Совершенствование правовой культуры как предпосылка формирования правового государства

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 07.09.2024

На Западе становление правовой государственности заняло не менее двухсот лет и можно утверждать, что правовая государственность – это политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры. Первые ростки (и теории) правовой государственности России относятся к концу XIX и началу XX века, принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, приход к власти большевиков отверг всякое подобие правовой государственности, сама идея правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х годов преобразование страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию идеи правовой государственности.

В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Формирование правовой государственности в России – это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.

Проведение в жизнь экономической, политической, правовой реформы можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства. Проведение этих реформ без участия правового государства тоже невозможно. Должно быть их органическое взаимодействие.

Кроме того, становление правовой государственности предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами государственной власти, а также обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционного строя Российской Федерации. Сделаны первые шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности естественных прав человека, попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности.

Однако законодательного закрепления положений, составляющих суть принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения важнейших прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального построения правового государства в России необходимо:

• повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать частью мировой цивилизации;

• построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;

• обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности граждан;

• создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;

• создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Непременной предпосылкой формирования правового государства следует считать сравнительно высокую общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь, ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры – стержня цивилизованного общества – предпосылка формирования демократического правового государства.

В духовно-культурной сфере важнейшее место занимают вопросы образования. Образование является фундаментом для развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества.

Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, законов всеми членами общества, всеми должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления – неотъемлемая черта демократического государства.

Проводимая в стране судебно-правовая реформа предполагает обеспечение стабильного, адекватного действительности, цивилизованного законодательства, престижного и справедливого правосудия, реально гарантирующего права и свободы граждан, высокопрофессиональной охраны правопорядка, что должно быть непременно достигнуто на основе повышения уровня правовой и политической культуры.

Цивилизованное законодательство, авторитетное и независимое правосудие, профессионализм в охране правопорядка и общественной безопасности – непременная черта правовой государственности.

Важнейшим фактором формирования правовой государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальной обеспеченности населения. В бедной стране, находящейся на низком уровне экономического развития, невозможно построение правового государства. Развитая экономика, высокий материальный достаток у населения и нормальные социально-бытовые условия людей служат базой для развития общей культуры народа и способствуют становлению гражданского общества и формированию правовой государственности.

Важнейшей задачей построения правовой государственности в Российской Федерации является утверждение принципов господства права в сфере межнациональных отношений, в национально-государственном строительстве, в формах федеративной организации российской государственности. Россия – многонациональная страна, и ей как воздух необходимы мир и национальное согласие. Решение национального вопроса – залог стабильности и порядка в обществе и государстве.

Сейчас в нашей стране происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.


Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового государства, что указывает на актуальность представленного исследования. Рассмотрены и проанализированы дефиниции понятия, признаков, типологии, уровней и значения правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на динамику становления правового государства. Акцент в исследовании делается на принципах формирования правового государства, его взаимодействия с институтами гражданского общества, выступающих в качестве индикаторов правосознания как отдельных личностей и их коллективов, так и общества в целом. Приводятся выводы о взаимосвязи уровня правовой культуры личности и общества, напрямую зависящих от уровня правосознания граждан. Обозначены ключевые проблемы формирования высокого уровня правовой культуры личности и общества, внесены предложения, направленные на повышение значимости правовой культуры как одного из факторов, воздействующих на формирование правового государства.

Ключевые слова: правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество.

На протяжении всей истории человечества люди искали самый действенный способ регулирования общественных отношений, ведь социум представляет собой совокупность объединения людей в те группы, которые в дальнейшем образуют население целого государства. Первым методом воздействия на общественные отношения было насилие, но этот метод не является универсальным, так как работает только в руках грамотного правителя. Второй метод — религия, но он также не продемонстрировал свою эффективность, так как не каждый человек (как показала история) обладает глубокой верой в сверхъестественные силы.

С постепенным развитием мышления общества, люди стали придумывать и применять законы. Стоит отметить, что на сегодняшний день они являются главным методом регулирования и используются во всем мире. Однако развитие и эффективность законов может быть разной в каждом государстве. Данный показатель и является уровнем правовой культуры.

Целью проводимого исследования выступает комплексное изучение правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на процесс формирования правового государства.

Цель раскрывается через поставленные задачи: дать определение правовой культуры, проанализировать её отличительные признаки, уровни и типологию; рассмотреть и охарактеризовать принципы правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества; исследовать взаимосвязь уровней правовой культуры с видами правосознания личности, различных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура — это особое социальное явление, характеризующее определенный уровень правового состояния как отдельной личности, так и общества в целом [5¸ с. 27].

К отличительным признакам правовой культуры, оказывающим воздействие на её значении в обществе и государстве, принято относить следующие:

– правовая культура является элементом общей культуры;

– она отражает развитие общества в совокупности правовых норм;

– представляет состояние законности, правопорядка, правосознания и законодательства;

– способствует созданию правовых ценностей, которые выражаются в правовом порядке, справедливости, равенстве, ответственности;

– позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и зарубежные источники правового процесса с помощью накопленных знаний и опыта человечества.

Правовая культура состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В качестве основных выделяют:

– право, выступающее универсальным регулятором общественных отношений, с помощью общеобязательных, формально определенных правил, оно развивает в людях чувство справедливости, гуманности и добра;

– правосознание, которое отражает связь между правовыми, моральными, религиозными и другими ценностями, воспитывает потребность в правомерном поведении;

– законность и правопорядок, выступающие как средство защиты прав и свобод личности от произвола государства и его органов, а также от противоправных деяний других лиц;

– правовое воспитание, служащее средством формирования и изменения правового сознания, правовой культуры, отношения граждан к праву.

К типам правовой культуры принято относить:

  1. Правовая культура личности — уровень понимания и совокупность знаний о праве каждого человека, выраженная в умении пользоваться нормативно — правовыми источниками;
  2. Правовая культура социальных групп — это уровень знаний, уважения к праву и законодательству определенного состава людей по их социально — значимым признакам;
  3. Правовая культура общества — это уровень правосознания граждан, а также правовая активность населения в деятельности государства [4, с. 8–14]

В общей теории права принято выделять несколько уровней правовой культуры. В зависимости от показателя правового познания и использования полученных знаний на практике, правовая культура подразделяется на:

  1. Обыденный — уровень, ограниченный повседневной жизнью людей, который используется при реализации субъективных прав и обязанностей;
  2. Профессиональный — уровень, относящийся к лицам, практикующим юридическую деятельность на профессиональном уровне: адвокаты, юристы, работники правоохранительных органов, судьи;
  3. Доктринальный — уровень, характеризующийся не только знаниями о праве, но и знаниями всего механизма правового регулирования.

Роль правовой культуры в государстве подтверждается закрепленными в Основном законе положениями, характеризующими конституционно-правовой статус государства. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 1 Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство…» [1].

Идеей правового государства является верховенство закона по отношению ко всему обществу, к государству, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право [5].

Правовая культура может быть реализована только при соблюдении определенных принципов, таких как:

  1. Верховенство права и закона над всем обществом, в том числе над органами власти: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1].
  2. Гарантия прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].
  3. Стабильность законности и правопорядка.
  4. Разделение государственной власти: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [1].

Цивилизованный образ жизни, структура и система духовных, интеллектуальных, нравственных и психологических ценностей индивида, а также всего общества, является основой любой культуры. Если мы говорим о правовой культуре, то подразумевает под этим развитое массовое правосознание, правовую активность граждан, составляющих главенство права и основу правового государства.

Благодаря правовой грамотности, граждане знают о малоизвестных, но важных для гражданина правах, к примеру:

  1. Налоговый вычет — сумма, которая при наличии оснований, уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. К примеру:

– социальный — средства, потраченные на обучение, лечение, лекарства, можно вернуть;

– имущественный — средства, потраченные на покупку и продажу недвижимости, на ипотеку, возвращаются;

– стандартный — вычет из налога ежемесячно для инвалидов ВОВ, инвалидов, с увечьями, полученными на военной службе, ликвидаторов аварии ЧАЭС.

  1. Участие в выборах и референдумах. Хоть это и является всем известным политическим правом, его важность от этого не становится меньше. Право голоса, право выбора предоставляется гражданам Конституцией РФ, которое, в свою очередь, дает возможность участвовать в деятельности государства, влиять на власть [6].
  2. Квалифицированная юридическая помощь — деятельность, направленная на обеспечение и защиту прав и свобод граждан. Юридическая помощь должна быть доступной каждому, так как одна из сторон из-за нехватки средств может быть неспособна защитить свои права, что нарушает принцип равенства. Именно поэтому статьей 46 Конституции РФ предусмотрено оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В правовом государстве тесно взаимосвязаны друг с другом государство и право, а центром данного взаимодействия является человек. С помощью законодательства государство влияет на развитие гражданского общества, а общество дает направление для демократизации государства [2].

Гражданское общество обладает рядом идей и принципов:

– многообразие форм собственности, право на экономическую деятельность;

– защита естественных прав и свобод каждого человека и гражданина;

– равенство всех перед законом и судом;

– надежная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни [3].

Поскольку правовая культура находится на стадии становления, у нее есть проблемы, препятствующие ее развитию:

  1. Низкий уровень правовой культуры среди работников юридических профессий, входящих в состав государственных органов. Эта проблема приводит к созданию некачественных правовых актов, несправедливым судебным решениям и т. д.
  2. Массивность правового материала, в результате чего граждане не могут изучить его в полном объеме.
  3. Распространение беззакония и несправедливости, в результате чего общество перестает реагировать на правонарушения.
  4. Еще одна проблема — это доступ к достоверной информации. Сегодня люди получают основную информацию из интернета, но не всегда удается найти действующие нормативные акты, а тем более внесенные в них поправки.
  5. Деструктивное воздействие средств массовой информации с целью искажения существующих представлений о праве и правовых явлениях.
  6. Еще одна существенная проблема — правовой нигилизм, который стоит рассмотреть более подробно.

Правовой нигилизм — это полное отрицание, неуважение к праву и действующим законам, которое приводит к противозаконным деяниям, препятствует развитию правовой культуры.

Факторы развития правового нигилизма:

  1. Нарушение в юридических предписаниях и решениях суда.
  2. Создание правовых актов, обладающих противоречивым характером.
  3. Игнорирование гражданами нормативно-правовых актов.
  4. Нарушение основных прав и свобод человека и гражданина.

Для борьбы с этим явлением требуется доверие и уверенность граждан в защите своих прав и свобод, для этого необходимо укрепление законности в государстве, совершенствование законодательства.

В государстве с высоким уровнем правовой культуры граждане свободно владеют знаниями норм Конституции, положениями законов и иных нормативно-правовых актов, в правовую деятельность вовлечены широкие слои населения. В государстве с высоким уровнем качества законотворчества, правосудие отличается своей близостью к обществу, а в правоприменительной деятельности соблюдается строгость и равенство. На сегодняшний день правовую культуру в нашем государстве тяжело охарактеризовать как высокую. Но так как правовая культура ещё проходит стадии становления и формирования, каждый из нас может оказать на данный процесс положительное воздействие.

Ознакомившись с понятием, смыслом и признаками правовой культуры, становится понятным ее значение для государства, общества и личности. Для формирования устойчивой правовой культуры гражданам необходимо получение знаний правового характера, развитое массовое правосознание, правовая активность каждого гражданина. Правовая культура имеет много проблем, но только с помощью совместных усилий общества и государства можно сформировать устойчивую правовую культуру и высокий уровень правосознания. Гражданское общество должно занимать активную гражданскую позицию, а государство должно способствовать развитию правовой культуры.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), ч. 1, ст. 1 // Российская газета, 04.07.2020, N 144.
  2. Алексеев Р. А. Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 2. 2013. — С. 83–88.
  3. Алексеев Р. А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России (правовой аспект): монография / Р. А. Алексеев. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 96 с.
  4. Бондарёв А. С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 2 (8). С. 8–14.
  5. Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В. Н. Карташов, М. Г. Баумова; Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 200 с.
  6. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое государство, гражданское общество, государство, общество, Государственная власть, гражданин, правовая культура личности, правовой нигилизм, уровень.

Ключевые слова

правовая культура, гражданское общество, правосознание, правовое государство, типы правовой культуры, уровни правой культуры, принципы правового государства

правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество

Похожие статьи

Правовая культура современной России | Статья в журнале.

Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве, один из обязательных элементов гражданского общества, правого государства [2]. Она включает в себя не только правовую культуру населения, но и органов власти, государства.

гражданское общество, правовое государство, свобода.

Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас

При этом, предполагается, что государство и его органы относятся к личности как к равному

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская.

Правовой нигилизм в идее правового государства

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир. Проблемы построения правового государства в России.

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского.

Ключевые слова: правовой нигилизм; гражданское общество; правовая культура

Правовой нигилизм — следствие как исторического прошлого нашего государства, так и

- низкий уровень правовой культуры как населения, так и субъектов публичной власти

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность, юридическая.

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где

Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и.

Проблемы правового воспитания на современном этапе

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, развитие

Не будет преувеличением сказать, что правовая культура личности и общества в целом

Правовой нигилизм — самая распространённая деформация правосознания, сложное и.

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир. Проблемы построения правового государства в.

Правовой нигилизм как социальная проблема современного.

Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России из-за правовой некомпетентности, правового незнания ее граждан. Часто субъекты правоотношение даже не знают о своих правах и обязанностях, не говоря уже о мониторинге изменений законодательства.


Правовая культура влияет на различные стороны правовой действительности, способствуя достижению цели правоприменительной политики, призванной обеспечить по всем направлениям реализации права законность, справедливость, права и свободы, то есть достижение идеалов правового государства и гражданского общества. В рамках настоящей статьи рассмотрены аспекты формирования правовой культуры в Российской Федерации.

Ключевые слова: формирование правовой культуры, правосознание, правовая идеология, правовые институты, правовое поведение.

Author considered aspects of the formation of legal culture in the Russian Federation. Legal culture influences various aspects of legal reality, contributing to the achievement of the goal of enforcement policy, designed to ensure in all areas of the realization of the law legality, justice, rights and freedoms.

Keywords: legal culture formation, legal awareness, legal ideology, legal institutions, legal behavior.

Формирование правовой культуры в России происходило и происходит в трудных условиях социально–экономического кризиса, борьбы между ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной. Не стоит преуменьшать и влияние зарубежной философии и теории права. Таким образом, парадоксальность такого правового явления, как правовая культура, состоит в столкновении и тесном переплетении в нём различных ценностных установок — сложившихся в нашей стране исторически и пришедших из–за рубежа (например, расширение применения судебного прецедента).

Несмотря на множественность теоретических представлений о правовой культуре и ее содержании, можно говорить о признании научным миром правовой культуры ценностно–нормативной основой всех сторон правовой жизни общества. Действительно, правовая культура не может формироваться и существовать вне системы ценностей. Духовные ценности через механизм регулирования обретают нормативный каркас модели поведения субъектов социальных взаимодействий. Ценности выступают своеобразной мерой оценки поведения и его социальных последствий. Закрепляясь в праве, они перерастают из социальных ценностей в правовые, оказывая влияние не только на правовое регулирование, но и реализацию права. Они предопределяют выбор поведения, юридическую оценку деяний и социально–политических событий. Не случайно воздействие ценностей на формирование правовой культуры явилось предметом пристального внимания юридической науки.

Правовая культура базируется на общечеловеческих ценностях, что обеспечило ее изучение с ценностно–нормативного подхода. Так Я. В. Зубова представляет правовую культуру с точки зрения данного подхода как ценности права, выраженные в нормах, правовых институтах, оценках, правовом поведении. [2]

Головченко разделяет мнение Н. П. Повещенко о трехуровневой системе ценностей, лежащих в основе правовой культуры: личностные убеждения — правовые ориентации — правовые нормы. Задача права сводится к формированию условий нормальной жизнедеятельности человека во внешней среде (общественный порядок). При таком подходе право лишается более глубокого смысла, отдаляется от темы духовной нравственности. Либеральное понимание свободы ограничивается правовыми рамками, оставляя за ними истинное понимание свободы. [3]

Свободно жить и поступать, действуя в рамках права, не есть свобода. Истоки свободы заложены в более глубоких пластах — в субъективном пространстве человеческого сознания, никак не связанного с правовыми гарантиями. Речь идет о духовном самоопределении, не подвластном внешним детерминантам. Правовая ответственность, являясь внешней, также имеет прямое отношение к духовно–нравственной стороне человеческой жизни. Отношения между людьми в реальной действительности не всегда соответствуют идеалу. Поэтому право становится средством корректировки реальности, в основу которого заложено духовно-нравственное осознание долга. Право не только нравственно обусловлено. Оно само придает охраняемую законом силу нравственным нормам и принципам. Устанавливая репрессивные санкции, право вместе с тем признает достоинство личности и свободу человека [1].

Правовая культура позволяет обеспечить надлежащую ориентацию граждан и должностных лиц в основополагающих началах и принципах правовой системы Российской Федерации. Она создает базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права, для профилактики правонарушений. Правовой нигилизм является важнейшим фактором, который может ускорить или замедлить правовое развитие. В условиях социально-экономического кризиса и трансформации российского общества изучение такого правового явления, как правовой нигилизм, приобретает новое звучание. Без развития правовой культуры правовой прогресс и стабильное внутриполитическое положение в стране немыслимы. Преодоление правового нигилизма представляет собой одну из важнейших задач правоприменительной практики и законотворчества [2].

Недостаточный уровень правовой культуры и компетенции государственных служащих, социально–политический и экономический кризис в стране приводят к тому, что доверие к закону и государству в России неуклонно падает. Российская правовая действительность такова, что наблюдается значительный разрыв между правом и законом. Тенденция правового нигилизма в обществе ведёт к катастрофе — отрицанию главенства государства и закона, разрешению конфликтов при помощи силы, связей или денег. Всё это, безусловно, не способствует доверию к закону и правопорядку.

Таким образом, можно выделить следующие предпосылки распространения правового нигилизма в современном российском обществе: снижение интереса граждан к морально–этической проблематике, пропаганда аморализма и безнравственности; криминализация различных социальных групп, распространение в обществе ценностей криминальных субкультур; исторически сложившиеся особенности менталитета русского народа, связанные с вековым самодержавием, крепостничеством, приоритетом государственной власти над общечеловеческими демократическими правами и свободами; идеализация и бездумное перенесение традиций западной правовой системы на отечественную почву, без необходимой адаптации к сложившимся правовым традициям; отсутствие правовой регламентации отдельных сторон общественной жизнедеятельности (медицины, спорта, экологии); деформация правосознания граждан, связанная с глубоким социально–экономическим кризисом, начавшимся еще в 1990-е годы; юридическая неграмотность и правовое бескультурье.

Российское правосознание, в особенности это касается так называемого массового правосознания, является, с одной стороны, неразвитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой — характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке широких слоев населения России. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура. Уровень правосознания и в целом правовой культуры в обществе остается достаточно низким. Отчуждение многих живущих ниже прожиточного минимума граждан является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма. Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений. Высокий уровень правовой культуры — один из признаков правового государства. Правовая культура охватывает и психологические, и идеологические, и поведенческие элементы.

В настоящее время в России наблюдается существенный разрыв между нормативно–ценностной основой и существующей правоприменительной политикой судебной системы. Минимизация такого разрыва возможна только тогда, когда судебная правоприменительная политика будет строится профессионалами с высокой правовой культурой, для которых долг, справедливость и гуманность — ориентир осуществления правосудия, а не декларация, закрепленная в норме закона.

Особую зону риска представляет правоприменение в системе исполнительной власти. Правовой кризис находит здесь наиболее яркое проявление. З. М. Черниловский пишет, что исполнительная власть всегда стремиться к минимизации контроля. Этому в известной мере способствует владение средствами принуждения, опора на бюрократический аппарат, манипулирование информацией [5].

Проблема ориентации правоприменительной политики в управленческую сферу на нравственные ценности приобретает все большую значимость, поскольку здесь непрерывно развивается поток всевозможных практик взаимодействий гражданина и власти. Мораль становиться неотъемлемым аспектом деятельности всей системы государственных служащих и служащих правоохранительных органов. Владение исполнительной власти всевозможными средствами принуждения и влияния на права и свободы потребовало, как говорилось ранее, формирование системы кодексов, где проявление уважения к таким ценностям как честь и достоинство личности, неприкосновенность человека закладывается в основу профессиональной деятельности. Однако дефекты правосознания, как неотъемлемого элемента правовой культуры, многих субъектов сферы приложения исполнительной власти подрывают ее авторитет и искажают ее предназначение в системе разделения властей.

Правовая культура субъектов правоприменительной политики отражает степень следования закону, принципам права при принятии решений в конкретной сфере общественной жизни и государственной деятельности. К примеру, от правовой культуры органов следствия и дознания зависит соблюдение следственных процедур, качество применения уголовно-процессуального законодательства, учет следственной и судебной практики, соответствие принятых решений принципам уголовного судопроизводства, соблюдение сроков осуществления следственных действий.

Таким образом можно констатировать, что правовая культура субъектов правоприменительной политики выражает степень соответствия действий указанных субъектов правовым ценностям, объективированным в принципах и нормах права.

В завершение настоящей статьи отметим, что реальный уровень правосознания, правовой культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения. Правовая культура различных направлений правоприменительной политики (правоприменительная политика исполнительного производства, судебная правоприменительная политика и т. д.) представляет качественное состояние системы органов, участвующих в осуществлении права, выраженное в порядке их деятельности, качестве принимаемых решений, в уровне правосознания субъектов правоприменительной политики, степени гарантированности прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в сферах приложения компетенции субъектов правоприменительной деятельности.

  1. Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятия, цели, основные направления.: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2016, с. 169.
  2. Зубова Я. В. Правовое образование и правовая культура: монография. Ухта, 2010. С. 6.
  3. Карпова С. Е., Васильева Е. Н., Кондратьев А. Я., Иванова И. О. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 173–175.
  4. Сомов М. Д. Республиканская идеология и ее демократические пределы // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 15–18.
  5. Черниловский З. М. Правовое государство: исторический опыт // Государство и право. 1989. № 4. С. 56.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правоприменительная политика, правовой нигилизм, исполнительная власть, правовое поведение, Россия, ценность, правовое государство, правовое явление, Российская Федерация.


Следует отметить, что важным фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание населения. Оно должно учить соблюдать нормы права, уважать закон, участвовать в жизни государства. Как и любое другое воспитание, правовое воспитание наиболее эффективно в молодом возрасте, хотя повышение уровня правовой культуры важно для граждан любых возрастных категорий. Формирование правовой культуры и правосознания происходит в процессе правовой социализации личности, поэтому требуется прививать правовые знания гражданину как можно раньше, начиная с детского возраста, и осуществлять постоянное и непрерывное правовое просвещение, и воспитание молодого поколения.

Ключевые слова: правовая культура, воспроизводство культуры, правовая социализация личности, правовое воспитание.

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Российская Федерация является правовым государством [1]. Идея правового государства противоположна отсутствию правопорядка, который достигается благодаря адекватному правосознанию не только общественному, но и профессиональному, поскольку такое правосознание предшествует созданию юридических норм. Понятия «правосознание» и «правовая культура» связаны между собой, так как уровнем правосознания и правовой активности общества определяется его правовая культура.

В литературе существуют различные определения понятия «правовая культура». Так, В. И. Каминская и А. Р. Ратинов, одними из первых исследовавших данную проблему, определяли правовую культуру как систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей [4].

В. П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям [6].

А. В. Малько выделяет несколько видов правовой культуры: личности, общества и социальной группы. Он считает, что правовая культура — это часть общей культуры, выражение ценностной оценки правовых явлений, отражение качественного состояния правовой жизни [4].

Итак, судя по определениям авторов, можно сказать, что правовая культура является социальным явлением. Личность является составной частью общества, и во взаимодействии людей происходит обмен знаниями и ценностями.

Существенный вклад в создание неблагоприятной среды для нормального воспроизводства культуры и общественных отношений вносит правовой нигилизм [7, с. 58–59]. Правовой нигилизм особенно распространён среди молодежи и влечёт за собой преимущественно негативные последствия как для общества, так и для государства. Отрицательное отношение к праву, равенству и справедливости приводит к слабой вовлеченности граждан в общественную, экономическую и политическую жизнь, росту преступности, недоверию правоохранительным органам, антисоциальному поведению, развитию коррупции, в том числе среди должностных лиц и политической элиты.

Одной из главных причин правового нигилизма является противоречивость законов. Например, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда работников. Это следует из ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, абзац 2 ст. 130, ч. 1 ст. 133 Трудового Кодекса РФ. Установленное ч. 1 ст. 133 ТК РФ требование о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [2], пока не действует. Это связано с тем, что до сих пор не принят федеральный закон, которым в силу ст. 421 ТК РФ устанавливаются порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанной величины. В Российской Федерации существует огромное количество нормативных актов и других источников правовых норм, вследствие чего ориентироваться в них очень сложно. Нередко в правовых актах, содержащих противоречия в правовом регулировании одних и тех же вопросов, трудно разобраться. Законы должны быть не только доступны для ознакомления, но и содержать понятные требования, поэтому целесообразно своевременное кодифицирование законодательства, выявление и устранение противоречий нормативных актов.

Наиболее распространенными формами правового воспитания являются:

— Правовое обучение (изучение правовых дисциплин не только в профильных вузах и средних специальных учебных заведениях, но и в непрофильных в качестве дополнительных дисциплин, в школах).

— Самовоспитание (самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы, анализ личного правового опыта).

— Пропаганда (распространение правовых знаний в СМИ, издание правовой литературы, проведение бесед, семинаров, лекций).

Определяя формы правового просвещения, необходимо учитывать специфику интересов и потребностей определенных категорий населения. Так, например, возможно проведение уроков, олимпиад, конкурсов по муниципальному праву в общеобразовательных учреждениях; для лиц, проживающих в сельской местности, — выступление выездных бригад; для молодежи — организация дискуссионных площадок и т. д. [4, с. 17]

Правовое воспитание принесет эффективный результат при тесной взаимосвязи в методе воспитательной работы теоретических и практических средств. Так, например, правоохранительные органы могут проводить разъяснительные работы студентам и ученикам о мерах, принимаемых ими с целью борьбы с социально негативными явлениями, что оказывает влияние на формирование правовой культуры, а также вовлекает молодежь в процесс решения социальных проблем.

Необходимо осуществлять правовое воспитание, включённое в правовую деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления.

Поскольку, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти является многонациональный народ Российской Федерации [1], граждане должны понимать, в каких формах народная власть осуществляется, знать свои права и уметь их отстаивать, активно выражать гражданскую позицию, участвовать в законотворчестве и нормотворчестве. Через волеизъявление народа выражается власть, а значит, если граждане пассивны и безответственны, если существует высокий уровень правового нигилизма, то все проблемы общества так и останутся нерешёнными, что может привести к социальному регрессу.

Важно понимание взаимосвязи нравственной и правовой культуры. Право и мораль связаны тем, что они являются социальными регуляторами; функционируют с другими слоями общественного сознания (политикой, религией, этикой), оказывают влияние на общественное сознание. Но право подкрепляется юридическими санкциями, мораль же — общественным порицанием, право более конкретно и приветствует принуждение, т. е. нарушение закона влечет наступление правовых последствий в виде санкций. Степень цивилизованности и уровень культуры общества влияют на взаимодействие права и морали. Само соблюдение или несоблюдение законов в обществах с развитыми правовыми отношениями может оцениваться с правовых позиций так, что нарушение законов — безнравственно, соблюдение их — нравственно [3, с. 55].

Высокий уровень правовой культуры подразумевает сознательное соблюдение норм права, законопослушание. Проведение необходимых мероприятий правового воспитания, правового информирования во многом способствует повышению уровня правовой культуры населения. Эффективность профилактики и в целом работы по укреплению законности и правопорядка во многом зависит от состояния организация правового просвещения населения, правового воспитания молодежи, борьбы с правовым нигилизмом [6]. Люди, обладающие высоким уровнем правовой культуры, не являются созерцателями общественных процессов, активно включаются в решение социальных проблем. Наличие высокого уровня правовой культуры — своего рода гарантия создания демократического, правового государства, в котором присутствует уважение не только правовых, но и нравственных ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, высокий уровень, Конституция РФ, правовое государство, Российская Федерация, общественное сознание, повышение уровня, правовая социализация личности.

Необходимость овладения правовой культурой как обществом, так и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни мораль, культуру, экономическую целесообразность и право.

В советское время привыкли считать, что подтасовка итогов голосования, обман избирателей – неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определёнными результатами, никто избирателей не подкупал. В этом не было необходимости.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпима правовая безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое. Именно на выборах проявляется уровень политической и правовой культуры как общества, так и граждан.

Серьёзный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «задело» или «под горячую руку», то найдётся немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение – действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?

Как и всё действительно ценное, правовая культура создаётся постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познаёт законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например из детективов или телевизионных сериалов.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). В обоих случаях говорить об уважении к праву не приходится.

Правовой нигилизм – это потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли. Это намного опаснее. Правовой нигилизм является антиподом правовой культуры. Он означает:

пренебрежительное или негативное отношение к праву; •

отрицание регулирующей роли права в обществе; •

отказ от выполнения взятых на себя обязанностей; •

ущемление интересов, прав и свобод других лиц. •

Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. «Символ веры» правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: всё зависит от цены, которую надо за это заплатить».

Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти.

Правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и многим учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичное высказывание школьников, плохо знающих право, но имеющих развитые нравственные представления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир права они сводят только к уголовному законодательству и забывают о конституционном, гражданском, административном, трудовом и других отраслях права, без знания которых сегодня легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

Совершенствование личной правовой культуры требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живём во время стремительных изменений, происходящих в политической, экономической и социальной сферах нашего общества, в глобализирующемся мире. Право, законодательство пытаются соответствовать им. Отсюда столь быстрые перемены в законах, иных правовых актах. Никакая образовательная организация не в состоянии дать знания права на всю оставшуюся жизнь. Только сам человек, ощущающий себя гражданином, обладающий живым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрождении России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, соответствующий сложности задач, стоящих перед страной, обществом и личностью.

Вопросы для самоконтроля

1. Как сформировать свою правовую культуру?

2. Охарактеризуйте правовую антикультуру.

3. Чем опасно незнание норм права? Приведите примеры из жизни.

4. Объясните, что такое правовой нигилизм и правовой цинизм. Как бороться с ними? Приведите примеры из жизни.

5*. Составьте схему элементов нигилизма.

6. Каковы пути совершенствования правовой культуры личности? Что вы лично делаете для этого? Обсудите эти вопросы с родителями дома.

7*. Охарактеризуйте элементы схемы условий формирования и совершенствования правовой культуры.

8. Проанализируйте, каким образом изменения в жизни общества находят отражение в праве. И как право, в свою очередь, влияет на развитие общества, государства, личности?

Исследуем документы и материалы

Право есть, по самому существу своему, некая духовная, священная ценность… Чтобы удостовериться и убедиться в этом раз и навсегда, надо только представить себе однажды со всей силою и наглядностью, что вот я (именно я, а не кто-нибудь другой) лишён всех прав и отдан в жертву полному бесправию: отныне у меня нет ограждённых полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди не имеют никаких обязанностей по отношению ко мне, мало того, они могут делать со мною всё, что угодно; им всё позволено, а я – вне права и закона; я подобен как бы беспризорному ребёнку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию… Кто однажды вообразит себя в таком состоянии и вчувствуется в него и увидит себя погибающим от него, тот мгновенно «услышит» в глубине своего существа громкий и властный голос, требующий своих священных, неприкосновенных, неотчуждаемых прав и взывающий к их признанию, уважению и защите.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: