Статус непризнанных или частично признанных государств как субъектов международного частного права

Обновлено: 29.04.2024

Доклад президента Международной Ассоциации "Адвокаты без границ", Вартана Оганова, на прошедшем в Афинах в начале октября 2017 года Международном Научно-практическом Семинаре посвященном адвокатуре, адвокатской деятельности и международному праву, касающийся правовых аспектов непризнанных государств.

Провозглашение независимости сербского края Косово, а также республик Южной Осетии , Абхазии,Преднистровья,Нагорного Карабаха,Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики придали новый импульс дискуссиям о праве народов на самоопределение, государственном суверенитете, правовых основаниях и критериях признания международным сообществом вновь образованных государств.

В научном сообществе активно обсуждаются политические и правовые аспекты таких вопросов, как момент возникновения государства как субъекта международного права, признание государства как субъекта международного права лишь частью международного сообщества и влияние такого частичного признания на статус такого государства.

В настоящее время на политической карте мира существует около 200 различных этнических образований, которые претендуют на суверенитет. Статус этих образований, получивших в литературе название «непризнанные государства», как субъектов международного права находится под сомнением.

Существование непризнанных государств является камнем преткновения в решении многих международных споров. В самом названии подобных образований содержится намек на конфликтность.

В тоже время де-факто непризнанные государства не просто существуют, они динамично развиваются, оказывают заметное влияние на международные отношения, в том числе участвуют в международном торговом обороте.

Таким образом, существование непризнанных государств в современном мире представляет собой объективный фактор, игнорировать который было бы ошибкой как с научно-теоретической, так и с прикладной точек зрения. Юридическая наука может и должна способствовать комплексному изучению такого политико-правового явления как «непризнанные государства».

В настоящее время в научных кругах идет активный поиск адекватных методологических и теоретических подходов к исследованию феномена непризнанности.

Непризнанным может быть названо государственное образование, полностью или частично лишенное международного признания, но обладающее всеми другими признаками государственности . Другими словами непризнанные государства — это политико-территориальные образования, обладающие в большинстве случаев ключевыми атрибутами государственности и, в первую очередь, способностью к эффективному внутренне контролю над основной территорией при отсутствии международного признания, без которого они не могут полноправно вступать в правовые отношения с другими государствами .

preview

Выступление президента Международной Ассоциации "Адвокаты без границ", Вартана Оганова

Наличие того или иного государства — это объективный фактор, который не зависит от чьего-либо субъективного признания. «государство лишь постольку и существует, поскольку оно действует, властвует, правит».

Ключевым признаком возникновения нового государства является способность его органов осуществлять фактическую власть на данной территории, а также легитимность этих органов государственной власти, то есть признание их большинством населения данной территории и готовность им подчиняться.

Международная правосубъектность государства не зависит от дипломатического признания. Она возникает во время установления отношений с государством другими субъектами международного права и продолжается на протяжении всего периода этих отношений.

В дипломатической и судебной практике нередко возникает вопрос о применении законов непризнанного государства или государства с не признаваемым правительством. Известно немало судебных решений, исходящих из того, что непризнанное государство юридически не существует и потому его законы не подлежат применению.

Такого рода решения были основаны на конститутивной теории признания, согласно которой признание делает государство субъектом международного права. Эта теория постепенно уходит в прошлое. В настоящее время большинство исследователей склоняется к мысли, что международная правосубъектность государства не зависит от дипломатического признания и, следовательно, оснований дискриминации непризнанного государства в международном праве нет.

Применение иностранного права, в том числе непризнанного государства, осуществляется в рамках национального права и в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Отечественные коллизионные нормы, которые являются единственным юридическим основанием применения иностранного права, не содержат ограничений в отношении права непризнанного государства и современное международное право не содержит никаких дискриминационных положений в отношении непризнанного государства, то есть применение иностранных законов не должно ставиться в зависимость от признания этого иностранного государства.

Следует отметить, что существуют определенные пределы применения иностранного права. Применяемые нормы иностранного права не должны нарушать основополагающие принципы национального правопорядка — это твердо установившийся принцип международного частного права. Национальное право, допускает применение иностранного права, устанавливает порядок его применения, и, одновременно, очерчивает допустимые границы его применения на своей территории.

В соответствии со ст. 7 Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года стороны могут по своему усмотрению устанавливать с общего согласия право, подлежащее применению арбитрами при решении спора по существу. Если не имеется указаний сторон о подлежащем применению праве, арбитры будут применять закон, установленный в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой.

Одним из актуальных вопросов, связанных с существованием непризнанных государственных образований, является вопрос о возможности применения их национального законодательства в отношениях с зарубежными партнерами, а также признания органами власти других государств правовых актов и юридических действий непризнанных государств. Будут ли считаться легитимными документы, выданные органами непризнанных государств (например, документы о регистрации актов гражданского состояния, удостоверяющие личность граждан, подтверждающие правоспособность юридических лиц и т. д.)?

На практике встречаются случаи, когда та или иная организация при подтверждении своего правового статуса как юридического лица приводит письменные доказательства, выданные соответствующими органами так называемых «непризнанных государств» или спорных «государственных образований» (в пространстве СНГ это Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика), в которых отсутствуют (не действуют) территориальные органы государств, в состав которых входят эти образования.

Приведу пример по Российской Федерации: В Федеральную нотариальную палату поступают обращения нотариальных палат субъектов Российской Федерации о случаях представления российским нотариусам различных документов, выданных органами Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья, Южной Осетии,Донецской Народной Республики, Луганской Народной Республики. В частности, для совершения нотариальных действий представлялись документы о регистрации актов гражданского состояния, удостоверяющие личность граждан, подтверждающие правоспособность юридических лиц, нотариальные документы.

Еще в 2007 году Федеральная нотариальная палата обратилась с запросом в министерство иностранных дел о возможности принятия Российскими нотариусами для совершения нотариальных действий документов, исходящих из государственных образований, не признанных Российской Федерацией самостоятельными субъектами международного права.

Официальная позиция Российского внешнеполитического ведомства состоит в том, что международное право не запрещает государствам признавать действительность некоторых юридических актов органов, осуществляющих фактическую власть на неподконтрольных официальной власти территориях.

Очевидно, что отказ в принятии документов непризнанных государств существенно нарушает права и интересы представивших данные документы граждан и юридических лиц. Так, например, не может быть заведено наследственное дело, если факт смерти наследодателя подтверждается свидетельством о смерти, выданным соответствующим органом непризнанного государства; удостоверена сделка, заключаемая лицом, предъявляющим для установления личности физического лица либо подтверждения правоспособности юридического лица документ государства, не непризнанного Российской Федерацией.

На протяжении многих лет существует не мало проблем связанное с апостилем по легализации документов иностранного образца в Греческой Республике. Другими словами это международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации. Документы, заверенные апостилем в одном из государств-участников Конвенции, должны приниматься в другом государстве-участнике Конвенции без каких-либо ограничений.

Всем известно , что 5 октября 1961 года в эпоху заключения Гаагской конвенции не существовали такие непризнанные государственные образования как Южная Осетия , Абхазия,Преднистровье,Нагорный Карабах, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.

Лица уехавшие из данных непризнанных государственных образований в Грецию на постоянное либо временное проживание,сталкиваются с большими проблемами в государственных организациях.От них требуют апостилированные документы согласно Гаагской конвенции 1961 года то,что практически не осуществима по природе.Считаю,что конвенция просто обязана принимать новый протокол относительно апостиля для непризнанных государственных образований в целях искоренения всех негативов относительно узаканивания своих документов в Греции..

В соответствии с международной практикой непризнание мировым сообществом того или иного территориального образования в качестве суверенного государства не означает, что другие государства обязаны не признавать любые правовые акты и юридические действия органов этого образования.

.Из японской судебной практики можно привести пример решения районного суда Киото от 7 июля 1956 года. В нем также было отмечено, что «международное частное право призвано найти самое подходящее право. и оно не интересуется регулированием взаимоотношений между суверенными государствами. Следовательно, иностранное право, применяемое по принципам международного частного права, не должно быть ограничено только правом признанных государств и правительств; эффективность иностранного права не должна зависеть от признания»

Правомерность признания некоторых актов непризнанных государственных образований была отмечена и международными судебными инстанциями.

Так, в Консультативном заключении «О юридических последствиях продолжавшегося, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН № 276 (1970), присутствия Южной Африки в Намибии» Международный суд ООН констатировал: «В общем, непризнание суверенитета Южной Африки над территорией Намибии, не должно повлечь лишение населения Намибии каких бы то ни было преимуществ, получаемых от международного сотрудничества. В частности, в то время как действия официального характера, совершаемые правительством Южной Африки от имени или в отношении Намибии после истечения известного мандата, являются незаконными и не имеющими силы, эта несостоятельность не может быть распространена на такие действия, как, например, регистрация рождений, смертей и браков; последствия подобных действий могут быть проигнорированы в ухудшение жителей этой территории».

В итоге Международный суд выработал позицию, согласно которой не должны отвергаться правовые акты и юридические действия непризнанных государственных образований, существующих de facto.

Страсбургский суд также отметил, что мнение, выраженное Международным судом в деле о присутствии Южной Африки в Намибии, вовсе не является обособленным: «Оно подтверждено как авторитетными авторами трудов по теме образований de facto в международном праве, так и реально существующей практикой, в частности, постановлениями судов различных государств по вопросу о статусе решений, принимаемых властями образований de facto. Это действительно так, что видно по примерам отношений частных юридических организаций и действий de facto органов власти, затрагивающих такие отношения.

Некоторые государственные органы идут дальше, они фактически признали даже действия, имеющие отношения к ситуациям в сфере государственного права, например, предоставив суверенный иммунитет существующим de facto образованиям, органам и институтам, или отказываясь оспаривать обретение собственности органами таких образований»

Таким образом, можно сделать вытод, что международное право определяет в качестве критерия законности и действительности того или иного акта непризнанного образования соответствие такого акта правам и интересам его жителей, в особенности правам, гарантированным международным правом.

Эффективность иностранного права также не зависит от признания государства международным сообществом. Применение законодательства непризнанных государств не нарушает публичного порядка Российской Федерации ,а также Европейского Союза.

Правовые акты и юридические действия непризнанных государственных образований, существующих de facto, являются легитимными, что подтверждается мировой судебной практикой. Международное право не запрещает государствам признавать действительность юридических актов органов, осуществляющих фактическую власть на неподконтрольных официальной власти территориях.

Отсутствие признания со стороны других государств не должно влиять на способность государства вступать в международно-правовые отношения, в том числе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Длительное отсутствие официального признания вновь образованного государства со стороны участников международно-правовых отношений в первую очередь ущемляет права и интересы граждан и юридических лиц на данной территории, что недопустимо в современном обществе, где главной ценностью являются права и свободы человека.

В ситуации с Косово, как и в ситуациях с непризнанными государствами на территории бывшего СССР, сталкиваются два относительно авторитетных принципа международного права: право наций на самоопределение, с одной стороны, и территориальная целостность и суверенитет государства - с другой. В случае если в Косово приоритет будет отдан праву наций на самоопределение, действительно ли можно будет использовать этот прецедент как основание настаивать на той же иерархии принципов на постсоветском пространстве?

Хочу обратить внимание, что в Уставе ООН нет права наций – зафиксирован принцип самоопределения наций. В других частях документа разъясняется, что такое нация – это nation-state, нация-государство, в западном смысле.

Что получается? Права как такового нет, есть принцип. В заключительном акте Хельсинкского совещания было зафиксировано более определенно: принцип территориальной целостности государства стоял ближе к началу, то есть был приоритетнее. А дальше уже мир пошел по пути признания территориальной целостности.

Что же касается права (если даже его формулировать именно как право), то тогда надо прийти к тому заключению, что его имеет нация, то есть все население данной территории, но не этнос.

Хотелось бы уделить небольшое время Кипрской проблемы.15 июля 1974 года на острове произошёл военный переворот, в ходе которого организация греков-киприотов ЭОКА-В свергла архиепископа Макариоса III, президента Кипра. Турецкие власти воспользуясь ситуацией на Кипре, высадили тридцатитысячный военный корпус, который занял около 35 % территории острова.
Кипр был разделён на южную греческую часть и северную — турецкую. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны были разделены так называемой «зелёной линией» — буферной зоной ООН. Перемещение через демаркационную линию стало почти невозможным. Был создан физический и социальный барьер между греческой и турецкой общинами.

В 1983 году северная турецкая община самопровозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра, этот акт был осуждён в Резолюции Совбеза ООН и признан юридически недействительным, и до сих пор новообразованное государство признала только Турция.

В начале XXI века по инициативе ООН была предпринята попытка окончательно урегулировать кипрскую проблему. 24 апреля 2004 года был проведён референдум, на котором 75 % греков высказались против так называемого Плана Аннана, который подготовила британская дипломатия, считая, что он «узаконивает результаты турецкой агрессии и увековечивает турецкую оккупацию». 65 % турецкой общины поддержали этот план.

В том же 2004 году Кипр стал членом Евросоюза, однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова.
В 2005 году Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в Евросоюз потребовала от последней признания суверенитета Республики Кипр.

К сожалению до сих пор этого не произошло.

Просим по возможности пожертвовать нашему изданию любую посильную для вас сумму .

Для этого мы создали специальный аккаунт в PayPal.

Оплатить подписку можно по QR code:

preview

Или нажав на эту кнопку:

Подписаться

Для жителей РФ , где недоступен PAYPAL мы предлагаем оформить оплату через Юмани (можно пополнить через Сбербанк / любые карты РФ / Счет телефона Билайн, МТС, Tele2)

Также вы можете перевести свои пожертвования на наши банковские счета указанием в назначении платежа "Οικονομική βοήθεια"(Financial help)

  • Eurobank: - 0026.0200.430106055945 (IBAN GR3802602000000430106055945 SWIFT EFGBGRAA)
  • Εθνική Τράπεζα της Ελλάδος-155677059-24 (IBAN GR6701101550000015567705924 swift trapesas bic ethngraa)
  • Τράπεζα Πειραιώς - 5126-035164-032 (IBAN GR8201721260005126035164032 PIRBGRAA)

Учитывая, что греческие банки берут комиссию в размере 3,5 евро, за перевод с других банков, пожалуйста не перечисляйте из других банков сумму меньше 3,5 евро, иначе она пойдет в минус.


Далеко не все страны мира признаны мировым сообществом — клубом уже признавших друг друга стран, в качестве независимых государств. Есть список стран мира, а также список стран ООН. А есть страны, которых в этих списках нет, но фактически они существуют, говорят о своей государственности и даже признаны некоторыми другими странами. Однако каждый такой случай следует рассматривать индивидуально: слишком разные истории, подоплека, причины и следствия, степень независимости и уровень поддержки как внутри провозглашенных границ, так и вне их. Все непризнанные или частично признанные государства сильно отличаются друг от друга и находятся в одном списке в высшей степени условно.

Непризнанное государство — это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений. Они не имеют дипломатического признания со стороны большинства государств-членов Организации Объединённых Наций, а их территория, как правило, расценивается общепризнанными государствами как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.

Частично признанные государства — государства, не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН, таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств [1].

Под непризнанием ООН политологи имеют в виду фактическую невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Франция, США, Китайская Народная Республика и Россия — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Ватикана, до 2000 года был у Швейцарии, при этом эти государства всегда считались признанными. Такой же статус с декабря 2012 года у частично признанного Государства Палестина [3].

Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.

Понятие «непризнанное государство» условно. На самом деле к ним обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства и частично признанные государства, некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации.

Подобные типологии несовершенны, но их отсутствие еще больше затруднило бы изучение феномена непризнанных государств. Идеальные типы часто не совпадают с динамикой реальных процессов и иногда носят весьма условный характер.

Непризнанные государства − политический феномен, возникший после Второй мировой войны вследствие неразрешимого противоречия двух основополагающих норм международного права − права наций на самоопределение и принципа нерушимости границ. Именно оно и делает возможным постоянное появление все новых непризнанных образований [2].

Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов и кризисов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена.

Непризнанные государства могут быть разделены на типы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств — контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа:

‒ непризнанные государства с полным контролем своей территории.

‒ непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично.

‒ образования под протекторатом международного сообщества.

‒ квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы и имитирующие некоторые черты государственности (чаще всего не относят к непризнанным государствам, а к самопровозглашённым автономиям).

Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты (за исключением стран, признавших его). Непризнанное государство зачастую рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.

С другой стороны, они обладают определёнными чертами государственности, что влечет за собой появления у них правосубъектности. Говоря о необходимых составляющих для появления и существования непризнанных государств, следует опираться на общие признаки государственности. Ведь, как мы знаем, многие сегодняшние общепризнанные страны в своё время также проходили тяжёлый путь принятия факта их суверенитета и независимости другими участниками международной арены (а некоторые другие — частично признанные проходят этот путь прямо сейчас). Так, Соединённые Штаты Америки и сами ещё в XVIII веке отстояли независимость от Британской метрополии (а Российская империя стала одной из первых стран, признавших право штатов на самостоятельность). Поэтому вполне закономерно, что все особенности, присущие государствам-членам ООН тесно перекликаются с особенностями непризнанных государств (по сути, непризнанное государство от признанного должно отличать лишь отсутствие подписи о признании независимости со стороны других стран и наличия официальных дипломатических отношений с ними).

Здесь подобным образом мною определяется 2 вида признаков государства: обязательные (отсутствие которых не позволяет говорить о государственности образования) и дополнительные (отсутствие которых вполне допустимо, однако их наличие даёт больше оснований говорить о состоятельности того или иного государственного образования). К обязательным относятся такие признаки, как: наличие собственной территории с постоянно проживающим на ней населением; государственные символы (в число которых могут входить официальное название, флаг, герб, гимн, печать, девиз, знамя и многие другие, возможно временное использование символов других государств); органы государственного управления (администрация, фискальная система, правоохранительные органы и другие); относительная обороноспособность (для неё необходимы такие силы внешней защиты, как вооружённые силы, силы самообороны, службы разведки и другие структуры); атакже официальное декларирование суверенитета и независимости территориального образования (для появления государства необходимо, прежде всего, собственное признание его существования, а это требует официально оформленных документов и заявлений, которые принято назвать декларацией суверенитета и независимости). Без них образование нельзя назвать государственным (в таком случае их можно отнести к территориальным автономиям или квазигосударствам). Среди дополнительных признаков можно выделить такие, как: собственная нормативная база (Конституция, Доктрина, Устав, законодательная система); документация (удостоверения личности, свидетельства о рождении, браке и другие); валюта; язык;банковская система; система связи; государствообразующая нация и многие другие. И хоть они являются неосновными признаками, появление большинства из них в формирующихся странах — лишь вопрос времени (потому как представить себе современное состоявшееся государство без них крайне проблематично).

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. Можно говорить о сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах ее формирования, целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом государстве региона. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые и налоговые системы.

Согласно существующему мнению юристов, «признание должно осуществляться при соблюдении основных принципов международного права, однако, на практике сложно определить грань между соблюдением и нарушением таких принципов, как равноправие и самоопределение народов, с одной стороны, и невмешательство во внутренние дела государств, с другой. Исходя из этого, вопрос признания по-разному трактуется одними и теми же государствами». Данный факт обуславливает различность подходов не только теоретиков юриспруденции, но и обуславливает поведение игроков на международной арене. При рассмотрении вопроса признания того или иного государства, на первый план чаще встают не вопросы юридической оправданности признания, а соображения геополитические, на которые в первую очередь оказывают влияние признающего государства. Двойственность подхода к международно-правовому регулированию положения непризнанных государств объясняется нежеланием международного сообщества, в частности, Организации Объединенных Наций, способствовать этническому сепаратизму. В 1995 году генеральный секретарь ООН Бутрос Гали следующим образом прокомментировал данное положение: «Современная концепция ООН предлагает этническим общностям достаточно широкие возможности для самоопределения без сепаратизма. Прежде всего, в форме автономии — территориальной, а чаще национально-культурной, через общую демократизацию государства (когда права национальных общностей надежно защищаются законом и судом), и иным образом».

Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН [5].

Так или иначе, отношения между двумя и более акторами международных отношений являются результатом их взаимного желания. В целях развития мира и сотрудничества, заинтересованные стороны прилагают усилия для того, чтобы ускорить и упростить процесс признания государствами ранее непризнанных государственных образований [4].

Таким образом, можно смело сказать, что непризнанные государства являются неотъемлемой частью современной мировой политики. Как правило, появление данных государств является следствием различных конфликтов этнического или конфессионального толка. Непризнанные государства, несмотря на свои малые размеры, играют важную роль в осуществлении национальных интересов многих мировых держав. И сейчас действительно появляется понимание необходимости сугубо индивидуального подхода к каждой непризнанной территории. Это обеспечивает наиболее полную реализацию национальных интересов каждой страны, позволяет использовать те стратегии урегулирования существующих «замороженных конфликтов», которые являются самыми эффективными.

  1. Научно-популярный журнал «Вокруг света»
  2. Словарь «Война и мир»
  3. Устав Организации Объединённых Наций
  4. Энциклопедия Британника
  5. American Heritage Dictionary

Основные термины (генерируются автоматически): государство, непризнанное государство, международное сообщество, международная арена, образование, Нация, отношение, признание, самое дело, черта государственности.

В международном праве существует ряд до конца не решенных проблем с точки зрения их нормативно-правового регулирования и теоретического обоснования. Одной из таких является образования новых государств и правовые последствия, возникающие при таких обстоятельствах. В современном мире непризнанных или частично признанных государств достаточно много, часть из них находятся в неопределенном состоянии годами или даже десятилетиями. Каждое такое политическое образование имеет свою историю возникновения и особенности развития. Непризнанные или частично признанные государства, их функционирование, развитие и место в международной системе является одним из самых сложных вопросов современного мира.

Чем дальше шагает общество вперед, тем актуальнее встает проблема появления и признания независимости новых государств в качестве полноправных членов международного сообщества. В современных условиях актуальным стало исследование вопросов, связанных с основополагающими принципами международного права и тех его институтов, способствующих выходу на международную арену новых государств. Проблема существования непризнанных государств хотя и не нова, однако большую актуальность она приобрела в последние годы.

Начиная с 90-х годов ХХ ст. на политической карте мира начали стремительно появляться новые самопровозглашенные государственные образования, легитимность образования которых вызвала сомнения у мирового сообщества в целом или у значительного количества существующих государств (прежде всего, тех, от которых они отделялись).

Непризнанными государствами принято считать политические образования, которые обладают основными признаками государственности, однако лишены международного признания. Это название достаточно условное, поскольку указывает не на форму организации власти и наличие / отсутствие суверенитета, а на проблему существования таких государств на мировой арене, в международно-правовых и политических отношениях. В литературе можно увидеть и другие термины, такие как: «самопровозглашенные государства», «де-факто государства», «квазигосударство», «псевдогосударства», «виртуальные государства» и др. Хотя они употребляются как синонимы, последние имеют эмоциональное наполнение и указывают на одну из существенных признаков государства. Термины «квазигосударство», «псевдогосударства» указывают на сходство с государством и отмечают мнимость, надуманность геополитических образований. По отношению к государству, которое только провозгласило свою независимость, предлагается использовать термин и понятие «самопровозглашенное государство», под которым понимается государство, владеющее всеми признаками государственности и которое существует до своего признания другими признанными государствами. Понятие «де-факто государство» акцентирует внимание на внутренней организации политических образований, установлении дипломатических отношений лишь с несколькими государствами.

Стоит согласиться с мнением О.Н Теленко, что термин «непризнанное государство» является более точным для обозначения реальных феноменов, чем широко используемые термины, поскольку наиболее точно отражает тот факт, что они, обладая всеми атрибутами легитимного государства, не добились международного дипломатического признания.
Т. Далявская приводит собственное определение термина, согласно которому «непризнанное государство» — это государство, которое обладает всеми признаками государственности и которое после провозглашения отделения и независимости было признано менее чем третью от общего количества признанных государств. Государство, которое признано более чем третью признанных государств, можно считать «частично признанным», а государство, которое признается более чем половиной признанных государств, будет достаточно корректно отнести к «полностью признанным».

Непризнанные государства — общее название мировых геополитических образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений.

Такие государства не признаны ни одним государством — членом ООН (их независимость признают лишь некоторые другие непризнанные государства), а их территории международное сообщество считает частью территории одной или нескольких официально признанных государств (например, территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики де-юре является частью территории Украины и т.д.).

Частично признанные государства — это государства, провозгласившие себя независимыми государствами и которые имеют признаки суверенных государств, но независимость признано только определенной частью или только отдельными государствами-членами ООН, из-за чего они не могут стать членами ООН и по сути исключаются из круга субъектов международного права, поскольку их участие в международных отношениях ограничено, как правило, отношениями, только с теми государствами, которые их признали.
В настоящее время в мире существуют 8 непризнанных государств: страны Ва (Провозгласила независимость 17.04.1989 г.) и Шан (с 1996 г.) на территории Мьянмы. Республика Сомалиленд (провозгласила независимость 18.05.1991 г.) на территории Сомали. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) (провозгласила независимость 25.08.1991 г.) на территории Молдовы. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) (провозгласила независимость 02.09.1991 г.) на территории Азербайджана. Исламское государство Вазиристан (провозгласила независимость 14.02.2006 г.) на территории Пакистана. Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР) (обе провозгласили независимость 12.05.2014 г.) на территории Украины.

Частично признанных государств 4, то есть, независимость которых признана только несколькими (от 1 до 5) государствами-членами ООН, в частности:
Азад Джамму и Кашмир (Азад Кашмир) (провозгласила независимость в октябре 1947 г.; фактически управляется Пакистаном) на спорной территории Пакистана и Индии — ее независимость признана только Пакистаном.

Турецкая Республика Северного Кипра (провозгласила независимость 15.11.1983 г.) на территории Республики Кипр — ее независимость признана только Турцией.
Республика Южная Осетия (провозгласила независимость 29.05.1992 г.) на территории Грузии — ее независимость признана лишь 4 государствами-членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру).

Республика Абхазия (провозгласила независимость 26.11.1994 г.) на территории Грузии — ее независимость признана лишь 5 государствами-членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату).

Как известно, юридической обязанности признания в международном праве не существует, но общепризнанным является право нового государства на международное признание. Решение о признании нового государства оформляется официальным актом высших органов власти государства. Например, согласно п. 4 ст. 106 Конституции Украина от 28.06.1996 г. решение о признании иностранных государств принимает Президент Украины. Как правило, признание означает готовность установить дипломатические отношения.

В учредительных документах международных организаций (в том числе в Уставе ООН от 26.06.1945 г.), не содержится положения о признании новых государств как необходимое условие их принятия в организацию. Сама ООН указывает, что поскольку она не является ни государством, ни правительством и поэтому не имеет никаких полномочий признавать то или иное государство или правительство. В ст.3 Конвенции о правах и обязанностях государств от 26.12.1933 г. и ст.9, 12 Устава Организации Американских Государств (ОАГ) от 30.04.1948 г. установлено, что «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами». В то же время, в настоящее время членство в ООН можно рассматривать как признак того, что государство получило в мире очень широкое признание, и легитимность его существования как минимум для большинства членов мирового сообщества не вызывает сомнений. Чтобы стать членом ООН, государство должно получить поддержку 2/3 государств-членов Генеральной Ассамблеи ООН (на данный момент — 129 из 193) по рекомендации Совета Безопасности ООН (9 из 15 ее членов по условию отсутствия вето любого из 5 постоянных членов Совета Безопасности — Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Великобритании, США и Франции). Поэтому отказ любого из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН (Например, в случае с Республикой Косово непризнание ее Россией и КНР, а в случае с государством Палестина непризнание ее Великобританией, США и Францией) признать то или иное государство даже при условии его признания другими государствами может стать непреодолимой преградой на пути ее членства в ООН.

Таким образом, одобрение международным сообществом независимости нового государства и легитимности его возникновения путем признания влечет достаточно быстрое после провозглашения независимости вступления этого государства членства в ООН (например, Черногорией в 2006 и Южным Суданом в 2011) и других международных организациях. При этом принятие к международной организации нового государства не означает автоматического признания его со стороны государств-членов этой организации (даже если они голосовали за это).

При признании государства действует правило «сторона признает, обязуется признавать только эту власть на соответствующей территории и никакую другую», например, признавая КНР, нельзя признавать Китайскую Республику (Тайвань) и наоборот (такая же ситуация будет и в случае с признанием Грузии с одной стороны и Абхазии и Южной Осетии с другой). Хотя в международном праве считается, что признание де-юре является окончательным и его отозвать нельзя (единичные случаи отзыва признание известны истории). В связи с приведенным принципом в последние годы имели место случаи отзыва (отмены) признание де-юре частично признанных государств даже через несколько лет после их признания, как правило, в случае признание ими того государства, частью которой считается новообразованное государство (например, Сан-Томе и Принсипи в январе 2013 отозвало свое признание Косово от 13.03.2012 г.)

Кандидат политических наук Виктория Дивак в своей работе выделила критерии, которые дадут мировому сообществу возможность (в случае выполнения определенных условий) легитимизировать новообразованные государства, что имеет большое практическое и теоретическое значение.

Во-первых, новое государственное образование, претендующее на самостоятельное существование, должно иметь контролируемую новым правительством определенную территорию (границы) и быть способным ее защищать.

Во-вторых, новое государство не может иметь территориальных претензий к соседним государствам.

В-третьих, в этом государстве длительное время (в течение 10, 15, 20 лет) должна функционировать стабильная финансово-экономическая система, которая позволяет обеспечить население необходимым минимумом для нормального существования.

В-четвертых, новообразованное государство должно иметь собственное правительство, которое способно должным образом выполнять основные гуманитарные функции: финансирование системы здравоохранения, образования, жизнеобеспечения населения, оказание правовой помощи и тому подобное.

В-пятых, новое государство обязуется проводить мирную внешнюю и внутреннюю политику, в полном объеме обеспечивать права и свободы своих граждан, в том числе национальных меньшинств (если проживают на этой территории), а также одобрять и поддерживать «правила игры» на мировой арене.

Проблемным с теоретической точки зори является то, что до сих пор не существует общепризнанного термина относительно обозначения феномена непризнанных государств. В процессе исследования выявлено, что понятие «непризнанное государство» является более точным для обозначения определенных реальных феноменов, чем широко применяемые термины: «квазигосударство», «псевдогосударство», «самопровозглашенное государство», «де-факто государство» и др.

Также сейчас отсутствуют четкие критерии, которые бы определяли, при каких условиях новое государство может быть признано или не признано международным сообществом. Поэтому считается целесообразным разработать конкретные и объективные критерии международного признания новых государств во избежание пробелов в международном законодательстве.

Таким образом, урегулирование проблем, связанных с возникновением и существованием непризнанных государств, является чрезвычайно сложным, противоречивым и длительным процессом. При этом его успех зависит от благоприятного сочетания многих как внешних, так и внутренних факторов и субъективных и объективных условий.


Институт признания государств является одним из самых старых и сложных вопросов в международном праве. Вот уже на протяжении нескольких веков вопросы, связанные с признанием государств, являются одними из самых актуальных вопросов в международном праве. Связано это прежде с тем, что в мире нередко происходят события, в результате которых появляются новые государства, однако институт признания регулируется обычными нормами, а в отдельных вопросах международными договорами и резолюциями международных организаций. Попытки кодифицировать данный институт международного права не обвенчались успехом, поэтому данный институт до сих пор остается некодифицированным, а вопросы признания решаются исходя из практики государств и общепризнанных принципов международного права.

Значительную актуальность институт признания государств в международном праве приобрел с появлением ряда непризнанных самопровозглашенных территориальных образований, которые претендуют на признание их как независимых государств.

Для начала необходимо разобраться в самом понятии признание государства. Итак, на сегодняшний день отсутствует единого и четкого определения понятия «признание государства», которое в свою очередь порождает ряд проблем функционирования данного института в международном праве. Так, например, в отношении дефиниции признания государства нет единства мнений. Одни ученые считают, что признание государств представляет собой односторонний акт, которым государство признает факт образования нового государства и тем самым его международно-правовую субъектность; другие, определяют данное понятие как процедуру, при помощи которой правительства существующих государств реагируют на определенные изменения в мировом сообществе определение; третьи, считают, что под понятием признание государства следует понимать соответствие на самом деле субъекта, объявившего, что является государством, определенным требованиям.

Вместе с тем, в международном праве выделяют конститутивную и декларативную теории признания государств. Согласно конститутивной теории, только существующими субъектами международного права могут приниматься решения о признании вновь образовавшегося образования государством. При этом отсутствуют международно-правовые нормы, устанавливающие необходимое число государств, которые должны выразить признание, а также в случае, если не все государства признают его субъектом, то какой юридический статус будет у данного «государства».

Другая теория, декларативная, утверждает, что субъектом международного права государство признается в момент образования, и не требует какого- либо признания другими субъектами международного права. Данная теория закреплена в ряде международных актов. Так, например, согласно статье 3 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г, «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов» [4]. Также, данная Конвенция определяет основные признаки государства: во-первых, постоянное население; во-вторых, определенная территория; в-третьих, собственное правительство; в- четвертых, способность вступления в отношения с другими государствами. Тоесть, если у данного образования имеются перечисленные признаки государства, то данное образование уже является государством. Однако и данная теория имеет свои минусы. Отвечая всем критериям государственности, на практике непризнанные территориальные образования все же не являются субъектами международного права.

Однако не стоит забывать, что на сегодняшний день на мировое признание претендуют ряд государств, которые в будущем могут создать угрозу для других государств и мировой безопасности. Так, например, Нагорно-Карабахская Республика, которая возникла на оккупированных Арменией международно-признанных территориях Азербайджана в 1991 году. В 1991 -1993 году разгорелся военный конфликт с Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном, в результате которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха. В свою очередь, поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население. В 1993 году Советом Безопасности ООН данное действие Нагорно-Карабахской Републики было квалифицировано, как оккупация территории Азербайджана армянскими силами, соответственно оно не может быть признано на международном уровне. Согласно декларативной теории, любое территориальное образование, которое захочет стать государством при имеющихся признаков государства будет обладать международной правосубъектностью. Однако данная теория не предусматривает эффективных мер, препятствующих случаям не соответствующего нормам международного права возникновения различных территориальных образований, претендующих на статус независимых государств. В этом случае любое территориальное образование, объявив о своей «независимости», становится субъектом международного права (например, ДАИШ).

Существует и смешанная теория, которая предполагает слияние доктринальной и конститутивной теории. Сторонники данной теории считают, что для признания территориального образование государством, необходимо наличие признаков государства, а также необходимо международное признание данного территориального образования. На наш взгляд, необходимо четко закрепить условия, при которых данное территориальное образование может быть признано государством.

Во-первых, вновь созданное государство должно обладать соответстующими признаками, такими как территория, население, правительство и др.

Во–вторых, при своем образовании, данное государство не должно нарушать общепризнанных принципов и норм международного права. В ряде случаев, мировое сообщество может ответить отказом в признании определенные территориальные образования в качестве независимых государств, которые были созданы с нарушением норм и принципов международного права. Так, например, Южная Родезия. Совет Безопасности ООН призвал все государства не признавать это территориальное образование, провозглашенное белым меньшинством без согласия всего населения страны. Также СБ ООН призвал не признавать созданные Южной Африкой банду-станы Транскей, Бохувотсвана, Венда, Гскей в качестве независимых государств как созданные с нарушением международного права. Стоить отметить, что мировое сообщество вправе принять меры, направленные на уничтожение территориальных образований, созданных с нарушением норм и принципов международного права. Например, вполне оправданно применение любых средств, в том числе вооруженной силы, в борьбе с ДАИШ.

В-третьих, в ООН представлены почти все государства мира, которых объединяет общая цель по поддержанию мира и безопасности. Принятие государства в члены ООН осуществляется

На наш взгляд, при наличии данных критериев, государство можно считать признанным. Так, например, государство Израиль, которое имеет свою территорию, народ, органы государственной власти. Израиль признают около 166 государств, также оно является членом ООН. Однако около 26 государств, не признают Израиль как государство. Однако навряд ли можно говорить о том, что Израиль не имеет международно-правового признания.

В-четвертых, образование государства должно поддерживаться самим народом, который там проживает. Также, в данном государстве должен быть установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека.

Так, например, в 2012 году в Косово состоялся референдум о статусе населенных сербами северных районов края. В итоге, подавляющее большинство не признали независимость Косово и приштинские властные структуры. Против признания приштинских властей в Северном Косово проголосовало 99,74 % граждан, принявших участие в референдуме.

Таким образом, проблема признания новых государства на международной арене продолжает привлекать внимание многих учёных. Необходимо разработать и закрепить условия признания вновь образовавшихся территориальных образований, претендующих на статус государств.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, территориальное образование, мировое сообщество, Нагорно-Карабахская Республика, образование, признание, признание государств, декларативная теория, конститутивная теория, Нагорный Карабах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: