Международный третейский суд где находится

Обновлено: 27.03.2024

Третейский суд — негосударственный юридический орган, который решает гражданско-правовые (в основном коммерческие) споры.

Третейский суд может быть представлен либо единоличным арбитром (третейский судья), либо коллегией арбитров. Членов третейского суда избирают стороны спора или назначает арбитражное учреждение.

Как правило, третейские суды решают корпоративные споры, связанные с внутренними делами компании, договорами, защитой деловой репутации и финансовыми отношениями между разными организациями.

Проще говоря, помните, в сериале «Как я встретил вашу маму» двое друзей Маршалл и Барни выбрали Лили судьёй спора на пощёчину? Она единолично выбирала победителя и санкции проигравшему. Можно сказать, что Лили была третейским судьёй.

Пример употребления на «Секрете»

«Компетенция гражданских судов (да и их загруженность) вряд ли позволит рассмотреть дело в деталях, венчурные инвестиции — слишком специфичный бизнес. Это мог бы делать специальный венчурный третейский суд, если размер третейского сбора не окажется слишком обременительным для "физиков". Подобные третейские суды есть на Западе. Например, в Германии дела, связанные с инвестиционными спорами, решает третейский суд при Комиссии по ценным бумагам».

(Гендиректор краудинвестинговой платформы StatTrack Константин Шабалин — о том, зачем бизнесу нужен третейский суд.)

Нюансы

«Экспресс-правосудие» — так характеризуют работу третейских судов. В России их несколько тысяч. Их главное преимущество перед государственными судами — быстрота. В среднем третейский суд выносит решение всего за десять дней. Оно — окончательное.

Государственные суды решают споры по месту регистрации ответчика. Третейские же работают по своему адресу, а иногда даже готовы проводить заседания онлайн.

Третейские суды не имеют права разглашать информацию и публиковать свои решения.

Гонорар третейских судей определяется в размере 1% от цены иска, но не менее 20 000 рублей. В городах федерального подчинения (Москва, Санкт-Петербург) гонорар выше — 2% от цены иска, но не менее 50 000 рублей.

В ноябре 2020 года в Уголовном кодексе РФ появилась статья, устанавливающая ответственность за подкуп третейского судьи. Максимальная санкция — 12 лет лишения свободы с выплатой штрафа в размере до девяностократной суммы подкупа.

Если подписываемый документ имеет оговорку, что в случае спора его будут рассматривать в третейском суде, то пункт с этой оговоркой называется «третейская клаузула», или «третейская оговорка».

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС

Дворец мира, местопребывание Суда


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

LCIA и МАС ICC являются одними из наиболее широко известных международных арбитражных учреждений. Головной офис LCIA находится в Лондоне, история LCIA берет начало в 1892 году. Головной офис ICC находится в Париже, это учреждение основано в 1923 году.

LCIA и МАС ICC администрируют арбитражное разбирательство. Их органы, называемые Суды, принимают решения о назначении арбитров, если стороны арбитража по каким-либо причинам этого не сделали. Суды LCIA и ICC разрешают вопросы об отводе арбитров и контролируют расходы на арбитраж.

При выборе арбитражного учреждения для трансграничного спора мы ищем помощь в администрировании спора, которая будет беспристрастной, прозрачной, независимой от любого внешнего влияния и при этом профессиональной.

Информация о практике администрирования арбитражей, отличиях в арбитражных регламентах или о структуре вознаграждения, применяемых в LCIA и ICC, регулярно публикуется (1).

Составы Cудов LCIA и ICC, разнообразие национальностей и опыта членов Судов – это также важные факторы в оценке деятельности международных арбитражных учреждений. Серьезным вопросом является и порядок номинирования арбитров.

Суд LCIA состоит из сорока трех членов (2). Процедура приема в состав членов Суда LCIA не опубликована.

На дату написания этой заметки в составе Суда LCIA восемь человек представляют Великобританию, один – Россию, имея образование и адвокатский статус Великобритании, семь членов - США, шесть – Францию, три – Германию, два человека - из Швейцарии, два - из Сингапура, два - из Швеции, и по одному - из Австралии, Италии, Кореи, Канады, Ирландии, Испании, Индии, Мексики, Гонконга и Нидерландов. Около 40% членов Суда LCIA - женщины. Все члены участвовали в трансграничных спорах в качестве консультантов и арбитров. Члены Суда LCIA имеют опыт участия в арбитражах в различных секторах экономики.

На веб-сайте LCIA нет списка рекомендованных арбитров или информации о том, кто назначается Судом LCIA. Но любое лицо может подать заявление на включение в базу данных арбитров, используемых Судом LCIA.

Порядок номинирования арбитров определен в Арбитражном регламенте LCIA (последняя редакция была принята в 2014 году). Так, например, в пункте 5.9 Арбитражного регламента LCIA установлено, что «Суд LCIA осуществляет назначение арбитров с надлежащим учетом любых методов или критериев отбора, письменно согласованных сторонами. Суд LCIA также примет во внимание связанную со спором сделку (сделки), характер и обстоятельства спора, его денежную сумму или оценку, место нахождения и языки сторон, количество сторон и все другие факторы, которые он может посчитать имеющими значение при сложившихся обстоятельствах.».

Члены Суда ICC назначаются на трехлетний срок (3). Это происходит по предложению национальных комитетов и других групп ICC. Критерии и порядок приема в члены Суда ICC в публичном доступе отсутствуют.

Членами Суда ICC являются юристы - арбитражные практики из 117 стран Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки. Таким образом, в ICC представлены члены из большего количества стран чем в LCIA, что можно учесть при необходимости.

Все страны равно представлены одним лицом, и, кроме того, большинство стран - также заместителем. Около четверти членов - женщины.

Интересно, что в текущий момент, в июне 2020 года, Россия представлена ​​одним и тем же специалистом в Суде ICC и Суде LCIA.

В ICC арбитр назначается Судом ICC либо напрямую, либо по предложению, сделанному национальным комитетом или группой ICC. В пункте 3 статьи 13 Арбитражного регламента ICC в редакции от 1 марта 2017 года определено, что назначение арбитра Судом производится на основании предложения того национального комитета или группы ICC, которые Суд сочтёт подходящими.

В ICC принята Рекомендация для национальных комитетов и групп ICC по предложению арбитров для номинирования (4). В Рекомендации установлены роли национальных комитетов и групп ICC, их обязанности, порядок формирования комитетов и групп и порядок выдвижения кандидатур арбитров.

Так, в параграфах 8, 9 и 10 Рекомендации определено следующее:

«Решение Суда о назначении предложенных кандидатов

8. В соответствии с правилами ICC комитеты или группы должны предлагать наиболее подходящего кандидата (кандидатов) с учетом обстоятельств дела и с учетом того, что предложения должны вноситься в интересах сторон.

9. Комитеты и группы по своему усмотрению устанавливают процедуру отбора арбитров для подачи предложений в Суд с учетом рекомендаций, вынесенных в соответствии с настоящей рекомендацией.

10. Суд имеет полное право решать, назначать ли кого-либо из предложенных кандидатов».

В параграфе 17 установлено, что состав Комиссии по назначениям (прим. автора - [в национальном комитете]) должен отражать разнообразие (diversity) поколений и пола, и включать представителей различных групп местного арбитражного сообщества. Комитеты и группы ICC должны прилагать все усилия для достижения и поддержания гендерного равенства в своих комиссиях по назначениям.

В текущий момент национальный комитет «ICC Россия» расформирован и ожидается его реорганизация.

На веб-странице ICC с названием «Арбитражные трибуналы» можно найти таблицу с именами арбитров, номинированных для рассмотрения арбитражей с 1 января 2016 года (5). Эта таблица может дать некоторое представление об арбитрах, назначаемых в делах ICC. Попытка проанализировать эту таблицу впервые была сделана в 2016 году (6).

Таким образом, может быть полезно исследовать, как международные арбитражные центры, такие как LCIA или ICC, формируют составы своих органов и какими критериями и порядком они руководствуются при назначении арбитров, так как разница может быть значительной. Эту разницу можно учитывать при выборе арбитражного учреждения, подходящего для администрирования конкретного трансграничного спора.

LCIA и МАС ICC являются одними из наиболее широко известных международных арбитражных учреждений. Головной офис LCIA находится в Лондоне, история LCIA берет начало в 1892 году. Головной офис ICC находится в Париже, это учреждение основано в 1923 году.

LCIA и МАС ICC администрируют арбитражное разбирательство. Их органы, называемые Суды, принимают решения о назначении арбитров, если стороны арбитража по каким-либо причинам этого не сделали. Суды LCIA и ICC разрешают вопросы об отводе арбитров и контролируют расходы на арбитраж.

При выборе арбитражного учреждения для трансграничного спора мы ищем помощь в администрировании спора, которая будет беспристрастной, прозрачной, независимой от любого внешнего влияния и при этом профессиональной.

Информация о практике администрирования арбитражей, отличиях в арбитражных регламентах или о структуре вознаграждения, применяемых в LCIA и ICC, регулярно публикуется (1).

Составы Cудов LCIA и ICC, разнообразие национальностей и опыта членов Судов – это также важные факторы в оценке деятельности международных арбитражных учреждений. Серьезным вопросом является и порядок номинирования арбитров.

Суд LCIA состоит из сорока трех членов (2). Процедура приема в состав членов Суда LCIA не опубликована.

На дату написания этой заметки в составе Суда LCIA восемь человек представляют Великобританию, один – Россию, имея образование и адвокатский статус Великобритании, семь членов - США, шесть – Францию, три – Германию, два человека - из Швейцарии, два - из Сингапура, два - из Швеции, и по одному - из Австралии, Италии, Кореи, Канады, Ирландии, Испании, Индии, Мексики, Гонконга и Нидерландов. Около 40% членов Суда LCIA - женщины. Все члены участвовали в трансграничных спорах в качестве консультантов и арбитров. Члены Суда LCIA имеют опыт участия в арбитражах в различных секторах экономики.

На веб-сайте LCIA нет списка рекомендованных арбитров или информации о том, кто назначается Судом LCIA. Но любое лицо может подать заявление на включение в базу данных арбитров, используемых Судом LCIA.

Порядок номинирования арбитров определен в Арбитражном регламенте LCIA (последняя редакция была принята в 2014 году). Так, например, в пункте 5.9 Арбитражного регламента LCIA установлено, что «Суд LCIA осуществляет назначение арбитров с надлежащим учетом любых методов или критериев отбора, письменно согласованных сторонами. Суд LCIA также примет во внимание связанную со спором сделку (сделки), характер и обстоятельства спора, его денежную сумму или оценку, место нахождения и языки сторон, количество сторон и все другие факторы, которые он может посчитать имеющими значение при сложившихся обстоятельствах.».

Члены Суда ICC назначаются на трехлетний срок (3). Это происходит по предложению национальных комитетов и других групп ICC. Критерии и порядок приема в члены Суда ICC в публичном доступе отсутствуют.

Членами Суда ICC являются юристы - арбитражные практики из 117 стран Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки. Таким образом, в ICC представлены члены из большего количества стран чем в LCIA, что можно учесть при необходимости.

Все страны равно представлены одним лицом, и, кроме того, большинство стран - также заместителем. Около четверти членов - женщины.

Интересно, что в текущий момент, в июне 2020 года, Россия представлена ​​одним и тем же специалистом в Суде ICC и Суде LCIA.

В ICC арбитр назначается Судом ICC либо напрямую, либо по предложению, сделанному национальным комитетом или группой ICC. В пункте 3 статьи 13 Арбитражного регламента ICC в редакции от 1 марта 2017 года определено, что назначение арбитра Судом производится на основании предложения того национального комитета или группы ICC, которые Суд сочтёт подходящими.

В ICC принята Рекомендация для национальных комитетов и групп ICC по предложению арбитров для номинирования (4). В Рекомендации установлены роли национальных комитетов и групп ICC, их обязанности, порядок формирования комитетов и групп и порядок выдвижения кандидатур арбитров.

Так, в параграфах 8, 9 и 10 Рекомендации определено следующее:

«Решение Суда о назначении предложенных кандидатов

8. В соответствии с правилами ICC комитеты или группы должны предлагать наиболее подходящего кандидата (кандидатов) с учетом обстоятельств дела и с учетом того, что предложения должны вноситься в интересах сторон.

9. Комитеты и группы по своему усмотрению устанавливают процедуру отбора арбитров для подачи предложений в Суд с учетом рекомендаций, вынесенных в соответствии с настоящей рекомендацией.

10. Суд имеет полное право решать, назначать ли кого-либо из предложенных кандидатов».

В параграфе 17 установлено, что состав Комиссии по назначениям (прим. автора - [в национальном комитете]) должен отражать разнообразие (diversity) поколений и пола, и включать представителей различных групп местного арбитражного сообщества. Комитеты и группы ICC должны прилагать все усилия для достижения и поддержания гендерного равенства в своих комиссиях по назначениям.

В текущий момент национальный комитет «ICC Россия» расформирован и ожидается его реорганизация.

На веб-странице ICC с названием «Арбитражные трибуналы» можно найти таблицу с именами арбитров, номинированных для рассмотрения арбитражей с 1 января 2016 года (5). Эта таблица может дать некоторое представление об арбитрах, назначаемых в делах ICC. Попытка проанализировать эту таблицу впервые была сделана в 2016 году (6).

Таким образом, может быть полезно исследовать, как международные арбитражные центры, такие как LCIA или ICC, формируют составы своих органов и какими критериями и порядком они руководствуются при назначении арбитров, так как разница может быть значительной. Эту разницу можно учитывать при выборе арбитражного учреждения, подходящего для администрирования конкретного трансграничного спора.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: