. На основании заключения соглашения о предоставлении субсидии в бухгалтерском учете подлежат отражению доходы будущих периодов: в меню «Услуги, работы, производство» — «Долгосрочные договоры, аренда» предусмотрен документ «Начисление доходов будущих периодов».

Ранее в статье было отмечено, что субсидии на выполнение государственного задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение. В соответствии с Инструкцией 157н для учета доходов будущих периодов предусмотрен счет 401 40 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг».

По мере выполнения государственного задания учреждение предоставляет учредителю отчет о выполнении государственного задания и/или отчет о достижении целевых показателей. Согласно п. 158 Инструкции 174н, п. 186 Инструкции 183н на основании предоставленного отчета доходы будущих периодов списываются в состав доходов текущего финансового года.

Таким образом, в реквизите «Признание доходов» рекомендовано указать способ «В особом порядке», что позволит в документе «Списание доходов будущих периодов» устанавливать сумму списания доходов вручную на основании предоставленного отчета учредителю/

На основании проведенного документа «Начисление доходов будущих» формируются следующие бухгалтерские записи:

ДТ 4.205.31.561 — КТ 4.401.40.131

Предоставление субсидии из бюджета

  1. Поступлении субсидии из бюджета на лицевой счет учреждения отражается в меню «Денежные средства» — «Расчетно-платежные документы» документом «Кассовое поступление» на основании Выписки из лицевого счета. На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:

ДТ 4.201.11.510 — КТ 4.205.31.661

ДТ 4.508.10.131 — КТ 4.507.10.131 — отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде субсидии на выполнение задания.

Признание доходов будущих периодов и возврат субсидии в связи с невыполнением задания

  1. Признание доходов будущих периодов по субсидии доходами текущего финансового года предусмотрено в меню «Услуги, работы, производство» — «Долгосрочные договоры. Аренда» документом «Списание доходов будущих периодов».

На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:

ДТ 4.401.40.131 — КТ — 4.401.10.131

Списание доходов будущих периодов производится на основании Отчета о выполнении государственного задания. Но в случае, если при формировании отчета о выполнении государственного задания в определенный срок, учреждению не представляется возможности отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, тогда результат по использованию субсидии отражается на основании Извещения (ф. 0504805). Извещение формирует учреждение, получившее субсидию, и направляет учредителю в установленный им срок. На сайте Минфина РФ в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая отчетность)» размещены шаблон извещения, примеры заполнения извещения.

Однако, формирование извещения не снимает обязанность учреждения предоставлять отчет о выполнении задания. Результатом рассмотрения отчета могут быть корректировки тех показателей, которые были сформированы ранее на основании извещения. В такой ситуации учредитель направит учреждению извещение с корректирующим бухгалтерскими записями и данные записи будут подлежат отражению в том году, в котором было принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

2. Возврат субсидии в связи с невыполнением государственного задания отражается в меню «Учет и отчетность» документом «Операция бухгалтерская» на основании предоставленного отчета о выполнении государственного задания или извещения (ф. 0504805):

ДТ 4.401.40.131 — КТ 4.303.05.731

На основании платежного поручения документом «Кассовое выбытие» необходимо отразить возврат в бюджет субсидии прошлого года, соответствующий невыполненному заданию:

ДТ 4.303.05.731 — КТ 4.201.11.610

Порядок учета субсидии на иные цели (целевой субсидии)

Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • из местных бюджетов.

Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов — это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера — она относится к субсидии текущего характера.

Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.

В соответствии п. 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, принимаются к учету в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов. Основанием отразить в учете доходы будущих периодов является соглашение, заключенное между учредителем и учреждением. По мере реализации условий предоставления субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) доходы будущих периодов признаются доходами текущего года.

Порядок отражения субсидии на иные цели в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0, аналогичен порядку отражения субсидии на выполнение государственного задания. Рассмотрим основные бухгалтерские записи по учету субсидии на иные цели:

1. Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:

07060000000000000150.5.507.10.152 (162) — 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)

2. Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии на иные цели:

07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) — 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)

3. Получена субсидия на лицевой счет учреждения:

00000000000000000000.5.201.11.510 — 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)

4. Исполнение плана текущего финансового года по доходам

07060000000000000150.5.508.10.152 (162) — 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)

5. Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года:

07060000000000000150.5.401.40.152 (162) — 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).

Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии на выполнение государственного задания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Субсидии на выполнение государственного задания

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Субсидии на выполнение государственного задания

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О налоге на прибыль при получении учреждением субсидии на выполнение госзадания.
(Письмо Минфина России от 09.11.2018 N 03-03-07/80830) Вопрос: О налоге на прибыль при получении учреждением субсидии на выполнение госзадания.

Нормативные акты: Субсидии на выполнение государственного задания

Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
(ред. от 27.05.2021, с изм. от 10.12.2021)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания") 44. Предоставление федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с федеральным бюджетным или автономным учреждением в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение). Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года. Соглашение заключается сторонами не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения государственного задания.

Процесс составления и финансового обеспечения государственного задания снова претерпел изменения – Правительство РФ Постановлением от 09.07.2019 № 873 внесло поправки в Постановление от 26.06.2015 № 640. Одни нормы, адресованные как органам-учредителям, так и подведомственным федеральным учреждениям, начнут применяться при формировании заданий на 2020 год и плановый период, а другие действуют уже сейчас. Расскажем об основных новшествах.

«Электронизация» процесса

Работа по составлению задания еще больше смещается в «электронную» плоскость. Согласно п. 4 Положения № 640 госзадание, предварительный и годовой отчет о его выполнении уже формируются в информационной системе «Электронный бюджет». Начиная с подготовки заданий на 2020 год и плановый период в этой системе должны утверждаться значения всех основных показателей, используемых при расчете финансового обеспечения задания (если они не относятся к сведениям, составляющим гостайну). Это значения:

нормативных затрат на оказание услуги (с учетом корректирующих коэффициентов) (п. 15(1) Положения № 640);

базового норматива затрат на оказание услуги (п. 27);

территориального корректирующего коэффициента (п. 27);

отраслевого корректирующего коэффициента (п. 27);

нормативных затрат на выполнение работы (п. 32).

Значения станут утверждаться в форме электронного документа путем подписания усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответствующего органа исполнительной власти. Дублировать документы на бумажном носителе не понадобится – нормы, требующие проставлять гриф утверждения, содержащий наименование должности, подпись (ее расшифровку) уполномоченного лица и дату утверждения, отменены (поправки внесены в п. 14, 22, 25, 26 Положения № 640).

На едином портале размещается и реестр соглашений о предоставлении субсидий, куда заносятся в том числе сведения о соглашениях, касающихся предоставления федеральным учреждениям субсидий на выполнение задания (абз. 5 п. 44 Положения № 640).

Детали формирования и финобеспечения задания

Теперь задание должно утверждаться не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения задания (п. 5 Положения № 640). Раньше на это отводилось 15 рабочих дней со дня доведения названных лимитов. Иными словами, срок, в течение которого орган-учредитель должен составить задание подведомственному учреждению, стал короче.

Регламентирован и срок, в течение которого орган-учредитель должен заключить с подведомственным учреждением соглашение о предоставлении субсидии на госзадание. В силу п. 44 Положения № 640 на это отведено 15 рабочих дней со дня утверждения задания.

Сами формы тоже изменены (см. приложения 1 – 2 к Положению № 640). В основные из них (формы задания и отчета о его выполнении) внесены уточняющие поправки. Добавилась и новая форма – «Распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании». Она пригодится федеральным учреждениям, имеющим обособленные подразделения, между которыми и распределяются объемы услуг и работ. Ее нужно использовать, начиная с процесса подготовки и выдачи заданий на 2020 год. Напомним, что раньше установленной формы для этого случая не было.

Кроме того, урегулирован вопрос применения измененных значений базовых нормативов на услуги (п. 22(1) Положения № 640). Если изменения произошли до внесения в Правительство РФ проекта закона о федеральном бюджете, уточненные значения применяются начиная с расчета финансового обеспечения задания на очередной финансовый год, а если позднее – с расчета финансового обеспечения на первый год планового периода.

Есть и исключения из этого правила. Сказанное не относится к изменениям в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, приводящих к корректировке объема финансового обеспечения выполнения задания. Такие случаи указаны, например, в п. 41 Положения № 640. Согласно его дополненному абз. 3 объем субсидии может быть изменен в течение срока выполнения госзадания, если изменились состав и стоимость имущества учреждения, облагаемого налогом на имущество и земельным налогом, налоговое законодательство (в том числе отменены ранее установленные налоговые льготы или введены новые), а также если необходимо достигнуть заданный уровень зарплаты отдельных категорий работников, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Таким образом, когда составляющие базового норматива (например, затраты на оплату труда) меняются на основании нормативных актов (в данном случае – майского указа Президента РФ), откладывать применение уточненных нормативов не надо. Новые значения нужно использовать уже в текущем финансовом году. А вот когда норматив корректируется по иным причинам (скажем, изменились объем материальных ресурсов, потребляемых в ходе оказания услуги, или методика расчета базового норматива), уточненные значения вводятся с отсрочкой.

Реорганизация и изменение подведомственности учреждения

В двух этих ситуациях госзадание, выданное учреждению, должно измениться.

При смене органа-учредителя в задании корректируется информация, включенная в его часть III. Это касается, например, положений о периодичности и сроках подачи отчетов о выполнении задания, сроков представления предварительного отчета, порядка контроля выполнения задания (п. 6 Положения № 640).

При реорганизации федерального учреждения перераспределяются объемы услуг и работ (п. 6 Положения № 640). Как это происходит – покажем на схеме.

При этом показатели заданий учреждений, прекращающих свою деятельность, принимают нулевые значения, а показатели заданий остальных учреждений после завершения реорганизации при суммировании должны соответствовать показателям заданий учреждений до начала их реорганизации. То есть общий объем услуг и работ необходимо сохранить.

Аналогичным образом определяются и размеры субсидий реорганизованным бюджетным и автономным учреждениям. Для учреждений, прекращающих свою деятельность, значения становятся равны нулю, а для остальных реорганизованных учреждений объем должен соответствовать объему субсидии, предоставленной до начала реорганизации (п. 41(1) Положения № 640). Как видим, здесь тоже действует принцип сохранения ранее установленных объемов финансирования.

Расчет финансового обеспечения задания

Формула расчета объема финансового обеспечения выполнения задания тоже доработана.

Во-первых, из нее исключены затраты на содержание имущества, не используемого для оказания услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд (п. 6 Постановления № 640, п. 12, 34 – 35 Положения № 640). Строго говоря, норма о финансировании неиспользуемого имущества не применялась уже при формировании заданий на 2019 год и плановый период, а сейчас этот элемент убран и из формулы.

Во-вторых, в расчет вошла новая составляющая, уменьшающая итоговый объем финансового обеспечения, – размер платы за выполнение работы, установленный госзаданием. То есть из объема субсидии теперь будут исключены суммы, получаемые не только за оказание платных услуг в рамках задания, но и за выполнение платных работ, предусмотренных заданием (п. 12 Положения № 640).

Возврат субсидии на госзадание

Средства субсидии, эквивалентные объему неоказанной услуги (невыполненной работы), как и раньше, федеральное учреждение должно вернуть в бюджет, а до этого момента данные средства нужно учитывать в порядке, установленном для учета сумм возврата дебиторской задолженности (абз. 2 п. 46 Положения № 640).

Объем субсидии, подлежащей возврату, рассчитывается с применением нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), по форме, предусмотренной соглашением. Бюджетное или автономное учреждение должно вернуть в федеральный бюджет эту сумму до 1 мая текущего финансового года (абз. 5 п. 46 Положения № 640). Напомним, что раньше этот срок утверждался для федеральных учреждений нормативными актами, определяющими меры по реализации закона о федеральном бюджете (например, устанавливались даты «до 1 июля», «до 1 апреля»), а потом органы-учредители указывали конкретную дату в соглашениях о предоставлении субсидии на госзадание. Сейчас крайний срок возврата стал единым для всех федеральных учреждений.

Хотя Постановление № 640 регулирует работу с госзаданием для федеральных учреждений, рассмотренные нормы нелишне знать и учредителям, учреждениям нижестоящих уровней. Органы власти «на местах» при разработке и корректировке собственных порядков обычно берут за основу федеральные правила. А потому не исключено, что часть новых норм найдет отражение в правовых актах, принятых в регионах и муниципальных образованиях, и подведомственные учреждения в ближайшие месяцы столкнутся в своей работе с отдельными новшествами.

В комментируемом Письме от 13.07.2017 № 2-09-05/44583 Минфин привел разъяснения по вопросам направления бюджетным учреждением средств субсидии из бюджета субъекта РФ на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, и привлечения к ответственности за их нецелевое использование.

В силу п. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов), органов власти субъекта РФ или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу (п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Исходя из положений п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 данной статьи. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ субсидия на госзадание рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В силу ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 1н (далее – Требования № 1н).

В силу п. 9 Требований № 1н при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет показатели плана исходя из предоставленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств, в том числе об объемах субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 3-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ, и используются ими без представления в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Исходя из ст. 78.1 БК РФ порядок предоставления субсидий на выполнение государственного задания из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации соответственно.

Так, в отношении федеральных бюджетных учреждений Положение о формировании государственного задания и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 71.

В силу п. 11 Требований № 1н плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе соответствующих показателей, содержащихся в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)».

При этом Требованиями № 1н не установлено, что плановые показатели по выплатам должны соответствовать по объему нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания.

Подтверждением выполнения учреждением целей предоставления субсидии на выполнение государственного задания является достижение им установленных государственным заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), что подтверждается отчетностью о выполнении государственного задания, представляемой учреждением учредителю.

По мнению Минфина, руководитель учреждения вправе принять решение о направлении субсидии на выполнение государственного задания, а также средств экономии, образовавшейся в результате использования субсидии, в том числе на цели, ради которых это учреждение создано, но которые напрямую не связаны с выполнением государственного задания.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.

На основании ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной рос-
писью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления данных средств, или направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 00 до 50 00 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет), а на само учреждение – в размере от 5 до 25 суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные БК РФ.

Объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения, и завершенностью в момент осуществления операции.

Таким образом, по мнению Минфина, бюджетные учреждения, их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за нецелевое использование субсидий, полученных из бюджета.

При этом в контексте ст. 15.14 КоАП РФ могут рассматриваться случаи использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не соответствующие целям деятельности учреждения.

Кроме того, финансисты отметили, что ответственность за нарушение условий использования субсидии на выполнение государственного задания может быть установлена в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемом между органом-учредителем и бюджетным учреждением.

В заключение отметим, что ранее Минфин придерживался противоположного мнения. Он говорил, что исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса. Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия на госзадание теряет статус средств соответствующего бюджета. На обозначенные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения ст. 306.4 БК РФ (письма от 29.04.2016 № 2-03-06/25186, от 23.05.2014 № 2-03-11/24579, а также Письмо Минфина РФ № 2-13-07/3919, Федерального казначейства № 2-7.4-05/5.1-545 от 26.09.2012 «По вопросам исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений»).

Наше государство раздает деньги малому и среднему бизнесу. Не всем, конечно, а только пострадавшим отраслям. И денег не сказать, чтобы много — всего по 12130 рублей на работника в апреле-мае. Но хоть что-то.

Субсидии за апрель уже начали поступать организациям и ИП. И тут же появилось много вопросов о том, как учитывать эти доходы и расходы, произведенные за счет субсидии. Самые частые вопросы собраны в этой статье.

Должны ли мы выплатить эту субсидию работникам?

Нет. Эта субсидия хоть и рассчитывается от количества работников, дается самому работодателю. На покрытие его расходов.

Надо ли платить налоги с полученной субсидии?

Так что налог на прибыль, так же как налоги по УСН или ЕСХН платить с неё не надо. ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, тоже налог с субсидии не уплачивает. И тем более этот доход не облагается НДС, ведь никакой реализации государству не производилось. Деньги получены безвозмездно.

Как провести субсидию в бухгалтерском учете?

Учет государственной помощи (а обсуждаемая субсидия таковой является) ведется в соответствии с ПБУ 13/2000. При получении субсидии делается проводка Д51-к86. Если вы считаете, что вам компенсировали уже понесенные расходы, то можно сразу сделать проводку д86-к 91.1 на всю полученную сумму.

Если вы считаете, что субсидию надо потратить на определенные цели, то проводка д86-к91.1 делается тогда, когда эти затраты будут произведены.

Некоторые эксперты предлагают задействовать еще и счет 98 Доходы будущих периодов. Но ввиду незначительности сумм и того, что субсидия вряд ли будет потрачена на покупку какого-либо актива, автор статьи считает это излишним.

Примеры:

Получена субсидия в размере 121300 рублей 19 мая. Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель.

Проводки:

19 мая д51-к86 — 121300 руб.

19 мая д86-к91.1 — 121300 руб.

Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки:

19 мая д51-к86 — 121300 руб.

19 мая д86-к91.1 — 21300 руб. — сумма зарплаты за апрель

31 мая д86-к91.1 — 100000 руб. — сумма аренды за май.

Как провести субсидию в налоговом учете?

Как выше уже указывалось, доходом субсидия не является. Поэтому отражается в налоговом учете как необлагаемый доход. В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается. А при ЕНВД доходы по определению вменные, а не реальные.

ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, также не включает в свою декларацию эту субсидию и налог с неё не уплачивает. Не показывает он её и в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

При УСН и ЕСХН в книгу учета доходов и расходов, а также в книгу учета доходов по ПСН, полученная субсидия не включается.

С расходами сложнее. Законом 121-ФЗ в статью 270 НК внесены изменения, туда добавлен пункт 48.26, согласно которому в расходы нельзя поставить затраты, произведенные за счет субсидии. Из этой ситуации можно выйти обходным путем. У организации (ИП) могут быть затраты, которые в принципе не включаются в расходы при расчете налогооблагаемой базы. Например, уплата того же налога по УСН. Субсидия ведь может быть потрачена на любые цели.

В любом случае, налогоплательщик сам решает, на что потратил субсидию, налоговики не в праве ему указывать.

Если субсидия потрачена на расходы с НДС, то НДС можно взять к вычету как обычно. По мнению ФНС, положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ к обсуждаемой субсидии не применяются.

Мы за счет субсидии выплачиваем работникам зарплату. Надо ли удерживать с неё НДФЛ и начислять страховые взносы?

Субсидия дается не для выплаты работникам зарплаты, а просто на покрытие расходов организации (ИП). Заработная плата облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно.

Надо ли отчитываться о том, куда потратили субсидию?

Я ИП. Могу я просто взять и положить в карман полученную субсидию?

Да, можете. Это ваши деньги, и вы можете потратить их на любые цели, в том числе и личные. Только если у вас есть работники, не забывайте, что им нужно платить зарплату.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: