Комета и метеор в чем разница судов

Обновлено: 15.04.2024

Детские воспоминания граждан, заставших эпоху существования Советского союза, как правило, содержат кадры с удивительным прекрасным аппаратом, элегантно на высокой скорости рассекающим водную гладь.

Необычное судно своими обтекаемыми формами казалось воплощением эры покорения космоса, а репутация надёжности и признание их высоких ходовых качеств плотно вошли в народный фольклор в виде выражений «Уже прибежал? Ну ты Метеор!». Даже имена - «Метеор», «Комета» навевают дух путешествий по вселенной.

За весь период СПК в Союзе было изготовлено около 3000 шт. Работали судоверфи центральных областей, Грузии, Беларуси, Украины.

С конца 19-го века учёными Франции, Италии, Германии велись работы по созданию подобных образцов, сначала препятствием были недостаточно мощные двигатели, затем не могли сконструировать подходящую геометрию крыла.

Экспериментально это удалось нашему соотечественнику Ростиславу Алексееву в 1941г. За несколько лет до этого, изучая материалы Центрального аэрогидродинамического института он отметил интересную статью о специфике взлёта крыла, когда возрастающее давление нижней части, приводит к появлению эффекта «разряженной зоны» в верхней части.

При чём если в воздухе это приводит к взлёту, то в воде период подъёма будет более быстрым из-за высокой плотности среды, затем подъём теряет силу и происходит стабилизация на глубине равной длине крыла, что решает проблему устойчивости.

В 1946г. на доработанном изделии Алексеев отправляется в Москву – продемонстрировать ето чудо. Проект был одобрен под известным сегодня кодовым названием «Ракета».

25.08.1957г. официально сходит на воду первое из судов на подводных крыльях «Ракета», после утверждения Никитой Сергеевичем Хрущёвым на 6-ом международном фестивале студентов и молодёжи. 420 км из Горького в Казань с 30 пассажирами на борту преодолено за 7 часов. После этого суда вышли в серию.

С 60-ых годов началось победоносное шествие СПК: модель для пожарных «Ракета-П»; теплоход «Беларусь» с малой посадкой специально для неглубоких рек (85 км/ч, 600 л.с, пассажировместимость 40); катер «Волга» для туристических прогулок (60 км/ч, 70 л.с, пассажировместимость 6 человек); теплоход «Метеор» уже имел на борту кафе-бар (65 км/ч, два движка по 850 л.с и брал до 115 пассажиров); «Комета» была способна совершать прибрежные морские прогулки (60 км/ч, 2х850л.с. и 120 пассажиров); и конечно же рекордсмены «Буревестник» (150 км/ч) и «Спутник» (до 300 пассажиров).

Многие образцы представленных судов охотно закупались за рубежом как в советское время, так и в 90-ые годы. С развалом СССР предприимчивые коммерсанты из Англии, Голландии, Турции, Китая, Греции, Вьетнама практически вывезли все дееспособные единицы уникальных глиссеров.

Коммерциализация в то время послужила развалом данной отрасли, ввиду дороговизны обслуживания судов, в нынешнее время есть робкие попытки возрождения. «Комета-120 М» и «Восход» в декоративной отделке из дорогих пород деревьев и установке дорогостоящего оборудования для обеспеченных прослоек общества.

Я всю жизнь живу в городке на Волге. И одним из самых ярких впечатлений моего детства были поездки на Ракетах и Метеорах . Я каталась на них всего несколько раз, но готова была делать это без конца. Помню невероятную скорость, ветер в лицо, волшебное ощущение выхода на глиссер, когда судно "вставало" на крылья. Простите за терминологию, я не спец, это детские впечатления.

Были удобные речные рейсы в соседние города. И цена не зашкаливала, раз мои многодетные родители могли себе это позволить.

А как было круто, купаясь, поймать огромную волну от Метеора! Детский визг стоял на весь пляж. Правда, однажды меня очень сильно крутануло в воде, я потеряла верх и низ, потом стала осторожнее.

Итак, немного истории. Изобретатель таких катеров - Ростислав Евгеньевич Алексеев. Думаю, это изобретатель уровня Сергея Королева. Он с нуля создал несколько проектов судов на подводных крыльях, а потом сконструировал экраноплан.

Первое экспериментальное судно, Буревестник, было построено в 1964 году.

Потом настала очередь Метеоров. Они производились по 1991 гг., и кроме СССР, поставлялись в другие страны.

Первая экспериментальная Ракета сначала ходила по Москве-реке. Позже ее отправили на Волгу, на маршрут Горький–Казань. Расстояние в 420 км. Ракета проходила за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге Ракета пошла в серию.

Потом появилась Комета - морской вариант Метеора. Она производилась с 1964 по 1981 годы для СССР и на экспорт.

В 1973 года на смену "устаревшим" Кометам и Метеорам пришел Восход. Всего было их построено 150 штук. Часть уехала в Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды.

В благословенных 90-х годах производство Восходов, как и многого другого, было остановлено.

Как раз тогда все и начало разваливаться, когда оказалось, что автобусные перевозки намного выгоднее и от них быстрее можно получить прибыль. А Метеоры, Ракеты, Буревестники потихоньку списали, сдали на металлолом или пораспродавали за границу.

Ведь данные высокотехнологичные суда были дорогими. Еще нам говорили, что от них слишком сильные волны, и речные берега разбиваются и осыпаются.

Но даже сегодня эти красавцы-катера, родом из 60-х годов прошлого века, смотрятся пришельцами из будущего. Может быть, они к нам еще вернутся!

Основное пока - это борьба за жизнь моего мужа после удаления большой опухоли мозга. Моя первая публикация здесь .

Недавно мой френд kot_or_osl писал про Ростислава Алексеева. Хороший пост, хорошие экранопланы. Но задал я тогда вопрос, ответ на который был заведомо неверный. "В чем же разница между Ракетой, Кометой и Метеором?" - Спросил я. И наступила тишина. Решил я разобраться - и вот результат поверхностного знакомства, благо времени много, а моделить все равно не получается. Итак:

Речной теплоход на подводных крыльях. Выпуск начался в 1957 году и продолжался до конца 70-х. Выпущено было около 400 машин. Отличительной особенностью "Ракет" стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров. Более нигде такой площадки не было.





Конечно, разработана "ракета" была в КБ Алексеева. И, кстати, мы стали называть "ракетой" любой корабль на подводных крыльях. Да, да - получилось что-то типа ксерокса. Только советское :-) Кстати - крейсерская скорость "Ракеты" (не путать с максимальной паспортной! Об этом ниже!) составляет 70 км/ч.

«Метеоры» строились с 1961 по 1991 г. В отличии от «Комет» использовались они для речных круизов, а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. Крейсерскяа скорость "Метеора" - 90 км/ч, максимальная - 120 км/ч. Вообще не путаем – согласно ГОСТам максимальной скоростью теплоходов такого класса считается скорость отрыва от воды, то есть «выхода на крыло». И она колеблется от 50 до 80 км/ч, хотя крейсерская скорость значительно выше.





Использовались, да и до сих пор используются круизные версии этих теплоходов. Их отличает повышенная комфортность. Вот примеры таких "Метеоров":



Интересно, что первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик, Герой Советского Союза, Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

«Комета» - морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись ленинградским заводом Звезда.




«Восход» - название типа судов, создававшихся для замены более старых типов — «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом "Звезда" и заводом "Барнаултрансмаш". В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.




Что интересно - в Нидерландах «Восходы» курсируют между Амстердамом и Велсеном. Поездка занимает полчаса. Эта переправа интегрирована с системой междугородных автобусов (фирма Connexxion является оператором общественного транспорта, в первую очередь — автобусов), она даже имеет свой номер — маршрут № 419, однако в целях рекламы Connexxion называет эту переправу Fast Flying Ferries.

"Полесье" - тип пассажирского судна для неглубоких водоёмов, предназначенный для скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов. Корпус выполнен из алюминиево-магниево сплава. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльев. Переднее крыло имеет стреловидную в плане форму. Разработчиком судна КБ Р.Алексеева не является.



6. БУРЕВЕСТНИК

«Буревестник» - одно из самых красивых судов серии СПК, являющееся настоящим шедевром инженерной мысли, обладающее фантастическим обликом и скоростью. «Буревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.




«Спу́тник» — советское речное судно на подводных крыльях. Не был запущен в серию, единственный опытный экземпляр изготовлен в 1961 году, проработал около 4 лет, после чего был списан и установлен на постаменте в Тольятти. Автором проекта являлся известный советский конструктор судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев.
Сначала он эксплуатировался на линии Горький — Тольятти. В 1965 году его перевели на линию Куйбышев — Казань. Объяснением для перевода стал факт глубокой осадки судна, что не позволяло эффективно использовать его в верховьях Волги. Однако эту навигацию судно уже не закончило, в Тольятти оно проходило всего три месяца. 4 двигателя потребляли очень много горючего и эксплуатация его оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила сильная вибрация, приводившая к частым поломкам.




В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было. Судно оставалось на плаву, но потеряло ход и не поднималось на крыло. Предлагалось разрезать его на металлолом, но было принято другое решение. Судно установили на постаменте на набережной в Тольятти.

Теплоход "Чайка" предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 400 км.




Вот такое получилось краткое исследование. И ведь это далеко не все, мы не затронули очень много типов.
Я просто приведу тут фотографии.







И НА ЗАКУСКУ - ЗАРЯ.
Я не могу не описать его, хотя крыльев там нет.

Пассажирский глиссер. Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека. Скорость движения 40-45 км/ч.

Создание в Советском союзе судов на подводных крыльях, которые могли развивать высокую скорость было неизбежно. Это нельзя было назвать совсем новаторским решением, ведь еще в 1869 году Парижанин Дени Фарко получил патент с формулировкой:

Закрепление на бортах и днище судна наклонных плоскостей или клиновидных элементов, каковые при движении судна вперед будут приподнимать его в воде и таким образом снижать лобовое сопротивление.

Еще чуть позже над этим вопросом работал Александр Белл , который известен всему миру, как основоположник телефонии.

Наша история начинается с имени Ростислава Алексеева, с оветского инженера-конструктора.

Именно ему удалось решить проблему устойчивости судов при ходе на крыльях, создав малопогруженное крыло, которое оказалось даже сложнее авиационного крыла.

После защиты в 1941 году дипломной работы на тему: «Глиссер на подводных крыльях» Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя.

Ракета

Это первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Эта модель непрерывно производилась с 1957 года и до середины 1970-х годов.

И успела получить золотую медаль на выставке в Брюсселе .

За все время производства было выпущено более 300 шт. , которые разбрелись по всему Советскому союзу, а также активно экспортировались в Финляндию, Китай, Литву, Румынию и Германию.

  • Длина: 27 м
  • Ширина: 5 м
  • Мощность: 1000 л.с. дизель
  • Привод: Винт
  • Экипаж: Штат: 3 , Пассажиры: 64

Буревестник

Благодаря двум двигателям от Ил-18 эта модель была самым быстрым водным транспортом того времени. Судно эксплуатировалось с 1964 по 1979 год на трассе: Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький.

Буревестник мог вместить 150 пассажиров на борт и двигаться с рабочей скоростью 97км/ч.

Однако этот катер не вышел в серийное производство, хотя и эксплуатировался около 15 лет.

Ужасный шум от авиационных турбин и конденсационный след оставляемый за собой, а также большой расход топлива была основными проблемами модели.

  • Длина: 43 м
  • Ширина корпуса: 6 м
  • Рабочая скорость: 90—100 км/ч
  • Дальность плавания: 500 км
  • Мощность: 3660 л. с
  • Двигатели: АИ-20А, авиационный турбовальный, 2 шт.
  • Движитель: 2 водомета.
  • Экипаж: 4 / Пассажиры: 150.

Чайка

Экспериментальное судно, которое было построено в единственном экземпляре в 1962 году.

Новый тип судна на подводных крыльях имеющий аэродинамическую форму и водометный двигатель .

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

"Ракета", "Комета", "Метеор" – названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о водной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях – это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х – 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.

Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он "нызенько".

Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход "Буревестник". Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Первое (и единственное) экспериментальное судно "Буревестник" было построено в 1964 году.

Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев – Ульяновск – Казань – Горький.

Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).

В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.

Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не "Буревестника", но примерно такая же).

К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый "Буревестник" был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда "Буревестник" столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, "кое-как" и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был "Метеор".

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

"Метеоры" были поменьше "Буревестника" (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.

Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.

В отличие от авиационных движков "Буревестника", "Метеоры" летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

Панель управления судна:

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Красный "Метеор" в Китае:

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, "Ракету".

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Впервые "Ракета" была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.

Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная "Ракета" и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгу на линию Горький–Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и "Ракета" пошла в серию.

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Ещё одно из известных советских судов – "Комета".

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

"Комета" представляла из себя морской вариант "Метеора". На этой фотографии 1984 года две "Кометы" в морском порту Одессы:

"Комета" была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе "Море". Всего было построено 86 "Комет" (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней "Комет" в ярком оформлении:

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Построенная в 1979 году "Комета-44" сегодня эксплуатируется в Турции:

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

К началу 70-х годов "Ракеты" и "Метеоры" уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан "Восход".

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 "Восходов", часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство "Восходов" было остановлено.

"Восход" в Нидерландах:

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить "Спутник".

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна "Спутник" (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость – 300 человек!

"Спутник" сперва эксплуатировался на линии Горький – Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев – Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. "Спутник" был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда.

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Морской вариант "Спутника" назывался "Вихрь" и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Также стоит вспомнить судно "Чайка", которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916–1980) – советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал "Ракету", а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: "Метеор", "Комета", "Спутник", "Буревестник", "Восход". В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. "экранопланов" – судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

Справедливости ради надо отметить, что изобрели суда на воздушной подушке задолго до "Ракеты" — первое судно поднявшееся на крыльях над водой было сделано итальянцем Энрико Форланини в 1906 году: Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: