Соотношение норм административного и трудового права в регулировании государственной службы

Обновлено: 05.05.2024

Соотношение норм административного и трудового права при регулировании отношений на государственной службе. Природа договора с государственными служащими, правила и требования к его содержанию и оформлению, стороны и определение их ответственности.

Рубрика Государство и право
Предмет Гражданское право
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) Галина
Дата добавления 03.05.2011
Размер файла 51,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Соотношение норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной гражданской службы. Особенности должностного и свободного времени государственных чиновников. Специфика изменения и прекращения служебного контракта.

дипломная работа [72,3 K], добавлен 19.06.2011

Правовой статус субъекта трудового права. Понятие государственной службы в Российской Федерации. Сущность трудового договора, его заключение с государственными служащими. Основания прекращения трудового договора. Особенности правового регулирования труда.

курсовая работа [71,1 K], добавлен 18.02.2009

Понятие и правовая природа трудового договора по законодательству Российской Федерации. Общий порядок заключения трудового договора. Основания и порядок прекращения трудового договора. Перевод на другую работу. Определение и стороны трудового договора.

дипломная работа [152,3 K], добавлен 26.03.2011

Понятие и содержание срочного трудового договора, его существенные основания, срок, вступление в силу; права и обязанности сторон. Порядок и особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с государственными гражданскими служащими.

контрольная работа [18,3 K], добавлен 12.02.2012

Понятие, содержание, стороны, сроки трудового договора и порядок вступления его в силу. Роль трудового договора в регулировании отношений руководителя и работника. Анализ условий и положений трудового договора на примере ООО "Алапаевский хлебокомбинат".

курсовая работа [99,7 K], добавлен 23.10.2011

Источники права, органы, входящие в систему государственной власти Российской Федерации. Правовые основы трудового договора, процедура его вступления в силу. Существенные условия и стороны договора подряда. Протоколе об административном правонарушении.

контрольная работа [16,5 K], добавлен 16.11.2010

Понятие и содержание трудового договора. Значение трудового договора как одного из центральных институтов трудового права. Стороны трудового договора. Форма трудового договора: требования, условия и виды при допуске работодателем работника к работе.


В статье раскрываются проблемные вопросы соотношения административного и трудового законодательства в рамках регулирования отношений на государственной службе. Автор поддерживает позицию о необходимости выделения самостоятельной отрасли права ‒ служебного права. С учетом выявленных проблем в представленной сфере, формулируются рекомендации по их разрешению.

Ключевые слова: административное, законодательство, отношения, служащий, служба, трудовое.

Нормативное правовое регулирование труда государственных гражданских служащих характеризуется особенностями. Это обусловлено спецификой их деятельности.

На специфичный характер служебной деятельности государственных служащих неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении от 06 декабря 2012 г. № 31-П высший судебный орган конституционного контроля отметил, что государственные служащие являются представителями органов государственной власти в рамках осуществления служебных обязанностей государственные служащие реализуют полномочия государственных органов. В связи с этим, законодательство о труде (службе) государственных служащих является специальным. Государство правомочно устанавливать особые правила поступления и порядок прохождения государственной службы [4].

Основная особенность правового регулирования отношений на государственной службе заключается в применении как норм специального законодательства к служебным отношениям с участием государственных служащих, так и норм трудового законодательства в части вопросов, неурегулированных нормами специального законодательства.

Основным специальным законом, регулирующим прохождение государственной гражданской службы, является федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Данным законом урегулированы вопросы поступления на государственную службу, прохождения, прекращения государственной службы (основания и последствия); государственные гарантии, связанные с прохождением службы; служебное время и время отдыха, оплата труда, служебная дисциплина и др.

Проанализировав содержание указанного акта, можно прийти к выводу о том, что законодатель применительно к государственной службе устанавливает приоритет административно-правового регулирования (специального законодательства) по отношению к законодательству о труде ‒ ТК РФ. Нормы трудового законодательства к отношениям на государственной службе применяются только в исключительных случаях, при отсутствии специально-правового регулирования.

При этом, необходимо обратить внимание на то, что ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» практически дословно воспроизводит статьи ТК РФ. Различие состоит только в том, что применительно к прохождению государственной службы законодатель предусматривает такие понятия, как «служебный контракт», «служебное время», «служебная дисциплина» и др. В ТК РФ аналогичные правовые институты закреплены как: «трудовой договор», «рабочее время», «дисциплина труда».

Таким образом, целостной системы правового регулирования служебных отношений на государственной гражданской службе, о которой говорилось в Концепции реформирования государственной службы не получилось. В настоящее время институт государственной гражданской службы находится в стадии развития и совершенствования. В числе планируемых мероприятий, направленных на развитие данного правового института, нормами Указа Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» предусмотрены следующие: совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы РФ граждан РФ, государственных гражданских служащих РФ; стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе; внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий; ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

В современных условиях развития и совершенствования института государственной гражданской службы, внимание представителей научного сообщества приковывает вопрос о целесообразности выделения служебного права в качестве самостоятельной отрасли права. Данному мнению придерживаются ряд авторов. Так, по мнению, С. А. Чаннова служебное право является пока формирующейся отраслью права. В обоснование возможности выделения служебного права в самостоятельную и комплексную отрасль права автор указывает наличие специального и обособленного правового источника ‒ служебного законодательства [9]. Самостоятельный характер и возможность обособления служебного права отмечает также И. А. Дякина [6]. По мнению ученого, комплексность отрасли и унифицированный характер терминологического аппарата, а также наличие специальных законов, регулирующих вопросы организации и прохождения государственной гражданской службы, позволяют говорить о существовании отдельной отрасли права, а не подотрасли административного права, как полагает, например, В. Б. Муравченко [7]. Анализируя правовой институт государственной гражданской службы, Х. А. Валеев [5], отмечает, что служебное право следует считать комплексной отраслью российского права, регулируемой нормами конституционного, административного, трудового, жилищного, пенсионного законодательства.

Проведенный анализ соотношения административного и трудового законодательства в рамках регулирования отношений по государственной службе позволил нам прийти к выводу о целесообразности устранения существующих пробелов в законодательном регулировании служебных отношений на государственной службе. В числе выявленных нами пробелов в законодательном регулировании отношений по государственной гражданской службе можно отметить следующие: отсутствие регламентации порядка издания акта о назначении на должность, порядка приостановления и продления служебного контракта и др. Устранить данные пробелы законодательного регулирования можно двумя способами. В ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» полно и детально закрепить все вопросы, связанные с прохождением государственной службы. Соответственно, с исключением применения норм трудового законодательства. Также данная проблема может быть решены через дополнение ТК РФ самостоятельной главой, предусматривающей особенности правового регулирования труда (службы) государственных служащих. При этом, ряд статей ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ необходимо исключить.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [Текст] // Российская газета. ‒ 31.12.2001. ‒ 31 декабря.
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. ‒ 03.08.2004. ‒ 03 августа.
  3. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 // Российская газета. — 30.06.2019. — 30 июня.
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. № 31-П // Вестник Конституционного Суда РФ. ‒ 2012. ‒ № 29.
  5. Валеев, Х. А. Государственная гражданская служба как институт российского права: дис. канд. юрид. наук / Х. А. Валеев. — Москва, 2006. — 214 с.
  6. Дякина, И. А. Служебное право как комплексная отрасль права: автореф. дис. док. юрид. наук / И. А. Дякина. — Ростов н/Д. — 2007. — 39 с.
  7. Муравченко, В. Б. Правовое регулирование муниципальной службы административным правом / В. Б. Муравченко // Евразийский Союз Ученых. — 2016. ‒ № 2. — С. 109–114.
  8. Харитонов, И. К. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации / И. К. Харитонов // Общество и право. ‒ 2018. ‒ № 2(52). ‒ С. 40 ‒ 48.
  9. Чаннов, С. Е. Служебное право как формирующаяся отрасль российского права / С. Е. Чаннов // Власть. ‒ 2018. ‒ № 9. ‒ С. 11 ‒ 17.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, государственная гражданская служба, трудовое законодательство, РФ, служащий, специальное законодательство, ТК РФ, законодательное регулирование, комплексная отрасль, правовой институт.


Издревле управление и регулирование социальными процессами присущи любому обществу и государству. Баланс стабильности и развития государства и общества, как целостных систем, априори возможно только при упорядоченном управлении и регулировании различных социальных процессов. Именно поэтому всегда есть место поиску отношений между публичными и частными интересами и их отображением в структуре и деятельности государства. Поиск и применение методов результативного влияния на социальные процессы находятся в плоскостях правовой системы. Очевидно, что их наибольший объем содержит в себе административное право, как опорная отрасль публичного права.

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что административное право, само будучи самостоятельной частью российского законодательства, выступает охранительным для многих других отраслей правовой системы страны. Зачастую нормативно-правовые акты непосредственно соединяются, а также используются в отношениях с предписаниями иных отраслей как публичного, так и частного права. Важное положение административного права в системе разделов законодательства определяется тем, что его нормы устанавливают юридические положения устройства и процесса реализации административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, в ходе которой компетентными административно-публичными учреждениями используются стандарты целого ряда областей публичного и частного права, а именно таможенного, финансового, гражданского, экологического и т. д.

Административное право, как известно, это: «одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности». [8; 12; 13]

Предметом административного права, как известно, являются [8; 12; 13]:

- «управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;

- •управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;

- отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;

- управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий»

Характеризуя роль административного права в системе отраслей российского права, отметим, что оно:

1) «определяет систему, компетенцию и полномочия административно-публичных органов, применяющих в процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права;

2) регулируют правовые формы и методы административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

3) устанавливает административные процедуры, определяющие порядок деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

4) определяет административные права и обязанности физических лиц и организаций, реализация которых этими субъектами позволяет обеспечивать реализацию прав и обязанностей, установленных нормами других отраслей права» [13]

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что роль административного права в системе отраслей права — юридическое обеспечение и сопровождение властной деятельности публичной администрации по применению норм других отраслей права, а значит, юридическое обеспечение реального действия этих норм.

Рационально отграничивать административное право как публичное право, от отраслей частного права. Они различаются первичной структурой, общественными направлениями, функциями и принципами. Как известно, «частное право — допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц); в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанная на добросовестности их создания, изменения и прекращения, а также установления порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Предмет публичного права — государство как носитель верховной и суверенной власти, а так же государственная власть в ее различных проявлениях» [12]

Вряд ли можно подвергнуть сомнению утверждение что «административное право является публичным правом», [12] так как оно выражает публичный интерес как в формировании общественных процессов, так и в формах, содержании и методах административного права, работы исполнительной власти.

Существует ряд теорий в административном праве, в которых разграничивается частное и публичное право. Одна из них, «теория интересов», определяет виды интересов, которые обеспечиваются отдельными правовыми нормами, и направления правового регулирования конкретных общественных интересов или действий. Здесь публичное право служит государственным интересам, частное право — частным интересам. На наш взгляд, «теория интересов» дает поверхностные доводы отграничения административного и частного права, потому что большое количество нормативных актов гарантируют параллельно социальные и личные интересы. В то же время нельзя не отметить и положительное в данной теории: представляется, что государство станет правовым только тогда, когда любая норма будет удовлетворять социальным и индивидуальным интересам. Этой теорией можно пользоваться только как дополнительной для разрешения проблемы о разграничении публичного и частного права.

Другая теория, «теория субординации (соподчинения)», предполагает разграничение публичного и частного права, раскрывает характер отношения участниками (субъектами) правовых отношений. Данная теория характеризует сущность публичного права в образуемом в рамках осуществления публичной власти отношении подчиненности. Здесь в публичном праве нижестоящие и вышестоящие субъекты права связаны между собой отношениями подчиненности или соподчинения, а в частном праве субъекты права, вступающие в правоотношения, обладают равным правовым статусом (имеется в виду их равноправие при использовании установленных законом возможностей, правил поведения и действий, а также одинаковую степень подчинения определенным правом процедурам и правилам). Данная теория отражает превосходство государства (властной управленческой деятельности) с его арсеналом средств ограничения, организации и принуждения. Однако отношения подчиненности действуют и в сфере частного права, а договорные отношения и правовое равенство субъектов можно обнаружить в области публичного права (например, заключение соглашений).

По нашему мнению, такое отображение проблемы разграничения публичного и частного права не в полной мере раскрывают их сущность, так как все чаще на себя обращают моменты, когда в современности рождаются новейшие учреждения публичного и частного права. Например, такие учреждения как подчиненность в современном гражданском праве в условиях наличия в практике достаточно обширного количества административных договоров. В то же время, нормативно-правовые взаимодействия в социально — культурной сфере государственного управления, непрерывно расширяясь и развиваясь каждый в собственной отрасли, создают все условия для того, чтобы не рассматривать субординационную теорию как непревзойденную.

Ещё одна теория, это «теория относительности и допустимости правовых норм при регулировании отношений». Данная теория рассматривает административное право как совокупность правовых норм, которые имеют адресантом государство или другие субъекты суверенной государственной власти и применяются для регулирования отношений государства или других государственно-правовых институтов и образований, а также физических лиц, имеющих соответствующий правовой статус. Административное право — это особое право государства и его органов. Частное право — это право для каждого индивида и каждого субъекта права». [11]

По нашему мнению, исследование вышеперечисленных теорий может помочь сформировать представление о роли административного права в системе законодательства, его предназначении и последующем пути развития.

Несмотря на разделение публичного и частного права, административное право, как ранее мы отметили, тесно соотносится со многими другими отраслями права. Данное утверждение вполне соответствует выводам сделанным Б. Н. Габричидзе, который обосновал, что «административное право является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими правовыми отраслями служит фундаментом для возникновения и функционирования многих уже сложившихся или сравнительно новых отраслей права либо правовых образований, совокупностей…» [7].

Рассмотрим наиболее характерные аспекты взаимодействия административного права с другими отраслями права на конкретных примерах.

Например, административное право плотно взаимодействует с конституционным правом, исходя из того, что оба они отрасли публичного права. Устройство конституционного права и объекты законодательного координирования похожи на устройство административного права. Так как конституционное право — главнейшая ветвь российского права, оно фиксирует правила основания и компетенции исполнительной власти. Ее система, место, правовые функции прописаны в ст. 3, 5, 10, 11, 71–72, 83–88, 102–103, 111, ст. 117, 125 Конституции РФ. Исходной и необходимой для административного права является ст. 110 Конституции РФ, которая определяет состав Правительства РФ, и ч. 1 ст. 117, которая предусматривает право Правительства РФ подать в отставку. [1]

Многие стороны образования и функции устройства исполнительной власти фиксируются федеральными и другими законодательными актами. Так как административное право происходит из норм конституционного права, конкретизирует их, поясняя правовую систему исполнения прав и свобод определенных членов управленческих социальных отношений и административно-правовые способы его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т. д.

Взаимодействие и соотношение гражданского права и административного права заключается в потребностях удовлетворения общественных и индивидуальных интересов, требующих употребления и анализа административно-правовых и гражданско-правовых нормативных актов. Поскольку, нормы одной отрасли права охраняются нормами другой отрасли, административное право должно расцениваться как одно из обязательств воплощения гражданско-правовых норм. Административное и гражданское право часто рассматривают одинаковые ситуации, но совершенно различные способы налаживания отношений между субъектами. Часто это бывают имущественные отношения, но существуют различия в способах их координирования. Гражданскому праву свойственно нормативно-правовое равенство воли сторон; отсюда активное использование договорных форм. Для административно-правовой методики характерно различие способностей лиц: желание одного, как правило, господствует над желанием другого. В административно-правовых отношениях одна сторона, в большинстве случаев, снабжена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно она (первая сторона) принимает властные решения, производит государственный надзор за функционированием другой, имеет право в определенных, предусмотренных законом ситуациях использовать к ней принуждение.

Одним из примеров соотношения административного права и гражданского права является требования Гражданского Кодекса РФ, который предписывает, что «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». [3,ст. 2, 16, 124, 125,126, 426; 9; 10]

Кроме того, сравнивая административное и гражданское право, мы видим их различия в методах урегулирования правонарушений. Для административного права характерен императивный метод (метод властных предписаний), а для гражданского — диспозитивный (установление юридического равенства участников правоотношений). Но при этом прослеживаем и их связь, например в вопросе имущественных отношений.

Характеризуя отношения административного права и трудового права, следует отметить, что предписания административного права устанавливают компетенцию учреждений исполнительной власти по регулированию трудовых взаимоотношений. Часто создание нормативно-правовых актов трудового законодательства устанавливается стандартами административного права. Это касается издания приказов об оформлении на работу [5,ст.16] об обеспечении отпуска на установленный период, предписания трудового законодательства — условия появления административно-правовых отношений. Гражданин- член трудового коллектива, участвует в управлении делами предприятия, где он работает. [5] Важную роль в трудовых отношениях играют инспекции и другие контрольные органы, осуществляющие надзор за соблюдением правил охран труда и техники безопасности. Статус указанных органов регулируется административным законодательством. Нормы административного права, устанавливают положения о государственной службе, а нормы трудового права, упорядочивают прием и прохождение этой службы. Некоторые основания для работников, исполняющих те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе, определяются предписаниями административного законодательства.

Рассматривая взаимосвязи административного и уголовного права, можно отметить, что общим для обоих отраслей права является то, что зачастую они охраняют одну и ту же сферу правоотношений, но различаются степенью тяжести санкций за совершение правонарушений. Административное законодательство устанавливает гораздо менее строгую меру ответственности, чем законодательство уголовное, так как административные правонарушения отграничиваются от уголовных правонарушений степенью общественной опасности.

В виду ограниченности объема статьи, мы рассмотрели соотношение и взаимосвязь административного права только с некоторыми отраслями права на характерных примерах. В теории и на практике, существуют достаточно обширное количество примеров и работ, наглядно показывающих соотношение административного права с финансовым, информационным, таможенным, налоговым, военным и другими отраслями российского права. [например, 7; 8; 10; 11; 12; 13]

Таким образом, рассмотрев соотношение административного права с другими отраслями права можно сделать вывод, что административное право является одним из стержней правовой системы государства и тесно соотносится с другими отраслями права, выступая для многих из них в роли охранительного права. Оно является крупнейшим, сложным и имеет важнейшее значение в координировании социальных отношений, установлении порядка управления и реализации гражданами своих прав и обязанностей. Административное законодательство затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности общества и государства.

1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237, 25 дек.

7. Габричидзе Б. Н. Административное право России: учебник — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби 2008. — 680 с.

8. Микаилов С. М., Петров Е. Е. Административное право Российской Федерации в схемах и таблицах: учебное пособие Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации», Северный (г. Петрозаводск) филиал.- Петрозаводск: НИН, 2014.-297с.-Библиогр.:с.292–298

9. Микаилов С. М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. // Дисс. канд.юрид.наук.12.00.11. Академия управления МВД России. Москва. 2011.

10. Микаилов С. М. Профилактика преступлений имущественной направленности как основная цель деятельности вневедомственной охраны полиции [Текст] / С. М. Микаилов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1–0,5 п.л.

11. Рихтер И., Шупперт Г. Ф. Судебная практика по административному праву: Учеб. Пособие. М., 2000. С. 90–111.

12. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 4-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, — 2009. — с.

13. Стахов, А. И., Кононов П. И. Административное право России: учебник для бакалавров — М: — Юрайт. 2014.- 651 с. Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, отношение, отрасль, частное, административное законодательство, норма, отношение подчиненности, теория, внутриорганизационный характер, государственная служба.

Развитие государственной службы как правового института может быть эффективным лишь в том случае, если оно осуществляется на основе соответствующих ме­ханизмов и методов правового регулирования государственной службы. Под ее правовым регулированием понимается норма­тивно-организационное воздействие на служебные отношения с целью их становления, охраны, упорядочения и развития в соот­ветствии с потребностями государства и общества.

Возможности правового регулирования государственной службы во многом зависят от развития основных отраслей права: конституционного, административного, трудового и др. При этом под отраслью права понимается основное подразделение струк­туры права, охватывающее качественно обособленную область общественных отношений, упорядочение которых связано с ис­пользованием специфического юридического режима правового регулирования, т. е. их предмета и метода.

Особое значение имеют нормы конституционного права. Они определяют основы правового статуса государственной службы. В Конституции Российской Федерации содержатся три основные нормы: 1) принцип равного доступа граждан к государст­венной службе; 2) самостоятельность федеральной государственной службы; 3) запрет депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой направлен на реализацию прав и свобод человека и гражданина, привлечение граждан к управлению делами госу­дарства, сочетание преемственности в государственной службе с ее обновлением.

Из принципа самостоятельности федеральной государст­венной службы вытекает такое явление, как обособленность го­сударственной службы субъектов Федерации. Имеются заметные различия в правовом регулировании этих двух уровней службы. Субъекты Федерации могут издавать свои законы и иные норма­тивные правовые акты по вопросам государственной службы, учитывающие местные условия и национальные особенности полномочий между органами государственной власти федераль­ного и регионального уровней.

Запрет депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе исходит из принципа разделения госу­дарственной власти, самостоятельности ее ветвей, а также необ­ходимости их работы в парламенте на постоянной основе. Это обеспечивает независимость, беспристрастность, профессиона­лизм депутатов при выполнении своих обязанностей. Государст­венный служащий, избранный депутатом Государственной Ду­мы, обязан, согласно законодательству о выборах, в трехдневный срок сообщить в Избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей служащего.

Нормы административного права регулируют управленче­ские отношения, связанные с профессиональной деятельностью государственных служащих исполнительной ветви власти. Госу­дарственные служащие являются субъектами управления. Они действуют от имени и по поручению государства, выполняют ор­ганизационные задачи или обеспечивают их выполнение. Преж­де всего это касается внешних отношений государственной служ­бы - связей с гражданами, другими государственными органами и их должностными лицами.

Административное право - модель управления, его юриди­ческая форма, закрепляющая юридическое неравенство субъек­тов управленческих отношений. Они обычно возникают в связи с действиями, влекущими юридические последствия (приказы, жа­лобы, заявления, указания, постановления и др.), а также правами и обязанностями, ответственностью, ограничениями.

Нормы трудового права регулируют служебное время, время отдыха, строгое соблюдение внутреннего распорядка. Федеральным законодательством установлено, что на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе.

Таким образом, нормы конституционного, административного и трудового права являются важным фактором, способствующим формированию государственной службы на принципиально новых юридических основаниях.

Механизм правового регулирования государственной служ­бы включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается воздействие государства на становление и разви­тие государственно-служебных отношений. К основным элемен­там механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанно­стей государственных служащих.

Развитие нормативной правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, облегчить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду. В настоящее время это непременное условие становления эффективной государственной службы России.

Основным звеном механизма правового регулирования вы­ступает норма права, т. е. правило поведения общего характера, установленное государством. Оно имеет обязательную силу, наде­ляет субъекты управления юридическими правами и обязанностя­ми, регулирует общественные отношения и предусматривает в случае отклонения от норм ответственность. В российском законо­дательстве о государственной службе пока очень мало норм права, отвечающих таким требованиям. В нем преобладают нормативные предписания, правовые принципы, нормативные идеи, которые должны конкретизироваться в правовых нормах.

Правовые отношенияв государственной службе представля­ют собой урегулированные нормами права общественные отноше­ния, участники которых выступают носителями субъективных прав и обязанностей, юридической ответственности. Правоотно­шение требует, естественно, моделирования в норме права. Таких правоотношений российским законодательством в ходе реформи­рования государственной службы становится все больше.

Предмет правового регулирования государственной служ­бы - это определенный круг государственно-служебных отноше­ний, которые закрепляются соответствующей группой юридиче­ских норм, обладают каким-либо единым качеством. Это служит основанием для обобщения норм права, регулирующих данный круг отношений, в такую нормативную общность, как отрасль права. Отношения в государственной службе являются, главным образом, предметом конституционного, административного и трудового права.

Метод правового регулированиягосударственной службы представляет собой совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия органов государственной власти на содержа­ние деятельности и поведение государственных служащих, органи­зацию и функционирование государственной службы как правового института. В процессе правового регулирования применяются им­перативный и диспозитивный методы. Первый характеризуется властным воздействием на государственных служащих. Второй регу­лирует отношения между равноправными сторонами, например, ви­дами государственной службы, государственными служащими в ходе взаимосвязей по горизонтали и т. д.

В правовом регулировании современной государственной службы России имеются значительные проблемы. По-прежнему сохраняются отношения трудового найма между служащим и го­сударственным органом. Руководитель принимает на работу, ус­танавливает оклады и надбавки, поощряет, наказывает, увольня­ет. При такой системе уже не столько законы и указы, сколько руководитель государственного органа или подразделения - высший авторитет для подчиненного. Государственные служа­щие при исполнении должностных обязанностей преимущест­венно руководствуются указаниями непосредственного руково­дителя, а не должностными регламентами. Отсюда - авторита­ризм и произвол, индивидуальная и коллективная безответствен­ность должностных лиц, бюрократизм и коррупция, социально-правовая незащищенность служащего, подбор кадров не по конкурсу или на основе независимой аттестации, а по знакомству, симпатиям, признаку личной преданности.

В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что го­сударственная служба предполагает как раз нечто иное - право­вую защищенность служащего от произвола вышестоящих руко­водителей, гарантию профессионального и должностного роста, непрерывное образование, возможность проявления работником инициативы, творчества.

Таким образом, реализация правового института государст­венной службы осуществляется через правовой механизм, кото­рый включает правовые нормы, отношения, ответственность, сознание, факты и т. д.

3. Нормативно-правовое регулирование института государственной службы в Российской Федерации.

1. Конституционное регулирование государственной службы

2. Федеральный закон «Об основах государственной службы» как единая правовая база государственной службы

3. Основы федеральной программы «О реформировании государственной службы» (2003-2005 гг.)

4. Правовое обеспечение государственной гражданской службы

5.Правовые принципы государственной гражданской службы

6. Федеральная программа по реформированию и развитию системы государственной службы (2009-2013 гг.)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: