Понятие и виды подсудности в гражданском процессе курсовая

Обновлено: 27.03.2024

Подсудность — это институт процессуального права, нормы которого регламентируют порядок распределения дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судам.

Согласно Конституции (ч. 1 ст. 47) любой человек имеет право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых это дело отнесено законом. В этом положении отражена конституционно-правовая роль института подсудности, право граждан на защиту в суде, обязанность государства обеспечить это право. Подсудность четко определяется законом и не может быть изменена произвольно.

Различные виды подсудности регламентируют нормы ГПК (гл. 3), федеральные конституционные и федеральные законы. Согласно законодательству, последовательно применяются следующие виды подсудности:

  • функциональная — распределяет юридические дела между судами первой инстанции, апелляционной, надзорной и кассационной инстанциями, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам; в ГПК этот вид подсудности отдельно не выделяется, Конституционный суд РФ при упоминании данной подсудности пользуется понятием «инстанционная подсудность»;
  • родовая (предметная) — обусловлена родом дела, устанавливает пределы (объемы) компетенции суда в отношении круга гражданских дел, которые он может рассмотреть в качестве суда первой инстанции; суд правомочен рассматривать исключительно те дела, которые находятся в его компетенции;
  • территориальная — обусловлена территорией, на которой находится конкретный суд (место жительства истца, место регистрации ответчика, нахождения главного офиса организации, место открытия наследства и др.); дело рассматривает тот суд, в юрисдикции которого находится данная территория.

Проблемы разграничения подсудности и подведомственности

Подсудность и подведомственность не являются тождественными понятиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Подведомственность — это определяемая законом относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении правовых споров и иных юридических дел к ведению какого-либо государственного органа. Это качество юридических дел, в силу которого они могут быть разрешены строго определенными юрисдикционными органами.

Подведомственность относится к межотраслевым институтам права. Она реализует функцию механизма по распределению юридических дел между юрисдикционными органами, уполномоченными на их разрешение. Подсудность определяет, на каком уровне судебной системы должно быть рассмотрено дело, в ведении какого конкретно суда оно находится, а подведомственность показывает, подлежит ли дело рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Согласно принципу осуществления правосудия, гражданские дела должны рассматриваться только компетентным судом. Применение юридических норм к частным случаям производится рядом судебных, административных, судебно-административных учреждений. Для того, чтобы избежать между ними столкновений, каждому отведен строго определенный круг деятельности, в пределах которого представляются определенные права и обязанности. Какие именно категории гражданских дел относятся к ведению того или суда определяет законодательство.

Ранее в гражданском судопроизводстве выделяли институт подведомственности, выступавший в качестве межотраслевого института права и осуществляющего функции распределительного механизма дел между юрисдикционными органами. Считается, что в институте подведомственности нет необходимости, так как защита субъективных прав и интересов осуществляется судом, общественным или административным органом. Подведомственность нужна для распределения дел между разными по природе органами, использующими различные формы для их разрешения. Для распределения дел между судами подходит подсудность.

На данный момент институт подведомственности в гражданском производстве утратил свое правоприменительное, нормативное и доктринальное значение.

Проблемы оптимизации судебной юрисдикции

Одной из приоритетных проблем подсудности гражданских дел является снижение нагрузки на всю судебную систему и каждого судью в отдельности. статистические данные показывают только количество дел, по которым завершено производство. Однако на судей также ложится нагрузка по определениям, вынесенным по результатам рассмотрения заявлений:

  • о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам дела;
  • о применении обеспечительных мер;
  • о банкротстве;
  • связанных с использованием судебных актов;
  • о возвращении исковых заявлений (включая встречные заявления), поступивших в суд;
  • об отказе в процессуальном правопреемстве или о замене стороны правопреемником;
  • по вопросам, связанным с судебными расходами.

Реальная нагрузка на судью очень значительна, поэтому необходимо искать механизмы и средства ее снижения. Это позволит увеличить количество судей до той величины, когда это позволит снизить нагрузку до приемлемой величины. Однако экономическое состояние страны не позволяет сделать крупные финансовые вливания в судебную систему.

Снижение нагрузки в судебной системе возможно посредством оптимизации судопроизводства и установки процессуального фильтра на стадии принятия дела к производству.

Оптимизация производства возможна в двух направлениях:

  • посредством реформирования, применения упрощенных механизмов судопроизводства, внедрения в практику судов приказного судопроизводства;
  • посредством уменьшения соотношения объема дел, рассматриваемых судьей, к числу дел, принятых к производству, что осуществляется путем урегулирования конфликта посредством заключения мирового соглашения, признания иска, отказа от иска, использование института медиации, передачи дел третейским судам и др.

Оптимизация судопроизводства имеет определенные резервы, позволяющие сократить судейскую нагрузку, однако кардинально изменить ситуацию она не может. Необходимо искать экономические, правовые, процессуальные средства сокращения количества дел, поступающих в суды. Необходим отказ от тотального контроля со стороны государства за внесудебными формами разрешения экономических споров. Во взаимоотношениях государственных судов с внесудебными формами разрешения экономических дел должна превалировать функция содействия, в частности с третейскими судами.

Гражданско-процессуальный институт «подсудность» нуждается в правильном понимании и применении т.к. именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Содержание

Ведение
1. Понятие подсудности в гражданском процессе
1.1. Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе
1.2. Общие принципы подсудности
2. Виды подсудности
2.1. Функциональная подсудность
2.2. Родовая подсудность гражданских дел
2.3. Территориальная подсудность
2.4. Передача дела из одного суда в другой суд
2.5. Соглашение о подсудности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский Финансово- Юридический институт

По дисциплине: Гражданско- процессуальное право

Тема: Подсудность гражданских дел, понятие, виды

Выполнил: Студент группы Ю- 2009

Проверил: Шалаумова Т. В.

1. Понятие подсудности в гражданском процессе

1.1. Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе

1.2. Общие принципы подсудности

2. Виды подсудности

2.1. Функциональная подсудность

2.2. Родовая подсудность гражданских дел

2.3. Территориальная подсудность

2.4. Передача дела из одного суда в другой суд

2.5. Соглашение о подсудности

Список использованной литературы

Гражданско-процессуальный институт «подсудность» нуждается в правильном понимании и применении т.к. именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что в связи с проводимой в стране судебной реформой и серьезными изменениями в российском процессуальном законодательстве понятие подсудности требует дополнительного всестороннего исследования. Более того, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.

По- моему мнению, сегодняшняя система судов общей юрисдикции состоит из: мировых судей; федеральных районных судов; судов субъектов РФ: верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов; военных судов и специализированных судов; Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому разрешение вопроса о том, какой суд будет рассматривать гражданское дело по первой инстанции, представляет определенную сложность. Это во-первых, связано с инстанционностью судов по вертикали от низшего звена - мировых судей до высшего - Верховного Суда РФ . Во-вторых, подсудность зависит от территории, пространства, где расположены суды того или иного звена. В этой связи в науке гражданского процессуального права различаются несколько видов подсудности.

Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит отличие подсудности от подведомственности. Последняя регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Подсудность является очень важным институтом в гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Цель работы – исследование понятия подсудности гражданских дел при рассмотрении видов подсудности в гражданском судопроизводстве и разграничения подсудности от подведомственности.

Задача работы – дать общую характеристику понятия подсудности, рассмотреть отдельные виды подсудности.При подготовке работы были использованы нормативные акты, учебники и учебные пособия по гражданскому процессуальному праву, исследования института подсудности в российском законодательстве, труды таких ученых – юристов как Жилин Г.А., Треушникова М.К., Ярков В.В.

    1. Понятие подсудности в гражданском проц ессе

1.1. Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе

Защита гражданских прав осуществляется как судами, так и иными юрисдикционными (компетентными) органами. Для определения, к компетенции какого органа относится рассмотрение и разрешение того или иного дела, устанавливаются правила подведомственности.

Каждому государственному органу присуща своя прерогатива - исключительное право. Конституция Российской Федерации наделяет исключительным правом осуществлять правосудие только судом. Вся судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Подведомственность — это разграничение компетенции, ведения (сфере действия) определенного юрисдикционного органа споров о праве и иных вопросов как личного, так и общественного значения[1].

Понятие подсудности отличается от понятия подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Существует точка зрения, что различие между подсудностью и подведомственностью имеет скорее количественный, нежели качественный характер и что подсудность есть понятие, производное от подведомственности, разновидность подведомственности применительно к судебным делам[2].

[1] Гражданский процесс: Учебник/ под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М": 2008

[2] Султанов А.Р. Манипуляции с подсудностью. / Закон 2008 № 9;.

При возбуждении гражданских дел важно правильно определять как подведомственность дела, так и его подсудность. Условием возникновения гражданского процесса по конкретному спору является решение судьей двусторонней задачи: а) относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность) и б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность).

Необходимость определения конкретного суда существует и в тех случаях, когда лицо имеет намерение обжаловать судебный акт, обратиться с заявлением о его пересмотре и т.п. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции[3].

В соответствии с ФЗ "О судебной системе Российской Федерации" систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4).

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:

а) районные суды;

б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;

в) Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ).

[3] Треушникова М.К. Гражданский процесс: учебник / М.: Городец, 2007

Гарнизонные военные суды приравниваются к районным судам, а окружные (флотские) - к областным и соответствующим им судам. Подсудность дел военным судам определена ст. ст. 7, 14, 22 ФКЗ "О военных судах в Российской Федерации".

Подсудность - относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда[4].

В Конституции РФ термин "подсудность" используется в двояком значении. В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ данный термин употребляется в его традиционном доктринальном значении. Однако ст. 126 Конституции РФ, указывая на подсудность, в действительности имеет в виду подведомственность ("Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики"). Указанная терминологическая путаница не ведет к отождествлению понятий подведомственности и подсудности: в рамках института подведомственности разрешается вопрос о юрисдикционном органе, уполномоченном рассматривать дело (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, уставный суд и т.д.), нормы же о подсудности определяют, к ведению какого конкретного суда общей юрисдикции (арбитражного суда и т.п.) отнесено данное дело.

[4] Ярков В.В., Гражданский процесс: Учебник для студентов вузов - 6 изд./ Издательство: Волтерс Клувер, 2009

1.2. Общие принципы подсудности

Общие принципы подсудности заключаются в следующем:

- Учреждение, наделённое судебной властью, не должно принимать к своему рассмотрению судебных дел, подведомственных юрисдикции другого учреждения.

- Решение, постановленное некомпетентным учреждением, считается недействительным.

- Стороны вправе просить об устранении некомпетентного учреждения от решения данного дела: он имеет право возражения или отвода.

- Подсудность определяется положением, в котором находятся обстоятельства дела ко времени предъявления иска. Последующие изменения (например оставление ответчиком своего домицилиума) не имеют значения. Отсюда общее начало: где дело началось, там оно должно быть и окончено.

- Подсудность, как правило, имеет территориальный характер: она распространяется только на определенные местности в государстве, территория которого разделяется на судебные округа. Суды, находящиеся в этих округах являются компетентными только для дел, возникающих в пределах данной территории. Исключение составляет высший суд государства, например, Верховный суд РФ, распространяющий свою деятельность на все государство.

2. Виды подсудности

Подсудность можно классифицировать по следующим видам:

1) функциональная подсудность - распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) родовая (предметная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции;

2) территориальная ( пространственная, местная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному

2.1. Функциональная подсудность

Функциональная подсудность — распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Функциональная подсудность представляет собой подсудность, которая определяется в зависимости от функции, которую выполняет суд[5].

Традиционно выделяют следующие судебные функции:

функция суда первой инстанции (рассмотрение и разрешение дела по существу)

второй инстанции (проверка законности и обоснованности решений и определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу)

надзорная функция (проверка законности вступивших в законную силу судебных постановлений)

функция суда по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных решений

функция по обеспечению исполнения судебных актов.

ГПК РФ в действующей редакции о функциональной подсудности не упоминает. Систематическое толкование норм ст.23-33 ГПК РФ позволяет предположить, что под подсудностью понимается компетенция судебных органов как судов первой инстанции. Однако, в статье 379 ГПК РФ указано, что надзорная жалоба или представление, поданные с нарушением правил подсудности, установленных в ст. 377 ГПК РФ, подлежат возврату. Тем временем, ст. 377 ГПК РФ перечисляет суды надзорной, а не первой инстанции.

Конституционный Суд РФ вместо "функциональной подсудности" оперирует термином «инстанционная подсудность».

[5] Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса / под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М.:Издательство «Зерцало», 2009.

2.2. Родовая подсудность гражданских дел

Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:

1) мировые судьи, компетенция которых определена в ч. 1 ст. 23 ГПК. Частью 2 ст. 23 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Таким образом, законодатель допускает расширение компетенции мировых судей, однако очевидно, что такое расширение не может происходить за счет включения в компетенцию мировых судей дел, которые ч. 2 ст. 23 ГПК прямо из нее исключены;

2) районные суды, компетенция которых определена по остаточному принципу: в соответствии со ст. 24 ГПК им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК.

Районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов. Помимо гражданских дел районные суды также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Гражданско-процессуальный институт «подсудность» нуждается в правильном понимании и применении т.к. именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Содержание

Ведение
1. Понятие подсудности в гражданском процессе
1.1. Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе
1.2. Общие принципы подсудности
2. Виды подсудности
2.1. Функциональная подсудность
2.2. Родовая подсудность гражданских дел
2.3. Территориальная подсудность
2.4. Передача дела из одного суда в другой суд
2.5. Соглашение о подсудности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен)[6];

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа. Компетенция указанных судов определена в ч. 1 ст. 26 ГПК;

4) Верховный Суд РФ. Компетенция Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции определена в ч. 1 ст. 27 ГПК.

[6] Устюжанинов В., Сапожников С./ Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел, Российская юстиция, 2012, №14

Общее правило родовой подсудности состоит в том, что большинство гражданских дел рассматривается и разрешается мировыми судьями, районными судами, за исключением дел, отнесенных различными законодательными актами к подсудности вышестоящих судов и Верховного Суда Российской Федерации.

Верховные суды республик, краевые, областные, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в настоящее время рассматривают и разрешают по первой инстанции дела[7]:

- связанные с государственной тайной;

- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и организаций;

- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

[7] Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2010

- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области и автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

К их числу, кроме перечисленных в ст. 26 ГПК РФ дел, относятся дела:

- по заявлениям граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства об усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ);

- о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК РФ);

- об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

- об обжаловании роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности;

- о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

- об обжаловании лицами, постоянно проживающими за пределами РФ, неправомерных действий должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений по вопросам гражданства.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает по первой инстанции дела:

- об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

- об оспаривании нормативных правовых Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

- об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

- о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

- об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

- по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органа государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

В период 1992 - 2002 гг. значительно расширился перечень дел, рассматриваемых по первой инстанции Верховным Судом РФ.

Так, согласно ст. 3 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституцией РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ[8].

[8] Лебедев В. От концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы Российская юстиция, 2011, №5

Акты же ненормативного, т.е. индивидуального характера Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства оспариваются заинтересованными лицами в Верховном Суде РФ. Как правило, это акты, касающиеся освобождения от должности тех или иных государственных служащих и иных работников.

Не относится к компетенции Конституционного Суда РФ рассмотрение запросов о соответствии Конституции РФ и другим законам нормативных актов министерств и ведомств РФ, касающихся прав и свобод граждан. Заинтересованные лица, чьи права и свободы затрагиваются актами нормативного характера общероссийских министерств и ведомств, могут оспаривать соответствие этих актов Конституции РФ и другим конституционным и федеральным законам РФ в Верховном Суде РФ.

Статья 27 ГПК относит к подсудности Верховного Суда РФ дела о восстановлении в должности судей, полномочия которых прекращены. В данной норме в обобщенном виде фиксируются положения, ранее закрепленные в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Подсудность дел Верховному Суду РФ о приостановлении деятельности общероссийских и международных общественных объединений и ликвидации их предусмотрена ст. ст. 42, 44 ФЗ "Об общественных объединениях".

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ (ч. 2 ст. 75 Закона).

В ст. 85 Конституции РФ предусматривается возможность передачи Президентом РФ спора между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение соответствующего суда. В Конституции РФ не конкретизировано, в какой суд передается данный спор. В ст. 27 ГПК проведена такая конкретизация и указано, что данные споры рассматриваются по первой инстанции Верховным Судом РФ.

2.3. Территориальная подсудность

В процессуальной науке принято выделять следующие виды территориальной подсудности:

1) общая подсудность – подсудность, определяемая по месту жительства ответчика- гражданина либо по месту нахождения ответчика-организации (ст. 28 ГПК).

Правило ст. 28 ГПК является общим, т. е. применяется, если отсутствуют специальные основания, установленные для иных видов территориальной подсудности.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В практике применения судов общей юрисдикции под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Верховный Суд РФ исходит из того, что факт проживания в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства.

Место нахождения ответчика-организации, являющегося юридическим лицом, определяется местом его государственной регистрации. Указание на конкретный юридический адрес должно содержаться в учредительных документах юридического лица (см. п. 2 ст. 52 ГК). Применительно к ответчикам, являющимся государственными органами, органами местного самоуправления (иными органами), место нахождения устанавливается на основании соответствующих правовых актов. Если же в указанных актах указание на место нахождения отсутствует, следует исходить из фактического местонахождения соответствующего органа;

2) альтернативная подсудность – подсудность, при которой иск по усмотрению истца может быть предъявлен в один из нескольких прямо указанных в федеральном законе судов (ст. 29 ГПК).

Суд не может ограничить усмотрение истца в выборе конкретного суда (в том числе ссылаясь, например, на право истца обратиться в иной суд). В свою очередь, истец, предъявив иск в один из указанных в законе судов, впоследствии не вправе ходатайствовать об изменении подсудности, поскольку само право выбора суда в порядке альтернативной подсудности прекращается предъявлением иска. Исключение составляет лишь случай, когда после оставления искового заявления без рассмотрения истец повторно в общем порядке подает новое исковое заявление (ч. 2 ст. 223 ГПК).

Истец вправепредъявить иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в РФ, в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации (п. 1 ст. 29 ГПК). Данное правило должно по аналогии применяться также и в отношении организаций при неизвестности их места нахождения;

3) исключительная подсудность – подсудность, при которой иск подлежит рассмотрению в строго определенном суде (ст. 30 ГПК).

При конкуренции данного вида подсудности с иными видами территориальной подсудности предпочтение всегда отдается подсудности исключительной. В процессуальном законодательстве предусмотрены, в частности, следующие случаи исключительной подсудности: иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов (ч. 1 ст. 30 ГПК).

Необходимость выделения данной категории дел очевидна, поскольку непосредственная близость суда к спорному объекту создает лучшие условия для представления и истребования письменных доказательств (технической документации, правоустанавливающих документов и т. п.), осмотра и исследования объекта по месту нахождения[9].

[9] Забарчук Е. Л. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ: Питер Пресс, 2009

Иски об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения арестованного имущества (ч. 1 ст. 30 ГПК). Иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) предъявляются в случае нарушения прав лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства (см. ч. 2 ст. 442 ГПК). Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства (ч. 2 ст. 30 ГПК). Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ч. 3 ст. 30 ГПК);

4) подсудность по связи дел – подсудность, определяемая местом рассмотрения другого дела (ст. 31 ГПК).

Действующий ГПК предусматривает следующие случаи подсудности по связи дел:

– иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца (ч. 1 ст. 31 ГПК);

– встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 2 ст. 31 ГПК);

– иски третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, предъявляются в суд, рассматривающий первоначальный иск. Подсудность по связи дел применительно к положениям ч. 3 ст. 31 ГПК можно рассматривать лишь в межотраслевом аспекте: в процедуре уголовного судопроизводства предъявленный гражданский иск рассматривается судом, рассматривающим уголовное дело;

Гражданско-процессуальный институт «подсудность» нуждается в правильном понимании и применении т.к. именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Содержание

Ведение
1. Понятие подсудности в гражданском процессе
1.1. Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе
1.2. Общие принципы подсудности
2. Виды подсудности
2.1. Функциональная подсудность
2.2. Родовая подсудность гражданских дел
2.3. Территориальная подсудность
2.4. Передача дела из одного суда в другой суд
2.5. Соглашение о подсудности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

5) договорная подсудность – подсудность, определяемая по соглашению сторон (ст. 32 ГПК).

2.4. Передача дела из одного суда в другой суд (основания, субъекты, порядок передачи)

По вопросу о том, какой суд должен рассматривать конкретное дело между субъектами гражданского процесса (включая суд), могут возникнуть определенные расхождения.

Спор о подсудности – объективированное в процессуальных действиях заинтересованных лиц и суда (судов) расхождение во мнениях относительно подсудности конкретного дела.

По субъектному составу участников споры о подсудности можно разделить на:

1) споры, возникающие между заинтересованными лицами и судом.

Данная категория споров (как и любые другие споры между заинтересованными лицами и судом) разрешается, как правило, судом вышестоящим. Возможность обжалования судебного акта, которым разрешен вопрос о подсудности, определяется правилами обжалования, действующими в конкретной судебной инстанции;

2) споры, возникающие между судами.

Процессуальное законодательство исключает пререкание, императивно устанавливая обязанность суда возвратить исковое заявление (если о факте принятия к производству другого суда тождественного иска суду стало известно при возбуждении дела) либо оставить его без рассмотрения (если о факте принятия к производству другого суда тождественного иска суду стало известно после возбуждении дела). Таким образом, приоритет отдается тому суду, который раньше возбудил дело. Даже если в дальнейшем выяснится, что суд, первым возбудивший дело, нарушил правила подсудности, то и в этом случае второй суд не вправе самостоятельно принять к производству тождественное дело (первоначально возбужденное дело передается в рамках процедуры ст. 33 ГПК).

Изменение подсудности уже после принятия дела к производству не является основанием для передачи дела суду, которому оно стало подсудно (ч. 1 ст. 33 ГПК).

В настоящее время существуют четыре ситуации, при которых суд передает дело в другой суд:

- если гражданское дело было возбуждено по общему правилу территориальной подсудности в суде по последнему известному месту жительства ответчика и его фактическое место жительства при возбуждении дела было не известно, а в процессе рассмотрения и разрешения дела оно будет установлено, то при наличии ходатайства ответчика о передаче дела в другой суд по подсудности суд передает дело по месту жительства ответчика;

- при его рассмотрении выяснилось, что оно было принято к производству в данном суде с нарушением правил подсудности;

- после отвода одного или нескольких судей замена их в данном суде становится невозможной и дело нельзя рассматривать в суде, в котором оно принято к производству;

- обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств.

В Законе установлен процессуальный порядок передачи дела из одного суда в другой. О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются (ч. 4 ст. 33 ГПК РФ).

2.5. Соглашение о подсудности

Субъективное право сторон самостоятельно определять подсудность носит ограниченный характер. Во-первых, не допускается изменение родовой и исключительной территориальной подсудности (см. ст. 32 ГПК).

Во-вторых, хронологически реализация данного полномочия ограничена пределами рассмотрения дела в суде первой инстанции. Правило ст. 32 ГПК сформулировано еще более категорично: стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Однако вытекающая из буквального толкования ст. 32 ГПК недопустимость изменения территориальной подсудности после принятия дела к производству суда опровергается правомочием, установленным в п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК. Указанная норма допускает передачу дела на рассмотрение другого суда в случае, когда обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств.

Соглашения о подсудности должны заключаться исключительно в письменной форме (с соблюдением правил, установленных для письменной формы сделок в гражданском законодательстве, — см. ст. 160, п. 2 и 3 ст. 434 ГК). Соглашение о подсудности может быть как составлено в виде отдельного документа, так и включено в виде соответствующего условия в иной договор (контракт, соглашение и т. п.). При этом конкретный суд, уполномоченный рассматривать возникшие (либо могущие возникнуть) между сторонами споры, должен указываться в полном соответствии с его официальным наименованием. Соглашение о подсудности носит обязательный характер как для суда, так и для сторон.

Я думаю, что значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Изучая функциональную, родовую, территориальную подсудность можно понять, что с помощью подсудности дела, подведомственные суду, разграничиваются по первой инстанции между звеньями судебной системы по вертикали, т.е. дело подсудно мировому судье, районному суду, суду субъекта Федерации, Верховному Суду РФ. Родовая подсудность определяется в зависимости от рода дела, его свойства, характера, значимости и т.д[10].

Подсудность не только помогает правильно определить суд, который будет рассматривать дело по первой инстанции, но и служит критерием распределения нагрузки судов (какое количество дел будет разрешаться тем или иным судом). Кроме того, от уровня судебного звена зависит уровень квалификации судей. Следовательно, более значимые, сложные дела будут сразу разрешаться судом более высокой инстанции. Это также повышает степень независимости суда.

В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ прямо подчеркивается, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.

Нарушение правил подсудности при рассмотрении дела является безусловным основанием для отмены судебного акта независимо от того, привело ли это нарушение к неправильному разрешению дела по существу или нет (см. ч. 1 ст. 330, п. 1 ч. 2 ст. 364, ст. 387 ГПК).

10. Ярков В.В., Гражданский процесс: Учебник для студентов вузов - 6 изд./ Издательство: Волтерс Клувер, 2009

Таким образом, институт подсудности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильности рассмотрения дел.

Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Более того, в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ прямо подчеркивается, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.

Введение
Глава 1 Понятие подсудности гражданских дел
1.1 Общая характеристика подсудности как института гражданского процесса
1.2. Классификация видов подсудности в гражданском процессуальном законодательстве РФ
Глава 2 Виды подсудности гражданских дел
2.1 Родовая (предметная) подсудность
2.2 Общее правило территориальной подсудности
2.3 Альтернативная подсудность
2.4 Исключительная подсудность
2.5 Договорная подсудность и подсудность по связи дел
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

- анализ механизмов разрешения вопросов о подсудности.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых и практикующих юристов, посвященные отдельным аспектам правил о подсудности в гражданском процессе.
Нормативную основу составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также судебная практика и результаты ее обобщения.
Структура работы определена поставленными задачами и состоит из трёх глав, объединяющих семь параграфов.
Заключение
Завершая рассмотрение вопросов, связанных с институтом подсудности в отечественной праве, стоит отметить, что их актуальность до сих пор не утрачена. Хотя в науке и практике имеется значительный опыт, а сам институт подсудности является настолько фундаментальным, что не может не обращать внимание ученых-правоведов, тем не менее, до настоящего времени не решены некоторые вопросы.
Несомненно, положительным моментом является тот факт, что современное российское законодательство продолжило тенденции советского гражданского процессуального права, подразделяя понятия «подведомственность» и «подсудность». Именно правильное разрешение этих вопросов позволяет эффективно защищать свои права, так как в государстве органы судебной власти занимают особое место. Их деятельность должна быть строго регламентирована и каждый, кто обращается за защитой своих прав и законных интересов, должен иметь четкое представление о правилах, в соответствии с которыми будет разрешен его спор. Но первое, с чем сталкивается субъект права, нуждающийся в судебной защите это именно правила о подведомственности и подсудности. От того, насколько ясно и однозначно они выражены зависит, в том числе, уровень доверия населения к судебной власти.
Устанавливая нормы о подсудности, законодатель не должен стремиться максимально запутать тех, кто будет обращаться в суд, в каждом правиле должна быть своя внутренняя, понятная каждому логика.
В целом, выводы к которым можно прийти по результатам проведенного исследования сводятся к следующему.
1. Подведомственность и подсудность не являются тождественными понятиями, однако одно без другого не существует, причем подсудность выступает развитием подведомственности.
2. Действующая классификация подведомственности признается большинством авторов, основывается на признаках предмета спора (предметная или родовая), а также территориальности (территориальная или местная). Введение каких-либо дополнительных критериев не имеет какого-либо практического значения.

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: