Многообразие видов социального обеспечения роль государства в их реализации

Обновлено: 28.03.2024

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1 Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2 Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1) в зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице;

2) по субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации;

3) в зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона;

4) в зависимости от степени охвата субъектов получателей:

  • общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций);
  • специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам);
  • исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, например, защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого1).

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества1).

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия. Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством 2). К. Н. Гусов и М. О. Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»3).

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Таблица 1 - Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации

Федеральные законы, регулирующие отно-шения по социальному обеспечению Категории лиц Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет

Продолжение таблицы 1

«О трудовых пенсиях в РФ» Застрахованные граждане Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Перечисленные в законе категории граждан Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.
«О занятости населения в РФ» Безработные граждане Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле» Граждане РФ Социальное пособие на погребение
«О беженцах» Граждане, имеющие статус беженцев Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи» Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимума Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гаран-тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Пособия, социальное обслуживание

Продолжение таблицы 1

«О статусе военнослужащих» Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсию Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» Граждане, нуждающиеся в социальных услугах Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Граждане пожилого возраста и инвалиды Те же виды

Как видно из таблицы 1, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий (рисунок 3):

Рисунок 3 - Виды пенсий

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию1).

Рисунок 4 - Виды трудовых пенсий

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом (рисунок 4)1).

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации1). К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд. рублей, что составило 6,1 % от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд. рублей), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд. рублей. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Как получить эту работу через 2 минуты?

Введение 3
Глава 1. Понятие и место социального обеспечения в правовой системе Российской Федерации 5
1.1. Современное состояние правового регулирования социального обеспечения 5
1.2. Понятие и виды социального обеспечения в Российской Федерации 9
Глава 2. Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения 19
2.1. Понятие, виды и особенности государственного регулирования назначения пенсий 19
2.2. Особенности расчета размера пенсий 25
2.3. Государственное регулирование назначения, выплаты и доставки пенсий 31
Глава 3. Правоотношения по назначению пособий в системе социального обеспечения 35
3.1. Понятие и классификация пособий в социальном обеспечении 35
3.2. Особенности регулирования сроков назначения пособий 41
3.3. Реализация правоотношений по выплате пособий 44
Заключение 48
Список использованной литературы 50

9. Административное право России: Курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: ТК Велби; Проспект, 2014. С. 505 - 522.
10. Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011.
11. Антипьева Н.В. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих: Моногр. Омск, 2013. С. 48 - 54.
12. Бейгереев М. Нидерланды: суть реформы социальной защиты - в стимулировании трудовой активности // Человек и труд. 2014. N 1. С. 41.
13. Благов Ю.Е., Иванова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях // Российский журнал менеджмента. 2013. N 1. Т. 10. С. 7.
14. Благодир А.Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства) // Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2012. N 1. Т. 1. С. 70 - 73.
15. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к Закону РФ «О занятости населения в РФ». - М.: Ось-89, 2012. – С. 92.
16. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учеб. пособие. Казань, 2012. – С. 14.
17. Гомеля В.Б. Страхование: Современный курс. Учебник для вузов / А.П. Архипов, В.Б. Гомеля, Д.С. Туленты; Под ред. Е.В. Коломина. М.: Финансы и статистика, 2014.
18. Денисова И. Социальная политика: Учеб. Ростов н/Д, 2009. С. 289; Бондаренко Н.В., Кураков А.Л. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестн. Чувашского ун-та. 2010. N 1. С. 403.
19. Дресвянкин Д.С. Социальная защита сотрудников правоохранительных органов: правовые вопросы: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. С. 7, 13.
20. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учеб. М., 2015. С. 587.
21. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2013. С. 97.
22. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. N 7. С. 72 – 83.
23. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2014. N 7.
24. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2014. N 7.
25. Копина А.А. К вопросу о соотношении понятий «налоговый процесс» и «налоговая процедура» // Финансовое право. 2015. N 10.
26. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. М., 2014. С. 201.
27. Лучин О.В. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М., 1976. С. 25 - 26.
28. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения. М., 2013. С. 228 - 229.
29. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. для бакалавров. М., 2014. С. 471.
30. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2016. С. 206 – 207.
31. Морозова И.С. Теория правовых льгот: Дис. . д-ра юрид. наук. Саратов, 2014. С. 407.
32. Мухамадиева Э.Ф. Развитие системы обязательного социального страхования в регионе: Автореф. дис. . канд. экон. наук. Екатеринбург, 2013.
33. Назаров Е.Г. Терминологические аспекты формирования национальной системы социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики // Я - гражданин России. 20 лет Конституции РФ. Антропологические чтения - 2013: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной науч.-практ. конф. / Под ред. С.Ю. Радченко, М.В. Федорова, А.В. Ханина. Екатеринбург, 2013. С. 53.
34. Назаров Е.Г. Терминологические аспекты формирования национальной системы социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики // Я - гражданин России. 20 лет Конституции РФ. Антропологические чтения - 2013: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной науч.-практ. конф. / Под ред. С.Ю. Радченко, М.В. Федорова, А.В. Ханина. Екатеринбург, 2013. С. 53.
35. Нуртдинова А.Ф. Социальная ответственность бизнеса: правовые аспекты экономической концепции // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 30 - 46.
36. Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Занятость населения и её регулирование. - СПб.: Бизнес-пресса, 2012. – С. 34.
37. Пауль А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права / Под общ. ред. М.В. Карасевой. СПб., 2013. С. 70.
38. Право социального обеспечения: Учеб. / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2016. С. 412.
39. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2012. С. 100.
40. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: монография. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 7.
41. Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. – С. 54.
42. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. Учебник ВШЭ. Издательский дом ГУ - ВШЭ. Москва, 2014. С. 33, 37.
43. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. Учебник ВШЭ. Издательский дом ГУ - ВШЭ. Москва, 2014. С. 33, 37.
44. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 7 – 13.
45. Сочнева Е.Н. Оценка системы пенсионного обеспечения России // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1. С. 52 - 56.
46. Стахова А.А. Административно-правовые основы социальной поддержки граждан: вопросы теории и практики: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2014.
47. Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск: Томск. гос. ун-т, 1980. С. 24.
48. Федорова М.Ю. Социальная поддержка в системе социальной защиты населения: понятие и правовая природа // Рос. ежегодник трудового права. 2016. N 4. С. 577 – 591.
49. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2013. С. 20; Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. пособие. Казань, 2015. С. 5 - 29 и др.
50. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2013. С. 20.
51. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2013. С. 20.
52. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС КонсультантПлюс. 2015.
53. Шумило М.М. Пенсионные правоотношения как механизм реализации конституционного права на пенсию // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 1. С. 46 - 48.
54. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. пособие. Казань, 2015. С. 5 - 29 и др.

В случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным. Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:

• пособие по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• ежемесячное пособие на ребенка.

Отдельными нормативными актами предусмотрены: пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении поствакционных осложнений; социальное пособие на погребение.

Система компенсационных выплат – новое явление для российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы; за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; вынужденным переселенцам и беженцам и др.


В статье рассматривается понятие социального обеспечения. Анализируется важность данной деятельности, а также систематизируются ее виды. Обозначается важность экономической функции социального обеспечения.

Ключевые слова: социальное обеспечение, обеспечение, виды социального обеспечения, материальные блага, финансирование, экономическая функция, пособия, пенсия, социальная поддержка.

Как известно, все главные теоретические термины и акты законодательства идут во взаимосвязи с конкретными видами материальных благ, то есть — видами социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения не является обозначением конкретного материального блага. Это термин, определяющий общее понятие, содержащий в себе множество значений и способный употребляться, как обобщающий. Социальное обеспечение соединяет в себе все виды материальных благ, которые предоставляются людям в рамках системы социального обеспечения.

Социальное обеспечение содержит в себе сразу несколько составляющих — экономическую, правовую и политическую, — поэтому это понятие можно обозначить с точки зрения определенной направленности.

В понимании, которое описали М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова, особый акцент делается на экономической составляющей. Авторы изучают социальное обеспечение как «один из вариантов распределения части валового внутреннего продукта с помощью предоставления людям материальных благ с целью выравнивания их собственных доходов в обстоятельствах, подразумевающих общественные риски, за счет целевых финансовых потенциалов в объеме и на условиях, строго контролирующихся социумом, государством, для помощи и поддержки их полноценного общественного статуса [2, с.32].

В свою очередь М. О. Буянова также выделяет экономическую сторону в социальном обеспечении. Под этим термином автор понимает «вид выражение общественной политики государства, устремленной на материальное обеспечение конкретных категорий людей из государственного бюджета и особых внебюджетных фондов в условиях наступления обстоятельств, которые признаются государством на этом этапе общественно важными, с целью выравнивания положения данных граждан по сравнению с другими людьми» [1, с.10].

Тем не менее, если рассматривать социальное обеспечение именно с экономической точки зрения, то наиболее верным является определение Л. И. Прониной в ее труде «Проблемы развития социального обеспечения». Там говорится, что социальное обеспечение — это комплекс экономических отношений по факту формирования, распределения и использования «обобществленной на разных уровнях управления и в рамках различных форм собственности части необходимого и прибавочного продукта для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества и обеспечения, в определенной мере, расширенного воспроизводства населения» [4, с.21].

Говоря о видах социального обеспечения, нужно сказать, что они устанавливаются вне зависимости от источников инвестирования. Эксперты уточняют, что социальное обеспечение, реализующееся в далее перечисленных формах, может содействовать положительному изменению социума, исчезновению границ, которые все еще существуют между разными слоями населения. Итак, можно говорить о следующих существующих видах социального обеспечения:

  1. Денежные выплаты в виде пенсионных выплат или пособий. Также они могут выглядеть, как материальная помощь, обладающая адресной направленностью и предоставляемая отдельным категориям людей.
  2. Натуральный вид помощи. Подобный вид социального обеспечения подразумевает собой медицинские препараты, лекарства, продукты питания первой необходимости, детское питание, а также технические устройства для лиц с ограниченными возможностями в плане здоровья.
  3. Льготы и определенные виды услуг. Здесь подразумевается содержание граждан в домах или интернатах для престарелых или лиц с ограниченными возможностями по здоровью, детские дома, а также общественный сервис людей на дому.
  4. Возмещение иных расходов, связанных с оказанием медицинской помощи нуждающихся в этом гражданам, дальнейшим восстановлением, а также с оздоровлением, приводящимися в специализированных стационарах, санаториях или интернатах.
  5. Определенные единовременные материальные или нематериальные виды помощи, которые государство или общественные институты оказывают, как адресную помощь отдельным категориям людей, оказавшихся в трудной ситуации. При данном виде социального обеспечения очень важны документы, которые предоставляют граждане. Они подтверждают неспособность людей обеспечить себя вещами, лекарствами или продуктами первой необходимости. И лишь после проверки заявителей и подтверждения подлинности данных, ответственные лица социального обеспечения оказывают помощь [2, с.49].

Это лишь одна из классификаций видов социального обеспечения. Данные процесс также систематизируются на основании того, какой категории граждан предоставляются.

По данной классификации можно выделить следующие виды социального обеспечения:

  1. Социальное обеспечение для граждан, не относящихся к трудоспособному возрасту (для детей и подростков, а также пенсионеров и инвалидов).
  2. Социальное обеспечение для граждан, относящихся к трудоспособному возрасту, но по определенным причинам не обладающих возможностью реализовать трудовую деятельность (для безработных, временно нетрудоспособных и нетрудоустроенных, для лиц с ограниченными возможностями по здоровью, многодетных семей, малообеспеченных семей или отдельных граждан) [4, с.32].

Также, основываясь на уже изученном, можно выделить две масштабные группы видов социального обеспечения:

  1. Виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении: пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты. Это традиционные виды денежных выплат. В последние годы появились новые виды выплат: ежемесячные денежные выплаты, материнский капитал, доплаты к пенсиям.

По отношению друг к другу денежные выплаты можно классифицировать следующим образом:

– основные виды денежных выплат — пенсии, пособия, всевозможные выплаты, жилищные субсидии, материнский капитал;

– выплаты, дополняющие основные виды денежных выплат;

– выплаты, замещающие существенный вид денежных выплат [6].

  1. Виды социального обеспечения, предоставляемые гражданам бесплатно или с частичной оплатой в натуральном выражении:

– медицинская помощь и лекарственное обеспечение;

– социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания;

– специфические услуги, предоставляемые инвалидам;

– социальные льготы [6].

Перечисленный список является общим и дает лишь широкое понимание видов социального обеспечения, так как человеку определяется конкретный вид пенсии, пособия и т. д.

Таким образом, на основе рассмотренного и изученного материала можно подвести итог нашей статьи. Ясно, что сущность социального обеспечения наиболее четко проявляется в его экономической функции. Она заключается в частичном возмещении трудового дохода или содержания, утраченного в связи с определенными обстоятельствами, а также в оказании минимальной денежной и натуральной поддержки для конкретной категории граждан. Это закреплено в Законе о трудовых пенсиях и иных нормативных правовых актах.

Источником финансирования для реализации экономической функции социального обеспечения является государственные средства — страховые взносы, бюджеты разных уровней бюджетной системы нашей страны. Вместе с государственным финансированием социального обеспечения есть и добровольное социальное страхование, иные дополнительные формы социального обеспечения и, конечно, благотворительность.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, вид, выплата, экономическая функция, благо, гражданин, материнский капитал, отдельная категория людей, пенсия, пособие.

Ключевые слова

социальное обеспечение, обеспечение, виды социального обеспечения, материальные блага, финансирование, экономическая функция, пособия, пенсия, социальная поддержка

Похожие статьи

Денежные выплаты как форма оказания государственной.

Законом установлены следующие виды денежных выплат: социальные пособия; субсидии

В более общем плане пособия можно определить как назначаемые гражданам с целью

В этих субъектах РФ пенсионеры получают региональные социальные доплаты к пенсии, в.

Пенсионный фонд РФ: структура расходов (2012–2015 гг.)

− Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан

Основные термины (генерируются автоматически): млрд, расход, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд, материнский капитал, отдельная категория граждан, Пенсионный фонд РФ, рубль.

Организация деятельности и анализ системы государственного.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств

млрд, расход, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд, материнский капитал, отдельная категория граждан, Пенсионный.

Пенсионный фонд РФ: структура доходов (2012–2015 гг.)

Основной обязанностью Пенсионного фонда РФ является назначение и обеспечение своевременной выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий.

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей.

Наиболее массовым видом социальной поддержки многодетных семей является пособие.

Законом о материнском капитале органы государственной власти субъектов РФ и органы

В остальных меры поддержки семей с детьми реализуются за счет высоких пособий на уровне.

«Социальная защита» – понятие и смысл | Статья в журнале.

Понятие социальной защиты можно рассматривать с позиций исследования нескольких наук: – социологи рассматривают социальную защиту как систему обеспечения достойной жизни и свободного развития человека; – демографы рассматривают это как систему.

Роль Фонда обязательного медицинского страхования.

млрд, расход, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд, материнский капитал, отдельная категория граждан, Пенсионный фонд РФ, рубль, число родителей, финансовое обеспечение выплат. Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской.

Дисбаланс правовых норм, регламентирующих закрепление права.

Законодательное закрепление и реализация новых видов социального обеспечения, а также изменение размеров и порядка предоставления социальных выплат и услуг не всегда

Еремина О. Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и.

О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере.

по поводу натуральных видов социального обеспечения

В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации

положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и.

В Российской Федерации осуществляется государственная социальная политика, направленная на преодоление социального неравенства и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Государственное социальное обеспечение - форма солидарной помощи населению, осуществляемая за счет государственного бюджета.

Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальное обеспечение – это государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных.

Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

- материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
- обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

В условиях рыночных отношений проблема социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными видами социального обеспечения являются:

- пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
- пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
- содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
- профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает и компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями.

Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке.

Установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.

Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства, поскольку крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей.

Следовательно, основная цель государственного социального обеспечения заключается в поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат. Социальные выплаты обычно привязаны к потреблению конкретных благ, которые предоставляются их получателям либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Таким образом, сначала выделяются социально значимые категории граждан, а затем они наделяются пакетами насущных, по мнению политиков, благ. В качестве таковых благ фигурируют, прежде всего, услуги жилищно-коммунальных служб, транспорта, связи и здравоохранения.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: