Согласно положению о членстве в европейском союзе государство обязано

Обновлено: 11.05.2024

Согласно действующим учредительным договорам и заме­няющим их конституционным постановлением доступ в Евро­пейский Союз открыт для всех европейских государств, разде­ляющих общие с ЕС ценности и стремящихся к достижению его целей.

Однако наличие такого одностороннего желания может служить лишь одним из условий вступления, но не предрешает вхождение изъявившего к тому желание государст­ва в состав членов ЕС. Существует целый ряд условий и тре­бований, суммарно изложенных в решениях саммитов в Ко­пенгагене (Дания), которые определяют условия доступа в ЕС государств-претендентов на вступление. Прежде всего участ­никами этих интеграционных образований могут быть лишь европейские государства. Речь в данном случае идет, как счи­тают многие авторы, о чисто территориальном понятии, а не о политическом. Соответственно, заявка Турции о возможном

вступлении в ЕС не была отклонена. Больше того, было при­нято положительное решение об открытии переговоров с этой страной.

К числу важнейших условий вхождения в состав ЕС отно­сятся следование демократическим началам и принципам об­щественного и государственного устройства, а равно обеспече­ние построения и функционирования свободной рыночной экономики. На практике выполнение подобного рода требова­ний сопряжено с проведением соответствующего мониторинга институтами ЕС, а со стороны государства-члена работой по реформированию властных структур и административного ап­парата, искоренению коррупции, внедрению демократических начал и принципов судопроизводства. Решению этой задачи призвано содействовать приведение национальной правовой системы в соответствие с требованиями ЕС. Речь идет о чрез­вычайно кропотливой работе, в результате которой все норма­тивно-правовые установления государства-кандидата должны быть проверены на предмет соответствия положениям права ЕС и приведены в соответствие с этими последними.

Так, при проведении этой работы с кандидатами на вступление 2004 г. мониторинг проводился по 720 позициям, что влекло за собой рассмотрение и при необходимости пересмотр чрезвычайно большого числа нормативно-правовых актов.

Констатация приверженности демократическим ценностям и традициям, целям и принципам ЕС имеет место со стороны ЕК. Она также проводит всю необходимую подготовительную работу организационного и аналитического характера, пред­ставляя свои рекомендации Совету ЕС по поводу решения о приеме того или иного кандидата. При выработке этих реко­мендаций принимаются во внимание не только факторы чисто правового характера, но оценивается и уровень состояния эко­номического развития страны. Это значит, что только само по себе следование принципам свободной рыночной экономики является недостаточным, необходимо также достижение опре­деленного минимального уровня экономического развития, обеспечивающего жизнеспособность национальной экономики в условиях интеграции. В связи с этим вступление последних 10 государств-членов в состав ЕС было сопряжено с весьма большими трудностями, которые не преодолены и в настоящее время, вызванными тем, что по уровню экономического разви­

тия эти государства не достигают средних показателей по ЕС. Как следствие, весьма трудные переговоры о вступлении и оговорки и ограничения, хотя в основном на переходный пери­од, которые вводятся при подписании соглашений о присоеди­нении (сумма дотаций, трудоустройство и некоторые другие).

Сравнительно подробно регулируется процедура вступления в ЕС. Она предусматривает, что каждое государство, намере­вающееся вступить в состав Союза, направляет соответствую­щую просьбу в Совет ЕС. О наличии такой просьбы информи­руются Европейский парламент и национальные парламенты государств-членов. Совет, вынося решения на основе принципа единогласия, и после консультации с Комиссией и одобрения Парламентом принимает соответствующее решение. Перегово­ры по вопросу о вступлении проводит, как правило, ЕК.

Соот­ветствующее соглашение и приложения к нему определяют ус­ловия и процедуры ратификации и вступления в состав ЕС. Соглашение о присоединении, одобренное Советом, пере­дается на ратификацию, которая имеет место на основе кон­ституционных процедур, действующих в соответствующих госу­дарствах. Решение считается принятым, если оно было одобре­но как в рамках ЕС, так и государствами — кандидатами на вступление. Одновременно с подписанием соглашений о при­соединении определяется и дата официального приема государ­ства-кандидата в состав ЕС. Вновь принятое государство при­нимает на себя выполнение всех обязательств членов ЕС, про­истекающих из членства в ЕС, а равно получает право на участие в руководстве и управлении его делами.

В учредительных договорах Сообществ и Союза специаль­ные постановления, относящиеся к выходу из состава ЕС, от­сутствуют. Они ограничиваются лишь регулированием проце­дуры наложения санкций и приостановки обладания теми или иными правомочиями. Заметно изменяется ситуация с приня­тием Конституции ЕС. В соответствии со ст. 1-59 Совет ЕС, принимая решение квалифицированным большинством в 4/5 его членов, по предложению не менее чем 1/3 государств-чле­нов или Европейского парламента, или ЕК и после одобрения Европейского парламента, может принять решение, констати­рующее существование определенной и ясно выраженной угро­зы тяжелого нарушения данным государством ценностей ЕС. Прежде чем такое решение будет принято, необходимо за­

слушать объяснения и мотивы соответствующего государства. Ему могут быть адресованы необходимые рекомендации для исправления положения. Если, однако, эти рекомендации не были приняты и исполнены, Европейский совет, вынося реше­ние по предложению не менее чем 1/3 государств-членов или ЕК и после одобрения со стороны Европейского парламента, может принять решение, констатирующее сохранение такого опасного нарушения и приостановление права голоса государ­ства-правонарушителя в Совете. Подобное решение практиче­ски равнозначно временному исключению из состава, но пред­полагает, что государство, на которое наложены санкции, обя­зано по-прежнему соблюдать все обязательства, вытекающие из учредительного акта.

Новелла, предлагаемая Конституцией ЕС, касается прежде всего добровольного выхода из состава Союза. Любое государ­ство-член в соответствии со своим национальным законода­тельством и конституционными процедурами может принять решение о выходе из состава ЕС. Оно сообщается Европейско­му совету, который принимает решение о проведении перего­воров, относящихся к определению условий выхода из состава ЕС. Решение по существу вопроса принимается от имени ЕС Европейским советом, выносящим постановление квалифици­рованным большинством голосов по одобрении со стороны Ев­ропейского парламента. Учредительные акты не подлежат при­менению на территории государства, покидающего Союз, с мо­мента его выхода, а если соглашения о дате выхода достигнуто не было, то по истечении двух лет после подачи заявления за­интересованным государством в Европейский совет. Измене­ние срока возможно, если только по этому вопросу будет дос­тигнуто специальное соглашение между Европейским советом и государством, подавшим заявление о выходе. Государство, вышедшее из состава ЕС, в случае, если им выражено желание о возвращении в Союз, никакими специальными льготами рас­полагать не будет. Выход из состава Союза означает прекраще­ние не только действия на территории данного государства права ЕС, но равно также и его участия в органах и учреждени­ях ЕС. По состоянию на 2005 г. никаких конкретных ситуаций, связанных с возможностью выхода из состава ЕС, на практике не возникало.

ЕСПЧ. Архивное фото

4 ноября 2015 года исполняется 65 лет с подписания Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (неофициально — Европейская конвенция по правам человека) — основополагающий документ Совета Европы (СЕ). Подписана в Риме 4 ноября 1950 года, вступила в силу 3 сентября 1953 года.

Конвенция принята в развитие Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН в 1948 году, и повторяет ее главный тезис о том, что признание равных и неотъемлемых прав и свобод человека — основа "справедливости и всеобщего мира".

Однако если Декларация не является обязательным документом, будучи лишь "задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства", Конвенция гарантирует соблюдение прав человека на территории стран-членов СЕ и определяет конкретный механизм их защиты.

Членство в СЕ прямо предполагает присоединение к Конвенции.

Раздел I Конвенции включает статьи, устанавливающие права и свободы человека.

В числе первых перечислены права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Запрещаются пытки и унижение, рабство и подневольный труд, дискриминация в осуществлении прав по любому признаку. Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Подтверждается принцип презумпции невиновности.

Согласно статьям Конвенции, каждый имеет право на уважение личной жизни и жилища, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения своего мнения, свободу мирных собраний и объединений.

Допускается ограничение свободы религии и убеждений в интересах безопасности, общественного здоровья или нравственности.

Осуществление права свободно выражать мнение, получать и распространять информацию "может быть сопряжено с формальностями, условиями или санкциями". Допустимы ограничения для военных и чиновников в плане свободы собраний и объединений; ограничение на политическую деятельность для иностранцев.

В случае войны или в "иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации", государство вправе отступить от положений Конвенции, но "только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств".

Раздел II Конвенции посвящен деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) как единственной инстанции, отвечающей за ее толкование и соблюдение.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние, национальные средства правовой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Если решено, что нарушение Конвенции имело место, а внутреннее право государства-ответчика допускает возможность только частичного устранения последствий нарушения, потерпевшей стороне может быть присуждена "справедливая компенсация".

Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы по одному от каждой страны-члена СЕ на шестилетний срок с возможностью переизбрания. Судьи выступают в личном качестве, но представитель страны, являющейся стороной в деле, обязательно принимает участие в его рассмотрении.

Неотъемлемой частью Конвенции считаются Протоколы к ней, принятые в разные годы и дополняющие ее содержание.

В Протоколах зафиксировано право на образование и на неприкосновенность имущества, запрет на лишение свободы за долги, свобода передвижения и выбора места жительства. Отдельно подчеркнуто, что никто не может быть выслан из своей страны, и никого нельзя лишить права вернуться. Запрещается "коллективная высылка иностранцев". Государствам вменяется в обязанность "проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования".

Протокол №13, принятый 3 мая 2002 года, отменяет смертную казнь в любых обстоятельствах, не допуская оговорок и ссылок, например, на случай войны или чрезвычайные обстоятельства.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" был подписан президентом РФ 30 марта 1998 года.

Глава 2 действующей Конституции РФ охватывает все те права и свободы человека и гражданина, которые перечислены в Конвенции, а также называет некоторые другие. Например, право на труд и на социальное обеспечение.

Установлено, что "каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Деятельность всех российских органов государственной власти не должна противоречить Конвенции, поскольку, в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, она образует составную часть правовой системы России.

Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Протокол №6 к Конвенции относительно отмены смертной казни.

При подписании Конвенции Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу № 6. РФ не подписала и не ратифицировала Протокол № 13 относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах.

Согласно положению о членстве в европейском союзе, государство обязано отказаться от применения смертной казни как меры уголовного наказания.Одна из депутатских фракций в государственной думе обратилась в конституционный суд рф с тем, чтобы из нового ук рф была изъята ст 59 , предусматривающая изменение смертной казни. Конституционный Суд рф отказал в принятии обращения,мотивировав отказ тем, что такое обращение находится за пределами его компетенции. ваше обоснованное мнениепо данной проблеме

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

смертная казнь есть только в законодательстве Но такой приговор не выносят и не применяют такую санкцию Более того казни больше никогда не будет Поскольку Россия вошла в Совет Европы и там подписала соответствующий договор об отменен смертной казни Ее по идее и из законодательства должны были давно убрать, но морочат в ЕС головы, не убирают прикрываясь мораторием

Если суд назначает наказание в виде смертной казни,то автоматически заменяет ее на пожизненное лишение свободы.

от 28 апреля 1983 года

ОТНОСИТЕЛЬНО ОТМЕНЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (далее именуемой "Конвенция"),

считая, что развитие, имевшее место в нескольких государствах - членах Совета Европы, выражает общую тенденцию в пользу отмены смертной казни,

согласились о нижеследующем:

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства.

Отступления от положений настоящего Протокола на основании статьи 15 Конвенции не допускаются.

Оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи 64 Конвенции не допускаются

Европейский союз является одним из мировых очагов культуры и цивилизации. По мнению некоторых ученых-правоведов, демократическое законодательство ЕС – одно из самых передовых в мире, если не самое передовое. роль ЕС в мире постоянно и неуклонно повышается, что доказывает, например, введение 1 января 2002 г. общеевропейской валюты – евро - конкурента американского доллара и создание общеевропейских Сил быстрого реагирования – прообраза будущей единой европейской армии, способной находиться вне структуры NATO. Де-факто ЕС стал не только экономическим, но и политическим конкурентом державы №1 в мире, постепенно выходя из орбиты влияния США, а в будущем, возможно, станет и самостоятельной военной силой. И самое главное – территория ЕС с момента своего создания постоянно расширяется, что не может не сказываться на его соседях, самым значительным из которых является Российская Федерация.

Одной из важных ступеней на пути к расширению Европейского союза стал Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.

Такая конференция была собрана в 2003 году, результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 года между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 года.

Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт, в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, новые стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в том числе Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии», которые были сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 году, где и были установлены условия принятия стран-кандидатов в ЕС.

В соответствии со ст. 49 Договора о Европейском союзе страна-кандидат должна быть по духу «европейской», то есть европейскими в данной стране должны быть культура, политические и правовые традиции претендента на вступление в ЕС. Перед вступлением в ЕС страна-кандидат должна привести в соответствие со стандартами Евросоюза свою политическую и экономическую системы, для того что бы выстоять на внутреннем рынке и стать полноправным членом. Что же касается географического положения в Европе, то оно желательно, но не обязательно, что подтверждает вхождение в Евросоюз Мальты, которая ближе к Африканскому континенту, чем к Европе, а так же Кипра, который географически расположен в Азии и определение на страну-кандидата Турции, которая так же располагается в Азии.

Демократичность страны так же является один из важнейших критериев для вступления в Евросоюз. В соответствии со ст. 6 Договора о ЕС страна-кандидат должна уважать демократические принципы конституционного строя, которыми являются свобода, демократия, права человека и гражданина, принцип правового государства. Существует некоторое количество требований, которые должна соблюдать каждая страна намеревающаяся вступить в Евросоюз, либо уже являющаяся членом союза. Это:

1. Уважение и защита меньшинств;

2. Стабильность, демократия и верховенство права, соблюдение прав человека;

3. Нормально работающая рыночная экономика и способность выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС;

4. Способность усвоить обязанности и цели, вытекающие из членства в ЕС. Это означает, что страны-кандидаты должны включить в национальное законодательство наработанный правовой массив, общую нормативно-правовую базу ЕС.

Нужно отметить, что одним из самых важных условий принятия в Евросоюз является достаточно высокий уровень экономического развития страны-кандидата, который должен быть сопоставим со средним уровнем ЕС. Здесь учитываются такие критерии, как ВВП, в том числе и на душу населения, национальный доход, приемлемый уровень инфляции, отсутствие бюджетного дефицита. Экономически слаборазвитое государство не имеет практически никаких шансов на вступление в Евросоюз, даже если и в остальном оно полностью соответствует предписаниям 49 статьи Договора о Евросоюзе.

Немаловажным условием так же является урегулирование страной-кандидатом территориальных споров с соседними государствами. Это означает, что государственная граница должна быть четко демаркирована и должны быть сняты все взаимные территориальные претензии. Данным критериям могут соответствовать далеко не все страны-кандидаты на вступление в ЕС и страны, желающие в какой-то временной перспективе войти в Союз, так называемые кандидаты на кандидатство в ЕС.

Так на Афинском саммите в ЕС приняли не все страны-кандидаты, определенные в Ниццком договоре. Болгария, Румыния и Турция пока не вошли в ЕС. Болгарии и Румынии дали время до 2007 года, чтобы эти страны свои национальные законодательства полностью привели в соответствие со стандартами ЕС и увеличили темпы реформ в экономике. Что касается Турции, то «камнем преткновения» являются низкий уровень демократии, в частности несоблюдение прав человека, высокая степень присутствия военных в органах власти, курдская проблема, проблема Северного Кипра, напряженность в отношениях с Грецией и Арменией, а также опасения некоторых политических сил Союза (в основном – правых) в отношении наплыва турецких эмигрантов (гастарбайтеров) в их страны, что может привести к опасным трениям с местным населением. У стран, ныне мечтающих войти в ЕС (Албания, Украина, Македония, Сербия, Грузия), по мнению многих аналитиков, практически нет никаких шансов это сделать в ближайшей перспективе. Главные проблемы этих стран, препятствующие получению ими статуса кандидатов – это низкий уровень развития экономики (за исключением, пожалуй, Украины), слабое развитие демократических институтов, нарушение прав человека и высокий уровень коррупции. А в Сербии и Грузии – это еще и территориальные проблемы (косовская и абхазская с осетинской соответственно). Таким образом, данная группа стран почти полностью не соответствует копенгагенским критериям и статьям 6 и 49 Договора об учреждении ЕС. Но с геополитической точки зрения (по чисто политическим причинам) и в соответствии с духом «европейской идеи от Атлантики до Урала» вхождение данных стран в состав ЕС выгодно самому Союзу и, по-видимому, такое вхождение только вопрос времени.

Сама процедура присоединения состоит из подготовительного и переговорного этапов.

Сначала государством, заинтересованным во вступлении в ЕС, подаётся соответствующая заявка в Совет Европы, который является главным законодательным орган Европы. До принятия решения Совет должен также провести консультацию с Еврокомиссией – главным исполнительным органом ЕС и получить согласие представительного органа – Европарламента. Эти действия и составляют подготовительный этап.

Однако переговорный этап намного сложнее. Он так же и намного более длительный. Этот этап составляет переговоры с страны-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а также проверяется выполнение кандидатом требований, предъявляемых для приема в Союз. Перед началом переговоров Комиссия делает по каждой стране/главе сравнительный анализ правовых, экономических и административных условий в странах-кандидатах и в ЕС (так называемый скрининг). Одновременно каждая из стран-кандидатов индивидуально определяется с соответствующей переговорной позицией. На основе этих данных государства-члены ЕС вырабатывают в Брюсселе общие позиции, которые будут обсуждаться при необходимости на многих раундах переговоров со странами-кандидатами вплоть до достижения предварительных результатов. Результаты одобряются по главам министрами иностранных дел ЕС на вступительных конференциях. Им предшествуют вступительные конференции на уровне заместителей министров иностранных дел. Как только обе стороны приходят к выводу о том, что потребность в дальнейших переговорах отпала, эти главы временно закрываются. В противном случае принимается решение вернуться к ним позже, поскольку поданы ходатайства о переходных правилах, необходимость и уместность которых можно оценить только в более поздней фазе переговоров или поскольку у ЕС существует дополнительная потребность в информации.

Источником права, на основании которого осуществляется вступление в Союз новых стран, служит договор о присоединении (последний – Афинский от 1.02.2003 года). Его заключают между собой действующие государства-члены ЕС, которые вместе выступают как одна страна, и одно или несколько стран-кандидатов.

Последний этап – это ратификация всеми государствами-членами Союза договора о присоединении, что происходит не быстро, например процесс ратификации Афинского договора 2003 г. растянулся более чем на год.

Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда политических, правовых и экономических условий требуется согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом – Европейского парламента.

Таким образом, для того чтобы присоединится к участию в общеевропейском процессе в качестве страны-члена Евросоюза, государство должно пройти долгий подготовительный и переговорный процесс. Не смотря на множество проблем связанных с расширением ЕС, процессы интеграции в странах Союза перешли на качественно новый уровень, создавая условия для трансформации в недалеком будущем конфедерации европейских стран (каковой, по сути, является нынешний ЕС) в полноценный Союз в федеративной форме. Не только лидеры государств, но и большинство населения стран связывают с вхождением в Евросоюз надежды на лучшую жизнь и искоренение негативных черт тоталитарных и авторитарных режимов.

Легче всего понять желание восточноевропейцев вступить в ЕС. Экономические преимущества чрезвычайно важны, но они перекрываются высокой политикой. Членство в ЕС ставит центрально- и восточноевропейские страны на их исторические позиции среди наиболее развитых индустриальных держав европейского континента. Однако важнее то, что членство в ЕС оказывает решающее воздействие на внутриполитическую ситуацию во всех странах Центральной и Восточной Европы, так как тем самым закрывает книгу тоталитаризма, как это было в Греции, Португалии и Испании. Членство в ЕС для стран, пока ещё не входящих в ЕС, закрепило бы существующие рыночные реформы и облегчило бы дальнейшие реформы.[3, стр. 26]

Однако не все так гладко в странах, присоединившихся к ЕС в последнее пятилетие. Членство в союзе для них носит как негативные, так и позитивные черты. Ведь соответствие евростандартам иногда не очень хорошо отражается на экономике стран, которые ещё недавно переживали реформацию в политической и экономической жизни, связанную с выходом из просоветского блока. Каковы же негативные и позитивные черты?

Членство в Совете Европы подразумевает ратификацию государством-участником не только Устава СЕ, но и Европейской Конвенции по правам человека.

Именно участие РФ в ЕКПЧ даёт возможность нашим и иностранным гражданам обращаться за защитой в Европейский Суд по правам человека,
если Россия нарушила права, предусмотренные Конвенцией.

Решения ЕСПЧ носят для государств-участников обязательный характер.

Исключение России из Совета Европы автоматически означает прекращение действия на территории страны Европейской Конвенции по правам человека.

Это лишит людей возможности жаловаться в ЕСПЧ на нарушения, ответственность за которые несёт Российская Федерация.

Все уже поданные жалобы против Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека будут рассмотрены Судом в обычном порядке.

Исключение страны, по положениям Европейской Конвенции, на процедуры разрешения уже начатых дел не влияет.

Если вы уже обратились в ЕСПЧ, то по всем правилам переживать не нужно – на рассмотрении вашей жалобы это не отразится.

Другой вопрос касается исполнения решения, которое по вашему делу может вынести ЕСПЧ. Всё дело в том, что 7 июня 2022 года в России были приняты два закона, делающие исполнение постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу после 15 марта 2022 года, невозможным.

  1. Решения ЕСПЧ, вступившие в силу с 16 марта 2022 года, в России исполнению не подлежат;
  2. В процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ) внесли изменения, согласно которым факт вынесения Европейским Судом по правам человека постановления больше не является основанием к пересмотру дела;
  3. Генеральная Прокуратура РФ будет выплачивать заявителям компенсации только по постановлениям ЕСПЧ, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно. При этом у заявителей по выигранным делам на получение компенсаций есть время до 1 января 2023 года;
  4. Выплата компенсаций по решениям, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, будет производится только в рублях и только на счета банков, открытых не в «недружественных» странах;
  5. В случае необходимости суды могут (но не обязаны) ссылаться на прежнюю редакцию процессуальных кодексов для пересмотра дел, постановление ЕСПЧ по которым вступило в силу до 15 марта 2022 года включительно;
  6. Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в учреждениях ФСИН, больше не будут предоставляться свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека (соответствующие изменения внесли в Закон о содержании под стражей и УИК РФ);
  7. Из Закона о компенсациях за нарушение разумных сроков убрали упоминание стандартов, выработанных Европейским Судом по этому вопросу.

Даже после исключения из Совета Европы и денонсации ЕКПЧ любая страна, как следует из статей 46 и 58 Конвенции, должна исполнить все решения, вынесенные до даты прекращения своего членства (в случае России – до 15 сентября 2022 года включительно).

Другими словами, в теории, страна-участница (даже бывшая) обязана исполнять окончательные постановления ЕСПЧ по любому делу, в котором она выступала стороной.

Однако на практике ситуация иная.

7 июня 2022 года в России приняли законы, ограничивающие исполнение постановлений ЕСПЧ в зависимости от даты их вступления в силу.

  1. Решения ЕСПЧ, вступившие в силу с 16 марта 2022 года, в России исполнению не подлежат;
  2. В процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ) внесли изменения, согласно которым факт вынесения Европейским Судом по правам человека постановления больше не является основанием к пересмотру дела;
  3. Генеральная Прокуратура РФ будет выплачивать заявителям компенсации только по постановлениям ЕСПЧ, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно. При этом у заявителей по выигранным делам на получение компенсаций есть время до 1 января 2023 года;
  4. Выплата компенсаций по решениям, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, будет производится только в рублях и только на счета банков, открытых не в «недружественных» странах;
  5. В случае необходимости суды могут (но не обязаны) ссылаться на прежнюю редакцию процессуальных кодексов для пересмотра дел, постановление ЕСПЧ по которым вступило в силу до 15 марта 2022 года включительно;
  6. Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в учреждениях ФСИН, больше не будут предоставляться свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека (соответствующие изменения внесли в Закон о содержании под стражей и УИК РФ);
  7. Из Закона о компенсациях за нарушение разумных сроков убрали упоминание стандартов, выработанных Европейским Судом по этому вопросу.

Проще всего – найти постановление по своему делу здесь и посмотреть в самом его тексте.

Другой способ – ориентироваться по дате.

  • Если ваше дело было рассмотрено Комитетом из трёх судей, то вынесенное постановление вступает в силу с момента опубликования.
  • Если ваше дело было рассмотрено Палатой из семи судей, то её постановление вступает в силу через три месяца с момента его опубликования либо в дату отклонения коллегией из пяти судей обращения одной из сторон о передаче дела в Большую Палату Суда.
  • Если ваше дело было рассмотрено Большой Палатой из семнадцати судей, то её постановление, как и в случае с постановлениями Комитета, вступает в силу с момента его опубликования.

Российская Федерация должна выплатить вам компенсацию. На получение денег у вас есть время до 1 января 2023 года.

Однако с пересмотром вашего дела в России могут возникнуть сложности: суды могут, а не обязаны руководствоваться при решении вопроса о пересмотре редакциями процессуальных кодексов, действовавших ранее (в которых ещё упоминались постановления ЕСПЧ как основание для пересмотра).

Если постановление по вашему делу вынесено с 16 марта 2022 года, то, несмотря на крайнюю дату пребывания РФ в СЕ и требования Конвенции в части денонсации и обязательств государства, рассчитывать на компенсации и пересмотр из-за нового закона не стоит.

Конвенция продолжает своё действие в отношении всех нарушений, которые были совершены Россией до 15 сентября 2022 года включительно. Жалобы на них, по общему правилу, будут рассмотрены ЕСПЧ в обычном порядке.

Предположим, что 15 сентября 2022 года произойдёт нарушение, на которое вы захотите пожаловаться в ЕСПЧ, но все средства внутренней правовой защиты будут исчерпаны только в 2025 году – даже в этом случае подать жалобу в Европейский Суд будет можно.

Право подачи жалоб ограничивается не временем участия страны в ЕКПЧ, а именно датой нарушения – важно, чтобы она пришлась на момент до прекращения действия Конвенции.

Подытожим: по любым нарушениям прав, совершённым вплоть до 15 сентября 2022 года включительно, также могут быть поданы жалобы при соблюдении условий приемлемости, предусмотренных Конвенцией, включая требование об исчерпании внутренних средств правовой защиты и четырёхмесячного срока на подачу жалобы после вынесения окончательного решения внутри страны.

Однако при подаче жалобы важно помнить о том, что если ЕСПЧ вынесет постановление в вашу пользу, то добиться его исполнения в России и получения компенсации будет невозможно.
Всё потому, что 7 июня 2022 года был принят закон, прекращающий исполнение постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу после 15 марта 2022 года.

  1. Решения ЕСПЧ, вступившие в силу с 16 марта 2022 года, в России исполнению не подлежат;
  2. В процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ) внесли изменения, согласно которым факт вынесения Европейским Судом по правам человека постановления больше не является основанием к пересмотру дела;
  3. Генеральная Прокуратура РФ будет выплачивать заявителям компенсации только по постановлениям ЕСПЧ, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно. При этом у заявителей по выигранным делам на получение компенсаций есть время до 1 января 2023 года;
  4. Выплата компенсаций по решениям, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, будет производится только в рублях и только на счета банков, открытых не в «недружественных» странах;
  5. В случае необходимости суды могут (но не обязаны) ссылаться на прежнюю редакцию процессуальных кодексов для пересмотра дел, постановление ЕСПЧ по которым вступило в силу до 15 марта 2022 года включительно;
  6. Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в учреждениях ФСИН, больше не будут предоставляться свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека (соответствующие изменения внесли в Закон о содержании под стражей и УИК РФ);
  7. Из Закона о компенсациях за нарушение разумных сроков убрали упоминание стандартов, выработанных Европейским Судом по этому вопросу.

Если ваша цель – добиться справедливости, то вы можете подать жалобу в ЕСПЧ, хоть и практической выгоды от этого, вероятнее всего, не будет.

Важно помнить, что если вы гражданин Российской Федерации, желающий подать жалобу против любого другого государства-члена Совета Европы (не России), то выход России из СЕ не лишит вас права на обращение до тех пор, пока страна-нарушительница является членом СЕ.

Если Вы обращались в ЕСПЧ при помощи юристов Института и у Вас появились вопросы, пожалуйста, напишите нам – мы постараемся на них ответить

Членство России в Совете Европы и её участие в Европейской Конвенции по правам человека позволили провести множество важных реформ в самых разных сферах российского законодательства, а также высветить иные системные проблемы, требующие решения. Выход России из Совета Европы — это большая трагедия для российской правовой системы и для всего российского общества. Он означает не только невозможность для россиян в ближайшем будущем добиваться справедливости в Европейском Суде по правам человека, но и прекращение сотрудничества с европейскими государствами по очень многим направлениям.

Совет Европы — это не только Европейская Конвенция по правам человека и Суд. Это более двухсот международных соглашений в самых разных сферах, включая борьбу с коррупционными преступлениями, отмыванием денег, финансированием терроризма, киберпреступлениями, пытками и бесчеловечным или унижающим достоинство обращением или наказанием, домашним насилием и насилием в отношении женщин. Это множество различных органов и комитетов, вырабатывающих общеевропейские стандарты и правила. Это постоянные контакты представителей государств-членов на самых разных уровнях, обмен информацией и опытом и поддержка в проведении системных реформ. Все эти преимущества и возможности будут утрачены, и наша страна окажется в изоляции от общеевропейского сотрудничества на неопределенный период.

В истории Совета Европы единственным относительно схожим со сложившейся ситуацией примером был выход Греции в 1969 году после установления в стране режима «Чёрных полковников». Эта отсылка даёт нам надежду, ведь в 1974 году после падения режима Греция вновь ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека и вернулась в состав Совета Европы.

Вместе с тем, учитывая разницу в историческом и политическом контексте, в настоящее время невозможно спрогнозировать, когда такое возвращение для России станет возможным и с какими потерями для нас всех оно состоится.

По всей видимости, гипотетическое возвращение России в Совет Европы станет возможным лишь после исполнения всех постановлений, вынесенных против неё Европейским Судом по правам человека с 1998 года. Сейчас таких неисполненных постановлений уже около двух тысяч, а по состоянию на конец апреля 2022 года своего рассмотрения в ЕСПЧ ожидали еще свыше 18 тысяч дел против России. До 16 сентября и после него в Суд поступят ещё тысячи жалоб от россиян и граждан других государств на нарушение их прав и свобод российскими властями. С учётом принятого 7 июня закона исполнение большинства постановлений ЕСПЧ будет отложено на неопределённый срок. Причём речь в данном случае идёт не только о выплате справедливых компенсаций, но и о принятии индивидуальных мер, а также мер общего характера, которые могут варьироваться от изменения правоприменительных практик до проведения комплексных реформ в самых разных сферах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: