Какой тезис относится к правовому государству основные права определяются и устанавливаются

Обновлено: 25.04.2024

1. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».

1) установлена государством 2) имеет письменную форму 3) совокупность представлений о добре 4) содержит нормативно-правовые акты 5) исполняется в силу внутренних побуждений, привычки 6) охраняется и защищается государством 7)регулятор общественных отношений

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права, которые их регулируют:

А) работники начали законную забастовку 1) уголовное право

Б) суд назначил опекуна для 3-летнего ребёнка, 2) административное

оставшегося без попечения родителей право

В) суд оправдал подсудимого 3) трудовое право

Г) работник был уволен за прогул 4) семейное право

Д) директор кафе был оштрафован за нарушение

3. Найдите в приведённом ниже списке отличительные признаки закона как правовой нормы:

1) носят общеобязательный характер

2) возникли в результате обобщения социального опыта

3) принимаются высшим представительным органом

4) нарушение норм обязательно влечёт различные санкции

5) соблюдение обеспечивается принудительной силой государства

4. Найдите в приведённом списке ситуации, в которых была нарушена правовая норма:

1) гражданин М. достиг совершеннолетия, в связи с чем над ним была прекращена опека

2) охранник школы С. заснул во время дежурства

3) семья М. самовольно заняла земельный участок

4) гражданка Ю. расторгла договор аренды квартиры

5) подростки умышленно повредили предвыборные плакаты кандидата на пост мэра

6) гражданин, вызванный свидетелем, не явился в суд

5. Установите соответствие между характерной чертой нормы и её видом:

1) мораль 2) право

А) устанавливаются государством

Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил

В) появляются задолго до возникновения государства

Г) имеют общеобязательный характер

Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) гипотеза 2) диспозиция 3) норма права 4) санкция

7. Установите соответствие между ситуациями и типом правоотношений (отраслями права):

А) гражданин Д. на принадлежащем ему джипе въехал на 1) гражданское

территорию зоны отдыха на берегу водохранилища

Б) менеджер фирмы вовремя не выехал из дома, попал в 2) семейное

автомобильную пробку и опоздал на несколько часов на 3) административное

работу, сорвав переговоры

В) супруги внесли в брачный контракт положение об 4) трудовое

имуществе, находящемся в совместной собственности

Г) фирма в установленные договором сроки не смогла 5) уголовное

установить в школе пластиковые стеклопакеты

8. Ученица 11 класса, сравнивая нормы права, возникшие при разложении первобытного общества, и нормы обычая, игравшие в эпоху первобытности основную роль в обществе, назвала ряд особенностей правовой нормы, отличающие её от норм обычая. Какие из перечисленных признаков относятся только к правовым нормам?

1) являются регулятором общественных отношений

2) гарантируются применением мер государственного принуждения

3) содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты

4) возникшие противоречия разрешает суд

5) поддерживаются авторитетом вождя

6) фиксируются в письменных источниках

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) судебный прецедент 2) обычное право 3) источники права 4) нормативно-правовой акт 5) международные правовые акты

10. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности:

Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

Литература:

Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.

Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.

Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

ВложениеРазмер
testirovanie_k_teme_pravovoe_gosudarstvo_mif_ili_realnost._.docx 19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование к теме “Правовое государство: миф или реальность”.

Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

- Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное. государство с республиканской формой правления” (глава 1).

Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочия институтов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

- Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

- В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Сферы общественной жизни Общественные объединения, действующие в этих сферах

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1. Гарантированные гражданские права и свободы; А) Экономическая;

2. Свободный доступ к информации; Б) Социальная;

3. Многочисленный средний класс; В) Нормативная;

4. Возможность обладания частной собственностью. Г) Культурная

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций”

Какие выводы из текста вы можете сделать?

Почему СМИ называют четвертою властью?

5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

6. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.

Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.

Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"

Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание".


План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему: «Правовое государство: история и современность»

Дисциплины:«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В. Тема: «Правовое государство: история и современность»Тип урока: повторение и систематизация зна.

Правовое государство

Идея создания правового государства находится в центре современного юридического мышления, ее актуальность и значимость в настоящее время трудно переоценить. Именно господство права способно надежно о.


Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Древнерусское государство в IX- XII веках"

Конспект направлен на развивающее повторение и обобщение знаний учащихся, используются дифференцированные задания, тестовый материал, работа с картой.


Проверочная работа по теме "Советское государство и его аппарат в 20 - 40-е гг".

Вопросы по материалу лекции "Советское государство в 20 -40-е гг. XX в.".

понятие правового государства

о правовом государстве.

Правовое государство

в презентации дается определение понятию правовое государство, его признаки, структура, основные черты.

Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы. В них (в стандартах) так и сказано, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Вот почему обществознание ввели с 6-го класса, а в 10-м классе (на новой ступени обучения) 2 часа обществознания в место 1 часа. Чтобы выполнить требования стандарта, предлагается увеличить до 50% учебного времени (в старших классах) на практические и лабораторные работы.

  1. Вводно-мотивационный этап, где в конце ставится учебная задача.
  2. Этап собственно учебных действий учащихся.
  3. Этап контроля и коррекции.

На первом этапе (в начале изучения новой темы) очерчиваю понятийный круг, ставлю учебную задачу, которую формулирую часто виде проблемного вопроса или задания.

Например, неизбежен ли был распад Советского Союза?

На втором этапе, который самый длительный, предлагаю разнообразную самостоятельную работу учащимся: с учебником, документами, таблицами, со схемами и т.д., где они выполняют поставленную перед ними учебную задачу.

На третьем этапе провожу контроль и коррекцию чаще всего виде зачета, который может быть как устный, так и письменный. Технология развивающего обучения дает возможность использовать проблемный и интерактивный методы, что развивает мыслительную деятельность и помогает готовить учащихся к ЕГЭ.

Кроме того не оставляю без внимания проектную работу.

Вашему вниманию я хочу представить урок по обществознанию.

  1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1;
  2. Тест. Приложение № 2.

Урок-практикум (1 ч.)

“Мы можем стать свободными только
тогда, когда станем рабами закона”.
Цицерон

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Цели урока:

образовательные: совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами.

развивающие: развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

воспитательные: способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Дополнительные материалы: Дидактическое пособие, Конституция РФ.

Учащиеся должны знать:

1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

2. Причины и условия формирования гражданского общества.

Учащиеся должны понимать:

1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

2. Признаки гражданского общества.

3. Признаки правого государства.

Учащиеся должны уметь:

1. Анализировать текст.

2. Объяснять смыл понятий.

3. Называть представителей теории правого государства.

4. Характеризовать роль СМИ в развитии гражданского общества.

Тип урока: лабораторная работа.

План урока.

1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство в России миф или реальность”.

2. Решение познавательных и дискуссионных задач.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке-лекции вы познакомились с теоретическими положениями темы “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач. Но прежде чем приступить к решению задач мы узнаем результаты исследовательской работы, которую выполнила Шмидт Елена в форме презентации.

2. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1

- Вот к таким выводам пришла Елена. А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

- Чтобы не быть голословными попробуйте доказать свою точку зрения используя определение и признаки правового государства. (Учащиеся доказывают свои точки зрения)

Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

- Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное. государство с республиканской формой правления” (глава 1).

Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочия институтов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

- Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

- В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций”

Какие выводы из текста вы можете сделать?

Почему СМИ называют четвертою властью?

5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

6. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный повторительно-обобщающий урок по теме "Правовое государство" закрепляет и систематизирует знания по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок «Правовое государство и гражданское общество”»

МКОУ НГО «Павдинская СОШ»

Повторительно-обобщающий урок «Правовое государство и гражданское общество”

I. Организационный момент.

В сущности, название и образ правления не имеют никакой важности: если только правосудие оказывается всем гражданам,

если они уравнены в правах, государство управляется хорошо.

Как вы можете охарактеризовать это высказывание?

На предыдущем уроке вы познакомились с темой “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач.

Гражданское общество – это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц.Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества.

Правовое государство - такое государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границax, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Таким образом, граждане и государство в рамках правового государства имеют свои права и обязанности, которые регулируются нормами права.

Основным законом нашей страны является Конституция РФ?
Кто гарантирует права человека в нашей стране? (государство).
Давайте закроем на секунду глаза и представим, что в мире остались одни права. Вы живете и говорите: «У меня есть право», к вам подходят и говорят: «Я имею право». Что тогда произойдет?

1.Кластер :признаки правового государства: 1. Господство права, Верховенство закона Разделение властей, реальная свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность гражданина и государства

Повторив главные моменты предыдущей темы урока, цель нашего сегодняшнего урока в чем ?Применить наши знания на практических заданиях.

1.Определите, в каких ситуациях имеет место нарушение прав человека, и какие права нарушены:
а) продавец в магазине «обвесил» покупателя;
б) сотрудник администрации города оскорбил гражданина, пришедшего на прием;
в) милиционер, при задержании подозреваемого, причинил ему тяжкие телесные повреждения, не соответствующие характеру опасности со стороны подозреваемого;
г) братья подрались между собой и нанесли увечья друг другу;
д) неизвестные похитили с дачи имущество;
е) милиционеры задержали на улице подростка и не сообщили его родителям о факте задержания;
ж) в результате семейной ссоры муж нанес побои жене;
з) хулиганы отобрали на улице у ребенка мобильный телефон.и) вас не приняли на работу без объяснения причины;
к) в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;
л) вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации

Задание № 2 Какой тезис относится к правовому государству?

1.А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

2.А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

3.А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

4.А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

5.А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ
Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Тестовые задания. Правовое государство и гражданское общество.

1.)Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

1. учреждение Государственного совета;

2.проведение переписи населения;

3.создание обществ защиты прав потребителей;

4.проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2) Укажите признак правового государства :

1. Власть выше права

3) Исключительным признаком правового государства является постулат:

1.источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2.все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3.принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4.принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

4) В основе теории правового государства лежит стремление :

1. Разделить ветви власти;

2.Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу;

4. Дать возможность народу контролировать государство

5) Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,- это:

6) Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

7) Теорию разделения властей на три ветви создал :

8) Разделение властей необходимо для:

1. сосредоточение власти в одних руках.

2. исключения монополизации власти.

3. исполнения принятых законов.

9) Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей.

10) Идеи какого государства высказаны в древнеримском суждении: « Не царь- закон, а закон царь»?

Задания. Гражданское общество. Правовое государство

Какой тезис относится к правовому государству?

1.Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

2. Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

4. Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

5. Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

6. Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

2. Работа с Конституцией РФ . - Используя Конституцию, выполните ряд заданий.

1. Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

2. Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно.

3. Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ

4. Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное. государство с республиканской формой правления” .

3. В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве .

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

4 - В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: