Среди перечня медицинских профессий московского государства числились зелейники кто это

Обновлено: 27.04.2024

В другой челобитной от 27 июня 1658 г. солдат Митька Иванов сообщает: «я холоп твой ранен – пробит насквозь из карабина по самому животу и ниже. От той раны лежу во гноище и по сию пору раны не затворились. Вели государь меня излечить в аптеке». Резолюция: «его лечить и лекарства давать безденежно».

При наличии в стране лишь одной аптеки население покупало лекарства в зелейных и москательных лавках, где велась свободная торговля «зельем». Это вело к злоупотреблениям ядовитыми и сильнодействующими веществами. Таким образом, назрела необходимость государственной регламентации продажи лекарственных средств. К тому же растущая российская армия постоянно требовала регулярного снабжения войск медикаментами. В связи с этим в 1672 г, была открыта вторая в стране «. аптека для продажу всяких лекарств всяких чинов людям».

Новая аптека располагалась на Новом гостином дворе на Ильинке, близ Посольского приказа. Царским указом от 28 февраля 1673 г. за обеими аптеками закреплялось право монопольной торговли лекарствами.

Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к середине XVII в. из придворного заведения он вырос в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно расширились. В его ведение входило: приглашение на службу врачей (отечественных, а совместно с Посольским приказом и иноземных), контроль за их работой и ее оплатой, подготовка и распределение врачей по должностям, проверка «докторских сказок» (историй болезней), снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, собирание и хранение книг, руководство аптеками, аптекарскими огородами, и сбором лекарственного сырья.

Постепенно штат Аптекарского приказа увеличивался. Так, если в 1631 г. в нем служили два доктора, пять лекарей, один аптекарь, один окулист, два толмача (переводчика) и один подьячий (причем особыми льготами пользовались иноземные доктора), то в 1681 г. в Аптекарском приказе служило 80 человек, среди них 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей-иноземцев, 21 русский лекарь, 38 учеников лекарского и костоправного дела. Кроме того, было 12 подьячих, огородников, толмачей и хозяйственных рабочих.

Во второй половине XVII в. в Московском государстве сложилась своеобразная система сбора и заготовки лечебных трав. В Аптекарском приказе было известно, в какой местности преимущественно произрастает то или иное лекарственное растение. Например, зверобой – в Сибири, солодовый (лакричный) корень – в Воронеже, черемица – в Коломне, чечуйная (противогеморройная) трава – в Казани, можжевеловые ягоды – в Костроме. Специально назначенные заготовители (травники) обучались методам сбора трав и их доставки в Москву. Таким образом, сложилась государственная «ягодная повинность», за невыполнение которой полагалось тюремное заключение.

У стен Московского Кремля стали создаваться государевы аптекарские огороды (ныне. Александровский сад). Число их постоянно росло. Так, в 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича (1645-1676) было велено «Государев Аптекарский двор и огород перенесть от Кремля-города за Мясницкие ворота и устроить в огородной слободе на пустых местах». Вскоре аптекарские огороды появились у Каменного моста, в Немецкой слободе и на других московских окраинах, например, на территории нынешнего Ботанического сада. Посадки в них производились в соответствии с распоряжениями Аптекарского приказа.

В некоторых случаях специалисты по закупке лекарственных средств направлялись в другие города. Значительная часть лекарственного сырья для аптек выписывалась «из-за моря» (Аравии, стран Западной Европы – Германии, Голландии, Англии). Аптекарский приказ рассылал свои грамоты иноземным специалистам, которые направляли в Москву требуемые лекарственные средства. Об этом свидетельствует сохранившаяся переписка. Например, в 1662 г. Ивашко Гебдон писал русскому царю из Лондона: «. прислана мне твоя грамота из Аптекарского приказу, а велено мне иноземцу купить аптекарских запасов против росписи, – и купя, послать их на кораблях к Архангельскому городу. И те аптекарские запасы покладены в шести сундуках да в двух боченках да в одном тючке и наклеймены и отпущены на кораблях к Архангельскому городу… К Москве на подводах летним путем с великим бережением».

В начале XVII в. иноземные врачи пользовались в Московском государстве значительными привилегиями. Подготовка русских лекарей в то время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание русского лекаря выдавали набор хирургических инструментов.

Первая государственная Лекарская школа в России была открыта в 1654 г. при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали анатомию, фармацию, латинский язык, диагностику болезней и способы их лечения. В качестве учебников служили народные травники и лечебники, а также «докторские сказки» (истории болезней). Во время военных действий функционировали костоправные школы. Преподавание велось у постели больного – в России не было той схоластики, которая господствовала в то время в Западной Европе.

Анатомия в лекарской школе преподавалась наглядно: по костным препаратам и анатомическим рисункам, учебных пособий еще не было.

В XVII в. в Россию проникли идеи европейского Возрождения, а вместе с ними некоторые медицинские книги (см. схему 5). В 1657 г. монаху Чудова монастыря Епифанию Славинецкому был поручен перевод сокращенного труда Андреаса Везалия «Эпитоме» (изданного в Амстердаме в 1642 г.). Е. Славинецкий (1609-1675) был весьма образованным человеком, он окончил Краковский университет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем – в Лекарской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда Везалия явился первой в России книгой по научной анатомии. Долгое время она хранилась в Синодальной библиотеке, но во время Отечественной войны 1812 г. погибла при пожаре Москвы.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: «. никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать.» Обучение длилось 5-7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы ввиду большой нехватки полковых лекарей состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась в XVIII в.

Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще всего лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе их больничных палат создавались временные госпитали для лечения раненых. И несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и врачебное обслуживание во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было важной отличительной особенностью русской медицины XVII в. Первые доктора медицины из российских людей появились в XV в. Среди них Георгий из Дрогобыча, получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (современная Италия) и преподававший впоследствии в Болонье и Кракове. Его труд «Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», изданный в Риме, является первой печатной книгой российского автора за рубежом. В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (современная Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка. В 1696 г. также в Падуанском университете степени доктора медицины был удостоен П. В. Посников; будучи весьма образованным человеком, он впоследствии служил российским послом в Голландии (см. с. 259).


Первым известным нам врачом на Руси считается грек Иоанн Смер, которого пригласил в Киев князь Владимир. В Средние века были весьма популярны травники и зелейники – книги о лечебных травах или «простых снадобьях». Этот жанр восходил к трактату Диоскорида и трудам Галена, подвергшимся переработкам и переводам в Византии и на исламском Востоке. По всей видимости, именно византийские травники оказывали влияние на медицину на Руси – как правило, ей занимались монахи, собиравшие лекарственные травы. Целый ряд святых (Пантелеимон, Косьма и Дамиан) почитались как покровители врачевания. При этом существовала и народная славянская традиция, зачастую связанная с языческими практиками.

Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники
Травники и зелейники

Не сохранилось старославянских травников этого периода, хотя вполне возможно, что они существовали. Но описания врачеваний можно встретить в житиях, например, в «Повести о Петре и Февронии» дочь бортника Феврония, исцеляет муромского князя князя Петра медом. В крупных русских монастырях существовали лечебницы. Позже в Московском государстве появились прототипы аптек — «зелейные лавки», в которых «зелейники» торговали различными травами и приготовленными из них лекарствами. При Иване IV в Москве открывается аптека с «немцем», т. е. иностранцем. Считается, что один из врачей, служивших на Строгановских солеварнях, некто Кайбышев, перевел с греческого лечебник, получивший на Руси известность под названием «Лечебника Строгановских лекарств о врачевании от всяких болезней и о всяких зелейных спусках». Травник до нас не дошел, но ссылки на него присутствуют в более поздних рукописях.

В середине 15 века появился старославянский перевод комментариев Галена на сочинения Гиппократа — «Галиново на Ипократа». Переводились также «псевдоаристотелевы» книги (арабские и европейские средневековые комментарии на сочинения Аристотеля), которые на Руси называли – однако православная церковь сочла «Аристотелевы врата» еретическими, и в 1551 году их запретил Стоглавый собор. Тем не менее, «Аристотелевы врата» довольно долго имели хождение, переписывались и оказали значительное влияние на русских врачей того времени.

В это же время на Руси получили распространение многочисленные лечебники и сборники фармацевтического содержания (травники, зелейники, «прохладные вертограды»), в которых описываются не только приемы изготовления лекарств, но и некоторые химические операции, в частности операции «перепускания», т. е. дистилляции, фильтрования, мацерации, кристаллизации и пр. Сохранились сотни рукописей «вертоградов». В основном это переводы двух европейских травников: польского перевода с латинского подлинника и немецкого, нижнесаксонского травника, изданного в Любеке в 1492 году немецким книгопечатником, именуемым в русском переводе «Стефаном Андреевым сыном». Польский «вертоград» был переведен на русский язык поляком Станчевским по предложению серпуховского воеводы Фомы Афанасьевича Бутурлина в 1588 году. Немецкий травник был переведен ранее, в 1534 году, Николаем Булевым, родом из немецкого Любека, но прожившим почти всю свою жизнь на Руси,— сначала в Новгороде, а затем в Москве, где он был придворным врачом Василия III.

Использование лекарственных трав в России приняло особо широкий размах в середине 17 века, когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный «Аптекарский приказ», ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии. В 1654 году в Москве была организована первая в России медицинская школа, где готовили и аптекарей. Были созданы «аптекарские огороды» — сады, где разводили лекарственные растения. В Москве их было несколько, например, у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слободе. Готовили лекарства из растений на особых «поварнях»; при этом руководствовались специальным наставлением «о пропущении вод» (т. е. дистилляции), заимствованным из немецкой книги Иеронима Брауншвейгского. При этом русский переводчик, имя которого до сих пор точно не выяснено, внес в свой перевод очень много оригинальных данных.

Одним из исследователей, впервые занявшихся историей русской медицины, был филолог Николай Саввич Тихонравов (1832-1893). Он изучал старославянский «Зелейник», в котором средства лечения основывались, как правило, на прикладывании к больному месту различных смесей. В том числе с использованием молока кобыльего, капустного корня (при икоте), «землицы морския» (при кровотечении), желтка яичного, «с камецом съ вередным смятши» (при заражении или падении с лошади). В отдельных случаях рекомендовалось писать молитвы на хартиях и привязывать их к челу. Для лечения использовали тесто и инстинкт животных, чувствующих болезнь хозяина: «Аще кто болитъ, то тестомъ всего помажи теплымъ, лице руце и нозъ и псу дай: аще ясть, то живъ будетъ больный… а, не ясть, то умретъ; аще ли чашу пьетъ больный, останется и возлий на пса, аще вострясется песъ, то умретъ…». Вряд ли стоит в наше время пытаться использовать такие рецепты (более того, это может быть опасно). Но приятно знать, что наши предки заботились о своем здоровье.

1. Иван Грозный у постели своего сына

2. Лекарь за приготовлением зелья

3. Сцена лечения больного "чепучинным сидением" (потогонная процедура). Миниатюра из "Вертограда" по списку 17 в.

4. Изящно выполненный древнерусским художником рисунок лекарственного растения "петров крест" (клевера). Из "Вертограда" по списку 17 века.

5. "Схема" размещения на обнаженной человеческой фигуре точек лечебных кровопусканий по списку 17-18 веков

6. "Дештилятор" за работой в "пропускной полате" древнерусской аптеки. Из рукописи по списку 17 в.

7. Применение грелок при "камчюге" (артрите). Лицевой летописный свод. Шумиловский том, л. 428 об.

8. Прием больным из рук врача лекарственного "зелия". Миниатюра "Лицевого летописного свода" 16 в., Шумиловский том, л. 427

9. Монастырская больница (из рукописной книги "Житие Сергия Радонежского")


Первые русские врачи — это «лечьцы» из монахов. В Московском государстве XVI века уже существовало разделение медицинских профессий. Их было более десяти: лекари, дохтуры, костоправы, повивальные бабки. В том числе зелейники.

Медицинские карикатуры британского художника Джеймса Гилрея.

Зелейники в зелейных лавках отпускали зелье (лекарство). Не просто продавали, они готовили настойки, порошки, мази и были сведущими в этом деле людьми. В рукописных лечебниках того времени встречается описание разнообразных лекарственных форм: «питие», «порохи», «мазуни», «пластыри» — и указывается количество применяемых лекарств в зависимости от возраста больного. Этими рукописями пользовались зелейники. Они изучали действие и качество лекарств. (Ещё в Древней Руси широко известны были солодковый корень, цветы шиповника, можжевеловые ягоды, валериана. Лиственничная губка — противотуберкулёзное средство — даже вывозилась из Новгорода за границу, как и кора ясеня — противомалярийное. Багульник использовался как противопаразитарное средство, чтобы уснуть — принимали «мак снотворный», от простуды — чеснок и лук. Чесночная вода применялась для обмывания при эпидемиях и дизентерии.)

В писцовых книгах (в них велась перепись домовладений для установления оброка) в Пскове в 1585 году значатся три зелейника. Зелейные лавки и ряды были в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.


И вот приехал Джеймс Френчем

Известно, что в Кремле в 1581 году в правление Ивана Грозного появилась аптека для царской семьи, устроенная с царской роскошью: аптечная посуда была из шлифованного хрусталя, «витрины из серебра». Появилась она в связи с приездом на госслужбу лейб-медика английской королевы Роберта Якоби с группой фармацевтов (так стали называть врачей, которые совершенствовались в аптечном искусстве и избрали местом деятельности аптеку). История сохранила только имя Джеймса Френчема, хотя, возможно, и до него имелись иностранные аптекари и аптеки. В показаниях по делу Лжедмитрия, например, свидетелем проходил старый голландский аптекарь Арент Классен, служивший до этого «сорок лет в великокняжеской аптеке».

Василий III благословляет сына своего Ивана IV перед своей кончиной.

Аптека для населения была открыта в Москве в 1672 году. Лекарства там продавались по установленной цене, которая обозначена была в «указной книге» — первой аптекарской таксе. «. Указал великий государь построить аптеку для продажи всяких лекарств всяких чинов людям по указной книге». Имелась «палата для составления лекарств», «палата для сосудов и лекарств», поварня, «перепускная» (лаборатория), сушильня для трав. В штате были аптекари, врачи, алхимисты, дистилляторы, лекарские и аптекарские ученики. Такой штат объяснялся тем, что готовили не только сложные лекарства (до 20 ингредиентов), но и сырьё для них. При аптеке организована была продажа спирта и вина: «без вина и пива лекарства хотя и давати и в том мало пользы бывает, лекарству только трата».

Алхимисты Шилов и Ананьин

В конце XVI — начале XVII века появился Аптекарский приказ (точной даты его создания нет). В задачи приказа входило наблюдение за лечением царя и его семьи, за лекарствами в царской аптеке и за деятельностью приглашаемых врачей иностранцев. Позднее он стал государственным административным учреждением, ведавшим всем медицинским и аптекарским делом в России.

Аптекарским приказом была открыта школа, куда набрали из стрельцов и стрелецких детей 30 учеников. В числе прочих дисциплин они изучали медицинскую ботанику, фармакологию и фармацию «практическую». С приёмами приготовления лекарств ученики знакомились в аптеках и аптекарских огородах. (Аптечные огороды создавались для удовлетворения аптек в сырье). В это время широко применялись водки из растений (настойки), вода из цветов и трав (настои), эликсиры, сборы, масла, бальзамы, пилюли, отвары, порохи (порошки), сиропы, пластыри, соки, растирания, свечи. Для приготовления лекарства использовались обычно перегонка, выпаривание, процеживание, измельчение, смешивание. Вот рецепт изготовления пластыря: «Взять чистого белого ладана, воску, чистого масла деревянного — поровну. Ладан истолкши мелко, а воск исстрогать. Над огнём сварить и как то всё соединитца, застудить и оное намащать на чистую ветошку. Прикладывать к ранам».

На выпускников школы, открытой Аптекарским приказом, первых русских «алхимистов» Тихона Ананьина и Василия Шилова возложили приготовление лекарств и заведование запасами лекарственных средств. Они не только работали в аптеке, но и выезжали на закупку и заготовку сырья, обучали других аптечному искусству. Ананьин обучил своих сыновей.


Указ о восьми аптеках

С постановкой аптекарского дела Пётр I ознакомился во время своего пребывания в Голландии, а также в Англии, в Германии и Франции. И в 1700 году им были учреждены первые военные аптеки.

В 1701 году для расширения аптечного дела Пётр издал указ: «. быть на Москве вновь осьми аптекам и построить те аптеки на больших просторных и многолюдных улицах. а в зелейному ряду, что в Китай-городе, а также и по всем улицам и перекрёсткам, лавкам, в которых продавались непотребные к употреблению травы и зелье, будто бы вместо лекарств, не быть, и те по улицам и перекрёсткам сломать. ».

Джузеппе Арчимбольдо. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590.

С изданием этого указа (об открытии 8 частных аптек и запрете продажи лекарств в зелейных лавках), по сути, была введена аптечная монополия, устраняющая конкурентную борьбу между аптеками и лавками и между самими аптеками. В каждом районе разрешалось открыть только одну аптеку.

«Всякий русский или иностранец, который пожелает вести вольную аптеку, с разрешения правительства получит безденежно необходимое для сего место и жалованную грамоту на наследственную передачу сего заведения». (Наряду с частными предполагались и казённые, принадлежащие государству.)

Первая грамота на открытие вольной аптеки в 1701 году выдана была Иоганну Грегориусу, аптекарю Аптекарского приказа. Он открыл её в Ново‑Немецкой слободе (Аптекарский переулок, где именно неизвестно). Вторая грамота, месяц спустя после Грегориуса, была пожалована доктору медицины Даниилу Алексеевичу Гурчину, который служил в «царской» аптеке и по поручению Петра написал две работы — «Аптека обозная или служивая», «Аптека домовая». Он открыл свою аптеку на Мясницкой.

Последующие владельцы перенесли аптеку Гурчина в Китай-город на Никольскую улицу. В 1832 году её купил выходец из Пруссии Карл Феррейн. В 1896 году для неё было построено новое роскошное здание (архитектор А. Э. Эрихсон), в котором в советское время находилась всем известная аптека № 1. И город так к ней привык, что и теперь нет москвича, который, проходя мимо этого здания по нынешней красивой и уютной Никольской, не вздохнул бы: «А всё-таки жаль, что теперь здесь не аптека, а какие-то платья. »

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №1

Централизация государственного управления и превращение Московской Руси из национального в многонациональное государство в XVI веке повели к значительному развитию культуры.

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №2

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями.

Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №3

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №4

Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №5

Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

Стоглавый собор 1551 г., созванный Иваном IV для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях Стоглава записано:

Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и состарившихся описати по всем градам, опричь здравых строев.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №6

Большие эпидемии, особенно в XIV веке. Летописи сообщают:

«Бысть мор силен зело в Смоленске, Киеве и Суздали, и по всей земле Рустей смерть люта и напрасна и скора. В Глухове же тогда ни один человек не остался, все изморша, сице же и на Белеозере…» (1351).

«Бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской, и по селам смерти мнози. Понеже свящеиницы не успеваху погребати…» (1352).

«…В Москве бысть мор велик и страшен, не успеваху бо живии мертвых спрятывати; везде бо бе мертвии, а дворы мнози пусти быша…» (1364) и т. п.

О том же свидетельствует сохранившаяся переписка, донесения начальников дружин и пр.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №7

Летописи дают материал о противоэпидемических мероприятиях, применявшихся в Московской Руси: отделение больных от здоровых, оцепление очагов заразы, выжигание зараженных домов и кварталов, погребение умерших вдали от жилья, заставы, костры на дорогах. Это показывает, что уже в то время у народа имелось представление о передаче заразных болезней и о возможности уничтожения, обезвреживания заразы.

Здание аптеки. Кремль.

Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено учреждением при Иване IV в конце XVI века Аптекарской палаты, переименованной в XVII веке в Аптекарский приказ. В то время как в странах Западной Европы медицинское дело находилось целиком в ведении монастырей и других религиозных установлений, в Московском государстве XVII века управление всеми медицинскими делами было поручено светскому органу — Аптекарскому приказу. Аптекарский приказ, наряду с другими приказами (Посольский, Большая Казна, Иноземский, Сибирский, Стрелецкий и т. д.) представлял собой часть государственного аппарата Московской Руси и существовал в течение всего XVII века.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №9

Функции Аптекарского приказа постепенно усложнялись и расширялись. Аптекарский приказ был обязан наблюдать за аптеками, за врачами, за призрением больных и «прилагать старание о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространению прилипчивых болезней».

Аптекарский приказ ведал царской аптекой, сбором и разведением лекарственных растений, покупкой их в других странах, наблюдал за придворными врачами, обслуживающими царскую семью и приближенных к царю бояр, контролировал врачевание, приглашение иностранных врачей, проверял знания этих врачей при поступлении на русскую службу, назначал врачей в полки, обеспечивал полковые аптеки (Медикаментами и проводил судебномедицинскую экспертизу («отчего смерть приключилась») и вообще врачебную экспертизу.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №10

Аптекарский приказ осуществлял собирание дикорастущих лекарственных растений в различных частях страны. В его ведении находились сборщики лекарственных растений—помясы. Списки растений, подлежащих сбору, составлялись Аптекарским приказом. Руководили помясами при сборе лекари и лекарские ученики. Лекарственные растения разводились «знатцами» для продажи Аптекарскому приказу, лучшие «знатцы» включались в списки служащих Аптекарского приказа.

В Москве было две аптеки:

1) старая, основанная в 1581 г. в Кремле, против Чудова монастыря, и

2) новая,— с 1673 г., в Новом гостином дворе «а Ильинке, против Посольского двора.

Новая аптека снабжала войска; из нее же лекарства продавались «всякого чина людям» ио цене, имеющейся в «указной книге». К новой аптеке было приписано несколько аптечных огородов, где разводились и культивировались лекарственные растения.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №11

В XVII веке Россия вела частые и продолжительные войны с Польшей, Швецией и Турцией, что делало необходимым организацию лечения раненых воинов и проведение санитарных мероприятий в войсках и среди населения. Эти потребности не могли в достаточной мере удовлетворяться лекарями-ремесленниками. Перед правительством встал вопрос о более широкой подготовке врачей. Для того чтобы иметь своих, русских, врачей правительство пыталось проводить обучение русских врачебной науке у иностранных докторов, живших в России. Иностранные врачи при поступлении на службу давали подписку, что они

«за то его государево жалованье учеников, которые для учения даны, будут учить с великим прилежанием …со всяким тщанием и ничего не тая».

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №12

В 1681 г. штат Аптекарского приказа превышал 100 человек: среди них было 23 иностранца: 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей. Основную массу работников Аптекарского приказа составляли русские: подъячих — 9, русских лекарей — 21, учеников лекарского, костоправного и чепучинного дела — 38.

В Москве в 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел для царя с латинского на русский «Врачевскую анатомию» Везалия. Незаконченный перевод, по-видимому, сгорел во время одного из частых московских пожаров. Но сам по себе факт этой трудной работы — один из многочисленных примеров прогрессивных традиций русской культуры, откликавшейся на передовые течения мировой научной мысли.

Епифаний Славинецкий

В XVI и особенно в XVII веке в Московской Руси получили широкое распространение рукописные книги медицинского содержания: травники, лечебники, «вертограды», «аптеки». До нашего времени сохранилось более 200 таких рукописных медицинских книг. Некоторые книги явились переводами древних античных медицинских сочинений (Гиппократа, Аристотеля, Галена).

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №14

В XVII веке в Москве возникли гражданские больницы. В середине XVII века (1650) боярин Федор Михайлович Ртищев частично на собственные средства, частично на пожертвования создал в Москве первую гражданскую больницу на 15 коек. В 1682 г. был издан указ построить в Москве две шпитальни, или богадельни, для призрения убогих.

«А для лечь6ы их во всякой нужде надобно, чтобы у них был приставлен дохтур, аптекарь, да лекарей человека три или четыре с учениками и аптека небольшая»

Одну из этих больниц на Гранатном дворе у Никитских ворот предполагалось использовать как медицинскую школу.

«Чтобы в больнице и больных бы лечили, и лекарей бы учили.»

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков, изображение №15

В XVI и XVII веках в Московском государстве была подготовлена почва для коренных сдвигов и преобразований, происшедших в отечественной медицине в XVIII веке.

ЗЕЛЕЙНИКИ (от древнерусск. «зелье» трава, настой на травах, корнях, яд); имеет два значения: в Киевской Руси — одно из названий лиц, занимавшихся врачеванием; памятники древнерусской рукописной медицинской литературы.

Занятие врачеванием в Древней Руси обычно, как и другие виды ремесла, передавалось по наследству. Накапливаемый народом тысячелетиями опыт по использованию леч. свойств растений передавался устно из поколения в поколение. В древние времена Зелейники сами собирали, заготовляли лекарственные растения и лечили лишь ими; позднее начали применять, кроме растений, леч. средства животного происхождения, еще позднее — предметы мистического характера (различные амулеты и др.). С принятием христианства на Руси, 3., как связанные с языческим культом, были объявлены служителями дьявола и подвергались гонениям. В 18 в. их деятельность была официально запрещена; под страхом штрафа и телесного наказания они не могли ни продавать лекарства, ни лечить. В 1701 г. Петром I одновременно с распоряжением об открытии в Москве частных —«вольных» аптек был дан указ сломать лавки, в которых 3. продавали лекарства. В последующем они постепенно теряют связь с народной медициной и существуют в виде знахарей, к к-рым население, особенно в деревнях, вынуждено было обращаться из-за малочисленности врачей, б-ц, недоступности медпомощи для широких масс. Не прекращалась в стране и торговля на базарах леч. травами. Потребность в знахарях отпала только после Великой Октябрьской социалистической революции.

Зелейники — рукописные сборники — появились на Руси с распространением письменности. В них описываются целебные свойства растений, даются советы, как лечить некоторые заболевания, в какие дни и как полезнее делать кровопускания, пользоваться банями, приводятся отдельные рецепты, состоящие из нескольких составных частей. Т. к. в 3. приводились и леч. средства, связанные с языческими верованиями, церковь объявила их «богопротивными» и подлежащими уничтожению. Хранение 3. было сопряжено с опасностью обвинения в чародействе, этим объясняется отсутствие их в монастырских библиотеках. 3. были обнаружены лишь в старообрядческих скитах. Сохранились и опубликованы лишь единичные их экземпляры в списках 15—17 вв. С появлением (15—16 вв.) оригинальных и переводных популярных мед. книг — вертоградов, травников — содержание рукописных 3. становится более сложным, они носят обычно название лечебников (см.), и в них уже частично включаются сведения из научной медицины.

Для истории медицины изучение рукописных Зелейников, так же как и лечебников, имеет большое значение в качестве источников знания о народной медицине раннефеодального периода Древней Руси. Научная медицина заимствовала после проверки (фармакологической, токсикологической и др.) многие лекарственные растения из перечня, приведенного в 3. См. также Лечебники.

Библиография:

Груздев В. Ф. Русские рукописные лечебники, Л., 1946; 3меев Л. Ф. Русские врачебники, Спб., 1896; Лахтин М. Ю. Описание лечебника, хранящегося в Московской патриаршей библиотеке под № 481, Зап. Моск. археол. ин-та, т. 17, 1912; Левинштейн И. И. История фармации и организации фармацевтического дела, М.—-Л., 1939, библиогр.; Tихонравов Н. С. Памятники русской отреченной литературы, т. 1—-2, Спб., 1863; Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники, Казань, 1880.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: