Способ определения массы жбн на судах

Обновлено: 01.05.2024

Наливными грузами называются газообразные, жидкие, порошкообразные и гранулированные грузы, перевозимые в вагонах-цистернах, вагонах бункерного типа и контейнерах-цистернах. Такие грузы перевозятся без тары и допускают погрузку и выгрузку наливом. Наливные грузы делятся на четыре класса: 1-й – нефтепродукты; 2-й – пищевые грузы; 3-й – химические грузы; 4-й – сжиженные газы. Примерами таких грузов являются: сырая нефть, бензины, масла, жиры, кислоты, щелочи, спирты, газы.

В соответствии с [13] масса наливных грузов при отгрузке и приемке может определяться объемно-массовым статическим методом (расчетным способом), включающим в себя замер высоты налива груза в цистерне, определение объема по таблицам калибровки, замер плотности и температуры груза с последующим расчетом массы груза.

Для того чтобы можно было определить объем груза, все цистерны, в зависимости от конструкции котлов и размеров их элементов (барабанов, днищ, колпаков), разделены на калибровочные типы, приведенные в работах [15, 20]. Калибровочный тип цистерны обозначается металлическими цифрами, приваренными к боковой поверхности котла под номером цистерны и окрашенными в белый или черный цвет, в зависимости от окраски котла. Для каждого типа цистерн составлена таблица поинтервальной калибровки, содержащая значения объема груза в дм 3 при определенной высоте его налива. Высота налива определяется специальным измерительным прибором – метрштоком, представляющим собой металлическую составную трубу диаметром 20–25 мм с длиной шкалы до 3,5 м и ценой наименьшего деления шкалы 1 мм.

Для расчета массы наливного груза необходимо кроме объема определить значения температуры и плотности жидкости в цистерне. Это необходимо, поскольку плотность наливных грузов зависит от температуры. В качестве стандартной для наливных грузов принята температура +20°С. Плотность наливных грузов может быть определена специальными измерительными приборами (ареометром, денсиметром), либо по формуле

где – плотность наливного груза при температуре +20°С согласно паспорту качества (сертификату), кг/дм 3 ; – средняя температурная поправка плотности на 1°С, кг/дм 3 ∙°С; для нефтепродуктов принимается по Приложению 2, табл. П 2.1; – температура наливного груза, при которой определялась его плотность, °С.

В процессе перевозки масса наливных грузов может уменьшиться под воздействием естественных причин, таких как испарение и просачивание груза. Уменьшение массы груза в условиях соблюдения технологического процесса перевозки относят к естественной убыли груза и нормируют. Под нормой естественной убыли понимают предельно допустимую разницу (в процентах) массы груза в пунктах погрузки и выгрузки. Перечень наливных грузов, масса которых подвержена убыли, и норма их убыли утверждаются в централизованном порядке на каждом виде транспорта. Данный перечень приведен в работе [19].

Масса наливного груза считается правильной, если разница (излишек или недостача) массы груза, определенная на станции отправления и станции назначения (с учетом объемного расширения и нормы естественной убыли при перевозке), не превышает нормы точности определения массы объемно-массовым статическим методом вследствие расхождения между вместимостью котла-эталона и фактической вместимостью, равного ±0,5% [13].

Типовая задача

Определить массу автомобильного бензина в пунктах погрузки и выгрузки, а также величину потери груза при перевозке с учетом нормы естественной убыли при следующих данных. Калибровочный тип цистерны – 72. Высота груза при наливе – 280 см, при сливе – 277 см. Температура груза при наливе +23°С, при сливе +18°С. Плотность бензина при +20°С по данным паспорта составляет 0,8240 кг/дм 3 .

По таблице поинтервальной калибровки [20] для цистерны 72-го калибровочного типа определяется объем бензина в зависимости от высоты налива. При высоте налива 280 см объем бензина в цистерне составляет 70020 дм 3 . При высоте налива 277 см объем бензина составляет 69532 дм 3 .

По Приложению 4, табл. П 4.1 определяется средняя температурная поправка значения плотности бензина для плотности 0,8240 кг/дм 3 , которая составляет 0,000738 кг/дм 3 ∙°С.

По формуле (7.1) рассчитывается фактическая плотность бензина при определенной температуре. При наливе плотность груза составляла , а при сливе .

Масса наливных грузов определяется путем умножения объема груза на его плотность. В пункте погрузки масса бензина составляла , а в пункте выгрузки

Согласно Приложения 4, табл. П 4.2, П 4.3 автомобильный бензин относится к 1 группе нефтепродуктов, для которой норма естественной убыли при перевозке наливом железнодорожным транспортом установлена в размере 0,021% от первоначальной массы груза и составляет . Недостача бензина при перевозке с учетом нормы естественной убыли составляет

Погрешность определения массы объемно-массовым статическим методом вследствие расхождения между вместимостью котла-эталона и фактической вместимостью составляет ±0,5% от конечной массы груза, то есть для условий данного примера равна

Размер недостачи бензина в 131,3 кг перекрывается погрешностью измерения объема равной 287,0 кг. Следовательно, по данной перевозке потеря груза отсутствует.

Задание

Определить массу наливного груза в пунктах погрузки и выгрузки, а также величину потери груза при перевозке с учетом нормы естественной убыли. Исходные данные принять в соответствии с номером зачетной книжки (табл. 7.1).

ГОСТ Р 59145-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВЕСА ГРУЗА ПО ОСАДКЕ СУДНА

Methods for calculating cargo based on the ship’s draft

Дата введения 2021-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова" (ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт разработан во исполнение положений Федерального закона [1], предусматривающего применение единых правил установления требований к продукции, процессам, работам и услугам в соответствии с уровнем развития национальной экономики и материально-технической базы.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы расчета веса груза по осадке судна.

Настоящий стандарт следует применять на стадиях выполнения измерений, проведения расчетов и оформления результатов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.009 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 34100.3 Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием года утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, внесены изменения, затрагивающие положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 драфт-сюрвей; (ДС): Процедура определения массы груза по осадке судна.

3.2 осадка судна: Высота от нижней кромки киля судна до ватерлинии.

3.3 средняя арифметическая осадка: Среднее арифметическое значение между величинами осадок носом и кормой.

3.4 средняя истинная осадка: Значение осадки в центре флотации.

3.5 надводный борт: Расстояние от уровня воды (ватерлинии) до палубной линии.

3.6 водоизмещение: Масса вытесненной судном воды.

3.7 водоизмещение в полном грузу: Водоизмещение судна при загрузке его по летнюю грузовую марку в морской воде.

3.8 водоизмещение порожнем: Водоизмещение судна без массы груза, топлива, смазочного масла, балластной (пресной, котельной) воды, провизии, расходных материалов, пассажиров, экипажа и их вещей.

3.9 летний дедвейт: Грузоподъемность на летнюю осадку, рассчитываемая как разность между водоизмещением судна в полном грузу и водоизмещением порожнем.

3.10 константа: Разность между водоизмещением порожнем, рассчитанным при выполнении ДС, и водоизмещением порожнем, указанным в судовых документах.

3.11 декларируемая константа: Константа, указанная в судовых документах и заявленная судном до начала ДС.

3.12 чистое водоизмещение: Сумма водоизмещения порожнем, константы и массы груза.

3.13 марки углубления: Вертикальные шкалы, нанесенные на наружной обшивке судна.

3.14 носовой перпендикуляр: Перпендикуляр, проведенный в точке пересечения летней ватерлинии и форштевня.

3.15 кормовой перпендикуляр: Перпендикуляр, проведенный в точке пересечения летней ватерлинии и баллера.

3.16 положение судна "на ровный киль": Положение судна, при котором осадки носом и кормой равны.

3.17 письмо резерва: Документ, в котором сюрвейер уведомляет получателя письма о выявленной проблеме и предупреждает о возможных последствиях.

3.18 начальный драфт-сюрвей: ДС до начала грузовых операций.

3.19 промежуточный драфт-сюрвей: ДС для определения массы части груза.

3.20 конечный драфт-сюрвей: ДС после окончания грузовых операций.

4 Общие положения

4.1 Определение количества груза на судне может быть проведено с помощью измерений осадок судна.

4.2 Весовое водоизмещение порожнего судна определяют по формуле


, (1)


где - весовое водоизмещение порожнего судна, т;


- масса порожнего судна (с константой), т;


- масса судовых запасов (топлива, воды, масла и пр.), которые находятся на судне на момент начала погрузки, т.

4.3 Весовое водоизмещение судна после окончания грузовых операций определяют по формуле


, (2)


где - водоизмещение груженого судна, т;


- масса порожнего судна (с константой), т;


- масса судовых запасов, которые находятся на судне на момент окончания погрузки, т;


- масса груза на судне, т.

4.4 При неизменности массы запасов на моменты начала и окончания погрузки (судно не расходовало дизельное топливо, масло, не бункеровалось, не принимало балласт и т.п.) масса груза может быть определена по формуле


. (3)

4.5 Если изменение судовых запасов в период производства грузовых работ имело место, то расчет массы груза на судне выполняют по формуле


. (4)

4.6 Драфт-сюрвей состоит из двух этапов - начального и конечного. Стандартное время, отводимое на выполнение работ каждого этапа - 2 ч, в том числе:

время на снятие осадок составляет 30 мин (3-5 мин на каждую осадку; плюс замеры плотности заборной воды);

время на замеры балласта составляет 1 ч (3-5 мин на каждую цистерну плюс замеры плотности балласта в каждой цистерне);

время на работу с судовыми документами и составление отчета составляет 30 мин.

4.7 При необходимости, в зависимости от внешних условий, время на проведение ДС может быть увеличено по согласованию сторон.

4.8 В пределах отведенного на освидетельствование времени сюрвейер должен использовать любую возможность выполнить замеры в наиболее благоприятных для точности и достоверности условиях. Заключения сюрвейера и выявленные факты действительны только для времени и места проведения драфт-сюрвея.

5 Требования к судну и судовым документам

5.1 Сюрвейеру должен быть предоставлен свободный доступ на судно, включая доступ ко всем танкам, запасы которых должны учитываться при ДС, к судовым гидростатическим и балластным калибровочным таблицам, шкалам, графикам, свидетельствам (о грузовой марке, регистрационное свидетельство), чертежам, планам и другим судовым документам, необходимым для определения количества груза по данному стандарту.

5.2 Для наиболее точного и достоверного определения количества груза методом ДС, проведения его без задержек, судно должно быть заранее подготовлено к его проведению. Рекомендации по подготовке судна к ДС, извещению капитана судна, внесению соответствующих положений в чартер изложены в [2].

5.3 Судно должно соответствовать следующим требованиям:

находиться на плаву и не иметь крена более 0,5°;

дифферент не должен превышать 3 м и указанного в балластных таблицах;

балластные цистерны не опрессованы и при открытии замерных трубок вода не идет на перелив;

все балластные трубки открыты до начала ДС; отсутствует балласт в грузобалластных трюмах;

марки углубления окрашены и обозначены выпуклыми цифрами или цифрами, обведенными сварным швом; марки освещены в ночное время;

вывешен забортный трап до уровня воды с морской стороны в районе осадки по миделю.

5.4 Перед началом выполнения ДС и произведением расчетов сюрвейер проверяет наличие, содержание и качество (применимость для целей ДС) предоставляемой судном документации.

Перечень необходимых для ДС документов:

свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

РЕЗЕРВУАРЫ (ТАНКИ) РЕЧНЫХ И МОРСКИХ НАЛИВНЫХ СУДОВ

Методика поверки объемным методом

State system for ensuring the uniformity of measurements. Tanks of river and sea liquid cargo vessels. Procedure of verification by volumetric method

Дата введения 2013-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о рекомендациях

1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийским научно-исследовательским институтом расходометрии (ФГУП ВНИИР)

2 ВНЕСЕНЫ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

За принятие проголосовали:

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2011 г. N 772-ст рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 112-2010 введены в действие в качестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1 января 2013 г.

5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Руководящие документы, рекомендации и правила", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящие рекомендации распространяются на резервуары (танки) речных и морских наливных судов вместимостью от 25 до 3500 м, предназначенных для перевозки нефти и нефтепродуктов, проведения государственных учетных и торговых операций, взаимных расчетов между поставщиком и потребителем, и устанавливают методику их первичной и периодической поверок.

2 Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.393-80* Государственная система обеспечения единства измерений. Квадранты оптические. Методы и средства поверки

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 8.393-2010, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 8.400-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Мерники металлические образцовые. Методика поверки

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения рабочих безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.4.137-84 Обувь специальная кожаная для защиты от нефти, нефтепродуктов, кислот, щелочей, нетоксичной и взрывоопасной пыли. Технические условия

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора

ГОСТ 2874-82* Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль качества

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51232-98, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 9392-89 Уровни рамные и брусковые. Технические условия

ГОСТ 9965-76 Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия

ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия

ГОСТ 13196-93 Пробоотборники стационарные для резервуаров с нефтью и нефтепродуктами. Типы и основные параметры. Общие технические требования

ГОСТ 18481-81 Ареометры и цилиндры стеклянные. Общие технические условия

ГОСТ 27574-87 Костюмы женские для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Технические условия

ГОСТ 27575-87 Костюмы мужские для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Технические условия

ГОСТ 30852.11-2002* Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 12. Классификация смесей газов и паров с воздухом по безопасным экспериментальным максимальным зазорам и минимальным воспламеняющим токам

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51330.11-99, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящих рекомендациях применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 резервуар (танк) речного или морского наливного судна: Стальной сосуд прямоугольного (квадратного) или кругового сечения с плоским или сложной геометрической формы днищем, предназначенный для размещения и измерения объема нефти и нефтепродуктов.

3.2 поверка танка наливного судна (далее - танк): Совокупность операций, выполняемых организациями национальной (государственной) метрологической службы или аккредитованными на право поверки метрологическими службами юридических лиц с целью определения вместимости танка и оценки погрешности составления градуировочной таблицы.

3.3 градуировочная таблица: Таблица, в которой приведены значения вместимостей, соответствующие уровням наполнения танка.

3.4 вместимость танка наливного судна: Внутренний объем танка, ограниченный высотой налива жидкости с учетом возможных деформаций стенки и днища при нормированном значении диапазона температур.

3.5 градуировка танка: Операция по определению вместимости танка, выполняемая организациями национальной (государственной) метрологической службы или аккредитованными на право поверки метрологическими службами юридических лиц при выпуске из производства, после ремонта и при эксплуатации.

3.6 посантиметровая вместимость танка: Вместимость танка, соответствующая уровню налитых в него доз поверочной жидкости, приходящихся на 1 см (10 мм) высоты наполнения.

3.7 дозовая вместимость танка: Вместимость танка, соответствующая уровню налитых в нее доз поверочной жидкости.

3.8 плоскость, принятая за начало отсчета: Плоскость, находящаяся на нижней части танка, которой касается груз измерительной рулетки при измерении базовой высоты танка и от которой проводят измерения уровня нефти и нефтепродуктов и воды при эксплуатации танка.

3.9 базовая высота танка: Расстояние по вертикали от плоскости, принятой за начало отсчета, до верхнего края измерительного люка (измерительной трубы).

3.10 поверочная жидкость: Поверочная жидкость, применяемая при поверке танка объемным методом: вода по ГОСТ 2761, нефть по ГОСТ 9965 (только при наличии обвязки поверяемого и приемного танков) и светлые нефтепродукты (далее - нефтепродукты) по ГОСТ 305, ГОСТ 10227.

Примечание - Параметры поверочной жидкости должны соответствовать:

- требованиям 4.3.8 - при применении нефтепродуктов;

- требованиям ГОСТ 2874-82* - при применении воды.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51232-98 (здесь и далее).

3.11 "мертвая" полость: Нижняя полость танка, из которой нельзя выбрать нефть или нефтепродукт, используя приемно-раздаточный патрубок или раздаточную трубу.

3.12 "неучтенный" объем жидкости: Объем жидкости в танке, находящийся ниже плоскости, принятой за начало отсчета.

3.13 уровень жидкости (высота наполнения): Расстояние по вертикали между плоскостью на днище танка, принятой за начало отсчета, и свободной поверхностью жидкости, находящейся в танке.

3.14 рабочая зона: Пространство, ограниченное по высоте двумя метрами над уровнем площадки, на которой находится место постоянного или временного пребывания поверителей при поверке танков.

3.15 объемный динамический метод поверки танка: Метод поверки, заключающийся в определении вместимости танка путем непрерывного наполнения его поверочной жидкостью и одновременного измерения уровня, объема и температуры поверочной жидкости для каждого изменения уровня на 1 см (10 мм), определении погрешности составления градуировочной таблицы.

3.16 объемный статический метод поверки танка: Метод поверки, заключающийся в определении вместимости танка путем наполнения его отдельными дозами поверочной жидкости и одновременных измерений уровня, объема и температуры поверочной жидкости для каждого изменения уровня в пределах от 10 до 100 мм, определении погрешности составления градуировочной таблицы.

3.17 государственная учетная и торговая операции, взаимные расчеты между поставщиком и потребителем: Операции, проводимые между поставщиком и потребителем, заключающиеся в определении объема или массы нефти и нефтепродуктов для последующих учетных операций, а также при арбитраже.

ГОСТ Р 54580-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации

Air transport. Requirements and procedures for measuring mass of the aircraft in the operational process. Main principles

* В ИУС 4-2012 ГОСТ Р 54580-2011 приводится с ОКС 19.100.

- Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2012-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП "ГосНИИ ГА")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает процедуры по контролю массы и определению центровки гражданских воздушных судов (отечественного и зарубежного производства) и содержит рекомендации по организации работ в процессе технической эксплуатации.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на эксплуатационные и ремонтные организации воздушного транспорта при контроле массы воздушного судна.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7948 Отвесы стальные строительные. Технические условия

ГОСТ 9500* Динамометры образцовые переносные. Общие технические требования

* Утратил силу. Действует ГОСТ Р 55223-2012 "Динамометры. Общие метрологические и технические требования".

ГОСТ 10528 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 53228 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяются термины по [1], [2], [3], [4], [5]*, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1.1 вертолет: Воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении.

3.1.2 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

3.1.3 взвешивание: Определение массы тел с помощью весов.

единство измерений: Состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

3.1.5 максимальная взлетная масса: Максимальная разрешенная масса воздушного судна и его компонентов, определяемая согласно эксплуатационным документам.

3.1.6 масса пустого воздушного судна: Масса воздушного судна в пустом состоянии, определяемая согласно утвержденным эксплуатационным документам.

Примечание - Масса пустого воздушного судна включает в себя все оборудование, имеющее фиксированное размещение и установленное на воздушном судне.

методика (метод) измерений: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.

метрологическая служба: Организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель.

3.1.9 модификация: Любое изменение конструкции или технологии изготовления компонента воздушного судна или его силовой установки.

поверка средств измерений: Совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средства измерений установленным метрологическим требованиям.

3.1.11 ремонт: Комплекс операций по восстановлению воздушного судна, силовой установки или его компонента до состояния, отвечающего условиям безопасной эксплуатации, после повреждения или износа.

3.1.12 самолет: Воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.

3.1.13 свидетельство об утверждении типа средства измерений: Документ, выдаваемый уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области обеспечения единства измерений.

Примечание - Свидетельство удостоверяет, что данный тип средства измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

средство измерений: Техническое средство, предназначенное для измерений.

3.1.15 центр масс (тяжести): Воображаемая точка, относительно которой уравновешиваются гравитационные моменты массы носовой и хвостовой частей воздушного судна.

3.1.16 центровка самолета*: Положение центра масс самолета (совпадающее с положением центра приложения силы тяжести) относительно носка средней аэродинамической хорды крыла.

3.1.17 центровка вертолета*: Расстояние по продольной оси вертолета от его центра тяжести до оси (на одновинтовых и двухвинтовых соосных вертолетах) вращения несущих винтов или до оси (у двухвинтовых вертолетов продольной и поперечных схем), параллельной осям винтов и проходящей между ними.

* Для целей настоящего стандарта вместо терминов 3.1.16 и 3.1.17 далее по тексту используется термин "центровка".

3.1.18 эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

3.1.19 эксплуатационная масса: Сумма основной массы воздушного судна, персонала, аварийного оборудования, специального оборудования и всех других позиций многократного применения.

Примечание - Фактически эксплуатационная масса - это взлетная масса воздушного судна, но без коммерческой загрузки.

3.2 В настоящем стандарте применяются следующие сокращения:

AT - авиационная техника;

ВС - воздушное судно;

ВТ - воздушный транспорт;

ГА - гражданская авиация;

САХ - средняя аэродинамическая хорда;

СЗВ - сводная загрузочная ведомость;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

ФГУП ГосНИИ ГА - Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации.

4 Общие положения

4.1 Массу каждого ВС рекомендуется определять до первоначальной выдачи сертификата летной годности, исключая случаи, указанные в 4.2.

4.2 Определение массы ВС до первоначальной выдачи сертификата летной годности может не требоваться для:

- ВС, масса которого была определена до того, как оно было импортировано, и все последующие изменения массы были должным образом рассчитаны и учтены в документации;

- вновь изготовленного ВС с максимальной взлетной массой, не превышающей 5700 кг, у которого масса пустого ВС была установлена в соответствии с информацией и расчетами, представленными его изготовителем;

- случая, когда расчетная масса пустого самолета изменилась не более чем на 0,5% максимальной и если центр тяжести согласно расчетам переместился не более чем на 0,5% САХ;

- случая, когда расчетная масса пустого вертолета изменилась более чем на 1% максимальной и центровка изменилась более чем на 10 мм или 10% максимального допустимого диапазона центровок.

4.3 При разработке программ индивидуального продления ресурсов и сроков службы экземпляров ВС отдельным пунктом должны быть предусмотрены измерение массы и определение центровки.

4.4 Не допускается представление в центры по сертификации ВС устаревших и не соответствующих действительности сведений о массе и центровке.

4.5 Не допускается выдача комплексных заключений и актов планового (внепланового) инспекционного контроля ВС с несоответствующими действительности сведениями о массе и центровке.

Температурная поправка показывает изменение плотности при изменении температуры на 1 градус. Она измеряется в [т/м 3 •градус]. Зависит от плотности нефтепродуктов и для стандартной плотности груза по таблице температурных поправок (приложение) определяем ∆.

Стандартная плотность груза Pст; 0.78 т/м 3 è ∆=0.000792 [т/м 3 •градус].;

Пункт 2. Расчет плотности груза при наливе (tн = 10 0 С). Формула применима для плотности изменяемой линейно:

P t н =Pст+∆(20-tн) = 0,78 + 0,000792 * (20 - 10)= 0,78792 т/м 3

Пункт 3. Расчет плотности груза при максимальной температуре (tmax = 33 0 С).

P tmax =Pст+∆(20-tmax) = 0,78 + 0,000792 * (20 - 33)= 0,769704 т/м 3

Пункт 4. Расчет максимального объема груза в танке судна (Vtmax) при 2% запасе.

Груз будет занимать максимальный объем при температуре 33 0 С. Его объем, по действующим правилам, не должен превышать 98% объема танка. Объем танка (Vt) находим по калибровочным таблицам. Калибровочные таблицы устанавливают взаимооднозначное соответствие между высотой уровня груза (Взлива), высотой пустоты, объемом груза при данной высоте взлива и количество м 3 на один см высоты.

Номер танка; 2 è

Калибровочная таблица. Таблица емкости танков.

Высота уровня груза, м Высота пустоты, м Емкость танка, м 3 Количество м 3 на 1 см высоты танка
11,285 0,054 809,7 0,72
11,2 0,139 797,6 0,72
11,0 0,339 783,3 0,72
10,8 0,539 769,0 0,72

Vtmax = 0.98 • Vt = 0.98 • 809.7 = 793,506

Пункт 5. Расчет максимальной загрузки танка в тоннах.

Q = Vtmax •P tmax = 793.506 • 0.769704 = 610,765т.

Пункт 6. Расчет объема груза при наливе.

Vн = Q / P t н = 610,765 / 0,78792 = 775,161м 3

Пункт 7. Определение по калибровочной таблице объема (Vтб) ближайшего к значению Vн.

Для этого объема определяем:

- Высоту уровня груза (Высота взлива – Нв тб) равна = 10,8;

- Количество м 3 на 1 см высоты танка = 0,72;

Пункт 8.Расчет поправки «высоты взлива» (σ).

σ = (Vн – Vтб) / V = (775,161 – 769) / 0.72 = 8,5572 = 0,086 м (Может быть отрицательным)

Пункт 9.Расчет «высоты взлива» (Нв), соответствующая Vн.

Нв = Нв тб + σ = 10,8 + 0,086 = 10,886 м

Пункт 10. Расчет «высоты пустоты».

H= hтб – σ = 0,539 – 0,086 = 0,453 м

Пункт 11. Коэффициент использования объема танка.

К = Vн / Vт = 775,161/ 809,7 = 0,957 (Должно быть в интервале 0,95 – 0,98)

Анализ формулы впоследствии позволяет сделать вывод о том, что коэффициент использования объема танка не зависит от параметров танка (объема, размеров), а зависит от плотности груза при наливе, плотности груза при tmax и принятого коэффициента запаса.

Загрузку любого танка судна можно рассчитать по формуле:

K = ptmax / ptн * 0,98 = 0,769704/0,78792 * 0,98 = 0,957

Qт = k * Vтс * ptн = 0,957 * 809,7 * 0,78792 = 610,546

Загрузка судна аналогично загрузке танка:

Qс = k * Vc * p tн = 0,957 * 90 000 * 0,78792 = 67863,55

Часть 2. Расчет выгрузки танкера.

Пункт 1. Определение ближайшего табличного значения высоты взлива (Hвтб) к измеренному значению высоты взлива (Hв). Для этого значения выписываем hтб, Vтб, и V.

Hв = 10.886м; Hвтб = 10,8; hтб = 0,539; Vтб = 769,0; V= 0,72

σ = Hв – Hвтб = 10,886 – 10,8 = 0,086

Пункт 2. Определение поправки объема.

V’ = σ*V*100 = 0,086* 0,72 * 100 = 6,192

Пункт 3. Определение объема налива.

Vн = Vтб + V’ = 769,0 + 6,192 = 775,192

Пункт 4. Определение массы груза.

Q = Vн * P t н[2] = 775,192* 0,78792 = 610,789

Раздел 2: Бункер-сюрвей (Определение количества топлива на судне).

Задание на определение количества топлива на судне заказчик обычно выдает при вводе/выводе судна из Тайм-чартера. В этом случае замеры должны выполняться с особой тщательностью, поскольку результаты инспекции напрямую связаны с движением денежных средств.

При определении количества топлива в объеме бункер-сюрвейя, особенно при длительной стоянке судна следует, наряду с замерами топлива, выполнять замер запасов смазочного масла, котельных, сточных и фекальных вод, проверить отсутствие воды в льялах машинного отделения и тоннелях гребного вала, проверив возможное изменение их количества в процессе грузовых операций судна вследствие бункеровки, сдачи на берег загрязненных вод, протечек и т.п.

Бункер-сюрвей включает следующие операции:

· Ознакомление с судовой документацией;

· Выполнение «замеров» танков (Определение высоты взлива и высоты пустоты);

· Определение количества топлива по результатам замеров;

· Определение расхода и запаса топлива на момент входа или выхода судна из чартера;

· Оформление сюрвейерского отчета.

Далее рассмотрим указанные выше операции подробнее.[3]

Часть 1. Ознакомление с судовой документацией.

Выполняется с целью определить:

· Количество, расположение и назначение всех танков и цистерн судна, предназначенных для хранения, отстоя и расходования топлива по сортам;

· Расположение мерительных трубок;

· Наличие иных способов замера топлива.

Для этого используют чертеж «Танк-план» и другую документацию.

Помимо этого:

· Установить наличие и ознакомиться с калибровочными таблицами. Определить в них наличие поправок на дифферент судна и их размерность;

· По документам последней бункеровки выяснить сорта принятого топлива, их плотность, судовые запасы топлива при бункеровке;

· Ознакомиться с машинным журналом, расходами топлива по сортам на ходу и на стоянке, тщательностью ведения его учета;

· Желательно ознакомиться с актами предыдущего бункер-сюрвейя, обратив внимание на дату его выполнения, приведенный перечень танков, плотности топлива и его количества.

Часть 2. Выполнение «замеров» танков (Определение «высоты взлива» и «высоты пустоты») и расчет количества топлива.

Замеры танков выполняются в следующем порядке:

· До начала проведения замеров необходимо осуществить выравнивание крена судна (если таковой имеется), снять осадку судна (замерить её) и предупредить старшего механика о том, что недопустимы перекачки топлива.




· В процессе производства замеров клапаны на топливоперекачивающей системе должны быть закрыты.

· Не должна производиться перекачка балласта и выполняться грузовые операции, вызывающие крен или изменение осадок судна.

· Далее необходимо проверить нулевой отчет измерительной рулетки, определить поправку на длину её наконечника.

· При замерах бункера наконечник рулетки опускается до днища танка и измеряется «высота взлива» топлива. Однако, иногда для тяжелых видов топлива применяется метод замера «высоты пустоты», то есть измеряют высоту «недолива» топлива до «верха танка».

· При замере уровня топлива по мерительным трубкам[4] их запорные краны должны быть открыты, а указатели поплавков должны после встряхивания возвращаться в исходное положение.

· При измерении легких топлив на ленту рулетки в месте, соответствующем высоте уровня топлива рекомендуется нанести тонкий слой легкого масла или консистентной смазки.

· В случае необходимости определения наличия в топливных танках отстоев воды наконечник рулетки смазывают водо-чувствительной пастой. Уровень и количество воды определяется по границе изменения цвета пасты.

· Измерение температуры топлива при замерах бункера обычно не выполняется. Устанавливают, что температура топлива в донных танках (без подогрева) близка к температуре забортной воды, а в цистернах машинного отделения равна температуре машинного отделения. Расходные и отстойные цистерны тяжелого топлива, оборудованные подогревом, обычно имеют термометры.

· Необходимо выполнить замеры топлива во всех танках, перечисленных в судовой документации, включая те, которые по заявлению старшего механика «пустые».

· Для повышения точности определения объема топлива данные калибровочных таблиц необходимо интерполировать по уровню топлива и по дифференту судна. Сюрвейер должен знать порядок пересчета паспортной плотности топлива в плотность соответствующую его температуре при замерах.

· Иногда на судах пользуются неметрической системой единиц. В расчетах можно её сохранить, но окончательные веса топлива должны быть в метрических тоннах. Данные замеров тяжелого топлива сводят в Таблицу 1., а легкого топлива в Таблицу 2.

Часть 3. Определение количества топлива на момент ввода/вывода судна из чартера.

При заказе Бункер-сюрвейя в объеме ON-HIRE, фрахтователь, как было сказано выше, требует представить данные о количестве бункера на момент входа или выхода судна из чартера, когда оно находилось, или будет находиться в позиции, указанной в чартере.

В этом случае необходимо определить количество топлива, которое судно израсходовало за промежуток времени между входом и выходом из чартера и выполнением заданий и затем вычесть, в случае выхода, или прибавить , в случае входа, его к полученным результатам.

· Если судно уже совершило этот переход – расход топлива за указанный период зафиксирован в машинном журнале. Однако необходимо доказать, что данный журнал реальный, то есть соответствует фактическим расходам топлива за рассматриваемый период.

· Если судну предстоит переход в точку выхода из чартера, то расчеты расхода топлива согласуются с капитаном.

В паспорте плотность топлива обычно указывается при температуре 15 0 С или при температуре бункеровки. Для пересчета плотности при одной температуре с целью получения плотности при другой температуре используются формулы из Части 1.

Поскольку заранее невозможно учесть все особенности предстоящего перехода (штормовая погода, вынужденные простои, течения и прочее), капитан в сюрвейерском отчете делает ремарку о том, что фактические расходы топлива будут сообщены фрахтователю при проходе судном позиции, указанной в чартере.

При оформлении акта сюрвейерского отчета необходимо выполнить следующие требования:

· Необходимо перечислить все топливные танки, независимо от наличия в них топлива, сохранив названия танков согласно судовой документации;

· Название сорта топлива должно соответствовать указанному названию в паспорте полученного топлива;

· Результаты измерений и расчетов записываются со следующей точностью:

o Объем - 0.01 м 3 ;

o Температура – 1 0 С;

o Плотность - 0.001 т/м 3 ;

o Суммарный вес – 0.1 т;

· Расчет расхода топлива за период времени между выполнением бункер-сюрвейя и входом/выходом судна из чартера может быть произведен на основании данных чартера или исходя из скорости и водоизмещения судна;

Часть 4. Расход расчета топлива по данным чартера.

В проекте расход топлива определяется за следующие периоды работы судна:

· Переход судна от пункта входа в чартер до лоцманской станции порта;

· Стоянка у лоцманской станции, с последующими маневрами в ожидании лоцмана;

· Лоцманская проводка в порт и швартовка к причалу;

· Стоянка у причала после швартовки в ожидании грузовых операций;

· Стоянка у причала с момента начала грузовых операций до момента выполнения бункер-сюрвейя.

По карте перехода и по судовому журналу определяются время и мили, которые прошло или пройдет судно за указанный период.

Из чартера или других документов выбираются следующие данные:

· Обусловленная скорость судна;

· Суточные расходы тяжелого и дизельного топлива на ходу и на стоянке.

Исходные данные для расчета:

· Обусловленная скорость судна, 14 узлов;

· Расход тяжелого топлива на ходу, 17 т/сут.;

· Расход дизельного топлива на ходу, 2.5 т/сут.;

· Расход дизельного топлива на стоянке с грузовыми операциями, 2.5 т/сут;

· Расход дизельного топлива на стоянке без грузовых операций, 1.8 т/сут;

· (Участок 1.) Расстояние между точкой входа судна в чартер и лоцманской станцией:

o Переход (S), 180 миль;

o Время ожидания у лоцманской станции (ТО), 9 часы;

o Маневрирование у лоцманской станции (Тм), 1 часы;

o Протяженность лоцманской проводки (Sл), 11 миль;

o Стоянка у причала без грузовых операций, 5 ч;

o Стоянка у причала с грузовыми операциями, 23 ч.

По этим данным определяется расход тяжелого топлива главным двигателем на милю пути (при скорости V) и часовые расходы топлива на вспомогательные механизмы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: