Становление казахстана как правового государства

Обновлено: 07.05.2024

Правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

- приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

- взаимная ответственность государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленнные черты правового государства подробнее:

1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходима для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

Некоторые российские специалисты полагают, что если существует законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

- власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

- постоянной законодательной власти;

- исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;

- материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

- власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

- власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах)[4].

3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

Некоторые авторы к признакам права также добавляют верховенство закона в системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий.

Экономическая основа правового государства - это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.

Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти.

В целом правовое государство — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия[5].

Народ Казахстана ставит перед собой высокую цель – построение правового государства. Нелегко достигнуть этой цели. В правовом государстве законы выражают действительную волю всего народа, а не какой-либо его части. В нем господствуют буква и дух закона. Все люди, начиная от самого высокого должностного лица и до рядового гражданина, должны понимать, что законы принимаются и действуют в интересах всех людей, что законы защищают права и свободы каждого человека, что законы устанавливают такой общественный порядок, который нужен людям, чтобы учиться, создавать семью, работать, заниматься избранным делом, зарабатывать для нормальной жизни, чувствовать себя свободным, принимать участие в общественной жизни и т.д. Поэтому граждане, должностные лица должны строго соблюдать требования законов. Граждане сами должны научиться защищать свои нарушенные права. Для этого нужно, чтобы суды были объективными и граждане обращались в суд для защиты своих прав, кто бы их ни нарушил: рядовой гражданин или должностное лицо любого ранга.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития государственности Казахстана. Проводится научный анализ взглядов ведущих ученых относительно президентской формы правления. Дается научный анализ особенностей развития правовой системы РК. Сделан вывод о необходимости восприятия в правовой системе Казахстана правовых ценностей казахского народа.

В ходе своего исторического развития казахский народ создал три типа государственности. Первый тип – кочевое государство. Оно было упразднено в связи с вхождением в состав Российской империи. Второй тип – советская государственность. Здесь Казахстан был частью Союза ССР как единого многонационального государства. Третий тип государства – независимая государственность, возник после распада Союза ССР – суверенный Казахстан. 16 декабря 1991 г. на карте мира появилось новое государство – Республика Казахстан, которое уже в следующем году, 2 марта 1992 г., стала полноправным членом ООН.

Стратегия современного развития казахской государственности основывается на всемерном поддержании единства страны, обеспечении национальной безопасности. Здесь высшими ценностями государственно-правовой жизни признаются такие явления, как «целостность государства», «государственная и национальная безопасность», «суверенитет государства». Эти идеи закреплены в Стратегии развития Казахстана–2050 [1].

«Государственность» гораздо более широкое понятие, чем «государство». В теории государства и права государство определяется как политическая власть, осуществляющая управление обществом в пределах определённой территории. Тогда как государственность определяется как сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества [2, с. 34].

Государственность – это форма общества в конкретное историческое время, качественная характеристика его элементов и институтов, составляющая основное содержание и определенную черту общества и государства.

При этом на состояние общества, строй общественных отношений оказывают влияние не только государственная власть, ее структуры, но и другие институты, в том числе неполитического характера, например, экономическая, социальная, духовная, информационная и другие системы, а также международная обстановка

Особенности географического положения Казахстана, климатические условия, постепенное приращение территории, населенной народами с различными, но в то же время во многом схожими условиями жизни, традициями и религиями, создали неповторимую уникальную специфику страны, которая предопределила возникновение ряда неповторимых черт казахской государственности таких, как евразийство, государственный патернализм и традиционализм и многое другое.

Отметим, что на развитие государственности также оказывают существенное влияние такие явления, как менталитет и правовая культура. Без этого понимания практически невозможно получить положительный результат при проведении каких бы то ни было государственных преобразований. Присоединяемся к мнениям ученых о том, что на развитие государственности Казахстана основное влияние оказали историко-географические факторы. К ним относятся особые географические и природные факторы, климатические условия, наличие или отсутствие угрозы стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, засух), экологическая обстановка и состояние окружающей природной среды, наличие ископаемых и природных ресурсов (пригодных для сельскохозяйственной обработки земель, пресной воды, месторождений топлива и минерального сырья) [3].

Отметим, что Казахстан является унитарным государством. Академик Г. Сапаргалиев подчёркивает, что территориальная целостность Казахстана сложилась исторически. Исторические факты доказывают неправомерность суждений и мнений о якобы «случайности» образования территории Казахстана [4, с. 209].

Отметим, что природно-географические факторы могут создавать для развития государства прочную основу или, напротив, сдерживать его. К примеру, французский мыслитель Монтескье установил связь законов с климатом. Он полагал, что характеристика территории влияет на дух народа, который здесь проживает. Эти взгляды были выражены Монтескье в таких произведениях, как «Персидские письма», «О духе законов».

Приведем некоторые высказывания мыслителя: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни – различие законов», «Холодный климат делает людей более крепкими, а следовательно, и более активными, трудоспособными, целеустремлёнными. Жара приучает к лени, изнеженности, равнодушию» [5].

Полагаем, что казахская государственность формировалась как демократическая в связи с кочевым образом жизни. Это предполагало свободу кочевников, основанную на знании, прежде всего, законов природы, а также на неукоснительном соблюдении обычаев и не связанную жесткими рамками писаных законов.

Академик Зиманов С.З., характеризуя право казахского народа, подчеркивал: «Казахское право, основными источниками которого были обычно-нормативная система, культурные традиции Великой степи, проявляло на протяжении многих веков удивительную жизнеспособность и стойкость в условиях прямого и косвенного засилия чужестранных государств, мощного влияния их идеологии. Завидная живучесть Казахского права в его изначальной, древней форме наперекор всем изменениям и революциям, пронесшимся на степном пространстве Казахстана, объясняется тем, что в его основе и самой структуре, в его нормативной системе лежали народность и вольная, естественная свобода человека, то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые созвучны вечным стремлениям человека и человечества. Это было одной из фундаментальных причин того, что Казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режима» [6, с. 23-24].

Полагаем, что в формировании современной правовой системы Казахстана должны быть использованы опыт и достижения правовой культуры казахского народа. И здесь большое значение имеют принципы традиционной правовой культуры казахского народа. Наиболее значим принцип формального равенства. Данный принцип преломлялся в правовой свободе всех членов традиционного казахского общества, в уважительном отношении к личности и отсутствии раболепного поклонения власти, в незакабаленности деспотическими устоями, в свободолюбивом образе жизни, в развитом устном народном творчестве, во всей духовной культуре народа.

Полагаем необходимым затронуть вопрос об использовании в правовой системе Казахстана западных институтов демократии. Осмысление достоинств и недостатков западной правовой культуры и возможности его перенесения на казахстанскую почву приводит нас к выводу о том, что необходимо разумное сочетание ценностей западной правовой культуры и достижений национальной правовой культуры, использование прежнего исторического правового опыта. Полагаем, что правовую систему Казахстана необходимо развивать, базируясь не на формально заимствованных у развитых стран демократических принципах и правовых норм, а на таких принципах права и демократии, которые были бы органичны с традиционными ценностями народов Казахстана. При этом демократические принципы и правовые нормы не будут вступать в противоречия с ценностями традиционных культур Казахстана. В противном случае при формальном заимствовании демократических принципов и правовых норм могут возникнуть неразрешимые противоречия в разных сферах, в том числе и правовых.

Государственность связана с формой правления. Как известно, в Казахстане президентская форма правления. Современная модель президентской формы правления в Республике Казахстан была сформирована с учетом ряда факторов. При этом, по мнению казахстанского ученого Мухамеджанова Б.А., были учтены традиции государственного развития Казахстана в досоветское время, а также опыт государственного строительства Казахской ССР и ведущие тенденции совершенствования системы государственного управления в экономически и политически развитых государствах мира [7, с. 12].

Для Республики Казахстан, как и других постсоветских республик, в условиях формирования правового государства и гражданского общества наиболее предпочтительной является президентская форма правления.

Обратимся к мнению казахстанского ученого Б.А. Майлыбаева. В монографии «Становление и эволюция института Президента Республики Казахстан: проблемы, тенденции, перспективы (опыт политико-правового исследования)» Б. Майлыбаев подчеркивает: «Президентская власть необходима для организации и налаживания сложной системы общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, созидательной, интегративной и охранительной деятельности. Другие ветви власти не в состоянии взять на себя данную совокупность функций в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, обретающих особую динамику в переходный период» [8, с. 34].

Академик С. Сартаев подчеркивает, что в условиях распада Союза ССР, приведшего к кризису государственной власти в целом, образованию политического вакуума, полному разрыву правовой преемственности страны, единственно правильным и закономерным явилось создание сильной президентской власти [9].

Выбор формы правления осуществляется не случайно и произвольно, а в ответ на конкретные традиции общества, и этот выбор сознательно принимается как средство решения проблем, представленных этими традициями. Подчеркнем, что в системе государственной власти главным считается способность обеспечивать целостность, суверенность, безопасность, упорядоченность и развитие общества. Предназначение (миссия) государственной власти усматривается не в ней самой, а в обеспечении ею потребностей, интересов и целей общества, объединенного в соответствующее государство.

Исходя из современных политических реалий Казахстана, полагаем, что установление президентской формы правления полностью отражает общественные потребности и основывается на соответствующей политической культуре, связанной с исторической ролью главы государства. Полагаем справедливым мнение ведущих казахстанских ученых, в том числе Малиновского В. о том, что президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., вполне отвечает реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, превращения ее в президентско-парламентскую [10].

Таким образом, Глава государства как общенациональный политический лидер осуществляет основные функции, направленные на консолидации всего многонационального казахстанского общества. Одним из главных достижений Президента РК является обеспечение Главой государства политической стабильности страны в современных условиях. Президентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику. Неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.

Современная казахстанская государственность в международном контексте развивается на основе утверждения Казахстана на международной арене как суверенного и независимого государства, вовлеченного в международное общение как самостоятельный субъект. Идет процесс укрепления связей РК с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Казахстан выступает как инициатор многих интеграционных программ в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического пространства.

Отметим включенность Казахстана в процессы глобализации и участие республики в международных организациях универсального характера (Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, ОБСЕ и др.). В 2010 г. Казахстан председательствовал в ОБСЕ. Большое значение имеет участие РК в таких международных организациях, как ШОС, ОДКБ, АТЦ СНГ. Это, в первую очередь, необходимо для обеспечения безопасности личности и общества, сохранения территориальной целостности, независимости государства.

В Казахстане создана развитая правовая система, при этом признается приоритет принципов и норм международного права, а также международных договоров Республики Казахстан.

Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан идет активный процесс дальнейшего укрепления независимой казахстанской государственности, адекватной новым угрозам и вызовам, а также адекватный современному уровню развития гражданского общества и становления демократических институтов.

Сегодня Казахстан стоит на рубеже нового этапа политической модернизации. Основная цель проводимых в Казахстане политических реформ изначально была направлена на строительство демократического государства с развитым гражданским обществом, которые, в свою очередь, возможны лишь на основе эффективно функционирующей рыночной экономики. И можно смело утверждать, что цель эта для нашей страны вполне достижима, что и демонстрируют результаты уже проделанной работы в данном направлении.

Становление правового государства в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, – сложный процесс. Нужно учитывать, что Казахстан был в составе СССР в течение 70 лет, поэтому наша страна переживает сложности, которые также имеют место и в других постсоветских станах.

В связи с этим хотелось бы привести мнение американского историка Ричарда Пайпса, одного из крупнейших специалистов по России, автора трилогии: «Россия при старом режиме», «Рус­ская революция» и «Россия при большевиках», который считает главной проблемой России отсут­ствие собственников: «Беда в том, что школы не учат истории, особенно истории права и конституционного развития, так что огромное большинство граждан не имеет и отдаленного пред­ставления о том, чему они обязаны своей свобо­дой и процветанием, а именно — о долгой и успешной борьбе за права, среди которых самое основное – право частной собственности». Сегодня же «значительная часть населения, нe готовая самостоятельно обеспечивать себя, начала тосковать по утраченному игу деспотизма» [1].

Так, в России законы традиционно рассматривались только как техника управления страной, а не принцип такого управления. Еще шеф жандармов Бенкендорф говорил: «Законы пишутся для подданных, а не для государя».

Преодоление тоталитаризма связано с преодолением нераз­витости политической, правовой и экономической культур, преодолением недоверия общества государству, преодолением неуважения к собственности. Отметим, что в Польше и в Чехии пере­ход от коммунизма к рыночной экономике происходил гораздо легче, чем в России и других постсоветских странах, потому что в европейских странах ранее сущест­вовали традиции гражданского общества и правового государства. Достаточно было сбросить груз коммунистических лет, чтобы ожи­вить память об этом.

Однако, не нужно думать, что экономическая свобо­да – панацея от всех бед. Эта точка зрения уходит корнями в постулат об экономическом базисе и идео­логической надстройке. В этой связи следует упомянуть пла­чевный исторический опыт 20-х годов, когда «новую экономичес­кую политику» пытались разви­вать в отсутствие гражданских свобод. Данное противоречие явилось одной из главных причин падения нэпа.

К сожалению, в реформах последних десяти лет основное внимание уделялось экономике, в то время как приоритеты нравственной идеологии и политической философии отошли на второй план. Сосредоточившись на инвестициях, налогах, ценных бумагах, фондовых рынках, власть забыла о таких атрибутах конституционно­го народовластия, как ограниче­ние властного произвола, разделение функций между ветвями власти, между центром и местными органами, построение системы сдержек и противовесов, гражданское обще­ство. Тезис «был бы свободный рынок — демократия приложится», по нашему мнению, требует пересмотра в идеологии и на практике. Мы должны переместить акценты с приоритета экономики на приоритет прав и свобод человека, а также на нравственность.

Для стабильного экономического роста необходимо развивать гражданское обще­ство, которое служит противове­сом государству. К сожалению, в Казахстане граж­данское общество до сих пор не стало альтернативой государству. Неупорядоченная приватизация, потеря управляемости экономикой, невыплаты зарплаты, рост цен, низкая заработная плата государственных служащих, падение курса тенге определили резкую поляризацию общества по признаку отно­шения к собственности и степени материальной обеспеченности, а также рост коррупционных преступлений в государственном аппарате. Сращивание собственности с властью и мафиозными структурами стало неопровержимым фактом нашей жизни. Такая ситуация неизбежно порождает нарушения законов, связанные с переделом денежных и сырьевых ресурсов, стремлением уклониться от налогообложения, с незаконным вывозом капитала за границу. Большая часть населения отчуждена от собственности, и попытки рядо­вых граждан подключиться к деятельности различных акционерных обществ и фондов кончаются неизбежным разорением.

Права рядовых граждан-собственников плохо защищены государством. Это привело к кризису сельского хозяйства. Льготное кредитование сельского хозяйства, о котором так много говорится, до сих пор не введено; формирование рынка земли практически не начато; установленные налоги непосильны для на­чинающих фермеров и сдерживают их развитие. Серьезные трудности возникают у предпринимателей. Далеко не все выдерживают бремя налогообложения. Не стимулируется развитие отечественного производства, которое неуклонно снижается. Большое число граждан Казахстана живет за чертой бедности. Индексация заработной платы и уровня пенсий существенно отстает от инфляционного обесценения тенге. Социальная деятельность государства крайне ограничена.

Озабоченность повседневными материальными проблемами отчуждает людей от политики. Их активность резко упала по сравнению с началом 90-х годов, поскольку возможность повышения их материального положения и влияния на власть оказалась минимальной. Скептицизм и неверие в мероприятия, осуществляемые властями, стали нормой нашей жизни. Все эти отрицательные явления существенно замедляют процесс формирования правового государства в Казахстане.

Современный этап становления правового общества в Республике Казахстан можно характеризовать как переходной или транзитный. Переходные общества испытывают большое давление авторитарных тенденций, поэтому естественны опасения о возможности становления авторитарных, тоталитарных режимов в этих государствах. Они кроются в том наследии и в той истории, из которой они вышли. В переходных обществах остается огосударствленная экономика, не сформированы институты частной собственности и их политические представители в лице партии, остаются стереотипы тоталитарного прошлого в сознании людей, значительны проблемы новых экономических и социальных структур. Поэтому, роль государства как основного института реформирования общества в переходной период весьма значительна.

Одним из главных препятствий в формировании государства в новом тысячелетии является такой негативный фактор, как коррупция. Ни одно общество в истории не смогло избежать коррупции.

В Казахстане наблюдается рост коррупционных преступлений, что не может не тревожить. Приведем примеры. 21 апреля 2003 г. Генеральный прокурор Республики Казахстан Р. Тусупбеков написал открытое обращение к Главе государства о том, что судьи сегодня вышли из под контроля и погрязли в коррупции. Если сложить все цифры, приведенные в его обращении по отмененным и измененным судебным актам, то получится, что в 2002 году было отменено и изменено 14 548 судебных актов. Эта цифра может свидетельствовать лишь о двух весьма опасных тенденциях: либо о низком профессионализме судейского корпуса, либо о его серьезной коррумпированности. Вывод генерального прокурора звучит как приговор – сегодняшняя судебная система в таком виде не может выполнять возложенную на нее миссию по отправлению правосудия – в работе судов слишком много брака [2, с. 12].

В 2007 г. была опубликована книга «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере государственной службы», подготовленная Агентством РК по делам государственной службы. Общий объем коррупционных услуг в Казахстане оценен в размере 156 млрд. тенге [3, с. 56].

При этом самая высокая коррумпированная емкость у таможни и судов, далее финансовая полиция, акиматы, органы юстиции, полиция, регистрация земли, центры регистрации недвижимости.

Отметим, что в юридической литературе Казахстана появились научные исследования, посвященные изучению коррупции как фактора нестабильности государства, как угрозы национальной безопасности. По мнению Д. Нурпеисова, распространенность коррупции в казахстанском обществе, ее проникновение в различные сферы общественной жизни могут создавать реальную угрозу стабильности государственной системы и национальной безопасности Казахстана. Высокий уровень коррупции может привести к возрастанию социальной напряженности в обществе. Это обусловлено тем, что население все меньше доверяет органам государственной власти и управления, считает их неспособными решать существующую проблему коррупции. В настоящее время наиболее пострадавшими оказываются рядовые граждане и представители среднего и малого бизнеса. Бедные слои являются самыми большими жертвами коррупции. Коррупция может быть механизмом для зарождения общественного мнения о другом (нелегальном) пути развития [4, с. 49].

На состоявшейся 28 января 2007 года расширенной коллегии в Генеральной прокуратуре Президент РК Н. Назарбаев и. До сих пор, подчеркнул Президент, в работе правоохранительной системы наблюдаются и разобщенность, и ведомственный подход, и даже противоречия, а в отдельных случаях – противостояние. Эта разобщенность самым прямым образом влияет на эффективность работы этих ведомств, заключающейся, по сути, в защите прав граждан республики. На деле же при бравых показателях снижения уровня криминала он переходит в иные качества. Криминал изменяется качественно. Борьба с коррупцией представляет особую важность, прежде всего, потому, что это явление значительно снижает конкурентоспособность государства, подрывает в людях веру в закон и справедливость, в конечном счете – доверие к власти [5].

В течение 2007 г. было привлечено к уголовной ответственности 906 лиц, совершивших коррупционные преступления, из них осуждено 692 человека. Феномен коррупции в Казахстане наиболее отчетливо проявляется при выделении кредитов отечественным компаниям, при передаче предприятий под иностранное управление. Менее выражен он в процессе приватизации и при формировании правящих элит республиканского и местного уровней. Замечено, что основными предпосылками для вступления в коррумпированные отношения являются: стремление к власти (37%), доступ к финансам (34,8%), служебный рост (13,6%) и прочее (13,4%) [6].

В качестве тревожного момента следует отметить то обстоятельство, что на сегодня организованная преступность стала накапливать капитал только двумя путями: через коррупцию и угрозу применения насилия к тем, кто ей мешает. В такой ситуации не стоит слепо вменять в вину отдельно взятому с поличным коррупционеру одну лишь его неуемную страсть к деньгам. Иногда коррупционные преступления совершаются под давлением других причин, например, под угрозой быть убитым. Так что коррупцию нельзя рассматривать в отрыве от сложившихся форм преступности. Модель сообщающихся сосудов как нигде более присутствует здесь. Другими словами, чиновничество в Казахстане, как и повсюду в мире, очень часто стоит перед выбором: совершить коррупционное преступление либо проститься с жизнью? В России на почве коррупции ежегодно совершаются более 500 заказных убийств. В Казахстане этот показатель сравнительно ниже, но в пересчете на душу населения наша страна уверенно лидирует среди стран СНГ.

Однако, некоторые государства смогли существенно ограничить ее влияние на экономическую и политическую жизнь. Так, рискнем предложить свое собственное мнение по данному вопросу.

Борьбу с коррупцией следует начинать с верхних эшелонов государственной власти и, прежде всего, с совершенствования законодательства. Здесь необходимо сократить бланкетные нормы, уменьшить ведомственное нормотворчество, четко разграничить функции и полномочия государственных органов, принять закон об административных процедурах, а также установить порядок лишения пенсий в случае совершения коррупционных правонарушений и увольнения по отрицательным мотивам.

Для предотвращения коррупции необходимо наличие высокой заработной платы у государственных служащих, которая позволит работать чиновникам не на свой частный, а на государственный, общественный интерес. Установление высокого денежного содержания необходимо связать с прозрачностью и неотвратимостью наказания за действия государственных чиновников. Ректор Высшей школы экономики России Я. Кузьминов рассчитал, что существенное повышение зарплаты 15-20 тыс. ответственных государственных служащих будет стоить бюджету 400 млрд. долларов. Потери от бегства капитала из России составляют 5-6 млрд. в год (для бюджета – 2 млрд. долларов), а от неуплаты налогов теневой экономики – 10 млрд. долларов. И если ужесточение ответственности в госаппарате может создать эффективные преграды хотя бы для десятой части этих сумм, то затраченные средства вернутся в бюджет в этом же году [7].

Аналогичное положение и у нас в Казахстане, только цифры несколько меньше.

Не секрет, насколько высок престиж должности государственного чиновника в глазах общественности. Поэтому карьера чиновника должна иметь четкие правовые ориентиры, и здесь, думается, необходимо активно использовать методы морального поощрения и особенно систему государственных наград, которая играет весьма положительную роль в стимулировании госслужащих.

Использование мирового опыта по борьбе с коррупцией показывает, что эффективным средством предотвращения коррупции среди государственных служащих является признание ответственности руководства за действия своих подчиненных. Например, в вооруженных силах США и департаменте полиции Нью-Йорка вышестоящий офицер несет полную административную ответственность за действия своего коррумпированного подчиненного. Наказанием за подобное нарушение является, как правило, перевод на ниже оплачиваемую работу или потеря возможности продвижения по службе. По нашему мнению, данное положение также может быть использовано в практике Казахстана. Отметим, что в 2008 г. Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции

Каковы же перспективы построения правового государства в нашей стране? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. На наш взгляд, построение правового государства зависит от власти, общества и каждой личности в равной мере.

В качестве компонентов, свидетельствующих о необратимом процессе формирования правового государства выделяем следующие.

Первый – справедливое законодательство, а именно наличие правовых законов. При этом главными критериями справедливых или правых законов является поддержка законов большинством населения, формальное равенство всех перед законом, непротиворечие законов международным договорам о правах человека и др.

Второй компонент правового государства – это система государственных органов, работающих на основе конституционных норм и законов.

Третий компонент- это представления широких слоев населения о месте и роли права в обществе. Без изменения правового сознания и при отсутствии правовой культуры говорить о формировании правового государства невозможно.

Главная задача для Казахстана как страны, стремящейся стать правовым государством состоит в том, чтобы сделать Конституцию РК с ее ориентацией на личность подлинным, реально действующим основным законом, чтобы системой мер — правовых, организационных, нравственных — создавать в обществе глубокое уважение к пра­вам личности.

Список литературы

  1. Пайпс Р. Не бывает экономической свободы без правового государства // Известия. - 2000. - 9 августа.

2. Маслов Д., Кабасов Р. Больной вопрос // Континент. - 2003. - №21. - С. 10-12.

3.Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере государственной службы / Под ред. З. Турисбекова. – Астана, 2007. – 138 с.

4 Нурпеисов Д. Коррупция в Казахстане: анализ проблемы и пути противодействия: Монография. – Алматы, 2006. – 296 с.

5. Шпаков В. Шоковая терапия для органов // Экспресс-Казахстан. – 2008. – 29 января.

6. Жалмухамед Т. Дрейф к “островам неподкупности”: Казахстан занимает 66-е место в мире по уровню коррупции // Юридическая газета. – 2001. - 22 августа.

7. Меркель И. Жесткий контроль плюс стимулы к карьере // Казахстанская правда. 19 января. 2000.

Представляется, что идеи, содержащие в себе суждения о формировании и развитии демократического государства, имеются в творческом наследии казахских мыслителей. Одним из них является Абай Кунанбаев, который высказал ряд оригинальных суждений по вопросу формирования некоторых принципов правового государства, не потерявших своей значимости и в настоящее время. Абай стоял на позициях государственного суверенитета, высшей формой организации и защиты людей он признавал закон. О роли закона Абай писал: "необходимо знать своды законов, доставшихся нам от предков, - "Светлый путь" Касым хана, "Ветхий путь" Есим хана, "Семь канонов" Тауке хана. Важным критерием демократии, по мнению Абая, является верховенство закона. Идеи Абая о независимости судебной власти перекликаются с современными положениями Конституции РК и развитых стран о судах. Он выступает за бессрочное избрание судей и предлагает сделать их несменяемыми: "выбрать образованных и толковых не определяя срока их пребывания на посту. смещать только тех, кто обнаружит себя в неблаговидном деле". Гуманистические идеи Абая о справедливом, правовом государстве актуальны и сейчас, соединяя прошлое с настоящим.

Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путь общецивилизационного развития. Впервые Конституция 1993 года высшей ценностью РК провозгласила человека, его жизнь, права и свободы. Это положение закрепила и ныне действующая Конституция 1995 года в ст. 1.

Одним из признаков правового государства является реализация принципа разделения властей в организации государственной власти. Впервые он был выделен в качестве системообразующего принципа в ст. 7 Декларации "О гос. суверенитете Казахской ССР" от 25.10.1990 года. В соответствии с которым происходило реформирование всей системы государственной власти. Конституция РК в ст.3 п. 4 отмечает, что гос. власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательная власть осуществляется Парламентом РК, исполнительная - Правительством, судебная - Верховным судом и нижестоящими судами РК. Наличие реальной системы сдержек и противовесов - отличительное свойство новой Конституции. К элементам системы сдержек и противовесов относится парламентский импичмент, выражение вотума недоверия Правительству, право роспуска Парламента Президентом, отставка Правительства и его членов.

В настоящее время формируется механизм конституционного контроля. Становление конституционного контроля в Республике связано с конституционным установлением о формировании правового государства. Безусловное верховенство Конституции перед другими нормативными актами является одним из признаков правового государства. Другим же основополагающим принципом правового государства является верховенство права, выражающееся в обязательном подчинении самого гос-ва и его органов Конституции РК.

Конституционный Совет вправе признать неправовыми, т.е. несоответствующими Конституции, законы и иные нормативные акты, если они противоречат Конституции.

Конституция РК, признавая, что человек, его права и свободы - высшая ценность, - исходит из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека являются главной обязанностью государственной власти. Причем Конституция заложила основу для создания реальной системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Конституция способствует формированию гражданского общества в РК. Это выражается в признании Конституцией идеологического и политического многообразия (ст.5). Народ осуществляет власть на основе политического плюрализма. Конституция гарантирует политическим партиям, общественным объединениям, движениям равные возможности для участия в политической и государственной жизни. Исключается возможность установления какой-либо идеологии в качестве господствующей. Гражданское общество характеризуется в конституционном допущении многообразия форм собственности, рыночного хозяйства, социального партнерства потребителя и производителя, гражданина и государства.

Достижением Конституции 1995 года является гарантированность независимости судей всех уровней. Независимость судебной власти определяется особым порядком избрания, назначения и прекращения полномочий судей, а также участием в формировании судейского состава независимых органов как Высшего судебного Совета и квалификационной комиссии юстиции (ст.82 пп.4,5). Закреплен принцип постоянства судей (ст.79 п. 1), судьи избираются и назначаются пожизненно. Дополнения, внесенные Парламентом в Конституцию РК от 7 октября 1998 года, направлены на демократизацию судопроизводства. Согласно ст.75 п.2 уголовное судопроизводство в определенных законом случаях будет осуществляться с участием присяжных заседателей. Конституционным законом РК "О судах и статусе РК" от декабря 1995 года с изменениями и дополнениями суды утверждаются как самостоятельная власть, независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей.

Ст. 1 Конституции РК провозглашает Казахстан правовым государством. Представляется, что Казахстан стоит на пути формирования правового государства и конституционного закрепления основных его признаков.

Становление нового государства

Основные положения Конституционного Закона«О государственной независимости Республики Казахстан» раскрыты в семи главах, состоящих из 18 статей. Статья 1 принятого документа гласит, что Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство, самостоятельно определяющее и проводящее внутреннюю и внешнюю по­литику, территория которого является целостной, неделимой и неприкосновенной.

В последующих главах и статьях закона констатируется и регламенти­руется широкий круг вопросов. Отмечено, что граждане республики всех на­циональностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной влас­ти. Оговариваются вопросы гражданства Республики Казахстан. Констатиру­ется, что возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других наци­ональностей, проживающих в Казахстане, является одной из важнейших обя­занностей государства. Были определены органы государственной власти Республики Казахстан и экономические основы государственной независимости. Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. Республика Казахстан провозглашена членом мирового сообщества, субъектом международного права. Особо оговорен вопрос охраны государственной независимости Республики Казахстан. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость. В целях охраны своей независимости и территориальной целостности республика имеет право на создание собственных Вооруженных Сил.

В заключительном Положении констатируется, что Республика Казах­стан имеет свои государственные символы - герб, флаг, гимн. Столицей оп­ределен город Алматы.

Принятие Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» явилось началом подлинного суверенитета нового независимого государства, качественно новым этапом демократических преобразований в Казахстане, в продолжение демократических процессов, проходивших после декабря 1986 года. Конституционный Закон способс­твовал осознанию казахстанским обществом позитивных сторон прежней политической системы. Законодательно закреплялась решительная очистка экономики и политики от рецидивов тоталитарной системы.

Провозглашение реального суверенитета позволило добиться признания страны внешним миром. Конституционный Закон помог полностью урегулировать вопрос границы с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией. Он заложил основы политики доверия, партнерства и стабильности на евразийском пространстве. Всем гражданам Казахстана обеспечивались условия полной уверенности в своей безопасности. Закон стал внутренним импульсом для всего казахстанского народа. Законодатель­но закреплялось доверие, согласие и стабильность в Республике Казахстан. Закон послужил основой будущей Конституции государства. Положения Конституционного Закона ставились выше норм действующей Конституции Казахской ССР 1978 года.

В целях обеспечения государственного суверенитета республики в 1991-1992-х годах были созданы соответствующие органы. Под руководством президента был утвержден новый государственный орган - Совет Безопасности. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР» от 25 августа 1991 года на данный орган возлагались функции выработки рекомендаций по охране суверенитета Казахской ССР, ее территориальной целостности, по реализации политики в области обороны. Существенное значение имели указы Президента: 16 марта 1992 года «О создании Республиканской гвардии Республики Казахстан», 10 октября 1992 года «О внутренних войсках МВД Республики Казахстан». В соответствии со статьей 16 Конституционного Закона был принят Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», в котором определялась роль Вооруженных Сил в системе безопасности республики. Были приняты законодательные акты по защите основных прав и свобод человека. 20 декабря 1991 года был принят Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», который вносил существенные изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 года. В нем не признавались гражданство СССР, институт двойного гражданства.

Строительство новой казахстанской государственности в первой поло­вине 1990-х годов велось в стратегическом, институциональном и символи­ческом аспектах. После юридического оформления независимости Респуб­лики Казахстан перед обществом был поставлен целый ряд первостепенных задач: создание государственных институтов власти, признание государства на международной арене, вступление его в различные международные ор­ганизации.

Стратегической целью было определено развитие суверенного госу­дарства с сильной президентской властью. Перед руководством страны сто­яли вопросы, от решения которых зависело не только эффективное функци­онирование общественно-политических институтов, но и само существова­ние казахстанской государственности: определение четких границ государс­твенности; решение неотложных проблем и проведение реформ; создание институциональных структур для обеспечения поддержки качественного развития общества; определение и укрепление государственной границы.

Данные задачи были оформлены в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства», разработанной Н.А. Назарбаевым (1992). С учетом создавшегося вакуума в мировоззрении всего общества Стратегия закладывала фундамент для формирования политических ориен­тиров, связанных с самоопределением народа Казахстана.

Следующим базовым пунктом Стратегии явилось решение проблем в экономическом секторе. За основу была взята концепция немецкого эконо­миста, министра экономики, а позднее канцлера Федеративной Республики Германия (ФРГ) Людвига Эрхарда. Основой рыночных реформ должна была стать предоставляемая государством свобода предпринимательства и выбора сферы деятельности. Таким образом, уже в самом начале казахстанская экономика была ориентирована на использование опыта западных стран.

Стратегия была нацелена на изменение социальной психологии, на из­бавление от страха перед самостоятельным предпринимательством. Было объявлено о намерении ввести национальную валюту (тенге).

В дальнейшем, оценивая значение Стратегии, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечал: «Это была сжатая программа. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыре направления в сфере идейной консолидации. Я не менял ориентиров, провозглашенных тогда. Судите сами».

Межнациональное согласие, внутринациональное единство, идеология модернизации казахстанского общества, межконфессиональное согласие и религиозная терпимость - основные направления в идейной консолидации казахстанского общества. Тогда, в первой половине 1990-х годов, развитие демократических процессов в Казахстане рассматривалось, констатирует Президент, «как главный приоритет лишь у 4-5 % населения республики. В то же время более 60 % отдавали предпочтение таким приоритетам, как стабильный и нормальный уровень жизни, мир и спокойствие в республике, семейное благополучие, собственное здоровье и личная безопасность». Ре­алистичное понимание ситуации и задач позволило Н. А. Назарбаеву сфор­мулировать среднесрочный государственный подход: сначала - экономика, потом - политика.

Важным проявлением новой казахстанской государственности стала символика Республики Казахстан, разработанная при непосредственном участии Президента Республики Казахстан.

Символы государства Казахстан - это свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти. Они выражают идею казахстан­ской государственности, консолидации и устремленности к национальным и общечеловеческим ценностям. Целью государственной символики является, с одной стороны, закрепление основных приоритетов идеи государствен­ности: целостность, независимость, единство в сознании граждан страны, с другой стороны, формирование имиджа Казахстана на международном уровне как сторонника миролюбивого добрососедства. В государственных символах художественным образом отражаются основные черты казахской философии - фундаментальные национальные и общечеловеческие ценности, которые помогают сохранить историческую преемственность поколений. Государственные символы являются внешними формами идеологии национальной государственности.

Источник: Аяган Б.Г., Абжанов Х. М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана: учебник для студентов неисторических специальностей (бакалавриата) высших учебных заведений. Под общей редакцией Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010. – 432 с. 145-155 с.

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн - 1163)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: