Следует ли отделить теорию права от теории государства и изучать ее независимо от теории государства

Обновлено: 25.04.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. При использовании достижения теории государства и права в государственном управлении реализуется функция
практически — организаторская
политико-управленческая
идеологическая
прогностическая

2. Юридически закрепленное положение личности в обществе:
правовой статус
полномочия
суверенные права
двойное гражданство

3. Основной недостаток формационного подхода к типологии государств заключается в …
преувеличении роли общесоциальных функций государств
догматизации пяти формаций способа производства и четырех типов государств
догматизации пяти типов государств и четырех формаций
преуменьшении роли классовых функций государства

4. Получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений позволяет ……… метод
функциональный
сравнительный
кибернетический
статистический

5. Пенитенциарная отрасль, нормы которой регулируют условия и порядок отбывания наказаний
уголовно-исполнительное право
уголовно-процессуальное право
гражданско-процессуальное право

6. Правом введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях обладает …
Министерство обороны
Президент
Правительство
Совет безопасности

7. Одним из сторонников «договорной теории» происхождения государства является …
К. Маркс
А. Радищев
Ф. Аквинский
К. Каутский

8. Основной задачей деятельности государства в политической системе общества является …
направление своих представителей во все структуры политической системы
разрешение противоречий, возникающих в обществе
контроль за обществом
осуществление контроля за деятельностью общественных объединений

9. Стержнем механизма правового регулирования является
законность
стабильность
обоснованность
целесообразность

10. В основу федеративного устройства России положен ____________ принцип
национальный
административный
территориальный
национально-территориальный

11. Со свойствами человеческого сознания появление государственности связывают представители ________________________ теории происхождения государства
психологической
договорной
органической
патриархальной

12. Государство — это ______________ изучения философии и теории государства и права
предмет
способ
объект
метод

13. Принцип сдержек и противовесов в государственной власти означает …
разделение труда между ветвями власти
осуществление постоянно действующего взаимоконтроля ветвей власти
оказание взаимопомощи ветвей власти друг другу
независимость ветвей власти друг от друга

14. К вторичному признаку государства относится
идеология
символика
суверенитет
издание правовых актов

15. Функции теории государства и права
гносеологическая
описательная
онтологическая
методологическая


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1.1. Место теории государства и права в системе наук. Предмет теории государства и права

Теория государства и права относится к юридическим наукам, входящим в группу общественных, гуманитарных наук, в систему которых входят философия, социология, политология и др. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они становятся объектом изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве. Это представляет собой общее правило для всех отраслей юридической науки. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга предметом, обусловливающим их содержание, назначение, специфику подхода к изучению одного и того же объекта. Каждая наука имеет свой предмет исследования или изучения, под которым понимается познаваемая ею сторона объективной действительности.

Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права неразрывно связано с выяснением ее характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции. Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Эта наука представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как общая теоретическая и методологическая основа для юридической науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль общей теории государства и права по отношению к историко-правовым, специально-отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки. Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения. С другой стороны, она может успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права. Тесно соприкасается теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве: она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретике и многообразии. Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приемов материалистической диалектики при философском осмыслении общества. Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т. д. [1]

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на ее положения и выводы, касающиеся производственных отношений и экономических законов и регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции [2] . Таким образом, теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, а также иные понятия, которые определяют юриспруденцию в целом (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т. д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что основные ее объекты — государство и право — исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Можно выделить основные черты теории государства и права как науки, вытекающие из специфики ее предмета и указывающие на ее отличия от других наук, предметом исследования которых также является право и государство:

а) теория государства и права — наука теоретическая. Теория — это система знаний о внутренней природе явлений [3] ;

б) теория государства и права — наука общественная, или гуманитарная. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере;

в) в системе правоведения теория права и государства является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения;

г) теория государства и права — наука юридическая, политико-правовая. Политико-правовой характер отражен в самом названии: государство относится к политическим явлениям, а право — к юридическим. Соответственно, политическая и юридическая действительность — объект изучения теории государства и права.

Следует также отметить, что от науки теории государства и права следует отличать одноименную учебную дисциплину. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов определенного профиля. Учебная дисциплина ничего не изучает, поэтому не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений.

1.2. Методология теории государства и права

Методология — это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, научных приемов, применяемых для получения истинных и объективно отражающих действительность знаний. Под методами науки и учебной дисциплины понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов теории государства и права включает в себя следующие методы.

1. Общенаучные методы познания.

• Диалектика — метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Требованиями этого метода является:

— изучение права и государства в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают;

— изучение права и государства в развитии, конкретно-исторически;

— изучение права и государства в связи с общественной практикой.

• Анализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

• Синтез — соединение элементов в одно целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

• Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

• Дедукция — умозаключение от общего к частному (фактам).

• Аналогия — сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

• Абстрагирование — отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях их обобщения и получения целостного знания о предметах и явлениях.

• Моделирование — построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

2. Специальные методы познания.

• Системный — в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину.

• Сравнительный — позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, этапы и тенденции их развития.

• Функциональный — позволяет проникнуть в сущность явлений посредством изучения функций конкретного общественного явления.

• Статистический — состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.

• Математический — состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.

• Конкретно-социологические — состоят в исследовании права и государства на основе фактических данных. К ним относятся:

— опрос — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого;

— анкетирование — техническое средство конкретного социологического исследования, состоящее в составлении, распространении и изучении анкет;

— интервьюирование — способ проведения социологических опросов как целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого;

— наблюдение — целенаправленное (визуальное или иное) восприятие, обусловленное определенными задачами.

3. Частнонаучные методы познания.

• Сравнительное правоведение — это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т. д.

• Правовой эксперимент — это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в массовом масштабе.

• Правовое прогнозирование — это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

• Формально-юридический — метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.) [4] .

Методологическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы.

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и исторической взаимосвязи.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе в теории государства и права. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, поскольку при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития [5] .

С точки зрения либертарной трактовки (академик РАН В. С. Нерсесянц) предмета и метода юридической науки (юриспруденции, общей теории права и государства), в специфике предмета юридической науки выражена и специфика ее юридического метода. Соответственно, можно говорить о единстве предмета и метода юридической науки, которое состоит в следующем: «специфическое понятийно-юридическое знание (то есть юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) — это одновременно и предмет научно-юридического познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов)» [6] . Под последними имеются в виду право и государство. При этом дуализм объекта не противоречит единству предмета общей теории права и государства и выступает в качестве двух необходимых его компонентов.

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Главная Теория государства и права Раздел 1. Введение в курс теории государства и права. I.Теория государства и права как наука.

I.Теория государства и права как наука.

1. Понятие теории государства и права как науки.

Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

2. Предмет и объект теории государства и права как науки.

Объект изучения теории государства и права - это целостное явление государства и права, изучаемое также, со стороны своего предмета иными науки.

Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право.

Предмет теории государства и право - это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта.

Предметом науки теории государства и права выступают общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

3. Структура теории государства и права как науки.

Структуру теории государства и права как науки составляют:

- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

4. Функции теории государства и права как науки.

Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

- Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право.

- Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу.

- Идеологическая функция, отраженна в том, что выводы и достижения науки теории государства и права влияют на правосознание, правовую культуру индивида, а также на государственную идеологию.

- Эвристическая функция, находит отражение в результатах изыскания науки теории государства и права, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

- Образовательная функция, отраженна в том, что наука теории государства и права вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства.

- Методологическая функция, отраженна в том, что наука теории государства и права, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки.

5. Методы теории государства и права как науки.

Метод теории государства и права - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых изучаются и постигаются общие закономерности происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Классификация методов теории государства и права:

- Всеобщие (философские) методы, подразделяются на метафизику и диалектику, последняя разделяется на материалистическую диалектику и идеалистическую диалектику, идеалистическая диалектика делится на субъективный идеализм и объективный идеализм.

- Общенаучные методы, среди которых выделяется анализ, синтез, индукция, дедукция, а также системный метод и метод научного эксперимента.

- Частнонаучные методы, в частности социологический, статистический и кибернетический, статистический, системный исторический и психологический метод познания.

- Частноправовые методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический метод.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Назовите требования законности (подчеркнуть правильный ответ):
Открытость
Верховенство правового закона
Безотлагательность закона
Единство закона
Непререкаемость
равенство всех перед законом

2. Государственный аппарат — это:
Административно-территориальное устройство
Органы исполнительной власти
Система органов государства
Многопартийная система

3. Отметьте правильные способы изложения норм права в статьях нормативных актов.
Отсылочный
Объемный
Условный
Бланкетный
Примерный
Прямой

4. Признаки государства, отличающие его от организации публичной власти первобытного общества.
Наличие моногамной семьи
Применение принуждения
Территориальное деление населения
Наличие публичной власти не совпадающей с населением
Наличие религии
Взимание налогов с населения

5. Установите соответствие между методами изучения предмета теории государства и права и соответствующими им исследовательскими направлениями:
Сравнительного правоведения — специальные
Индукции и дедукции — общенаучные
Интерпретации — частнонаучные
Функциональный — общенаучные
Статистический — специальные
Социально-правового эксперимента — специальные
Логических обобщений — частнонаучные
Системно-структурный – общенауный
Анализ и синтез — общенаучные
Конкретно-социологических исследований — специальные

6. Формами непосредственной реализации норм права называют:
Систематизация норм права
Отклонение норм права
Усвоение норм права
Исполнение норм права
Использование норм права
Соблюдение норм права

7. Объектами правоотношения являются (правильные отметить):
Похищенное имущество
Вещи и ценности
Предметы природы
Взаимные симпатии
Спортивные сооружения
Блага неотделимые от личности
Услуги (полезный результат действий)
Продукты духовного творчества

9. Стадиями правотворчества являются:
Правотворческой инициативы
Размышления над проектом
Голосование проекта
Оформление проекта
Опубликование
Установочная
Обсуждения проекта
Отработки текста проекта
Исправления грамматических ошибок

10. Назовите принципы правового государства:
Самоограничение государственной власти
Верховенство закона
Конституционализм
Юридическое равенство
Взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед своими гражданами

11. Нормы материального права отличаются от норм процессуального права:
По характеру ответственности при правонарушении
По свойствам
По приоритету
Приемам урегулирования общественных отношений «что делать?», «как делать?»
По юридическим последствиям
По адресату

12. Различают способы толкования норм права (отметить):
Ретроспективный
Грамматический
Системный
Альтернативный
Историко-политический
Методом «от противного»
Рациональный
Телеологический

13. Назовите виды правового поведения (подчеркнуть):
Поведение за столом
Правомерное поведение
Правонарушение
Пограничное поведение
Привычное поведение
Религиозное поведение

14. Из предложенных наименований отберите специальные отрасли права:
Уголовно-исполнительное право
Уголовное право
Финансовое право
Гражданское право
Конституционное право
Прокурорский надзор
Торговое право
Инвестиционное право

15. Отметьте элементы состава правонарушения:
Объекты правонарушения
Место правонарушения
Объективная сторона правонарушения
Причинная связь
Субъективная сторона правонарушения
Покушение на правонарушение
Субъект правонарушения

16. Отметьте направления реформирования правовой системы:
Судебно-правовая реформа
Реформа ЖКХ
Образовательная реформа
Реформа законодательства
В сторону либерализации
Административная реформа

17. Функциями права называют:
Уравновешивающая
Охранительная
Воспитательная
Интеграционная
Предупредительная
Регулятивная

18. Компоненты формы современного государства:
Форма государственного устройства
Форма правления
Политический (государственно-правовой) режим
Основные права и свободы
Демократия
Тирания

19. Функции государства — это:
Цели и задачи государства.
Деятельность органов государства.
Основные направления деятельности государства.
Принципы деятельности государства.

20. Назовите виды основных прав и свобод человека и гражданина по критерию их приближенности к индивиду:
Экологические права
Политические отклонения
Личностные права
Право на дружбу
Интеллектуально-культурные права
Политические права

21. Назовите свойства права:
Формальная определенность
Нормативность
Добропорядочность
Эластичность
Толерантность
Системность
Учредительность
Общеобязательность

22. Отметьте виды пограничного поведения:
Циничное поведение
Виктимное поведение
Поведение на стороне
Девиантное поведение
Неправильное поведение
Маргинальное поведение

23. Назовите субъекты законности из ст. 15 Конституции РФ (нужное отметить):
Кружок СНО
Футбольная команда
Государственные органы
Граждане
Должностные лица
Любители пива
Органы местного самоуправления

24. Из перечисленных явлений отберите элементы политической системы:
Самодеятельные организации
Политические нормы
Политическое сознание
Политические отклонения
Политические институты
Семья
Политические дискуссии
Мораль

25. Различают виды диспозиций (правильные отметить):
Проблемные
Установочные
Описательные
Альтернативные
Множественные
Простые

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: