Соглашения между государством и тнк

Обновлено: 28.04.2024

Правовые основы деятельности транснациональных
корпораций
1. Настоящей Конвенцией устанавливаются общие основы сотрудничества Сторон в области создания и деятельности транснациональных корпораций (далее - корпорация).

2. Отношения, не урегулированные настоящей Конвенцией, регулируются двусторонними соглашениями между Сторонами, а также их национальным законодательством.

3. Регулирование вопросов применения настоящей Конвенции осуществляется уполномоченным на то государственным органом Стороны, осуществляющим регистрацию корпорации.

4. Стороны договорились, что ведение банка данных о создаваемых корпорациях со стороны органов Содружества Независимых Государств осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического союза.

5. При формировании корпорации каждая из Сторон исходит из необходимости защиты прав собственности на расположенное на ее территории имущество юридических лиц другой Стороны.

6. Стороны согласились, что корпорация создается и действует в соответствии с требованиями законодательства Сторон.

Статья 2

Понятие "транснациональная корпорация"
1. Стороны признают под понятием "транснациональная корпорация" юридическое лицо (совокупность юридических лиц):

имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более Сторон;

образованное юридическими лицами двух и более Сторон;

2. В настоящей Конвенции понятие "транснациональная корпорация" включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т.п.

3. Корпорация вправе осуществлять на территориях Сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Сторон.

Статья 3

Участники корпорации
1. Участниками корпорации могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе из третьих стран.

2. Государственные, муниципальные и унитарные предприятия могут быть участниками корпорации в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Часть 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРПОРАЦИИ

Статья 4

Создание и порядок регистрации корпорации
Корпорация создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством Сторон способом.

Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства - места ее регистрации.

Статья 5

Организационный проект корпорации
При регистрации корпорации представляется организационный проект корпорации.

Под организационным проектом корпорации понимается пакет документов, представленный в уполномоченный государственный орган Стороны, осуществляющий регистрацию корпорации. Организационный проект содержит необходимые сведения о целях и задачах, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации корпорации.

Статья 6

Органы управления корпорации
Структура управления (состав высшего, исполнительного и контрольного органов) определяется в учредительных документах корпорации, исходя из законодательства государства - места регистрации корпорации.

Статья 7

Понятие "деятельность корпорации"
Под деятельностью корпорации Стороны понимают деятельность ее участников и головного предприятия (центральной компании), ведущуюся в соответствии с учредительными документами корпорации и законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию, и ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Статья 8

Государственная поддержка и стимулирование
деятельности корпорации
Стороны могут на паритетной основе предпринимать не противоречащие законодательству Сторон меры, направленные на стимулирование создания и деятельности корпорации, в том числе на:

передачу в доверительное управление корпорации или ее участнику принадлежащих государствам пакетов акций предприятий - участников корпорации;

зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга), для корпорации - покупателя;

предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога;

отмену двойного налогообложения участников корпорации на территории Сторон, где действует корпорация и ее предприятия - участники;

осуществление беспошлинного ввоза и вывоза оборудования, продукции, работ, услуг и перемещения капитала между участниками корпорации;

предоставление банкам - участникам корпорации, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льгот, предусматривающих снижение норм обязательного резервирования и изменения других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности;

предоставление банкам - участникам корпорации инвестиционных кредитов через Межгосударственный банк и иной финансовой поддержки для реализации проектов корпорации.

В каждом конкретном случае политика Сторон в этом вопросе носит индивидуальный характер и определяется соответствующим нормативным актом.

Статья 9

Ответственность участников
По обязательствам корпорации и / или головного предприятия (центральной компании), возникшим в результате участия в деятельности корпорации, участники несут ответственность в соответствии с законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию.

Статья 10

Отчетность корпорации и контроль за ее деятельностью
1. Корпорация представляет отчетность в соответствии с законодательством государства - места регистрации корпорации.

2. Юридические лица, входящие в корпорацию, представляют отчетность по месту их нахождения.

3. Уполномоченный государственный орган государства - места регистрации корпорации вправе назначать аудиторские проверки деятельности корпорации в соответствии с законодательством этого государства.

Статья 11

Право собственности корпорации на прибыль
и произведенную продукцию
1. Право собственности корпорации и других юридических лиц, входящих в ее состав, на прибыль и произведенную продукцию определяется законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию, или на основании отдельного межправительственного соглашения.

2. Налогообложение юридических лиц, входящих в корпорацию, осуществляется по месту их нахождения в соответствии с законодательством государства - места пребывания.

Статья 12

Правовые основы регулирования социально-трудовых
отношений в корпорации
Регулирование социально-трудовых отношений в корпорации осуществляется на основе законодательства Сторон, на территории которых расположены ее участники, если иное не оговорено межгосударственными договорами (соглашениями).

Статья 13

Ликвидация корпорации
Корпорация может быть ликвидирована по основаниям, предусмотренным законодательством государства - места регистрации корпорации, а также в связи с прекращением действия соответствующего межправительственного соглашения.

Часть 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14

Соотношение Конвенции с международными договорами
Настоящая Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

Статья 15

Порядок вступления в силу Конвенции
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на 30-й день со дня сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты.

2. Для Сторон, ратифицировавших ее позднее, Конвенция вступает в силу на 30-й день со дня сдачи ими на хранение своих ратификационных грамот.

Статья 16

Срок действия Конвенции
1. Настоящая Конвенция действует в течение 10-ти лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.

2. Каждая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 12 месяцев до выхода.

Статья 17

Порядок присоединения к Конвенции
К настоящей Конвенции после вступления ее в силу могут присоединиться другие государства путем передачи депозитарию документов о таком присоединении.

Статья 18

Порядок внесения изменений и дополнений в Конвенцию
По взаимной договоренности Сторон в настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и дополнения, оформленные протоколом.

Статья 19

Разрешение споров
Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием положений настоящей Конвенции, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон, а также путем обращения в Экономический Суд Содружества Независимых Государств или другой согласованный Сторонами судебный орган, решение которого признается обязательным.

Совершено в г. Москве 6 марта 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.

Проблема правового регулирования деятельности транснациональных корпораций приобретает все большее значение для международной политики и правопорядка. Сконцентрированные в их руках финансовые ресурсы превышают те, что находятся в распоряжении государств. По данным ООН, уже к 80-м гг. прошлого века 650 крупнейших, преимущественно американских, ТНК контролировали ликвидные активы, превышавшие валютные резервы всех государств *(342). В 1996 г. капитал ТНК составил примерно 2,6 трлн. долл. *(343)С учетом сказанного неудивительно, что уже в 1946 г. представители США предложили, чтобы в рамках ООН был изучен вопрос о предоставлении концернам международной правосубъектности *(344).

В литературе получили распространение взгляды, авторы которых рассматривали ТНК как новых суверенов, как мировые державы, оказывающие на мировую политику большее влияние, чем государства, не считаясь при этом с международным правом *(345). Эксперты Сената США пришли к следующему выводу: "Многие крупные американские компании самым существенным образом влияют на политику государства. Зачастую они определяют ее даже в большей мере, чем должностные лица" *(346). Специалисты стали утверждать, что в ближайшие десятилетия такое развитие приведет к созданию "глобальной промышленной системы", основными элементами которой будут не государства, а сверхгигантские ТНК *(347). Заговорили о крушении системы национальных государств, наступлении "эры международных корпораций" *(348).

Деятельность ТНК привела к многочисленным случаям нарушения суверенных прав государств. В особенно тяжелом положении оказались новые независимые государства *(349). Неоднократно возникали конфликты. В начале 1972 г. новое правительство Эквадора расторгло соглашение о займе, заключенное предыдущим правительством с консорциумом банков США. Решение об этом было принято после того, как банки отказались исключить из соглашения пункты, которые, по мнению правительства Эквадора, ущемляют государственный суверенитет *(350).

Конфликты, связанные с нарушением суверенных прав государства соглашениями ТНК, не раз выходили на межправительственный уровень. В ноябре 1969 г. МИД Объединенной Арабской Республики уведомил США, что они несут всю ответственность за соглашение, заключенное американской компанией "Кинг ресорсиз" с Израилем, которое предусматривает разведку нефти на оккупированных Израилем территориях ОАР *(351).

В результате такого развития остро встал вопрос о регулировании деятельности ТНК, о введении ее в правовое поле. Большинство юристов придерживалось традиционной точки зрения, согласно которой, несмотря на то значение, которое могут иметь соглашения между ТНК и государством, они являются международными контрактами и подчинены соответствующим системам внутреннего права *(352).

Вместе с тем появились концепции, авторы которых утверждали, что существующий международный правопорядок устарел, поскольку он не учитывает роль ТНК в современном мире. Такого рода концепции отстаиваются не только теоретиками, но и официальными представителями государств. Постоянный представитель Японии при ООН Х. Овада на Конгрессе ООН по международному праву заявил, что "мир страдает сегодня от разрыва, который возник между быстро растущей реальностью того, что предприниматели как индивиды вовлечены в деятельность в глобальном масштабе, и равно стойкой реальностью того, что компетенция регулировать эту деятельность все еще разделена между национальными государствами в рамках системы, основанной на Вестфальском правовом порядке" *(353).

Многие, в том числе и видные юристы, начали разрабатывать концепции, призванные изменить сложившуюся ситуацию с учетом интересов ТНК. В. Фридман утверждал, что частные корпорации обладают ограниченной правосубъектностью по международному праву. Более того, касаясь соглашений с участием ТНК, он отмечал, что "существенный вклад этих международных соглашений в развитие международного права уже достаточно велик и очевидно будет расти из года в год. " *(354).

Заслуживает внимания мнение такого авторитетного юриста, как У. Дженкс. Он писал, что рассматриваемые соглашения не контролируются и не могут контролироваться в общественных интересах ни одной из существующих правовых систем или их сочетанием. "Они являются триумфом экономического могущества и юридической изобретательности, действующих в масштабе, который превышает и временами ограничивает власть отдельного государства. "

По мнению У. Дженкса, международный статус ТНК можно установить лишь на основе баланса преимуществ и ответственности как правительств, так и корпораций. Общий результат определения их статуса должен состоять "в упрочении их общественного положения и облегчении их деятельности, а не в подчинении их утомительным ограничениям, несовместимым с эффективными и экономичными операциями" *(355).

Подобные концепции находят все более широкое распространение в мировой литературе. Они нашли отражение и в изданном под эгидой ЮНЕСКО труде - "Международное право: достижения и перспективы" (автор соответствующего раздела британский профессор Бин Ченг). В нем говорится, что соглашения с участием корпораций находятся вне внутреннего права государств. Они подчинены международному праву или общим принципам права, соблюдение которых обеспечивается специальным арбитражем. Речь идет о независимой правовой системе, которая обоснованно определяется как квазимеждународное право *(356).

Роль ТНК не может не приниматься во внимание. Достаточно много времени решению связанных с этим проблем уделяет ООН. В ее документе "Повестка дня для демократизации" говорится: "Бизнес и промышленность обладают сегодня более значительным влиянием на будущее глобальной экономики и окружающей среды, чем любое правительство или организация правительств". На этом основании делается вывод, что транснациональный бизнес "должен быть признан как необходимый фактор в международной организации и более непосредственно вовлечен в принятие решений на международном уровне" *(357). В рамках ООН создан орган, в котором при участии представителей ТНК разрабатывается кодекс правил их поведения.

Все это свидетельствует о росте роли ТНК и соответственно заключаемых ими соглашений. Тем не менее юридически они остаются контрактами, подчиненными внутреннему праву соответствующих государств.

Характер рассматриваемых соглашений был предметом обсуждения в различных органах ООН, включая Комиссию международного права *(358). Спецдокладчики Комиссии Х. Лаутерпахт и Дж. Фицморис, оба, кстати, советники британского Форрин офиса, в своих докладах констатировали, что соглашения с участием физических и юридических лиц не являются международными договорами *(359). Высказывались и иные взгляды. Тем не менее все согласились с тем, что право международных договоров на них не распространяется. В принятом Комиссией комментарии говорилось, что "соглашение между государством и иностранным физическим лицом либо корпорацией не является международным договором или соглашением, как бы ни было оно на них внешне похоже" *(360). Приведенное положение находит подтверждение и в международной судебной практике *(361).

Особенно часто стремятся обосновать международно-правовой характер соглашений о концессии. Однако в решении по делу Англо-иранской нефтяной компании Международный Суд квалифицировал концессионное соглашение между Ираном и иностранной компанией как нечто принципиально отличное от международного договора *(362).

Определение юридической природы рассматриваемых соглашений имеет существенное практическое значение. Достаточно вспомнить о случаях, когда неправильное истолкование этой природы использовалось для оправдания серьезных нарушений международного права. Одним из предлогов англо-франко-израильских военных действий против Египта явилось то, что последний нарушил концессионное соглашение с компанией Суэцкого канала, которое было объявлено имеющим силу международного договора *(363). В этих целях пытались обосновать международную правосубъектность компании *(364).

Внимательно исследовавший рассматриваемую проблему Ф. Ранго пришел к следующему выводу: ". Правовое основание, которое может быть продолжено транснациональной деятельностью, не является отличной от коммерциональной компании и, подобно им, обретает свой статус: из статуса в государственной правовой системе" *(366).

С учетом сказанного защита прав сторон по таким соглашениям должна осуществляться в рамках правопорядка заключившего его государства. Только в том случае, когда предусмотренные этим правопорядком средства защиты будут использованы корпорацией, она может прибегать к дипломатической защите своего государства. Такое положение, разумеется, не исключает возможности включения в соглашение положения о передаче возникающих споров на рассмотрение международного арбитража.

Опираясь на результаты анализа практики, в частности судебной практики США, Ф. Манн, уделивший исследованию проблемы много внимания, предложил следующий компромисс. Он обосновывал право государства регулировать вопросы, вытекающие из его контракта с ТНК, если того требуют общественные интересы. Если же заключающий контракт с иностранным государством желает быть защищенным от воздействия законодательства этого государства, то он должен добиваться подчинения контракта иной правовой системе *(367).

Проблема правового регулирования деятельности транснациональных корпораций приобретает все большее значение для международной политики и правопорядка. Сконцентрированные в их руках финансовые ресурсы превышают те, что находятся в распоряжении государств. По данным ООН, уже к 80-м гг. прошлого века 650 крупнейших, преимущественно американских, ТНК контролировали ликвидные активы, превышавшие валютные резервы всех государств *(342). В 1996 г. капитал ТНК составил примерно 2,6 трлн. долл. *(343) С учетом сказанного неудивительно, что уже в 1946 г. представители США предложили, чтобы в рамках ООН был изучен вопрос о предоставлении концернам международной правосубъектности *(344).

В литературе получили распространение взгляды, авторы которых рассматривали ТНК как новых суверенов, как мировые державы, оказывающие на мировую политику большее влияние, чем государства, не считаясь при этом с международным правом *(345). Эксперты Сената США пришли к следующему выводу: "Многие крупные американские компании самым существенным образом влияют на политику государства. Зачастую они определяют ее даже в большей мере, чем должностные лица" *(346). Специалисты стали утверждать, что в ближайшие десятилетия такое развитие приведет к созданию "глобальной промышленной системы", основными элементами которой будут не государства, а сверхгигантские ТНК *(347). Заговорили о крушении системы национальных государств, наступлении "эры международных корпораций" *(348).

Деятельность ТНК привела к многочисленным случаям нарушения суверенных прав государств. В особенно тяжелом положении оказались новые независимые государства *(349). Неоднократно возникали конфликты. В начале 1972 г. новое правительство Эквадора расторгло соглашение о займе, заключенное предыдущим правительством с консорциумом банков США. Решение об этом было принято после того, как банки отказались исключить из соглашения пункты, которые, по мнению правительства Эквадора, ущемляют государственный суверенитет *(350).

Конфликты, связанные с нарушением суверенных прав государства соглашениями ТНК, не раз выходили на межправительственный уровень. В ноябре 1969 г. МИД Объединенной Арабской Республики уведомил США, что они несут всю ответственность за соглашение, заключенное американской компанией "Кинг ресорсиз" с Израилем, которое предусматривает разведку нефти на оккупированных Израилем территориях ОАР *(351).

В результате такого развития остро встал вопрос о регулировании деятельности ТНК, о введении ее в правовое поле. Большинство юристов придерживалось традиционной точки зрения, согласно которой, несмотря на то значение, которое могут иметь соглашения между ТНК и государством, они являются международными контрактами и подчинены соответствующим системам внутреннего права *(352).

Вместе с тем появились концепции, авторы которых утверждали, что существующий международный правопорядок устарел, поскольку он не учитывает роль ТНК в современном мире. Такого рода концепции отстаиваются не только теоретиками, но и официальными представителями государств. Постоянный представитель Японии при ООН Х. Овада на Конгрессе ООН по международному праву заявил, что "мир страдает сегодня от разрыва, который возник между быстро растущей реальностью того, что предприниматели как индивиды вовлечены в деятельность в глобальном масштабе, и равно стойкой реальностью того, что компетенция регулировать эту деятельность все еще разделена между национальными государствами в рамках системы, основанной на Вестфальском правовом порядке" *(353).

Многие, в том числе и видные юристы, начали разрабатывать концепции, призванные изменить сложившуюся ситуацию с учетом интересов ТНК. В. Фридман утверждал, что частные корпорации обладают ограниченной правосубъектностью по международному праву. Более того, касаясь соглашений с участием ТНК, он отмечал, что "существенный вклад этих международных соглашений в развитие международного права уже достаточно велик и очевидно будет расти из года в год. " *(354).

Заслуживает внимания мнение такого авторитетного юриста, как У. Дженкс. Он писал, что рассматриваемые соглашения не контролируются и не могут контролироваться в общественных интересах ни одной из существующих правовых систем или их сочетанием. "Они являются триумфом экономического могущества и юридической изобретательности, действующих в масштабе, который превышает и временами ограничивает власть отдельного государства. "

По мнению У. Дженкса, международный статус ТНК можно установить лишь на основе баланса преимуществ и ответственности как правительств, так и корпораций. Общий результат определения их статуса должен состоять "в упрочении их общественного положения и облегчении их деятельности, а не в подчинении их утомительным ограничениям, несовместимым с эффективными и экономичными операциями" *(355).

Подобные концепции находят все более широкое распространение в мировой литературе. Они нашли отражение и в изданном под эгидой ЮНЕСКО труде - "Международное право: достижения и перспективы" (автор соответствующего раздела британский профессор Бин Ченг). В нем говорится, что соглашения с участием корпораций находятся вне внутреннего права государств. Они подчинены международному праву или общим принципам права, соблюдение которых обеспечивается специальным арбитражем. Речь идет о независимой правовой системе, которая обоснованно определяется как квазимеждународное право *(356).

Роль ТНК не может не приниматься во внимание. Достаточно много времени решению связанных с этим проблем уделяет ООН. В ее документе "Повестка дня для демократизации" говорится: "Бизнес и промышленность обладают сегодня более значительным влиянием на будущее глобальной экономики и окружающей среды, чем любое правительство или организация правительств". На этом основании делается вывод, что транснациональный бизнес "должен быть признан как необходимый фактор в международной организации и более непосредственно вовлечен в принятие решений на международном уровне" *(357). В рамках ООН создан орган, в котором при участии представителей ТНК разрабатывается кодекс правил их поведения.

Все это свидетельствует о росте роли ТНК и соответственно заключаемых ими соглашений. Тем не менее юридически они остаются контрактами, подчиненными внутреннему праву соответствующих государств.

Характер рассматриваемых соглашений был предметом обсуждения в различных органах ООН, включая Комиссию международного права *(358). Спецдокладчики Комиссии Х. Лаутерпахт и Дж. Фицморис, оба, кстати, советники британского Форрин офиса, в своих докладах констатировали, что соглашения с участием физических и юридических лиц не являются международными договорами *(359). Высказывались и иные взгляды. Тем не менее все согласились с тем, что право международных договоров на них не распространяется. В принятом Комиссией комментарии говорилось, что "соглашение между государством и иностранным физическим лицом либо корпорацией не является международным договором или соглашением, как бы ни было оно на них внешне похоже" *(360). Приведенное положение находит подтверждение и в международной судебной практике *(361).

Особенно часто стремятся обосновать международно-правовой характер соглашений о концессии. Однако в решении по делу Англо-иранской нефтяной компании Международный Суд квалифицировал концессионное соглашение между Ираном и иностранной компанией как нечто принципиально отличное от международного договора *(362).

Определение юридической природы рассматриваемых соглашений имеет существенное практическое значение. Достаточно вспомнить о случаях, когда неправильное истолкование этой природы использовалось для оправдания серьезных нарушений международного права. Одним из предлогов англо-франко-израильских военных действий против Египта явилось то, что последний нарушил концессионное соглашение с компанией Суэцкого канала, которое было объявлено имеющим силу международного договора *(363). В этих целях пытались обосновать международную правосубъектность компании *(364).

Внимательно исследовавший рассматриваемую проблему Ф. Ранго пришел к следующему выводу: ". Правовое основание, которое может быть продолжено транснациональной деятельностью, не является отличной от коммерциональной компании и, подобно им, обретает свой статус: из статуса в государственной правовой системе" *(366).

С учетом сказанного защита прав сторон по таким соглашениям должна осуществляться в рамках правопорядка заключившего его государства. Только в том случае, когда предусмотренные этим правопорядком средства защиты будут использованы корпорацией, она может прибегать к дипломатической защите своего государства. Такое положение, разумеется, не исключает возможности включения в соглашение положения о передаче возникающих споров на рассмотрение международного арбитража.

Опираясь на результаты анализа практики, в частности судебной практики США, Ф. Манн, уделивший исследованию проблемы много внимания, предложил следующий компромисс. Он обосновывал право государства регулировать вопросы, вытекающие из его контракта с ТНК, если того требуют общественные интересы. Если же заключающий контракт с иностранным государством желает быть защищенным от воздействия законодательства этого государства, то он должен добиваться подчинения контракта иной правовой системе *(367).

Проблема правового регулирования деятельности транснациональных корпораций приобретает все большее значение для международной политики и правопорядка. Сконцентрированные в их руках финансовые ресурсы превышают те, что находятся в распоряжении государств. По данным ООН, уже к 80-м гг. прошлого века 650 крупнейших, преимущественно американских, ТНК контролировали ликвидные активы, превышавшие валютные резервы всех государств *(342). В 1996 г. капитал ТНК составил примерно 2,6 трлн. долл. *(343) С учетом сказанного неудивительно, что уже в 1946 г. представители США предложили, чтобы в рамках ООН был изучен вопрос о предоставлении концернам международной правосубъектности *(344).

В литературе получили распространение взгляды, авторы которых рассматривали ТНК как новых суверенов, как мировые державы, оказывающие на мировую политику большее влияние, чем государства, не считаясь при этом с международным правом *(345). Эксперты Сената США пришли к следующему выводу: "Многие крупные американские компании самым существенным образом влияют на политику государства. Зачастую они определяют ее даже в большей мере, чем должностные лица" *(346). Специалисты стали утверждать, что в ближайшие десятилетия такое развитие приведет к созданию "глобальной промышленной системы", основными элементами которой будут не государства, а сверхгигантские ТНК *(347). Заговорили о крушении системы национальных государств, наступлении "эры международных корпораций" *(348).

Деятельность ТНК привела к многочисленным случаям нарушения суверенных прав государств. В особенно тяжелом положении оказались новые независимые государства *(349). Неоднократно возникали конфликты. В начале 1972 г. новое правительство Эквадора расторгло соглашение о займе, заключенное предыдущим правительством с консорциумом банков США. Решение об этом было принято после того, как банки отказались исключить из соглашения пункты, которые, по мнению правительства Эквадора, ущемляют государственный суверенитет *(350).

Конфликты, связанные с нарушением суверенных прав государства соглашениями ТНК, не раз выходили на межправительственный уровень. В ноябре 1969 г. МИД Объединенной Арабской Республики уведомил США, что они несут всю ответственность за соглашение, заключенное американской компанией "Кинг ресорсиз" с Израилем, которое предусматривает разведку нефти на оккупированных Израилем территориях ОАР *(351).

В результате такого развития остро встал вопрос о регулировании деятельности ТНК, о введении ее в правовое поле. Большинство юристов придерживалось традиционной точки зрения, согласно которой, несмотря на то значение, которое могут иметь соглашения между ТНК и государством, они являются международными контрактами и подчинены соответствующим системам внутреннего права *(352).

Вместе с тем появились концепции, авторы которых утверждали, что существующий международный правопорядок устарел, поскольку он не учитывает роль ТНК в современном мире. Такого рода концепции отстаиваются не только теоретиками, но и официальными представителями государств. Постоянный представитель Японии при ООН Х. Овада на Конгрессе ООН по международному праву заявил, что "мир страдает сегодня от разрыва, который возник между быстро растущей реальностью того, что предприниматели как индивиды вовлечены в деятельность в глобальном масштабе, и равно стойкой реальностью того, что компетенция регулировать эту деятельность все еще разделена между национальными государствами в рамках системы, основанной на Вестфальском правовом порядке" *(353).

Многие, в том числе и видные юристы, начали разрабатывать концепции, призванные изменить сложившуюся ситуацию с учетом интересов ТНК. В. Фридман утверждал, что частные корпорации обладают ограниченной правосубъектностью по международному праву. Более того, касаясь соглашений с участием ТНК, он отмечал, что "существенный вклад этих международных соглашений в развитие международного права уже достаточно велик и очевидно будет расти из года в год. " *(354).

Заслуживает внимания мнение такого авторитетного юриста, как У. Дженкс. Он писал, что рассматриваемые соглашения не контролируются и не могут контролироваться в общественных интересах ни одной из существующих правовых систем или их сочетанием. "Они являются триумфом экономического могущества и юридической изобретательности, действующих в масштабе, который превышает и временами ограничивает власть отдельного государства. "

По мнению У. Дженкса, международный статус ТНК можно установить лишь на основе баланса преимуществ и ответственности как правительств, так и корпораций. Общий результат определения их статуса должен состоять "в упрочении их общественного положения и облегчении их деятельности, а не в подчинении их утомительным ограничениям, несовместимым с эффективными и экономичными операциями" *(355).

Подобные концепции находят все более широкое распространение в мировой литературе. Они нашли отражение и в изданном под эгидой ЮНЕСКО труде - "Международное право: достижения и перспективы" (автор соответствующего раздела британский профессор Бин Ченг). В нем говорится, что соглашения с участием корпораций находятся вне внутреннего права государств. Они подчинены международному праву или общим принципам права, соблюдение которых обеспечивается специальным арбитражем. Речь идет о независимой правовой системе, которая обоснованно определяется как квазимеждународное право *(356).

Роль ТНК не может не приниматься во внимание. Достаточно много времени решению связанных с этим проблем уделяет ООН. В ее документе "Повестка дня для демократизации" говорится: "Бизнес и промышленность обладают сегодня более значительным влиянием на будущее глобальной экономики и окружающей среды, чем любое правительство или организация правительств". На этом основании делается вывод, что транснациональный бизнес "должен быть признан как необходимый фактор в международной организации и более непосредственно вовлечен в принятие решений на международном уровне" *(357). В рамках ООН создан орган, в котором при участии представителей ТНК разрабатывается кодекс правил их поведения.

Все это свидетельствует о росте роли ТНК и соответственно заключаемых ими соглашений. Тем не менее юридически они остаются контрактами, подчиненными внутреннему праву соответствующих государств.

Характер рассматриваемых соглашений был предметом обсуждения в различных органах ООН, включая Комиссию международного права *(358). Спецдокладчики Комиссии Х. Лаутерпахт и Дж. Фицморис, оба, кстати, советники британского Форрин офиса, в своих докладах констатировали, что соглашения с участием физических и юридических лиц не являются международными договорами *(359). Высказывались и иные взгляды. Тем не менее все согласились с тем, что право международных договоров на них не распространяется. В принятом Комиссией комментарии говорилось, что "соглашение между государством и иностранным физическим лицом либо корпорацией не является международным договором или соглашением, как бы ни было оно на них внешне похоже" *(360). Приведенное положение находит подтверждение и в международной судебной практике *(361).

Особенно часто стремятся обосновать международно-правовой характер соглашений о концессии. Однако в решении по делу Англо-иранской нефтяной компании Международный Суд квалифицировал концессионное соглашение между Ираном и иностранной компанией как нечто принципиально отличное от международного договора *(362).

Определение юридической природы рассматриваемых соглашений имеет существенное практическое значение. Достаточно вспомнить о случаях, когда неправильное истолкование этой природы использовалось для оправдания серьезных нарушений международного права. Одним из предлогов англо-франко-израильских военных действий против Египта явилось то, что последний нарушил концессионное соглашение с компанией Суэцкого канала, которое было объявлено имеющим силу международного договора *(363). В этих целях пытались обосновать международную правосубъектность компании *(364).

Внимательно исследовавший рассматриваемую проблему Ф. Ранго пришел к следующему выводу: ". Правовое основание, которое может быть продолжено транснациональной деятельностью, не является отличной от коммерциональной компании и, подобно им, обретает свой статус: из статуса в государственной правовой системе" *(366).

С учетом сказанного защита прав сторон по таким соглашениям должна осуществляться в рамках правопорядка заключившего его государства. Только в том случае, когда предусмотренные этим правопорядком средства защиты будут использованы корпорацией, она может прибегать к дипломатической защите своего государства. Такое положение, разумеется, не исключает возможности включения в соглашение положения о передаче возникающих споров на рассмотрение международного арбитража.

Опираясь на результаты анализа практики, в частности судебной практики США, Ф. Манн, уделивший исследованию проблемы много внимания, предложил следующий компромисс. Он обосновывал право государства регулировать вопросы, вытекающие из его контракта с ТНК, если того требуют общественные интересы. Если же заключающий контракт с иностранным государством желает быть защищенным от воздействия законодательства этого государства, то он должен добиваться подчинения контракта иной правовой системе *(367).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 364 сообщено о намерении Российской Федерации не стать участником настоящей Конвенции. - Примечание "КОДЕКС".

Государства - участники настоящей Конвенции, в дальнейшем Стороны,

считая необходимым обеспечение структурной перестройки экономик государств - участников Содружества, ускорения научно-технического прогресса,

стремясь обеспечить благоприятные условия для поддержания и развития производственной кооперации между предприятиями государств - участников Содружества,

подтверждая стремление увеличить экспортный потенциал и конкурентоспособность предприятий государств - участников Содружества,

содействуя проведению активной промышленной политики, углублению интеграции и привлечению инвестиций,

придавая важное значение использованию современных форм взаимодействия в области производственной, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной деятельности,

руководствуясь Соглашением о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 года,

согласились о нижеследующем:

Часть 1. Общие положения

Статья 1. Правовые основы деятельности
транснациональных корпораций

1. Настоящей Конвенцией устанавливаются общие основы сотрудничества Сторон в области создания и деятельности транснациональных корпораций (далее - корпорация).

2. Отношения, не урегулированные настоящей Конвенцией, регулируются двусторонними соглашениями между Сторонами, а также их национальным законодательством.

3. Регулирование вопросов применения настоящей Конвенции осуществляется уполномоченным на то государственным органом Стороны, осуществляющим регистрацию корпорации.

4. Стороны договорились, что ведение банка данных о создаваемых корпорациях со стороны органов Содружества Независимых Государств осуществляет Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза.

5. При формировании корпорации каждая из Сторон исходит из необходимости защиты прав собственности на расположенное на ее территории имущество юридических лиц другой Стороны.

6. Стороны согласились, что корпорация создается и действует в соответствии с требованиями законодательства Сторон.

Статья 2. Понятие "транснациональная корпорация"

1. Стороны признают под понятием "транснациональная корпорация" юридическое лицо (совокупность юридических лиц):

имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более Сторон;

образованное юридическими лицами двух и более Сторон;

2. В настоящей Конвенции понятие "транснациональная корпорация" включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т.п.

3. Корпорация вправе осуществлять на территориях Сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Сторон.

Статья 3. Участники корпорации

1. Участниками корпорации могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе из третьих стран.

2. Государственные, муниципальные и унитарные предприятия могут быть участниками корпорации в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Часть 2. Формирование и деятельность корпорации

Статья 4. Создание и порядок регистрации корпорации

Корпорация создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством Сторон способом.

Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства - места ее регистрации.

Статья 5. Организационный проект корпорации

При регистрации корпорации представляется организационный проект корпорации.

Под организационным проектом корпорации понимается пакет документов, представленный в уполномоченный государственный орган Стороны, осуществляющий регистрацию корпорации. Организационный проект содержит необходимые сведения о целях и задачах, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации корпорации.

Статья 6. Органы управления корпорации

Структура управления (состав высшего, исполнительного и контрольного органов) определяется в учредительных документах корпорации, исходя из законодательства государства - места регистрации корпорации.

Статья 7. Понятие "деятельность корпорации"

Под деятельностью корпорации Стороны понимают деятельность ее участников и головного предприятия (центральной компании), ведущуюся в соответствии с учредительными документами корпорации и законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию, и ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Статья 8. Государственная поддержка и стимулирование
деятельности корпорации

Стороны могут на паритетной основе предпринимать не противоречащие законодательству Сторон меры, направленные на стимулирование создания и деятельности корпорации, в том числе на:

передачу в доверительное управление корпорации или ее участнику принадлежащих государствам пакетов акций предприятий - участников корпорации;

зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга), для корпорации-покупателя;

предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога;

отмену двойного налогообложения участников корпорации на территории Сторон, где действует корпорация и ее предприятия-участники;

осуществление беспошлинного ввоза и вывоза оборудования, продукции, работ, услуг и перемещения капитала между участниками корпорации;

предоставление банкам - участникам корпорации, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льгот, предусматривающих снижение норм обязательного резервирования и изменения других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности;

предоставление банкам - участникам корпорации инвестиционных кредитов через Межгосударственный банк и иной финансовой поддержки для реализации проектов корпорации.

В каждом конкретном случае политика Сторон в этом вопросе носит индивидуальный характер и определяется соответствующим нормативным актом.

Статья 9. Ответственность участников

По обязательствам корпорации и/или головного предприятия (центральной компании), возникшим в результате участия в деятельности корпорации, участники несут ответственность в соответствии с законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию.

Статья 10. Отчетность корпорации
и контроль за ее деятельностью

1. Корпорация представляет отчетность в соответствии с законодательством государства - места регистрации корпорации.

2. Юридические лица, входящие в корпорацию, представляют отчетность по месту их нахождения.

3. Уполномоченный государственный орган государства - места регистрации корпорации вправе назначать аудиторские проверки деятельности корпорации в соответствии с законодательством этого государства.

Статья 11. Право собственности корпорации на прибыль
и произведенную продукцию

1. Право собственности корпорации и других юридических лиц, входящих в ее состав, на прибыль и произведенную продукцию определяется законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию, или на основании отдельного межправительственного соглашения.

2. Налогообложение юридических лиц, входящих в корпорацию, осуществляется по месту их нахождения в соответствии с законодательством государства - места пребывания.

Статья 12. Правовые основы регулирования
социально-трудовых отношений в корпорации

Регулирование социально-трудовых отношений в корпорации осуществляется на основе законодательства Сторон, на территории которых расположены ее участники, если иное не оговорено межгосударственными договорами (соглашениями).

Статья 13. Ликвидация корпорации

Корпорация может быть ликвидирована по основаниям, предусмотренным законодательством государства - места регистрации корпорации, а также в связи с прекращением действия соответствующего межправительственного соглашения.

Часть 3. Заключительные положения

Статья 14. Соотношение Конвенции
с международными договорами

Настоящая Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

Статья 15. Порядок вступления в силу Конвенции

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на 30-й день со дня сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты.

2. Для Сторон, ратифицировавших ее позднее, Конвенция вступает в силу на 30-й день со дня сдачи ими на хранение своих ратификационных грамот.

Статья 16. Срок действия Конвенции

1. Настоящая Конвенция действует в течение 10-ти лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.

2. Каждая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 12 месяцев до выхода.

Статья 17. Порядок присоединения к Конвенции

К настоящей Конвенции после вступления ее в силу могут присоединиться другие государства путем передачи депозитарию документов о таком присоединении.

Статья 18. Порядок внесения изменений
и дополнений в Конвенцию

По взаимной договоренности Сторон в настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и дополнения, оформленные протоколом.

Статья 19. Разрешение споров

Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием положений настоящей Конвенции, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон, а также путем обращения в Экономический Суд Содружества Независимых Государств или другой согласованный Сторонами судебный орган, решение которого признается обязательным.

Совершено в городе Москве 6 марта 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.

Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.

ОГОВОРКА УКРАИНЫ
по пункту II-1 повестки дня заседания Совета
глав правительств государств-участников СНГ
"О Конвенции о транснациональных корпорациях"
6 марта 1998 г.

1. За исключением абзаца 2 преамбулы и слов "Экономический Суд Содружества Независимых Государств или другой" в статье 19.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: