Согласно этой теории государство возникает из соглашения между правителем и народом заключаемого в

Обновлено: 26.04.2024

Существует множество теорий происхождения как государства, так и права. Такое многообразие объясняется тем, что человечество издавна интересовалось вопросами, касающимися государства и права. Ученые и мыслители различных исторических периодов выдвигали множество теорий относительно, в частности, происхождения государства. К ним можно отнести: Аристотеля, Ф. Аквинского, Филмера, Н.К. Михайловского, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Н.И. Радищева, Е. Дюринга, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др. Все теории выдвигались в различные периоды времени и изменялись в зависимости от развития экономики, развития общественных отношений и т. д.

Основными теориями происхождения государства являются:

1) теологическая. Основу данной теории составляла идея о божественном начале в государстве и праве. Эти институты являются результатом проявления божественной воли, воплощением власти Бога на земле. В данном случае утверждалось, что любая власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций, а народ в свою очередь должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли;

2) патриархальная. Согласно утверждениям Аристотеля государство представляло собой своеобразную разросшуюся семью. В данном случае власть монарха отождествлялась с властью отца в семье, который заботится о членах своей семьи (подданных государства) и обеспечивает их послушание. Последние в свою очередь во всем должны подчиняться главе семьи;

3) договорная. Согласно данной теории государство возникло в результате общественного договора. Он возник из-за того, что люди пребывали в состоянии «война всех против всех» и постоянно нарушались их права. Так, после осознания людьми необходимости создания такого образования, которое обеспечило бы их защиту, возник названный общественный договор, по которому люди добровольно передавали часть своих прав государству, а последнее в свою очередь обязывалось защищать участников договора;

4) теория насилия. В соответствии с данной теорией государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен;

5) психологическая. Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров;

6) марксистская. Согласно этой теории государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и другие теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них обладает своими недостатками, которые обусловливаются тем периодом истории, в котором они имели место быть, уровнем развития социально-экономических отношений, идеологиями и другими показателями.

г) это организация политической власти крупного капитала для защиты их интересов.

в) аппарат управления и насилия;

г) наличие единого языка общения.

а) официальное представительство всего общества;

б) издание законов и подзаконных актов;

в) наличие одной нации;

г) верховенство государства на своей территории.

  1. Легитимность государственной власти означает:

а) ее законность;

б) принятие ее населением;

г) всё, указанное выше.

  1. Поддержка малого предпринимательства относится к:

а) социальной функции государства;

б) экономической функции государства;

в) административной функции государства;

г) гражданской функции государства.

  1. В США – конгресс, в Польше – сейм, в РФ – федеральное собрание. О каком органе государства идет речь:

в) правоохранительном органе;

г) местном органе государственной власти.

  1. Форма правления, при которой глава государства получает свою власть по наследству, называется:
  1. Республика – это форма правления, при которой государственная власть осуществляется:

а) выборными органами, избираемыми на определенный срок;

б) всем населением страны;

в) одним должностным лицом, получающим власть по наследству;

г) председателем правительства.

  1. Если глава государства, избранный населением, имеет право роспуска парламента, а парламент не может выразить недоверие правительству, то это:

а) смешанная республика;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) полупарламентская республика.

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) смешанная республика;

г) унитарная республика.

  1. Форма правления, при которой есть парламент, но его верхняя палата и правительство формируется монархом:

а) абсолютная монархия;

б) дуалистическая монархия;

в) парламентская монархия;

г) смешанная республика.

  1. Государство, на территории которого созданы административно-территориальные единицы (области, округа), не являющиеся государственными образованиями, называется:

а) союз государств, обладающих суверенитетом;

б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;

в) государство, отличающееся целостностью, неделимостью;

г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.

а) союз государств, обладающих суверенитетом;

б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;

в) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;

г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.

  1. Право выхода из состава федерации за их субъектами признается:

б) признается, но только по итогам референдума населения субъекта федерации;

в) признается, но только по итогам референдума населения федерации в целом;

Теория, согласно которой государство есть результат расширения общения семей, и его власть есть власть главы семьи:

Согласно этой теории государство произошло от права собственника на землю:

Согласно этой теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка:

Теория, согласно которой государство возникает из необходимости подавления недовольства бедных:

Представители договорной теории происхождения государства:

а) Маркс, Энгельс, Ленин;

б) Гумплович, Каутский, Дюринг;

в) Руссо, Локк, Гоббс;

г) Петражицкий, Спенсер.

Люди, считающие, что причиной возникновения государства были экономические факторы, являются сторонниками:

а) договорной теории происхождения государства;

б) материалистическ ой теории происхождения государства;

в) патримониальной теории происхождения государства;

г) теологической теории происхождения государства.

Теория происхождения государства, известная как теория «двух мечей», уподобляет двум мечам:

а) духовную и светскую власть;

б) государство и право;

в) внешние и внутренние функции государства;

г) исполнительную и законодательную власть.

Государство, как политическое состояние общества, определяли:

Выбрать суждение, наиболее соответствующее современному пониманию государства:

а) это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;

б) это организация политической власти, управляющая определенной частью общества;

в) это организация политической власти для защиты интересов госслужащих;

г) это организация политической власти крупного капитала для защиты их интересов.

Не является признаком государства:

в) аппарат управления и насилия;

г) наличие единого языка общения.

Не является признаком государства:

а) официальное представительств о всего общества;

б) издание законов и подзаконных актов;

в) наличие одной нации;

г) верховенство государства на своей территории.

Легитимность государственной власти означает:

а) ее законность;

б) принятие ее населением;

г) всё, указанное выше.

Поддержка малого предпринимательс тва относится к:

а) социальной функции государства;

б) экономической функции государства;

в) административной функции государства;

г) гражданской функции государства.

В США – конгресс, в Польше – сейм, в РФ – федеральное собрание. О каком органе государства идет речь:

в) правоохранительн ом органе;

г) местном органе государственной власти.

Форма правления, при которой глава государства получает свою власть по наследству, называется:

Республика – это форма правления, при которой государственная власть осуществляется:

а) выборными органами, избираемыми на определенный срок;

б) всем населением страны;

в) одним должностным лицом, получающим власть по наследству;

г) председателем правительства.

Если глава государства, избранный населением, имеет право роспуска парламента, а парламент не может выразить недоверие правительству, то это:

а) смешанная республика;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) полупарламентска я республика.

Современная Россия по форме правления:

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) смешанная республика;

г) унитарная республика.

Форма правления, при которой есть парламент, но его верхняя палата и правительство формируется монархом:

а) абсолютная монархия;

б) дуалистическая монархия;

в) парламентская монархия;

г) смешанная республика.

Государство, на территории которого созданы административно- территориальные единицы (области, округа), не являющиеся государственными образованиями, называется:

а) союз государств, обладающих суверенитетом;

б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;

в) государство, отличающееся целостностью, неделимостью;

г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.

а) союз государств, обладающих суверенитетом;

б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;

в) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;

г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.

Право выхода из состава федерации за их субъектами признается:

б) признается, но только по итогам референдума населения субъекта федерации;

в) признается, но только по итогам референдума населения федерации в целом;

г) не признается.

Унитарное государство, федерация, конфедерация — это:

а) форма правления;

б) форма территориального государственного устройства;

в) виды политического режима;

г) типы правового государства.

Россия по форме территориального государственного устройства является:

а) суперпрезидентск ой республикой;

б) федеративным государством;

в) демократическим государством;

Совокупность методов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе соответствуют понятию:

а) политического режима;

б) механизма государства;

в) форме государства;

г) структура государства.

Демократического политического режима не может быть без:

б) выборности органов местного самоуправления;

в) равенства граждан перед законом;

г) открыто существующей оппозиции.

Признак авторитарного режима:

а) полный контроль государства над обществом;

б) чрезмерный централизм;

в) наличие однопартийной системы;

г) подконтрольность режима народу.

Политический плюрализм — признак:

а) демократического режима;

б) диктаторского режима;

в) военного режима;

г) тиранического режима.

Орган государства может воплощаться в одном лице?:

в) орган государства всегда воплощается в одном лице;

г) орган государства никогда не может воплощаться в одном лице.

Правительство – это орган:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) правоохранительн ый орган;

г) правительство органом власти не является.

Администрация президента – это орган:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) и законодательной и исполнительной власти;

г) вспомогательный орган при президенте.

К правоохранительн ым государственным органам относятся:

а) суд, прокуратура, адвокатура;

б) милиция, прокуратура, армия;

в) органы внутренних дел, органы юстиции, прокуратура, ОГБ;

г) налоговая полиция, нотариат, детективные агентства.

Осуществлять правосудие имеет право:

г) присяжный заседатель.

Совокупность внегосударственн ых, экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных и религиозных отношений — это:

Что же такое государство, каковы его особенности, основные признаки и функции?

За всю историю развития человечества сложилось множество различных определений государства. Пожалуй, наиболее простым будет определение государства как общности людей, в основе которой лежит территория, народ и государственная власть. Великими мыслителями и политиками разных времен было высказано огромное количество самых различных мнений и суждений о государстве. Напомню только некоторые из них.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит (460—370 гг. до н.э.) считал, например, что государство – это то, в чем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «Хорошо управляемое государство, – писал он, – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает».

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106—43 гг. до н.э.) рассматривал государство как дело, «достойное народа». Причем под народом он понимал «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469—1527) видел в государстве политическое состояние общества, которое заключалось в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными, а проявлялось оно в наличии органов юстиции и законов. «Все государства, все державы, обладающие или обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», – писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Рассмотрим основные черты, которые отличают государственную организацию от догосударственной. Здесь я обратил бы ваше внимание на некоторые аспекты этой проблемы. Первым и важным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Как правило, территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные войны между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает, в первую очередь, наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления. Следовательно, главным признаком для государства служит наличие территории. Территория — это пространственная основа государства, без нее государства не существует; теряя территорию, государство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды.

Еще один признак государства – наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству. Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т.е. государства.

С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории». Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как подданные (в условиях монархии), либо как граждане (в условиях республики), либо как лица без гражданства или иностранцы, попадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разделяется на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управление на занимаемой территории. Здесь не важно, какую национальность имеют эти люди. Главным, определяющим является географическое место их проживания, что предопределяет их гражданство или подданство.

Немаловажный фактор для государства – это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит в основном из людей, которые выполняют властные и управленческие функции. Эти должности они занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, включая законодательные органы, органы управления, прокуратуры, судебные органы и др.

Важной отличительной особенностью государства является наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Это в первую очередь армия, полиция, разведка, а также принудительные учреждения (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с аппаратом принуждения нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.

В первобытно-общинном обществе не было необходимости регулировать общественные отношения с помощью особого аппарата политической власти. В это время была власть авторитета вождя племени. Многие вопросы общественного устройства решались просто, на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т.д. Иначе говоря, существовала стихийная система саморегуляции общественной жизни. В процессе слияния родов, образования союзов племен рушилась система межличностных отношений. Возникла необходимость разработать новые всеобщие регуляторы. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета постепенно начинает занимать власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Главными признаками государственной власти являются суверенность и легитимность. Суверенитет государственной власти означает ее единство и верховенство на территории данного государства и общеобязательность для всех граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на этой территории. Суверенитет государственной власти означает также ее независимость и равенство в международных отношениях.

Термин «легитимность» переводится с французского как «законность». В праве чаще легитимность означает положительную оценку, принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться ей. В демократическом обществе, конечно, легитимность связана с наличием у власти авторитета.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, органов государственной власти и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существуют государства с формальным, или ограниченным, суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных общих целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства объединяются и передают часть своих суверенных прав новому федеративному или конфедеративному государству.

Характерным признаком государства наряду с отмеченными его особенностями являются займы и налоги. Первоначально они необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на другие осуществляемые государством программы – образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные.

Взимание налогов является исключительным правом государства, имеющим для населения всеобщую обязательность. Сбором налогов, различных податей и займов обычно занимаются специальные органы государственной власти. В современных правовых системах существуют целые отрасли «налогового права», устанавливающие определенные размеры, виды налогов и порядок налогообложения.

Кроме отличительных признаков и черт каждое государство отличается своими символами, памятными датами, атрибутами, т.е. имеет свой гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия.

♦ наличие публичной власти.

Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Суть государства состоит в том, что это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Именно бытие государства в качестве основного орудия этой власти придает ей характер политической организации. При этом следует учесть, что это принуждение должно быть основано только на законе. Власть поддерживается через юридические нормы.

Деятельность государства по управлению общественными делами разнообразна и многогранна. Вместе с тем имеются такие направления деятельности государства, в которых проявляются его сущность и социальное назначение. Эти направления деятельности принято называть основными функциями государства.

Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения, одни возникают, другие отмирают. В целом можно сказать: основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности; организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1) принятие законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

Таким образом, государство — это универсальная политическая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Несколько слов необходимо сказать о происхождении государства. Существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Взгляды на государство, его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Это вполне естественно и понятно. Каждая теория отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, исходя при этом из своего конкретного исторического времени. Хотя следует признать, что и сегодня нет, да и не может быть однозначного ответа на многие вопросы, связанные с теорией происхождения государства.

Не имея возможности раскрыть все теории возникновения государства и права, остановимся лишь на рассмотрении некоторых, наиболее известных и распространенных из них.

1. Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других в Древнем мире. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха.

2. Патриархальная теория происхождения государства считается не менее древней, чем теологическая. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в Средние века обоснованием абсолютной власти монарха.

3. Договорная теория происхождения государства является наиболее теоретически обоснованной и популярной. Согласно этой теории государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства.

4. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства и права. Основные причины происхождения государства и права, по мнению сторонников этой теории, лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Государство и право, считали они, создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными.

5. Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX в. Широкое распространение получила в конце XIX – первой половине XX вв. Ее суть в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвовать у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе.

6. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория получила в конце XIX – первой половине XX вв. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые идеи о физической и психологической неравноценности человеческих рас: о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй; о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

7. Марксистская теория возникла во второй половине XIX в. На протяжении существования советской власти в нашей стране эта теория признавалась единственно верной. Основные положения этой теории изложены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», вышедшей в свет в 1884 г.

Согласно марксистской теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право – на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытных обычаев регулировать общественные отношения в новых условиях. В обществе по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. В течение многих столетий общество расслаивалось на устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Современная историко-материалистическая теория происхождения государства включает в себя два подхода. Один из них – это классовая борьба. Второй – в результате социально-экономического развития усложняется структура общества, и необходимость совершенствования управления общественными процессами приводит к возникновению государства.

Каждая из названных выше теорий по-разному объясняют причины и условия возникновения государства. Отдать приоритет какой-либо из них было бы неверно. Каждая из теорий исследовала преимущественно одну из сторон процесса возникновения государства и в силу этого односторонне характеризует данный процесс. У каждого народа возникновение государства было результатом сочетания разных факторов. Так, на Руси образование государства стимулировалось необходимостью организации защиты от набегов половцев и хазар. У германских племен, захвативших территорию бывшей Римской империи, образование государства было ускорено необходимостью удержания покоренного населения в повиновении и решения задач управления большими массами населения.

В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процессе возникновения, становления и развития государства.

К наиболее известным теориям относятся следующие.

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Фильмером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.

Патриархальная концепция в определенной степени отражала важнейшие моменты перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-полисах, объединение семей было определяющим в возникновении государства. Однако эта теория преувеличивала их роль, что было неверным в историческом и теоретическом плане. Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, отрицала качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриархальной теории относят также архаический характер представлений о государственной власти, которые могут использоваться для оправдания различных форм деспотической и тиранической власти.

Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе, его состоянии, человеке как изолированном субъекте процесса создания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникновения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества – и бедных, и богатых и облеченных властью, и не имеющих ее.

Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства. Во-первых, она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти и рассматривала государство как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном назначении государства – человеку гарантировались его права и свободы. В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что государство, как первый созданный людьми общественно-политический институт, можно совершенствовать и приспосабливать к изменяющимся условиям. В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное право народа на свержение неугодной власти через революционное восстание. В-пятых, она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности государственно-властных структур народу.

Марксистская (классовая) теория происхождения государства (XIX в.) опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и других марксистов.

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила, – государство. Государство стало необходимостью именно в результате этого раскола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий»; как «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим…».

Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом, марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом. Подобная абсолютизация роли классов и экономического фактора в процессе возникновения государства является ошибочной, так как в ряде регионов мира государство зарождалось и сформировалось до возникновения классов и под влиянием самых различных факторов. Однако это никак не умаляет значения марксистской теории, отличающейся четкостью и ясностью исходных положений и сыгравшей значительную роль в понимании происхождения государства.

Теория насилия (завоевания) являлась одной из распространенных на Западе в конце XIX – начале XX в. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными.

Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия. Они отмечали, что война и завоевание – мать государства. По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного – класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.

В целом теория насилия носит абстрактный характер. Она не раскрывает основных причин происхождения государства, но выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный характер. Вместе с тем, насилие, завоевание, не являясь первопричиной образования государства, оказали значительное влияние на процесс его возникновения.

Психологическая теория. Ее представители и разработчики Г. Гард, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения – государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.

Расовая теории. Ее автором был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на «высшие», призванные господствовать, и «низшие», которые обязаны подчиняться «высшим» расам. В основе подобного разграничения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства «лучших» рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны.

Ирригационная теория. Автор этой теории К. Витторогень на основе изучения строительства ирригационных сооружений в древности (Египет, Междуречье) пришел к выводу, что общество в отдельных регионах не могло развиваться без организации строительства систем оросительных каналов, на строительство которых привлекались большое количество людей. Организовать такие работы может только постоянно действующая организация власти, т. е. государство.

Однако государство возникло не только в местностях, где проводились эти работы, и поэтому данная теория носит локальный характер.

Инцестная (половая) теория. Суть ее заключалась во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, специализировавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функций, что и привело к возникновению государства; эту теорию выдвинул в XIX веке французский этнограф и социолог К. Леви-Строс.

Органическая теория. Одним из ее разработчиков был английский ученый философ Г. Спенсер (XIX в.). Согласно этой теории государство приравнивалось к человеческому организму и являлось продуктом действия сил природы, создающим его наряду с обществом и человеком.

Современные ученые сходятся во мнении, что практически невозможно выделить ведущий фактор возникновения государства. Существуют только общие предпосылки: экономические, психологические, демографические и др. У одних государств доминировали одни, у других – другие, и изучение этих процессов идет все интенсивнее по мере накопления информации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: