Более эффективный способ взаимодействия граждан бизнеса и государства

Обновлено: 28.03.2024

Взаимодействие государства и бизнеса – это процесс обмена действиями между органами государственной власти и предпринимателями, осуществляемого в целях реализации их интересов.

Общее представление о взаимодействии государства и бизнеса

Государство и бизнес являются неотъемлемыми субъектами общественной жизни всех стран. При этом система взаимодействия между ними в каждой стране специфична. Эта специфика обусловлена действием нескольких основных факторов:

  • характер отношений, который сложился исторически между государством и бизнесом;
  • типы экономического поведения населения, которые преобладают в данной стране;
  • традиции разрешения деловых конфликтов;
  • особенности распределения экономических ресурсов между различными социальными институтами;
  • уровень политической культуры населения.

Совокупное действие этих факторов определяет модели и способы взаимодействия государства и бизнеса. В современном мире государство и бизнес могут взаимодействовать по одной из двух моделей, которые принципиально отличаются друг от друга – плюралистической и неокорпоратистской.

Стоит отметить, что в чистом виде ни одной из этих моделей в мире не существуют. Ученые говорят лишь о наличии определенных факторов, по которым можно утверждать преобладание той или иной модели. Следовательно, чаще всего в мире конкретные экономики представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей.

Характеристика плюралистической модели взаимодействия государства и бизнеса

Плюралистическая модель взаимодействия государства и бизнеса базируется на том, что части общественной системы координационно зависят друг от друга. Это значит, что какая-то одна часть целостной системы не может играть доминирующую роль.

Деятельность государства должна осуществляться в интересах всего капиталистического класса. Подобное мнение объясняется тем, что этот класс занимается материальным производством продукции, жизнеобеспечивающей как каждого конкретного индивида, так и все общество в целом. А другие члены общества, которые занимаются иными видами общественного производства (в том числе, государство), выступают в качестве субъектов, деятельность которых способствует оптимизации и развитию материального производства.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе плюралистической модели взаимодействия государства и бизнеса лежит англо-американская традиция, которая сама сформировалась с учетом наличия в обществе следующих культурно-исторических особенностей:

  • преобладающим принципом социально-экономического поведения основной части населения США и Великобритании является индивидуализм, который подразумевает ориентацию людей на личный успех и их готовность принять на себя ответственность;
  • одним из главных условий и движущей силой общественного развития является конкуренция, создание условий для которой выступает в качестве основы деловой этики и системы регулирования экономических отношений;
  • основным показателем успешности, прежде всего, является прибыль;
  • государству отводится роль разработчика правил регулирования отношений в экономике, разрешителя конфликтных ситуаций и помощника отечественных производителей на мировых рынках;
  • основным методом разрешения конфликтов между участниками корпоративных отношений является проведение судебных процессов.

В результате действия этих факторов были определены основные аспекты концепции плюрализма. А именно: государство – это независимый арбитр, который принимает решения исходя как из общенациональных интересов, так и из частных интересов отдельных групп. Государство в основном ведет себя пассивно, его основной функцией остается властное распределение ограниченных ресурсов.

Частный бизнес выступает как полноценный участник политического процесса. Поэтому отношения между властью и бизнесом зачастую принимает форму сделок, заключаемых как между равноправными партнерами.

Характеристика неокорпоратистской модели взаимодействия государства и бизнеса

Неокорпоратистская модель взаимодействия государства и бизнеса также называется корпоратистской. Её фундаментальные основы были заложены на фоне развития (преимущественно в странах континентальной Европы) следующих культурно-исторических особенностей:

  • в качестве основы деловой этики рассматривалось сотрудничество и партнерство различных профессиональных и социальных групп;
  • ориентация населения, в первую очередь, на сохранение достигнутого уровня жизни и предотвращение возможных потерь для бизнеса и благосостояния;
  • главным считается обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом, а не успех отдельной личности или компании;
  • получение прибыли зачастую рассматривалось не как конечная цель предпринимательской деятельности, а как условие ее ведения;
  • допускается ограничение конкуренции, если это является необходимым условием для реализации интересов экономики в целом;
  • государство несет большие социальные обязательства перед обществом, поэтому оно имеет право выдвигать соответствующие требования к нему, в том числе, к бизнес-сообществу;
  • конфликтные ситуации урегулируются, как правило, в досудебном порядке, посредством заключения между заинтересованными сторонами договоренностей (т.е. обращение в суд – это крайний способ).

Таким образом, неокорпоратизм предполагает наличие институциональных форм правления, в которой интересы бизнеса представляют несколько централизованных организаций (например, профсоюзы, союзы работодателей и др.), лишь содействующих государственным органам в разработке законопроектов и в выработке политических решений и принимающих в обмен на это содействие ряд обязательств. В настоящее время подобная модель взаимодействия государства и бизнеса успешно реализована в странах северной Европы (таких, как Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и др.).

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества

как субъектов инновационного развития

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:

эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов. Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития "демократия - человек - технологии", Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.


Формирование эффективной экономической политики в современных условиях предполагает существенное повышение роли и влияния межотраслевых и отраслевых предпринимательских ассоциаций. Сегодня в экспертном сообществе практически не находит поддержки довольно распространенная в последней четверти прошлого века точка зрения, согласно которой коллективные действия предпринимателей считаются неизбежным злом для общества, а последовательное отстаивание интересов бизнес-сообщества – своего рода ловушкой, способной замедлить экономический рост.

Однако есть широкий круг теоретических и эмпирических исследований, убедительно доказывающих, что состоящие в бизнес-ассоциациях экономические агенты, с одной стороны, лучше адаптируются к условиям рыночной экономики, а с другой – их коллективные действия в определенной степени заменяют политическую конкуренцию и защищают права собственности, а также интересы представителей малого и среднего бизнеса. В Торгово-промышленной палате уверены, что новое понимание места и роли предпринимательских ассоциаций в нашей стране и посткризисном мире должно найти отражение в дискуссии о корректировке экономического курса России, которая развернулась после выступления 13 января 2014 года на заседании «Меркурий-клуба» академика Евгения Примакова.

В связи с этим уместно выделить следующие приоритеты. Первое. Несмотря на то, что за четырьмя крупнейшими общефедеральными предпринимательскими объединениями – ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА России» – фактически закрепились полномочия ведущих консультационных площадок, обеспечивающих представительство интересов всех категорий предпринимательства, в реальности согласование позиций бизнеса и власти происходит без должной системности, зачастую – в откровенно «ручном режиме». До сих пор и на федеральном уровне, и особенно в регионах сохраняются подходы, когда значительная часть проектов экономических нормативно-правовых актов, относящихся в первую очередь к налоговой сфере, готовится в лучшем случае при формальном участии представителей делового сообщества без серьезной оценки последствий принимаемых решений. Как следствие – появляются законы, не улучшающие, а ухудшающие экономическую обстановку и деловую среду. Такие примеры у всех, что называется, на слуху.

Очевидно, следует подумать об усовершенствовании механизма оценки регулирующего воздействия нормотворчества на предпринимательскую деятельность. По-видимому, следует в законодательном порядке четко прописать саму процедуру разрешения конфликтных ситуаций, когда какое-нибудь спорное положение встречает активное отторжение со стороны бизнес-сообщества. Основываясь на опыте ряда зарубежных стран, имеет смысл предусмотреть принятие специального регламента в части образования и работы согласительных комиссий, состоящих из членов профильных комитетов Госдумы, Совета Федерации, представителей соответствующих ведомств и бизнес-ассоциаций. Разве такая мера не лежит в русле решения важной задачи, о которой было заявлено при подведении итогов работы Госдумы шестого созыва? Тогда речь шла о том, чтобы в 2014 году совершить качественный переход к новому уровню законотворческой политики.

Второе. Принятые за последний год шаги федеральной власти и новые инициативы различных депутатских групп, прежде всего Общероссийского народного фронта, создают предпосылки для налаживания эффективного гражданского контроля за осуществлением государственных программ экономической и социальной политики. Опросы по линии ТПП РФ свидетельствуют, что от 55 до 75% предпринимателей готовы участвовать в контроле закупочной деятельности в государственных структурах и компаниях с госучастием, а также в процессе формирования цен и тарифов в естественных монополиях.

Мы считаем, что в итоговой версии закона об общественном контроле необходимо отдельной строкой зафиксировать полномочия в этом деле предпринимательских ассоциаций. Важно еще раз вернуться к порядку рассмотрения инициатив граждан, собравших 100 тысяч подписей в Интернете. Все такого рода инициативы, имеющие экономическую подоплеку, обязаны, на наш взгляд, пройти экспертизу предпринимательских объединений до того, как их внесут в повестку работы законодательного органа. Нужно пересмотреть порядок формирования общественных советов при федеральных и региональных органах управления. Предпринимательским союзам и ассоциациям следует предоставить право напрямую делегировать своих представителей в такие советы, действующие при ведомствах экономического и социального блоков.

Третье. С начала нынешнего, 2014 года, как мы знаем, в нашей стране действует новый порядок государственных и муниципальных закупок. Учитывая, что вступивший в силу закон о федеральной контрактной системе носит рамочный характер, ключевое значение при его реализации отводится процедурам, которые определяются подзаконными актами. При этом, на наш взгляд, должно быть уделено особое внимание анализу пробелов, выявившихся в ходе выполнения принятых за последние полтора года на правительственном уровне мер по повышению прозрачности госзаказа. Ведь как бы нам ни хотелось этого делать, но мы все же вынуждены согласиться с недавним выводом Счетной палаты России, констатировавшей, что «большинство особо крупных государственных контрактов стоимостью свыше 1 млрд рублей заключаются и реализуются в серой зоне правоприменительной практики и закупочных технологий».

Палата разделяет озабоченность значительной части экспертного сообщества, указывающей, что федеральная контрактная система открывает новые возможности для честной конкуренции и вместе с тем не дает гарантий от появления новых лазеек, которые быстро оккупируют недобросовестные бизнесмены, поднаторевшие на коммерческом подкупе и коррупционных схемах. Одна из таких лазеек – предквалификационный отбор поставщиков. Сегодня в этой сфере безраздельно доминируют госзаказчики, тогда как мнение и доводы предпринимательских ассоциаций, как правило, игнорируются.

Не содержат каких-либо разъяснений на этот счет и опубликованные в ноябре прошлого года методические рекомендации Минэкономразвития, нацеленные на облегчение доступа малых и средних предприятий к госзаказу. Эта категория предпринимателей недвусмысленно связывает с участием палат и отраслевых бизнес-ассоциаций в предквалификационном отборе свои надежды относительно того, что новые требования закона о 15%-ной квоте малого и среднего бизнеса в выполнении госзаказа будут соблюдаться строго и неукоснительно, а доступ к госзаказу получат действительно достойные, а не аффилированные с заказчиками фирмы. Так почему бы не ввести правило, когда уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей имел бы возможность по ходатайству предпринимательских ассоциаций приостанавливать проведение конкурсов и аукционов, организаторы которых не соблюдают норму, установленную законодателем в части малых и средних компаний?

Четвертое. Как известно, важное место в деятельности ТПП РФ, как и других предпринимательских объединений, наряду с представлением интересов бизнеса и выполнением социокультурной миссии, занимает оказание широкого спектра услуг хозяйствующим субъектам. Наша Палата неоднократно высказывала свою позицию по поводу целесообразности передачи определенной части компетенций государственных структур на уровень предпринимательских ассоциаций. Нельзя не видеть, что процесс саморегулирования предпринимательской деятельности в том виде, в котором он развивался на протяжении последних 15 лет, исчерпал свои возможности, и об этом откровенно говорили многие участники состоявшейся месяц назад в ТПП РФ первой международной конференции «Практическое саморегулирование».

В частности, предприниматели жаловались, что в некоторых саморегулируемых организациях произошла селекция членов на «своих» и «чужаков». Как следствие – по отношению к «своим» допускаются всевозможные поблажки, зато к «чужакам» применяются необоснованно жесткие меры дисциплинарного и финансового воздействия.

Надо откровенно признать, что введение принципов саморегулирования не привело к повышению качества работы в тех сферах, где в этом была первоочередная необходимость, например, в оценочной деятельности. Сейчас государственные и коммерческие организации, столкнувшиеся с этой проблемой, вынуждены прибегать к «двойной» услуге, когда заключение оценочной компании направляется на повторное рассмотрение в национальные советы саморегулируемых организаций.

Возникает вопрос: а не будет ли лучше, если удостоверение экспертов-специалистов возложить на независимые структуры в лице ведущих предпринимательских объединений? Во всяком случае, ТПП РФ и большинство территориальных палат располагают необходимым опытом и штатом профессионалов, способных давать объективные заключения по самым сложным объектам, требующим оценки.

Сегодня в деловом сообществе предлагается принятие комплекса правовых и организационных мер, способных вернуть доверие государства и общества к саморегулируемым организациям. Кроме того, многие указывают, что пришло время ставить вопрос о модернизации закона, регулирующего деятельность торгово-промышленных палат.

Фото: Shutterstock

Во время пандемии в обществе вырос запрос на справедливость — но понимаем ли мы, что это такое? РБК Тренды и инвестиционная компания А1 разбираются в истории понятия справедливости: какой ее видели наши предки, а какой видим мы? Что может сделать наше общество более справедливыми? Возможна ли справедливость в бизнесе, и если да, как она может выглядеть?

Горизонтальные связи

В условиях пандемии все стали помогать всем: крупные компании оказывали помощь малому бизнесу, бизнесмены объединялись в сообщества, чтобы вместе пережить кризис. Предприятия помогали врачам и государству: меняли форматы производства, чтобы выпускать средства защиты, жертвовали деньги на борьбу с вирусом. Но удастся ли сохранить всеобщую поддержку после этого кризиса?

«Любой кризис – это с одной стороны время испытания, но с другой стороны, испытания имеют вполне экономическую природу. Никто не отменял конкуренцию на любых рынках даже в это время. Вплоть до того, что с учетом снижающегося спроса она будет только обостряться. Поэтому я не очень уверен в том, что корпорации, которые конкурировали на протяжении многих лет, вдруг станут друзьями, преисполнятся любви друг к другу и начнут обмениваться самыми передовыми практиками и помогать друг другу. Это выглядит маловероятным», — считает экономист Владислав Иноземцев.

Но вполне вероятно ускоренное развитие ассоциаций по видам бизнеса или регионам. Такие объединения помогают влиять на федеральные компании и власть, усиливая горизонтальные способы взаимодействия. Например, большая четверка бизнес-объединений России во время пандемии направляла премьер-министру Михаилу Мишустину обращения, предлагая программу действий во время кризиса, некоторые из рекомендаций вошли в состав мер поддержки бизнеса.

«В ряде случаев мы для усиления своих позиций, позиций бизнеса, подписывали совместные обращения в правительство. И не только обращения — мы предлагали программу деятельности вместе с Торгово-промышленной палатой, “Деловой Россией”, “Опорой России”, иногда подключали такие структуры, как Агентство стратегических инициатив, уполномоченного по защите прав предпринимателей. И наличие четырех, пяти, шести подписей под нашими предложениями делали их более весомыми для правительства. То есть мы выстраивали горизонтальные связи по лоббированию бизнес-интересов в условиях кризиса», — рассказывает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Крупные ассоциации обращаются к высшим органам власти. Что же делать региональным объединениям? Обращаться к властям на своем уровне, чтобы уже они защищали бизнес-интересы. Решения по коронакризису на практике уже принимаются не централизованно, а локально.

Горизонтальные связи важны не только для отношений бизнеса и государства, но и для построения связей в корпорациях. Онлайн-формат ведения бизнеса показал, что многоэтапная передача поручений просто не имеет смысла. После пандемии многие компании могут отказаться от многоступенчатой иерархии — корпоративные структуры станут более «плоскими».

«Развитие горизонтальных связей — это ведь не что-то новое, что появилось в кризисный период. Это изменение системы отношений внутри в том числе и крупных корпораций, когда не все команды отдаются сверху. Происходит некое делегирование ответственности “вниз”, когда она распределяется по горизонтали. В экономике в целом происходит развитие горизонтальных связей, когда бизнес может объединяться не через власть, управляющее воздействие сверху, а самостоятельно, в том числе для выживания в кризис, а в нормальных условиях — для более динамичного развития. Это, на мой взгляд, действительно веление времени» — считает Александр Шохин.

Начало диалога

Вставать на ноги будет непросто: нас ждет падение спроса, рост безработицы. В такой ситуации надежду справедливо возложат в первую очередь на государство. Но единолично оно не справится с кризисом.

«Я думаю, что бизнес должен помогать тем отраслям, которые государство обязано финансировать и развивать и не всегда с этим справляется. И та же пандемия прекрасно показывает, что одной из основных сфер является здравоохранение. <. >Мы видим, что крупный бизнес на Западе давно вкладывается в этот сектор, причем не всегда внутри собственной страны. В России благотворительные успехи бизнеса не так впечатляют.

Но в оправдание я могу сказать, что система благотворительности, ее организация в России далеки от западных стандартов. Здесь как раз пришел очень хороший момент для того, чтобы бизнес и власть провели нечто вроде круглого стола, чтобы понять, каким образом можно стимулировать положение бизнеса в благотворительности», — считает Владислав Иноземцев.

После тяжелейшего кризиса вес публичного сектора вырастет — и это самое время для начала диалога. Не только в сфере здравоохранения и благотворительности: совместных решений ждут проблемы в зарубежных связях и отечественных бизнес-объединениях. Пандемия дает нам возможность достроить горизонтальную систему взаимодействия «государство — общество — бизнес». Коронавирус пройдет, а взаимопонимание останется.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем – это механизм, призванный обеспечить привлечение наиболее обеспеченного сектора экономики к решению социальных проблем совместно с органами государственного управления за счет стимулирования такого участия со стороны государства.

Необходимость привлечения бизнеса к решению социальных проблем

Развитие общества, его социальное расслоение и иные причины ведут к тому, что количество социальных проблем не только не уменьшается, но и увеличивается. Государственные ресурсы не позволяют в полной мере решить все существующие проблемы, тем более что для большинства стран характерно уменьшение вмешательства государства в экономику, сокращение государственного сектора в экономике, как следствие, уменьшение доходов и влияния государства в этой сфере.

При этом, следует отметить, что государство никогда не допускает полного устранения от регулирования экономических процессов.

Государство стремится к формированию социальной ответственности бизнеса, под которой понимают систему партнерства государства и бизнеса в решении социальных проблем.

Сущность взаимодействия государства и бизнеса при решении социальных проблем

Привлечение бизнеса к решению социальных проблем реализуется через следующие формы:

  • во-первых, осуществление инвестиций и бизнес-проектов, направленных на охрану здоровья, здорового образа жизни, безопасность труда, развитие персонала;
  • во-вторых, обеспечение участие бизнеса в осуществлении природоохранной деятельности, ресурсосбережении;
  • в-третьих, привлечение бизнеса к поддержке и развитию местного сообщества;
  • в-четвертых, развитие социальной инфраструктуры за счет частных средств.

Зачастую участие бизнеса в решении социальных проблем может носить косвенный характер, обусловленный необходимостью развития той или иной сферы, до которой государство еще не добралось.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве примера в этом смысле можно рассмотреть строительный бизнес. Для осуществления строительства иногда требуется постройка дорог, ввод дополнительных энергоподстанций, создание инфраструктурных объектов, способных привлечь граждан к приобретению жилья на той или иной территории. По окончании строительства все указанные объекты продолжают работать на благо общества: дороги и подстанции, как правило, переходят в собственность муниципального образования, которое уже не тратит средства на их создание, а только поддерживает их в рабочем состоянии, инфраструктурные объекты решают проблему удовлетворения тех или иных социальных потребностей населения.

Также государство активно привлекает бизнес-структуры к совместному участию в тех или иных социальных проектах. Это направление взаимодействия государства и бизнеса в решении социальных проблем признано более взаимовыгодным, чем благотворительная деятельность. Участие бизнеса в различных мероприятиях обеспечивает рост узнаваемости предприятий и их продукции среди населения, формирование имиджа социально-ответственных субъектов рынка, лояльность государства к конкретным представителям бизнес-структур.

Социальная ответственность бизнеса выступает феноменом, вступающих в противоречие с основной целью осуществления бизнеса – получение максимальной прибыли экономическими субъектами. Задача государства и бизнеса, взаимодействующих в процессе решения социальных проблем, состоит в нахождении определенного баланса между экономическими интересами бизнес-структур и социальными интересами общества. На сегодняшний день бизнес не может полностью устраниться от социальных проблем, поскольку это будет крайне негативно восприниматься обществом, а значит и влиять на востребованность бизнес-структур на рынке.

Участие бизнеса в решении социальных проблем требует интеграции социальных инициатив в бизнес-стратегию развития. Только это обеспечивает полноценность социальной ответственности бизнес-структур. На государство в этом случае возлагается регулирующая и координирующая роль, позволяющая определить стратегические ориентиры социально-экономического развития общества, обеспечить создание базовых условий для осуществления бизнеса и роста эффективности экономики, разработать и внедрить проекты национального масштаба и государственной важности. Государство должно выступать локомотивом инвестиционной деятельности. Она должно обеспечивать максимальные вложения в экономику за счет формирования инфраструктурных объектов, создания предприятий, найма персонала, увеличивая тем самым объем потребления, который выступает стимулом развития бизнеса.

Модели взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере

Бизнес и государство в социальной сфере могут взаимодействовать в рамках нескольких моделей, к числу которых относятся следующие:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: