Ссудополучатель обязан застраховать имущество в страховой компании указанной ссудодателем

Обновлено: 26.04.2024

Малумов Григорий ,
Сталкиваясь с договором безвозмездного пользования, налоговики иногда пытаются квалифицировать его как договор безвозмездной передачи или аренды. И, соответственно, доначисляют налоги. Но можно избежать споров, если вовремя проанализировать свой договор.

Расходы на содержание переданного имущества

Во избежание споров с налоговиками важно прописать в договоре, на кого из сторон возлагается обязанность нести расходы по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование. Если такие затраты согласен нести ссудополучатель, то приобретение им запчастей, материалов для ремонта, оплата самого ремонта сторонним организациям или расходы на проведение ремонта хозяйст­венным способом могут быть учтены им при расчете налога на прибыль. Подтверждение этой позиции можно найти в письме УМНС России по г. Москве от 21 августа 2002 г. № 26 12/38757.

В противном случае подобные затраты учитываются ссудодателем. В то же время ссудодатель несет ответственность за действия ссудополучателя, если с использованием имущества был причинен вред третьему лицу (ст. 697 ГК РФ). Поэтому целесообразно именно ссудодателю осуществить расходы по страхованию ответственности, к примеру автогражданской, которые затем могут быть учтены им при налогообложении прибыли.

Что касается всевозможных улучшений имущества (дооборудования, модернизации), целесообразно также заранее предусмотреть в тексте договора источник расходов. Это поможет доказать расходы в случае спора с инспектором.

Налоговые риски

Поскольку при передаче имущества в безвозмездное пользование перехода прав собственности не происходит, все имущественные налоги (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог) уплачиваются ссудодателем. Объект обложения НДС — реализация — здесь отсутствует вовсе. Однако сложности с инспекцией могут возникнуть при определении налогооблагаемого дохода ссудополучателя. По мнению налоговиков, в данном случае образуется экономическая выгода при получении имущественного права на безвозмездных условиях. При этом величина дохода определяется с учетом статьи 40 НК РФ, на основании рыночных цен на аренду идентичного имущества. К такому выводу, к сожалению, пришел и суд.

1 Письмо Минфина России от 15 мая 2006 г. № 03-06-01-04/101.

2 Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

ДОГОВОР № А15/46-1

безвозмездного пользования недвижимым имуществом

г. Москва «13» января 2008 г.

ЗАО «Невада», далее именуемое «Ссудодатель», в лице генерального директора Ибрагимова Н.Н., действующего на основании Устава, с одной стороны,

и ООО «Бригантина», далее именуемое «Ссудополучатель», в лице генерального директора Константи­нова В.А., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

(Коммерческая организация не вправе пере­давать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).)

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему договору Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование следующее недвижимое имущество: нежилое здание общей площадью 101 05,0 (Десять тысяч сто пять) кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бабеля, д. 5, стр. 4, для использования его в уставных целях Ссудополучателем.

1.2. Имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора, передается в полной технической исправности. Каких-либо недостатков в момент передачи не обнаружено.

1.3. Срок безвозмездного пользования недвижимым имуществом устанавливается на 11 календарных месяцев с момента заключения настоящего договора с правом дальнейшего пролонгирования настоящего договора на такой же срок.

(Во избежание госрегистрации прав пользования недвижимостью свыше 12 месяцев рекомендуем указать меньший срок пользования. Пункт 2 статьи 689 и пункт 2 статьи 621 ГК РФ не запрещает затем продлять договор.)

1.4. Ссудополучатель обязуется вернуть недвижимое имущество, указанное в п. 1.1, по истечении срока настоящего договора в том состоянии, в каком оно было передано, либо в иной согласованный со Ссудодателем срок. Ссудополучатель имеет право выкупить у Ссудодателя недвижимое имущество, указанное в п. 1.1 настоящего договора, по цене 100 000 (Сто тысяч) рублей, но не раньше пяти лет с момента подписания настоящего договора.

1.5. Собственность, указанная в п. 1.1 настоящего договора, принадлежит Ссудодателю на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 16 марта 2006 г. (выдано Главным управлением Федеральной регистрационной службы по г. Москве, регистрационный номер 77-13/697-54/12-01).

(Согласно статье 690 ГК РФ, только собственник или управомоченное лицо имеет право передавать имущество в безвозмездное пользование. Поэтому необходимо удостовериться, что ссудодатель действительно обладает правом собственности на передаваемый объект.)

1.6. Передача недвижимого имущества в безвозмездное пользование не влечет передачу права собственности.

(Этот пункт важен для избежания споров с налоговиками по вопросу налогообложения переданного имущества. Без перехода права собственности обязанности по уплате налогов не возникает.)

1.7. Затраты Ссудополучателя по улучшению переданного в безвозмездное пользование недвижимого имущества не возмещаются по окончании срока безвозмездного пользования.

1.8. Ссудодатель гарантирует, что передаваемая вещь не является предметом залога и не может быть отчуждена по иным основаниям третьим лицам, в споре, под арестом и в аренде не состоит.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Ссудодатель обязуется:

2.1.1. В недельный срок после подписания настоящего договора представить Ссудополучателю передаваемое в безвозмездное пользование недвижимое имущество по приемо-сдаточному акту.

2.1.2. В течение 5 (пяти) рабочих дней после истечения срока действия настоящего договора перезаключить со Ссудополучателем аналогичный договор на срок, указанный в п. 1.2 настоящего договора.

2.1.3. Не заключать аналогичных договорных отношений с третьими лицами, в том числе договоров аренды на здание, указанное в п. 1.1 настоящего договора.

2.2. Ссудополучатель обязан:

2.2.1. Использовать переданное в безвозмездное пользование недвижимое имущество в соответствии с условиями настоящего договора.

2.2.2. Содержать переданное в безвозмездное пользование недвижимое имущество и прилегающую территорию в полной исправности, надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, выделять на эти цели необходимые финансовые средства, а также нести расходы по текущему ремонту.

( Важно прописать, какая сторона договора несет расходы на ремонт и содержание передаваемого имущества. Это поможет правильно учесть такие затраты при налогообложении прибыли.)

2.2.3. Нести расходы по оплате коммунальных и эксплутационных услуг (электроснабжение, отопление, водоснабжение и канализация, вывоз мусора) при использовании переданного по настоящему договору здания.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. Ссудодатель отвечает за недостатки недвижимого имущества, которые он умышленно по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования.

При обнаружении таких недостатков Ссудополучатель вправе по своему выбору потребовать от Ссудодателя безвозмездно устранения недостатков недвижимого имущества или возмещения своих расходов на устранение недостатков, либо досрочного расторжения настоящего договора и возмещения понесенного им реального ущерба.

3.2. Ссудодатель не отвечает за недостатки недвижимого имущества, которые были им оговорены при заключении договора, либо были заранее известны Ссудополучателю во время осмотра или при передаче недвижимого имущества.

3.3. Ссудодатель отвечает за вред, причиненный третьему лицу в результате использования недвижимого имущества, если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности Ссудополучателя.

3.4. Ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения недвижимого имущества, если оно было испорчено в связи с тем, что последний использовал его не в соответ­ствии с настоящим договором либо передал недвижимое имущество третьему лицу без согласия Ссудодателя.

Ссудополучатель несет также риск случайной гибели или случайного повреждения недвижимого имущества, если с учетом фактических обстоятельств мог предотвратить его гибель или порчу, пожертвовав своей вещью, но предпочел сохранить свою вещь.

4. ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА И ЕГО ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ

4.1. Каждая из Сторон вправе во всякое время отказаться от исполнения настоящего договора, письменно известив об этом другую Сторону не менее чем за один месяц.

4.2. Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения настоящего договора в случаях, когда Ссудополучатель:

— использует недвижимое имущество не в соответствии с настоящим договором;

— не выполняет обязанности по поддержанию недвижимого имущества в исправном состоянии;

— существенно ухудшает состояние недвижимого имущества;

— без согласия Ссудодателя предоставит недвижимое имущество в пользование третьему лицу.

4.3. Ссудополучатель вправе потребовать досрочного расторжения настоящего договора в случаях, когда Ссудодатель:

— при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование недвижимого имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора;

— если недвижимое имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для его дальнейшего использования;

— если при заключении договора Ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое недвижимое имущество;

— при неисполнении Ссудодателем обязанности передать недвижимое имущество.

5. ИЗМЕНЕНИЕ СТОРОН В ДОГОВОРЕ И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЕ

5.1. В случае реорганизации Ссудополучателя его права и обязанности переходят к юридическому лицу, являющемуся его правопреемником.

5.2. Настоящий договор прекращается в случае ликвидации Ссудополучателя.

6. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами в процессе исполнения обязательств по настоящему договору, будут разрешаться путем переговоров.

6.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

7.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, имеющих одинаковую силу.

7.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору считаются действительными, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон.

Подборка наиболее важных документов по запросу Страхование имущества ссудополучателем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Страхование имущества ссудополучателем

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Учетные последствия аренды без цены
(Бурсулая Т., Солнцева М.)
("Новая бухгалтерия", 2019, N 9) А вот если договор страхования заключила организация-ссудополучатель, то она имеет право учесть соответствующие расходы. В соответствии со ст. 252 НК РФ в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения, включаются все обоснованные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому расходы по страхованию имущества организация-ссудополучатель вправе учесть при налогообложении прибыли при условии, что имущество используется организацией в производственной деятельности (подп. 5 п. 1 ст. 253, подп. 3, 7 п. 1 ст. 263 НК РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Тест: безвозмездное пользование и аренда. Найди 11 различий
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2021, N 4) Если "ссудное" имущество используется в деятельности, направленной на получение дохода, то ссудополучатель имеет право включать в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, затраты на содержание, ремонт, страхование имущества, полученного в безвозмездное пользование, и другие подобные затраты .

Нормативные акты: Страхование имущества ссудополучателем

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75
Вместе с тем ссудополучатель заинтересован в сохранении имущества для себя. Такой интерес состоит в выгоде, которую ссудополучатель имеет от предотвращения убытков, которые он несет в случае невозможности использовать застрахованное имущество. Этот интерес ссудополучателя позволяет допустить возможность страхования им имущества в свою пользу.

Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447
(ред. от 25.12.2021)
"О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2022) з) в картах подразделов 1.2 и 1.3 в таблице "Сведения о страховании ограниченного (обремененного) объекта учета арендатором (ссудополучателем)" отражаются (сведения подтверждаются договором страхования или иным документом, подтверждающим указанные реквизиты):

В 2008 - 2010 годах в Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460, закреплено, что данная Стратегия реализуется путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлена такая категория субъектов проведения антикоррупционной экспертизы как институты гражданского общества и граждане - независимые эксперты, которые должны стать некоторым объективным способом оценки результатов правотворческой деятельности органов власти на наличие коррупционных рисков.

Институт независимой антикоррупционной экспертизы является новым институтом для российского законодательства, призванным усилить общественный контроль за органами власти, реализовать принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Следует отметить, что за рубежом нет опыта использования подобного института, так как в нем нет особой необходимости ввиду значительно меньшего уровня коррупции, чем в Российском государстве, а также большей открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти.

Понятие коррупционного правонарушения в общем виде дано в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008 года № Пр-1568.

Согласно Плану коррупционное правонарушение - отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность (гражданско-правовая).

Нормативной правовой базой для осуществления независимой экспертизы физическими лицами, аккредитованными в качестве экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, являются:

1) международные правовые акты:

- Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года;

- Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принятая 4 ноября 1998 года.

Следует отметить, что Конвенции не дают понятия коррупции, а лишь содержат примерный перечень коррупционных преступлений. В их число входят подкуп (активный и пассивный) в государственном и частном секторах, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, незаконное обогащение, злоупотребление служебным положением, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом и т.п.

2) Федеральные законы:

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Законодатель определяет, что одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», закрепляющий правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

3) Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации:

- Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460.

В подпункте «р» пункта 8 данного акта указано, что одним из основных направлений, по которым реализуется Национальная стратегия противодействия коррупции, является совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Правила) и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика).

постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»;

4) Приказы Минюста России:

Административный регламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 27 июля 2012 года № 146;

Порядок организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 04 октября 2013 № 187;

приказ Минюста России от 21 октября 2011 года № 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы».

Экспертиза - это исследование и дача заключений экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях общественной деятельности (науке, технике, искусстве, ремесле).

В литературе приводится и более широкое определение: экспертиза - это основанное на использовании накопленных человеческих знаний и опыта изучение каких-либо вопросов, проводимое по определенным правилам специально отобранными высококвалифицированными специалистами с целью обеспечения принятия решений по данным вопросам наиболее полным объемом необходимой и достаточной для этого информации.

Общественная экспертиза представляет собой целый механизм общественной экспертной деятельности по анализу и оценке влияния нормативных и других управленческих решений органов власти всех уровней на условия жизни и реализацию прав и законных интересов широких слоев граждан и конкретных социальных групп.

Рассматриваемая антикоррупционная экспертиза может выступать в качестве и общественной, и научной, и независимой экспертизы. Законодатель не дает понятия антикоррупционной экспертизы, но определяет ее цель.

Целью проведения антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

Эксперт перед началом производства антикоррупционной экспертизы должен изучить соответствующие понятия, дабы в своем заключении достоверно, объективно и полно отразить наличие в нормативном правовом акте факторов, способствующих проявлению коррупции.

К правовым посылкам коррупции относятся как положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, так и отсутствие положений, необходимых для устранения существующих и (или) предотвращения коррупционных действий.

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

Пример: Ссудополучателями муниципального имущества в соответствии снастоящим Положением могут выступать:

а) муниципальные предприятия и учреждения;

о) некоммерческие организации;

в) иные организации на основании отдельного решения Думы города Н.

определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

Пример: Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма вправе отозвать у туроператора свидетельство в случае.

- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

Пример: оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

Пример: федеральные стандарты оценки утверждаются федеральным органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности.

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции -нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

Пример: по упрощенной процедуре могут рассматриваться все заявления (жалобы, претензии), за исключением следующих споров.

заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

Пример: особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершений органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

Пример: аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке по иску лицензирующего органа в случае обнаружения недостоверных донных в документах, послуживших основанием для принятия решения о выдаче лицензии.

отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Пример: научные и иные организации, ученые и специалисты привлекаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения для проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на основе договоров или на иных основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

Пример: ссудополучатель обязан застраховать имущество в страховой компании, указанной Ссудодателем

злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

Пример: к заявлению может прилагаться также положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации

юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

При проведении экспертизы нормативных правовых актов следует иметь ввиду, что они должны:

приниматься уполномоченным органом;

соответствовать тому виду правового акта, право издания которого закреплено за тем или иным органом;

не выходить за рамки компетенции органа (должностного лица);

приниматься в установленном порядке (единолично, коллегиально, совместно, по согласованию);

издаваться по установленной форме и подписываться надлежащими должностными лицами.

Орган исполнительной власти может принять нормативный правовой акт по трем основаниям:

на основе нормативного акта высшей юридической силы (как правило, закона);

по поручению вышестоящего органа;

исходя из своей компетенции.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по утвержденной форме, которое направляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в орган, издавший нормативный правовой акт, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза.

Вправе ли Ссудодатель возлагать на Ссудополучателя по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом государственной собственности (помещение) обязанность по страхованию имущества?

консультирует: Герман Ионченков

ведущий эксперт по юридическим вопросам КАДИС с опытом работы в Мировом суде и юридических структурах. Принимал участие в разработке базы СС КонсультантАрбитраж: 13 апелляционный суд. Консультирует по вопросам гражданских правоотношений, права интеллектуальной собственности, корпоративного, жилищного законодательства, включая сферу долевого строительства, защиты персональных данных

Согласно ч. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Статья 695 ГК РФ определяет, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

В ч. 4 ст. 421 указано, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Стороны договора свободны в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (ч. 2 ст. 1 ГК РФ).

На основании изложенного считаю, что стороны вправе включить в договор безвозмездного пользования условие о страховании имущества.

Подобные примеры отражены в судебной практике:


    "В соответствии с пунктом 2.3 договора ссудополучатель обязан поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, расходы на коммунальные услуги, охрану, страхование, освещение, уборку, в том числе прилегающей территории и т.д. В случае если указанные расходы несет ссудодатель, ссудополучатель обязуется компенсировать понесенные расходы в полном объеме";
    "Пунктом 2.5 договора предусмотрено, что ссудополучатель (ООО "Новооскольский СКБМ) обязан поддерживать передаваемое имущество в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта и нести все расходы по его эксплуатации и содержанию (в т.ч. запчасти, страховка)";
    "В соответствии с п. 2.3 договора, ссудополучатель обязан поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление за свой счет содержания имущества в технически исправном и работоспособном состоянии, за свой счет осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), и предоставлять транспортные средства на технический осмотр в установленные сроки и нести иные расходы по содержанию имущества".

При этом интересный вывод можно отметить в Решении Тульского УФАС России от 04.07.2014 N 03-03/41-2014, которым признано неправомерным условие об обязании застраховать имущество в пользу ссудодателя:

"Пунктом 5.2 Положения установлено, что в месячный срок со дня заключения договора безвозмездного пользования ссудополучатель обязан застраховать переданное ему имущество в пользу Комитета.

Согласно статье 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Закон не предусматривает перехода к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества (за исключением правоотношений, связанных с финансовой арендой (лизингом) — статья 669 ГК РФ), равно как и обязанности арендатора заключать договор страхования арендованного имущества на случай пожаров и иных опасностей в пользу арендодателя.

Статья 927 ГК РФ различает понятия добровольного и обязательного страхования. Согласно пункту 2 статьи 927 ГК РФ в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей, в частности, имущество других лиц за свой счет (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами главы 48 ГК РФ. При этом для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

Таким образом, заключение договора страхования в отношении имущества, переданного в безвозмездное пользование, носит по смыслу действующего гражданского законодательства добровольный характер и условия пункта 5.2 Положения, налагающие на ссудополучателя данную обязанность, не являются обязательными для страховщиков, что может повлечь за собой для добросовестного ссудополучателя неблагоприятные последствия.

Нормы статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не предусматривают возложение указанных обязанностей на ссудополучателя.

Таким образом, нормы дефиса 2 пункта 1.5, пунктов 2.2, 3.2, 5.2 Положения противоречат требованиям статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере доступа хозяйствующих субъектов к муниципальному ресурсу — муниципальному имуществу.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции"

К страхованию имущества прибегают в целях минимизации убытков на случай его потери или порчи. Автономное учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех этих способах владения и пользования имуществом может потребоваться его страхование. Кто принимает решение о страховании, по каким мотивам, какова процедура заключения и исполнения договора страхования? Об этом в данной консультации.

Экономическая целесообразность страхования имущества

При страховании имущества объектом страхования выступает имущественный интерес, связанный с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, принадлежащего страхователю (выгодоприобретателю) на основании закона, иного правового акта или сделки (ст. 929 ГК РФ и ч. 4 ст. 4 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1). Страхование обеспечивает создание экономических условий и гарантий для возмещения убытков, связанных с повреждением или гибелью имущества, вследствие наступления неблагоприятных обстоятельств (страховых случаев).

Сразу отметим, что обязательное страхование имущества законодательно не предусмотрено. Анализ норм Положения № 640, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640, и Требований № 186н, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н, показывает, что взносы на добровольное страхование имущества в этих актах напрямую не поименованы. Следовательно, учредители и АУ свободны (в рамках своих полномочий) проводить собственную политику по страхованию имущества.

Порядок страхования государственного и муниципального имущества определяется его собственниками путем издания соответствующих нормативных актов. Так, в Московской области здания, помещения и объекты движимого имущества, переданные государственным учреждениям, подлежат страхованию. При этом страхователями выступают органы государственной власти региона, а страховые взносы выплачиваются за счет средств, предусмотренных на эти цели в расходах бюджета Московской области на соответствующий финансовый год. В Новгородской области страхование имущества вменено в обязанность учреждений, которые владеют им на праве оперативного управления.

По мнению автора, наиболее соответствует духу отношений между учредителями и подведомственными автономными учреждениями порядок страхования, принятый в Якутии. Он заключается в следующем. Недвижимое и особо ценное движимое имущество, находящееся в оперативном управлении государственных бюджетных, автономных учреждений Республики Саха (Якутия), страхуется за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Соответственно, главным распорядителям средств вменено в обязанность включить расходы на страхование в субсидию на содержание имущества, переданного в оперативное управление подведомственным республиканским бюджетным и автономным учреждениям. Если же имущество приобретено АУ за счет доходов от разрешенной деятельности, правительство Якутии рекомендует учреждениям страховать такое имущество за счет собственных средств, что укладывается в логику положений ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (самостоятельное распоряжение доходами) и ст. 263 НК РФ (право списания расходов на добровольное страхование в уменьшение базы по налогу на прибыль).

Итак, краткий анализ нормативной базы показывает, что источниками покрытия затрат на уплату страховых взносов являются:

средства учредителя, если собственник имущества сам заключает и оплачивает договор;

субсидии на госзадание, если страховые взносы включены в состав нормативных затрат на оказание госуслуг;

экономия средств субсидий на госзадание (по согласованию с учредителем);

доходы от платной деятельности.

При этом инициаторами заключения договоров добровольного страхования могут выступать:

учредитель как собственник имущества;

автономное учреждение, например в отношении объектов, подвергаемых повышенному риску (в частности, автомобилей);

собственники (владельцы) имущества при предоставлении автономным учреждениям имущества в безвозмездное пользование или аренду;

банк, кредитующий АУ, при залоге имущества.

Теперь рассмотрим юридические аспекты процедуры страхования на основе сформировавшейся судебной практики.

Лица, заинтересованные в страховании имущества

В силу ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано лишь в пользу лица, имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Иная практика привела бы к злоупотреблению правом вплоть до умышленного уничтожения чужого имущества.

Интерес в сохранении имущества по договору добровольного страхования состоит в его защите от негативных последствий, предусмотренных страховым случаем. Заинтересованными лицами, в частности, могут выступать:

собственник как лицо, обладающее абсолютным правом на принадлежащее ему имущество;

лицо, допущенное к управлению транспортным средством и использующее его на основании гражданско-правового или трудового договора;

лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления;

лицо, пользующееся имуществом на основе договора безвозмездного пользования. В этом случае интерес состоит в выгоде ссудополучателя от предотвращения убытков, которые он несет в случае невозможности использовать застрахованное имущество;

залогодержатель – с тем, чтобы при неисполнении обязательства, обеспеченного залогом, удовлетворить свои интересы за счет стоимости заложенного имущества;

залогодатель – с тем, чтобы при неисполнении обязательства, обеспеченного залогом, удовлетворить интересы кредитора за счет стоимости заложенного имущества.

Заключение договора

Договор добровольного страхования имущества должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 940 ГК РФ). К существенным условиям договора относится условие о размере страховой суммы (то есть суммы, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору страхования имущества).

Страховая сумма определяется по соглашению сторон договора, но не должна превышать действительную стоимость имущества, которая, в свою очередь, эквивалентна рыночной стоимости (п. 2 ст. 947 ГК РФ). На основании ст. 945 ГК РФ при заключении договора страховщик вправе осмотреть страхуемое имущество, а при необходимости – назначить экспертизу в целях установления его реальной стоимости.

Срок действия договора страхования начинается с момента вступления его в силу, а именно после уплаты страховой премии или ее первого взноса, если иной момент не предусмотрен договором (п. 1 ст. 957 ГК РФ). Договор страхования распространяется на страховые случаи, происшедшие после его вступления в силу, если в нем не предусмотрен иной срок начала действия страхования (п. 2 ст. 957 ГК РФ).

Правила страхования и письменный запрос страховщика

Добровольное страхование осуществляется не только на основании договора страхования, но и на основании правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с законодательством и содержат положения о субъектах и объектах страхования, страховых случаях и рисках, порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, правах и обязанностях сторон, определении размера убытков или ущерба, порядке определения страховой выплаты, сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения. По требованиям страхователей страховщики обязаны разъяснять положения, содержащиеся в правилах страхования и договорах.

Для выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), страховщики направляют для заполнения страхователем письменный запрос. К данному опроснику следует отнестись серьезно, поскольку ошибки или неотражение обстоятельств, которые не известны и не должны быть известны страховщику, но влияют на вероятность наступления страхового случая, являются основанием для признания договора недействительным (ст. 944 ГК РФ).

Страховой случай

Страховой случай подразумевает опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинно-следственную связь между опасностью и вредом. Случай считается наступившим с момента причинения вреда (утраты, гибели, установления недостачи или повреждения застрахованного имущества) в результате действия опасности, от которой производилось страхование.

Договором страхования имущества страховыми случаями могут быть признаны следующие события:

воздействие огня (пожар, удар молнии, взрыв, применение мер пожаротушения, падение пилотируемых летательных аппаратов);

стихийные бедствия (буря, вихрь, ураган, смерч, шторм, наводнение, затопление, паводок, ледоход, просадка грунта, оползень);

стороннее воздействие (наезд, столкновение, опрокидывание и падение предметов на застрахованное имущество);

противоправные действия третьих лиц (хищение, умышленные повреждения, вандализм);

Статья 961 ГК РФ устанавливает: после того, как страхователю по договору имущественного страхования стало известно о наступлении страхового случая, тот обязан незамедлительно уведомить об этом страховщика или его представителя. Неисполнение этой обязанности дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение. Следует иметь в виду, что на страхователя возлагается лишь обязанность по уведомлению о наступлении страхового случая определенным способом и в определенные сроки. Обязанность по представлению одновременно с уведомлением всех необходимых документов на страхователя или выгодоприобретателя законом не возлагается.

Страховое возмещение

При полной гибели имущества (то есть при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению) страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы (ч. 5 ст. 10 Закона № 4015-1).

При повреждении застрахованного объекта недвижимого имущества, когда в результате страхового случая он не прекратил существовать, но не может быть использован в первоначальном качестве, сумма страхового возмещения определяется как разница между страховой суммой и суммой от реализации страхователем остатков застрахованного имущества. Страхователь (выгодопри­обретатель) в этом случае вправе отказаться от своих прав на такое имущество в пользу страховщика в целях получения страхового возмещения в размере полной страховой суммы, если такое право предусмотрено договором добровольного страхования имущества.

В силу ст. 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если докажет, что умысел лица, в пользу которого произведено страхование, был направлен на утрату (гибель), недостачу или повреждение застрахованного имущества и что это лицо желало наступления указанных негативных последствий. В то же время при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя (в том числе его халатности, неосмотрительности) страховщик может быть освобожден от выплаты страхового возмещения, только если это прямо предусмотрено законом. Например, оставление в транспортном средстве по неосторожности регистрационных документов на него либо комплекта ключей, диагностической карты, а также их утрата не является основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения. Также несовершение страхователем действий по обжалованию постановлений органов дознания и предварительного следствия, отказавших в возбуждении уголовного дела по факту причинения вреда, не свидетельствует об отказе страхователя от права требования к лицу, ответственному за убытки.

Франшиза

Условия договора добровольного страхования имущества могут предусматривать положения, исключающие выплату страхового возмещения, если размер убытков, возникших в результате наступления страхового случая у страхователя (выгодоприобретателя), не превышает определенную договором страхования сумму убытков (франшиза). Франшиза может устанавливаться в виде определенного процента от страховой суммы или в фиксированном размере.

Суть этого инструмента заключается в следующем. Франшиза, возлагая на страхователя обязанность погашать за свой счет мелкие убытки, освобождает страховщика от реагирования на незначительные страховые случаи и выплат по ним. В качестве компенсации страховщик предлагает страхователю более низкие тарифы по страховым услугам.

Заключение

Если абстрагироваться от нормативной базы и поразмышлять о целесообразности страхования имущества, можно обнаружить, что его непопулярность объясняется тем, что риски потери имущества, как правило, низки, заключение и выполнение договора обременительно, а затраты на уплату страховых взносов превышают потенциальные (взвешенные на риск) убытки от гибели имущества. Страховщики, оказывая услуги, как и все коммерческие организации, кроме риска вынуждены закладывать в стоимость тарифа собственные расходы на деятельность и прибыль для развития. Поэтому затраты на уплату страховых взносов всегда превышают убытки, что, впрочем, справедливо лишь для большого массива имущества. Если же речь идет об отдельном случае, потенциальный страхователь оценивает, насколько он в состоянии пережить потерю конкретного имущества, и уже на основе мотивированного суждения принимает решение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: