Социальное страхование окончательно обрело единый государственный бюджет в каком году

Обновлено: 25.04.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Каждый российский гражданин имеет право на получение бесплатной медицинской помощи и некоторых социальных услуг. Такие преференции гарантируются благодаря обязательному страхованию лица. Ведает этими и другими процессами Фонд социального страхования – ФСС (расшифровка аббревиатуры) . О работе и структуре этого государственного органа будет рассказано Бробанком.

История создания Фонда

Изначально идея обязательного социального страхования возникла еще в 1889 году: в Государственный Совет внесли проект закона, по которому владельцы предприятий и фабрик были обязаны отвечать за увечье или смерть рабочего на производстве. До этого момента подобные вопросы решались между рабочими и работодателями напрямую.

Окончательное принятие закона состоялось только 14 лет спустя – в 1903 году, когда всех использующих наемный труд обязали страховать своих сотрудников от производственной травмы или смерти на рабочем месте. Закон распространялся на всю территории Российской Империи.

В 1918 году количество страховых случаев значительно увеличилось. Теперь, в случае временной болезни или травмы, наступивших вне рабочего места, рабочий мог рассчитывать на социальные гарантии в виде материальной поддержки со стороны государства.

Единый бюджет был сформирован только в 1929 году, а начиная с 1931 года наемные работники могли рассчитывать на получение санаторно-курортных путевок, оплачиваемых Фондом. В этом же году начинается стабильное финансирование детских оздоровительных лагерей. С 1933 года управление социальным страхованием переходит под ведомство национальных профсоюзов. Большие трудности с социальным страхованием наблюдались во времена Великой Отечественной Войны.

В нынешней форме Фонд социального страхования начал действовать 1 января 1991 года после издания соответствующего Указа Совета Министров. Главной целью создания Фонда было формирование резерва на покрытие гарантированной медицинской помощи и всех сопутствующих социальных выплат. В 1993 году ФСС становится финансово-кредитным учреждением, каким им он перестанет быть только в 2005 году.

Что такое ФСС и чем занимается данная структура

Стержнем работы ФСС и основным его назначением считается обеспечение обязательного страхования граждан России. Структура является сугубо государственной, и ее деятельность регулируется Бюджетным кодексом РФ.

Основным назначением ФСС считается обеспечение обязательного страхования граждан России

Формирование резерва производится за счет бюджетных вливаний со стороны государства и обязательных отчислений, которые выплачиваются хозяйствующими субъектами с прибыли. Основная часть бюджета ФСС формируется за счет именно государственных вливаний.

Чем занимается ФСС

Фонд социального страхования занимается государственным страхованием граждан России. В отличие от добровольного страхования, оно является обязательным, независимо от желания самого гражданина.

В основные направления деятельности ФСС включены:

  • Выплата пособий – “декретных”; пособий по временной нетрудоспособности; “больничных” листов.
  • Страхование от производственных травм и несчастных случаев на производстве.
  • Выдача санаторно-курортных путевок застрахованным лицам.
  • Обеспечение набором лекарств – при соответствующем врачебном назначении.
  • Обеспечение граждан с ограниченными возможностями техническими средствами и протезами.
  • Оплата родовых сертификатов.

ФСС - организация, которая ведает выплатами всех гарантированных льгот, за исключением пенсии

Помимо этого, ФСС – это государственная организация, которая ведает выплатами всех гарантированных льгот, за исключением пенсии. Через ФСС граждане России получают возмещение расходов на погребение. В каждом субъекте РФ устанавливается минимальная стоимость похорон, включая и покупку ритуальных принадлежностей. До или после всех похоронных мероприятий, родственники умершего могут обратиться в местное отделение ФСС для получения положенного денежного возмещения.

Структура Фонда социального страхования

ФСС — это многоуровневая организация, состоящая из большого количества департаментов и отделений. Головной офис и Управление постоянно базируются в Москве, а в каждом субъекте федерации присутствует обособленное отделение.

ФСС - это многоуровневая организация, состоящая из большого количества департаментов и отделений

Сейчас в структуру Фонда входят следующие департаменты:

  • Правовой.
  • Финансовый.
  • Страхования профессиональных рисков.
  • Административно-контрольный.
  • Администрирования страховых взносов.
  • Контрольно-ревизионной работы.
  • Госуслуг и стратегического развития.
  • Социальных программ.
  • Сводно-аналитической работы.
  • Информационных технологий и защиты информации.
  • Проектного развития.
  • Обеспечения деятельности центрального аппарата.
  • Внедрения новых средств обслуживания клиентов.
  • Организации и обеспечения страховых выплат.
  • Развития центров реабилитации.

Каждый из указанных департаментов отвечает за определенные функции и направления деятельности Фонда. В субъектах федерации отделения отчитываются перед главным региональным ФСС, который, в свою очередь, контролируется Управлением.

За счет чего формируются выплаты

За каждого официально трудоустроенного работника организации и индивидуальные предприниматели уплачивают 2,9% в месяц от среднего годового оклада. Эти отчисления наряду с НДФЛ и пенсионными выплатами являются обязательными. За неуплату взносов предусматривается административная и уголовная ответственность.

За каждого официально трудоустроенного работника организации уплачивают 2,9% в месяц от среднего годового оклада

Из получаемых отчислений Фондом формируется финансовый резерв, который впоследствии расходуется на выплаты социальных пособий. Подобный обязательный характер был введен по причине большого количества злоупотреблений и фальсификаций со стороны работодателя.

К примеру, сотрудница, имеющая законное право на получение “декретных” выплат могла остаться без всякой поддержки со стороны работодателя, который просто отказывался выполнять свои обязанности. Чтобы такого не происходило, было принято решение передать полномочия по гарантированным социальным выплатам Фонду социального страхования.

В результате такой реформы работодатели могут быть освобождены от социальных выплат, так как сотрудники (страхователи) контактируют с ФСС напрямую. Для получения гарантированного пособия им необходимо через своего работодателя (через главного бухгалтера) передать документы, подтверждающие их право на получение материальной поддержки. Далее:

  • Документы передаются в обособленное отделение ФСС.
  • Фондом производится расчет размера выплаты.
  • Страхователь в течение установленного законодательством срока получает положенную ему материальную поддержку.

При этом выплаты могут иметь разовый характер, как при производственной травме, так и систематический, как при выплате пособий по уходу за ребенком. Сегодня эти процессы полностью автоматизированы, поэтому все положенные суммы выплачиваются страхователям день в день. В этом и заключается основное назначение ФСС.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г . был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г . был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

В 1912 г. третья Государственная Дума приняла пакет страховых законов: "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих" и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.

С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет, а с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов. В 1971 году введено социальное страхование колхозников, для чего был создан Централизованный Фонд социального страхования колхозников наряду с бюджетом государственного социального страхования рабочих и служащих. Страховой тариф был установлен в размере 2,4% от начисленной оплаты труда.

С введением социального страхования колхозников государство завершило свои конституционные обязанности по выполнению социальных обязательств для всех категорий, трудящихся страны, уравняв тружеников села с рабочими и служащими.

20 лет просуществовала эта система, претерпевая значительные изменения, и в 1991 г. слилась с системой государственного социального страхования рабочих и служащих.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. Управление Фондом было возложено на Совет Федерации независимых профсоюзов РСФСР (ФНПР).

Однако только 29.05.1991 года совместным постановлением Совету Федерации независимых профсоюзов России (СФНПР), согласованным с Минфином РСФСР и Министерством юстиции РСФСР, были утверждены «Временное положение о Фонде социального страхования РСФСР» и «Временная Инструкция о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования РСФСР».

Была создана структура управления Фондом. Высшим органом стало Правление Фонда в составе 150 представителей Центральных и региональных отраслевых комитетов профсоюзов и Исполнительная дирекция, подотчетная Совету Федерации независимых профсоюзов России.

Но в регионах в 1991 году ничего не изменилось. При региональных советах профсоюзов или федерациях профсоюзных организаций (в разных субъектах России объединения профсоюзов в это время уже назывались по-разному) как работали ранее, так и продолжали в течение всего 1991 года работать отделы по государственному социальному страхованию под управлением профсоюзов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Феде

В 1994 г. на основе Фонда социального страхования РСФСР был создан Фонд социального страхования Российской Федерации, деятельность которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации". Согласно данному нормативному правовому акту Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами.

С 2000 года Фонд социального страхования РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 года 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

С 2006 года Фонду социального страхования переданы дополнительные функции по ведению женщин в период беременности государственными и муниципальными учреждениями в виде выдачи родового сертификата в рамках Национального проекта «Здоровье».

С 1 января 2007 года Фонд социального страхования финансирует пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим гражданам.

С 1 января 2010 года вступили в силу Федеральные законы от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Впервые в своей истории Фонд социального страхования становится администратором страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 г. N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонда внедряется новая форма выплат застрахованным гражданам, уже сегодня на новую форму расчета перешли 59 субъектов Российской Федерации.

С 1 июля 2017 года Фондом успешно внедрен на территории Российской Федерации электронный листок нетрудоспособности.

Делопроизводитель
тел./факс (81853) 4-05-83

Понедельник - Четверг
8:30-17:00
Перерыв 12:30-13:30
Пятница

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г . был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: