Список судов каспийского пароходства

Обновлено: 26.04.2024

“На Каспийском море до начала войны функционировали три пароходства Наркомата морского флота — «Каспфлот» (82 судна общей грузоподъемностью 87 тыс. т), «Касптанкер» (69 судов общей грузоподъемностью 205 тыс. т, в том числе 11 крупнотоннажных танкеров по 9500 т грузоподъемностью) и «Рейдтанкер» (122 судна общей грузоподъемностью 240 тыс. т).
С начала Великой Отечественной войны три каспийских пароходства - сухогрузное ("Каспфлот"), нефтеналивное ("Касптанкер") и рейдовое нефтеналивное ("Рейдтанкер") - перестроили работу на нужды обороны страны.
Уже в июле 1941 года в Казахстан и республики Средней Азии началась эвакуация населения, демонтированного оборудования, хлебных грузов из западных областей страны. На Волгу отправляли нефть и нефтепродукты.
Из среднеазиатских республик в западные порты Каспия перебрасывали войсковые соединения, боевую технику и боеприпасы. Выполнение заданий Государственного Комитета Обороны (ГОКО) по перевозкам войск, пассажиров и грузов потребовало исключительного напряжения сил всех работников морского транспорта Каспийского бассейна. Десятки тысяч пассажиров, сотни тысяч тонн различных грузов, не предусмотренных никакими планами, предстояло перевезти в очень сжатые сроки. Для осуществления перевозок не хватало тоннажа.
Трудности выполнения задания ГОКО усугублялись тем, что в первые дни войны часть судов была передана Военно-Морскому Флоту (cм: “Часть Первая” и “Часть Вторая” статьи “Корабли на Каспии” – Сибор)), а в августе 1941 года несколько крупных транспортных судов принимало участие в перевозке советских войск, которые временно вводились в Иран в соответствии с существовавшим договором.
Моряки делали все, чтобы выполнить задания по перевозкам: сокращали сроки погрузки, выгрузки и ремонта судов, загружали суда сверх установленной нормы, приспосабливали для пассажиров грузовые помещения судов и размещали пассажиров на палубе. На палубах танкеров за июль-декабрь 1941 года каспийские моряки перевезли свыше 100 тыс. человек.


«МОЛОТ» - грузовой пароход ( 498 брт.), “Каспфлот”.
[брт – брутто-регистровый тоннаж]

Дата и место гибели — 24.10.1942 года , Каспийское море. Координаты неизвестны.

“Грузовой корабль “Молот” вышел из Баку в Красноводск с грузом карбида кальция и пропал без вести, в порт назначения не прибыл. Погибло 18 членов экипажа, в том числе капитан парохода М. Г. Тер-Казаров.”
[ ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 11]

«АМЕРИКА» - паровая шаланда (995 брт), “Касптанкер”.

Дата и место гибели — 26.10.1942 год, Астраханский рейд.

“Паровая шаланда “Америка” находилась на 14-футовом рейде вместе с другими судами. Во время налета немецкой авиации получила повреждения, загорелась и затонула. Сторожевой катер «М-14» спас 8 членов экипажа. Погиб 1 человек. 31 октября 1942 года шаланда была поднята AСО КВФ и отбуксирована на мелководье, в 1952 году была разрезана на металлолом.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8415. л. 326; Боевая летопись , с. 376.]

“26 октября на Астраханском рейде, примерно в 22.00, получив попадание от немецкой бомбы, загорелась и затонула шаланда "Америка” (995 брт.). Сторожевой катер "М-14” спас 8 чел. Погиб 1 чел. Через пять дней шаланда была поднята со дна и отбуксирована на мелководье. Возиться с ее ремонтом оказалось слишком накладно, и она пробыла на отмели до 1952 года, пока не была разрезана на металлолом”.


«УДАРНИК» - буксирный теплоход(3110 брт) , штабное судно, “Рейдтанкер”.

Дата и место гибели — 26.10.1942 года , 22 ч 30 мин, Астраханский рейд.

“Во время авиационного налета теплоход “Ударник” вышел на помощь п/ш “Америка”, получившей повреждения от бомб. Был атакован самолетом Хе-III("Хейнкель”). Взрывом бомбы (торпеды) у “Ударника” оторвало носовую часть и снесло рубку. Судно быстро затонуло. Часть экипажа спаслась на шлюпке и на теплоходе “Урицкий” была доставлена в Астрахань. Погибло 13 членов экипажа., в том числе капитан теплохода Н. В. Краснов и заместитель начальника Рейдтанкера С. И. Галкин. Ранено 12 человек.” [ ЦГАНХ, ф. 8045. оп. 3, д. 8408, л. 23-25, 69, 70-71, 271 ]

«АГАМАЛЫ ОГЛЫ» - танкер (водоизмещение 800 т), “Касптанкер”.

ШАЛАНДА № 21 , “Каспфлот”.

Дата и место гибели — 29.10.1942 года, Волго-Каспийский канал.

“Следуя из Астрахани на внешний рейд, Шаланда остановилась на ночь в Волго-Каспийском канале и подверглась нападению фашистских самолетов. От взрывов была разрушена носовая частьи судно заполнилось водой. Погибло 3 члена экипажа и 2 пассажира.Капитан судна Н. Г. Вихарев погиб Остальные 9 человек спасены п/х «Бакинец» и доставлены в форт Шевченко. “
[ ЦА ММФ, ф. 65, oп. 3, д. 91, л. 10; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8407, л. 217, 218.]

«КОМИНТЕРН» - танкер “Рейдтанкер”.

Дата и место гибели — 30.10.1942 года, Астраханский рейд, у Искусственного острова.

“Танкер “Коминтерн” следовал с рейда по каналу в село Оля (дельта Волги). В районе Искусственного о-ва подвергся атакам трех фашистских самолетов. Уклоняясь от них, пароход сел на бровку канала. В результате судно превратилось в неподвижную цель и получило прямое попадание бомбы. Возник сильный пожар и "Коминтерн” полностью сгорел. Экипаж на шлюпке высадился на берег. Погибло 3 члена экипажа. Капитан танкера Грошев был контужен. В 1943 году танкер “Коминтерн” был восстановлен, в 1960 году списан на металлолом.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8408, л. 78, 255, 256.]

«КУЛИБЕКОВ» - танкер(1754 брт), “ Касптанкер”.

Дата и место гибели — 15.11.1942 года, Астраханский рейд, 44°34' с.ш., 48°28' в.д.

“15 ноября БО «Артиллерист» вместе с двумя плавучими зенитными батареями конвоировал танкер «Кулибеков», на буксире последнего были землесос и два мотобота. Четыре Ju-88 атаковали танкер, который от близких разрывов бомб получил серьезные повреждения и начал погружаться. На помощь подошел «Артиллерист». С тонущего судна было снято 43 человека. При отражении воздушной атаки удалось подбить два самолета


«ТАНКИСТ» - баржа, “Каспфлот”.

Дата и место гибели — 18.11.1942 года, п. Бендер-Шах.

“Во время погрузки баржа взорвалась в результате падения бочки с взрывчаткой. Горящая баржа была отведена от пирса и затонула. Погибло 6 человек.”
[ ЦВМА, ф. 26, д. 21420, л. 43; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8407, л. 216.]

«ТАЛЫЧА» - баржа, “Рейдтанкер”.

Дата и место гибели — 29.11.1942 года, восточнее Астраханского рейда, 44°31' с.ш., 49°28'в.д.


ЛИХТЕР № 3032, “Рейдтанкер”.

Дата и место гибели — 27.07.1943 года, к северо-востоку от Махачкалы, 43°38' с.ш., 48°34' в.д.

“Лихтер № 3032 следовал на буксире у п/х «Джапаридзе» из Баку в Астрахань. Затонул во время шторма. Экипаж снят на буксирный пароход “Джапаридзе.”
[ ЦВМА, ф. 26, д. 21428, л. 215.]

«ОСЕТИН» - теплоход(1805 брт), “Каспфлот”.

Дата и место гибели. — 24.10.1943 года, 21 ч 30 мин, порт Красноводск.

“Теплоход “Осетин” стоял у причала порта Красноводск под выгрузкой в железнодорожные вагоны банок с порохом (1914 т). В результате возгорания пороховой пыли и взрыва пороха носовая часть судна, мачты и стрелы были деформированы; помещения, главные двигатели и механизмы обгорели. От столкновения при взрыве с п/х “Орленок” судно получило большую пробоину и затонуло.
14 человек погибло, 6 человек, в том числе капитан теплрхода Петров, было ранено.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 942, л. 29, 44, 45, 70; д. 8407, л. 221- 222; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 17]

«ОРЛЕНОК» - грузовой пароход(1440 брт) , “Каспфлот”.

Дата и место гибели — 24.10.1943 года, 21 ч 30 мин, порт Красноводск.

“Грузовой пароход “Орленок” стоял у причала порта Красноводск по корме у т/х “Осетин” под выгрузкой в вагоны банок с порохом (280 т). В результате возгорания и взрыва пороха и от столкновения с т/х “Осетин” корпус судна разломился и деформировался, палубные механизмы и двигатель были разрушены, мачты обгорели, все трюмы заполнились водой.
Погибло 3 человека, ранено 7 человек.” [ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 942, л. 27, 44, 45, 70; д. 8407, л. 221, 2,22; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 17]

«МУРАВЬЕВ» - танкер, водолей( 931 брт), “Каспфлот”.

Дата и место гибели — 24.10.1943 года, 21 ч 30 мин, порт Красноводск.

“Во время взрыва пороха в порту Красноводск танкер “Муравьев” стоял у борта п/х “Орленок”, передавая ему воду. В результате взрыва и пожара корпус судна получил большие деформации, сгорела палуба и надстройка.
10 человек погибло, 11 человек ранено. Капитан танкера К. Е. Владимирцев не пострадал.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 942, л. 31, 44, 45, 70; д. 8407, л. 223; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 17.]

«КУЙБЫШЕВ» - Морской сухогрузный теплоход (1805 брт), “Каспфлот”.

Дата и место гибели — 29.10.1943 года, южная часть Каспийского моря, 39°37' с.ш., 50°44' в.д.

“28 октября в 20: 00 часов теплоход “Куйбышев” вышел с импортными грузами из порта Ноушехр в Махачкалу. В порт назначения не прибыл. Погиб по неизвестной причине на подходах к Апшеронскому п-ову. 30 октября п/х «Дарвин» видел в этом районе мачту, шлюпки, обломки судна. Поиски т/х «Куйбышев» продолжались до 9 ноября, но больше ничего обнаружить не удалось.
Весь экипаж (41 чел.) вместе с капитаном теплохода Е. А. Ровинским погиб.”
[ ЦВМА, ф. 26, д. 21428, л. 293, 294; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 17.]


ШАЛАНДА № 19 - 1700 т (гр.), “Каспфлот”.

Дата и место гибели — 12.01.1944 года, возле Апшеронского п-ва.

“ Шаланда № 19 на буксире у п/х «Лозовский» следовала из порта Бендер-Шах в Баку с 812 т. импортного груза (нефтетрубы, 12 танков). Во время 7-балльного шторма шаланда получила опасный крен, в трюм начала поступать вода. В районе Шаховой косы на помощь каравану подошел п/х «Туркменистан». Во время перегрузки мотопомпы на шаланду она перевернулась и затонула. Погибло 5 членов экипажа, капитан шаланды В.И.Черемин и весь груз.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1293, л. 357; ЦА ММФ, ф. 65, on. 3, д. 91, л. 17.]

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.

evs62

втянувшийся

предлагаю открыть новую тему. хотя момент не самый удачный. что бы не было путаницы, пусть будет список с момента образования пароходства до распродажи.

морской буксир оперативный

3.0.1

evs62

втянувшийся

сухогруз пр.1814двт (тип морской)
несветай 1968
сухогруз пр.1810двт (тип морской)
вист 1968
фото с сайта инфофлот

3.0.1

evs62

втянувшийся

3.0.1


WARTSILA

опытный

evs62 не в обиду.
Я бы сначала разместил список судов,и приблизительное фото по каждому типу-я думаю так будет легче искать.

1.0.7

evs62

втянувшийся

если бы знал. информации почти никакой. так в общих чертах. я из предшественника скмп (астраханского управления каспар, ушел еще в 1981 году). сам хочу узнать, что стало с пароходством, какие пришли суда (те что были, каспар айзербайджана забрал).
пусть знающие люди помогут. уверен тема будет интересной не только для меня, на то форум. хоть скмп сейчас и не позавидуешь - кризис, плюс второй передел собственности.

3.0.1

evs62

втянувшийся

есть у кого фото:
сухогруз борис кустодиев (в последствии переименован в аликбер) год постр.1984 тип эмс водоим.3638т
сухогруз петр 1 год постр. 2002 навашино водоизм. 5810т
других данных нет.

3.0.1


WARTSILA

опытный

evs62> есть у кого фото:
evs62> сухогруз борис кустодиев (в последствии переименован в аликбер) год

Information, photos and AIS vessel tracker for the Ship Alikber (IMO 9103817, Callsign UFZX, MMSI 273191000)

1.0.7


аксакал

evs62> сухогруз борис кустодиев (в последствии переименован в аликбер) год постр.1984 тип эмс

Оно постройки 1994г.

После распада Союза в СКМП видно только 2 грузовых судна : вышеназванное и Валерия Барсова (СТ- рефрижератор).
Все остальное это землечерпалки, шаланды, плавкраны и буксиры.
Интересно почему эта организация называлась пароходством ?

7.0


WARTSILA

опытный

3X> Интересно почему эта организация называлась пароходством ?
А я вообще только недавно узнал,что такое было.

Знаю был такой список:
ЧМП-БМП-ДВМП-НМП-ММП-Лат.МП-ЭМП-Лит.МП-ДМП-Сев.МП-ГМП-АМЗ-КМП-ПМП-СМП-КМП

1.0.7

evs62

втянувшийся

по моим данным сухогрузов было по крайней мере 5. два типа морских, два вышеперечисленных, и еще (я пока не уверен) т/х рыбинск, что за судно, тоже пока не выяснил. 4 морских парома. должны быть и танкеры. буксиры, потому что и раньше было много нефтеналивных барж. возили с астраханского морского рейда (после перегрузки из морских танкеров), нефть до астрахани.
земснаряды достались, скорее всего от слияния с каспрейдморпуть (при союзе было самостоятельное предприятие).
а раз флот значит и пароходство.

3.0.1

evs62

втянувшийся

evs62>> сухогруз борис кустодиев (в последствии переименован в аликбер) год постр.1984 тип эмс
3X> Оно постройки 1994г.
3X> После распада Союза в СКМП видно только 2 грузовых судна : вышеназванное и Валерия Барсова (СТ- рефрижератор).
3X> Все остальное это землечерпалки, шаланды, плавкраны и буксиры.
3X> Интересно почему эта организация называлась пароходством ?

после распада союза, каспар (айзербайджан), видимо на правах головного предприятия, забрал все сухогрузы и танкера. образованное скмп заново возраждало флот, с этих двух видимо и начинало.

3.0.1


WARTSILA

опытный

1.0.7


WARTSILA

опытный

Автопаромная грузовая линия - Оля

1.0.7


втянувшийся

Именно за них.
В СКМП было много хлама типа река море. Нужно просмотреть свои записи, да Ллойд лист у меня есть за 2002г. Дайте время.


втянувшийся

WARTSILA> ЧМП-БМП-ДВМП-НМП-ММП-Лат.МП-ЭМП-Лит.МП-ДМП-Сев.МП-ГМП-АМЗ-КМП-ПМП-СМП-КМП

А где СВУФ и Средне-Азиатское п-во?


WARTSILA

опытный

Bull> А где СВУФ и Средне-Азиатское п-во?

Мой список с буклета 80 года.

1.0.7

evs62

втянувшийся

Bull> Именно за них.
Bull> В СКМП было много хлама типа река море. Нужно просмотреть свои записи, да Ллойд лист у меня есть за 2002г. Дайте время.

да уж, это точно. при сравнении каспара и скмп (оба государственные предприятия) . россий морской торговый флот выглядит просто убого. по сведениям за 2001 год, пароходство должно было пополнится новыми сухогрузами типа река-море, первым пришел т/х петр !.

3.0.1

evs62

втянувшийся

спасибо за подсказку, воспользуюсь.

3.0.1

evs62

втянувшийся

3.0.1


WARTSILA

опытный

Я когда-то сохранил такие данные :

Ro-Ro Cargo shipSequence: MGV-AHull Form: H2Tonnage:Gross Tonnage: 6,894 tonsDeadweight: 4,673 tonnesDimensions: 125.90×16.22×5.66m (413.06×53.22×18.57ft)Speed: 15.75ktMachinery:Screw Type: Twin ScrewEngine Type: Motor vesselCompany: SKLEx Names: ex-Nikolay ChernyshevskiyNotes: angled stern door/ramp (starboard). 66 TEU.Sister/Similar Ships: Sisters: AKVARAMA (Ru) ex-Kompozitor Rimsky-Korsakov; BESTEKAR FIKREZ EMIROV (Az) ex-Kompozitor Glinka; BESTEKAR GARA GARAYEV (Az) ex-Kompozitor Kara Karayev; KOMPOZITOR NOVIKOV (Ru); KOMPOZITOR RAKHMAN (Ru) ex-Kompozitor Rakhmaninov; KRISTINA (Ma) ex-Kompzitor Dargomyzhskiy; NMT ELISE (Pa) ex-Kompozitor Musorgskiy; NMT SILVIA (Pa) ex-Kompozitor Borodin; RROLINE (Ma) ex-Kompozitor Chaykovskiy


А где там работать? ширина моря 200 миль.
Круизы? Суда с сидячими местами то,что надо

Комментарий

Комментарий

Сомневаюсь что там развита инфраструктура для туризма, как и по всему Каспию вообще (может за исключением Баку). Исторически из этого моря качали нефть да рыбу, а отдыхали на Черном.

Комментарий


БАБА-ЗАДЕ
ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ МУСЛИМ, СССР, 1963.
теплоход "Б.К.Баба-Заде" порт приписки Баку





По фильму впечатление, что даже в 1963 году он весьма потрёпанный. Или это характерная черта всех азиатских флотов?

А.Пирогов 2006 Анатолий Папанов 2007 Рихард Зорге 2007 Октябрьская Революция 2007 Ленин 2007 2008 2009 Гр. Пирогов 2007 2008 2009 Дзержинский 2008 2009 Николай Карамзин 2010 Космонавт Гагарин 2010

Комментарий

"Миус" (бывший "Худат") - другое судно, оно - из серии из трёх судов типа "Сулак". Вот ссылка на обсуждение о судах этого типа, там где-то представлена и открытка с изображением этого судна:

Однотипный с "Волгоградом" был лишь "Баба Заде", или как мы сегодня узнали, правильно он назывался "Б.К. Баба Заде"

Добавлено через 19 минут:

Большое спасибо за фотографии теплохода "Б.К. Баба Заде" !

Кстати, теплоход "Баба Заде" ( "Б.К. Баба Заде" ) - головное судно серии из этих двух судов, был построен в 1963 году.

"Волгоград" был вторым судном серии, и кроме того, в отличае от головного судна, "Волгоград" был дизель-электроходом. Год постройки - 1964.


По крайней мере, в 1979 году портом-приписки обоих судов значится Баку. Я так понимаю, что их назначением была транспортировка работников буровых платформ в Капийском Море из/в Баку, Махачкалы (?), Астрахани, и даже из/в Волгограда. То есть, работа у судов была как бы суровая, потому они и выглядели "по-трудовому"

Но оба судна были, на мой взгляд, достаточно красивого профиля и впоследствии, при грамотной их модернизации могли стать неплохими круизными судами для бассейнов и Каспийского и Чёрного морей.

Корабли на Каспии – Имена, Переименования, Служба. до 1950 года.

Часть Вторая – Танкеры, Грузовые Теплоходы . Плавучие батареи.

"Марка"- водолей Каспийского пароходства.
Построен в 1898 году.

18.01.1924 года водолей “Марка” был переименован в корабль “Труд”.
23.03.1935 года корабль “Труд” переименовали в корабль “Димитров”.
17.07.1941 года корабль “Димитров” был мобилизован, вооружен пушкой, пулеметами (1 х 20 мм; 3 х 11.43 мм и 1 х 7.71 мм) и вошел в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ВНОС.(ПВО ВН-3).
28.08.1941 года корабль “Димитров” был переформирован в транспорт “Димитров”.
09.05.1945 года транспорт “Димитров” был разоружен и возвращен в состав Каспийскго пароходства.

"Гадир Усейнов" - морской двухвинтовой танкер-шхуна пароходства "Касптанкер". Построен в 1903 году на Сормовской машиностроительной фабрике-верфи.

В 1920 году танкер получил новое имя – “Гадир”.
18.01.1924 года танкер “Гадир” был переименован в танкер “Заря”.
14.07.1943 года танкер “Заря” был мобилизован, вооружен пушками(4 х 76.2-мм, 6 х 20-мм.) и переоборудован в несамоходную зенитную батарею № 1139.
06.10.1943 года включен в состав Каспийской флотилии.
17.11.1943 года батарею № 1139 переклассифицировали в плавказарму.
07.12.1943 года переформировали в плавсредство.

"Александра Колесникова" - танкер пароходства "Касптанкер".
Построен в 1903 году.

В 1920 году танкер “Александра Колесникова” был переименован в танкер “Александра Зеленая”.
18.01.1924 года танкер “Александра Зеленая” переименовали в танкер “Володарский”, который продолжал службу в пароходстве “Касптанкер”.
14.07.1943 года танкер “Володарский” был мобилизован, переоборудован в несамоходную зенитную батарею №1140 и вооружен пушками (4 х 76.2-мм, 6 х 20-мм.). 07.10.1943 года включен в состав Каспийской флотилии.
24.11.1943 года несамоходная зенитная батарея № 1140 была разоружена и переформирована в плавсредство.

"Полюс" - грузовой теплоход постройки 1897 года.

23.08.1941 года теплоход был мобилизован и переоборудован в самоходную зенитную батарею(ПЗБ-1).
29.08.1941 года вошел в состав Каспийской флотилии.
05.11.1943 года ПЗБ-1 была разоружена и переформирована в транспорт “Полюс”.

"Меридиан" - грузовой теплоход, построенный в 1897 году.

01.08.1941 года теплоход был мобилизован и переоборудован в самоходную зенитную батарею (ПЗБ-2).
03.08.1941 года вошел в состав Каспийской флотилии.
02.11.1943 года ПЗБ-2 разоружили и переформировали в транспорт “Меридиан”.

"Экватор" - грузовой теплоход постройки 1898 года.

13.07.1941 года теплоход с 117 членами экипажа был мобилизован, вооружен пушками(4 х 76.2 мм, 1 х 37 мм, 2 х 22 мм), пулеметами(2 х 12.7 мм и 1 х 4 х 7.62 мм) и переоборудован в самоходную зенитную батарею(ПЗБ-3).
14.07.1941 года вошел в состав Каспийской флотилии.
31.10.1943 года ПЗБ-3 была разоружена и переформирована в транспорт “Экватор”.

Представляю рассказ в фотографиях о Каспийском море и флоте разных
времен до настоящего времени.

Дореволюционные времена
Первый нефтяной танкер в мире построенный Нобелевскими Братьями
в 1870гг фото 1908г Каспий

Баку1880год

1910год


русский флот 1910год

"Ali Abad" посыльное судно 1915г

"Кострома" в Баку 1915г

причалы на Каспии 1915-19гг




продолжение следует.

Канонерская лодка "Бакинский рабочий" фото 1957год



История эскадренного миноносца.
"Бакинский рабочий" вошел в строй в 1904г. под названием эскадренный миноносец "Украина", с 15 июня по август 1920г. назывался "Карл Маркс", с 10 декабря 1920г.- "Бакрабочий"
11 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
в январе 1904 года заложен на судоверфи завода "Ланге и сын" в Риге,
спущен на воду 21 сентября 1904 года, дата приемных испытаний - 5 мая 1905 года.
До 27 сентября 1907 года классифицировался как минный крейсер.
С 1909 года в составе 1-ой минной дивизии.
Принимал участие в февральской революции. 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
С 10 по 18 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. 24 октября 1919 года убыл по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и 7 мая 1920 года вошел в состав Волжско-каспийской военной
флотилии. С 5 июля 1920 года входил в состав Морских сил Каспийского моря и с 27 июня 1931 года - Каспийской военной флотилии. В декабре 1920 года участвовал в боях с контрреволюционерами и бандитами в районе Ленкорани. В июне 1922 года и июне 1928 года нанес визиты в Энзели.
23 августа 1926 года переклассифицирован в канонерскую лодку. В годы Великой Отечественной войны обеспечивал воинские и народнохозяйственные перевозки на Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года). 26 августа в составе большой группы военно-транспортных судов"Бакрабочий" участвовал в высадке морского десанта на территории Ирана 35 км. южнее Астары, а 29 августа обстреляли и заняли Пехлеви
18 июля 1949 года исключен из состава ВМФ с передачей организации ДОСФЛОТ города Баку для использования в качестве учебного судна, а в июле 1961 года использован в качестве мишени и потоплен в районе Баку при обеспечении боевых упражнений. В августе 1964 года был поднят аварийно-спасательной службой Каспийской флотилии и разобран на металл.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: