Соотнести понятия свобода и ответственность правовое государство

Обновлено: 25.04.2024

Свобода — это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе.

В определенном смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей. Еще в французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.

Лишение свободы в демократическом обществе и государстве допускается лишь по приговору суда, а временное лишение свободы (арест или полицейское задержание) - только на определенный срок (обычно 2-3 суток) и с соблюдением процедур, установленных законом. Здесь особенно большую роль играет существующий в большинстве демократических стран институт "habeas corpus", согласно которому каждый задержанный имеет право требовать немедленно быть доставленным к судье с тем, чтобы он решил вопрос об обоснованности лишения свободы .

Свободный человек принимает решения по собственной воле. Однако насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуются с волей и деятельностью других людей, групповыми и общественными интересами? Так свобода и ответственность личности становятся двумя взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга характеристиками ее бытия. Между тем сторонники абсолютной свободы воли полагают, что поскольку поведенческие поступки человека строго детерминированы внешними условиями и обстоятельствами, он не может и не должен нести ответственность за социальные последствия этих поступков. Считается, таким образом, что воля человека не может быть свободной при сохранении внешней детерминации: либо свобода , либо необходимость.

Свобода порождает добро, а несвобода, рабство во все времена плодили зло.

Свобода и ответственность представляются нам как противоположности. Нам говорят - без ответственности не бывает свободы . Точнее нам говорят еще жестче - ты хочешь свободы - но ты помни, что за это бывает. Нас пытаются ограничить, не дать поступать, как мы хотим, проявлять свою свободу . И ответственность здесь используется, как способ ограничения. В руках тех, кто хочет нами владеть, ответственность - средство власти.

Следует заметить, что в нашей литературе, чаще всего в энциклопедических словарях, при определении права обычно отсутствует понятие свободы , т.е. понятие, которое, по нашему мнению, особенно важно учитывать для уяснения сущности права и правовой науки. Более подробный ответ на этот вопрос будет дан в ходе нашего изложения проблем интеграции права и свободы .

В качестве базовой используем концепцию, которая рассматривает свободу как базовую категорию в определении понятия права. Почему именно ей отдается предпочтение? Прежде всего выбор данной концепции обусловлен ведущей ролью свободы в определении специфической природы человека. “Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же не свободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе ”. Среди многих других существенных характеристик природы человека свобода занимает ключевое место. Свобода как способность и возможность человека действовать в соответствии со своими потребностями, интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. “ Свобода воли означает, следовательно, ни что иное как способность принимать решение со знанием дела”. Именно свобода как индивидуума, так и общества в целом есть критерий прогресса, господства человека на силами природы, самовыражения человека и цивилизации.

Свобода – это свобода воли, свобода мысли и действий человека. Все это говорит о том, что она имеет фундаментальное значение в определении человека как мыслящего и самостоятельно действующего субъекта, обладающего возможностью выбора в соответствии со своей волей, целями и интересами. В силу этого определение права через свободу и посредством ее, по нашему мнению, есть оптимальный путь познания права, его современной цивилизованной формы.

Раскрытие природы права посредством категории “ свобода ” не умаляется ролью государства в происхождении права. Хотя, объективности ради, нужно заметить, что вопрос о происхождении права и сегодня является дискуссионным. Мы придерживаемся концепции, согласно которой процесс возникновения права и государства протекал параллельно, при взаимном влиянии друг на друга. При этом не следует игнорировать и стадию формирования “права в себе”, т.е. исторический этап, когда существовало “право” обычая, представления о правильном, справедливом праве как “правде”.

Тип урока : формирование новых знаний.

Форма урока : урок-проблема с использованием электронной презентации.

Межпредметная связь: самопознание, история, основы философии

Оборудование: электронная презентация урока в POWER POINT задания для групп.

Учебник:

· Учебник под редакцией М. Изотова, М. Сабитова, А. Нысанбаева, Алмааты: Мектеп, 2011

  • Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010.
  • Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.

1. Организационный момент. (Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Целеполагание)

2. Изучение новой темы

1 вопрос. Свобода. Абсолютная свобода. Свобода выбора.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свободе.

Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.

Игра «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода». (Ответы учащихся )

В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам латинское изречение Vita sine libertate, nihil!, которое переводится, как «Жизнь без свободы ничего не значит».

Нам предстоит рассмотреть в ходе урока ряд вопросов:

во-первых, что такое свобода, каковы ее основные аспекты, чем она ограничена;

во-вторых , мы посмотрим, как свобода проявляется в различных сферах общественной жизни (в каких? - экономической, политической, социальной и духовной),

в-третьих , для чего нам нужна свобода.

Мы не случайно обращаемся к этой теме. Свобода – это одна из вечных ценностей, и сегодня как никогда важно знать, какими свободами и в какой мере мы обладаем и каким образом мы можем защищать свою свободу.

Что же такое свобода? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и познакомимся с одним из определений понятия «свобода». Словарь С.И.Ожегова дает нам следующее определение понятия «свобода»: это «независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность… общества и его членов». Но это определение было таким не всегда. В разные исторические эпохи свобода воспринималась людьми по-разному. Для первобытного человека быть свободным означало принадлежать роду, племени, «быть своим». В античности свобода - это возможность распоряжаться судьбой, которая была в руках богов, а также свобода от политической деспотии. В средние века под свободой подразумевалось ведение духовной, праведной и безгрешной жизни. В эпоху Возрождения свобода понималась как беспрепятственное развитие человеческой личности, раскрепощение творческого сознания людей. В Новое время это слово было написано на знаменах всех западноевропейских революций и символизировало равноправие всех граждан. Для человека индустриального, современного нам общества свобода обрела экономический и юридический смысл.

Вопрос к учащимся:

  1. Поднимите руку, кто хочет быть свободным?
  2. Известные герои произведения Марка Твена Том Сойер и Гекельберри Финн тоже захотели полной свободы. Они сбежали из дома, потому что им надоела опека взрослых, необходимость ходить в школу, помогать по хозяйству, мыться и чистить одежду:

Представьте, что вы вместе с ними живете в пещере, питаетесь тем, что попадается.

Долго бы выдержали вы такую "свободу"?

  1. Почему мальчики вернулись домой?
  2. Позволяет ли закон бродяжничать, попрошайничать?
  3. Какими правами и свободами обладали дети в тот момент?

Что означает свобода лично для вас? (Ответы учащихся - это возможность иметь политические и гражданские права; распоряжаться своими ресурсами, своим капиталом, своим временем).

Преподаватель: Категория свободы является одной из центральных философских исканиях человечества, так, как свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества.

Свобода, считают некоторые философы, это «возможность поступать так, как хочется». Екатерина Великая говорила: «свобода – это когда никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу». В её устах это звучит привлекательно.

· согласны ли вы с этим утверждением? (ответы учащихся)

· как вы думаете, бывает абсолютная свобода, ничем и никем неограниченная?

( ответы учащихся)

Но как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому – то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив, её на полную мощность человек осуществил своё желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила права многих других полноценно выспаться в ночное время.

Пример: в одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками.

Вопрос: как вы думаете, на чьей стороне будет суд?

Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так, как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Только что приведённая французская легенда демонстрирует элементарное явление: нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна.

Представим , что индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнёт понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. В «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевский словами Великого инквизитора подчеркнул важную мысль: «ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы», а потому «нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться»

Вопрос: разделяете ли вы такую точку зрения? (ответы учащихся)

Таким образом исходя из данных , свобода есть, человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Чтобы стать абсолютно свободным человеком пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит и от самого себя.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание ещё на одну сторону вопроса. Абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осёл».

Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода.

Ещё раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил, не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удалёнными и одинаково влекущими, человек, скорее умрёт, чем, обладая абсолютной свободой, возьмёт в рот одно из них».

( Примеры учащихся и их обсуждение)

Свобода есть там, где есть выбор.

Свобода выбора.

Свобода есть изначальная непредопределённость человека внешними ему причинами, условиями и окружающей средой.

Иначе говоря, то, кем каким станет человек, какое место он займёт в жизни, что именно он сделает для себя смыслом жизни, что именно он посчитает ценностью, а что таковым для него не является – никакие другие силы за него и помимо него этого не сделают. Далее, те качества и свойства, которые свойственны только человеку, отличают его от всех прочих живых существ, не даны ему вместе с его телом (не рождены вместе с ним в готовом виде). Его мышление, способности должны быть развиты в целом после его рождения. Но это также не предопределено. (животная среда….)Человек изначально оказывается в условиях, когда способ своего бытия в мире он должен вырабатывать сам.

Таким образом, человек изначально стоит перед проблемой самоопределения. У только что рождённого ребёнка вопрос о том, будет ли он человеком, ещё не предопределён. К всех видов животных способ их жизнедеятельности в целом предопределён, он дан в генетической и физиологической организации каждой особи от рождения. Биологическим особям не дано выбирать. Такая возможность есть только у человека. Именно ему дан выбор, какой образ жизни вести, менять ли его…..

Бытиё человека, или то, каким ему быть, есть его выбор, точнее, возможность выбора. В той или иной ситуации человек совершает определённый поступок, избирает определённый жизненный путь, профессию, или уклоняется от этого, отдавая себя воле обстоятельств. Если выбор был бы неизбежен, диктовался бы с железной необходимостью, какая это была бы свобода? Следовательно, свобода как специфический способ бытия человека в мире состоит не в неизбежности выбора, а в возможности выбора, когда он может выбирать, а может и отказаться.

Человек творит себя сам. Он делает нечто смыслом своего существования, или отказывается от какого – либо смысла. Он стремится к высоким идеалам человечности или предпочитает вести недостойную жизнь, стремится сам определить себя или вручает свою жизнь воле других.

Не следует, однако, думать, что, совершив однажды выбор, человек в дальнейшем избавляется от такой необходимости. Это особенно касается поступков, когда человек сталкивается с необходимостью занять определённую позицию необходимость выбирать себя, именного определённого себя, всплывает каждый раз, когда ситуация затрагивает морально – этические нормы и правила. Если у того или иного индивида сложилась в прошлом определённая линия поведения, то она не срабатывает автоматически в каждом действии. В новой ситуации он подтверждает себя такого или не подтверждает. Поэтому проблема выбора стоит перед человеком всегда.

Быть свободным и стремиться всегда к свободе – самое трудное для человека. Такая установка и соответствующие поступки накладывают на него тяжесть ответственности. И, наоборот. Предоставить себя воле случая или воле другого, т.е. уклониться от выбора намного легче. Рабство освобождает человек от решения всех житейских проблем, трудностей самостоятельного бытия. Именно поэтому человеческие индивидуумы часто предпочитают подчиняться силе обстоятельств. Власти других индивидов, государства, полагаясь лишь на их волю. Вся противоречивость проблемы заключается в этом: исходная ситуация свободы, возможность выбора являются также источником человеческого рабства.

Наш выбор может быть осознанным и неосознанным. Давайте рассмотрим ситуацию осознанного выбора. Скажите, что вы могли бы сейчас делать, если бы вам не нужно было идти на этот урок? А что заставило вас прийти сюда? Насколько осознан и насколько свободен ваш выбор? Осознанный выбор не всегда является верным. Человек может пить, курить, употреблять наркотики. Это выбор осознанный? Свободный? (Выбор свободный, но влечет за собой несвободу, зависимость). Но выбор всегда остается за человеком!

Иногда выбор происходит неосознанно . Из-за чего? (Под действием инстинкта («не знаю, что на меня нашло»), из-за недостатка информации или ложной информации). Приведите примеры из вашей жизни, когда вы делали неосознанный выбор.

А порой человек оказывается в ситуации ложного выбора. Подобная ситуация описана в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: «предлагаю вам четвертование или сожжение на костре по вашему выбору». Почему это ложный выбор?

Как вы думаете, почему человеку сложно делать выбор? Во-первых, человек ощущает ответственность за свой выбор и при этом неуверенность в нем. Какой выход? (Переложить тяжесть решения на чужие плечи). На чьи плечи мы обычно перекладываем груз ответственности? Кого обвиняем в своих неудачах? (родителей, государство, Бога). Но когда мы все же решаем сделать выбор, перед нами встают три вопроса. Давайте поработаем с заданием

Цель: определить , что такое правовое государство, каковы его признаки.

Образовательные - раскрыть сущность понятия «правовое государство».

Создать условия выявления учащимися признаков правового государства.

Развивающие - Продолжать учить работе с письменными историческими

источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.)

Продолжать учить составлять кластер.

Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей.

Воспитательные - Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Развивать навыки совместной деятельности.

Планируемые результаты УУД

Личностные :

§ Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

§ Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные :

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные :

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коммуникативные :

Методы: частично-поисковый

Приемы работы: критического мышления (кластер), работа с документами, работа с понятиями, работа с текстом статьи, стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал», поисковый метод,

Формы работы: групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка

Основные понятия изучаемые на уроке: Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

Кластер - одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class -разряд) позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно

продемонстрировать признаки изучаемого понятия.

1.Органазационный блок

- распределение по группам

- выработка правил работы

Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно.

2. Актуализация знаний

Дать определение – государство – это…

(организация власти в стране)

«составь схему» ( данный вид работы является проверкой домашнего задания. На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д. Учащимся предлагается на доске составить кластеры:

1. Признаки государства

2. Функции государства

3. Формы государства

4. Политические режимы

(Стадия вызова)

- Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (ответы детей)

Люди, формируя свое обще­ ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог­ ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

Мы сегодня продолжим говорить о государстве, т.к. для того, чтобы человек чувствовал себя в государстве комфортно у него должны быть определённые права давайте вместе определим тему урока

Тема урока: «Правовое государство»

Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У»

«Мозговой штурм»

Давайте запишем на листе бумаги известные вам слова-ассоциации, которые связаны с понятием «правовое государство»

групповая работа.

Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.

Запишите все идеи, которые у вас появились

Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке

Это и будут наши цели урока

Фиксирую учебную задачу:

Цель: узнать что такое «правовое государство» и определить его характерные признаки.

Сегодня на уроке мы

- определим сущность правового государства как основного института политической системы, его особенности и признаки;

- продолжим развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео­ ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

- выясним, в чём заключаются трудности построения справедливого общества.

- Оценим уровень правовой культуры среди учащихся класса, предложив свои меры по повышению ее.

- Продолжим формирование умений анализировать текст, работать в группе, выполнять задания в формате ГИА.

Мы сегодня будем работать по следующему плану.

1. Понятие правового государства.

2. Власть в правовом государстве.

3. Принципы правового государства


Многие мыслители прошлого и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Подумаем и мы.

1. Понятие правового государства.

Первым употребил выражение «правомерное государ­ ство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Давайте обратимся к тексту параграфа стр стр 29 прочитать пункт 1.

- Дать определение правовое государство

- в групповом обсуждении создать обобщённый ответ на вопрос1 стр 36

Ораторы групп представляют продукт групповой работы.

Дают определение правовое государство

ответ на вопрос1 стр 36

Самостоятельная работа : чтение текста параграфа, заполнение графы «Узнал»,

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Выделите главное, существенное в этом определении.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.

Основы идеи правового государства возникли в древности как реакция на произвол и злоупотребления властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили еще античные философы.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

2. Власть в правовом государстве.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве.

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы?

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

ü На экран, с помощью мультимедийного оборудования, проецируется информация:

Послушайте притчу

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая- то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина . »

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?

«Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. Жестокая власть свирепее тигра».

3 а д а н и е 4 .

Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:

- в сфере государственного устройства: «Государство долж-
но быть правовым, с разделением властей»;

_ - в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и госу-
дарство обязаны подчиняться строго определенным и общепри-
нятым ограничениям - правовым законам, и это разумное огра-
ничение есть подлинная свобода»;

_- в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода тво-
их поступков была совместима со свободой каждого и со все-
общими законами».

1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное

определение и сохранение границ свободы?

2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел

3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ сво-

В ы в о д. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.

З а д а н и е 5.

Соотнесите понятия «свобода» и «ответственность», «правовое государство»

1) Составьте синквейн со словами «свобода» и «ответственность», «правовое гос-во»

У ч и т е ль. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или

иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы. платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.

Давайте снова обратимся к тексту параграфа стр 32

Задание: прочитать п.4 стр 32 и выделите основные признаки
правового государства и оформите работу в виде кластера.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор,

который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из

Работа по группам

На основе работы с документами каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое государство».

Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.

Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения.

Дополнительные вопросы (при необходимости)

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.

Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3. принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

4. принцип разделения властей.

5. создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

6. реальное обеспечение прав и свобод граждан.

Подобрать документы, которые характеризуют принципы правового государства (ответ представить в виде цитатного плана)

группа работает таким образом – читает и анализирует текст по предложенной форме. После прочтения текста и анализа на отдельном листе ватмана группа создает схему или тезисы ответа на вопрос «Почему не достигли (или достигли) цели?»

Работа с текстом Конституции

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации

(создает схему или тезисы ответа на вопрос)

- Каковы условия построения правового государства?

1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой культуры).

2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

3.Наличие в стране гражданского общества.

Мы выявили признаки правового государства, давайте вернёмся к определению

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

-Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов- власть или право вы

поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске).

- Могла ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку?

Что из того, о чем мы говорили на уроке, вам уже было известно? Что вы узнали нового?

Время урока подошло к концу. Но дома вы можете продолжить размышление о власти, праве и правах.

Стадия рефлексии.

Какие вопросы мы решали на уроке?

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Какие вопросы остались без ответа?

Где можно найти ответы на эти вопросы?

Что мешало работать?

Что помогло достичь цели?

Чему мы учились?

Что понравилось на уроке?

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?

Поблагодарите друг друга за хорошую работу

Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке.

«Стандартный минимум» - читать §4 «Правовое государство», выписать и знать термины

«Повышенный уровень» - «Стандартный минимум» + Таблица


Творческое задание ( по желанию, на отдельную оценку)

Ученые считают, что правовое государство – это, конечно, правовой идеал. Какие аргументы вы можете привести в доказательство того, что он способен обрести реальные черты.

Дополнительный материал.

Основные отличия правового государства от неправового.

Государственная власть не ограничивается никакими законами.

Разделение властей носит реальный характер.

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается.

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым.

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства».

v Социологи отмечают, что каждый год на россий­ ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной
на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между со­ бой приведенные факты и современное состояние россий­ ского государства ?

v В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как мо­ жет поступить президент правового государства? Аргумен­тируйте свой ответ.

v Приведем исторический факт. Сократу, находивше­ муся в тюрьме накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий философ отказался от этого пред­ ложения, пояснив: «Если бы, чуть только собрались мы от­сюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пыта­ешься совершить, погубить. Законы и все Государство?» Какие общественные явления могут быть проиллюстри­ рованы на основе приведенного факта? Ответ поясните.

v В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом положении. Право является способом взаимосвязи индивида, общества и государства.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. В настоящее время в мире нет такой страны, где идеи правового государства были бы реализованы в полной мере. В этом смысле теория правового государства выступает как некий эталон идеал, к которому, в конечном счете, должно стремиться любое демократическое государство.

↑ Признаки правового государства

  • Верховенство права и закона во всех общественных сферах (законом устанавливаются права и обязанности граждан, закон носит правовой характер и защищает нравственные ценности общества).
  • Осуществление принципа разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную).
  • Правовое государство обеспечивает права и свободы человека (невмешательство государства в дела гражданского общества). Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.
  • Взаимная ответственность государства и личности (имеет преимущественно правовой характер). Государство, издавшее закон, не может само его нарушить.
  • Наличие развитого гражданского общества.
  • Равноправие, равные права и для президента, и для рабочего.
  • Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, создание благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности.
  • Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета; народ — конечный источник власти.

Таким образом, правовое государство — это такое государство, в котором утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. В правовом государстве все властные органы безусловно подчиняются системе права, существует реальное разделение властей, осуществляется строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Государство и общество, власть и гражданин являются равными субъектами права. Форма правления в правовом государстве может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии.

↑ Функции правового государства

  • Правовое государство должно обеспечить права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
  • Предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства и неуклонное исполнение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организации законов государства.
  • Основано на верховенстве закона, политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами.

↑ Взаимодействие гражданского общества и государства.

Механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства включает три основных элемента: осуществление принципа разделения властей, создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти и создание различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители различных социальных групп.

Также государство создает законодательство, охраняющее права и свободы людей, осуществляет правосудие. Гражданское общество, в свою очередь, оказывает влияние на государственную власть посредством СМИ, созданием политических партий, осуществляющих борьбу за власть и представляющих интересы общества, граждане участвуют в выборах органов государственной власти, формируют местное самоуправление и т. д.

Соотнесите категории: право и свобода, права и обязанности, свобода и ответственность. Дать понятие и соотношение категорий права человека и права гражданина.

Ответы на вопрос:

Задачки за 99 рублей,

а по предмету два.

Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации. Но иногда между этими понятиями проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" - возможность действовать без государственного вмешательства.

Права и обязанности имеют и существенные различия. Права делятся на естественные и приобретенные или позитивные. Так, права на жизнь и на ее поддержание являются естественными, а право командовать и повелевать другими — приобретенными. Далее права делятся на совершенные и не совершенные. К числу последних относят право на применение насилия во имя, скажем, защиты от покушений на свои жизнь, добро и достоинство, хотя разум осуждает всякое насилие. Есть права, от которых законным образом можно отказаться, скажем, право кредитора простить долги, и от реализации которых целиком нельзя отказываться: право родителей на воспитание своих детей, право на свободу и т. д.

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Категория «права человека» включает в себя неотъемлемые права индивида и связана прежде всего с автономией личности в гражданском обществе, тогда как категория «права гражданина» непосредственно связана с гражданством, охватывает сферу отношений человека с государством и существенно влияет на объем его правового статуса.

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Права и свободы граждан Российской Федерации закреплены во второй главе Конституции. Положения этой главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Кроме того, права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной государствами-членами Совета Европы, в том числе Россией в 1998 году.

Вы,что такая глупенькая или тупенькая, что не можете сами в Интернете найти ответы на эти вопросы Осильте хотя бы Конституцию РФ-"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина»

Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их происхождение и содержание не тождественны, а соотношение включает не только сходство, но и различие. Права человека своим источником имеют естественное, а права гражданина – позитивное право.

Права человека – это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение человеческого достоинства, на сопротивление угнетению.

Эти права неотъемлемы, иначе говоря, запрещено любое посягательство на эти права. Права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты прав другого человека. Права человека неотчуждаемы, другими словами, человек сам не вправе от них отказаться, ибо без этих прав он уже не является человеком. Права принадлежат каждому индивиду, независимо от принадлежности к гражданству той или иной страны, расовой или национальной принадлежности. Каждый человек является носителем естественных, порожденных самой природой человека, прав.

Права гражданина–это права члена государственно-организационного гражданского общества.

Права гражданина представляют собой определенную дискриминацию неграждан данного государства, поскольку они не обладают этой группой прав. Под правами гражданина понимают, прежде всего, возможность принимать участие в управлении общественными и государственными делами: право на объединение в партии и общественные организации, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право на социальную защиту также в основном принадлежат гражданам государства.

Целостность и взаимосвязь прав человека и гражданина проявляются в том, что права гражданина представляют собой разновидности прав человека (обычно их именуют политическими правами человека). Обычно права человека и гражданина фиксируются в одном нормативно-правовом акте (например, такова французская Декларация прав человека и гражданина, конституции большинство современных государств.)

В силу того, что все права человека и гражданина равноценны и взаимосвязаны, они в одинаковой степени должны защищаться государством. Недопустимо пренебрежение одними правами под предлогом реализации других прав.

1)Право это возможность, реализацию которой должно обеспечить государство; Свобода – это активное действие, которое не может быть ограничено.

2)Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.

В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности.

В литературе традиционно большое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Однако предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей. Вот почему необходимо, не забывая о правах и свободах, глубоко раскрыть вторую сторону неразрывного диалектического единства: обязанности, ответственность, общественный долг, дисциплина и организованность граждан, – ибо те широкие права и свободы, которыми они располагают, могут быть успешно реализованы только при выполнении ими своих обязанностей.

Права и свободы гражданина закреплены в Конституции РФ, а права и свободы человека во Всеобщей декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: