В качестве гарантий от всевластия какого либо государственного органа правовом государстве выступает

Обновлено: 27.03.2024

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

В социально-политической жизни идея правового государства означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правового государства.

Верховенство права (закона) в обществе как главный признак правового государства предопределяет прочие его признаки и предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан. Например, в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело за неуплату налогов против министра экономики, в США — против второго лица в государстве — вице-президента.

Прочная власть, как утверждал известный русский правовед Б. А. Кистяковский,— это власть плюс законность; общество с развитым правопорядком — это дисциплинированное общество.

Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека — право на жизнь, на достойное существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права граждан на «прайваси», т. е. на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, на личные отношения, тайну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными страха,— справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона,— значит жить в несчастливой стране». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на нее. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать.

Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правового государства.

Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения.

Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает его верховенство в обществе.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.

В президентской республике, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время конгресс в США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь его к особому суду, роль которого выполняет сенат.

Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария) характеризуется прежде всего верховенством парламента, который формирует правительство и перед которым оно несет ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, возглавляющего правительство.

В смешанной, или полупрезидентской, республике (Франция) наряду со всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным собранием), который может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь, французский президент имеет право распустить парламент.

В парламентской монархии (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент.

Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе, незыблемость прав человека, взаимная ответственность государства и личности, разделение государственных властей.

Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

К концу ХХ столетия в ряде стран (ФРГ, США, Франции и др.) были созданы типы правовых и политических систем, во многом соответствующие идеям правовой государственности.

    Иммануил Кант для обозначения своей модели употреблял термин «правомерное государством».Термин «правовое государство» утвердился в научной литературе позже, в первой трети XIX в.

Основополагающий принцип правового государства - верховенство права в обществе. Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона. Право имеет наибольшую возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Право детально регламентирует компетенцию органов государства. В отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм) право носит формально определенный (письменный) и общеобязательный характер.

Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. Например, в 1990-е гг. в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов.

Однако правовое государство цементирует не столько угроза применения санкций, сколько согласие большинства людей добровольно исполнять предписания законов. «Без подчинения себя некоему высшему обязывающему началу общество, - как отмечал русский философ П. И. Новгородцев, - подвержено самоуничтожению и разрушению».

Подчеркнем, что право лишь тогда становится правом, когда ориентируется на права человека и закрепляет их в законах. В противном случае законы могут иметь противоправный характер и вряд ли вызовут уважение граждан.

Иными словами, в правовом государстве должны действовать правовые законы: гуманные, справедливые, закрепляющие права человека.

Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность - еще один признак правового государств а. Наивно думать, что эти права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу совести, мысли, слова и пр.) дарует человеку государство. Они принадлежат ему от природы и являются поэтому естественными и неотчуждаемыми.

В правах человека выражена его свобода - возможность действовать в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).

Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более не покушаться на нее. Иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен понимать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правам и, которые он должен признать, учесть, уважать.

Для правового государства характерны демократические, соответствующие законам процедуры формирования власти, действует принцип разделения государственных властей. Его сущность в том, что ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждая из них осуществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другой ветви. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится из силы развития в силу торможения. В правовом государстве верховное положение занимает законодательная власть, ибо именно она облекает в закон политические решения. В качестве гарантии от всевластия какой -либо ветви при их взаимодействии выступает так называемая система сдержек и противовесов.

Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной инициативы), дает заключения на те законопроекты, которые требуют дополнительных финансовых средств. Возможность выражения недоверия правительству со стороны законодательной власти сбалансирована возможностью роспуска парламента президентом.

Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды России имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В пределах своей компетенции они рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы власти. В системе разделения властей особое место принадлежит Конституционному суду. Он решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, разрешает споры между федеральными органами власти, осуществляет толкование Конституции.

Президент РФ, являясь главой государства, не относится ни к одной из трех ветвей власти, а обеспечивает согласование их деятельности. Он вправе применять вето в отношении недостаточно глубоко продуманных законопроектов.

В свою очередь законодательная власть может применять в отношении президента механизм импичмента (т. е. отстранения от должности).

Принимая законы и другие политические решения, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен принцип взаимной ответственности государства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол.

К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент. Импичмент - это привлечение высшего должностного лица государства к юридической ответственности. Оно влечет отстранение его от должности по основаниям, установленным Конституцией.

На правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного проступка.

Отметим, что к началу XXI в. с развитием международной интеграции классическая теория правового государства была дополнена новым положением. Его суть - подчинение национальных правовых систем международному праву. Итак, основными принципами правового государства являются: верховенство права в обществе, разделение государственных властей, взаимная ответственность государства и личности, приоритет норм международного права.

Гражданское общество и правовое государство ТЕМА УРОКА

Признаки правового государства
Верховенство права (правового закона) в обществе, во всех его сферах
Закрепленная конституционно незыблемость неотъемлемых прав каждого человека: права на жизнь, на достойное существование и т. д.
Равенство в правах всех граждан государства
Взаимная ответственность государства и личности
Разделение государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную

Правовое государство это демократическое государство, где обеспечивается го.

Правовое государство
это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом.

Основные идеи правового государства: - свобода, капитализм, господство прав.

Основные идеи правового государства:
- свобода,
капитализм,
господство права,
демократия

Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступ.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они по-разному реализуются в государствах с разными формами правления:
Президентская республика
Парламентская республика
Смешанная (полупрезидентская) республика
Парламентская монархия

Гражданское общество

Гражданское общество уровень развития общества, которое характеризуется без.

Гражданское общество
уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.

Признаки гражданского общества Гражданское общество тесно соприкасается и вза.

Признаки гражданского общества

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:
верховенство закона во всех сферах жизни общества:
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
взаимная ответственность личности и государства;
реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

Реализация системы сдержек и противовесов в президентской республикеПрезидент.

Реализация системы сдержек и противовесов в президентской республике
Президент
Глава государства
Избирается всеобщим голосованием
Может пользоваться правом вето при подписании законопроектов, принятых парламентом
Правительство
Формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент
Не может быть смещено парламентом
Парламент
Может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь его к особому суду
Не может быть распущен президентом

Реализация системы сдержек и противовесов в парламентской республикеПремьер-м.

Реализация системы сдержек и противовесов в парламентской республике
Премьер-министр
Глава правительства
Избирается парламентом при формировании правительства
Правительство
Формируется парламентом
Несет ответственность перед парламентом
Парламент
Верховный орган
Формирует правительство и контролирует его работу

Реализация системы сдержек и противовесов в смешанной республикеПрезидентГлав.

Реализация системы сдержек и противовесов в смешанной республике
Президент
Глава государства
Избирается всеобщим голосованием
Имеет право распустить парламент
Премьер-министр
Глава правительства
Назначается президентом
Правительство
Находится в двойном подчинении
Формируется и контролируется президентом
Несет ответственность и перед парламентом
Парламент
Частично контролирует работу правительства
Может выразить правительству вотум недоверия

Реализация системы сдержек и противовесов в парламентской монархииМонархВласт.

Реализация системы сдержек и противовесов в парламентской монархии
Монарх
Власть ограничена в сфере управления и не распространяется на законодательство
Выполняет в основном представительные функции, выступая символом единства нации
Правительство
Формируется парламентом
Несет ответственность перед парламентом
Парламент
Играет наиболее значительную роль
Формирует правительство и контролирует его работу

Международные документы о правах человека.

Международные документы о правах человека.

Всеобщая декларация прав человека Принята Организацией объединенных наций.

Всеобщая декларация прав человека

Принята Организацией объединенных наций 10 декабря 1948 года
На основе Всеобщей декларации прав человека приняты другие важные нормативные документы

Права, провозглашаемые Всеобщей декларацией о правах человекаОбщественные пра.

Права, провозглашаемые Всеобщей декларацией о правах человека
Общественные права человека
Право на труд
Право на социальное обеспечение
Право на свободу мирных собраний и ассоциаций
Право доступа к государственной службе
Право на участие в управлении государством и обществом
Право на участие в культурной жизни страны

Личные (гражданские) права человека
Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
Право на невмешательство в семейную жизнь
Право на тайну корреспонденции
Право на владение имуществом

Хартия прав человека (Международный билль о правах человека)Всеобщая декларац.

Хартия прав человека (Международный билль о правах человека)
Всеобщая декларация о правах человека
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Международный пакт о гражданских и политических правах
Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах
Декларация, два Пакта и Факультативный протокол составляют Хартию прав человека - основной документ ООН

Местное самоуправление Местное самоуправление – публичная власть на местах.

Местное самоуправление
Местное самоуправление – публичная власть на местах, учитывающая местную специфику и своеобразие жизненного уклада территориальных сообществ людей.

Муниципальные образования – самоуправляющиеся территориальные единицы. Могут объединять несколько поселений, часть поселения, составлять иные населенные территории.

Местное самоуправление реализуется гражданами непосредственно (на выборах, референдумах, сводках), а также через создаваемые местные органы: представительные органы (совет, земство, дума) и органы администрации во главе с мэром, старостой и пр.

Роль Средств массовой информации в правовом государстве Наблюдение за миром.

Роль Средств массовой информации в правовом государстве
Наблюдение за миром (сбор и распространение информации)
Редактирование (отбор и комментарий событий)
Формирование общественного мнения
Распространение культуры
Политическое просвещение широких пластов населения

Выводы Правовое государство – ведущие демократические ценности Свобода.

Выводы
Правовое государство – ведущие демократические ценности

Свобода человека выражается в его правах и дает возможность проявлению независимых от государства личных и общественных действий граждан

Благополучие и развитие личности тесно связаны с благополучием и развитием гражданского общества

Тесное взаимодействие и взаиморегуляция гражданского общества и правового государства обеспечивает мир и стабильность в обществе

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Охарактеризуйте признаки правового государства. В чём их сущность и значимость?

Obshchestvoznanie. 11kl. _Bogolyubov_2017

Охарактеризуйте признаки правового государства. В чём их сущность и значимость?

Ответ

Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Главный признак правового государства — верховенство права в Обществе. Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права. Право имеет возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Право детально регламентирует компетенцию органов государства. Право в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм) имеет формально определённый (письменный) и общеобязательный характер.

Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. В правовом государстве речь идёт об особом качестве законов — правовых законах. Они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека.

Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность ещё один признак правового государства.

Наивно думать, что права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу мысли, слова и др.) дарует человеку государство. Они принадлежат ему от природы и являются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода — возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).

Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определённую меру. При этом мера должна быть равной для всех.

Принимая законы и другие политические решения, государство берёт на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен принцип взаимной ответственности государства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент. На правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершённого проступка.

Правовое государство предполагает также наличие определённой системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: