Плач напрасный крик бесплодный совершился рока суд какая фигура речи

Обновлено: 19.04.2024

1.Анафора (единоначатие) - Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. (Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… )
2. Антитеза - Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. (А новое так отрицает старое!. . Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы) .
3. Градация-(постепенность) — стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и дейcтвия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
(Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых
яблонь дым) .
4. Инверсия - Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. (Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. )
5. Лексический повтор- Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. (Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! )
6. Плеоназм- Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. (Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. )
7. Оксюморон- Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. ( Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. )
8. Риторический вопрос, восклицание, обращение. - Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. (Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин. ) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев. )
9. Синтаксиче¬ский параллелизм. - Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. (Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. )
10. Умолчание- Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. (Поедешь скоро ты домой: Смотри ж.. . Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. )
11. Эллипсис- Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. (Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский. )
12. Эпифора- Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. (Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А. Блок. )

1. К каждому примеру подберите подходящую характеристику для синонимов, не относящихся к нейтральной лексике: а) поэт.; б) разг.-ласк.; в) разг.-усилит.; г) нар.-поэт.; д) книжн.

Укажите фигуры речи, которые использованы в данных примерах: е) параллелизм; ж) бессоюзие; з) антитеза; и) градация; к) инверсия.

1. Плач напрасный! Крик бесплодный!

Совершился рока суд. (А. К. Толстой)__________________________________________

2. Чтобы кончить о Толстом, скажу ещё о «Воскресении», которое я читал не урывками, не по частям, а прочёл всё сразу, залпом. (А. П. Чехов)______________________________

3. Всегда так будет и бывало,

Таков издревле белый свет:

Учёных много, умных мало,

Знакомых тьма, а друга нет. (А. С. Пушкин)___________________________

II . кажите, какие средства лексической и синтаксической выразительности использованы в примерах: а) сравнение; б) эпитет; в) метафора; г) перифраза; д) метонимия; е) инверсия; ж) риторический вопрос; з) умолчание; и) антитеза; к) риторическое обращение; л) бессоюзие.

1. Голова его представляла сложный архив мёртвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т. П.

Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний. (И. А. Гончаров)__________________________

2. Подруга нежных муз, посланница небес,

Источник сладких дум и сердцу милых слёз,-

Где ты скрываешься, мечта, моя богиня! (К. Батюшков)_______________

3. Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал? (Ф. Тютчев)_______________________________

4. Говорить с мужчиной, кроме Андрея Иваныча, мне было скучно, не о чем: я всё думала, как бы остаться одной… а теперь… и молчать вдвоём весело. (Ф. Тютчев)________________________________________________

III . Какое средство художественной выразительности является ведущим в этом примере: а) олицетворение; б) метафора?

Какие ещё средства художественной выразительности использованы: в) анафора; г) инверсия; д) параллелизм; е) сравнение; ж) антитеза; з) бессоюзие; и) эпитет?

  1. – Ты сказал давеча, что у меня лицо не совсем свежо, измято, - продолжал Обломов, - да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне заперт свет, который искал выхода, но только жёг свою тюрьму, не вырвался на волю и угас. (И. Гончаров)_____________________________________________________________
  2. Месяц слушал, волны пели,

И, навесясь с гор крутых,

Замки рыцарей глядели

С сладким ужасом на них. (Ф. Тютчев)_____________________________________

3. Щёки и уши рдели у неё от волнения; иногда на свежем лице её вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далёкую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо. (И. Гончаров)________________________________

I . К каждому примеру подберите подходящую характеристику для синонимов, не относящихся к нейтральной лексике: а) поэт.; б) разг.-ласк.; в) разг.-усилит.; г) нар.-поэтич.; д) книжн.

Укажите фигуры речи, которые использованы в данных примерах: е) параллелизм; ж) бессоюзие; з) антитеза; и) градация; к) инверсия.

1. Среди достоинств мрамора греки числили и его способность сверкать, сиять, блистать, блестеть, пламенеть, лучиться, искриться и вообще играть со светом. (В. Агапов)______________________________________________

2. Так Миша умер. Жаль Миши,… какой был забавник! Какой умница! Эдакого медведя другого не сыщешь! (А. Пушкин)_____________________________________________

3. Выпалит дедушка – заяц уходит.

Дедушка пальцем косому грозит. (Н. Некрасов)__________________________________

II . Укажите, какие средства лексической и синтаксической выразительности использованы в примерах: а) сравнение; б)эпитет; в) метафора: г) перифраза; д) метонимия; е)инверсия; ж) риторический вопрос; з) умолчание; и) антитеза; к) риторической обращение; л) бессоюзие.

1. Она предлагала эти вопросы не с женской рассеянностью, не по внушению минутного каприза знать то или другое, а настойчиво, с нетерпением, и в случае молчания Обломова казнила его продолжительным, испытующим взглядом. (И. Гончаров)_________________________________________________________

2. Сентябрь холодный бушевал… (Ф. Тютчев)_________________________________

3. Прости, гостеприимный кров,

Жилище юности беспечной!

Где время средь забав, веселий и трудов

Как сон промчалось скоротечной (К. Батюшков)_________________________________

4. притом он так добр: так мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки – как бархат, а тронет, бывало, рукой муж – как ударит! (И. Гончаров)_____________________

III . Какое средство художественной выразительности является ведущим в этом примере: а) олицетворение; б) метафора?

Какие ещё средства художественной выразительности использованы: в) анафора; г) инверсия; д) параллелизм; е) сравнение; ж) антитеза; з) бессоюзие; и) эпитет?

  1. Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луч света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём. (И. Гончаров)_______________________________________________________________
  2. Здесь, где так вяло свод небесный

На землю тощую глядит. –

Здесь, погрузившись в свод железный,

Усталая природа спит… (Ф. Тютчев)________________________________________

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облако ушла –

Она полнеба охватила

И в высоте изнемогла. (Ф. Тютчев)_________________________________________

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Основные виды тропов в русском языке

Троп (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Таблица тропов с примерами

  • Фарфоровый кувшин — разолью кувшин;
  • Я съел уже три тарелки;
  • Его перо любовью дышит (А.С. Пушкин)

это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения

  • Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
  • Я уже три часа тебя жду!
  • Сто лет не виделись;
  • Реки крови;
  • Море пшеницы.
  • Красное солнышко садится за линию горизонта;
  • Горькая доля;
  • Красна девица;
  • Царя зверей (о льве);
  • Голубая планета (Земля);
  • Стальное полотно (железная дорога).
  • Ты настоящий осел (о глупости);
  • Весы – правосудие;
  • Сердце – любовь.
  • Мальчик с пальчик;
  • Силы как у комара;
  • Мужичок с ноготок.
  • Всю жизнь об этом мечтал!
  • Люблю как собака палку;
  • Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры (фигура речи) - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:

images/slideshow/fact12.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Фигуры речи

Фигуры речи

От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.

Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).

Рассмотрим примеры различных фигур речи.

Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.

Приветствую тебя, пустынный уголок ,

Приют спокойствия , трудов и вдохновения.

Погасло дневное светило ;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.

Где глаз людей обрывается куцый ,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядёт шестнадцатый год .

Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Степям и дорогам

Камням и порогам

Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.

Я царь – я раб , я червь – я бог !

Когда в кругу убийственных забот

Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,

Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда

Нам на́ душу отрадное дохнёт ,

Минувшим нас обвеет и обнимет

И страшный груз минутно приподнимет.

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу …

Весны дуновеньем земля обогрета.
Ещё не начало весны, а предвестье ,
и даже ещё не предвестье – намёк,
что будет,
что рядом,
что срок недалёк.

Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

С кем мне поделиться

Той грустной радостью , что я остался жив.

Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.

О чём ты воешь, ветр ночной?

О чём так сетуешь безумно.

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Знакомые тучи! Как вы живёте?

Кому вы намерены нынче грозить?

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев…

Цветы, любовь, деревня, праздность ,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.

Какое лето! Что за лето!

Да это просто колдовство.

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино,

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской .

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…
Рассказать, что с той же страстью…
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…

Эллипсис - пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.

Зверю – берлога, нужна

Полюбил богатый – бедную, человек - девушку

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную.

Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

2. Соотнесите тропы и их определения.

А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности.

Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета.

В) Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Г) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.

3. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

А) Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости.

Б) Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.)

В) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Г) Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

4. Найдите тропы и стилистические фигуры:

1. У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро…

А) Сравнение Б) Эпитет В) Антитеза Г) Олицетворение

2. Присягаю ленинградским ранам.

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)

А) Анафора Б) Градация В) Гипербола Г) Олицетворение

3. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (Маяковский)

А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Оксюморон

4. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (Ахматова)

А) Сравнение Б) Олицетворение В) Эпитет Г) Анафора

5. Есть тоска веселая в алостях зари. (Есенин)

А) Сравнение Б) Метафора В) Оксюморон Г) Эпифора

6. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)

А) Гипербола Б) Литота В) Эпитет Г) Антитеза

7. Я бывал в Японии не раз. Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему.

А) Эпифора Б) Сравнение В) Метафора Г) Парафраз

8) Ликует буйный Рим. (Лермонтов)

А) Метонимия Б) Перифраз В) Сравнение Г) Гипербола

9) Гаснут красные крылья заката…(Есенин)

А) Метонимия Б) Оксюморон) В) Метафора Г) Гипербола

10) Не станет нас! А миру хоть бы что.

Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хаям)

А) Анафора Б) Эпифора В) Градация Г) Эпитет

5. Внимательно прочитайте отрывки. Найдите тропы, укажите их тип (эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение)

1). «… далеко внизу у песчаного побережья лениво пенились и нежно мурлыкали невысокие волны.» __________________

2). «… в минуту псарня стала адом.» (Крылов) ___________________

3) «Заря как пожар на снегу» (С.Есенин)________________________

4). «Рогатым копьем ударила молния» _______________________

5). «Ипполит Матвеевич провел щеткой по коротко стриженным алюминиевым волосам» (И.Ильф и Е.Петров) ____________________

6). «В сто сорок солнц закат пылал…» (В.Маяковский) ___________________

7) Скрипка, издергалась,упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски (В.Маяковский)

6.Внимательно прочитайте отрывки. Какие фигуры речи, используют авторы?

(оксюморон, антитеза, эпифора, анафора, градация, инверсия)

1). Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

матушка-Русь. (Н.Некрасов) _________________

2). Забывается быстро плохое, а хорошее долго живет. (К.Ваншенкин) ___________

3). «Красота – страшная сила» (Ф.Раневская) __________________

4). О красном вечере задумалась дорога… (С.Есенин) ___________________

Все мы немножечко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь. (В.Маяковский) ____________________

6). – Шампанское стаканами тянул.

- Бутылками-с, и пребольшими.

- Нет-с, бочками сороковыми. (А.Грибоедов) __________________

7). Неосторожно, быть может, поступила я. (А.Пушкин) ___________________

8) «Флёров - всё умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже»

Тест по теме «Тропы и стилистические фигуры»

1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — сходное( похожее) построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Эпитет — образное определение предмета или действия, влияющее на его выразительность. Выражается чаще всего прилагательным.

2. Соотнесите тропы и их определения.

А) уподобление одного предмета или явления другому по какому - либо общему для них признаку.

Б) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

Г) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления.

3. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не требуется ответ.

Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.

В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

5. Риторический вопрос

Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а в двух или нескольких предложениях, следующих одно за другим после разделительной паузы.

4. Найдите тропы и стилистические фигуры:

1. Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол. (Есенин)

А) Градация Б) Эпитет В) Сравнение Г) Оксюморон

2. Горькой радостью озарилось лицо матери.

А) Оксюморон Б) Анафора В) Гипербола Г) Парафраз

3. Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (Есенин)

А) Метафора Б) Олицетворение В) Сравнение Г) Гипербола

4. Траурный Шопен громыхал у заката (Светлов)

А) Парафраз Б) Метафора В) Литота Г) Метонимия

5. «Все это капля в море!» - с горечью сказал Андрей. (Иващенко)

А) Литота Б) Гипербола В) Эпитет Г) Олицетворение

6. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (Есенин)

А) Олицетворение Б) Эпитет В) Оксюморон Г) Градация

7. Я люблю животных. Наши меньшие братья нуждаются в защите.

А) Метонимия Б) Оксюморон В) Анафора Г) Парафраз

8. «Я вас не видел тысячу лет», - с улыбкой сказал Иван Владимирович, обращаясь ко мне.

А) Литота Б) Гипербола В) Градация Г) Парафраз

9. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (Чехов)

А) Эпифора Б) Антитеза В) Метонимия Г) Градация

10. Ситец неба такой голубой! (Есенин)

А) Метафора Б) Олицетворение В) Гипербола В) Оксюморон

5. Внимательно прочитайте отрывки. Найдите тропы, у кажите их тип (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, сравнение)

1). «Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу» ___________________________

2). Над Москвой великой , златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор… _____________________________

3). «Лес, будто терем расписной…» __________________________

4). «Как метель, черемуха машет рукавом». _____________________________

5). «Роняет лес багряный свой убор…» ___________________________

6). «А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден» ____________________

7) «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»__________

4. Внимательно прочитайте отрывки. Какие фигуры речи, используют авторы?

(оксюморон, антитеза, эпифора, анафора, градация, инверсия)

1). Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.. (А.Пушкин) ________________________

2). …Как мы черный день встречали

Белой ночью огневой. (А.Блок) ____________________________

3). Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. (Пословица) ___________________

4). Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

за собой повести… ___________________________

5). Когда солнце светит – радуюсь,

дождь идет проливной – радуюсь… ____________________________

6). «Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я научился

ненавидеть… Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать»

7). Все грани чувств, все грани правды

Стерты в веках, в годах, в часах (А.Белый) __________________________

8). И снова видел я во сне грузинки образ молодой (М.Лермонтов) ___________________________

Ключи к тесту

Вариант 1.

2.1-В, 2-А, 3-Г,4-Б

3.1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В

1. Г

5. 1- метафора,2-гипербола,3-сравнение,4-сравнение,5-эпитет,6-гипербола,7-олицетворение

Вариант 2.

2-1-Б,2-А,3-Г,4-В

3.1-В,2-Г,3-Б,4-Д,5-А

5.1- олицетворение,2-эпитет, 3-сравнение, 4-сравнение,олицетворение, 5-эпитет, олицетворение, 6- метонимия, 7-олицетворение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: