Список судов 1 тихоокеанской эскадры

Обновлено: 08.05.2024

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

Во второй половине ХIХ века стало уже вполне очевидным, что царское правительство России не сумело организовать охрану и оборону тихоокеанских русских владений, а также добиться экономического роста Дальнего Востока. В 1867 году были проданы русские владения в Северной Америке и на близлежащих островах, а в 1875 году оно уступило Японии Курилы. Свободный выход из Охотского моря в Тихий океан был утрачен…
В последней четверти ХIХ века Дальний Восток становится одним из сложнейших узлов международных противоречий и ареной борьбы великих держав за раздел Китая, передел колоний в Азии. Хотя значение Сибирской флотилии в этот период и возросло, однако она не представляла собой силу, способную надёжно оградить интересы России на Дальнем Востоке. Царское правительство Николая II пыталось усилить флотилию. Ей были переданы корабли высоких рангов, в том числе переведённые с Балтийского флота 8 миноносцев, 14 подводных лодок и 2 канонерские лодки. С 1872 года главной базой флотилии стал Владивосток, основанный в 1860 году.
Нарастание противоречий на Дальнем Востоке, и прежде всего между Россией и Японией, вынудило царское правительство принять судостроительную программу, которая предусматривала постройку 5 броненосцев, 16 крейсеров и 36 миноносцев. После постройки и переброски боевых кораблей с Балтики на Тихий океан основное ядро Российского флота составила 1-я Тихоокеанская эскадра в составе 7 эскадренных броненосцев, 4 крейсеров 1 ранга, 3 крейсеров 2 ранга, 13 контрминоносцев, 2 канонерских лодок. Она базировалась в Порт-Артуре. Кроме неё, в Порт-Артуре базировалась часть кораблей Сибирской флотилии в составе 2 крейсеров 2 ранга, 2 минных крейсеров, 12 миноносцев и 5 канонерских лодок. Крейсер 1 ранга “Варяг” и 3 канонерские лодки находились на стационаре в портах Кореи и Китая. Командовал 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал О.В.Старк.
Во Владивостоке находился отряд крейсеров Сибирской флотилии в составе 3 броненосных крейсеров, 1 крейсера и 10 миноносцев под командованием контр-адмирала К.П.Иессена.
В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года 10 японских миноносцев внезапно атаковали на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру и повредили 2 броненосца и 1 крейсер. Утром 27 января (9 февраля) к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота под командованием адмирала Того в составе 6 броненосцев, 5 броненосных крейсеров и 4 крейсеров, рассчитывая уничтожить ослабленную 1-ю Тихоокеанскую эскадру, но под ударами артиллерийских береговых батарей они вынуждены были отойти. Одновременно японская эскадра напала на порт Чемульпо в Корее, где в неравном бою свой бессмертный подвиг совершил крейсер “Варяг”. В начавшейся русско-японской войне русское командование отказалось от активных действий флота в Японском море, использования сил, базировавшихся во Владивостоке, что позволило японцам беспрепятственно перебросить свои войска в Корею, а затем и в Маньчжурию.
Прибывший 24 февраля (8 марта) новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров принял решительные меры по усилению обороны военно-морской базы Порт-Артура и повышению боевой активности Тихоокеанской эскадры. Но уже 31 марта (13 апреля) С.О.Макаров трагически погиб. Высадка японских войск на Ляодунском полуострове создала угрозу русской эскадре с суши. Новый командующий контр-адмирал В.К.Витгефт 10 (23) июня предпринял попытку прорваться во Владивосток, но, встретив превосходящие силы врага, вернулся в Порт-Артур. 28 июля (10 августа) эскадра вторично вышла в море и после неудачного боя в Жёлтом море снова вернулась в Порт-Артур. Нескольким кораблям удалось прорваться в нейтральные порты, где они были разоружены.
Для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры в октябре-ноябре 1904 года из Балтийского моря на Дальний Восток была направлена 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П.Рожественского в составе 7 эскадренных броненосцев, 1 броненосного крейсера, 7 крейсеров и 9 эсминцев.
Японское командование активизировало боевые действия против Порт-Артура, стремясь захватить его и уничтожить 1-ю Тихоокеанскую эскадру до подхода 2-й. 20 декабря (2 января) 1904 (1905) года, после 11-месячной героической обороны, генерал А.М.Стессель сдал Порт-Артур японцам. Остатки 1-й Тихоокеанской эскадры были уничтожены. Однако 2-я Тихоокеанская эскадра, по настоянию царя, продолжала поход на Дальний Восток.
В начале февраля 1905 года из Либавы вышел первый отряд дополнительно сформированной 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Н.И.Небогатова в составе 1 эскадренного броненосца, 3 броненосцев береговой обороны и 1 крейсера. 26 апреля (9 мая) 3-я Тихоокеанская эскадра соединилась со 2-й Тихоокеанской эскадрой.
Утром 14 (27) мая 1905 года русский флот в составе 2-й и 3-й эскадр вошёл в Корейский пролив, держа курс на Владивосток. В Цусимском сражении 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры потерпели поражение, несмотря на беспримерное мужество и героизм экипажей кораблей. В результате авантюристической политики царизма, бездарности ряда военных руководителей и технической отсталости страны русский флот на Тихом океане был полностью уничтожен. Бессмертные подвиги “Стерегущего” и других кораблей навечно вписаны золотыми буквами в летопись русской военно-морской славы.
Военные моряки-тихоокеанцы активно участвовали в революции 1905-1907 годов. В январе 1906 года во Владивостоке восстали солдаты, матросы и рабочие, в октябре 1907 года произошло вооружённое восстание. Вызвавшее жестокие репрессии царизма. Революционное движение на кораблях и других объектах остатков Тихоокеанского флота носило активный характер.
До начала русско-японской войны 1904-1905 годов Сибирская военная флотилия насчитывала 40 судов и кораблей, большинство из которых участвовало в войне с японским флотом. Значительное количество этих кораблей было уничтожено или повреждено. Остатки Тихоокеанского флота, Сибирской флотилии продолжали существовать и подлежали восстановлению. Это была нелёгкая задача, так как надлежащей судоремонтной базы кораблей Россия тогда на Тихом океане не имела. Россия лишилась военно-морских баз Порт-Артура и Дальнего. Потеряла южную часть, половину, острова Сахалин.

В составе 1 Тихоокеанской эскадры крейсер ‘Аскольд’.


В составе 1 Тихоокеанской эскадры крейсера ‘Боярин’

2-я Тихоокеанская эскадра — ‘Ослябя’.

2-я Тихоокеанская эскадра — ‘Император Александр III’

‘Аврора’

‘Аврора’ в Маниле

‘Адмирал Нахимов’

‘Алмаз’ во Владивостоке.

‘Блестящий’, ‘Безупречный’ и ‘Бодрый’ во внутренней гавани Ревеля.

‘Богатырь’ во Владивостоке.

Броненосец ‘Цесаревич’ после ночной атаки

Броненосец ‘Ретвизан’ после ночной атаки

‘Громобой’ во Владивостоке.

‘Жемчуг’

‘Император Николай I’.

Канонерские лодки ‘Отважный’.

Канонерские лодки ‘Гремящий’

‘Князь Суворов’ и ‘Орёл’.

‘Наварин’

‘Новик’.

‘Орёл’

‘Победа’ и ‘Паллада’

После сражения 28 июля ‘Цесаревич’ в Циндао

После сражения 28 июля Паллада в Порт-Артуре

‘Ретвизан’

‘Ретвизан’ в Порт-Артуре после сражения 28 августа 1904 г

‘Россия’ после боя во Владивостоке.

‘Рюрик’ — погиб в бою 1 августа 1904 г.

‘Светлана’

‘Севастополь’

‘Сисой Великий’.

‘Сторожевой’.

Эскадренные броненосцы — ‘Севастополь’ (на переднем плане), ‘Полтава’ и ‘Петропавловск’ (вдали) в Восточном бассейне Порт-Артура.

Эскадренные броненосцы ‘Победа’ (в центре) и ‘Пересвет’ (слева на дальнем плане) на внешнем рейде Порт-Артура.


Полный список боевых и вспомогательных судов российского флота на Тихом океане, перед русско-японской войной 1904-1905 г.г. Приведены как корабли базирующиеся в Порт-Артуре, так и во Владивостоке.

  • 1 Эскадренные броненосцы (7 единиц)
  • 2 Броненосные крейсеры (4 единицы)
  • 3 Бронепалубные крейсеры 1 ранга (5 единиц)
  • 4 Бронепалубные крейсеры 2 ранга (2 единицы)
  • 5 Клиперы (3 единицы)
  • 6 Минные крейсеры (2 единицы)
  • 7 Контрминоносцы (25 единиц)
  • 8 Миноносцы (10 единиц)
  • 9 Миноноски (7 единиц)
  • 10 Канонерские лодки (7 единиц)
  • 11 Подводные лодки (13 (15?) единиц)
  • 12 Минные заградители (2 единицы)
  • 13 Вспомогательные крейсеры (2 единицы)
  • 14 Транспорты (4 единицы)

Эскадренные броненосцы (7 единиц)

  • Цесаревич
  • Ретвизан
  • Пересвет
  • Победа
  • Петропавловск
  • Севастополь
  • Полтава

Броненосные крейсеры (4 единицы)

  • Громобой
  • Россия
  • Рюрик
  • Баян

Бронепалубные крейсеры 1 ранга (5 единиц)

  • Аскольд
  • Богатырь
  • Варяг
  • Диана
  • Паллада

Бронепалубные крейсеры 2 ранга (2 единицы)

Клиперы (3 единицы)

Минные крейсеры (2 единицы)

Контрминоносцы (25 единиц)

  • Беспощадный
  • Бесстрашный
  • Бдительный
  • Бесшумный
  • Боевой
  • Бойкий
  • Бурный
  • Внушительный
  • Внимательный
  • Властный
  • Выносливый
  • Грозовой
  • Лейтенант Бураков
  • Решительный (он же «Кондор»)
  • Расторопный
  • Разящий
  • Сильный
  • Сердитый
  • Смелый
  • Статный
  • Стройный
  • Скорый
  • Страшный
  • Стерегущий
  • Сторожевой

Миноносцы (10 единиц)

Миноноски (7 единиц)

Канонерские лодки (7 единиц)

  • Кореец
  • Манчьжур
  • Бобр
  • Сивуч
  • Гремящий
  • Отважный
  • Гиляк

Подводные лодки (13 (15?) единиц)

  • Пётр Кошка
  • Портартурец
  • Форель
  • Дельфин
  • Кета
  • Касатка
  • Скат
  • Шереметьев
  • Налим
  • Осётр
  • Кефаль
  • Сом
  • Щука

Минные заградители (2 единицы)

Вспомогательные крейсеры (2 единицы)

Транспорты (4 единицы)

  • Алеут
  • Камчадал
  • Тунгуз
  • Якут

• Справочник ВМФ • Боевые корабли того же периода • Российский флот •

Всего 93 (95) судна всех классов.

Похожие публикации

Орден Святого Станислава

Макс Гофманн

Неустрашимый «Максим» (Часть II)

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников - имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.

Основные тактико-технические характеристики военных кораблей и вспомогательных судов российской 1-й Тихоокеанской эскадры

ВНИМАНИЕ: Не указаны суда российских судоходных компаний, не реквизированные для эскадры, хотя иногда использовавшиеся для военных целей. Кроме того, не указаны портовые суда.

Основные тактико-технические характеристики японских военных кораблей и вспомогательных судов, потопленных в водах Квантуна и Желтого моря в период осады Порт-Артура

Кроме того, с 24 февраля по 3 мая в районе входа в Порт-Артур затонули 17 брандеров: “Aikoku Maru” (1773 брутто-тонны), “Asagao Maru” (2464 брутто-тонны), “Bushu Maru” (1240 брутто-тонн), “Buyo Maru” (1162 брутто-тонны), “ChiyoMaru” (2708брутто-тонн), “Edo Maru” (1734 брутто-тонны), “Fukui Maru” (2944 брутто-тонны), “Hokoku Maru” (2698 брутто-тонн), “Jinsen Maru” (2312 брутто-тонн), “Mikawa Maru” (1968 брутто-тонн), “Otaru Maru” (2547 брутто-тонн), “Sagami Maru” (1927 брутто-тонн), “Sakura Maru” (2979 брутто-тонн), “Tenshin Maru” (2942брутто-тонны), “Totomi Maru” (1953 брутто-тонны), “Yahiko Maru” (2692 брутто-тонны), “ Yoneyariia Maru” (2693 брутто-тонны). В Желтом море с 26 марта по 22 сентября были уничтожены 4 транспортных судна: “Tonegawa Maru” (656 брутто-тонн), “Kaga Maru” (6301 брутто-тонна), “Chusa Maru” (2846 брутто-тонн) и “Senhu Maru” (1570 брутто-тонн).

ВНИМАНИЕ: Не указаны японские суда, потопленные вне акватории Желтого моря дивизионом владивостокских крейсеров и затонувшие от стихийных бедствий.


бп — бронирование палубы
бга — бронирование главной артиллерии
кп — крупнокалиберный пулемет
кр — командная рубка
п — пулемет
та — торпедный аппарат
н — надводная скорость
п — подводная скорость
эл. дв. — электрический двигатель

JentschuraH., Jung D., Mickel P. Warships of the Imperial Japanese Navy 1869–1945. London, 1977. Watts J., Gordon B.G. The imperial Japanese Navy. London, 1971.

С. П. Моисеев. Список кораблей русского парового и броненосного флота с 1861 по 1917 год. Москва, 1948. С. В. Сулига. Корабли русско-японской войны. Москва, 1993.

С. В. Сулига. Корабли Первой Тихоокеанской эскадры. “Морской исторический сборник”, 1991, №2. С. В. Сулига. Миноносцы Первой Тихоокеанской эскадры. “Морской исторический сборник”, 1990, №1.

2МВ: бронетехника Великобритании. Легкие и пехотные танки Англичане, создавшие первый боесп.

Флот Амударьи: как моряки-пограничники несли службу на южных рубежах России Для Российской импери.

2МВ. Зенитная артиллерия ПВО Вермахта К началу Второй мировой войны свою противовоздушную об.

Сталь покоряет Дикий Запад (04.13). Казнозарядные винтовки гражданской войны в США Как уже .

Артиллерийские полугусеничные тягачи Вермахта Еще в 20-е гг., приступив к механизации Рейхсвер.

-Метки

-Рубрики

  • Марки (873)
  • Живопись (741)
  • Города России (489)
  • Война (431)
  • Авиация (429)
  • Оружие (414)
  • Военная история (388)
  • История (364)
  • ЖЗЛ (327)
  • История СССР и России (319)
  • Эротика (262)
  • Военная техника (244)
  • Картинки и рисунки (241)
  • юмор (240)
  • Астрономия (231)
  • Автомобили и пр. (223)
  • ККИ (218)
  • Фурри (182)
  • Космонавтика (154)
  • Кино, актеры (143)
  • Ордена, медали, нагрудные знаки (133)
  • История вещей (125)
  • Корабли (123)
  • Нумизматика (122)
  • Животные (122)
  • Памятники и скульптура (121)
  • Архитектура - дома, мосты и пр. (118)
  • Бронетехника (117)
  • Сделано в СССР (104)
  • Старые фото (101)
  • Геральдика (98)
  • Красивые девушки (96)
  • моё фото (96)
  • Города и страны (91)
  • Мифология (89)
  • Техника и технологии (88)
  • Деньги (86)
  • Поезда, трамваи, ж/д станции и пр. (85)
  • Флот (85)
  • Мультфильмы и мультперсонажи (82)
  • Авиакатастрофы (79)
  • Птицы и звери (79)
  • Униформа (77)
  • Ювелирка (77)
  • Бытовая и радиотехника (75)
  • Минералы и геология (71)
  • природа (71)
  • География и путешествия (69)
  • Спорт (66)
  • Религия (63)
  • поэзия (60)
  • Искусство (57)
  • Археология (52)
  • Лагерь "Чайка" (47)
  • заметки (47)
  • Загадки и тайны (46)
  • Писатели, поэты и их произведения (45)
  • Еда и напитки (41)
  • Демотиваторы (39)
  • Открытки (37)
  • Одежда, национальные костюмы (36)
  • Рисунки боевой техники (34)
  • Праздники и юбилеи (32)
  • Техногенные катастрофы (31)
  • видео (31)
  • Герои СССР и России (29)
  • Страны - бывшие республики СССР (27)
  • Храмы, церкви, монастыри и пр. (26)
  • Палеонтология (25)
  • Терроризм (24)
  • Морские катастрофы (23)
  • Клады и сокровища (23)
  • Музыка и песни (20)
  • Рукописи (20)
  • Змеиногорск (18)
  • Атом - мирный и военный. (17)
  • Фанфики (17)
  • Ориджинал "Перекресток Десяти Миров" (16)
  • Антиквариат (16)
  • Политика (15)
  • Календарь, Гороскоп (15)
  • Книги (15)
  • Замки и крепости (15)
  • Наука (14)
  • Афоризмы (14)
  • Природные катастрофы (13)
  • Реки, моря, озера и пр. (13)
  • Моё село (13)
  • Музеи (12)
  • Доспехи, мечи, рыцари и пр. (12)
  • Эмблемы, этикетки, логотипы (11)
  • Безопасность и самооборона (11)
  • Армия (10)
  • Разное (9)
  • Снаряжение (8)
  • Криминал (7)
  • Фанфик 'Взломщик Бильбо Бэггинс" (6)
  • Медицина и здоровье (6)
  • Племена, народы, этнос (6)
  • Полезные советы (4)
  • Архивы, документы (4)
  • Криптозоология (3)
  • Робототехника (2)
  • мои рисунки (2)
  • Семья (1)
  • Уфология (0)

-Видео

Tu es Petrus - Niech mowia ze to nie jes 13.09.2012 --> Смотрели: 28 (3) Клип группы Within Temptation "Stand Ve 12.04.2012 --> Смотрели: 61 (10)

-Фотоальбом

Лагерь 18:58 25.02.2013 Фотографий: 21 шахта 07:07 12.07.2012 Фотографий: 5 Общая 13:18 27.03.2012 Фотографий: 8 ПРАЗДНИКИ 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Поиск по дневнику

-Статистика

Первая Тихоокеанская эскадра

1-я Тихоокеанская эскадра (Эскадра Тихого океана c 12 мая 1904 года - 1-я эскадра флота Тихого океана) – соединение кораблей Русского Императорского флота, дислоцированное в Японском и Жёлтом морях. В конце 19-го века в военно-морских кругах России стали преобладать взгляды о срочном и значительном усилении Тихоокеанского флота. Такого же мнения придерживалось и правительство. Император Николай II дал указание управляющему Морским министерством «пересмотреть взгляд на военное положение России в Тихом океане». Русский флот стал концентрироваться в водах Тихого океана уже с конца 1895 года. Созданное по данному вопросу «Особое совещание» в декабре 1897 года постановило на ближайшую перспективу признать главным театром возможных военных действий Дальний Восток, ограничиться в Балтийском море флотом береговой обороны, а за счёт его увеличить силы Тихого океана до 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсеров, 10 бронепалубных крейсеров, 10 крейсеров 2-го ранга, 2 минных заградителей, 36 истребителей и миноносцев. Для этого в дополнение к программе 1895 г. была составлена дополнительная судостроительная программа 1898 г. «Для нужд Дальнего Востока». Немаловажным фактором также являлось то, что Русский Императорский флот на Тихом океане получил на побережье Жёлтого моря долгожданную незамерзающую базу. Начиная с 29 ноября 1897 г. корабли Тихоокеанского флота начали перебазироваться из Владивостока в Порт-Артур «для недопущения его захвата англичанами». Официально база после бурной дипломатической деятельности была передана России 15 марта 1898 г. Боевые корабли базировавшиеся в ней именовались Порт-Артурской эскадрой, а после формирования других соединений в ходе Русско-Японской войны — Первой Тихоокеанской эскадрой. Основные силы эскадры базировались в Порт-Артуре. Во Владивостоке оставался созданный в 1901 году Владивостокский отряд крейсеров и номерные миноносцы. В 1903 году ряд устаревших кораблей Тихоокеанской эскадры были возвращены на Балтику для модернизации и ремонта . Значительный отряд адмирала А. А. Вирениуса из-за частых поломок входивших в состав соединения малых миноносцев на начало Русско-Японской войны находились в Средиземном море и вскоре были отозваны на Балтику. Впоследствии все эти корабли (за исключением номерных миноносцев) вошли в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и участвовали в Цусимском сражении . Эскадра прекратила своё существование 20 декабря 1904 года, когда перед сдачей Порт-Артура большинство оставшихся в строю кораблей были затоплены.

Корабельный состав эскадры

На момент начала войны в состав 1-й Тихоокеанской эскадры входило 7 броненосцев, 4 броненосных крейсера, 5 бронепалубных крейсеров I ранга, 2 бронепалубных крейсеров II ранга, 3 устаревших клипера, которые числились как крейсера II ранга, 2 вспомогательных крейсера, 2 минных транспорта, 7 мореходных канонерских лодок, 2 минных крейсера, 25 эскадренных миноносцев, 10 малых номерных миноносцев, 4 транспорта (см. таблицу). Большинство кораблей дислоцировалось в Порт-Артуре. Это все броненосцы, броненосный крейсер «Баян», крейсера «Аскольд», «Паллада», «Диана», «Новик», «Боярин», вспомогательный крейсер «Ангара», все эскадренные миноносцы, канонерские лодки «Гиляк», «Бобр», «Гремящий», «Отважный». Во Владивостоке находился отряд крейсеров эскадры Тихого океана в составе броненосный крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик», бронепалубного «Богатырь», вспомогательного крейсера «Лена». Во Владивостоке же находились номерные миноносцы: № 201, № 202, № 203, № 204, № 205, № 206, № 208, № 209, № 210, № 211. Крейсер «Варяг», канонерские лодки «Кореец», «Маньчжур», «Сивуч» в качестве стационеров находились в иностранных портах Дальнего Востока.

Цусимская трагедия

110 лет назад, 27-28 мая 1905 года, произошло Цусимское морское сражение. Это морское сражение стало последней решающей битвой Русско-японской войны и одной из самых трагичных страниц в русской военной летописи. Русская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того Хэйхатиро.

Русская эскадра была уничтожена: 19 кораблей потоплено, 2 подорвано своим экипажем, 7 кораблей и судов попали в плен, 6 кораблей и судов были интернированы в нейтральных портах, к своим прорвались только 3 корабля и 1 транспорт. Русский флот потерял боевое ядро — 12 броненосных кораблей, предназначенных для линейного эскадренного боя (включая 4 новейших эскадренных броненосцев типа «Бородино»). Из более чем 16 тыс. экипажа эскадры погибло и утонуло более 5 тыс. человек, более 7 тыс. человек попало в плен, более 2 тыс. были интернированы, к своим вышли 870 человек. При этом японские потери были минимальны: 3 миноносца, более 600 человек было убито и ранено.

Цусимское сражение стало крупнейшим в эпохе додредноутного броненосного флота и окончательно сломило волю к сопротивлению у военно-политического руководства Российской империи. Цусима нанесла страшный урон русскому флоту, который уже потерял 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Теперь погибли основные силы Балтийского флота. Только огромными усилиями Российская империя смогла восстановить боеспособность флота к Первой мировой войне. Цусимская катастрофа нанесла огромный урон престижу Российской империи. Петербург поддался общественному и политическому давлению и пошёл на мир с Токио.

При этом стоит отметить, что в военно-стратегическом отношении Цусима значила мало, несмотря на тяжелейшие потери флота и негативный моральный эффект. Россия потеряла контроль над ситуацией на море уже давно, а падение Порт-Артура с гибелью 1-й Тихоокеанской эскадры поставило в этом вопросе точку. Исход войны решался на суше и зависел от морально-волевых качеств военно-политического руководства и ресурсов стран. Япония была полностью истощена в военно-материальном, экономическо-финансовом и демографическом отношениях.

Патриотический подъём в Японской империи уже угас, подавленный материальными трудностями и жестокими потерями. Даже Цусимская победа вызвала только кратковременную вспышку энтузиазма. Людские ресурсы Японии были истощены, среди пленных уже попадали старики и почти дети. Денег не было, казна была пуста, несмотря на финансовую поддержку США и Англии. Русская же армия, несмотря на полосу неудач, в основном вызванных неудовлетворительным командованием, только вошла в полную силу. Решительная победа на суше могла привести Японию к военно-политической катастрофе. Россия имела возможность вышвырнуть японцев с материка и занять Корею, вернуть Порт-Артур, победить в войне. Однако Петербург сломался и под давлением «мирового сообщества» пошёл на позорный мир. Россия смогла отомстить и вернуть себе честь только при И. В. Сталине, в 1945 году.

Начало похода

Недооценка противника, шапкозакидательские настроения, чрезвычайная самоуверенность правительства, а также саботаж определённых сил (вроде С. Витте, который убедил всех, что Японии не сможет начать войну ранее 1905 года из-за нехватки денег), привели к тому Россия в начале войны не имела на Дальнем Востоке достаточных сил, а также необходимых кораблестроительных и ремонтных мощностей. В самом начале войны стало очевидно, что Порт-Артурскую эскадру необходимо усилить. На необходимость усиления морских сил на дальнем Востоке неоднократно указывал адмирал Макаров, но при его жизни ничего сделано не было.

Гибель броненосца «Петропавловск», когда погиб практически весь экипаж флагмана вместе с командующим эскадры Макаровым, самым отрицательным образом сказалась на боеспособности Тихоокеанской эскадры. Адекватной замены Макарову до конца войны так и не нашли, что было ещё одним из свидетельств общей деградации Российской империи и в частности, гнилости и слабости военного руководства. После этого новый командующий флотом на Тихом океане Николай Скрыдлов поставил вопрос о направлении значительных подкреплений на Дальний Восток. В апреле 1904 года было принято принципиальное решение об отправке подкреплений на Дальний Восток. 2-ю Тихоокеанскую эскадру возглавил начальник Главного морского штаба Зиновий Петрович Рожественский. Младшими флагманами были назначены контр-адмирал Дмитрий фон Фелькерзам (он несколько дней до Цусимского сражения умер) и Оскар Адольфович Энквист.

По первоначальному плану 2-я Тихоокеанская эскадра должна была усилить 1-ю Тихоокеанскую эскадру и создать на Дальнем Востоке решающее военно-морское превосходство над японским флотом. Это вело к деблокированию с моря Порт-Артура, нарушению морских коммуникаций японской армии. В перспективе это должно было привести к поражению японской армии на материке и снятию осады Порт-Артура. При таком соотношении сил (броненосцы и крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры плюс эскадренные броненосцы 1-й Тихоокеанской эскадры) японский флот был обречен на поражение в открытом сражении.

Формирования эскадры шло медленно, но события в Желтом море 10 августа 1904 г., когда 1-я Тихоокеанская эскадра под началом Витгефта (погиб в этом сражении) не смогла использовать имеющиеся возможности по нанесению серьёзного урона японскому флоту и прорыву части сил во Владивосток, заставили ускорить начало похода. Хотя после сражения в Желтом море, когда 1-я Тихоокеанская эскадра практически перестала существовать как организованная боевая сила (особенно это касалось боевого духа), отказалась от прорыва во Владивосток и стала передавать людей, орудия и снаряды на сухопутный фронт, поход эскадры Рожественского уже утратил первоначальный смысл. Сама по себе 2-я Тихоокеанская эскадра была недостаточно сильной для самостоятельных действий. Более здравым решением было бы организовать крейсерскую войну против Японии.

Достройка и ремонт кораблей, проблемы снабжения и т. д. задержали выход флота. Только 11 сентября эскадра перешла в Ревель, простояла там около месяца и перешла в Либаву для пополнения запасов угля и приёмки материалов и грузов. 15 октября 1904 г. 2-я эскадра вышла из Либавы в составе 7 броненосцев, 1 броненосного крейсера, 7 легких крейсеров, 2 вспомогательных крейсеров, 8 миноносцев и отряда транспортов. Вместе с присоединившимся впоследствии к силам Рожественского отрядом контр-адмирала Николая Небогатова состав 2-й Тихоокеанской эскадры достиг 47 морских единиц (из них 38 боевых). Основную боевую силу эскадры составляли четыре новых эскадренных броненосца типа «Бородино»: «Князь Суворов», «Александр III», «Бородино» и «Орел». Более или менее их мог поддержать быстроходный броненосец «Ослябя», но он имел слабое бронирование. Умелое применение этих броненосцев могло привести к поражению японцев, но этот шанс не был использован русским командованием. Крейсерскую составляющую эскадры планировали усилить покупкой за границей 7 крейсеров, чтобы серьёзно усиливало мощь эскадры Рожественского, но это сделать не удалось.

В целом эскадра была очень разнообразно по ударной мощи, бронированию, скоростным, маневренным качествам, что серьёзно ухудшило её боевые возможности и стало предпосылкой поражения. Схожая негативная картина наблюдалась в личном составе, как командном, так и рядовом. Личный состав набирали наспех, он имел слабую боевую подготовку. В результате эскадра не была единым боевым организмом и не смогла им стать в ходе длительного похода.

Сам поход сопровождался большими проблемами. Необходимо было пройти около 18 тыс. миль, не в пути собственной ремонтной базы и пунктов снабжения. Поэтому вопросы ремонта, снабжения кораблей топливом, водой, продовольствием, лечения экипажа и т. д. приходилось решать самим. Чтобы избегнуть возможного нападения японских миноносцев в пути, адмирал Рожественский маршрут эскадры сохранил в секрете, решив заходить во французские порты без предварительного согласования, положившись на военный союз России и Франции. Снабжение углем передали германской торговой фирме. Она должна была поставить уголь в местах указанных русским морским командованием. Снабжение провиантом взяли на себе некоторые иностранные и русские компании. Для ремонта в пути взяли с собой специальный пароход-мастерскую. Это судно и ряд других транспортов с грузами различного назначения составляли плавучую базу эскадры.

Дополнительный запас боеприпасов, необходимых для учебных стрельб, погрузили на транспорт «Иртыш», но незадолго до начала похода на нём произошла авария, и транспорт задержался для ремонта. Боеприпасы сняли и отправили по железной дороге во Владивосток. «Иртыш», после ремонта, догнал эскадру, но уже без снарядов, доставив только уголь. В результате и так плохо тренированные экипажи лишились возможности попрактиковаться в стрельбе в пути. Для выяснения ситуации на пути следования во все государства, рядом с берегами которых проходил русский флот, были отправлены специальные агенты, которые должны были вести наблюдение и извещать о обо всём адмирала Рожественского.

Поход русской эскадры сопровождался слухами о засаде японских миноносцев. В результате произошёл Гулльский инцидент. Из-за ошибок командования в построении эскадры, когда эскадра в ночь на 22 октября проходила Доггер-банку, то броненосцы сначала атаковали английские рыболовные суда, а затем обстреляли свои крейсера «Дмитрий Донской» и «Аврора». Крейсер «Аврора» получил несколько повреждений, два человека было ранено. 26 октября эскадра пришла в испанский Виго, где остановилась для расследования происшествия. Это привело к дипломатическому конфликту с Англией. Россия была вынуждена уплатить крупный штраф.

1 ноября русские корабли покинули Виго и 3 ноября прибыли в Танжер. Погрузив топливо, воду и продовольствие, флот, согласно ранее разработанному плану, разделился. Основная часть 2-й Тихоокеанской эскадры, включая новые броненосцы, пошла в обход Африки с юга. Два старых броненосца, легкие корабли и транспорты под началом адмирала Фёлькерзама, которые по своей осадке могли пройти Суэцкий канал, двинулись через Средиземное и Красное моря.

По пути не было ни одной хорошей стоянки. Грузить уголь приходилось прямо в море. Кроме того, командующий эскадрой, чтобы сократить число остановок, решил делать длинные переходы. Поэтому корабли принимали большое количество дополнительного угля. К примеру, новые броненосцы вместо 1 тыс. тонн угля принимали 2 тыс. тонн, что при их малой остойчивости было проблемой. Для того чтобы принять такое большое количество топлива, уголь размещали в помещения, которые для этого не были предназначены — батареях, жилых палубах, кубриках и т. д. Это сильно осложнило жизнь экипажа, и так страдавшего от тропической жары. Сама погрузка при океанском волнении и сильной жаре была сложным делом, отнимала у экипажей уйму времени (в среднем броненосцы принимали по 40-60 тонн угля в час). Люди изнуренные тяжелой работой не могли нормально отдохнуть. К тому же все помещения были завалены углем, и заниматься боевой подготовкой было нельзя.





Смена задачи. Продолжение похода

На Мадагаскаре русская эскадра стояла до 16 марта. Это было связано с падением Порт-Артура, что разрушило первоначальные задачи эскадры. Первоначальный замысел по объединению двух эскадр в Порт-Артуре и перехвату стратегической инициативы у противника был полностью разрушен. Задержка также была связана с осложнениями в деле снабжения топливом и проблемами ремонта кораблей на рейде.

Здравый смысл требовал отзыва эскадры назад. Известие о падении Порт-Артура внушило даже Рожественскому сомнение о целесообразности похода. Правда, Рожественский ограничился только рапортом об отставке и намёками о необходимости возвращения кораблей. Уже после завершения войны адмирал писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры».

Однако негативные известия с фронта, где после сражения под Ляояном и Шахэ и падение Порт-Артура, произошло сражение под Мукденом, которое также завершилось отходом русской армии, заставило правительство совершить роковую ошибку. Эскадра должна была прибыть во Владивосток, а это была крайне сложная задача. При этом только Рожественский считал, что удачей будет прорыв эскадры во Владивосток, хотя бы ценой потери части кораблей. В правительстве по-прежнему считали, что прибытие русского флота на театр военных действий изменит всю стратегическую обстановку и позволит установить контроль над Японским морем.


Ещё в октябре 1904 г. известный военно-морской теоретик капитан 2 ранга Николай Кладо, под псевдонимом Прибой, в газете «Новое время» опубликовал ряд статей, посвященных анализу 2-й Тихоокеанской эскадры. В них капитан дал подробный анализ ТТХ наших и вражеских кораблей, сравнения подготовки морского командования и экипажей. Вывод был безнадежный: у русской эскадры не было шансов в столкновении с японским флотом. Автор подверг резкой критике военно-морское командование и лично генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича, который был Главным начальником флота и Морского ведомства. Кладо предлагал мобилизовать все силы Балтийского и Черноморского флотов. Так, на Чёрном море было четыре броненосца типа «Екатерина», броненосцы «Двенадцать Апостолов» и «Ростислав», относительно новый додредноут «Три Святителя», почти был завершён «Князь Потёмкин-Таврический». Только после такой мобилизации всех имеющихся сил можно было отправлять усиленный флот в Тихий океан. За эти статьи Кладо был лишён всех званий и уволен со службы, но дальнейшие события подтвердили правоту его главной мысли — 2-я Тихоокеанская эскадра не могла успешно противостоять противнику.

Рожественскому приказали ждать подкреплений на Мадагаскаре. Первым прибыл отряд капитана 1-го ранга Леонида Добротворского (два новых крейсера «Олег» и «Изумруд», два миноносца), который входил в состав эскадры Рожественского, но отстал из-за ремонта кораблей. В декабре 1904 г. начали снаряжать отряд под командованием Николая Небогатова (3-я Тихоокеанская эскадра). В боевом составе отряда были броненосец «Николай I» с недальнобойной артиллерией, три броненосца береговой обороны — «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков» (корабли имели хорошую артиллерию, но имели плохие мореходные качества) и старый броненосный крейсер «Владимир Мономах». Кроме того, орудия этих броненосцев были сильно изношены в ходе обучения личного состава. В целом составе 3-й Тихоокеанской эскадры не было ни одного современного корабля, и её боевая ценность была невелика. Корабли Небогатова вышли из Либавы 3 февраля 1905 года, 19 февраля — прошли Гибралтар, 12-13 марта — Суэц. Готовился ещё один «догоняющий отряд» (второй эшелон эскадры Небогатова), но по разным причинам он не был отправлен на Тихий океан.

Однако проблемы с поставками топлива задержали эскадру на два месяца. Всё это время происходило падение боеспособности эскадры. Стреляли мало и только по неподвижным щитам. Результаты были плохими, что ухудшило моральное состояние экипажей. Совместное маневрирование также показало, что эскадра не готова к выполнению поставленной задачи. Вынужденное бездействие, нервность командования, непривычный климат и жара, отсутствие боеприпасов для стрельб, всё это отрицательным образом сказывалось на моральном состоянии экипажа и снижало боеспособность русского флота. Упала дисциплина, которая и так была низкой (на кораблях был значительный процент «штрафников», которых с удовольствием «сослали» в дальний поход), участились случаи неповиновения и оскорбления начсостава, да и грубого нарушения порядка со стороны самих офицеров.

Только 16 марта эскадра снова начала движение. Адмирал Рожественский выбрал кратчайший путь — через Индийский океан и Малаккский пролив. Приём угля проводился в открытом море. 8 апреля эскадра прошла у Сингапура и 14 апреля остановилась в бухте Камран. Здесь корабли должны были провести текущий ремонт, принять уголь и другие запасы. Однако по требованию французов эскадра перешла в бухту Ванфонг. 8 мая сюда прибыл отряд Небогатова. Ситуация была напряженная. Французы требовали скорейшего ухода русских кораблей. Существовало опасение, что японцы атакуют русскую эскадру.


План действий

14 мая эскадра Рожественского продолжила поход. Для прорыва во Владивосток Рожественский избрал кратчайший путь — через Корейский пролив. С одной стороны, это был кратчайший и удобный путь, наиболее широкий и глубокий из всех проливов, связывающих Тихий океан с Владивостоком. С другой стороны, путь русский кораблей пролегал возле основных баз японского флота, что делало встречу с противником весьма вероятной. Рожественский это понимал, но думал, что даже ценой потери нескольких кораблей, прорваться смогут. При этом, отдавая стратегическую инициативу противнику, Рожественский не принял детального плана боя и ограничился общей установкой на прорыв. Частично это было связано с плохой выучкой экипажа эскадры, во время дальнего похода 2-я Тихоокеанская эскадра смогла научиться только совместному плаванию в кильватерной колонне, а маневрировать и выполнять сложные перестроения не могла.

Таким образом, 2-я Тихоокеанская эскадра получила установку на прорыв на север, во Владивосток. Корабли должны были отбиваться от врага с целью прорыва на север, а не бить его. Броненосцы всех отрядов (1-й, 2-й и 3-й броненосные отряды Рожественского, Фёлькерзама и Небогатова) должны были действовать против японских броненосцев, маневрируя к северу. Часть крейсеров и миноносцев получили задачу прикрывать броненосцы от атак японских миноносных сил и перевозить командование на исправные корабли в случае гибели флагманов. Остальные крейсеры и миноносцы должны были защищать вспомогательные суда и транспорты, снимать экипажи с гибнущих броненосцев. Рожественский также определил порядок командования. В случае гибели флагмана эскадренного броненосца «Князя Суворова», в командование ступал капитан 1-го ранга Н. М. Бухвостов, командир «Александра III», в случае выхода из строя этого корабля — капитан 1-го ранга П. И. Серебрянников на броненосце «Бородино» и т. д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: