Что включает в себя правосудие

Обновлено: 28.03.2024

Правосудие в РФ представляет собой один из основных видов деятельности государства, в ходе которого осуществляется защита нарушенных прав граждан, юридических лиц или государства. Оно составляет основу деятельности судов на территории России и при осуществлении правосудия обеспечивается определенная стабилизация и даже сдерживание незаконных действий представителей органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем в учебном курсе «Правоохранительные органы в РФ» основной упор делается на организационную сторону осуществления правосудия, а именно – судоустройство в России. Поэтому правосудие в данной дисциплине рассматривается «сквозь призму» организации и функционирования судебной системы, как одна из основных функций, осуществляемых судами и судьями, учитывая, что подробнее в дальнейшем виды судопроизводств будут изучаться в самостоятельных учебных дисциплинах: «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражное судопроизводство», «Конституционное судопроизводство».

Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

1. Правосудие – это особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными государственными органами и от имени государства. Это означает, что никаким иным, негосударственным органам, политическим, общественным и иным организациям, частным лицам не может быть предоставлено право осуществлять правосудие. Осуществление правосудия является реализацией судебной власти, которая, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной.

Выделение судебной власти в качестве самостоятельной обеспечивает независимость судов при осуществлении правосудия от всех других органов государства, в том числе и от органов исполнительной власти. Последние могут лишь обращаться в суд для разрешения правового спора, возникшего между одним органом исполнительной власти и другим, а также между органом исполнительной власти и негосударственными образованиями и гражданами.

2. Правосудием является только деятельность суда. Это означает, что органы предварительного расследования, органы прокуратуры, иные государственные органы, кроме судов, могут принимать участие в осуществлении правосудия, способствовать деятельности судов, но не могут сами осуществлять правосудие. Вот почему в ст. 49 Конституции РФ установлена презумпция невиновности граждан и предусмотрено правило, что лицо считается виновным только после установления этого вступившим в законную силу приговором суда.

3. К судам, как к органам, имеющим право осуществлять правосудие, относятся только те, которые перечислены в Конституции РФ (ст.ст. 118–128) и Федеральном конституционном законе «О судебной системе в РФ» (ст. 4). Другие органы, хотя и могут иметь в названии слово «судебная» (например, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), на самом деле судами не являются и правосудия не осуществляют. Создание чрезвычайных судов в РФ не допускается (ст. 118 Конституции РФ).

4. Вместе с тем не всякая деятельность суда является правосудием. Например, в силу своего должностного положения председатель суда выполняет определенные организационные и хозяйственные обязанности. Он осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата суда, контролирует их работу, поощряет и наказывает их в дисциплинарном порядке. Председатель суда распределяет поступившие в суд дела между судьями. В рамках судейского сообщества действуют его органы, выполняя организационные и представительские функции.

Пленум Верховного Суда РФ дает в своих постановлениях руководящие разъяснения судам общей юрисдикции. Подобные виды деятельности к правосудию не относятся. Правосудием является лишь деятельность суда, направленная на разрешение правовых споров.

5. Правосудие осуществляется в определенной процессуальной форме. Процессуальная форма (процедура, порядок) деятельности суда зависит от характера правового спора и может быть предусмотрена Гражданско-процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» и другими федеральными законами. Степень сложности процессуальной формы зависит от категории рассматриваемого дела. Чем более серьезные последствия могут наступить в результате разрешения дела, тем более сложными являются процедура, порядок рассмотрения такого дела.

Наиболее сложная процессуальная форма предусмотрена для рассмотрения уголовных дел. Она закрепляется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Значение процессуальной формы заключается в том, что она дисциплинирует суд и других участников процесса, обеспечивает режим законности в процессе, повышает авторитет суда, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Процессуальная форма, в которой осуществляется правосудие, в зависимости от рассматриваемых споров и дел определяется как тот или иной вид судопроизводства. В рамках отдельных видов судопроизводств правосудие может проходить несколько этапов (стадий): рассмотрение дела по существу и проверки вынесенных судом решений в проверочных инстанциях судов.

6. При осуществлении правосудия могут применяться достаточно серьезные виды принуждения, некоторые из которых не свойственны другим видам государственной деятельности. Так, в случае неявки по вызову суда свидетель может быть доставлен в суд в принудительном порядке.

Принудительный привод по поручению суда осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. За нарушение порядка в судебном заседании любой гражданин может быть в том же судебном заседании оштрафован. Кроме того, неуважение к суду и воспрепятствование осуществлению правосудия могут рассматриваться как уголовные преступления (ст.ст. 294 и 297 УК РФ). В ряде случаев до принятия судом решения им могут быть применены обеспечительные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, в том числе: может быть наложен арест на имущество ответчика, ответчику может быть запрещено совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (например, продавать, отдавать в залог и пр.), на ответчика может быть возложена обязанность совершения определенных действий в целях предотвращения порчи спорного имущества, спорное имущество может быть передано на хранение истцу или иным лицам и т.д.

Некоторые решения принудительного характера могут быть приняты только судом и никаким другим органом. Так, только суд может принять решение о заключении человека под стражу в качестве меры пресечения, о конфискации имущества.

В случае признания лица виновным в совершении уголовного преступления суд назначает ему наказание, предусмотренное уголовным законом с учетом тяжести совершенного преступления и опасности лица, его совершившего. Так, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления может быть назначено наказание в виде лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.

Принцип осуществления правосудия судом.

В основе организации судебной системы и осуществления правосудия лежат определенные сложившиеся веками постулаты. Не использовать или обойти их в построении судебной системы или организации правосудия, значит, не учитывать объективные закономерности развития общества или волюнтаристски интерпретировать их в деятельности конкретного государственного механизма. Познанные в обществе и воспринятые законодателем в государстве постулаты становятся правовыми принципами организации, в частности, судебной власти и реализующих ее органов. Это положение относится и к принципам правосудия, которые выводятся из таких постулатов, формулируются в определенное правило и закрепляются в законе.

Поэтому принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах РФ основополагающие начала построения и функционирования судебной системы России и каждого ее суда.

Принцип правосудия – это, прежде всего, правовое положение, закрепленное в законе. Принцип имеет свою формулу и раскрывающее ее в правовой норме содержание. Значение принципов правосудия подчеркивается тем, что все они изначально закреплены в Конституции РФ или вытекают из ее положений.

Любой принцип правосудия конкретизируется, находит свое проявление во многих других правовых нормах. Так, принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст. 123 Конституции РФ.

Содержание этого принципа раскрывается также в ст. 9 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 10 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 24.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.6 Кодекса административного судопроизводства РФ. Поэтому изучение принципов или принципа правосудия предполагает использование целой совокупности нормативных актов, в которых закрепляются процессуальные формы видов судопроизводств.

Следует отметить, что нужно различать принципы правосудия и принципы отдельных видов судопроизводств. Если первые характерны для правосудия в целом и проявляются во всех видах правосудия, то вторые могут распространять свое действие только на отдельные виды судопроизводств.

Так «принцип национального языка судопроизводства» определяет осуществление правосудия всех видов, в то время как «принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту» применяется только при осуществлении правосудия по уголовным делам.

Все принципы правосудия взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. В своей совокупности они представляют определенную взаимообусловленную и взаимосвязанную систему. Невозможно, например, в полной мере обеспечить принцип равенства граждан перед судом и законом, если будет нарушаться принцип национального языка судопроизводства.

Ст. 118 Конституции РФ «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» «Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФКЗ. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим ФКЗ, не допускается»

Применительно к разбирательству уголовных дел:

Ст. 49 Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»

Ст. 8 УПК РФ «Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Кодексом».

Споры гражданско-правового характера

Ст. 3 ГПК РФ «Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

(С 1 января 2017 года ФЗ от 23.06.2016 N 220-ФЗ статья 3 дополняется новой частью первой «Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»)».

Ст. 4 АПК РФ «Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Отказ от права на обращение в суд недействителен».

Ст. 4 КАС РФ «Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым».

Правосу́дие (юстиция) — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть.



Богиня Юстиция — изображает правосудие как обладательницу трех символов: меча, символизирующего принудительную власть суда; чаши весов в каждой руке, взвешивающие людские дела; с завязанными глазами - символом беспристрастного вынесения решений.

Содержание

Широкое и узкое понимание правосудия

Наиболее широкое понимание правосудия философско-феноменологическое, где осуществление правосудия представляют в виде исполняемого ритуала (акта, действа), направленного на приобретение законной силы случая применения права при разрешении каких-либо споров. Вынесенное решение само может приобрести силу закона, равную применённой правовой норме (судебный прецедент).

По определению В. И. Даля, «правосудие» — «правый суд, решение по закону, по совести, … правда» [1] . С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов» [2] . В словаре Д. Н. Ушакова под правосудием понимается и «деятельность судебных органов, основанная на законе» и «судебная деятельность государства (юстиция)» вообще [3] .
В теории права и в законодательстве правосудие нередко трактуется широко, и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России в понятии субинститута преступлений против правосудия термин правосудие охватывает как досудебную (дознание и предварительное следствие), так и судебную процессуальную деятельность, а также исполнение судебных решений. Это понимание правосудия в широком смысле.

Однако, например, Конституция России [4] указывает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (при этом, определения того, что такое «правосудие», она не содержит). Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» [5] в части первой ст. 4 также подчёркивает:

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. Это понимание правосудия в узком смысле.

Правосудие в России

Признаки

  1. Правосудие осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).
  2. Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.
  3. Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.
  4. Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.
  5. Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.

Система демократических принципов реализации правосудия

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

    [6] — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.
  1. Единство судебной системы [7][8] — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений.
  2. Единство статуса судей (закрепляется в Законе). . [9]
  3. Правосудие осуществляется только судом. [4] — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично
  4. Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия. [10] — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям. и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.
  5. Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи. [11]
  6. Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.
  7. Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.
  8. Участие граждан в осуществлении правосудия.
  9. Презумпция невиновности

Проблемы российского правосудия

Основными проблемами российского правосудия в постсоветский период являются зависимость судов от органов исполнительной власти, а судей - от руководителей судебных органов, преобладание обвинительного уклона при разрешении уголовных дел, волокита. Широко распространено такое явление как вмешательство в деятельность по отправлению правосудия со стороны лиц, облеченных влиянием и властью. Имеют место и проявления коррупции - за 10 месяцев 2010 года к уголовной ответственности привлечены 4 судьи. В обществе назрело недовольство результатами деятельности российских судов, и это обстоятельство время от времени вызывает дискуссию о необходимости продолжения судебной реформы.

Правосудие в СССР

Российское правосудие возникло не на пустом месте. Его традиции и подходы коренятся в той самой системе, которая была создана советской властью. Но советское правосудие как таковое начиналось с чистого листа. Большевики полностью уничтожили судебную систему Российской империи вместе с ее кадрами.

Правосудие в первые годы советской власти

Основатель советского государства В.И.Ульянов-Ленин писал:

«Диктатура есть власть. не связанная никакими законами. »

Правосудие в сталинский период

Конституция СССР 1936 года предусматривала, что правосудие в СССР осуществляется судебными органами, разбирательство дел в судах ведётся открыто, обвиняемому предоставляется право на защиту, а судьи являются независимыми и подчиняются только закону [12] . Эти принципы действительно находили выражение в практике в отношении гражданских и общеуголовных дел [13] .

Однако по делам о политических преступлениях нормы правосудия зачастую грубо нарушались. Хотя в рассматриваемый исторический период у СССР было немало реальных врагов (о чём говорит выявление реальных подпольных организаций, организованных иностранными разведками), с середины 1930-х годов получила отчётливое выражение тенденция к выявлению врагов там, где их в действительности не было: антисоветской агитацией и пропагандой объявлялась любая критика существующих порядков, террористическими актами, диверсиями и вредительством — простая халатность и аварии на производстве, связанные с недостаточным уровнем технической подготовленности работников; агентами иностранных разведок объявлялись люди, которые не имели и не могли иметь к ним отношения [13] .

При этом по соответствующим статьям УК (Ст. 58. УК РСФСР/СССР) осуждались большое количество граждан СССР [14] [15] . Всего с 1934 по 1953 год за контрреволюционные преступления в лагеря ГУЛАГ НКВД было заключено 6 миллионов 883 тысячи человек [16] . Многие из этих лиц были осуждены специальными внесудебными органами: «тройками» и Особыми совещаниями, помимо органов суда и прокуратуры [17] . Значительная часть позже была реабилитирована.

Органы прокуратуры принимали во многих из этих нарушений законности деятельное участие, хотя можно отметить и отдельные случаи обратного, нередко приводившие к применению репрессий уже в отношении самих прокуроров (например, И. А. Акулова) [13] .

Воспоминания очевидцев

основная функция судебной власти, осуществляемая ее органами - судами, судьями, наделяемыми соответствующими полномочиями в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Сущность П. состоит в рассмотрении отнесенных к компетенции судов правовых конфликтов (экономических споров по вопросам гражданского права, о соответствии законов Конституции РФ), дел об уголовных преступлениях и административных правонарушениях и принятии решений, имеющих общеобязательное значение и подлежащих в необходимых случаях исполнению с применением государственного принуждения.

Конституция РФ устанавливает,что П. в РФ осуществляется только судом (ст. 118). Но П. имеет и ряд других признаков, кроме, признаков органа, его осуществляющего (равно как и понятие судебной деятельности нельзя сводить к функции П.).

Вторым существенным признаком П. является порядок деятельности суда. Процессуальная форма не есть исключительное достояние судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Многие авторы справедливо отмечают, что процессуальная форма присуща всей деятельности по применению правовых норм. Ее значение в области положительной (а не только правоохранительной) деятельности органов государства по применению диспозиции правовых норм не менее важно, чем в области юри-сдикционной деятельности по применению санкций.

Судебная деятельность облечена в специальную процессуальную форму, которая является наиболее развитой,детально регламентированной системой процедурных правил, определяющих порядок деятельности суда и других участников процесса. Эти правила кодифицированы в кодексах об уголовном и гражданском судопроизводстве.

Судебно-правовая реформа 90-х гг. и Конституция РФ существенно расширили представление о П. как функции судебной власти. Конституция РФ в ст. 118 устанавливает: судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Споры специалистов о том, можно ли ставить знак равенства между судопроизводством и П., на наш взгляд, могут завершиться положительным ответом, если принять во внимание, что все эти виды судопроизводства (включая арбитражные как часть гражданского судопроизводства) осуществляются судом в специальной процессуальной форме, завершаются общеобязательным решением (постановлением. приговором).

Судебная реформа последних лет характеризуется еще одним важным достижением - устранены многочисленные ограничения судебной юрисдикции. "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". - записано в ст. 46 Конституции РФ. При этом подчеркивается. что в суд могут быть обжалованы "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц". Такое расширение предмета П. было немыслимо при господстве тоталитарной системы, когда органы П. оттеснялись партийным и советским аппаратом при решении многих правовых.кон-фликтов.

ПРАВОСУДИЕ - вид государственной деятельности, осуществляемый в установленной законом процессуальной форме путем разрешения уголовных, гражданских и других дел. П. есть непосредственное осуществление судебной власти, это такой вид государственной деятельности, который предназначен для рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке различных споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением законодательства, прав и интересов граждан и их объединений. П. - самостоятельная отрасль государственной деятельности, которую осуществляет суд путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в особой установленной законом процессуальной форме гражданских, уголовных и иных дел. Деятельность суда по осуществлению П. направлена на охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства. П. характеризуется рядом специфических признаков, отличающих деятельность суда от деятельности иных государственных органов и общественных организаций. Главная особенность П. - его осуществление в судебном порядке. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть (или П.) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе в Российской Федерации" определяют систему судов, действующих в РФ, что исключает возможность образования государственных и общественных органов, наделенных функцией правосудия. П. осуществляется путем рассмотрения и разрешения судом в судебных заседаниях гражданских дел, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, государства; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и принятия установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, или оправдания невиновных и др.

Рассмотрение и разрешение в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел основано на конституционных принципах П., которое осуществляется в строгом соответствии с законодательством. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное, а также конституционно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство детально регламентирует порядок, процессуальную форму судебного рассмотрения и разрешения решений, которые выносит суд. Процессуальный порядок судебного разбирательства обеспечивает возможность суда через фактическое участие в судебном разбирательстве всех участников процесса установить истину по делу и принять законное и обоснованное решение. Суд при осуществлении П. наделяется правом применения государственного принуждения. Своим решением по гражданскому делу суд обязывает ответчика или истца к исполнению своих обязательств. Определить уголовное наказание виновному также вправе только суд.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "ПРАВОСУДИЕ" в других словарях:

правосудие — правосудие … Орфографический словарь-справочник

правосудие — предать в руки правосудия.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. правосудие суд, юстиция, карающий меч правосудия, храм правосудия, фемида, справедливость, храм фемиды Словарь… … Словарь синонимов

ПРАВОСУДИЕ — ПРАВОСУДИЕ, правосудия, мн. нет, ср. (офиц.). 1. Деятельность судебных органов, основанная на законе, праве. Отправлять правосудие. 2. Судебная деятельность государства, юстиция. Классовое правосудие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

Правосудие — см. Право, правосудие … Библейская энциклопедия Брокгауза

ПРАВОСУДИЕ — форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом… … Юридический словарь

ПРАВОСУДИЕ — ПРАВОСУДИЕ, рассмотрение и разрешение судом уголовных и гражданских дел … Современная энциклопедия

ПРАВОСУДИЕ — форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел … Большой Энциклопедический словарь

ПРАВОСУДИЕ — ПРАВОСУДИЕ, я, ср. (книжн.). 1. Деятельность судебных органов. Органы правосудия. 2. Справедливое решение дела, спора. Торжество правосудия. Искать правосудия. | прил. правосудный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

ПРАВОСУДИЕ — англ. justice; нем. Rechtsprechung. Разрешение судом конкретных вопросов и споров в установленном законом порядке; применение мер госуд. принуждения к правонарушениям. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Правосудие — форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями:

  • часть 5 статьи 32 Конституции России устанавливает право граждан «участвовать в отправлении правосудия»;
  • часть 2 статьи 50 запрещает при осуществлении правосудия «использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»;
  • статья 52 посвящена охране прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью и гласит: «Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба»;
  • часть 1 статьи 118 Конституции содержит важнейшее для судебной власти правовое установление: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Знатоки русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют «правосудие как деятельность судебных органов; справедливое решение дела, спора».

Понятие правосудия – понятие, прежде всего, правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной, относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и общественных институтов.

Правосудие осуществляется только судом (судьёй) и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия – исключительная компетенция суда. Только правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным и назначении ему меры наказания.

Правосудию присущ особый процессуальный порядок, этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, с соблюдением особого порядка (процедуры), подробно регламентированного законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле. Правосудие – правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. Осуществляющие правосудие судьи независимы, они подчиняются Конституции РФ и законам. Правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение. Если суд принимает решение, противоречащее закону (к примеру, осуждает невиновного в преступлении), то это не правосудие, а беззаконие, произвол.

Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, – основанная на законе справедливость. Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» суды общей юрисдикции рассматривают:

  • все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;
  • все уголовные дела;
  • иные дела, отнесённые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Эта статья наиболее правильно определяет способы (пути) осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в настоящее время.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом соответствующих решений. Судебное заседание суд проводит под руководством профессионального судьи. В нём участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела – стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия – решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование (10 суток) или после подтверждения правильности вышестоящим судом.

Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону.

Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Акты правосудия, в соответствии с законодательством, наделяются особыми свойствами, одно из них – общеобязательность для всех и на всей территории России, неисполнение их или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом, вплоть до лишения свободы.

Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются весьма противоположные взгляды.

Необходимо отметить, что круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьёй упрощена. Поэтому вопрос об административном правосудии требовало соответствующего законодательного решения. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции РФ, где говорится об административном судопроизводстве. В связи с этим с 15 сентября 2015 г. введён в действие Кодекс административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции соответствующими законами. Арбитражные суды – судебные органы, которые входят в судебную систему РФ, они руководствуются Арбитражным процессуальным кодексом РФ, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, рассматривают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях; судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой. Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия и обладает всеми его признаками.

С учётом указанных отличительных признаков правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

В связи с положениями ст. 118 ч. 2 Конституции РФ, где говорится об осуществлении судебной власти «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», возникает вопрос о наличии такого вида правосудия, как конституционное правосудие. Употребление этого понятия представляется правомерным, но с учётом того, что компетенция Конституционного Суда РФ и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов.

Судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда РФ от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям, исходя из их конституционности, а Конституционный Суд РФ контролирует соответствие нормативных актов Конституции России или проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению при производстве по конкретному делу – ст. 125 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не может считаться вышестоящей судебной инстанцией, быть отнесённым к какомулибо звену судебной системы. Но полномочия его распространяются на сферу деятельности всех судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: