Теория государства и права монархия как форма правления

Обновлено: 23.04.2024

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Критериями разграничения форм правления являются:

- порядок замещения должности главы государства;

- объем полномочий главы государства;

- распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом);

- ответственность высших государственных органов.

Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

Республика и монархия являются древнейшими институтами, которые существовали еще на заре цивилизации и продолжают существовать поныне. Первоначально (Древний мир, Средние века) большее распространение получили монархии. Республики (например, Рим, древнегреческие полисы, Венеция и др.) были скорее исключением из правил.

В настоящее время и монархии, и республики имеют свои разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия отличается следующими признаками:

- главой государства является монарх;

- власть монарха передается по наследству;

- деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

- монарх не избирается народом;

- отсутствие юридической ответственности монарха;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной, парламентской, дуалистической).

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору т.п. В абсолютных монархиях, как правило, отсутствует высший законодательный и представительный орган (парламент). Монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им осуществляются все назначения и принимаются государственные решения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви.

Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, и это конституционно закреплено (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Парламентарной монархия характеризуется следующими признаками:

- наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти – парламент правительство и др.;

- парламент избирается народом;

- правительство формируется и несет ответственность перед парламентом;

- имеет место разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т.д.);

- лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Конституционная монархия – результат многовековой борьбы народов за ограничение абсолютной власти монархов. Данная форма монархии, с одной стороны, наиболее приемлема для современного демократического государства, поскольку в конституционной монархии развит парламентаризм, соблюдаются права и свободы человека, регулярно, по результатам выборов, меняется правительство.

С другой стороны, монарх, приготовленный для выполнения своей роли с детства, придает дополнительный авторитет государственной власти, символизирует преемственность и поколений и эпох, препятствует радикализму, выступает арбитром в случаях возникновения разногласий в обществе (не дает обществу расколоться), не дает резко развернуть политический курс, выступает высшей инстанцией, которая в любой момент может повлиять на ситуацию в стране.

Таким образом, конституционная монархия по своей сути очень близка к республике, воплотила в себе многие лучшие республиканские черты. В то же время институт монархии избавляет эти государства от многих крайностей, присущих республикам, кризисов, снижает остроту борьбы за власть (поскольку ни одна партия, ни одна личность не может захватить власть, весь авторитет, стать выше монарха), придает данным странам дополнительную устойчивость и стабильность.

В настоящее время конституционными монархиями являются наиболее развитые и стабильные государства как в Европе (почти половина западноевропейских стран – членов Европейского Союза), так и на других континентах: Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Голландия, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, Япония и др.

Дуалистическая монархия носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

- наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти – парламента и правительства;

- назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

- монарх выполняет функции реального главы государства.

Примеры дуалистической монархии сегодня: Непал, Кувейт, Иордания, Таиланд.

Особой разновидностью монархий являются выборные монархии, в которых существуют монархическая форма правления, но сам монарх избирается.

В настоящее время к таким государствам относятся 2 государства:

- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федерация 7 княжеств. Эмир федерации, официально именуемы президентом, избирается на 5-летний срок семью эмирами входящих в состав ОАЭ эмиратов из их числа;

- Малайзия – федерация 9 султанатов (княжеств) и 4 республики. Верховный правитель избирается султанами 9 входящих в федерацию султанатов на 5-летний срок.

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского res publica – общенародное дело).

Форма правления – это организация верховной власти гос-ва, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов гос-ва между собой. Основные формы правления – монархия и республика. Чрезвычайные формы правления – военная, революционная и иные виды диктатуры, которые в отличие от монархии основаны не на праве, а на силе.

В монархии глава гос-ва (монарх) занимает престол на праве престолонаследия, обладает полной неприкосновенностью личности, как политической так и юридической безответственностью. В большинстве случаев монарх один и никем не избирается, в некоторых арабских монархиях избирается членами правящей династии из числа ее членов В федерациях может быть несколько монархов, напр. в ОАЭ. Английская королева Елизавета II, напротив, является королевой не только Соединенного Королевства, но и, напр., Канады, Австралии.

В абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена, кроме естественного права (если монарх признает такие права за своими подданными) Сегодня абсолютные монархии существуют в некоторых африканских и арабских странах (Саудовская Аравия).

Сословно-представительная монархия существовала до абсолютизма и постепенно трансформировалась в абсолютную. Ее специфика в том что монарх привлекал к управлению гос-вом сословно-представительные (совещательные) органы Некоторые современные абсолютные монархии, напр. Ватикан, Саудовская Аравия, являются теократическими, т. е. глава гос-ва является и главой церкви.

В конституционной монархии (дуалистической или парламентарной) власть монарха ограничена писаной или неписаной конституцией в пользу органов народного представительства. При этом в дуалистической монархии правительство формируется и подотчетно монарху, а не парламенту, который имеет лишь ограниченные законодательные функции и утверждает бюджет.

Наиболее распространенной является парламентарная монархия (Великобритания, Испания Нидерланды, Бельгия). Монарх «царствует, но не правит». Правительство формируется партией, победившей на выборах в парламент, и подотчетно парламенту. Монарх выполняет представительные функции, является символом единства нации, формально подписывает законы и лишь в редких случаях принимает политические решения самостоятельно.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ При парламентской форме правления исполнительная ветвь власти формируется из состава законодателей и коллективно подотчетна в своих действиях законодательной власти. Должности главы государства и главы исполнительной власти разделены,

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Это форма государственного устройства, при которой исполнительная и законодательная ветви власти представлены разными людьми. Исполнительная власть избирается на фиксированный срок; ей же принадлежит пост главы государства.

Конституционная монархия

Конституционная монархия КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ — форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и

Монархия

Монархия МОНАРХИЯ (греч. monarchia — единовластие) — наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государства является единоличный правитель — монарх: власть монарха, как правило, является пожизненной и

Ограниченная монархия

Ограниченная монархия см. Конституционная монархия.

Парламентская монархия

Парламентская монархия ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ — один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции номинально. Правительство при П.м. формально и фактически ответственно перед

Форма правления

Форма правления ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом

18. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

18. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В республике глава гос-ва избирается населением либо представительными органами власти. Президентские (дуалистические) республики – (США, страны Латинской Америки) характеризуются строгим разделением законодательной и

Что такое пресс-форма и литейная форма?

Что такое пресс-форма и литейная форма? Многие вещи, используемые нами в повседневной жизни, сделаны при помощи пресс-форм и литейных форм. Пресс-форма — это приспособление для выдавливания из листового металла или пластмассы фигурных деталей определенной формы. Если вы

Демократия — наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных

Демократия — наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных Слова английского государственного деятеля, премьер-министра (1940—1945, 1951 — 1955) Уинстона Леонарда Спенсера Черчилля (1874—1965) из речи, которую он произнес в палате общин английского парламента (11 ноября

Монархия

Монархия Британия — страна традиций, и одна из самых сильных традиций — это монархия. Вглядываясь в современную британскую монархию, мы сталкиваемся с явным противоречием между основным законом и реальностью.Подданные Ее Королевского ВеличестваЕсли формально

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие». Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

Другая разновидность ограниченной монархии — парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

3) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления — самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления — президентскую и парламентарную республики.

Президентская республика имеет особенности:

1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;

3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики — чрезмерная концентрация власти в руках одного лица — президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом — парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно.

Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики — повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария и др.).

Вместе с тем некоторые республики превращаются в «монархические». Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР.

В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И. А. Ильин (1883–1954) писал по этому поводу: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным». Что касается современной России, то по форме правления она представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью. Это подтверждается, во-первых, увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет; во-вторых, главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ; в-третьих, он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Правительства РФ, который:

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны.

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархи (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления 1. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления

§ 9.1. Форма правления

§ 9.1. Форма правления Под формой правления[280] понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними[281]. Формы правления в

4. Формы государства, основные форма правления

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

1.4. Форма государства

1.4. Форма государства Форма государства: общая характеристика Форма государства – это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.Первые два являются юридическими понятиями. Форма правления отвечает

Форма правления: понятие и виды

Форма правления: понятие и виды Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.Неверно сводить это понятие только лишь к процедуре замещения поста главы государства

ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства

ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства 1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная

§ 2. Форма правления

§ 2. Форма правления Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим

§ 8. Форма правления в Российском государстве

§ 8. Форма правления в Российском государстве При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Существуют три формы

51. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки

51. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки В системе государственного управления современных стран Латинской Америки ведущая роль управления принадлежит президенту и правительству, которое традиционно

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Форма правления – внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Выделяют две формы правления: монархия и республика.Монархия представляет собой

79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления

79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран ведущая роль традиционно принадлежит президенту и возглавляемому им правительству.Форма правления выходит за рамки обычной

83. Республиканская форма правления

83. Республиканская форма правления Республиканская форма правления в арабском мире возникла в результате различных процессов:– в ходе колонизации (Алжир, Ливан, Сирия, Судан, Мавритания);– в ходе национально-освободительного движения, в ходе завоевания политического

Глава 5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Глава 5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений

5.1 Форма правления государства

5.1 Форма правления государства Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;взаимоотношения высших органов власти друг с

Под формой правления[280] понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними[281]. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская.

Монархией[282] (гр. monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях[283] вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточена в руках монарха (примером такой монархии может служить Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии - категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - либо особым правовым актом - конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха - конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде - в виде единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. Примерами таких монархий являются многие европейские государства - помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии - дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу - парламенту. С другой - сохранение поста главы государства в лице монарха является символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

Уместно было бы в связи с рассматриваемым вопросом обратиться к актуальной в последнее время проблеме восстановления монархии в России. Думается, что возврат к этому историческому прошлому невозможен по двум причинам. Во-первых, потому, что утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия этого института в нашей стране, породившего психологическую неготовность большинства населения к возврату этой традиции. Во-вторых (и это гораздо важнее), в связи с тем, что сторонники возрождения монархии ратуют за восстановление не какой-нибудь абстрактной монархии, а самодержавия, символом которого считается дом Романовых. Таким образом, речь идет о восстановлении в России абсолютной монархии, которая исторически изжила себя в нашей стране еще в конце XIX столетия.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от лат. veto - запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.

В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Степень участия населения в формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосредоточенной в руках монарха. Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства. Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем заговора (пример тому - эпоха дворцовых переворотов в России 1725-1761 гг. и убийство императора Павла I в 1801 г.) или добровольное отречение от престола (в России, например, императора Константина в 1825 г. и Николая II - в 1917 г.). Говоря о конституционном закреплении формы правления, следует отметить, что абсолютная власть монарха опирается исключительно на силу и поэтому какому-либо правовому регулированию подвергнута быть не может, поскольку любая попытка опереться на закон означает ограничение власти, введение ее в определенные рамки. Поэтому большинство монархий приняли на вооружение теорию божественного происхождения государственной власти.

Население приобретает право на участие в формировании органов государственной власти в монархии только с момента ограничения власти монарха. Этот процесс набирает силу с появлением на политической арене нового класса - буржуазии. До ее появления абсолютная монархия была построена на балансе политических сил. Все общество было поделено как бы на две неравные части. С одной стороны - монарх и класс рабовладельцев или феодалов (дворянство, помещики), заинтересованных в укреплении и поддержке власти монарха, поскольку с его помощью они осуществляют эксплуатацию населения, а монарх через них осуществляет свою власть. С другой - класс зависимого населения (рабы или крепостные крестьяне, ремесленники, посадский люд), образующий категорию подданных монарха, находящихся в его власти и власти более мелких эксплуататоров.

С вступлением общества в стадию капиталистического развития полного совпадения интересов буржуазии и монарха, как это было в случае с дворянством и помещиками, не происходит. Этот класс, опираясь на частную собственность - основу экономической самостоятельности, начинает рваться к государственной власти. И монарх, пытаясь сохранить свою власть, идет или на сознательное ее ограничение путем "дарования" (октроирования) конституции, или на создание коллегиального органа, обладающего в той или иной мере властными полномочиями (либо на то и другое одновременно). Объем властных полномочий и, следовательно, степень участия населения в формировании такого органа находятся в прямой зависимости от степени развития в стране капиталистических отношений. В странах развитого капитализма коллегиальный орган - парламент - приобретает огромные полномочия, превращая монарха в номинальный орган. А там, где эти отношения развиты недостаточно, номинальный характер приобретает деятельность органа, избираемого населением (пример - Государственная Дума в России 1905-1917 гг.). Из сказанного можно сделать вывод, что конкретный тип монархии, установившийся в стране, зависит в первую очередь от степени развития в ней производственно-экономических отношений.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской. Республикой (лат. res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

В парламентарной (фр. parle - говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является - высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти,

формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и (или) правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменение соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое парламентом в условиях отсутствия ярко выраженного парламентского большинства, представленного депутатами одной политической партии.

Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве, представителей различных политических партий. Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к сбалансированному решению, устраивающему всех или, по крайней мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система.

Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства - премьер-министр (в ФРГ - канцлер). Чисто парламентарных республик в мире сравнительно немного (ФРГ, Италия, Индия и некоторые другие).

В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентской (лат. presidens - букв, сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных "сдержек и противовесов". Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ. impeachment - досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

Смешанная (полупрезидентская) республика[284] характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример - Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).

По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.

Характеризуя республиканскую форму правления, нельзя не сказать несколько слов о республиках советского типа. Несмотря на то, что данная форма правления была характерна лишь для нескольких государств "социалистического" типа и является таким же анахронизмом, как абсолютная монархия, тем не менее, она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.

Характерным для формы правления данного типа было отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов (или иных представительных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.

Господство партийно-бюрократического руководства обеспечивалось непрофессиональным характером деятельности Советов: их депутаты за редким исключением не порывали связей со своей основной работой, а сами Советы созывались на периодические заседания, а не работали постоянно.

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления 1. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления

§ 9.1. Форма правления

§ 9.1. Форма правления Под формой правления[280] понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними[281]. Формы правления в

4. Формы государства, основные форма правления

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

Форма правления: понятие и виды

Форма правления: понятие и виды Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.Неверно сводить это понятие только лишь к процедуре замещения поста главы государства

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

2. Формы правления

2. Формы правления Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в

§ 8. Форма правления в Российском государстве

§ 8. Форма правления в Российском государстве При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Существуют три формы

51. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки

51. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления в странах Латинской Америки В системе государственного управления современных стран Латинской Америки ведущая роль управления принадлежит президенту и правительству, которое традиционно

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Форма правления – внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Выделяют две формы правления: монархия и республика.Монархия представляет собой

79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления

79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран ведущая роль традиционно принадлежит президенту и возглавляемому им правительству.Форма правления выходит за рамки обычной

83. Республиканская форма правления

83. Республиканская форма правления Республиканская форма правления в арабском мире возникла в результате различных процессов:– в ходе колонизации (Алжир, Ливан, Сирия, Судан, Мавритания);– в ходе национально-освободительного движения, в ходе завоевания политического

5.1 Форма правления государства

5.1 Форма правления государства Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;взаимоотношения высших органов власти друг с

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность по законам престолонаследия.

· Единоличный глава государства - монарх (царь, король, император, эмир, шейх, султан и др. );

· Бессрочный (пожизненный) характер власти. Монарх ни прямо, ни косвенно не избирается населением.

· Передача верховной власти по наследству по законам престолонаследия. При этом воля народа (избирателей) не учитывается. Таким образом, источником монархической власти выступает не народовластие, а традиция, подчас религиозно освященная.

· Юридическая неприкосновенность, неподсудность монарха. Монарх не несет ответственности за свои политические действия.

· Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций и поколений, представляет государство на международной арене.

· Религиозная, божественная основа монархической власти. Монархические ритуалы, как правило, сопровождаются церковными действиями.

На сегодняшний день в обществе присутствуют следующие виды монархий:

Абсолютная монархия (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело и без каких-либо ограничений принадлежит монарху. Какие-либо законодательные акты и органы, ограничивающие монархическую власть, отсутствуют. В настоящее время к самодержавному типу государства может быть отнесен Бруней.

Конституционная монархия бывает двух видов: дуалистическая и парламентская. При дуалистической монархии верховная государственная власть разделена между монархом и парламентом, монарх является главой исполнительной власти. В этой сфере он независим и назначает правительство, ответственное перед ним. Парламенту принадлежат полномочия в сфере законотворчества и одобрения бюджета. Монарх обладает правом вето и может по своему усмотрению распустить парламент. Сегодня подобная форма существует в Иордании, Кувейте, Марокко;

При парламентской монархии власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом (парламентом). Монарх - лишь номинальный глава государства, символ нации. Формально именно монарх назначает главу правительства и министров, подписывает законы, но реальная государственная власть сосредоточена у парламента и правительства. Правящая элита формируется населением в ходе выборов и далее по партийным спискам. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Все акты монарха вступают в силу только после согласования с соответствующими министрами. Яркие примеры парламентской монархии - Испания, Япония, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: