Что такое аппарат суда

Обновлено: 26.04.2024

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Структура суда

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

    Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

    Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.

    Функции аппарата районного суда

    Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

    • прием и выдача документов;
    • удостоверение копий судебной документации;
    • контроль над уплатой пошлин и сборов;
    • вручение уведомлений и вызовов;
    • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
    • ведение протоколов заседаний суда;
    • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
    • обеспечение хранения дел, судебной документации;
    • участие в обработке данных практики суда;
    • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
    • информационно-справочная деятельность;
    • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

    Полномочия помощника председателя суда

    Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

    • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
    • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
    • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
    • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
    • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
    • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
    • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
    • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.

    В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

    Администратор районного суда

    Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

    Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

    • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
    • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
    • ведение статистики;
    • ведение делопроизводства, архивация документации;
    • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
    • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
    • организация охраны зданий районного суда и пр.

    Консультант районного суда

    Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

    • прием частных лиц;
    • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
    • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
    • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

    Заведующий канцелярией районного суда

    Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

    • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
    • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
    • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
    • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

    Секретари

    Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

    • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
    • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
    • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

    Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

    • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
    • подготовка судебного заседания технического характера;
    • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

    Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

    Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

    1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

    2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

    3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

    (в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

    7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

    7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

    (часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

    7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

    (часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

    7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

    (часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

    7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

    (часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

    8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

    9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.


    Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской.

    Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

    В состав работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции не включаются персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства. Данные работники не являются гражданскими служащими и выполняющие трудовые обязанности на основании Трудового кодекса РФ.

    Вопрос о структуре, численности работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции решается председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

    Так, например, в соответствии с ФКЗ «О военных судах РФ» структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда (за исключением аппарата Военной коллегии) определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Численность работников аппарата Военной коллегии устанавливается в пределах численности работников аппарата Верховного Суда РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Структура и штатное расписание аппарата Военной коллегии устанавливаются Президиумом Верховного Суда РФ.

    Права и обязанности работников аппарата суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, определяются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Гражданский служащий имеет права, влияющие как на его профессиональную деятельность по осуществлению государственной службы, так и на его социальный статус. Так, государственный служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; оплату труда и другие выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку; рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральным законом; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; членство в профессиональном союзе; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; медицинское страхование, а также государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др.

    Кроме того гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами РФ; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта и др.

    Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются Трудовым кодексом РФ.

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Российская газета. 1993. N 237.
    2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
    3. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В. В. Ярков. М., 2010.
    4. Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. — М.: Бек, 1998 г.
    5. Дмитриев Ф. М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1899.
    6. Жуйков В. М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 6.
    7. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа. — М.: Юрид. лит., 1991. С. 20.
    8. Савицкий В. М. Комментарий к статье 118 / Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. — М.: Юристъ, 1997. С. 600.
    9. Сыромятников Б. И. Очерк истории суда в древней и новой России // Судебная реформа / Под ред. Н. В. Давыдова, Н. Н. Полянского.- М.: Книгоиздательство Объединение, 1915. С. 65.
    10. Витрянский В. В. Гражданский кодекс и суд // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. N 5;
    11. Смыкалин А. С. Формирование судебной системы в период абсолютизма // Российская юстиция. 2001. N 1.
    12. Терехин В. А. Модернизация судоустройства и судебных инстанций как приоритетное направление судебно-правовой политики // Российская юстиция. 2010. N 5. С. 37–41;
    13. Филиппов А. Н. Правительствующий сенат в царствование Петра Великого // История Правительствующего сената за двести лет. 1711–1911 гг. СПб., 1911.
    14. Яковлев В. Ф. Статус судьи есть статус власти // Государство и право. 2004. N 11. С. 5–9.

    Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная гражданская служба, общая юрисдикция, Верховный Суд РФ, Военная коллегия, федеральный бюджет, штатное расписание аппарата, государственная служба, гражданская служба, Судебный департамент.


    Без эффективного функционирования судебной системы невозможно становление социального, демократического, правового государства. Основной обязанностью органов судебной власти является обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Для реализации задач по защите прав и интересов физических и юридических лиц, а также интересов общества и государства в целом требуется соответствующее правовое и организационно обеспечение их деятельности. Что касается организационного обеспечения, то здесь особая роль принадлежит аппарату суд. Невозможно выполнение всего объема работы, возлагаемого на судебную систему, без верной организации работы аппарата суда, деятельность которого имеет роль для эффективности работы суда в целом.

    Осуществление правосудия в Российской Федерации возлагается на судебную власть, которая реализуется исключительно судом. В статье 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [1] указано, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей.

    Однако, при разрешении проблем и вопросов, которые связаны как с правосудием, так и с деятельностью судебной системы, говоря о роли суда в существовании общества и государства, внимание работникам суда уделяется в меньшей степени. Стоит отметить, что именно эти работники относятся к целому классу государственных служащих, обеспечивающих деятельность судов.

    Нормы Конституции Российской Федерации, имеющие приоритетный характер в российской правовой системе, устанавливают, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы судебной власти, как и органы иных ветвей власти, являются самостоятельными.

    На сегодняшний день государственные служащие, входящие в состав аппаратов судов в Российской Федерации, при осуществлении своей деятельности руководствуются номами Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный закон реализует все вопросы, связанные с правами и обязанностями, запретами и ограничениями, порядком поступления и прохождения службы, а также иные вопросы, связанные с осуществлением государственной службы в аппарате суда.

    Именно Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3], который занимает центральное место среди нормативных правовых актов, регулирует деятельность государственных служащих в судах Российской Федерации.

    Специфика деятельности каждого органа государственной власти связана со статусом такого органа. Что касается органов судебной системы, то специфика деятельности заключается, прежде всего, в том, что государственные гражданские служащие не осуществляют функции судебной власти, а именно, основную функцию — правосудие. Главной целью деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации является обеспечение обслуживания деятельности судей по осуществлению правосудия. Такую деятельность можно охарактеризовать как вспомогательную. При этом стоит отметить, что служба в судах обуславливается необходимостью высокой квалификации в сфере юриспруденции, в том числе в наличие высшего юридического образования, но законодательство в данной области такой специфики прохождения службы не учитывает.

    В последние годы в связи с постоянно возрастающим количеством дел, поступивших в суды общей юрисдикции, возникла проблема привлечения в аппараты судом мотивированных и высококвалифицированных кадров на должности, непосредственно обеспечивающие деятельность судов.

    Однако здесь также встает вопрос о необходимости учета соотношения статуса судьи и статуса государственного служащего, который непосредственно обеспечивает реализацию судьей его полномочий по осуществлению правосудия. При этом работник аппарата выполняет лишь вспомогательные функции, так как необходимо строгое соблюдение требований, касающихся невмешательства в осуществление правосудия, а также принципа независимости судей.

    Анализируя весь нормативно-правовой материал, регулирующий государственную гражданскую службу в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что особенности прохождения службы в аппаратах судов в полной мере законодательством не учитывается.

    В целях решения проблем, возникающих в ходе прохождения государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, в 2017 году Председателем Верховного суда Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации был внесен законопроект, предусматривающий создание государственной судебной службы [4]. Составители законопроекта указывают, что необходимость создания такого вида государственной службы заключается в особой важности роли судебной власти в Российской Федерации, спецификой выполняемой ею функций, а также повышением статуса работников аппарата суда, как государственных служащих.

    Вопросы, касающиеся государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, будут регулироваться согласно вышеуказанного законопроекта, несколько иначе, чем в нынешнем законодательстве. Законопроект «О государственной судебной службе Российской Федерации», во-первых, устанавливает достаточно точное и обоснованное определение государственной судебной службы, как отдельного вида государственной службы. Во-вторых, проект закона определяет принципы судебной службы [5], в том числе такие, как обеспечение доступа граждан к правосудию, ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также ряд иных принципов. Данные принципы отражаются в правах и обязанностях, требованиях и запретах, связанных с прохождением государственной службы в суде. Законопроект также предусматривает специальные классные чины судебной службы, регулирует вопрос повышения оплаты труда лиц, проходящих государственную службу, и изменения в вопросе пенсионного обеспечения.

    Одним из обоснований необходимости создания государственной судебной службы является проблема высокой сменяемости кадров среди помощников судей и секретарей судебных заседаний. Стоит отметить, что так называемая «текучка кадров» в отдельных регионах в настоящее время составляет от 100 до 400 %.

    Однако, в результате сравнения норм действующего на сегодняшний день Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и норм законопроекта «О государственной судебной службе Российской Федерации» можно прийти к выводу, что законопроект в большей части дублирует нормы действующего законодательства. Таким образом, что касается инициативы Верховного суда Российской Федерации, которая направлена на создание отдельного вида государственной службы, стоит говорить об устойчивой тенденции увеличения количества законодательных актов при отсутствии оказания значительного внимания, направленного на усиление их качества.

    Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная служба, государственная гражданская служба, судебная власть, государственная судебная служба, судебная система, осуществление правосудия, служащий, суд, Верховный суд.


    Говоря о роли аппарата судов общей юрисдикции в организации деятельности судов необходимо уделить должное внимание ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и иными нормативно правовыми актами РФ. Роль аппарата связана с повышением эффективности работы по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, автономных округов, районных судов, городских и межрайонных судов, а также определяет общие принципы организации и направления деятельности аппарата федерального суда общей юрисдикции.

    В своей деятельности aппарат суда руководствуется Кoнституцией РФ, ФКЗ,ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, прикaзами и распоряжениями Верхoвного суда РФ, Судебного департамента при Вeрховном суде РФ, а также необходимо отметить, что руководство деятельностью аппарата суда осуществляется председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

    Необходимо указать, что аппарат федерального суда общей юрисдикции выполняет функции, направленные на организационное обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции по отправлению правосудия.

    Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений отделов, если же численность аппарата суда не позволяет создать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей. Что касается структуры аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, организационная структура, подчинённость подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ либо с начальником управления Судебного департамента в субъекте РФ.

    В своей работе я бы хотел обратить внимание на деятельность районного суда. Согласно штатного расписания, в структуру суда могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам. Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников структурных подразделений –отделов осуществляет председатель суда или его заместители. Непосредственно руководство структурными подразделениями осуществляется непосредственно начальниками отдела, а в их отсутствие — их заместителями.

    Также в своей работе хотел бы указать на предназначение и основные задачи аппарата суда- аппарат осуществляет организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции, которые включают в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

    Среди основных задач аппарата суда можно выделить следующие: организация, ведение и сопровождение общего документооборота и судебного делопроизводства в районном суде; организационное и техническое обеспечение судопроизводства по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и иным материалам, а также по осуществлению организационно –подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию и непосредственному проведению судебных заседаний, понятие и выдача документов, удостоверений копий документов, вручение документов, уведомление и вызов сторон, контроль уплаты государственной пошлины, обеспечение ведения протокола судебного заседания, ведение учёта движения дел и сроков их прохождения в суде, обеспечение обращения к исполнению судебных решений и т. д.; организация и ведение архивного делопроизводства, и осуществление хранения дел и иных материалов; организация и ведение работы по информационному обеспечению деятельности суда, а именно внесение надлежащей информации сведений в базы данных ГАС «Правосудие»; организация и сопровождение кадровой деятельности; осуществление приёма граждан и документов; организация взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации.

    В штатном расписании районного суда утверждён ряд должностей, одной из которых является — должность секретаря судебного заседания. Указано, что он является субъектом процессуальной деятельности, в связи с чем часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах. Вместе с тем, более подробно функция секретаря судебного заседания изложены в Инструкции по делопроизводству. При подготовке дела к судебному рассмотрению секретарь судебного заседания путём выписки повесток и извещений осуществляет вызов участников судебного разбирательства, свидетелей с указанием времени и места рассмотрения судом. Непосредственно перед началом судебного разбирательства секретарь проверяет явку участников процесса иных лиц, вызванных в судебное заседание, выясняет причину неявки какого-либо и докладывает судье. Основная обязанность секретаря судебного заседания состоит в ведении протокола судебного заседания — процессуального документа, который должен отразить точно и полно ход судебного заседания. До ведения в судопроизводстве аудиозаписей нередко поступали замечания на неполноту протоколов судебного заседания. Ведение в районном суде аудиозаписи судебного процесса исключило поступление замечаний на неполноту протоколов судебных заседаний, поскольку более полно фиксируется в протоколе ход судебного заседания. Если до введения аудиозаписи протокол судебного заседания составлял 150 -200 страниц (при рассмотрении уголовного дела в общем порядке), то теперь почти каждый протокол содержит 400–600 страниц. Также среди обязанностей секретаря судебного заседания выделяются — контроль за вручением копий обвинительных заключений (по уголовным делам); направление копий исковых заявлений (по гражданским делам); подготовка и направление запросов по рассматриваемым делам; составление списка дел, назначенных к рассмотрению и вывешивание его на специально оборудованное место; ознакомление лиц участвующих в деле, осужденного, потерпевшего с материалами дела; оформление исполнительных листов и передача их по принадлежности; оформление дел об административных правонарушениях; оформление материалов, связанных с исполнением приговоров, решений, а также не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

    После рассмотрения дела с вынесением судебного решения или определения секретарь судебного заседания составляет опись материалов дела, делает отметку в журнале учёта дел, результаты рассмотрения, после чего передаёт их в отдел делопроизводства по уголовным делам секретарю суда или главному специалисту.

    Что касается организации аппарата мировых судей (имеют статус судов общей юрисдикции) решены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно законодательства на участках мировых судей обеспечивают два вида государственных служащих — секретарь судебного заседания и секретарь участка, а также помощники судей. Но также не решена проблема по поводу сотрудников, обеспечивающих надлежащий уровень информатизации судебных участков, внедрение компьютерной техники.

    Подводя итог своей работе, я хотел бы показать структуру, предназначение и задачи аппарата суда, а также роль одного из субъектов процессуальной деятельности — секретаря судебного заседания. Именно часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах. В дальнейшем необходимо распространение законодательства о государственной гражданской службе на всех государственных служащих аппаратов всей страны. Служба в аппаратах судов имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием и принципами функций правосудия. К сотрудникам аппаратов судов должны предоставляться повышенные квалификационные требования, единые для аппарата всех звеньев судов исходя из общих требований для гражданской службы, а также специальные дополнительные требования, включая отличное знание процессуального законодательства, знание информационных технологий, связанных с осуществлением правосудия.

    Суды занимают особое положение в системе обеспечения законности в стране, в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Поэтому как сами судьи, так и лица, обеспечивающие исполнение судьями полномочий, государственные служащие аппаратов судов должны строго соблюдать Конституцию РФ, законы, быть компетентными и высокими профессионалами.

    Говоря о формировании государственной службы в аппаратах судов, т. е. в сфере осуществления правосудия, необходимо также учитывать специфику задач данной ветви государственной власти.

    1. Конституция Российской Федерации;

    2. ФКЗ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»;

    3. ФКЗ от 7.022011г. № 1- ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»;

    4. ФЗ от 27.07.2004г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;

    5. Уголовно –процессуальный кодекс Российской Федерации;

    6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

    7. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утверждённая приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003г. № 36;

    8. Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утверждённое приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012г. № 238.

    Основные термины (генерируются автоматически): судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, аппарат судов, Верховный Суд РФ, организационное обеспечение деятельности, суд, Судебный департамент, федеральный суд, штатное расписание.

    Похожие статьи

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд.

    Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции. судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    Аппарат суда | Статья в журнале «Молодой ученый»

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд.

    Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции. судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд.

    Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции. судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    Вспомогательные органы Конституционного Суда Российской.

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2)

    Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов.

    Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

    Российская Федерация, судебная система, районный суд, общая юрисдикция, суд, акт, судья, работник аппаратов судов, судебная реформа, качество суда. Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2).

    Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

    Место мирового суда в судебной системе Российской. Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

    Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

    районный суд, качество суда, суд, РФ, Верховный Суд РФ, инстанция, решение мировых судей, Конституционный суд РФ, общая юрисдикция, соответствующий судебный район.

    Похожие статьи

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд.

    Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции. судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    Аппарат суда | Статья в журнале «Молодой ученый»

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд.

    Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции. судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд.

    Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции. судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    Вспомогательные органы Конституционного Суда Российской.

    судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

    Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2)

    Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов.

    Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

    Российская Федерация, судебная система, районный суд, общая юрисдикция, суд, акт, судья, работник аппаратов судов, судебная реформа, качество суда. Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2).

    Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

    Место мирового суда в судебной системе Российской. Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

    Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

    районный суд, качество суда, суд, РФ, Верховный Суд РФ, инстанция, решение мировых судей, Конституционный суд РФ, общая юрисдикция, соответствующий судебный район.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: