Снижение системной коррупции в системе органов государственной власти можно добиться с помощью

Обновлено: 26.04.2024

Выявление факторов, влияющих на коррупционное поведение государственных служащих, а также изучение личности данной категории преступников выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет власти преступлениями. Борьба с коррупцией государственных служащих не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных. Акцент, прежде всего, должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер упреждающего характера.

Особый интерес к предупреждению коррупции вызван двумя главными обстоятельствами: во-первых, практической потребностью в том, чтобы весь механизм предупреждения коррупции работал эффективнее, а предупредительные меры использовались в полной мере; во-вторых, расширением возможности научных исследований в данной сфере. Наряду с этим усиливается стремление науки и практики к изучению предупреждения коррупции «в действии», когда оно выступает не просто в качестве тех или иных теоретических положений, но и конкретный, специфический вид деятельности.

Рассмотрение проблемы предупреждения коррупции, совершаемой государственными служащими, тесно связано с особенностями рассматриваемых субъектов. В этой связи противостоять этим набирающим силу негативным явлениям с помощью стандартных, апробированных ранее методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жестокие меры бесперспективны.

Противодействие коррупции должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию противодействия коррупционной преступности следует базировать на:

а) постоянном анализе изменений коррупции и её причин;

б) определении стратегии и тактике борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т.п.) могут в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

г) разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

д) координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;

е) специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

ж) использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.


В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная служба.

В настоящее время среди огромного количества проблем глобального характера, особое место занимает проблема борьбы с коррупцией. Масштаб ее действия не ограничивается границами одного города и даже одного государства, коррупция охватывает практически все страны мира. Она настолько глубоко проникла в жизнь современного общества, что является его неотъемлемой частью.

Коррупция в современном мире, явление достаточно нередкое, ее проявление можно наблюдать повсеместно. С ней можно столкнуться на этапе реализации общественных услуг, когда происходит прямое взаимодействие граждан с органами власти. Например, для того чтобы устроиться на хорошую работу, получить место в учебном заведении или получить водительское удостоверение. Это все формы проявления мелкой коррупции, последствия которой не так страшны для гражданского общества. Коррупция процветает и в верхних эшелонах власти и уже приводит к более серьезным последствиям, которые представляют реальную угрозу стране.

Многие ученые посвятили свои научные труды теме противодействия коррупции. Изучая и анализируя коррупцию с разных сторон, суть ее не меняется. Коррупция представляет собой любое действие органов, наделенных властью, вопреки действующему законодательству, с целью получения определенной выгоды.

Особую опасность для государства представляет коррупция в системе государственной и муниципальной службы, поскольку оказывает пагубное влияние на благосостояние общества, влечет к росту недоверия граждан к государственным структурам, подрывает авторитет чиновников, а также создает угрозу национальной безопасности страны. И это далеко не весь перечень негативных последствий коррупции в государственных структурах. Она наносит непоправимый вред демократическому устройству общества.

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляет конституция, федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иные нормативно-правовые акты. Противодействие коррупции является одной из первостепенных задач государственной политики любого государства, представляющее собой деятельность органов власти всех уровней по предупреждению коррупции, устранению причин ее возникновения, пресечению коррупционных правонарушений, а так же ликвидации ее последствий. Важно, чтобы в борьбе с коррупцией принимали активное участие широкие слои населения и были вовлечены различные институты гражданского общества, такие как профсоюзы, политические партии и иные общественные организации. Поскольку, только объединив усилия можно достичь успеха и одержать победу в борьбе с коррупцией.

Основными направлениями деятельности российского государства в области противодействия коррупции на сегодняшний день являются:

− укрепление нормативно-правовой базы противодействия коррупции, т. е. разработка и принятие новых законодательных актов, стандартов, решений, которые будут направлены на противодействие коррупции в стране;

− ужесточение наказания за совершение коррупционных правонарушений в отношении должностных лиц и рядовых граждан;

− проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции на всех уровнях власти, что подразумевает применение и использование одинаковых инструментов, методов и подходов в борьбе с коррупцией, как на федеральном уровне, так и на местном;

− формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, путем организации образовательной, воспитательной и просветительской деятельности для широких слоев населения;

− позиционирование государственных и муниципальных служащих как честных, добропорядочных и неподкупных, которые не способны на противоправные действия;

− толкование законов, постановлений и нормативно-правовых актов в области противодействия коррупции доступным и понятным языком для четкого понимания большинством граждан;

− создание механизма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами в области противодействия коррупции;

− формирование и развитие доверительных отношений населения страны к деятельности государственных органов;

− пропаганда государственной антикоррупционной политики, путем эффективного использования средств массовой информации;

− постоянное совершенствование системы и структуры государственного аппарата, осуществление контроля их деятельности специальными службами.

Сегодня к лицам, претендующим на замещение должности государственной службы, и к тем, кто уже является государственным или муниципальным служащим предъявляются довольно серьезные требования. И это вполне оправдано. Поскольку государственные и муниципальные служащие — это лица, которые выполняют государственные функции в рамках действующего законодательства за счет средств бюджета.

В целях недопущения возникновения коррупционных правонарушений на государственной и муниципальной службе, законом определены запреты и ограничения, связанные с ее прохождением. К ним следует отнести:

− государственным и муниципальным служащим запрещается иметь счета и вклады в банках иностранных государств, запрет распространяется на близких родственников;

− ежегодно лица, замещающие государственные должности, должны предоставлять сведения о своих доходах и расходах, а так же обо всем принадлежащим им имуществе;

− государственным и муниципальным служащим запрещается принимать подарки в связи с исполнением своих должностных обязанностей;

− запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а так же иной деятельностью, от которой может быть получен доход, исключением является научная педагогическая деятельность;

− запрещается приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

− в течение двух лет после увольнения с государственной службы необходимо предоставлять информацию о своем месте работы.

Кроме всего этого государственные и муниципальные служащие должны уведомить своего непосредственного руководителя о фактах обращения с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений и обо всех известных им фактах совершения коррупционных правонарушений другими лицами. Все это позволяет недопущению появления коррупционных правонарушений на государственной и муниципальной службе. Какими бы жесткими не казались ограничения и запреты на государственной и муниципальной службе, они обязаны такими быть.

Для того чтобы повысить эффективность противодействия коррупции в России, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, где уровень коррумпированности чиновников минимальный. Ярким примером является Китайская Народная республика, где коррупция практически отсутствует. Все это благодаря тому, что совершение коррупционных правонарушений должностными лицами в этой стране карается смертной казнью. Конечно, здесь не за каждое совершенное коррупционное правонарушение выписывают смертный приговор, все зависит от степени тяжести преступления и характера последствий. В ряде случаев лицам, совершившим коррупционное правонарушение, грозит уголовная ответственность с лишением свободы. Так или иначе, наказания не избежать.

Борьба с коррупционерами в Китае происходит путем формирования в их сознании моральных и нравственных принципов, направленных на повышение чувства долга и ответственности. В данной стране очень часто применяется ротация кадров на всех уровнях государственной власти, которая, способствует отсутствию возможности государственным служащим использовать уже сложившиеся служебные и дружеские отношения для совершения незаконных действий. Кроме всего этого, в Китае существует специальная школа, где государственных служащих учат противостоять коррупции, с помощью медитации и единоборств. Используя данные методы, Китай занимает лидирующие позиции против борьбы с коррупцией.

Еще одной страной, которая может гордиться низким уровнем коррумпированности чиновников является Сингапур, где отличительным направлением противодействия коррупции является повышение заработной платы госслужащих. Что, в полной мере, поспособствовало привлечению на государственную службу высококвалифицированных специалистов, у которых отсутствует мотивация брать взятки.

Сингапур является примером для всего мира в борьбе с коррупцией. Государственные служащие в глазах общества, в этой стране это честные и неподкупные люди, которые трудятся на благо своей страны. Коррупционеров здесь ждет суровое наказание.

Неплохие успехи в борьбе с коррупцией так же имеет Германия. Государственные служащие в данной стране характеризуются такими качествами как честность, порядочность и неподкупность. Коррупционеров здесь ожидает лишение свободы, конфискация имущества в пользу государства, относительно высокие штрафы, лицо, совершившее коррупционное правонарушение потеряет гораздо больше. Здесь большую роль играет менталитет людей, проживающих в данной стране. Совершение коррупционных правонарушений считается аморальным и безнравственным поведением, которое кроме всего пресекается законом.

Для достижения положительных результатов в сфере противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе в России, необходимо использование мировых практик и их внедрение в российское законодательство.

  1. Беловецкий, Д. Д. Противодействие коррупции: состояние исследований и основные взгляды на административную ответственность за коррупционные правонарушения // Юрист. 2019. N 14. С. 28–34.
  2. Гладких , В. И. Противодействие коррупции на государственной службе: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. И. Гладких, В. М. Алиев, В. Г. Степанов-Егиянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 207 с.
  3. Костенников, М.В., Куракин, А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: Учеб. Пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. — М.: Щит-М, 2018. — 213 с.
  4. Купцова А. А., Рютов Д. Ю. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Интерактивная наука. 2017. № 12 (22). С. 100–102.
  5. Мамитова, Н. В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции / Н. В. Мамитова // Право и современные государства. 2017. № 2. С. 88–93.
  6. Румянцева, Е. Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, муниципальная служба, государственная служба, область противодействия коррупции, противодействие коррупции, гражданское общество, Китай, лицо, правонарушение, Россия, служащий.


В данной статье автор рассматривает проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России.

Ключевые слова: противодействие коррупции, государственная власть, конфликт интересов, коррупция, высокая латентность.

В этой связи падает и доверие населения к органам государственной власти, что требует выяснения причин, по которым, на сегодня, борьба с коррупцией в России — малоэффективна.

Анализ новейшей научной литературы [2, 3, 4, 5, 6, 7] показывает, что основные проблемы противодействия коррупции в государственном управлении России сосредоточены в следующих аспектах:

1) психологические потери переходного периода в жизни общества. Распад старой системы моральных и других духовных ценностей вызвал ситуацию потери значительной частью населения нравственных ориентиров, духовных опор и, одновременно, к широкому распространению цинизма, аморальности и криминализации общественного сознания;

2) становление новых государственных институтов.

3) кризисные экономические явления. Спад производства, сокращение объемов продукции, отсутствие обновления основных фондов во всех отраслях народного хозяйства способствуют тому, что все больше предприятий, юридических и физических лиц вынуждены искать кредиты, ссуды и дотации. При таких обстоятельствах увеличивается количество обращений к чиновникам соответствующих министерств и ведомств и, как последствие, более распространенной и всеобъемлющей становится коррупция, захватывая все новые и новые сферы общества;

4) незавершенность формирования правового поля в РФ.

5) неудовлетворительное состояние противодействия преступности. В условиях криминализации общества, распространение особо тяжких преступлений, борьба с коррупцией по рангу важности уступает место заказным убийствам, разбойным нападениям и тому подобное. Вместе с тем правоохранительные и антикоррупционные органы нуждаются в современных действенных методиках выявления и фиксации коррупционных деяний, их эффективного предупреждения.

Как показывает зарубежный опыт, крупнейшие достижения в реализации антикоррупционного законодательства удалось получить в тех странах, где были созданы независимые специализированные органы по борьбе с коррупцией. Однако в России эти органы сталкиваются с рядом проблем, связанных с отсутствием качественной законодательной базы, не разработаны системные подходы к деятельности субъектов противодействия коррупции и их взаимодействия с гражданским обществом в этой сфере, отсутствует концептуальное видение организационно-правового обеспечения противодействия коррупции;

Например, нормы о конфликте интересов, содержащиеся в российском законодательстве о государственной службе, а также в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не лишены недостатков. Долгое время в России нормы о конфликте интересов охватывали лишь одну категорию лиц — государственных и муниципальных служащих. При этом, например, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, лица, работающие в подведомственных организациях, фактически выводились из определения, содержащегося в базовом законе о противодействии коррупции. С принятием Федерального закона от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» нормы о конфликте интересов распространились на более широкий круг лиц, а не только на государственных и муниципальных служащих. Этим же Федеральным законом скорректировано и понятие личной заинтересованности, которая теперь определяется не как возможность получения лицом выгоды имущественного характера, а учитывает возможность получения различных выгод третьими лицами, связанными с должностным лицом [8].

Обозначенные изменения федерального законодательства, несомненно, будут способствовать единству правоприменительной практики и более эффективной профилактике коррупционных правонарушений. Вместе с тем не все вопросы остались решенными. Так, чрезвычайно сложным представляется вопрос о возникновении конфликта интересов при доверительном управлении акциями и паями. На практике чиновники передают имущество в доверительное управление женам, родственникам и другим лицам, поэтому довольно сложно установить, урегулирован конфликт интересов или нет. Не рассматривается так называемый мнимый конфликт интересов, который предусмотрен в зарубежном законодательстве и предполагает ситуацию, когда конфликт интересов существует, но это невозможно доказать.

6) неудовлетворительное состояние борьбы с контрабандой на таможнях. Федеральный бюджет не получает миллионы рублей поступлений. В то же время коррумпированные таможенники и правоохранители незаконно обогащаются;

7) просчеты в кадровом обеспечении института управленческого звена в органах государственного управления. Практическая работа с персоналом, выполняющим задачи в условиях коррупционных рисков, требует учета не только наличия провоцирующих или благоприятных факторов профессиональной деятельности на конкретной должности, но прежде всего психологических особенностей личности;

8) высокая латентность коррупционных правонарушений. Высокая латентность коррупционных правонарушений не позволяет только на базе статистики проследить масштабность и степень распространенности коррупции. По подсчетам ученых, изучающих это явление, доля выявленных правоохранительными органами коррупционных правонарушений не превышает одного процента от фактически совершенных. Для борьбы с коррупцией оказывается недостаточно только исследование масштабов коррупции. Нужно рассматривать не последствия этого явления, а его причины, среди которых в России, прежде всего, называют экономические и социальные проблемы, пробелы действующего законодательства, неудовлетворительную работу контролирующих органов и пр. [6].

9) привлекает внимание тот факт, что борьбу с коррупцией ведут преимущественно среди государственных служащих низшего звена. Субъектов коррупционных деяний высших категорий разоблачают лишь изредка;

10) в современном обществе России, среди граждан нашего государства не принято говорить о коррупции, большинство, даже если знают о ее наличии — молчат по разным причинам. Если говорить о преодолении коррупции в различных сферах нашей жизни, то отметим, что необходимо начинать каждому с себя, не молчать — говорить. Ведь страх, порождает процветания коррупции и распространение ее среди нашего государства [6].

Особое внимание следует обратить на коррупцию среди органов государственной власти, так как органы, которые должны поддерживать уровень государства на международной арене, работать для граждан и государства в целом, чаще всего либо порождают коррупцию, или поддерживают, а не искореняют ее из органов государственной власти для изменения жизни в нашей стране к лучшему.

Подчеркиваем, что коррупция представляет реальную угрозу национальной безопасности нашей страны, а предотвращение и противодействие ей должно быть отнесено к высоким приоритетам государства. Одним из главных факторов, который может повлиять на преодоление коррупции, является отношение населения к этой проблеме.

Статистические данные в государстве показывают, что более половины российского населения подвержено коррупционным правонарушениям в случае, если это повлияет на решение их проблемы или улучшит ситуацию, которая у них сложилась в результате определенных правоотношений. При высокой степени осуждения коррупционного поведения и признания в качестве наиболее эффективных мер строгих наказаний коррупционеров россияне практически не готовы помогать институтам контроля и наказания, участвовать в пресечении коррупционных действий [9].

Распространенность коррупционного поведения, превращение его для значительной массы населения в норму вовсе не означает, что в обществе не остается людей, которые не воспринимают коррупцию, взяточничество в любом виде. Понятно, что определенные социальные группы заинтересованы в существовании коррупции. Однако большинство населения России хочет жить в нормальном правовом, социально здоровом обществе. Для преодоления коррупции, как негативного явления необходимо разработать широкий спектр мер, направленных на снижение уровня коррупции в государственных органах России.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт интересов, Россия, коррупция, государственная власть, орган, высокая латентность, государственное управление, преодоление коррупции, доверительное управление, коррупционное поведение.


Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, борьба с коррупцией.

Не является секретом, что у население не доверяет чиновникам. Причина тому — коррумпированность власти, ставшая притчей во языцех. Коррупция является причиной падения престижа государства, затрудненного социально-экономического роста, подрыва работы государственной и муниципальной службы страны. Среди всех ветвей власти, по статистике, наиболее коррумпированная — исполнительная. Мздоимство и взяточничество служащих, присвоения и растрата бюджетных денежных средств, большое число должностных правонарушений, казнокрадство, откаты, злоупотребления властью, обман при закупках и прочие коррупционные преступления разрушительно влияют на построение гражданского общества. Исполнительная власть является настолько коррумпированной в силу наличия административного ресурса, который представляет ядро исполнительной власти, и злоупотребления которым составляют основную часть коррупционных проявлений в этой сфере. Злоупотребление административным ресурсом дает возможность чиновникам использования материальных и властных ресурсов нарушение должностных обязанностей, вопреки интересам службы, в личных целях, которые как правило — корыстны и низменны. В российской структуре власти существует множество контрольно-ревизионных органов, цель работы которых — борьба с коррумпированностью органов, организаций и должностных лиц. Однако, по иронии судьбы, именно контрольно-надзорные органы характеризуются огромным количеством коррупционных проявлений: этими органами вместо осуществления антикоррупционной деятельности и обеспечения законности, наоборот, часто совершается деятельность, связанная с корыстными превышениями служебных правомочий. «Наиболее распространённые ситуации, при которых чаще всего недобросовестными сотрудниками контрольно-надзорных органов власти используется взяточничество, представляют собой: наложение штрафов, разрешительная и лицензирующая деятельность на занятие различными видами деятельности, в том числе строительства и наделения земельными участками, осуществление контроля со стороны государственных служб (пожарных, санэпидстанций, органов по техническому надзору и т. п.). Больше всего от таких изъянов системы сильно страдает малый бизнес в России» [1]. И это неудивительно, ведь в системе — «откат — услуга», которая устанавливается многими чиновниками, у которых есть разрешительные полномочия, малый бизнес просто прогорит, не получив необходимых условий работы и не сохранив денежные средства.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» предписывается осуществление ряда полномочий исполнительной власти в области предотвращения коррупционных проявлений (ст. 7) [2]. Во-первых, это затрагивает деятельность всех трех ветвей власти в сфере реализации единой антикоррупционной политики государства. Во-вторых, исполнительная власть обязана осуществлять задачу создания механизмов взаимодействия правоохранительных и государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями, гражданами и гражданскими институтами. В-третьих, компетенция исполнительной власти включает в себя полномочия относительно принятия ряда мер, цель которых заключается в привлечении публичных служащих и граждан к активной антикоррупционной деятельности и к формированию в обществе негативной оценки коррупционных проявлений. В-четвёртых, исполнительная власть обладает задачей реализации доступа граждан к информации о работе публичной власти на её различных уровнях, обеспечения независимости СМИ. В компетенцию исполнительной ветви власти входит реализация следующих задач:

– обеспечение совершенствования порядка прохождения публичной службы;

– реализация принципов добросовестности, открытости, чистой конкуренции и объективности при осуществлении закупок, работ и услуг для обеспечения нужд публичной службы;

– отмена необоснованно созданных запретов, ограничений, особенно в сфере экономики;

– улучшение порядка пользования государственным и муниципальным имуществом, государственными и муниципальными ресурсами, а также порядка отчуждения такого имущества и передачи прав на его использование;

– увеличения уровня оплаты труда и социальной защиты каждого публичного служащего;

– содействие международному сотрудничеству и развитию эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с организациями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств, а также различными международными организациями в сфере борьбы с коррупцией, розыску, конфискации имущества, которое было получено преступным путём и находится за рубежом (т.н. офшоры);

– улучшение контролирующих процедур при решении вопросов по обращениям граждан и юридических лиц;

– делегирование некоторых полномочий государственных органов негосударственным организациям;

– уменьшение общего количества служащих с одномоментным увеличением высококвалифицированных специалистов;

– усиленная ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, а также и служащих, в случае непринятия мер по борьбе с коррупцией; – оптимизирование и конкретизация правомочий государственных органов и их работников, которые необходимо отражать в каждом случае в конкретном административном и должностном регламенте.

Многими вышеуказанными задачами могут руководствоваться как органы законодательной власти, так и исполнительная власть. Сейчас традиционный для России способ борьбы с коррупцией представляет собой уголовное преследование лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений. Многими исследователями отмечается, что «за преступления коррупционной направленности всё чаще привлекают к уголовной ответственности высокопоставленных чиновников [3]. В 2013 году — когда борьба с коррупцией прочно вошла в основу государственной политики, в области исполнительной власти зафиксирован ряд резонансных расследований. Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации проведено следствие по уголовному делу о мошенничестве в отношении имущества Министерства обороны. Расследовались уголовные дела в отношении мэров Ярославля, Астрахани, а также проводились расследования по делам в отношении министров региональных правительств (Оренбургской, Свердловской, Нижегородской областей, Республик Саха (Якутия), Северная Осетия и других регионов). В качестве наиболее ярких примеров успешной борьбы с коррупцией можно назвать дело «Оборонэкспорта», дело экс-министра экономического развития Улюкаева.

Однако, можно не доводить дело до многомиллиардных хищений и манипуляций с имуществом, борясь с коррумпированностью чиновников в зародыше. Речь идет о ротации государственных служащих, проведение которой может существенно снизить коррумпированность чиновничьего аппарата. Чиновнику, который по своей натуре склонен к воровству и мздоимству необходимо время на то, чтобы присмотреть потенциальных сообщников, выявить точки соприкосновения, общие интересы, наладить личный контакт, обговорить схемы присвоения денег и т. д. Теперь представим, что кого-то из них подвергают ротации — между сообщниками коррупционного сговора не успевает наладиться прочная связь, что разрывает преступные связи. Причем ротацию в пределах одного региона совершать несложно, поскольку у многих городов, и тем более, краев и областей существует несколько подразделений государственных органов власти, таким образом отсутствуют, нет препятствия для перевода сотрудников. Однако, стоит помнить, что ротация государственных служащих имеет и ряд ограничения. Во-первых, это смена специалистов узкого профиля. Таких работников можно менять только в случае, если в двух органах есть такие специалисты, и можно оформить соглашение об обмене опытом или кадрами. Во-вторых, у самого органа государственной власти могут быть ограничения количества сотрудников в штате. Сказанное особенно актуально для небольших населенных пунктов, в частности — сельских поселений [4], городов Сибири и Крайнего Севера, в которых проживает немного людей.

Вопрос борьбы с коррупцией не имеет универсального решения. Коррупция в России обладает системным характером, она пронизывает практически все сферы жизни общества. Как осуществлять эффективную борьбу с этим крайне негативным явлением в рамках рыночной экономики, еще неясно до конца; однако можно сказать, что наличие антикоррупционного плана и возведение борьбы с коррупцией в ранг государственной политики недостаточно. Нужны новые, нестандартные решения, более того, необходимо понимать, что задача борьбы с коррупцией не может быть решена в одночасье.

  1. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1.М.: Научный эксперт, 2008. С. 178.
  2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
  3. Чернобаева Н. В., Зварыгин В. Е. Правовые меры противодействия коррупции в органах государственной власти // Вестник Удмуртского университета. 2012. Вып. 3. С. 163.
  4. Чашин А. Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. — М.: Дело и Сервис, 2009, с. 83

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, административный ресурс, государственная власть, государственная политика, малый бизнес, публичная служба, Российская Федерация.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: