Союзное государство беларуси и россии принципы органы статус граждан

Обновлено: 25.04.2024

Общепризнанно, что главным источником и носителем власти в гос является народ. Верховная власть народа вытекает из принципа народного суверенитета, который является первичным и обуславливает деятельность всех иных субъектов полит. системы в интересах и во благо народа. Решения народа по своей юр. силе обладают верховенством над актами иных управомоченных субъектов. Это подтверждается и К РБ, в которой сказано: «Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем реф-ма, если иное не будет определено реф-ом». Народ является самостоятельным субъектом конст-правовых отношений, что не свойственно для др отраслей права. Его статус определен, прежде всего, К РБ, а также иными законод. актами. Народ проявляет свою власть через различные видовые формы демократии, которые отражены в ст. 37 К: «Граждане РБ имеют право участвовать в решении гос. дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и гос. обеспечивается проведением реф-ов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

В порядке, установленном законодательством, граждане РБ принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».

В зависимости от конечного субъекта власть народа может осуществляться: самим народом; частью народа, проживающего на соотв. территории; избранными народом представителями; сформированными народом органами.

Выделяют три основные формы власти народа: гос. власть, общественная власть и смешанная общественно-гос. форма (органы местного самоуправления). В зависимости от форм волеизъявления народа общепринято выделять непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию. К формам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, отзыв, собрания граждан и другие предусмотренные законом формы.

  1. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ (ПРИНЦИПЫ, ОРГАНЫ, СТАТУС ГРАЖДАН).

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шел процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии. 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, а 2 апреля 1997 года – Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был подписан Устав Союза, а 25 декабря 1998 года – Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси.

Следующим этапом стал Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 года.

Принципы организации Союза Беларуси и России:

1.Сохранение суверенитета государств;

4.Уважение прав человека;

5.Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права.

Высший Государственный Совет Союза решает важнейшие вопросы развития Союза:

1.рассматривает вопросы, затрагивающие права и свободы граждан Союза;

2.образует в пределах своей компетенции органы Союза, обеспечивает их взаимодействие, определяет местонахождение и условия пребывания;

3.утверждает бюджет союза, рассмотренный Парламентским Собранием Союза;

4.принимает нормативные правовые акты Союза и утверждает международные договоры Союза, рассмотренные Парламентским Собранием Союза;

5.обеспечивает взаимодействие органов Союза с органами государственной власти государств – участников Союза;

6.принимает решения по вопросам обеспечения безопасности государств – участников Союза, их коллективной защиты от посягательств извне, охраны границ Союза, военного строительства, борьбы с преступностью;

7.не реже одного раза в год заслушивает отчет Исполнительного Комитета Союза о реализации принятых органами Союза решений, в том числе об исполнении бюджета Союза.

Председателем Высшего Государственного Совета Союза поочередно является один из Президентов государств-участников Союза.

Председатель Высшего Государственного Совета Союза:

1.организует работу Высшего Государственного Совета Союза;

2.председательствует на его заседаниях;

3.по поручению Высшего Государственного Совета Союза ведет международные переговоры, заключает от имени Союза и с согласия Высшего Государственного Совета Союза и в пределах предоставленных Высшим Государственным Советом Союза полномочий международные договоры, представляет Союз в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Решения, принятые Высшим Государственным Советом Союза, подписываются Президентами государств-участников Союза.

Парламентское Собрание Союза является представительным органом Союза и решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств – участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях:

1.принимает нормативные правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации Союза, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию в установленном порядке парламентами государств-участников Союза в целях унификации их законодательства;

2.вносит предложения по вопросам развития нормативной правовой базы Союза в Высший Совет Союза и в органы государств-участников Союза, обладающие правом законодательной инициативы;

3.содействует унификации законодательства государств- участников Союза;

4.обеспечивает взаимодействие парламентов государств-участников Союза по вопросам, представляющим взаимный интерес;

5.заслушивает информацию о деятельности Исполнительного Комитета Союза;

6.рассматривает проект бюджета Союза;

7.осуществляет контрольные функции в пределах, установленных Уставом Союза;

8.заслушивает послания Высшего Совета Союза об основных направлениях развития Союза;

9.рассматривает международные договоры, заключенные от имени Союза;

10.содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союза;

11.заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;

12.осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом Союза.

Парламентское Собрание Союза состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Каждая парламентская депутация включает равное число представителей: по 36 от государства-участника Союза. Делегирование представителей в состав Парламентского Собрания Союза, а также их отзыв осуществляются парламентами государств-участников Союза в соответствии с их регламентами. Срок действия и порядок прекращения полномочий депутаций определяются соответствующим парламентом самостоятельно.

Исполнительный Комитет Союза является постоянно действующим исполнительным органом Союза. Председатель Исполнительного Комитета Союза и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим Советом Союза. Исполнительный Комитет Союза формируется Высшим Советом Союза. В состав Исполнительного Комитета входит равное число представителей государств-участников. Персональный состав представителей государств-участников в Исполнительном Комитете утверждается главой соответствующего государства.

Функции и полномочия Исполнительного Комитета Союза, а также порядок его деятельности определяются положением о нем, утверждаемым Высшим Советом Союза по предложению Исполнительного Комитета Союза.

Равные права граждан Союза Беларуси и России (в Договоре между РБ и РФ о равных правах граждан от 22 июля 1999 года):

1.Избирать и быть избранным в выборные органы Союза;

2.Участвовать в хозяйственной деятельности;

3.Пользоваться гражданскими правами и свободами;

4.Получать среднее, средне специальное, высшее и послевузовское профессиональное образование;

Республика Беларусь и Российская Федерация являются государствами - участниками Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.

Союзное государство

В соответствии с договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров, один из которых - создание единого экономического пространства. Достижение этой цели осуществляется поэтапно. Партнерство Беларуси и России выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств.

Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами.

Ряд ключевых институтов и наработок в рамках Союзного государства пока не имеет аналогов, в том числе и в формате ЕАЭС. В частности, в рамках Союзного государства сложились и развиваются институты союзного бюджета и союзной собственности (на объекты инфраструктуры, интеллектуальные продукты), которые пока не свойственны другим интеграционным структурам.

За счет средств бюджета Союзного государства финансируются союзные программы в самых различных сферах (космос, информационные технологии, микроэлектроника, сельское хозяйство, пограничная безопасность, преодоление последствий чернобыльской катастрофы и т.д.). С 2000 года на их реализацию направлено свыше 50 млрд российских рублей. В 2019 году выполнялось 12 союзных программ в космической, военно-технической, сельскохозяйственной, медицинской отраслях, микроэлектронике и гидрометеорологии.

В целях дальнейшего формирования единого экономического пространства правительствами Беларуси и России подготовлены проекты Программы действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства и дорожных карт к ней. Подготовка программы и дорожных карт осуществляется в строгом соответствии с договором и без пересмотра его положений.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.

29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.

29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

2 апреля 1996 года подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В этот же день Высшим Советом Сообщества принято решение об учреждении Дня единения народов Беларуси и России.

В 29 апреля 1996 года на встрече руководителей парламентов двух стран подписано Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Белоруссии. Местом нахождения его определена Москва, а представительства Парламентского Собрания в Республике Беларусь — город Минск.

Договор о Союзе Беларуси и России подписан президентами двух государств 2 апреля 1997 года.


В мае 1997 года Устав Союза Беларуси и России одобрен Высшим Советом Союза Беларуси и России. На этом же заседании утверждена Программа первоочередных действий по реализации Договора о Союзе. Парламенты Беларуси и России 10 июня 1997 года ратифицировали Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза, которые вступили в силу 11 июня 1997 года. Руководящими органами Союза остались Высший Совет, Парламентское Собрание и Исполнительный Комитет.

Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшаяся 12 — 13 июня 1997 года, рассмотрела организационные и правовые вопросы преобразования Парламентского Собрания Сообщества в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. С решением указанных вопросов началось формирование союзных органов: образованы Пограничный комитет и Комитет по вопросам безопасности Союза Беларуси и России, подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации.

В декабре 1998 года президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования . Указанные документы явились конкретным шагом на пути осуществления реальной межгосударственной интеграции.

Договор о создании Союзного государства подписан 8 декабря 1999 года (вступил в силу 26 января 2000 года). Одновременно принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений. Для достижения целей единого государства, в соответствии с Договором, предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Суда и Счетной палаты Союзного государства.

Высшим органом Союзного государства определен Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав на основе ротации, если Стороны не договорились об ином. Первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства состоялось 26 января 2000 года.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства (далее — Договор), вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

Высший Государственный Совет Союзного государства

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Основные задачи

  • решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
  • образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
  • назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
  • утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
  • утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
  • утверждает государственную символику Союзного государства;
  • определяет местопребывание органов Союзного государства;
  • заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений

Председатель Высшего Государственного Совета

  • организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
  • обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
  • по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
  • организует контроль над ходом реализации настоящего Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
  • в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союзного государства;
  • по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

Председателем Парламентского Собрания является Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володин Вячеслав Викторович

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.

До формирования Парламента Союзного государства его функции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Основные задачи

Совет Министров Союзного государства

Председателем Совета Министров Союзного государства является Председатель Правительства Российской Федерации Мишустин Михаил Владимирович

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства.

В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Договором и решениями Высшего Государственного Совета, призван решать следующие задачи:

  • разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
  • вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;
  • вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
  • обеспечивать контроль над выполнением положений настоящего Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
  • разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
  • рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;
  • осуществлять управление собственностью Союзного государства;
  • обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
  • координировать процесс унификации законодательства государств-участников;
  • способствовать проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.

Государственным секретарем Союзного государства является Дмитрий Федорович Мезенцев

Постоянный Комитет Союзного государства является рабочим аппаратом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства. Образован в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №13.

В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.

Постоянный Комитет организует реализацию положений Договора, разработку предложений по стратегии развития Союзного государства, координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства. Совместно с соответствующими органами государств-участников Союзного государства осуществляет предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства, представляет заключения по ним в Совет Министров и информирует его о ходе их выполнения. Готовит для Совета Министров Союзного государства предложения по проектам законов Союзного государства, по унификации законодательств государств-участников. Формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет обеспечивает взаимодействие Совета Министров Союзного государства с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России.

Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства. В состав Постоянного Комитета входят Государственный секретарь Союзного государства и четыре заместителя Госсекретаря. Два члена Постоянного Комитета представляют Белорусскую сторону, два члена – Российскую сторону. Постоянный Комитет подотчетен Совету Министров.

В 2021 году завершена работа по принятию белорусского-российского пакета интеграционных документов. 4 ноября 2021 г. подписан Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6, которым утверждены Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и 28 союзных программ, направленных на решение масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции.

Мероприятия интеграционного пакета документов направлены на сближение макроэкономических политик двух государств, гармонизацию денежно-кредитной политики, валютного регулирования, законодательства в области обеспечения равного доступа к госзаказу и госзакупкам, формирование единых аграрной и промышленной политик, создание объединенных энергетических рынков, внедрение общих правил конкуренции и обеспечение равных прав потребителей.

В налоговой и таможенной сферах предусмотрено внедрение интегрированной системы администрирования косвенных налогов, создание совместного консультативного органа – Комитета Союзного государства по налоговым вопросам.

В таможенной сфере реализация соответствующей Союзной программы позволит расширить информационное взаимодействие таможенных служб в реальном времени, гармонизировать подходы к ведению статистики взаимной торговли, унифицировать систему категорирования участников внешнеэкономической деятельности и института уполномоченных экономических операторов, что обеспечит создание равных условий для ведения бизнеса.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: