Существует ли гражданское общество в россии и как государство относится к кооперации граждан эссе

Обновлено: 18.04.2024

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов.

Под гражданским обществом понимаются все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. Понятие гражданского общества длительное время проходило эволюцию. Так, Джон Локк рассматривает гражданское общество с либеральной точки зрения, как отражение уровня исторического развития человечества. Гегель придерживался позитивно-либеральной трактовки, утверждая, что гражданское общество основано на частной собственности, а движущей силой прогресса является государство, которое способно обеспечить справедливость, защитить человека от случайности, реализовать всю общность интересов.

Марксистская концепция, которой придерживались Карл Маркс и Фридрих Энгельс, представляет собой понятие гражданского общества как фундамента человеческого существования. Жизнедеятельность индивидов при этом рассматривалась в качестве решающего фактора исторического развития.

Гражданское общество характеризуется следующими признаками:

  • Наличие экономической свободы и частной собственности.
  • Наличие социальной стабильности гарантий.
  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
  • Наличие самоуправляемости, гражданской активности со стороны общества.
  • Существование конкуренции мнений, плюрализма.
  • Толерантность и открытость, легитимность власти.
  • Наличие правового государства, в котором имеются действующие нормативно правовые акты, подробно регламентирующие существующие общественные отношения.

Функции гражданского общества заключаются в том, что оно побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивая социализацию и воспитание граждан. Кроме того, общество должно защищать граждан и объединения от незаконного вмешательства в их деятельность, причем не только со стороны преступного контингента, но и со стороны государства в принципе. Гражданское общество также способствует формированию демократических органов государственной власти, оказывая развитие на всю политическую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимоотношения между обществом и государством зависят от того типа политического режима, который установился на данный момент времени. Так, при тоталитарном режиме государство контролирует все сферы жизнедеятельности человека, практически не оставляя пространство для свободного существования гражданского общества. В данный момент гражданское общество существует. При авторитарном режиме гражданское общество находится в более свободном состоянии, однако не развито до конца, свобода слова не присутствует. Демократический режим создает условия для свободного функционирования и развития зрелого гражданского общества, а также для развития правового государства.

Рисунок 1. Гражданское общество и государство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Связь гражданского общества и правового государства

Для существования гражданского общества необходимо наличие правового государства. Это означает, что все общественные отношения в данном государстве должны быть урегулированы нормами действующего законодательства. Так, нормативно-правовой акт регламентирует практически все сферы жизнедеятельности людей, в том числе и самые незначительные. Это делается для того, чтобы в случае возникновения споров можно было максимально быстро их разрешить.

Законодательство в гражданском обществе должно отвечать некоторым признакам. Так, правовое государство характеризуется гуманизмом по отношению к людям, в том числе к лицам, совершающим правонарушения и преступления. Например, в России проявлением гуманизма является введение моратория на смертную казнь как на запрет уголовного наказания.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество характеризуются действием принципа разделения властей. Ветви власти делится на три основных – законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная ветвь власти представлена законодательными органами, которые обладают правом законодательной инициативы. Исполнительная ветвь власти реализует нормативно-правовые акты, которые существуют на территории государства. Судебная ветвь власти следит за тем, чтобы все субъекты гражданского общества соблюдали нормы действующего законодательства, а в случае выявления нарушителей – следуют санкции по отношению к ним. Все ветви власти находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, при развитом гражданском обществе они характеризуются независимостью.

Система сдержек и противовесов

Разделение власти характеризуется наличием принципа сдержек и противовесов. Так, законодательная власть, которая избирается всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов, а судебная власти является стержнем формирования правовой системы. Воплощение идей сдержек и противовесов нашло отражение в труде американского государственного деятеля Д. Мэдисона. Он представил данную систему в виде схемы, в которой сила каждой из 3 ветвей власти уравновешивая другую, становится относительно равной, чтобы удержать две другие ветви власти от злоупотреблений. Данный механизм сдержек и противовесов до сих пор существует во многих странах. В качестве механизма сдержек и противовесов также называют частное частичное совпадение полномочий трех ветвей власти.

По мнению некоторых ученых-правоведов, существует должность, которая не относится ни к одной из ветвей власти. В России – это Президент РФ. По мнению специалистов, Президент не относится ни к одной из ветвей власти, не реализует ни исполнительную, ни законодательную, не судебную власть. Некоторые даже называют его четвертой ветвью власти в силу сильного влияния на ряд законодательных и исполнительных субъектов.

На тему:

«Существует ли в России гражданское общество и правовое государство?»

«Дети, кто сейчас мне скажет хоть одно правовое государство, получит «5» в полугодии…», - вспоминаю я с умилением мой урок обществознания в восьмом классе, когда мы только начали изучать раздел «право и политика». Как вы поняли никто не получил «5» в полугодии, вернее получили, но не из-за того, что ответили на заданный вопрос учителя. «Правового государства в мире еще нет», - вот то, что точно я запомнила с тех времен.

Говоря о терминах «правовое государство» и «гражданское общество», думаю стоит знать, что же они означают и их признаки.Правовое государство- это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Основными признаками правового государства являются: верховенство закона и права, разделение властей, равноправие и защита гражданских свобод. В правовом государстве закон и права человека превыше всего, это раз. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Собственно, возникает вопрос «Зачем так бюрократизировать аппарат власти?», а вот зачем: «Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму"», - вот как отвечает нам французский политолог и философ XXVIII века. Наряду с этими признаками стоит и наличиегражданского общества.

Гражданское общество – это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Основными признаками гражданского общества являются:

  • Верховенство закона во всех сферах жизни общества:
  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • Взаимная ответственность личности и государства;
  • Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
  • Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
  • Наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
  • Законность и правопорядок в обществе.

Гражданское общество подразумевает под собой прежде всего знание своих прав и свобод, соблюдение их, а так же соблюдение прав другого человека, как сказал Виктор Гюго: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». И свобода здесь означает не только свободу действий и слова, но так же и ответственность.

В целом, Правовое государство и гражданское общество- это идеал любого государства, в котором и государство, и общество желают нести ответственность за своего народа и свое государство, в котором гражданин понимает, что он один имеет огромный удельный вес в системе, что государство может и хочет бороться за его права, а он сам, как гражданин, готов так же бороться за Родину, за справедливость. Например, идти служить в армию, не засорять природу, соблюдать законы. Я считаю, что Россия еще не правовое государство (хотя в Конституции так написано), но я не теряю оптимизма, и считаю, что наша страна скоро удостоится такого звания. Россия – это еще молодежь, всего лишь 20 лет на пути становления в сторону капитализма и либеральных устоев.

А вот, что касается, гражданского общества, то я так же считаю, что российское общество далеко еще не гражданское. Почему? На выборы ходит лишь 40% от всего населения, в каждом углу любого города все мы уничижаем свою страну и в один кричим как бы поскорей свалить из этой «Рашки», коррумпированные чиновники ни для кого не секрет, молодые люди 18 лет думают лишь о том, как бы «откосить» от армии, работники полиции избивают невинных граждан, профсоюзы не защищают права работников и т.д. Эти примеры антиподы признаков гражданского общества.

Я вижу решение проблемы в создании идеологии, не навязчивой как в СССР, но стимулирующей нас на подвиги, на ответственность за себя и свое государство, в котором нам будет приятно жить, в котором нам будет не страшно оставить своих детей.


Сегодня в России существует отчуждение между социумом и властью, которое породило не только недоверие «низов» к «верхам», но и неприязнь «верхов» к «низам», прежде всего к любым формам самодеятельности общества, в силу неразвитости социальных интересов. Отсюда и постоянное стремление государства не взаимодействовать с институтами гражданского общества, а управлять ими, игнорировать импульсы снизу, пытаясь превратить гражданские движения и объединения в каналы односторонней передачи указаний «сверху вниз».

В современной России формирование гражданского общества происходит одновременно с переходом к демократической системе правления и рыночной экономике. И в данном переходе гражданское общество должно помочь России. Оно является неким «мотором» в развитии страны по направлению построения правового государства с рыночной экономикой. В настоящее время данная проблема стоит в центре внимания. Постоянно в своих выступлениях и обращениях высшее руководство страны, политические и общественные деятели акцентирует внимание на том, что необходимо создать действующее гражданское общество, а также необходимо взаимодействие государства и власти с институтами гражданского общества при формировании тех или иных базовых законопроектов.

В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения и т.д.). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам. Гражданское общество должно стать помощником государства в решении данных проблем.

Президент Российской Федерации В. В. Путин убежден в том, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей». «Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина». Нужно сказать, что гражданское общество начинается с развитого самосознания, возвышающегося из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии. И лишь свободный человек сможет обеспечить рост экономики и процветание государства в целом.

На сегодняшний день в России существуют и функционируют элементы гражданского общества, присутствующих во всех сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной и т. д.). Например, политические партии, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественно-политические организации, различные экологические и правозащитные движения, этнические и конфессиональные общности, спортивные объединения, творческие, научные и культурные союзы, союзы предпринимателей и потребителей и т. д. В экономической сфере функционируют такие организации, как «Ассоциация российских банков», «Союз предпринимателей и арендаторов», в социальной – «Пенсионный фонд», «Союз солдатских матерей», «Фонд социальной защиты материнства и детства», в политической – политический партии и т. д. Но, к сожалению, многие организации, союзы, объединения и движения независимы лишь формально. На деле все обстоит иначе. Однако, несмотря на это, можно сказать, что формирование гражданского общества в Российской Федерации уже началось и делает свои первые шаги.

Нельзя не отметить проекты, созданные для развития гражданского общества. Например, создание «Общественной палаты РФ». Официальной целью которой является содействие формированию, обеспечению деятельности и развитию поля гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в Российской Федерации. Один из наиболее эффективных организаций по формированию гражданского общества, по мнению автора, сделало много положительного в этом направлении. Закон «Об образовании», при разработке и принятии которой во внимание были приняты пожелания общества, и внесены поправки, закон «Об НКО», реформа «ЖКХ» и т.д.

Также создан «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ». Главной целью данной организации является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, содействие становлению и развитию гражданского общества.

Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть.

В современной России формирование гражданского общества имеет свои специфические особенности:

1. Первая особенность – «позитивный характер митингов, протестов». В Российской Федерации протестные акции не доходят до своих крайних форм проявления. Российское законодательство не запрещает гражданам своей страны проводить мирные митинги, пикеты, шествия, протесты. Общество через них формирует и выражает свое мнение, требования по различным проблемам (социальным, политическим, экономическим, культурным), по вопросам внешней политики. И стоит подчеркнуть, что требования манифестантов удовлетворяются. Власть слышит народ и идет к нему навстречу. К примеру, можно привести события мая 2012 года. Главной целью протестного движения было заявить власти о себе, об отношении к легитимности власти, о своей позиции к прошедшим выборам. Стоит сказать, что манифестанты своего достигли. Протестные акции были как импульс к диалогу с властью, и этот диалог состоялся. В России протесты и митинги имеют достаточно позитивный характер, что отличает ее от других стан. Например, от сегодняшней Украины, где протестные движения и акции приобрели крайние формы проявления. Страна на кануне уничтожения, в стране хаос.

2. Вторая особенность становления гражданского общества в современной России – «этнорегиональный характер». Разрыв по уровню развития гражданских отношений в различных регионах страны слишком велик (например, в столице и в глубинке). Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет развитие гражданского общества на политическом пространстве современной России. Из этого следует, что на региональном уровне гражданское общество намного слабее, чем на федеральном. Конечно, и его способность противостоять политической власти значительно меньше, чем в стране в целом. Чтобы устранить столь глубокое противоречие нужно интенсивно развивать местное самоуправление, где сосредоточены не только властные отношения, но и гражданские.

И здесь нельзя не отметить деятельность «Общественной палаты РФ» по уменьшению разрыва между мегаполисом и регионом. Например, в январе 2013 года был подписан закон Президентом Владимиром Путиным об увеличении числа членов «Общественной палаты» со 126 до 166 человек. Что, несомненно, позволило расширить участие региональных общественных структур в работе «Общественной палаты», что, в свою очередь, дает возможность ускорение развитию единого гражданского общества в современной России.

3. Третьей особенностью является «зависимость независимых СМИ». Владимир Путин, будучи кандидатом на пост президента, 12 февраля 2004 года на встрече со своими доверенными лицами в МГУ сказал: «Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую – обязанность государства». То есть в России независимые средства массовой информации формируются не гражданским обществом, а гражданским обществом и государством вместе. По мнению автора, это позитивный проект. Государство в той или иной степени должно контролировать какая информация подается СМИ.

4. Последней особенностью, которую выделяет автор, является «PR-компания Президента», то есть, непосредственная связь с обществом. Ни в одной стране нет «прямой линии» общения президента с народом. Где принимают участие различные представители общества (студенты, ветераны ВОВ, ученые, деятели культуры, многодетные семьи, пенсионеры, врачи и многие другие представители общества). Люди могут обратиться к президенту по телефону, через отправку писем, по интернету или через телемост. Такие мероприятия длятся более двух часов. Даже в самой демократической стране – Соединенных Штатах Америки такого не наблюдается. Данная особенность отличает формирование институтов гражданского общества в современной России от стран Запада.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать несколько выводов:

1. Становление институтов гражданского общества в России началось и маленькими шажками движется вперед (как выше было отмечено, появилось множество союзов, объединений, движений, ассоциаций и т. д. во всех сферах общества). Пускай многие организации сегодня лишь формально независимы от государства и властных структур, но все же они есть, что дает основание для умеренной оптимистической оценки возможностей и перспектив развития правового государства и гражданского общества в России;

2. Гражданское общество в России формируется одновременно с переходом к демократическому и правому государству. Оно должно стать «двигателем», который будет двигать страну в направлении демократического государства и рыночной экономики;

3. Формирование и развитие гражданского общества в России имеет свою специфику. У нее свой путь и своя дорога в данном направлении.

На сегодняшний день в России существуют и функционируют элементы гражданского общества, присутствующих во всех сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной и т. д.). Например, политические партии, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественно-политические организации, различные экологические и правозащитные движения, этнические и конфессиональные общности, спортивные объединения, творческие, научные и культурные союзы, союзы предпринимателей и потребителей и т. д. В экономической сфере функционируют такие организации, как «Ассоциация российских банков», «Союз предпринимателей и арендаторов», в социальной – «Пенсионный фонд», «Союз солдатских матерей», «Фонд социальной защиты материнства и детства», в политической – политический партии и т. д. Но, к сожалению, многие организации, союзы, объединения и движения независимы лишь формально. На деле все обстоит иначе. Однако, несмотря на это, можно сказать, что формирование гражданского общества в Российской Федерации уже началось и делает свои первые шаги.

Нельзя не отметить проекты, созданные для развития гражданского общества. Например, создание «Общественной палаты РФ». Официальной целью которой является содействие формированию, обеспечению деятельности и развитию поля гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в Российской Федерации. Один из наиболее эффективных организаций по формированию гражданского общества, по мнению автора, сделало много положительного в этом направлении. Закон «Об образовании», при разработке и принятии которой во внимание были приняты пожелания общества, и внесены поправки, закон «Об НКО», реформа «ЖКХ» и т.д.

Также создан «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ». Главной целью данной организации является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, содействие становлению и развитию гражданского общества.

Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть.

В современной России формирование гражданского общества имеет свои специфические особенности:

1. Первая особенность – «позитивный характер митингов, протестов». В Российской Федерации протестные акции не доходят до своих крайних форм проявления. Российское законодательство не запрещает гражданам своей страны проводить мирные митинги, пикеты, шествия, протесты. Общество через них формирует и выражает свое мнение, требования по различным проблемам (социальным, политическим, экономическим, культурным), по вопросам внешней политики. И стоит подчеркнуть, что требования манифестантов удовлетворяются. Власть слышит народ и идет к нему навстречу. К примеру, можно привести события мая 2012 года. Главной целью протестного движения было заявить власти о себе, об отношении к легитимности власти, о своей позиции к прошедшим выборам. Стоит сказать, что манифестанты своего достигли. Протестные акции были как импульс к диалогу с властью, и этот диалог состоялся. В России протесты и митинги имеют достаточно позитивный характер, что отличает ее от других стан. Например, от сегодняшней Украины, где протестные движения и акции приобрели крайние формы проявления. Страна на кануне уничтожения, в стране хаос.



2. Вторая особенность становления гражданского общества в современной России – «этнорегиональный характер». Разрыв по уровню развития гражданских отношений в различных регионах страны слишком велик (например, в столице и в глубинке). Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет развитие гражданского общества на политическом пространстве современной России. Из этого следует, что на региональном уровне гражданское общество намного слабее, чем на федеральном. Конечно, и его способность противостоять политической власти значительно меньше, чем в стране в целом. Чтобы устранить столь глубокое противоречие нужно интенсивно развивать местное самоуправление, где сосредоточены не только властные отношения, но и гражданские.

И здесь нельзя не отметить деятельность «Общественной палаты РФ» по уменьшению разрыва между мегаполисом и регионом. Например, в январе 2013 года был подписан закон Президентом Владимиром Путиным об увеличении числа членов «Общественной палаты» со 126 до 166 человек. Что, несомненно, позволило расширить участие региональных общественных структур в работе «Общественной палаты», что, в свою очередь, дает возможность ускорение развитию единого гражданского общества в современной России.

3. Третьей особенностью является «зависимость независимых СМИ». Владимир Путин, будучи кандидатом на пост президента, 12 февраля 2004 года на встрече со своими доверенными лицами в МГУ сказал: «Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую – обязанность государства». То есть в России независимые средства массовой информации формируются не гражданским обществом, а гражданским обществом и государством вместе. По мнению автора, это позитивный проект. Государство в той или иной степени должно контролировать какая информация подается СМИ.


4. Последней особенностью, является «PR-компания Президента», то есть, непосредственная связь с обществом. Ни в одной стране нет «прямой линии» общения президента с народом. Где принимают участие различные представители общества (студенты, ветераны ВОВ, ученые, деятели культуры, многодетные семьи, пенсионеры, врачи и многие другие представители общества). Люди могут обратиться к президенту по телефону, через отправку писем, по интернету или через телемост. Такие мероприятия длятся более двух часов. Даже в самой демократической стране – Соединенных Штатах Америки такого не наблюдается. Данная особенность отличает формирование институтов гражданского общества в современной России от стран Запада.


Заключение

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать несколько выводов:

1. Становление институтов гражданского общества в России началось и маленькими шажками движется вперед (как выше было отмечено, появилось множество союзов, объединений, движений, ассоциаций и т. д. во всех сферах общества). Пускай многие организации сегодня лишь формально независимы от государства и властных структур, но все же они есть, что дает основание для умеренной оптимистической оценки возможностей и перспектив развития правового государства и гражданского общества в России;

2. Гражданское общество в России формируется одновременно с переходом к демократическому и правому государству. Оно должно стать «двигателем», который будет двигать страну в направлении демократического государства и рыночной экономики;

3. Формирование и развитие гражданского общества в России имеет свою специфику. У нее свой путь и своя дорога в данном направлении.

1. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990 С. 225.

2. Хлопин А. Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. № 1. С.137.

В последние годы словосочетание «гражданское общество» часто употребляют президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Более того, не первый год уже действует Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (недавно Медведев подкорректировал его название, и теперь совет, если верить названию, не только содействует развитию, но и должен развивать соответствующие институты). Деятельность совета можно только приветствовать, особенно после того как он добился согласия Дмитрия Медведева на проведение правового анализа второго дела Ходорковского и Лебедева и дела Магнитского. Однако подавляющая часть россиян не знает, что живет в гражданском обществе, да и не понимает, что это такое.

Вечная проблема общества — с властью. Ибо природа ее двойственна: с одной стороны, государство не может существовать без власти, и в этом плане власть — «слуга общества». Но, с другой стороны, всякая власть стремится к абсолютизации. И если этой тенденции ничего не противостоит, общество становится слугой власти.

По этому поводу известный государственный деятель С.Ю. Витте (1849-1915) еще в 1899 году, в бытность министром финансов, писал: «Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управителям: "Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось". Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: "Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что не умеете приспособиться к нашему управлению и потому что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим органами"».

Чтобы противостоять власти, граждане должны уметь самоорганизовываться для защиты своих интересов. Человек — сгусток интересов. Разнообразных и единовременных. В демократически развитых странах, которые не менее успешны и в экономике, различные интересы отстаиваются через всевозможные самоорганизующиеся структуры на всех направлениях и уровнях — от советов кварталов в районах коттеджей до политических партий, представляющих самые широкие интересы, которые увязывают будущее благосостояние с политическими программами.

Обе цитаты позаимствованы из книги Фергюсона «Опыт истории гражданского общества», вышедшей в свет еще в 1767 году. Адам Фергюсон (1723 – 1816) принадлежит к блестящей плеяде шотландских мыслителей эпохи Просвещения. Так случилось, что в 1707 году отсталая Шотландия, после заключения государственной унии с давней соседкой и соперницей Англией, лишилась национального парламента, однако взамен получила не только представительство в Палате лордов и Палате общин, но и смогла воспользоваться преимуществами самого передового на тот момент общества. Шотландцы оказались удивительно восприимчивы к социальным и экономическим свободам, совершив кардинальный сдвиг в своей культуре, что за очень короткий срок не только подняло на высокий уровень промышленность и сельское хозяйство, но и породило выдающихся философов, Адама Смита и Дэвида Юма в том числе. Так что рассуждения Фергюсона об истории гражданского общества — это не только опыт Древней Греции и Рима, это опыт Англии, опередившей другие страны Западной Европы в деле становления реального гражданского общества, и это успешный шестидесятилетний к моменту написания книги опыт Шотландии.

Но вернемся к свободе. Тот, кто привык пользоваться своими правами или хотя бы стремится к этому, высоко ценит и свободу. Ибо свои права возможно осуществить только в условиях свободы. Но в России даже в ХХ веке основная масса населения была бесправна, именно по этой причине свобода не является у нас особой ценностью. Так, по результатам ежегодного опроса, проведенного Левада-Центром в 2010 году, 72% граждан России готовы принять «некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод», если это потребуется для поддержания порядка. Причем под порядком россияне понимают прежде всего политическую и экономическую стабильность. И лишь для 16% опрошенных демократия важнее даже в тех случаях, когда «соблюдение ее принципов предоставляет определенную свободу разрушительным и криминальным элементам». В массовом сознании россиян отсутствует понимание того, что прав и свобод «нужно добиваться, отстаивать их и защищать каждый день», отметил директор Левада-Центра» Лев Гудков, представляя результаты опроса.

Стоит привести еще одно важное замечание Адама Фергюсона:

«Свобода есть право, которое каждый человек должен быть готов отстоять для самого себя; каждый же, кто желает даровать ее другим как некую милость, тем самым в действительности отрицает ее. Сохранение свободы нельзя доверить даже политическим учреждениям, хотя они и кажутся независимыми от воли и решений людей; они способны питать тот дух твердости и решительности, которым полнится свободный дух, готовый в любой момент противостоять унижению и выступать гарантом собственной безопасности, — но ставить себя над ним они не вправе». То есть личная активность граждан в деле отстаивания и сохранения свободы, по его мнению, является исходной. Даже там, «где люди грешат нерадивостью или испорченностью, добродетельность их вождей или благие намерения магистрата не всегда способны сохранить за ними политическую свободу. Безоговорочность подчинения любому лидеру или бесконтрольное осуществление любых полномочий, даже если все это направлено на благо человечества, нередко заканчивается подрывом институтов права…»

В России никогда не было развитых институтов права, но в последнее десятилетие ситуация только ухудшилась. Согласно исследованию, проведенному в июне 2010 года Левада-Центром, 71% респондентов признали, что не чувствуют себя защищенными от возможного произвола со стороны государственных структур (чиновников, милиции, ГИБДД, налоговиков, судов и т.д.), а 61% опрошенных высказали уверенность, что не смогут отстоять в России свои права, если они будут нарушены.

Осознание большинством граждан свободы и прав человека фундаментальными ценностями составляет основу гражданского общества. Это подразумевает непрестанный контроль граждан за властью на всех ее уровнях через многочисленные формы

самоорганизации, через эффективно действующие общественные структуры. Фактически гражданское общество — это стиль жизни и стиль мышления подавляющей части населения той или иной страны.

Умение жителей Западной Европы и Северной Америки самоорганизовываться и их высокая правовая культура привели к созданию развитой системы институтов гражданского общества. Прежде всего это профсоюзы, защищающие интересы наемных работников, — они существуют во всех сферах деятельности. Это политические партии, представляющие самые широкие политические интересы, которые увязывают идеологические предпочтения с решением основных проблем, стоящих перед страной. Это корпоративные общественные объединения (союзы учителей, адвокатов, производителей молочной продукции, автопроизводителей и т.д.), задача которых — защита интересов тех, кто работает в данной отрасли. Это экологические организации. Это многочисленные женские, молодежные, ветеранские организации. Это значительное число благотворительных организаций. Причем все они работают исключительно благодаря взносам и пожертвованиям их членов, а значит, эффективны и приносят реальную пользу гражданам, стране.

Интересы граждан как жителей данного дома, улицы, квартала, города призваны защищать местное самоуправление и самоорганизация граждан по месту жительства. В многоэтажных зданиях существуют домовые советы, в районах коттеджей — советы квартала. Причем жители сами создают их, понимая, что сообща проще добиваться решения местных проблем. Через советы осуществляется контроль за местными органами власти. Власть открыта и доступна для жителей, полностью им подотчетна, все ключевые вопросы решаются непременно с участием жителей — через проведение местных референдумов. При малейшем недовольстве власть будет попросту переизбрана: в США, например, на местных выборах явка зачастую выше, чем на федеральных.

Наличие в странах Западной Европы и Северной Америки независимых от власти СМИ смешно подвергать сомнению. Это надежный канал информирования граждан о возможных противозаконных действиях руководителей всех уровней, от местного до высших должностных лиц.

Существует ли гражданское общество в современной России? Если иметь в виду наше отношение к таким ценностям, как свобода, права человека, если учитывать неумение большинства наших соотечественников самоорганизовываться для цивилизованной защиты своих интересов, то следует дать отрицательный ответ. Стиль жизни и стиль мышления подавляющей части россиян далеки от тех, что присущи членам гражданского общества.

А какова ситуация с институтами гражданского общества? Начнем с общественных организаций. Низкая культура самоорганизации приводит к тому, что в России нет важнейших для обеспечения нормальной жизни страны общественных структур. Прежде всего, нет реально действующих массовых профсоюзов. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), которая является преемницей советских профсоюзов не только по истории возникновения, но и по духу, по многим вопросам занимает сторону власти. По-настоящему независимые от власти профсоюзы, активно отстаивающие интересы шахтеров, докеров, авиадиспетчеров, летного состава гражданской авиации возникли в начале 90-х годов. Однако стараниями власти им не дали превратиться в реальную силу. Нынешние их последователи малочисленны и не способны защищать интересы наемных работников какой-либо отрасли — их влияние распространяется на одно или несколько предприятий.

Не хватает корпоративных организаций. Многие отрасли экономики создали свои общественные структуры: действуют Ассоциация банков России, Российский союз строителей, Союз нефтегазопромышленников России, Союз машиностроителей России, Объединение автопроизводителей России и так далее. Но это специфические образования — их членами являются предприятия, фирмы. А вот организации с индивидуальным членством, защищающие интересы массовых профессий, например, Союз учителей, Союз врачей или Союз инженеров, не играют заметной роли в масштабах страны.

К немногим видам успешно действующих общественных объединений следует отнести правозащитные, экологические и благотворительные организации. Среди правозащитных организаций: движение «За права человека», общество «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Союз комитетов солдатских матерей России, комитет «Гражданское содействие», Информационно-аналитический центр «СОВА». Среди экологических — отделения международных организаций «Гринпис», Всемирный фонд охраны дикой природы, Международный фонд защиты животных. Благотворительные организации стараются помогать бездомным, малообеспеченным семьям. Деятельность всех этих организаций крайне полезна. Вместе с тем, число граждан, входящих в правозащитные, экологические и благотворительные организации, не столь уж и велико в масштабах России.

Да, наши граждане объединяются, когда возникает непосредственная угроза их интересам, например, в виде точечной застройки, или уничтожения Химкинского леса, или загрязнения Байкала. Высокую активность проявляли обманутые дольщики. Но за рамками открыто попираемых прав граждан самоорганизации фактически нет. Угрозы более опосредованные, связанные с несовершенством политической и социальной системы, большей частью гражданами не воспринимаются. В общественных организациях участвует незначительная часть населения. Даже массовые выступления начала 2005 года, связанные с монетизацией льгот, не привели к самоорганизации, к возникновению устойчивых общественных структур. Основная часть общества атомизирована. Согласно результатам исследования ВЦИОМа, проведенного в 2009 году, наименее важной из свобод для россиян является свобода объединений и союзов — она значима только для 5% опрошенных. Эту ситуацию нельзя считать нормальной.

Сейчас в России нет настоящих политических партий, хотя бурный процесс образования российских партий начался в 1990 году. Тогда возникли Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Консервативная партия России и др., а также широкое политическое движение «Демократическая Россия», в которое в качестве коллективных членов вошли многие другие партии и которое с осени 1990-го по лето 1991-го собирало на Манежной площади по несколько сотен тысяч манифестантов, а в августе 91-го организовало оборону Белого дома.

Если говорить о СМИ как институте гражданского общества, то стоит начать с самого массового СМИ — с телевидения. В настоящее время в России практически нет независимых от власти телевизионных каналов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Существует некоторое число независимых радиостанций. Есть независимые периодические печатные издания, но число их невелико. Относительно свободным остается пространство интернета, однако правоохранительные органы постоянно вмешивается в деятельность интернет-сообщества, если чиновники чувствуют для себя угрозу. То есть в целом положение с институтами гражданского общества в России неблагополучно. Можно говорить лишь об отдельных ростках гражданского общества.

Между тем, речь идет вовсе не об альтруизме: рано или поздно усилия, прилагаемые отдельным членом гражданского общества, оборачиваются пользой для него и его близких. Гражданское общество требует постоянного участия всех его членов, но оно и «работает» на всех. Оно опирается на таланты, мудрость, силу убеждения его членов, побуждает к общественно полезному творчеству. Тут стоит привести еще одно высказывание Фергюсона: «Ни в чем, как в ведении дел гражданского общества, не находит человек столь широкого применения своим талантам и столь подходящего объекта для изъявления своих лучших чувств». Вовсе не случайно то, что наиболее развитыми в экономическом плане являются страны, в которых давно существует гражданское общество.

Главный вывод: надо учить жителей России ценить свободу, знать и уметь отстаивать свои права, учиться действовать сообща и не считать зазорным тратить время и энергию на решение общих проблем. Когда это станет неотъемлемой составляющей жизни основной части населения страны, тогда и появится наконец у нас гражданское общество.

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила о необходимости развития в России активного гражданского общества и призвала дать шанс НКО. Открывая вместе с президентом Владимиром Путиным Ганноверскую промышленную ярмарку, Меркель отметила, что только открытое общество может гарантировать благосостояние страны, сообщает "Немецкая волна".

"Мы должны вести более интенсивную дискуссию, развивать наши позиции в диалоге, а также дать шанс в России НПО и другим организациям, которые у нас в Германии играют роль двигателя инноваций", - заявила Меркель.

Путин в своей речи эту тему не затрагивал. Он заявил о необходимости партнерства и взаимного доверия на фоне продолжающего кризиса мировой экономики. По его словам, инфляция в России остается высокой, в остальном экономика страны стабильна. В качестве индикатора настроения в обществе Путин привел самый высокий за последние 19 лет уровень рождаемости.

В воскресенье у Конгресс-центра, где проходила церемония открытия Ганноверской ярмарки, прошла акция протеста против политики российских властей. Согласно данным полиции, в ней приняли участие около 350 человек. Участники держали плакаты с требованиями прекратить преследования НКО и остановить политический террор в России.

Путин не видел этой демонстрации, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. "Это традиция в Германии, нормальное положение, когда кто-то против чего-то протестует, но мы, к сожалению, на этот раз этого не видели", - сказал пресс-секретарь.

Из Германии Путин отправится в Амстердам, где вместе с королевой Нидерландов Беатрикс откроет российско-голландский год. Визит будет проходить на фоне одобренного городскими властями гей-парада против гомофобных законов, принятых в России. "Мешать мы никому не будем. Есть свобода слова. Однако есть протокол, посещение парада уж точно не предусмотрено", - сказал в связи с этим специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

1. Гражданское общество
2. Государство и гражданское общество
3. Правовое и гражданское общество
4. Институты гражданского общества
5. Гражданское общество в России
6. Развитие гражданского общества
7. Понятие гражданского общества
8. Формирование гражданского общества
9. Признаки гражданского общества
10. Современное гражданское общество
11. Структура гражданского общества
12. Проблемы гражданского общества
13. Становление гражданского общества
14. Основа гражданского общества
15. Система гражданского общества
16. Концепция гражданского общества
17. Функции гражданского общества
18. Черты гражданского общества
19. Гражданское общество обществознание
20. Гегель гражданское общество

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: