Страхование ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью

Обновлено: 03.05.2024

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.

Новые Известия, 16 июля 2012 г.

Финансовая газета , 21 апреля 2011 г.

Страхование ответственности за загрязнение нефтью с морских судов

Отношения, связанные с морским судоходством, в значительной степени определяются нормами международного морского права. Национальное законодательство, регулирующее данные вопросы, в целом ориентировано на соответствующие положения международного права. Это касается и возмещения вреда от загрязнения нефтью с морских судов.

Среди основных международно-правовых документов, которые регулируют отношения, возникающие при загрязнении нефтью с судов, можно назвать Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г., Международную конвенцию о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 г., Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.
В связи с тем что ущерб в результате загрязнения нефтью может быть очень значительным, важно чтобы он, во-первых, был возмещен, во-вторых, чтобы такое событие не разорило судовладельца. Поэтому при регулировании указанных вопросов большую роль играют гарантии обеспечения исполнения обязательств вследствие причинения такого вреда, что защищает как интересы потерпевших, так и участников морского бизнеса. Международно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с загрязнением нефтью, затрагивает, помимо прочего, и обеспечительные меры, в том числе страхование.
При страховании ответственности за причинение вреда всегда следует ясно представлять основания возникновения ответственности, объем (лимиты) возмещения, а также порядок определения роли отдельных субъектов тех правоотношений, которые возникают в результате причинения вреда. В целом применительно к ущербу от загрязнения нефтью с морских судов указанные вопросы в Российской Федерации определены нормативно.
Нормы российского законодательства, регулирующие вопросы ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью, основаны, как уже было сказано, на положениях соответствующих международных конвенций. Глава XVIII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ), как следует из ее названия, должна регулировать вопросы ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью. Однако в действительности положения данной главы охватывают далеко не все ситуации, при которых может возникнуть ответственность за загрязнения нефтью с любых морских судов; нормативно определена и территория, в отношении которой она применяется.
Территория применения норм главы XVIII определена ст. 421 КТМ, в соответствии с которой в случае причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью правила, установленные главой XVIII КТМ, применяются к ущербу от загрязнения с судов нефтью, причиненному на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море, и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; предупредительным мерам по предотвращению или уменьшению такого ущерба, где бы они ни принимались.
Субъекты ответственности за причинение вреда в результате загрязнения нефтью с судов определены п. 1 ст. 316 КТМ; это – собственники судов. Данное положение отличается от сформулированного в ГК РФ общего подхода к определению субъекта ответственности при использовании источника повышенной опасности. Так, в соответствии с п. 1 ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Следовательно, ГК РФ возлагает ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности на его законного владельца, и таким лицом может быть не только собственник, но и, например, фрахтователь судна. При загрязнении нефтью с морских судов ответственность за причинение вреда законом возложена не на любого владельца, а только на собственника судна.
В то же время для целей главы XVIII ст. 316 КТМ содержит специальное определение судна, отличающееся от общего определения, которое дано в ст. 7 КТМ. В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 316 КТМ судном является любое судно, предназначенное или используемое для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии, если судно, способное перевозить нефть, рассматривается в качестве такого судна только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого следующего за такой перевозкой рейса, если не доказано отсутствие на его борту остатков от такой перевозки нефти наливом. При этом п.п. 4 п. 2 данной нормы предусматривает, что нефтью является любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна.
Пункт 1 ст. 316 КТМ предусматривает, что собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев, предусмотренных ст. 317 и 318 КТМ. Содержание понятия инцидент раскрыто в п.п. 7 п. 2 ст. 316 КТМ, который предусматривает, что инцидентом является любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.
При анализе ст. 316 КТМ выявляются некоторые внутренние противоречия данной нормы. Так, в соответствии с п.п. 5 п. 2 указанной нормы ущербом от загрязнения являются, в частности, расходы на предупредительные меры. В то же время п.п. 6 п. 2 указанной нормы предусматривает, что предупредительными мерами являются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения. Получается, что расходы, в результате осуществления которых ущерб предотвращен, считаются ущербом (иными словами, расходы на предотвращенный ущерб относятся к ущербу).
Скорее всего, здесь имеет место редакционная неточность. В данном случае определяющее значение имеет характер ситуации, при которой расходы на предотвращение ущерба подпадают под действие данной нормы. Определение инцидента говорит об ущербе или угрозе ущерба. Последнее, как представляется, отражает цель предупредительных мер. Данные меры – это не любые действия, направленные на предотвращение ущерба (поскольку теоретически к ним можно отнести все, что делается с целью обеспечения безопасной перевозки), но это – чрезвычайные расходы, которые осуществляются в критических ситуациях, когда существует реальная возможность (серьезная и непосредственная угроза) возникновения еще больших расходов или каких-либо тяжелых последствий в случае непринятия предупредительных мер. Разумность данных расходов является одним из критериев для отнесения к предупредительных мерам.
Указанные вопросы имеют существенное значение для определения объема страхового покрытия при страховании, осуществляемого в соответствии с главой XVIII КТМ.
Кроме того, если говорить о страховании ответственности собственника судна в рамках требований XVIII КТМ, то необходимо обратить внимание на следующее. Пункт 1 ст. 316 КТМ говорит о возникновении ответственности за ущерб в результате инцидента, а п.п. 7 п. 2 данной нормы предусматривает, что инцидент включает ситуацию, представляющую угрозу причинения ущерба. Получается, что в последнем случае существует угроза ущерба, но, возможно, он будет предотвращен. Однако без причинения ущерба третьим лицам или окружающей среде ответственность в данном случае вряд ли может наступить. Институт ответственности практически всегда связан с нарушением прав, и если нарушение прав не произошло (ущерб предотвращен), то непонятно, за что и перед кем лицо, не причинившее вред, может нести ответственность. В то же время если говорить о предупредительных мерах в целях предотвращения реальной угрозы вреда, то их принятие влечет, как уже сказано, определенные расходы.
Указанное положение об ответственности вносит некоторую неопределенность относительно объема страхового покрытия на случай причинения вреда от загрязнения нефтью с судов. Если говорить о возмещении расходов на осуществление предупредительных мер, то речь здесь должна идти, скорее, не о страховании ответственности, а о страховании финансовых рисков. Возможно, в данном случае под ответственностью судовладельца за принятие предупредительных мер имеется в виду обязанность осуществить указанные расходы. Гражданско-правовая ответственность возникнет в случае причинения вреда, возникшего в результате непринятия необходимых мер. В то же время, поскольку в качестве обеспечительных мер предусмотрено страхование ответственности, к указанным проблемам, очевидно следует подходить как к вопросу, который решен путем специального регулирования. Возможно, следует считать, что расходы на предупредительные меры покрываются в данном случае в рамках страхования ответственности, тем более что такой подход созвучен требованию п. 1 ст. 962 ГК РФ: при наступлении страхового случая, предусмотренного договором имущественного страхования, страхователь обязан принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные убытки.
Вопросы ответственности, о которой говорится в главе XVIII КТМ, имеют ряд существенных особенностей. Субъект ответственности определен законодательно – это собственник судна. Для данных отношений установлена так называемая строгая ответственность, и это означает, что фактор вины причинителя вреда для возникновения ответственности не учитывается. В то же время в соответствии со ст. 317 КТМ собственник судна не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления; ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения; ущерб полностью причинен небрежностью или иными неправомерными действиями публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции. Кроме того, ст. 318 КТМ предусматривает следующее: в случае, если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по грубой неосторожности потерпевшего лица, то собственник судна может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом. Сравнение последних двух норм показывает следующее: если наличие указанных в ст. 317 КТМ обстоятельств полностью исключает ответственность собственника судна, то ст. 318 КТМ говорит лишь о возможности как полного, так и частичного освобождения от ответственности, и только перед лицом, проявившим умысел или грубую неосторожность. Последняя норма содержит в себе определенную диспозитивность: собственник судна может быть освобожден от ответственности, но не освобождается от ответственности безусловно (автоматически).
Следовательно, в случае с умышленными или неосторожными действиями потерпевшего безусловные основания для решения вопроса об освобождении собственника от ответственности не определены. В то же время представляется, что для отношений по страхованию в указанной ситуации может применяться ст. 265 КТМ, предусматривающая, что страховщик не несет ответственность за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. В случае если договор морского страхования подчиняется российскому праву, то общие положения ГК РФ, регулирующие случаи освобождения от страховой выплаты и отказов в страховой выплате, применяются к морскому страхованию, если это не входит в противоречие с КТМ и нормами международного права.
Ответственность собственника судна может быть ограничена. Статья 320 КТМ предусматривает следующее: собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой в следующем порядке:
3 млн расчетных единиц для судна вместимостью не более чем 5000 тонн;
для судна вместимостью более чем 5000 т к сумме, указанной в абзаце втором настоящей статьи, добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую тонну вместимости при условии, если общая сумма ни в коем случае не превышает 59,7 млн расчетных единиц.
В то же время ст. V Конвенции 1992 г. предусматривает иные, чем в КТМ объемы ограничения ответственности:
а) 4 510 000 расчетных единиц для судна вместимостью не более 5000 единиц;
b) для судна вместимостью, превышающей указанную выше, дополнительно к сумме, упомянутой в п.п. «а», добавляется 631 расчетная единица за каждую последующую единицу вместимости, при условии, однако, что эта общая сумма ни в коем случае не превышает 89 770 000 расчетных единиц.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Конституции Российской Федерации если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, и в данном случае должны применяться положения Конвенции.
При страховании указанные лимиты учитываются при определении страховой суммы.
Как Конвенция 1992 г., так и ст. 321 КТМ предусматривают, что собственник судна утрачивает право на указанное ранее ограничение ответственности, если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Это существенное ограничение права на ограничение ответственности служит стимулом для недопущения беспечности в такой важной и одновременно опасной деятельности, как морская перевозка нефти. При этом следует иметь в виду, что, как уже сказано, в соответствии со ст. 265 КТМ страховщик не несет ответственность за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. Следовательно, в случае возникновения ущерба в результате умысла или грубой неосторожности страхователя — собственника судна возможна ситуация при которой он может не только утратить право на ограничение ответственности, но могут возникнуть проблемы и с получением страховой выплаты.
Обеспечение исполнения обязательств по возмещению ущерба от загрязнения нефтью имеет обязательный характер. В соответствии со ст. 323 КТМ в целях покрытия ответственности собственника судна должно быть предоставлено финансовое обеспечение. Данная норма предусматривает, что собственник судна, перевозящего наливом в качестве груза более чем 2000 т нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения на основании правил, установленных главой XVIII КТМ, осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности (гарантию банка или иной кредитной организации) на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со ст. 320 КТМ (Конвенция 1992 г. говорит еще и о таком варианте обеспечения, как свидетельство, выданное международным компенсационным фондом).
Статья 323 КТМ устанавливает, что любые суммы, предоставление которых гарантируется страхованием или иным финансовым обеспечением ответственности в соответствии с п. 1 данной статьи, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований, предъявляемых на основании правил, установленных главой XVIII КТМ. Применительно к такому виду финансового обеспечения, как страхование, данное положение представляет собой весьма интересный подход к решению вопроса о страховой выплате, поскольку, как правило, закон не определяет обязанность лица (получившего страховую выплату) по целевому использованию суммы страховой выплаты.
Каждое судно в соответствии со ст. 324 КТМ обязано иметь свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью для каждого судна, на которое распространяется действие главы XVIII КТМ.
Свидетельство должно содержать следующие сведения:
название судна и порт (место) его регистрации;
название и место основной деятельности собственника судна;
вид финансового обеспечения ответственности;
название и место основной деятельности страховщика или другого предоставившего финансовое обеспечение ответственности лица и в соответствующих случаях место, в котором было осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;
срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.
Свидетельство должно находиться на борту судна, и его копия должна быть сдана на хранение в орган регистрации судна.
На практике нередок вопрос о том, какое юридическое значение имеет указанное свидетельство. Ошибочным можно считать мнение о том, что такое свидетельство представляет собой документ, достаточный, например, для наличия такого финансового обеспечения, как страхование. Страхование осуществляется на основании договора, следовательно, такой договор страхования необходим, в нем должны быть согласованы все существенные условия.
Статья 324 КТМ предусматривает особые требования к действию финансовых гарантий, предоставляемых в соответствии с главой XVIII КТМ. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, предусмотренным данной статьей, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение указанного в свидетельстве в соответствии с п. 1 ст. 324 КТМ срока действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа регистрации судна о таком прекращении, за исключением случаев аннулирования свидетельства таким органом или выдачи в указанный период нового свидетельства. Данные правила применяются также к любому изменению, в результате которого страхование или иное финансовое обеспечение ответственности прекращает удовлетворять требованиям, предусмотренным настоящей статьей.
Условия, порядок выдачи и проверки свидетельств, указанных в ст. 324 КТМ, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Правила выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью утверждены приказом Минтранса России от 25.11.02 г. № 147.

А. СОЛОВЬЕВ, начальник отдела правового обеспечения страховой деятельности ООО «СК «Согласие»

Статья 324. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью

1. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (далее - свидетельство), удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности и имеющее силу в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, выдается капитаном морского порта, в котором осуществляется государственная регистрация судов, каждому судну, если требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 323 настоящего Кодекса, выполнены.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 26.05.2021 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Свидетельство должно содержать следующие сведения:

название судна и порт (место) его государственной регистрации;

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

название и место нахождения страхователя (владельца судна или собственника судна);

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вид финансового обеспечения ответственности;

название и основное место деятельности страховщика или другого предоставившего финансовое обеспечение ответственности лица и в соответствующих случаях место, в котором было осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.

2. Свидетельство составляется на русском языке и должно содержать перевод на английский или французский язык.

3. Свидетельство должно находиться на борту судна, и его копия должна быть сдана на хранение в орган государственной регистрации судна.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, предусмотренным настоящей статьей, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение указанного в свидетельстве в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи срока действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа государственной регистрации судна о таком прекращении, за исключением случаев аннулирования свидетельства таким органом или выдачи в указанный период нового свидетельства.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются также к любому изменению, в результате которого страхование или иное финансовое обеспечение ответственности прекращает удовлетворять требованиям, предусмотренным настоящей статьей.

5. Условия, порядок выдачи и проверки свидетельств, указанных в настоящей статье, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Судно, которое находится в собственности Российской Федерации, перевозит наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти и в отношении которого не осуществлено страхование или не предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом государственной регистрации судна и удостоверяющее, что судно является собственностью государства и ответственность за ущерб от загрязнения обеспечена в пределах, которые определяются в соответствии со статьей 320 настоящего Кодекса. Указанное свидетельство должно, насколько это возможно, соответствовать свидетельству, предусмотренному пунктом 1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются соответственно к находящемуся в собственности иностранного государства и перевозящему наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти судну, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения.

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

7. Судну, к которому применяются правила, установленные абзацем первым пункта 6 настоящей статьи и пунктом 1 статьи 323 настоящего Кодекса, запрещается осуществлять коммерческую деятельность, если оно не имеет свидетельства, выдаваемого в соответствии с пунктом 1 или 6 настоящей статьи.

Статья 121. Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судовладелец несет ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.

2. Вред, который причинен имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей и в результате которого такое имущество утрачено или повреждено, включая расходы на ремонтные либо восстановительные работы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов, подлежит возмещению.

Ущерб, нанесенный вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ и повлекший за собой причинение вреда имуществу физических лиц или юридических лиц, включает в себя возмещение расходов на принятие разумных восстановительных мер, а также мер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий.

3. В случае, если вред имуществу физических лиц или юридических лиц загрязнением с судна нефтью и другими веществами, в том числе вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ, причинен более чем одним судном, владельцы этих судов несут ответственность за причиненный вред пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если ответственность между виновными судовладельцами невозможно разделить, они несут ее солидарно.

4. Эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности (далее - финансовое обеспечение) за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.

5. В соответствии с настоящей статьей подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:

1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;

2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;

3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;

4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.

6. Минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в отношении каждого судна владельца в соответствии с валовой вместимостью судна в следующем порядке:

1) для судов вместимостью до 200 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей;

2) для судов вместимостью более чем 200 до 2000 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей плюс десять тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 200;

3) для судов вместимостью более чем 2000 минимальная страховая сумма составляет двадцать миллионов рублей плюс восемь тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 2000.

7. Наряду с указанными в пунктах 5 и 6 настоящей статьи страховыми рисками и страховыми суммами договором страхования могут быть предусмотрены иные страховые риски и страховые суммы в размере, превышающем страховые риски и страховые суммы, установленные пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

8. Для целей настоящей статьи вместимость судна определяется на основании мерительного свидетельства, предусмотренного статьей 14 настоящего Кодекса.

9. В случае, если ответственность судовладельца, установленная пунктом 1 настоящей статьи, застрахована в соответствии с условиями, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, или в соответствии с иными договорами страхования, в том числе договорами страхования, заключенными как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, по страховым рискам и на страховые суммы в размерах не менее чем размеры страховых сумм, указанных в пункте 6 настоящей статьи, считается, что требования пункта 4 настоящей статьи судовладельцем исполнены полностью и дополнительного страхования или финансового обеспечения, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, не требуется при условии соблюдения требований пункта 10 настоящей статьи.

10. Страховщик подтверждает заключение договора страхования путем выдачи судовладельцу страхового полиса, страхового сертификата (далее - страховой полис). Страховой полис выдается в отношении каждого судна владельца независимо от флага, под которым оно плавает, или регистрации судна с указанием также наименования судна или его номера, идентификационного номера, присвоенного судну при его государственной регистрации, порта (места) регистрации, судовладельца и места его основной деятельности (наименование и место нахождения - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства - для физического лица).

Копия страхового полиса, заверенная страховщиком, выдавшим страховой полис, находится на судне и предъявляется должностному лицу органа государственного надзора и должностному лицу администрации бассейна внутренних водных путей, в том числе при осуществлении государственного портового контроля.

Если текст страхового полиса оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.

При наличии финансового обеспечения вместо страхового полиса выдается документ, который подтверждает финансовое обеспечение и должен содержать информацию, указанную в настоящем пункте. Если текст документа оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.

11. При наступлении страхового случая потерпевшее лицо, в том числе администрация бассейна внутренних водных путей, вправе предъявить непосредственно к страховщику или к организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, требование о возмещении вреда, причиненного имуществу, и (или) о возмещении расходов на подъем, удаление, утилизацию затонувшего судна или иного затонувшего имущества. Соответствующее заявление направляется страховщику или организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, вместе с документами, подтверждающими причинение такого вреда и его размер.

12. При заключении договора страхования и в период его действия страховщик может проводить за свой счет самостоятельно или с привлечением экспертных организаций экспертизу судна, в том числе экспертизу на предмет соответствия судна требованиям, предъявляемым к нему настоящим Кодексом.

13. Судовладелец содействует в проведении назначенной страховщиком экспертизы судна, в том числе обеспечивает доступ экспертных организаций на судно и предоставляет им имеющуюся на судне техническую и иную документацию.

Статья 336.7. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом

1. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (далее - свидетельство), удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности и имеющее силу в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, выдается капитаном морского порта, в котором осуществляется государственная регистрация судов, каждому судну, если требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 336.6 настоящего Кодекса, выполнены.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 26.05.2021 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Свидетельство должно содержать следующие сведения:

1) название судна, его позывной сигнал и порт (место) его государственной регистрации;

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) название и место нахождения страхователя (владельца судна или собственника судна);

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией;

4) вид финансового обеспечения ответственности и срок его действия;

5) название и основное место деятельности страховщика или другого предоставившего финансовое обеспечение ответственности лица и в соответствующих случаях место, в котором осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;

6) срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.

3. Свидетельство составляется на русском языке и должно содержать перевод на английский, французский или испанский язык.

4. Свидетельство должно находиться на борту судна, его копия должна быть сдана на хранение в орган государственной регистрации судна.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, предусмотренным настоящей статьей, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение указанного в свидетельстве в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи срока действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа государственной регистрации судна об этом прекращении, за исключением случаев аннулирования данным органом свидетельства или выдачи в этот период нового свидетельства.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правила, установленные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также к любому изменению, в результате которого страхование или иное финансовое обеспечение ответственности прекращает удовлетворять требованиям, предусмотренным настоящей статьей.

7. Условия, порядок выдачи и проверки свидетельств, указанных в настоящей статье, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

8. Судно вместимостью более чем 1 000, которое находится в собственности Российской Федерации и в отношении которого не осуществлено страхование или не предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом государственной регистрации судна и удостоверяющее, что судно является собственностью государства и ответственность за ущерб от загрязнения обеспечена в пределах, которые определяются в соответствии с правилами, установленными главой XXI настоящего Кодекса. Указанное свидетельство должно соответствовать, насколько это возможно, свидетельству, предусмотренному пунктом 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Правила, установленные пунктом 8 настоящей статьи, применяются соответственно к находящемуся в собственности иностранного государства судну вместимостью более чем 1 000, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения.

10. Если судно, к которому применяются правила, установленные пунктом 8 настоящей статьи и пунктом 1 статьи 336.6 настоящего Кодекса, не имеет свидетельства, выдаваемого в соответствии с пунктом 1 или 8 настоящей статьи, его эксплуатация запрещается.

Ст. 336.7. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом

Кодекс торгового мореплавания > Глава XVIII КТМ РФ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЩЕРБ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ НЕФТЬЮ > Статья 324. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью

1. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (далее - свидетельство), удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности и имеющее силу в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, выдается каждому судну органом его государственной регистрации, если требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 323 настоящего Кодекса, выполнены.

Свидетельство должно содержать следующие сведения:

название судна и порт (место) его государственной регистрации;

название и основное место деятельности собственника судна;

вид финансового обеспечения ответственности;

название и основное место деятельности страховщика или другого предоставившего финансовое обеспечение ответственности лица и в соответствующих случаях место, в котором было осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;

срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.

2. Свидетельство составляется на русском языке и должно содержать перевод на английский или французский язык.

3. Свидетельство должно находиться на борту судна, и его копия должна быть сдана на хранение в орган государственной регистрации судна.

4. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, предусмотренным настоящей статьей, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение указанного в свидетельстве в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи срока действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа государственной регистрации судна о таком прекращении, за исключением случаев аннулирования свидетельства таким органом или выдачи в указанный период нового свидетельства.

Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются также к любому изменению, в результате которого страхование или иное финансовое обеспечение ответственности прекращает удовлетворять требованиям, предусмотренным настоящей статьей.

5. Условия, порядок выдачи и проверки свидетельств, указанных в настоящей статье, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Судно, которое находится в собственности Российской Федерации, перевозит наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти и в отношении которого не осуществлено страхование или не предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом государственной регистрации судна и удостоверяющее, что судно является собственностью государства и ответственность за ущерб от загрязнения обеспечена в пределах, которые определяются в соответствии со статьей 320 настоящего Кодекса. Указанное свидетельство должно, насколько это возможно, соответствовать свидетельству, предусмотренному пунктом 1 настоящей статьи.

Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются соответственно к находящемуся в собственности иностранного государства и перевозящему наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти судну, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения.

7. Судну, к которому применяются правила, установленные абзацем первым пункта 6 настоящей статьи и пунктом 1 статьи 323 настоящего Кодекса, запрещается осуществлять коммерческую деятельность, если оно не имеет свидетельства, выдаваемого в соответствии с пунктом 1 или 6 настоящей статьи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: