Ставка налога это установленный государством размер налога за вычетом налоговых льгот

Обновлено: 25.04.2024

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Масштаб налога — это …
определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения
размер налога, приходящийся на одного налогоплательщика
отношение размера налога к размеру бюджета, в который он поступает, измеряемое в процентах
установленный государством размер налога

Налог – это …
индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в любой форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время …
на содержание армии
с церковных верований
с капитала
подушный

Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту …
разные ставки и разные доходы
разные налоги
разные налоги и разные ставки
разные доходы

Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в развитых странах составляет …
1:3
1:2
2:1
1:1

Органы местного самоуправления … устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ
вправе
вправе, с разрешения районной инспекции МНС РФ
не вправе
вправе, но с обязательным уведомлением МНС РФ

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из …
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах и Конституции РФ
Законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах
Налогового кодекса РФ

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении …
трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу
одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу
двух месяцев со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются в РФ …
уполномоченной комиссией МНС РФ, выезжающей по запросу органов местного самоуправления
районными инспекциями МНС РФ
исполнительными органами местного самоуправления
представительными органами местного самоуправления

Объект налогообложения — это …
сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет
взимаемый налог
юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
имущество налогоплательщика

Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
нет
да
да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

Предмет налогообложения — это …
количественное выражение объекта налогообложения
имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств
юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
размер налога, приходящегося на единицу налогообложения

Ставка налога — это …
установленный государством размер налога
сумма денег, которую платит налогоплательщик, за вычетом налоговых льгот
размер налога, приходящийся на единицу налогообложения
установленный государством размер налога за вычетом налоговых льгот

Уравнительный налог существует в налоговой системе …
Франции
США
Германии
Японии

Подоходный налог с физических лиц в США …
вместе с акцизными сборами составляет более 80% федерального бюджета
играет незначительную роль в формировании доходной части федерального бюджета
не взимается
является одной из самых крупных статей доходов

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее
чем через одну неделю после их принятия
1 января года, следующего за годом их принятия
чем через один месяц после их принятия
чем по истечении одного года после их принятия

2. Ставка налога — это
установленный государством размер налога за вычетом налоговых льгот
размер налога, приходящийся на единицу налогообложения
сумма денег, которую платит налогоплательщик, за вычетом налоговых льгот
установленный государством размер налога

3. Абстрактные налоги — это налоги, которые
вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства
непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд
поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству
вводятся государством для формирования бюджета в целом

4. По налоговому законодательству РФ физические лица считаются резидентами, если они находятся на территории РФ более
93 суток в календарном году
93 суток
183 суток
183 суток в календарном году

5. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений
нет
да
да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

6. К источникам налогового права не относится
Конституция РФ
Решения арбитражного суда по конкретным налоговым делам
Налоговый кодекс РФ
Налоговое законодательство зарубежных стран

7. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов
федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы
федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, налоги и сборы свободных экономических зон РФ
федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации

8. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам
региональным
местным
федеральным
смешанным

9. Налоговые органы провести проверку документов налогоплательщика
не имеют
имеют право, но только тех документов, которые связаны с уплатой налога
имеют право
имеют право в исключительных случаях

10. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу)
Конституционный суд РФ
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

11. Субъект налоговых правоотношений — это
реальный участник налоговых правоотношений
любое лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. являющееся носителем субъективных прав и обязанностей
взимаемый налог
исключительно физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

12. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах
Германии
Франции
США
Японии

13. Объект налогообложения — это
юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
взимаемый налог
сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет
имущество налогоплательщика

14. Субъектом налогообложения по подоходному налогу может быть «только семья» в налоговых системах такого государства, как
Россия
США
Франция
Германия

15. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении
одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу
трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу
двух месяцев со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Налоговая ставка, согласно ст. 53 НК РФ, представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По поводу определения термина "налоговая ставка" доктрина налогового права проявляет редкое единодушие с законодателем. Налоговая ставка - это размер налога (в рублях) на единицу налога [5]. Проще говоря, налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения [1, с. 205].

С точки зрения экономистов, ставка налога - это размер, доля, процентная доля налоговых изъятий из доходов, исчисляемая по отношению к общей сумме дохода, кредита [4].

К.Т.ф. Эеберг полагал, что с облагаемой единицы взимается так называемая единица налогообложения, называемая налоговой ставкой, если облагаемая единица выражается в денежной сумме, часть которой и составляет налог [3, с. 167.].

Налоговые ставки могут быть твердыми (выраженными в твердой сумме на каждую единицу налога); процентными (выраженными в виде процента от единицы налога в денежной форме). Процентные ставки иначе называют адвалорными. В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой [2, с. 111].

Твердые налоговые ставки применяются в юридических конструкциях многих налогов, таких как акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Процентные налоговые ставки установлены для большинства налогов, например, для земельного налога, налогов на имущество физических лиц и организаций и др.

Если ставка налога не зависит от величины налоговой базы, ставка является пропорциональной (например, установленные Налоговым кодексом РФ налоговые ставки по НДФЛ и НДС). Но по некоторым налогам ставки могут меняться в зависимости от величины налоговой базы.

Если ставка возрастает при увеличении базы, ставка является прогрессивной. Прогрессия является простой, если при ее применении установлены четкие пороговые величины налоговой базы, с преодолением которых связано увеличение налоговой ставки, применяемой ко всей налоговой базе. При этом возможны существенные отличия суммы налога при незначительном отличии стоимости имущества. Сложная прогрессия предполагает применение увеличенной налоговой ставки не ко всей налоговой базе, а только к той ее части, что превышает пороговую величину.

В Российской Федерации в настоящее время не установлено налогов, предусматривающих прогрессивную ставку со сложной прогрессией. В качестве исторического примера можно привести подоходный налог с физических лиц (утратил силу). Современная налоговая система России нашла применение данной ставки только при установлении государственной пошлины за обращение в суды. Налоговая ставка со сложной прогрессией, как правило, устанавливается в твердой денежной сумме плюс процент от налоговой базы, превышающей определенный размер. В данном случае при незначительном отличии дохода сумма налога существенно не изменится.

Если ставка снижается при увеличении базы, она является регрессивной. Налогов с регрессивной ставкой налоговая система России также не содержит. В качестве примера можно привести разве что отмененный единый социальный налог.

Иногда налоговые ставки устанавливаются в комбинированном или смешанном виде, т.е. ставка в виде твердой денежной суммы сочетается с процентом от налоговой базы (например, акцизы) [5].

Таким образом, вид налоговой ставки в значительной степени зависит от вида налоговой базы. Если законодателем используется исключительно количественная или иная физическая характеристика предмета (объекта) налогообложения, то применяется твердая налоговая ставка. Процентная налоговая ставка, в свою очередь, сочетается только со стоимостной характеристикой. Применение же пропорциональной, прогрессивной и регрессивной налоговых ставок всецело зависит от реализуемой государством налоговой политики.

Как совершенно верно отмечено в литературе, размер налоговой ставки определяет такую категорию, как налоговое бремя. Согласно теории Лэффера рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговых ставок приведет не к увеличению, а к сокращению доходов в бюджет. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Лэффер считал 30% от суммы доходов частного лица [1, с. 206].

Также следует учесть, что в научной (учебной) литературе иногда выделяется так называемая эффективная налоговая ставка, которая представляет собой процентное отношение суммы налога к налоговой базе. В частности, эффективная налоговая ставка будет отличаться от собственно налоговой ставки в тех налогах, в которых предусмотрена сложная прогрессивная (регрессивная) ставка [5]. Международный налоговый глоссарий указывает, что при расчете эффективной налоговой ставки учитывается не только установленная налоговая ставка, но и иные аспекты налоговой системы, которые определяют сумму налога, подлежащую уплате, а эффективная налоговая ставка, в свою очередь, определяет реальное, экономическое налоговое бремя [6, с. 152-153].

В связи с тем, что установление ставок по региональным и местным налогам отнесено как к компетенции федерального, так и регионального (местного) законодателя, это привело к появлению рамочных и базовых налоговых ставок.

Рамочная налоговая ставка определяет верхнюю и нижнюю границы, в пределах которых законодатель вправе установить действующую налоговую ставку. Например, данная конструкция применяется по налогу на игорный бизнес. При этом, если региональный законодатель не воспользуется своим правомочием по установлению налоговой ставки, применению подлежит минимальная рамочная ставка. Базовая налоговая ставка имеет то же предназначение, что и рамочная, но реализуется путем увеличения или уменьшения законодателем установленной базовой ставки в определенное количество раз. При этом допускается уменьшение налоговой ставки до нуля. Применяется в рамках транспортного налога. Отличием базовой налоговой ставки от рамочной является то, что она не имеет прямого действия в случае ее неустановления региональным законом.

1. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. Пособие. М: Юрлитинформ, 2006. - 424 с.

2. Клейменова М.О. Налоговое право: учеб. пособие. М.: МФПУ "Синергия", 2013. - 368 с.

3. Курс финансовой науки: Перевод с 12 нем. изд. / Эеберг К.Т.ф., проф. Эрланген. СПб.: Тип. А. Розена, 1913. - 604 с.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

6. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. revised 6th edition. - 550 p.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 3 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 г.

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в подпункт 9 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

Информация об изменениях:

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

Информация об изменениях:

Подпункт 14 изменен с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

Информация об изменениях:

Подпункт 15 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 321-ФЗ

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 1 пункта 4 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

1) квартира, часть квартиры или комната;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 2 пункта 4 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

2) жилой дом или часть жилого дома;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений пункта 5 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 23 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

ГАРАНТ:

Лицо, указанное в настоящем пункте, которому по состоянию на 31 декабря 2014 г. была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу

О рекомендациях по вопросам обработки заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу см. письмо ФНС России от 30 ноября 2020 г. N БС-4-21/19653@

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

Информация об изменениях:

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ГАРАНТ:

См. Рекомендуемый формат представления уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, в электронной форме, утвержденный приказом ФНС от 27 мая 2020 г. N ЕД-7-21/352@

О рекомендациях по вопросам обработки уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, см. письмо ФНС России от 30 ноября 2020 г. N БС-4-21/19653@

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: