Основателем какого направления в теории политики государства и права является о конт

Обновлено: 10.05.2024

В многообразии направлений социально-политической и философской мысли в Европе первой половины XIX в. заметным явлением стал позитивизм (лат. positivus – положитель­ный) – направление философии, объявившее единственным ис­точником истинного, действительного знания конкретные (эм­пирические) науки и отрицавшее познавательную ценность фи­лософского теоретического исследования.

Всю историю человечества Конт делит на три стадии, со­ответствующие состояниям человеческого мышления. Пер­вое состояние – теологическое, когда господствовало объяс­нение всех явлений воздействием божественных сил. Этой стадии способствует государство, в котором светскую власть осуществляют военные вожди, а духовную – жрецы и прори­цатели. Но чаще всего духовная и светская власть находятся в одних руках. Такой тип государства Конт определял как ретроградную аристократию. Второе состояние – метафизи­ческое, когда явления объясняются метафизическими «сила­ми природы». Ему соответствует господство философов и юристов. Это время критики и сомнений. Решающую роль здесь начинают играть «средние классы» (торговцы, ремес­ленники и т.п.). В их борьбе с аристократией рождается ре­волюция, обусловливающая анархию, индивидуализм и де­мократию. Власть захватывают «некомпетентные умы». Рет­роградная аристократия заменяется анархической республи­кой. Третье состояние – позитивное – время научного объяс­нения явлений, установления законов, подчинения и преоб­разования природы с помощью точных наук. Это научно-промышленная эпоха, высшая ступень научной политики, отвергающей и реставрацию, и революцию. Это социократия – общество порядка и прогресса.

В таком обществе, по Конту, устанавливается гармония, ос­нованная на строгой иерархии социальных сил. Сила богатства находится в руках «патрициев» – фабрикантов, купцов, банки­ров, землевладельцев. Духовная власть принадлежит ученым и жрецам позитивистской церкви. Рабочие выступают как физи­ческие исполнители воли двух первых. А правительство под­держивает общественную солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое.

Но в своем стремлении создать общество социальной гар­монии и солидарности Конт пришел к выводу о необходимос­ти установления не только социальной иерархии, но и жесткой духовной и политической власти в обществе. Стремясь не до­пустить «разногласия умов», возникающего из-за отсутствия общих идей, он надеялся сделать свою социократическую тео­рию господствующей над сознанием людей, превратить её в своего рода религию, организованную во «всемирную позитив­ную церковь во главе с Великим пастырем», которым сам соби­рался стать. «Если единение умов на почве общности состоит­ся, – полагал Конт, – то соответствующие учреждения созда­дутся сами, естественным образом, без всякого тяжелого потря­сения».

Конт наивно верил, что революций, политической борьбы между трудом и капиталом можно избежать с помощью лишь всеобщего морального осуждения «слишком эгоистического употребления богатства» или с помощью таких положитель­ных научных истин, которые будут хорошо усвоенными, ока­жутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человече­ство к миру и счастью.

Весьма своеобразны взгляды Конта на право и на права лич­ности. Всякое человеческое право, всякая человеческая свобо­да, считал он, есть бессмысленная анархия, если они не подчи­няются какому-то закону. Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согла­сия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг. Понятие «права человека», по Конту, было выдвинуто для борь­бы с теологическими представлениями о власти и сыграло лишь разрушительную роль. Когда эти права человека попытались осуществить на практике, «они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуа­лизм».

Ни права, ни прав человека в социократии не должно быть. Право здесь будет заменено позитивной политикой и религи­ей, а права личности – обязанностями. «Каждый имеет обязан­ности перед всеми, но никто не имеет прав как таковых. Ина­че говоря, никто не имеет другого права, кроме права испол­нять свой долг».

Учение Конта, несмотря на его очевидную двойственность и консервативно-охранительную направленность в политике, оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль. Особенно привлекательными оказались его выводы о «естественной» закономерности социального раз­вития, его оптимизм, вера в безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли научных и технических зна­ний для исторического развития, идея человеческой солидар­ности.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Как понимали природу общества консерваторы и либе­ралы?

2. Принципы Э. Берка по реформированию государства.

3. Сравнительная характеристика воззрений основополож­ников французского консерватизма Ж. де Местра и Л. де Бональда.

4. Назовите основных представителей европейского утопи­ческого социализма первой половины XIX в. В чем отличие их взглядов от воззрений Т. Мора и Т. Кампанеллы?

5. Характерные черты либеральной концепции Б. Констана.

6. Вклад Д.С. Милля в развитие западной либеральной де­мократии.

7. Разработка правовой теории Дж. Остином.

8. Почему оказались не реализованными проекты француз­ских и английских социалистов социально-экономического пе­реустройства общества на разумных и справедливых основа­ниях?

9. Консерватизм как система политико-правовых взглядов. Основные принципы, политические идеи и критерии обществен­ного развития.

Темы рефератов

1. Научная и политическая оценка исторической школы права.

2. Западноевропейский либерализм: мировоззренческие цен­ности, политические цели и экономические принципы.

3. Идеи и проекты французских и английских социалистов. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

4. Проблемы государства и права в социологии О. Конта.

Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы

1. До Великой французской революции Э. Берк отстаивал в основном либеральные позиции. Проанализируйте, какие фак­торы и обстоятельства обусловили радикальное изменение его взглядов, злобную и тотальную критику революции.

2. Раскройте сильные и слабые стороны воззрений Э. Бер­ка.

3. Свобода и равенство несовместимы, утверждают консер­ваторы. Проанализируйте их аргументы, сформулируйте свою точку зрения.

4. Б. Констан в своей теории исходил из идеи естественных и неотъемлемых прав личности, но трактовал их существенно отличным образом от мыслителей эпохи Просвещения. Опре­делите эти различия.

5. Один из основателей философии утилитаризма И. Бентам полагал, что принцип пользы лежит в основе всей деятель­ности людей, а потому он должен лежать и в основании поли­тики, цель которой польза и счастье личности, «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Подумайте, почему жизнь деформировала его идеи, а государство не стало средством обес­печения счастья «наибольшего числа людей»?

6. В чем состоит особенность трактовки подхода Дж. С. Миллем индивидуальной свободы? Какой вид тирании он счи­тал «страшнее всякой политической тирании»?

7. Дж. С. Милль предостерегал от двух опасностей представительского правления: снижения качества власти и тира­нии большинства. На основе анализа исторической практики парламентаризма подтвердите или опровергните его умозак­лючение.

8. Какие правовые нормы, сводящие к минимуму недостат­ки демократии, предлагал Дж. С. Милль? Проиллюстрируйте наличие этих правовых норм и их целесообразность примера­ми российской действительности.

9. Каков общественный идеал Р. Оуэна?

10. В чем Вы видите фантастичность идей Ж. Фурье?

11. Каким представлял общество будущего А. Сен-Симон?

12. Вычлените основные признаки социократии О. Конта. Подумайте, насколько совместима в ней солидарность (и даже «любовь») классов с жесткой политической диктатурой элитар­ных слоев.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Чьи интересы отстаивали Ж. Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле — авторы программы «бешенных»?
зажиточных крестьян и ремесленников
мелкой, радикально настроенной буржуазии
зарождавшегося пролетариата, сельской бедноты
республикански настроенного дворянства

Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти?
Хань Фэй
Лаоцзы
Цзын Чань
Моцзы

В чем смысл принципа «исправления имен» (чжэ мин) в учении Конфуция?
дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным
обозначить место каждого в социальной системе
все ответы верны
привести «имена» (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью

В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в …
предательстве Византией православия
непобедимости сильной и дисциплинированной турецкой армии
засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»
слабоволии византийского императора: «А немочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды….»

Назовите древнейшую часть памятника права XI — XIII вв. «Русская правда»
Правда Святослава
Правда Игоря
Правда Всеволода
Правда Ярослава

Опыт революции 1848 года позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу сформулировать положение о необходимости …
компромисса между господством капитала и демократическими преобразованиями
конкретизировать дуалистическое понимание права
сохранения старой провой основы государства
союза рабочего класса с крестьянством

Какой тактики придерживалось общество «Народная воля»?
политический диалог
индивидуальный террор
политико-экономическое сотрудничество
политический компромисс

В индийской философии общий закон вселенной называется …
Брахма
Рита (Рта)
Драхма
Карма

Идею светской империи в Средние века разработал …
Аврелий Августин
Данте Алигьери
Фома Аквинский
Маккиавели

Основателем легизма был …
Будда
Мо-цзы
Конфуций
Шань Ян
Лао-дзы

Издателем какой газеты был видный радикальный мыслитель Грузии И.Г. Чавчавадзе?
«Мысль»
«Рассвет Кавказа»
«Казбек»
«Иверия»

Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании:
К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй»
Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо»
Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г
П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы»

Теория происхождения государства у А.Н. Радищева отличается от теории Ж.Ж. Руссо. По утверждению Радищева, возникновение власти, судов, судебных уставов есть результат:
национальных амбиций
хитроумного плана богатых
молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных
бдительной охраны частной собственности

Основателем какого направления в теории политики, государства и права является О. Конт?
технократизм
тоталитаризм
федерализм
позитивизм

В истории русской политической и правовой мысли второй половины XVIII в. «Наказ» депутатам Екатерины II вошел как наиболее концентрированное выражение теории:
монархического деспотизма
просвещенного абсолютизма
мелкобуржуазного демократизма
утопического социализма

Правовая теория основателя позитивизма Огюста Конта (1798–1857) изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики». Он решает несколько важных задач:

1) обосновывает новые методы познания социальной реальности. Это эмпирические методы исследования социальных институтов. Они должны позволить выработать конкретные рекомендации по усовершенствованию всех сфер жизни общества;

2) формулирует задачу новой науки – социологии. Он говорит о потребности систематизировать жизнь общества. Конт теоретически обосновывает «новый», «позитивный» социально-политический порядок.

Развитие общества, его политических институтов он связывал с эволюцией человеческого сознания. Это смена трех исторически господствующих состояний человеческих умов:

1) теологического (для этого состояния характерны одушевление человеком предметов и вера в сверхъестественных существ – богов и др.);

2) метафизического (когда человек пытается объяснить факты через различные отвлеченные понятия);

3) позитивного (научного).

Вершиной исторического прогресса Конт называет эпоху науки. Ее характерные черты:

1) мирное общежитие людей;

2) расцвет промышленного производства;

3) приход на смену власти монарха и аристократии новой системы власти – социократии. Это власть наиболее конструктивных, творческих социальных групп (фабрикантов, купцов, финансистов, землевладельцев). Он пытался доказать возможность достижения социальной солидарности.

Необходимость государства – объединение индивидуальных интересов ради достижения общих целей. Солидарность в обществе поддерживается не только материальными факторами, но и моралью. На позитивной стадии к власти должны прийти представители буржуазии и позитивная церковь. Духовную власть осуществляют люди умственного труда, т. е. мыслители, писатели, поэты, ученые и т. д.

Конт выступает как активный сторонник усиления роли государства в жизни общества.

Конт видит потребность в двух типах власти – светской и духовной. На всех трех стадиях развития общества присутствует подобное разделение. На теологической стадии светскую власть осуществляют вожди, а духовную – жрецы.

На метафизической стадии люди, пишущие законы, владеют светской властью, а философы, публицисты и художники – духовной. На позитивной стадии к власти должны прийти представители буржуазии и позитивная церковь соответственно. Необходимо учреждение новой религии – культа высшего существа (под ним фактически понимается все человечество). Конт выступает как активный сторонник усиления роли государства в жизни общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

34. Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

34. Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»заключается в следующем:1) фермерское хозяйство – это объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и осуществляющих

87. Политико-правовое учение О. Конта

87. Политико-правовое учение О. Конта Огюст Конт (1798–1857) был учеником Сен-Симона, но разошелся с учителем во взглядах и разработал собственную философию.Своей задачей Конт считал преодоление «умственной анархии и дезорганизации», царящей как в области наук, так и в

88. Социократия Огюста Конта

88. Социократия Огюста Конта Конт разработал «План реорганизации социальной жизни». По плану, в социократии существует класс капиталистов (патрициат, «концентрированная сила богатства») и пролетариат («рассеянная сила числа»). Материальная сила принадлежит

92. Психологическая концепция права

92. Психологическая концепция права Психологическая концепция права была сформулирована в предреволюционные годы зав. кафедрой философии права СПбУ Л.И. Петражицким.По Петражицкому, право есть не правовые отношения (как считала социологическая школа права), не правовые

95. Плюралистическая концепция права Б.А. Кистяковского

95. Плюралистическая концепция права Б.А. Кистяковского Кистяковский рассматривал право как сложное многоаспектное явление, которое необходимо объяснять и с нормативной, и с психологической, и с социологической точек зрения, считая, что разнообразие теорий о праве

II. Концепция государственной политики в области авторского права и смежных прав. Инициативный авторский проект

II. Концепция государственной политики в области авторского права и смежных прав. Инициативный авторский проект 1. Общие положения Конституция Российской Федерации устанавливает по меньшей мере 17 правовых норм, защищающих права авторов и, тем самым, интеллектуальный

3. Концепция причин преступности

3. Концепция причин преступности Под концепцией следует понимать совокупность научно обоснованных взглядов на природу и причины явления, в данном случае преступности. О ее причинах стали задумываться давно, ее первые концепции возникли во второй половине XIX в.

28. Концепция позитивной политики О. Конта

28. Концепция позитивной политики О. Конта Огюст Конт (1798–1857 гг.) – основоположник позитивизма, основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».О. Конт отрицает возможность познать сущность вещей. Наука с этой точки зрения должна

О. Конт отрицает возможность познать сущность вещей. Наука с этой точки зрения должна ограничиваться описанием явлений, их сосуществования (статика) и последовательности (динамика).

Отрицая возможность проникнуть в сущность государства и права, познать действительные движущие причины их развития и предсказать их глобальную судьбу, позитивизм превращался в охранительную идеологию, направленную против революционного миросозерцания ранней буржуазии.

Развитие общества связано со сменой трех господствующих типов мировоззрения:

1. Теологического – господствует религиозное миросозерцание. Люди рассматривают государство и право как результат действия сверхъестественных сил, за всеми политическими явлениями стремятся отыскать волю богов. Типичной формой государства является наследственная монархия.

2. Метафизического – человек пытается объяснить политико-правовые явления с помощью априорных метафизических спекуляций, «отвлеченных (абстрактных) сущностей», наделяет их воображаемыми свойствами. Власть над умами переходит к философам – метафизикам.

3. Позитивного (научного) – наступает расцвет промышленной эпохи. Реакционную аристократию сменяет социократия.

Основной закон социократии: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».

Главную задачу социократии в том, чтобы устранить прочный «порядок» (преодолеть революционное движение, стабилизировать и укрепить капитализм) и обеспечить «прогресс», то есть эволюционное, реформистское развитие «промышленной» (буржуазной) системы.

Социократия Конта – идеализированная «диктатура» буржуазии, причем в ярко выраженной антидемократичкской форме. Конт выступает решительным противником демократии и либерализма. Политическая власть в социократии принадлежит узкой группе банкиров, опирающихся на профессиональных советников – ученых, философов – позитивистов.

Социократическую судьбу человечества Конт связывает с торжеством науки, научной политики. Он отвергал атеизм и свободомыслие, считал их источниками анархии. Для воспитания людей в духе солидарности, для победы «альтруистических чувств» над «буйным разумом». Науку необходимо дополнить новой, «позитивистской», религией, превратить в религию свою позитивистскую теорию. В основу этой религии положен Культ Человечества как великого существа, обнимающего собой все поколения.

Конт объявил нашу планету «великим фетишем». Предлагал ввести новые обряды, религиозные награды и наказания, почитание «позитивистских святых». Жрецами новой религии становятся энциклопедически образованные ученые, философы-позитивисты. Создается всемирная «позитивистская церковь» с огромной «духовной» властью на строгих иерархических началах, во главе с первосвященником – «Великим пастырем человечества», должность которого Конт предназначал себе.

Источником политической теории Конта явились взгляды Сен-Симона. Однако в противоположность ему, Конт резко выступил против социализма и переработал Сен-симоновские положения для защиты капиталистической системы.

Основная цель Конта – загнать человеческий прогресс в тиски социократического «порядка». То есть беспощадной всеохватывающей диктатуры банкиров и позитивистских жрецов – ученых, рассчитанной на консервацию капиталистических отношений. Такая диктатура безысходна, она требует не только внешнего повиновения человека, но с помощью науки и новой религии стремиться утвердиться в его разуме и чувствах, сделать его своим добровольным рабочим инструментом.

34. Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

34. Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»заключается в следующем:1) фермерское хозяйство – это объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и осуществляющих

87. Политико-правовое учение О. Конта

87. Политико-правовое учение О. Конта Огюст Конт (1798–1857) был учеником Сен-Симона, но разошелся с учителем во взглядах и разработал собственную философию.Своей задачей Конт считал преодоление «умственной анархии и дезорганизации», царящей как в области наук, так и в

88. Социократия Огюста Конта

88. Социократия Огюста Конта Конт разработал «План реорганизации социальной жизни». По плану, в социократии существует класс капиталистов (патрициат, «концентрированная сила богатства») и пролетариат («рассеянная сила числа»). Материальная сила принадлежит

92. Психологическая концепция права

92. Психологическая концепция права Психологическая концепция права была сформулирована в предреволюционные годы зав. кафедрой философии права СПбУ Л.И. Петражицким.По Петражицкому, право есть не правовые отношения (как считала социологическая школа права), не правовые

95. Плюралистическая концепция права Б.А. Кистяковского

95. Плюралистическая концепция права Б.А. Кистяковского Кистяковский рассматривал право как сложное многоаспектное явление, которое необходимо объяснять и с нормативной, и с психологической, и с социологической точек зрения, считая, что разнообразие теорий о праве

II. Концепция государственной политики в области авторского права и смежных прав. Инициативный авторский проект

II. Концепция государственной политики в области авторского права и смежных прав. Инициативный авторский проект 1. Общие положения Конституция Российской Федерации устанавливает по меньшей мере 17 правовых норм, защищающих права авторов и, тем самым, интеллектуальный

3. Концепция причин преступности

3. Концепция причин преступности Под концепцией следует понимать совокупность научно обоснованных взглядов на природу и причины явления, в данном случае преступности. О ее причинах стали задумываться давно, ее первые концепции возникли во второй половине XIX в.

28. Концепция позитивной политики О. Конта

28. Концепция позитивной политики О. Конта Огюст Конт (1798–1857 гг.) – основоположник позитивизма, основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».О. Конт отрицает возможность познать сущность вещей. Наука с этой точки зрения должна

От либеральных концепций государства и права резко отличается политико-правовая теория основателя позитивизма (“положительной философии”) Огюста Конта.

Огюст Конт (1798–1857 гг.) родился и жил во Франции; он был учеником Сен-Симона, но разошелся во взглядах со своим учителем и приступил к разработке собственной философии.

Конт считал своей задачей преодоление “умственной анархии и дезорганизации”, царящей как в области наук, так и в обществе. “Идеи правят миром”, – утверждал Конт; всю историю человечества он делит на три стадии развития, соответствующие состояниям человеческого ума.

Первое состояние теологическое (фиктивное), когда главная, фактическая часть науки содержалась в богословской оболочке, а все явления объяснялись волей одушевленных предметов или сверхъестественных существ (духов, гномов, богов). Вторым является метафизическое (критическое) состояние, когда более многочисленные факты объясняются через различные отвлеченные, абстрактные, априорные понятия (таковы причина, сущность, материя, общественный договор, права человека и т.д.). Заслугу этой стадии Конт видит лишь в разрушении теологических идей и подготовке перехода к следующей, третьей и последней, позитивной, или научной, стадии.

Задача позитивной философии заключается в классификации и объединении наук, причем науки должны выяснять законы связи явлений, а не заниматься метафизическими проблемами. Так, согласно Конту, невозможно познать сущность вещей и причинную связь; поэтому науки должны лишь проверять многочисленные факты “самими фактами, которые часто являются достаточно простыми, чтобы стать принципами”.

Для приведения в систему положительных знаний Конт предлагает расположить общие науки в порядке их возрастающей сложности и убывающей общности: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология; позже к этому перечню он добавил нравственность. Науке об обществе, или социологии (термин введен Контом), он придает очень большое значение. Основной задачей своей философии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма, замену “ретроградной аристократии” и “анархической республики” социократией.

Социология Конта делится на две части: социальную статику,. изучающую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие. То и другое Конт обобщает в своей знаменитой формуле: “Порядок и прогресс”.

В центре внимания Конта стоит общество как органическое целое; при этом взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность. Признавая в современном ему обществе наличие противоположных классов (капиталистов и пролетариев), Конт настойчиво проводит идею их солидарности, утверждая, что каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.

Согласно Конту, необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели; правительства поддерживают общественную солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое. Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, необходимо наличие двух властей: светской и духовной. Конт описывает историю этих властей соответственно “трем стадиям” развития человечества.

Вначале (в богословско-военную эпоху) светскую власть осуществляли военные вожди, а духовную – жрецы и прорицатели. В “теологической стадии” эти власти то объединялись в одних руках (теократия и др.), то разъединялись. В “метафизико-легистской стадии” на светскую власть оказывают решающее влияние законники, юристы, адвокаты; власть духовная переходит к отвлеченным мыслителям – метафизикам, а затем к литераторам и публицистам. Переход к позитивной стадии сопровождается заменой военного быта промышленным. Этим и обусловливается новая, позитивная политика. “Политика, – писал Конт, – должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении”.

В свое время социально-политическое учение Огюста Конта занимало как бы промежуточное положение между социализмом и буржуазными теориями. (Те ученики Сен-Симона, которые придерживались социалистических идеи (Анфантен, Базар, Родриг), пришли к отрицанию частной собственности и резко критиковали теорию О.Конта. Конт, в свою очередь, пренебрежительно относился к их проектам переустройства общества, особенно к идеям “нового христианства”. - Прим. авт.) Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям. В критике современного ему капитализма Конт развивал ряд идей, распространенных в социалистической литературе. Он критиковал неорганизованность и бессистемность производства, эгоизм и индивидуализм. Немало у него и сочувственных слов о тяжелом положении пролетариев. Однако коммунизм отвергался Контом по той причине, что “игнорирует естественную организацию современной промышленности, откуда он хочет устранить необходимость руководителей”. Конт утверждал, что для промышленного быта необходимо деление общества на капиталистов и наемных рабочих. “Армия не может существовать без офицеров, равно как и без солдат; это простое понятие одинаково приложимо к промышленному строю, как и к военному порядку. Хотя современная промышленность все еще бессистемна, – писал Конт, – однако естественно установившееся деление на предпринимателей и рабочих составляет, без сомнения, необходимый зародыш для окончательной организации. Никакое великое предприятие не могло бы существовать, если бы каждый исполнитель должен был бы быть также управляющим или если бы управление было неопределенно вверено косной и безответственной толпе”.

По разработанному Контом “Плану реорганизации социальной жизни” в социократии сохраняется класс капиталистов (патрициат, “концентрированная сила богатства”). Материальная сила должна принадлежать промышленникам (банкирам, купцам, фабрикантам, землевладельцам). Богатый патрициат под руководством главных банкиров управляет социократией. Пролетариат (“рассеянная сила числа”) должен в 33 раза превышать численность патрициата. К мелкой буржуазии Конт относился резко отрицательно и желал ее исчезновения. Духовную власть в социократии осуществляют жрецы позитивистской церкви, воспитывающие оба класса в духе солидарности.

Конт выступал против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь. Однако его проект укрепления существующего строя – не лучше либеральных проектов. Социократия – это казарма, где пролетарии осуществляют свою “социальную функцию” под неусыпным надзором церкви и правительства.

Взгляды Конта на право и на права личности весьма своеобразны; он отвергает и то, и другое: “Слово “право” должно быть так же изгнано из правильного политического языка, как слово “причина” из настоящей философской речи. Из этих двух теологико-метафизических понятий одно (право) столь же безнравственно и анархично, как другое (причина) иррационально и софистично”. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти. Для борьбы с этим теократическим авторитетом было выдвинуто (в метафизический период – по существу, в Новое время) понятие “права человека”, которое, как утверждал Конт, выполнило лишь разрушительную роль. Когда эти права человека попытались осуществить на практике, “они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуализм”.

В социократии не должно быть ни права, ни прав личности: “В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав, как таковых. Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг”.

Однако замена права позитивной политикой и религией, а прав личности – обязанностями не означает, по плану Конта, каких-либо посягательств на капиталистическую собственность. Конт стремится дать новое, позитивистское обоснование частной собственности капиталистов. “В нормальном состоянии человечества, – писал Конт, – каждый гражданин является общественным должностным лицом, функции которого определяют его обязанности и притязания. Этот всеобщий принцип должен быть применен и к собственности, в которой позитивизм видит особенно необходимую социальную функцию, предназначенную создавать и управлять капиталами, при помощи которых каждое поколение подготовляет работу для следующего за ним. Разумное понимание роли капитала облагораживает обладание им, не ограничивая его справедливой свободы и даже заставляя ее больше уважать”.

Понимая противоречивость интересов буржуазии и наемных рабочих, видя их столкновения, Конт изыскивает способы обеспечения солидарности классов в социократии; он считает таким способом воспитание в духе позитивной религии.

Духовная власть в социократии должна принадлежать иерархии жрецов-позитивистов (философов, ученых, поэтов, врачей). Будет существовать культ Великого Существа, в качестве которого почитается человечество. Конт составил позитивистский календарь, где каждый месяц и каждая неделя посвящены памяти какого-либо “позитивистского святого” (к ним отнесены, в частности, Моисей, Аристотель, Платон, Архимед, Цезарь, апостол Павел, Августин Блаженный, Гуттенберг, Колумб, Шекспир, Моцарт, Фома Аквинский, Кромвель, Галилей, Ньютон).

В конечном счете, по проектам Конта, человечество объединится в 500 социократий, каждая размерами не более Бельгии или Голландии, поскольку в большом государстве невозможны ни порядок, ни прогресс.

Конт осуждал агрессивные войны, видя в них враждебный промышленности пережиток “военного быта”. Конт критиковал колониализм, ставил задачу полной ликвидации колониального гнета. По мнению Конта, в результате морального возрождения человечества угнетенные народы займут достойное место во всемирном союзе социократии; тогда же окончательно исчезнут войны.

Конт различными способами пытался осуществить свои проекты. Он обращался к Николаю I, к Решид-паше. Не чужд он был идеям личной диктатуры, осуществляемой под контролем позитивистов. Очень большие надежды Конт и его ученики возлагали на иезуитов, с которыми стремились заключить религиозно-политический союз. Конт всегда испытывал симпатии к католической церкви как “великой силе порядка”. Громадной заслугой католицизма он считал создание независимой духовной власти, предотвратившей множество злоупотреблений. Конт мечтал объединить католиков и позитивистов, говоря, что между ними существует лишь то второстепенное различие, что первые верят в бога, а вторые нет; это не помешает им совместно вести “борьбу дисциплинированных против недисциплинированных”.

Учение Конта оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль буржуазии. Еще в последние годы жизни Конта часть его учеников создала позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чили; позитивизм был признан даже государственной религией Бразилии (на государственном флаге Бразилии обозначены слова Конта “порядок и прогресс”). Затем позитивизм получил большое распространение в философии и приобрел различные модификации. Под сильным влиянием философии О. Конта сложились континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом), а также социологическая теория Герберта Спенсера.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: